Загадки Саламина



28 сентября 480 года до нашей эры, то есть почти две с половиной тысячи лет тому назад, в Саламинском проливе у берегов Греции произошло первое в истории крупное морское сражение, сыгравшее важную роль в судьбах античного мира. По крайней мере, первое, описанное в нескольких летописных источниках.

Впрочем, источники эти весьма ненадежны, а порой - явно фантастичны. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что в битве с одной стороны участвовали греки, а с другой - персы и их союзники (финикийцы, киприоты, египтяне и т.д.), причем греки одержали убедительную победу.


Относительно численности участников существуют большие разногласия. Например, древнегреческий летописец Гиперид, живший через 100 лет после описываемых событий, оценивал численность объединенного греческого флота в 220 кораблей, Эсхил, вроде бы, лично участвовавший в сражении - в 310, а еще один греческий историк Ктесий - аж в 700.

Что касается персидского флота, то тот же Ктесий писал, что в нем было примерно 1000 боевых кораблей, Диодор Сицилийский - "более 12 сотен", а Эсхил и Геродот дают конкретную цифру - 1207. Правда, непонятно, на чем она основана.

В любом случае, все эти оценки наверняка очень сильно преувеличены. Даже если считать, что на персидских кораблях было в среднем всего по 100 человек экипажа, включая гребцов (а это довольно мало, на греческих триремах штатная численность команды - 200 человек), то общая численность личного состава персидского флота, собравшегося в Саламинском проливе, составляла, согласно Ктесию, Эсхилу и Геродоту, от 100 до 120 тысяч человек.

Это абсолютно фантастическая величина, тем более, что, по словам Эсхила, в битве участвовало только 40 тысяч персидских моряков. Таким образом, либо греческие историки многократно завышали количество вражеских кораблей, либо эти корабли были, по сути, большими лодками с экипажами из 30-40 человек.

А учитывая, что подавляющее большинство из них составляли гребцы (на греческих кораблях - 80-85% команды), выходит, что на каждом персидском корабле было всего по несколько воинов. В общем, дело темное, тем более, что ни одного изображения тогдашних персидских кораблей не сохранилось.

Та же картина с потерями. Нет никакой достоверной информации о том, сколько людей и кораблей потеряли греки. Согласно изданной в XIX веке книге немецкого адмирала Альфреда Штенцеля "История морских войн", потери греческого флота составляли 40 триер. Однако автор не поясняет, откуда он взял эту цифру. Античные историки на сей счет дружно хранят молчание.

Относительно потерь персов Геродот писал, что после сражения у них осталось 300 кораблей из 1200, то есть, надо полагать, что 900 - утонули, либо были захвачены (однако о захвате трофеев никто из греков не упоминает). Эсхил, сочинявший пьесы для театра, цифр не приводит, но патетично восклицает "под кровью персов скрылась гладь морская!". Не зря его называют отцом классической трагедии. Остальные древние летописцы данный вопрос игнорируют, а Штенцель, опять-таки, непонятно на каком основании оценил персидский урон в 200 кораблей.

Но, как бы там ни было, а с Саламина пошла история морских баталий. И чем дальше, тем точнее и подробнее она становилась. А на заставке - современный рисунок с изображением Саламинской битвы. Поскольку, как я уже сказал, аутентичных изображений древнеперсидских кораблей нет, автор изобразил их по образцу древнегреческих и даже с характерными греческими "глазками". Можно только гадать, насколько это соответствует действительности.



Примерная схема расположения греческого и персидского флотов перед началом битвы. Из этой схемы следует, что ни о каких тактических приемах там речи не было, сражение шло по принципу "стенка на стенку".



Очень зрелищная, но абсолютно фантазийная картина Саламинской битвы в исполнении немецкого художника XIX века Вильгельма Каульбаха.



Еще одно современное изображение Саламинского побоища в том виде, как его представляет художник-иллюстратор английского издательства "Оспрей".



ris-114-obschiy-vid-grecheskoy-triremy.jpgРеконструкции древнегреческих боевых кораблей.



Размещение гребцов на древнегреческой триреме и полюбившийся местной пернатой фауне памятник, воздвигнутый современными греками на берегу Саламинского пролива.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: https://vikond65.livejournal.com/671771.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 51

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik (Алексей Богомазов) 30 сентября 2017 07:42
    В чем загадка -то ?..Факт есть, битва у Саламина была , персы имели численное преимущество..Греки одержали победу..причем убедительную..Что подтверждается дальнейшими событиями этой войны..Персы на море уже не господствовали..Да историки не сходятся в вопросе "сколько вешать в граммах"..в количестве...И вряд ли сойдутся, история давно минувших дней, предание старины глубокой..
  2. igordok (Игорь) 30 сентября 2017 08:17
    На ВО как-то уже обсуждалась тема невозможности хода многоярусных гребных кораблей. Необходима абсолютная синхронизация движения гребцов на разных ярусах. На нижних ярусах гребцам досталось короткое весло, а на верхних ярусах длинное. На приведенном нижнем рисунке, гребцы двух нижних ярусов не могут видеть ход весел своих соседей.
    В древние времена, многоярусные боевые корабли были. А вот в средние века и новое время их почему-то создать не смогли. Почему?
    1. Vard 30 сентября 2017 08:29
      Барабан... для синхронизации применяли барабанный бой... Причём, задавая ритм, этим можно было регулировать скорость...
      1. igordok (Игорь) 30 сентября 2017 08:48
        А почему в средние века и новое время не догадались использовать барабаны. Древние греки стучали громче? recourse Ведь многоярусные галеры или дракары ходили-бы побыстрей.
        1. Vard 30 сентября 2017 08:54
          http://galea-galley.livejournal.com/100698.html в средние века по версии автора статьи, делали так...
          1. igordok (Игорь) 30 сентября 2017 09:30
            Современная реплика триремы была сделана, но вроде больше 100 метров пройти не смогла.

            Если найдете кадры успешного испытания реплики буду благодарен.
        2. Котище (Владислав Котище) 30 сентября 2017 09:25
          Ну к слову греческие морские традиции последовательно заимствовали Рим, Византия и Отоманская Порта. Турки использовали барабан на своих каторгах и галерах вплоть до XIX века.
          1. igordok (Игорь) 30 сентября 2017 09:31
            Цитата: Котище
            Турки использовали барабан на своих каторгах и галерах вплоть до XIX века.

            Да, но они были одноярусные.
        3. tiaman.76 (александр) 30 сентября 2017 10:32
          там об многом чего не догадывались..хотя бы промыться надо разок в неделю или руки перед едой помыть
        4. Екатерина II (Izabella) 30 сентября 2017 15:14
          Цитата: igordok
          А почему в средние века и новое время не догадались использовать барабаны

          даже однорядные использовали барабаны. Так ритм лучше и скорость можно контролировать.
      2. igordok (Игорь) 30 сентября 2017 09:15
        Цитата: Vard
        Барабан... для синхронизации применяли барабанный бой... Причём, задавая ритм, этим можно было регулировать скорость...

        Уничтожение барабана или барабанщика приводила к утрате боевого корабля? Если барабанщика прятать, то его слышно не будет. Да и суматохе боя звуковая синхронизация маловероятна.
        1. Molot1979 30 сентября 2017 15:04
          Тем более, что стучат-то и на соседних кораблях. А еще орут, такелаж скрипит, тараны грохочут, огонь трещит, оружие звенит. Как-то барабанный бой тут теряется. Может, все же , галеры, как и в средние века? Просто с разным числом гребцов на весло?
          1. Роман 11 (Роман) 30 сентября 2017 20:47
            Цитата: Molot1979
            Как-то барабанный бой тут теряется.

            Канатами рукоятки вёсел соединяли.
    2. Cartalon (Михаил) 30 сентября 2017 09:09
      Вероятно по этому выручка гребных команд имела такое значение в древности, а в средневековье на галеры отправляли кого попало.
      1. igordok (Игорь) 30 сентября 2017 09:25
        Викинги? Кого попало?
        И в древние времена, и позже, в гребцы брали рабов(каторжан). Естественно там и там их обучали. Стимулом для обучения была жизнь.
        Т.е. Вы считаете что в средние века жили ду ра ки и недотепы, которые не смогли осуществить гениальное изобретение гениальных древних греков. Если-бы многоярусное гребное судно было выгодно, его-бы сделали.
        1. Cartalon (Михаил) 30 сентября 2017 11:21
          Причём тут викинги? А у эллинов на вёслах сидели граждане.
        2. Ken71 (Константин) 30 сентября 2017 11:45
          А зачем и кому нужны были такие корабли в средние века. Бандам викингов. Или таким же бандам славян.
          1. Маки Авелльевич (Дмитрий) 30 сентября 2017 16:15
            Цитата: Ken71
            А зачем и кому нужны были такие корабли в средние века. Бандам викингов. Или таким же бандам славян.


            Галеры использовались до 19-го века
            1. Ken71 (Константин) 30 сентября 2017 16:40
              Там пониже хорошо про галеры.
        3. Weyland (Константин) 1 октября 2017 02:11
          Цитата: igordok
          И в древние времена, и позже, в гребцы брали рабов(каторжан).

          Это у римлян. А у греков (как позже и у викингов) гребцы были свободными - что и давало огромный численный перевес в бою с теми, у кого на веслах были прикованные рабы!
          1. JääKorppi 11 ноября 2017 09:44
            Ни греки, ни римляне в качестве гребцов рабов не использовали! Учите матчасть!
    3. Ken71 (Константин) 30 сентября 2017 11:43
      Поищите в интернете проект Олимпия трирема. Реплика многоярусной триремы была построена многократно испытана и развила на испытаниях до 9 узлов с добровольцами на веслах. Это факт. Триремы были.
      1. Котище (Владислав Котище) 30 сентября 2017 12:11
        Основное отличие галеры от греческих кораблей состояло в том, что при посадке на одно весло двух и более человек досточно иметь одного подготовленного. На триремах уметь грести должны были все гребцы. Хотя факт, что несколько гребцов садились на одно весло тоже неверно приписывать государствам средневековья. Так, четырех, пяти и шестирядные суда греков, карфагенцев и римлян предполагали на верхних ярусах три и более гребцов на весло. Теже самые римские либурны Агрипы предполагали два человека на одно весло.
        Таким образом осмелюсь предположить что развитие гребного флота изначально предполагало увеличение количество рядов весел на одновуровневом корабле. Так называемые тридцатники и пятидесятники. То есть тридцать, пятьдесят рядов весел на корабль. Второй этап это увеличение рядов весел в высоту: диремы, тритемы и далее. До гигантов Палтеломея и Герона. Третий этап - увеличение количества гребцов на одно весло: либурны, а в средние века скамповеи, галеры и др. В конечном итоге победил парус. Хотя как смотреть наверное всетаки - атом!
        Ипоследнее греческий тип сверхлегкого многоярусного корабля прижился только в Средимноземья.
        1. Ken71 (Константин) 30 сентября 2017 12:19
          В реплике триремы за весла посадили кого попало включая женщин. И разогнались до вполне приличной скорости. Уход многоярусных кораблей скорее всего связан со столетиями господства варваров когда технологии были утеряны. А потом такие корабли стали просто не нужны.
        2. Роман 11 (Роман) 30 сентября 2017 21:13
          Цитата: Котище
          греческий тип сверхлегкого многоярусного корабля прижился только в Средимноземья.

          Карфагеняне вероятно много позаимствовали от финикийцев и греков, но не ограничились одним Средиземноморьем. Известно о путешествии ГАнона вдоль берегов Африки, полагают, что достиг мыса Доброй надежды..... Хотя торговые корабли пунов заходили в самые дальние страны древнего мира, их товары были в Индии, и товары Востока также попадали на Запад. Разумеется торговые караваны покидали Гибралтарский пролив, так Гадес был длительное время колонией Карфагена, в общем для обеспечения морской торговли невозможно было обойтись без прикрытия военных (длинных, многоярусных) кораблей от тех же пиратов. Т.е. корабли в мирное время бороздили многие моря и даже Атлантику и наверняка Индийский океан. С другой стороны для защиты восточных коммуникаций могли нанимать флот Египта, если путь шёл через Красное море. Догадки строить бессмыслено, войско А.Македонского чуть не погибло возвращаясь из Индии безжизненной сушей, и лишь флот добрался бес препятствий.
          1. Котище (Владислав Котище) 1 октября 2017 06:19
            Уважаемый Роман, в целом с Вами согласен, но вынужден немного уточнить детали.
            1. Карфаген в принципе и есть одна из колоний финикийцев. Согласно легенде - в 814 году до н.э. Царица Дидона или Элисса, преследуемая своим братом, правителем финикийского города Тира Пигмалионом, после продолжительных скитаний высадилась на северном побережье Туниса, где ею и был образован город Карфаген.
            2. Теперь о путешествии Ганона в "округ" Африки. Если верить источникам, то согласно их датировки в указанное время многоярусных боевых кораблей еще не было. Первые диремы и триремы были упомянуты при захвате персами греческих городов в Малой Азии. И то в перечне сил выставленных городами Элады упоминаются униремы. Окончательно триремы стали основными боевыми кораблями только в эпоху греко-персидских войн.
            3. Я не отрицаю эпизодические выходы многоярусных кораблй в Антлантический и Индийский океан. Один из примеров война Юлия Цезаря с Венетами. Или захват Римом Британских островов. Даже осмелюсь предположить, что Рим и Эллада доходили до Северного моря, но постоянные купеческие операции осуществляли все таки суда иного типа. Меньшего удлинения, более крепкой постройки и расчитанные на парусное вооружение с небольшим экипажем. Наследников этих кораблей история нам не оставила. А в Индийском океане, наоборот прямые наследники этих кораблей до сих пор бороздят Красное море и воды Персидского залива. Да, да это - Доу.
      2. voyaka uh (Alexey) 2 октября 2017 15:10
        Были не только триремы, но и квинквиремы -
        с веслами в четыре ряда.
        Остатки трирем найдены аквалангистами на дне. Без кислорода
        дерево сохраняется. По ним легко посстанавливается и общая длина и
        конструкция.
        1. JääKorppi 11 ноября 2017 09:49
          Не придумывайте, это к археологическим находкам никакого отношения не имеет, фантазии из книг конца 19 начала 20 веков. Пока, находили только фрагменты и в основном тараны погибших кораблей.
  3. ukoft (ukoft) 30 сентября 2017 08:20
    ну со стороны персов было немало и ионических греков. может они и составляли основу флота. источники не помню, но самих персах на коаблях почти небыло, все вассалы.
  4. XII легион (Цезарь) 30 сентября 2017 08:20
    День воинской славы братской Греции.
    Автор молодец что попытался затронуть некоторые из имеющихся лакун.
    Правда, схематично - но тем не менее
    1. семург 30 сентября 2017 13:46
      Цитата: XII легион
      День воинской славы братской Греции.

      Братство с украинцами похерили , теперь к грекам в братья записываетесь? Братья православные что ли , братья славяне кончились?
      1. XII легион (Цезарь) 30 сентября 2017 14:12
        Братство с украинцами похерили , теперь к грекам в братья записываетесь? Братья православные что ли , братья славяне кончились?

        Никуда не записываемся.
        Греция - по Конституции православное государство. И к русским там прекрасно относятся. Я там был - знаю. Греческие флаги вперемешку с российскими, и отношение прекрасное. Турок очень не любят, хоть и страна НАТО.
        Братья славяне не кончились и никогда не кончатся.
        Братство с украинцами не похерили - все еще придет в норму. Главное кровь и вера - все остальное наносное.
        1. семург 30 сентября 2017 18:36
          Греки в НАТО и евросоюзе а не в ОДКБ и еаэс. Славяне поляки, чехи,словене,хорваты,болгаоы итд там же . сербы украинцы на пути туда , белорусов батька пока туда не пущает а так бы с радостью туда же двинулись . И чего там вера и кровь спит ? . У вас с мусульманами татарами одно государство а вы все бредите о славянах и православных братьях.
          1. XII легион (Цезарь) 30 сентября 2017 19:33
            семург
            И чего там вера и кровь спит ? . У вас с мусульманами татарами одно государство а вы все бредите о славянах и православных братьях

            Да кто ж спорит?
            Люди отличные - особенно татары и казахи.
            И я не брежу. Просто Вам поясняю, что все выровняется с теми же хохлами. Как Вы с братом не ругаетесь - а все равно не всерьез, корни и кровь общие. И остальные - перечисленные - как в Европу не рвутся - а все равно свои.
            Все будет нормуль good drinks
          2. Роман 11 (Роман) 30 сентября 2017 21:54
            Цитата: семург
            Славяне поляки, чехи,словене,хорваты,болгаоы итд там же . сербы украинцы на пути туда , белорусов батька пока туда не пущает а так бы с радостью туда же двинулись .

            Ну да, лафа от Матери - России закончилась и все дружненько оторвались от соски wink

            Не представляете, как у нас этому рады, а то ведь пол мира кормили и вооружали request

            Другое дело не все так комфортно чувствуют себя - те же прибалты обозлены, требуют компенсаций..... и их понять можно после "независимости" главный индикатор благополучия и богатства - численность населения потерял до 1/3..... представляете? это вялотекущая катастрофа. Население на треть растворилось в Европе! Поэтому они такие злые tongue Им ещё "катит", что наши туда ездят на отдых, недвижку покупают..... Но у евров с будущим как-то печально, как дедушка Крылов говорил - а вы друзья как не садитесь -..... У них главная безальтернативная проблема - ЭНЕРГОДЕФИЦИТ, лет 20-30 их экономика ещё может? поживёт, потом им "крышка", без наших гидроэлектростанций и т.д. Они сейчас-то от наших углеводородов зависят, а потом со своими бедными родственниками и вовсе, хоть англичане во-время смекнукли, не все там laughing
  5. svp67 (Сергей) 30 сентября 2017 12:18
    Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что в битве с одной стороны участвовали греки, а с другой - персы и их союзники (финикийцы, киприоты, египтяне и т.д.), причем греки одержали убедительную победу.
    Вот зря автор так голословно утверждает. В свете современных "исследований", извилин коры своего головного мозга, молодые, но очень "патриотичные" украинские ученые, поддержанные зам.министра МВД Украины паном Геращенно, доказали, что это были не греки, а древние украинцы.
    1. семург 30 сентября 2017 13:49
      Цитата: svp67
      Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что в битве с одной стороны участвовали греки, а с другой - персы и их союзники (финикийцы, киприоты, египтяне и т.д.), причем греки одержали убедительную победу.
      Вот зря автор так голословно утверждает. В свете современных "исследований", извилин коры своего головного мозга, молодые, но очень "патриотичные" украинские ученые, поддержанные зам.министра МВД Украины паном Геращенно, доказали, что это были не греки, а древние украинцы.

      Ну чем зам.министра МВД Украины хуже министра образования кажись в РФ который у русских нашёл лишнею хромосому.
      1. svp67 (Сергей) 30 сентября 2017 16:19
        Цитата: семург
        Ну чем зам.министра МВД Украины хуже министра образования кажись в РФ который у русских нашёл лишнею хромосому.

        А по подробнее, это кто ж "кажись" такой? У каждого такого "кажись", должно быть Фамилия, Имя, Отчество...попрошу их в студию
        1. Екатерина II (Izabella) 30 сентября 2017 21:19
          Цитата: svp67
          .попрошу их в студию


          насчет спора утраты в средневековье навыков гребцов. Тут надо вспомнить что в РСВ государства не представляли собой римской общество времен зенита. Да и не нужно было им такие подвиги...
          все обмельчало-факел цивилизации потускнел и многое было забыто.
          для примера численность Рима -макс около миллиона....где в раннее средневековье была такая численность-если разучились строить трубы канализации?
          1. Weyland (Константин) 1 октября 2017 02:13
            Цитата: Екатерина II
            где в раннее средневековье была такая численность-если разучились строить трубы канализации?

            В Константинополе. Потому что там - не разучились!
  6. Оператор (Андрей) 30 сентября 2017 16:37
    Автор не прав в главном - в Саламинском морском сражении сторонами были не греки и персы (последние практически не знали морского дела), а греки европейской Греции и греки малоазиатских городов-государств, перешедших на сторону персов (за исключением небольшого количества египетских и финикийских кораблей).

    Битва греков с греками в любом случае не могла не закончиться победой греков laughing

    Плюс тактическая ошибка командования "персидского" флота - оно разделило свои силы на две части, одну из которых направило в обход острова Саламин, что дало возможность греческому флоту проявить расторопность и разгромить противника по частям.
  7. геолог (Дмитрий) 30 сентября 2017 18:27
    У персов не было шансов даже при трехкратном преимуществе. Из за короткой дистанции персидские лучники были практически бесполезны т. как сближение кораблей произошло быстро и потом пошел массовый абордаж и жесткий экшен рукопашной. Греки могли посадить дополнительную пехоту т.к. были возле своей земли и это увеличивало шансы победы каждого корабля, причем захват персидского корабля усиливал греков т.к. на этот шип можно было посадить гоплитов с берега и дальше по нарастающей(думаю на берегу не было недостатка желающих поучаствовать в сражении) В тоже время захват греческого корабля ослаблял персов - либо дробил силы пехоты на призовые команды, либо отнимал время на уничтожение корабля. Силы персов должны были быстро таять, а греки постоянно могли наращивать свои с берега. Когда корабли сцепились греки могли уже задействовать гражданские суда для наращивания сил и здесь для захвата и грабежа вполне могли подойти ополченцы включая патриотично настроенных женщин и юниоров.
    1. Роман 11 (Роман) 30 сентября 2017 21:30
      Цитата: геолог
      Когда корабли сцепились греки могли уже задействовать гражданские суда для наращивания сил и здесь для захвата и грабежа вполне могли подойти ополченцы включая патриотично настроенных женщин и юниоров.

      + лоция большую роль сыграла, местные знали мели и глубины, персидские корабли вроде массово не могли применяться в узостях проливов, короче зря они залезли в эту бухту - чистая засада греков, к тому же Фемистокл разыграл этот бой, через лазутчика.
      1. albert (albert wesker) 30 сентября 2017 21:48
        Подослал своего слугу Сикинна, перса по национальности, к Ксерксу, обещая в начале боя перейти на его сторону. yes
    2. Партизан Крамаха (Андрей) 1 октября 2017 17:26
      Гоплиты в абордажной схватке бесполезны в силу своего специфического вооружения и выучки,заточенных под бой строем.Вот пельтасты-эти да,запросто.Средняя пехота,составлявшая средние ряды фаланги и вступавшая в активный бой если строй нарушался.
      1. геолог (Дмитрий) 2 октября 2017 12:47
        В абордажной схватке все полезны и гоплиты в особенности т.к. имеют шлемы, доспех и короткие мечи. Думаю гребцам и ополченцам было тяжелее, но они молотили персов обломками весел дубинами и досками.
    3. тихоокеанец (Георгий) 2 октября 2017 20:03
      В Др.Греческих полисах на защиту города могли выходить только свободные граждане. Даже раб, если ему довелось обнажить оружие при защите города, автоматически становился свободным гражданином. (если выживал, конечно)
      И я думаю, что на греческих кораблях в Саламинском сражении рабов не было. Т.е не только гоплиты, но и гребцы участвовали в абордаже. А это усиливало абордажную команду корабля в 5-6 раз.
      А различия между гражданскими и боевыми кораблями тогда были ничтожно малы, особенно в др.греческих полисах.
  8. Екатерина II (Izabella) 30 сентября 2017 21:39
    взглянув на карту-там узко и нивелируется любое превосходство врага ибо помощь родного берега.
    Нельзя не рассказать о гении Фемикстоле, который пророчески уговорил афинян дать денег на флот заранее.
    Нельзя не отметить Битву при Артемисии-где дан был 1 урок персам.
    А также главного ударного оружия-тарана.
    С учётом данных особенностей строения судов в тактике тарана различают два основных манёвра-
    1-Прохождение между вражескими кораблями, после чего нападавший поворачивал и таранил неприятеля в кормовую часть судна
    2- Обход неприятельского корабля для того, чтобы сделав крутой поворот, таранить его в борт или кормовую часть.
    Таран неприятельского судна в нос не практиковался, ибо для кораблей лёгкой постройки с острыми очертаниями такой удар являлся опасным
    Нельзя не отметить -божественное вмешательство--штормы неоднократно уничтожали персидские корабли(то те что должны были окружить - все плывшие вокруг Эвбеи для окружения греков корабли, то "400 кораблей" при переходе. В общем тут аналогия с Великой Армадой(Непобедимой)--точнее наоборот.
    А хитрость Фемикстола заключалась в том, что греки учли условия местности. Они прекрасно знали все течения, рифы и отмели в бухтах и проливах Саламина. Персидскими кораблями управляли в основном финикийцы — прекрасные мореходы, но именно у берегов малоизвестного острова весь их тысячелетний опыт оказался бесполезным!
    Грекам и отступать некуда было особо--позади горела Москва, ой--Афины конечно.
    Некоторые персидские корабли благополучно сели на мель, где их захватили греки. Несколько судов наткнулись на рифы и потонули вообще без вмешательства противника. А большая часть передовых персидских кораблей стала жертвой очередной уловки Фемистокла: афинский флотоводец притворился, что его корабли в центре позиции отступают, и «затянул» за собой персов в такое место пролива, где им было физически негде даже развернуться. Когда эллины остановились и кинулись в яростную контратаку, персы вынуждены были в беспорядке отходить, сталкиваясь с другими судами собственного флота и топя их. К вечеру флотилия персов, уменьшившаяся как минимум вдвое, спешно ушла от рокового для нее Саламина. Греки вернули себе господство на море, а годом позже, в битве при Платеях, разбили пешую армию Ксеркса, положив конец планам завоевания Греции.
    Блестящая победа афинян(спартанцев было всего 16 экипажей) в тяжелейший момент войны-спас Афины и Спарту.
  9. voyaka uh (Alexey) 2 октября 2017 15:02
    Представьте себе, что автор - через 2000 лет! - "разоблачает"...
    Курскую битву, например.
    Те же аргументы: "да разве может быть столько солдат и танков
    в одном месте?" "древние авторы явно преувеличивают", "где все эти танки? -
    на месте битвы ничего не найдено". sad
  10. геолог (Дмитрий) 2 октября 2017 20:39
    Схематичное изображение битвы при помощи компьютерной графики как то влияет, вероятно, и на упрощенность восприятия сражения. Вероятно все корабли очень быстро смешались и наступил хаос. Вспоминают, что греки лупили персов веслами, досками и камнями. Персидские корабли нападали друг на друга, и непонятно что это было-то ли греки использовали захваченные корабли то ли часть персидских перешло на сторону греческого союза. В общем хаос вспоминают обе стороны, а четкой схемы до нас не донесли. Да и зачем - это скучно, а прекрасные трагедии Эсхила не дошли до наших дней. Может в них была разгадка?
  11. JääKorppi 11 ноября 2017 09:44
    Статья ни о чём, ничего нового или интересного, краткий обзор для детишек.
Картина дня