История Страны Советов. Как Сталин латинизацию СССР остановил

58
В Казахстане продолжается работа по будущей латинизации казахского языка с внедрением латинизированного алфавита. Сама идея, как известно, принадлежит президенту республики Нурсултану Назарбаеву, который, судя по всему, решил остаться в истории Казахстана не только в качестве первого президента независимого Казахстанского государства, но и как суперреформатор.

Реформа языка для такого случая, как то видится современной Астане, подходит наилучшим образом. Тем более, есть образы, если можно так выразиться, для казахстанского подражания: Туркмения по решению главы государства была переведена на латинский вариант языка в 1996 году, Азербайджан окончательно перешёл на латиницу в 2001 году, к 2017 году продолжается латинизация Узбекистана (несмотря на то, что по плану Узбекистан должен был перейти на латинский алфавит и его повсеместное использование к 2000 году, подавляющее большинство местных СМИ и печатных изданий продолжает выходить на кириллице).



Де-факто, на постсоветском пространстве идёт выполнение основных тезисов, озвученных 26 лет назад – на осенней конференции 1991 года в турецком Стамбуле. Тезисы эти заключались в том, что, по инициативе турецких, как сейчас модно говорить, партнёров, постсоветские республики, имевшие отношение к тюркскому историческому конгломерату, должны были начать переход на латиницу турецкого образца. Речь идёт о турецкой латинизации, которая состоялась почти 90 лет назад – в 1928 году по реформе Ататюрка.

Кстати, двадцатые годы прошлого столетия латинизация проходила не только в Турции. В Азербайджане в те же двадцатые годы XX века арабский алфавит использовался наряду с алфавитом латинским. В мае 1929 года в Самарканде прошла так называемая орфографическая конференция, на которой был представлен латинский алфавит для Узбекской республики. Этот алфавит был признан заменить арабский. И в течение более чем 10 лет в Узбекистане использовалась «гремучая» смесь алфавитной арабики и латиницы, что на самом деле не имело решающего значения по одной простой причине. Уровень грамотности населения тогдашнего Узбекистана составлял не более 18% от числа жителей (примерно от 5 млн человек).

Главный вопрос – а что по поводу латинизации союзных республики в 20-е годы думал союзный центр? Вопрос интересный. На самом деле, мысли по этому поводу у тогдашней Москвы были сугубо положительными. Причина заключается не только в том, что стране было необходимо повышение грамотности населения не только в пределах Среднерусской возвышенности. Среди проектов реформ большевиков после прихода к власти в 1917 году был и проект реформы языковой. Точнее алфавитной.

Получивший европейское образование Анатолий Луначарский, ставший главой Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения) оказался ревнителем перехода русской «каллиграфии» на латинское её написание. Фактически идея перековать русскую кириллицу в европейскую латиницу находилась в одном ряду с другими мерами по, если угодно, «европеизации» Советской России, включая переход на новый для страны календарь. Термин «европейский вариант» языка действительно звучал. По мнению победившей в октябре 1917 года верхушки большевистского движения, кириллический алфавит – непроходимая архаика, который напоминал народам «раскрепощённой» России о «гнёте царизма».

И «гнёт царизма» с языка стали снимать революционными методами. Сколачивались рабочие группы, которые действовали в национальных республиках Советской России и формировавшегося СССР. В течение 15 лет латинизацию попытались провести в тридцати с лишним национальных образованиях и республиках Страны Советов, среди которых упомянутые Азербайджан, Узбекистан, а также Осетия, Кабарда и др. Основной проект учитывал ход латинизации на периферии, и ставил своей целью провести латинизацию и в РСФСР.
Из собрания сочинений наркома просвещения Анатолия Луначарского о подготовке к переходу русского кириллического на латинский вариант («Культура и письменность Востока», 6, 1930, стр. 20-26):

Потребность или сознание необходимости облегчить нелепый, отягченный всякими историческими пережитками, дореволюционный алфавит возникала у всех мало-мальски культурных людей. В Академии Наук шла подготовительная работа. Кадетский министр Мануйлов, опираясь на работу комиссии академика Шахматова, уже подготовил введение нового алфавита, именно этого типа, который был на самом деле введен Советским Правительством. Советское Правительство прекрасно отдавало себе отчет в том, что при всей продуманности этой реформы в ней было, по самой половинчатости своей, что-то, так сказать, “февральское”, а не октябрьское. Я, конечно, самым внимательным образом советовался с В.И.Лениным перед тем, как ввести этот алфавит и это правописание. Вот что по этому поводу сказал мне Ленин. Я стараюсь передать его слова возможно точнее.

"Если мы сейчас не введём необходимой реформы — это будет очень плохо, ибо и в этом, как и в введении, например, метрической системы и григорианского календаря мы должны сейчас же признать отмену разных остатков старины. Если мы наспех начнём осуществлять новый алфавит или наспех введем латинский, который ведь, непременно нужно будет приспособить к нашему, то мы можем наделать ошибок и создать лишнее место, на которое будет устремляться критика, говоря о нашем варварстве и т. д. Я не сомневаюсь, что придёт время для латинизации русского шрифта, но сейчас наспех действовать будет неосмотрительно. Против академической орфографии, предлагаемой комиссией авторитетных учёных, никто не посмеет сказать ни слова, как никто не посмеет возражать против введения календаря. Поэтому вводите её (новую орфографию) поскорее. А в будущем можно заняться, собрав для этого авторитетные силы, и разработкой вопросов латинизации. В более спокойное время, когда мы окрепнем, всё это представит собой незначительные трудности".

Такова была инструкция, которая дана была нам вождём. После этого мы немедленно законодательным путём ввели новый алфавит.
Увы, оказалось не так-то легко осуществить его в жизни. На декрет, можно сказать, никто даже ухом не повел, и даже наши собственные газеты издавались по старому алфавиту.

Я помню, как после выхода в свет номера «Правды» напечатанной по новой орфографии, один доктор прибежал ко мне и заявил: «Рабочие не хотят читать "Правды" в этом виде, все смеются и возмущаются». Революция, однако, шутить не любит и обладает всегда необходимой железной рукой, которая способна заставить колеблющихся подчиниться решениям, принятым центром. Такой железной рукой оказался Володарский (деятель революции, был убит в 1918 году, прим. автора): именно он издал в тогдашнем Петербурге декрет по издательствам печати, именно он собрал большинство отвечающих за типографии людей и с очень спокойным лицом и своим решительным голосом заявил им:
«Появление каких бы то ни было текстов, напечатанных по старой орфографии, будет считаться уступкой контрреволюции, и отсюда будут делаться соответствующие выводы».


История Страны Советов. Как Сталин латинизацию СССР остановил


Однако «ленинским» идеям, помноженным на идеи Луначарского, воплотиться в реальность в Советской России было не суждено. Несмотря на то, что к началу тридцатых Луначарский буквально требовал ускорения латинизации по причине того, что «остающаяся со старым алфавитом Россия отдалилась и от Европы, и от пробуждённой Азии», проект начал угасать.

Ещё вопрос: для чего тем же Ленину и Луначарскому потребовалась латинизация? «Уход от архаики царизма» - это как повод. На самом деле, прекрасно известно, что пришедшие к власти большевики не собирались останавливаться на революции в отдельно взятой стране. Объявленная тогда цель – мировая революция, интернационал. И это требовало, так как сказать, и единого языкового начала - общей базы.

Процесс остановил И.В.Сталин. В январе 1925 года Политбюро Центрального комитета ВКП(б) отдаёт распоряжение руководству Главнауки прекратить разработку плана замены кириллицы в русском языке на латиницу. Причина в том, что мировая революция к тому моменту явно буксовала, мало того, нужно было решать проблемы с управлением «отдельно взятой страны», коей и являлся Советский Союз. 5 июля 1931 года вышло спецпостановление Политбюро ЦК ВКП(б), которое окончательно запретило процесс латинизации со следующей формулировкой:
«...а равно и прекратить всякую дискуссию о реформе русского языка в связи с её угрозой бесплодной и пустой растратой сил и средств государства».



На этом основании ещё через 4 года в СССР начался перевод многих языков Союза в тогдашних его границах на кириллицу, что позволило провести консолидацию в рамках огромного государства. Страна требовала единства во всём, включая и такой аспект как алфавит для национальных языков. Именно на середину-конец 30-х годов в СССР приходится первый скачок числа грамотного населения в национальных республиках Средней Азии.

Так выходит, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев – ленинец?.. Как ленинцы – и те, кто переводил языки на латиницу в Узбекистане, Туркмении и Азербайджане? «Ленинцы» все они, разве что, в том смысле, что явно пытаются примкнуть к формированию отдельного конгломерата - не революционного, конечно, но вполне себе интернационального - тюркистского. С прицелом на "угодить Западу". Вот только без широкого афиширования.

Как в своё время «ранние» большевики, ведя разговоры о кириллице, называли её «пережитком царизма», так и сегодня у наших восточных партнёров всплывают разговоры о «кириллической архаике». Основной аргумент: на латинице языки будут развиваться активнее. Ну, конечно...

Безусловно, это внутреннее дело соседей. Но, по большому счёту, для России это тревожный сигнал. Соседи, решая собственные задачи, пытаются выйти из русского лингвистического поля, давая понять, что собираются формировать «своё собственное». Собственное ли?..
И уж вряд ли стоит отрицать то, что процесс ведётся при активной поддержке турецких неправительственных организаций, которые используют мягкую и действенную силу для вовлечения бывших республик СССР (азиатских) в сферу своего влияния. В общем, как завещал великий Ленин...
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +11
    3 октября 2017 15:15
    Ну наконец вполне себе на злобу дня , ну с учётом перехода Казахстана на латиницу , появилась обзорная такая статья good СПАСИБО!
  2. +7
    3 октября 2017 15:23
    И уж вряд ли стоит отрицать то, что процесс ведётся при активной поддержке турецких неправительственных организаций, которые используют мягкую и действенную силу для вовлечения бывших республик СССР (азиатских) в сферу своего влияния. В общем, как завещал великий Ленин...
    ...Ленин, выходит завещал, что бы среднеазиатские республики в светлом настоящем под влияние Турции попали?
  3. +3
    3 октября 2017 15:42
    Было бы ещё интереснее если бы автор непредвзято ради разнообразия показал плюсы и минусы латинизации.
    1. +1
      3 октября 2017 16:20
      вот вот. Может нам давно латинизироваться или всех начать кирилизировать
    2. +22
      3 октября 2017 16:31
      Цитата: Ken71
      .. плюсы и минусы латинизации.

      Какие ещё могут быть плюсы у латинизации? Деградация письменного, да и устного языка до уровня необходимого для формирования полноценного класса рабов? Смотрим на письменность английского: написание латинскими буквами не соответствует фонетике произношения, поэтому письменность английского лингвисты выкинули их группы буквено-фонетических (звуко-буквенных) и перебросили его в группу иерографических форм письменности. Как говорят: "пишем Манчестер - читаем Ливерпуль". А что случилось с письменностью польского или чешского языка - неописуемый ужал при письме. Так что кроме дальнейшего закабаления народа, никаких плюсов в принципе найти не реально.
      1. +6
        3 октября 2017 16:40
        Но ведь никто не мешает добавлять в латинский алфавит необходимые буквы. Да и я особо не заметил чтобы чехи страдали от своего письма или были рабами. Наверное и поляки с вами не согласятся. В русском кстати тоже не все читается как пишется. Так что вы имхо были предвзяты в своём ответе. Особенно в перле про рабов.
        1. +17
          3 октября 2017 17:46
          Цитата: Ken71
          .. не заметил чтобы чехи страдали от своего письма или были рабами. Наверное и поляки с вами не согласятся. В русском кстати тоже не все читается как пишется ..

          Что жители Полонии (Поляки), что Богемии (Чехии), да и государства/империи Франков, позже Священной Римской империи попали под жесточайшее влияние (оккупацию) латино-язычной Римской Католической христианской церкви. На востоке религиозную власть захватила Ортодоксальная Греческая (возможно христианская) церковь, где в книгах использовались языки как иврит так и греческий. Рим более жестоко относился к введению своей версии религии и всюду насаждал и свой язык и в первую очередь письменность явно для более развитых чем латинский, северных языков. Так и получилось, что в Хорватии, Богемии и Польше насильно ввели явно неполноценный и обрезанный от древне-русского алфавит. Ни жители Богемии, ни жители Польши не выбирали какой алфавит лучше, им приказали, под страхом смерти, и они безропотно согласились. Вы видели, что бы в латино-алфавитных языках использовали традиционные буквы типа буквы "Щ", такого нигде нет. Поляки вместо неё обходятся четырьмя латинскими, это не только писать муторно но и читать противно, попробуйте взять польскую газету и убедитесь в этом самостоятельно. Латинский алфавит есть ничто иное как обрезанный вариант древне-русский алфавита, совершенно не подходящий к развитым языкам северных народов, а русский язык на сегодняшний день является не только древнейшим из известных, но и считается наиболее развитым из всех. С любого языка можно перевести текст на русский, с русского почти невозможно перевести текст на другие, менее развитые языки. Таковы на сегодняшний день законы лингвистики. Желание сменить письменность - равнозначно обеднению языка, вся практика лингвистики об этом говорит. Так что подобные предложения о таком "нововведении" как смена алфавита, явно не столь безобидны как кажется первоначально. Похоже что эта задача - форма очередного закабаление русского этноса, что уже было и не раз в истории. А русский язык и его письменность часто гадят сознательно, примеров много, это длинная тема.
          1. +2
            3 октября 2017 18:06
            Спасибо очень интересно. Осмелюсь спросить вы по профессии лингвист ?
            1. +5
              3 октября 2017 19:20
              Вынужденный, приходилось анализировать тех. информацию практически со всех стран Мира, отсюда повышенный интерес к языкам и формам письменности. Все учителя были только полиглотами, чаще талантливые.
        2. +8
          3 октября 2017 20:23
          Цитата: Ken71
          Да и я особо не заметил чтобы чехи страдали от своего письма или были рабами.

          Народ, сдавшийся без боя при численности армии 75% от вражеской, великолепной линией укреплений и самыми мощными в Европе танковыми заводами - по-Вашему, не рабы по натуре?
          1. 0
            3 октября 2017 22:11
            Нет. Их предали. Причем собственное руководство и разные друзья.
            1. +4
              3 октября 2017 22:16
              Цитата: Ken71
              Их предали.

              Ага. И французов тоже. И поляков. И сербов. И греков. Только вот почему у поляков, сербов и греков без всякого централизованного руководства партизан было чуть более, чем дофига, а у французов и чехов - хрен да маленько? О чехах лучше всего написал их же соплеменник - Святоплук Чех (гкглите "Путешествие пана Броучка в 15й век")
    3. +3
      3 октября 2017 20:28
      А еще интересней было бы, если бы автор объяснил причины латинизации 20-30-х годов. Ведь на начальном этапе на латиницу переводили исключительно те языки, которые использовали арабский алфавит. Затем наступил черед и других график - монгольской, китайской и пр. В первую очередь стояла задача оторвать людей от ислама.
      К концу 30-х годов в мускльманских республиках были закрыты все медресе. Муллы стали безграмотными! Это привело к разрушению системы религиозного образования.
      Учитывался так же фактор того, что ускоренный ввод кириллицы местными националистами будет поднят на щит, как "продолжением царской политики русификации".
      Кроме того, некоторыми руководителями СССР, поклонниками "мировой революции" латиница воспринималась как интернациональный алфавит, всеобщее письмо будущего, поэтому среди них нередко раздавались голоса, предлагавшие перевести на нее заодно и русский язык.
      В 30-ые годы И.В. Сталин вправил мозги сторонникам мировой революции. В связи с общим изменением взглядов руководства СССР изменилась и национально-языковая политика, переставшая удовлетворять советское правительство, которое приступило к реализации плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию». С 1932 – 1933 годов кампания по латинизации, выполнив свою задачу, пошла на убыль, а в 1935-м начался процесс перевода языков народов СССР на кириллицу.
      1. +2
        3 октября 2017 21:22
        Цитата: Curious
        В первую очередь стояла задача оторвать людей от ислама.
        К концу 30-х годов в мускльманских республиках были закрыты все медресе. Муллы стали безграмотными! Это привело к разрушению системы религиозного образования.

        Разговоры переводе алфавита на латиницу были давно с 90-х, но никаких реальных шагов к этому не делалось. Всё оставляли на потом. Хватало других, первоочередных дел. Но случился "КрымНаш", "Новороссия", что заставило резко форсировать процесс. Руководство страны, неприятно удивило даже не столько явное вмешательство " рука Москвы", а сколько положительная реакция большой части казахов. Заставило задуматься о влиянии российской госпропаганды. Как Мустафа Кемаль переходом на латиницу, отрезал новое поколение от влияния ислама, так и власть имущие стремятся ограничить российское влияние/ информационное поле в Казахстане.
        События в Украине показали к чему это может привести и соответственно... feel
        Цитата: EvilLion
        Казахстан - это остатки русского населения, которое держит остатки государственности
        Как-бы в госструктурах преобладают "нерусси" так что, на ком держится государство, ещё вопрос?! Лучше б EvilLion продолжал самолётики клеить после школы, эт у тебя намного лучше получается.. yes
    4. +3
      4 октября 2017 13:57
      ш - sh или sch
      ч - ch
      ю - iu или yu или ju ... и т.д если не употреблять всякие "шляпки", "зонтики" и "хвосты'" к латинским буквам. Слишком неудобно. Чехам, полякам и другим славянам пишущим на латинице не завидую.
  4. +10
    3 октября 2017 16:12
    Прав был Путин, когда сказал, что коммунисты подложили бомбу под устройство СССР. Нам еще эта национальная политика аукнется и не раз.
    1. +6
      3 октября 2017 17:18
      Согласен с Вами: Боронштейн, Каганович, Розенфельд и прочие товарищи с определенными фамилиями,кодом создавали Союз и бомбу замедленного действия установили.
      Мне старик-адыг,коммунист с военных лет,приводил мне слова своего отца- революционера:«при царе люди делились на плохих и хороших,а потом по религии,а теперь хуже стало"
    2. 0
      25 ноября 2017 23:04
      Ну не выдержал. Ленин передал Сталину Союз! Уже в 1922 году скрепив расходящиеся самостийные республики, потому что была реализована единственно правильная национальная политика. А вот может ли Путин вернуть недавно бывшие союзные республики хотя бы в конфедерацию? Правда смешной вопрос?
  5. +6
    3 октября 2017 16:14
    У Луначарского много чего можно найти. Он совсем как современные *тилектуалы* обильно цитирует других, не стеснялся придумывать цитаты. Главное много и обильно цитировать убеждая всех в неграмотности оппонента. Идея не важна.
  6. +5
    3 октября 2017 16:32
    Большевики хотели латинизировать русский язык?!... Да ну... Не может быть. Они же "спасали русскую цивилизацию", как тут некоторые выражаются... Ne veryu!
    1. +3
      3 октября 2017 20:36
      Ваших идейных предков поляков, австрийцы тоже специально на родном польском учили, с которым в империи было никуда, фиксируя их в положении людей 2-го сорта. Так что я не понимаю вашей реакции.
  7. +5
    3 октября 2017 16:44
    И такой вопрос! А за чей счет то банкет будет? Это поменять о вывесок до делопроизводства от сельского акимата до правительства . СМИ, юр лица, от печатей до уставных документов, документироване всего ! Это вот как , воет кое кто в астане - денег нету, Но Азиады, зимние универсиады (ну фиг не вперлась она никому) ЭКСПО, а теперь и на латиницу оне есть))) Папа уже мышей не ловит.
  8. +9
    3 октября 2017 16:47
    Ленин завещал? А почему когда горбач и ебн пропивали и продавали, рушили и ломали, никто об этом не думал? А теперь поезд ушёл...
    1. +4
      3 октября 2017 17:26
      Уважаемый Дусенбай,позвольте Вам напомнить: М. С.отрицательно относился к алкоголю и был инициатором т.н."борьбы с алкоголем",когда вырубали тысячи виноградников
  9. +2
    3 октября 2017 17:07
    Цитата: Ken71
    Но ведь никто не мешает добавлять в латинский алфавит необходимые буквы. Да и я особо не заметил чтобы чехи страдали от своего письма или были рабами. Наверное и поляки с вами не согласятся. В русском кстати тоже не все читается как пишется. Так что вы имхо были предвзяты в своём ответе. Особенно в перле про рабов.

    Пожалуй Вы правы: английское или чехи меньше всего парятся,что у латиница
  10. +1
    3 октября 2017 17:20
    Цитата: василий50
    У Луначарского много чего можно найти. Он совсем как современные *тилектуалы* обильно цитирует других, не стеснялся придумывать цитаты. Главное много и обильно цитировать убеждая всех в неграмотности оппонента. Идея не важна.

    Вы ставите под сомнение слова Луначарского или сомневаетесь в его идейности?
  11. +1
    3 октября 2017 17:31
    когда коту делать нечего, он ....
  12. +3
    3 октября 2017 17:32
    Пан Педро, срочно переходи на латиницу: и московитам наводишь и будешь на одном языке с" демократичной Европой" писать
  13. +3
    3 октября 2017 19:58
    В словаре Ожегова слово язык, кроме прочих имеет значение народ, нация.
    Латинус одно из названий сатаны.
    Латинизация - сатанизация.
    Сталин временно остановил сатанизацию СССР, которую запустил Бланк.
    avt
    parusnik
    Ken71
    hhhhhhh
    venaya
    gorgo..............
    "В Казахстане... продолжается работа по будущей латинизации казахского... языка с внедрением латинизированного алфавита."
    1. +1
      3 октября 2017 21:44
      Цитата: кедр
      Латинус одно из названий сатаны.

      Енто тоже из Ожегова? wassat
  14. +1
    3 октября 2017 20:23
    Смысл, кстати, был, сейчас Китай обладает нулевой возможностью хоть как-то вести пропаганду без перехода на откровенный инглиш, как и возможности предоставлять заинтересованным свои архивы. Просто ничтожно мало людей, даже при желании осилит иероглифический ужас. Но сейчас сложилась ситуация с латинским алфавитом, как вспомогательным при бесчисленных накопленных информационных ресурсах на кириллице. Так что любые попытки смены алфавита закончатся посадкой в лужу, ну или посадкой в нее уже глубже, т. к. Средняя Азия в ней уже сидит. Национальные государства были актуальны веке в 19-ом, а сейчас либо ты знаешь русский, либо ты чу_ка 3-го сорта, а чтобы первого сорта быть, надо английский знать. Может через 100 лет ситуация изменится, но как знание на уровне родного крупного регионального языка, на котором действительно существует большой объем доступной информации, а так же английского в той или иной степени обязательны. И языков таких региональных вряд ли наберется десяток: русский, испанский, китайский, арабский даже не включаю сюда.
    1. +3
      3 октября 2017 20:36
      Цитата: EvilLion
      Так что любые попытки смены алфавита закончатся посадкой в лужу, ну или посадкой в нее уже глубже, т. к. Средняя Азия в ней уже сидит.

      Товарищ, не зная броду...
      в луже то как раз сидим мы,объясняю, на момент нашей проглессивности мы были, а теперь в эплху нанащей регоессивности-мы не только не в бренде , мы в другом находимся месте..
      Относительно Ср.Азии вы хоть ролики президентские смотрите вчерашние.
      А вот

      вам Кахахстан!!! У вас вопросы???
      1. +4
        3 октября 2017 20:38
        Казахстан - это остатки русского населения, которое держит остатки государственности, остальное обитатели юрт. Так что не надо тут. Без Сев. Казахстана не факт, что такое государство вообще бы существовало.
        1. +2
          3 октября 2017 23:04
          Цитата: EvilLion
          Так что не надо тут. Без Сев. Казахстана не факт, что такое государство вообще бы существовало.

          Тогда у меня к тебе,достопочтенный, один,м..,единственный вопрос!
          Почему в нвшей с тобой России не построен НИ ОДИН ТАКОЙ ЖЕ ГОРОД ?!
          1. +6
            3 октября 2017 23:21
            Цитата: Стропорез
            Почему в нвшей с тобой России не построен НИ ОДИН ТАКОЙ ЖЕ ГОРОД ?!

            А Новая Москва? Депутаты небось не одну пару штанов в нафталине сгноили, переезда ожидаючи. laughing
          2. +5
            4 октября 2017 03:40
            А я не знаю в какой вы России живете. И самое главное, какая она у вас в голове.
            Да и небоскребы есть даже в Грозном, что не мешает Чечне быть дырой, где людям работать негде. У меня тут их не наблюдается, а вот с промышленностью порядок.
          3. +1
            4 октября 2017 09:42
            Цитата: Стропорез
            огда у меня к тебе,достопочтенный, один,м..,единственный вопрос!
            Почему в нвшей с тобой России не построен НИ ОДИН ТАКОЙ ЖЕ ГОРОД ?!

            Вы хотите , чтобы российские города тоже мало чем внешне отличались от китайских райцентров ?
            Как Вам угодно , но по мне пусть остается какая-нибудь самобытность.
        2. +1
          4 октября 2017 13:38
          Собаки лают- а обитатели юрт идут дальше!
        3. +2
          4 октября 2017 19:41
          Казахстан - это бывшая Золотая Орда!!! Вам так хочется верить что Казахстан появился ниоткуда, точнее из Руси, а в юртах ведь кто-то жил откуда они взялись?... Не читайте свою вымышленную историю! Просвещайтесь шире!!!
          1. +5
            5 октября 2017 21:35
            Золотая Орда? Где текстовые находки? Где археологические находки? Где хоть что-то? Чисто академически - никакой золотой орды не было.
            1. 0
              6 октября 2017 14:11
              Правильно! Не было Орды! Был Казахстан!!!!!!!!
              1. +6
                6 октября 2017 18:12
                Гы! laughing Сколько помню, на месте Казахстана в ранней РСФСР была киргизская автономная область, потом, много позже, её назвали КазССР. И где был Казахстан до 91-го?
                1. 0
                  7 октября 2017 15:25
                  Мало помните! это всего лишь маленькая страница колонизации.... как хотели так и назвали... Шире и побольше вспоминайте!!! Хотя ваш зомбированный мозг большего не может!
  15. +6
    3 октября 2017 21:10
    СЛАВА! Великому Сталину!
    1. +2
      4 октября 2017 09:49
      Цитата: Попович
      СЛАВА! Великому Сталину!

      При всем к нему уважении , территориальным размежеванием на сов. республики об интересы русского и узбекского народов вытерли ноги .
      1. +3
        4 октября 2017 10:41
        При Брежневе, была очень красивая идея была - упразднить все национальности и была-бы единая общность Советский Народ ( типа Американцы ... и тогда, не различить было-бы хох... от ка..... и белоруса, туркмена от узбека... все Советские), но те у кого была 5-я графа воспрепятствовали....
  16. 0
    3 октября 2017 21:25
    До прихода Кирилла и Мефодия на Русь у нас была Буквица из 49 Буквиц. После них осталось 43. А Ярослав Мудрый, Пётр 1 и Николай 2 вообще ...
    а тут еще этот - Луначарский родился в 1875 году в Полтаве, от внебрачных отношений...

    http://amenra.ru/?p=3899
    1. +1
      3 октября 2017 23:27
      Цитата: Попович
      До прихода Кирилла и Мефодия на Русь у нас была Буквица из 49 Буквиц. После них осталось 43 ..

      Вот бы ещё дополнительно узнать когда это Кирилл и Мефодий посетили впервые Русь, ведь до 1901-го года никакой информации о них нигде не публиковалось. Попробуйте чего-нибудь почитать о них в литературе хотя бы XIX-го века, пока никто ничего о них ещё не нашёл. Вот дела.
      1. +2
        4 октября 2017 00:56
        Цитата: venaya
        Попробуйте чего-нибудь почитать о них в литературе хотя бы XIX-го века, пока никто ничего о них ещё не нашёл. Вот дела.

        Как это н и к т о...?Море рукописей,фресок икон,даже направление есть специальное в славяноведении . Академические труды (http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=
        2163),ПВЛ то хоть читали,чтобы такое утверждать,что говорите?К. и М. почитают как католики,так и православные ,но если только модных прохиндеев читать,которые даже ни на одном раскопе не были,ни одного артефакта науке не предоставили,а высосали из пальца свои "мудроты",тогда конечно....однозначно,не существует!!!)))
        1. +2
          4 октября 2017 13:42
          Почти все древнее библиотеке были уничтожены (сами по себе сгорели... последний пожар был в Москве, в библиотеке ИНИОН РАН и почему-то в старых архивах - новопись вроде Дарвина некого не интересует)
  17. +3
    3 октября 2017 22:39
    Цитата: EvilLion
    Ваших идейных предков поляков, австрийцы тоже специально на родном польском учили, ...Так что я не понимаю вашей реакции.


    То есть, правильно ли я понимаю, что для вас если человек живет на Украине, то его "идейными предками" были поляки? Интересная мысль... Думаю, Николай Васильевич как минимум удивился бы. Да и канцлер Безбородько тоже, пожалуй. Да и многие другие... С такой логикой не удивительно, что вы чего-то не понимаете.
    1. +1
      4 октября 2017 03:44
      Николай Васильевич был русским, ну а что он про малороссов думал...
      http://peremogi.livejournal.com/9078023.html

      А уж каким русским был Безбородко. Ну да "когда x_0_x_0_л умнеет, он становится русским".
  18. +2
    4 октября 2017 08:28
    Цитата: EvilLion
    Николай Васильевич был русским, ну а что он про малороссов думал...
    http://peremogi.livejournal.com/9078023.html

    А уж каким русским был Безбородко. Ну да "когда x_0_x_0_л умнеет, он становится русским".


    При чем здесь это? Разве об этом речь? Вы утверждали, что моими "идейными предками" были поляки, сделав такой ввод, очевидно, увидев флажок напротив ника, который свидетельствует о месте нахождения пользователя и добавляется системой автоматически. Я указал на то, что место жительства (и даже происхождения) человека никак не определяет по умолчанию его "идейных предков", и привел наглядные примеры.
    А вы даже не поняли, что высказав такую ничем не обоснованную мысль, вы, в общем-то, нанесли мне лично оскорбление. Мне, чьи предки как раз проливали кровь в борьбе с этими самыми поляками. В том числе и польскую тоже. Вам бы извиниться, а вы продолжаете упорствовать в непонятно чем... Ну да будет.
  19. +3
    4 октября 2017 13:39
    Собаки лают - а караван идет дальше!!!!!
  20. +5
    5 октября 2017 21:31
    Ленин был гениальным теоретиком, а Сталин - гениальный практик. Такова история. История моей страны.
  21. 0
    6 октября 2017 13:50
    На мой взгляд, вполне разумная идея. Надоело перескакивать на клаве с латинницы на кириллицу и наоборот. Вот мое видение русского алфавита на латиннице:
    A B V G D E Ё Ж Z I Й K L M N O P R S T Y F H Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я

    Звуки, которые невозможно передать на латиннице, пусть остаются на кириллице, всеми этими польскими и чешскими извращениями, когда звуки З, Ж, Щ, Ш, Ч передают от двух до четырех латинских букв, пусть этим занимаются сами чехи и поляки. А так аналоги кириллических букв, которые полностью аналогичны латинским, то почему бы и не перевести?
  22. +1
    25 ноября 2017 22:54
    Не надо валить на Ленина мертвых ослов. Волну (революционную стихийную) приходилось учитывать. Вообще, разговаривать с Лениным за кружкой чая опрометчиво, правда ввиду его отсутствия в живом виде безопасно для представителей внеисторической логики..
  23. 0
    22 февраля 2018 20:47
    Цитата: parusnik
    И уж вряд ли стоит отрицать то, что процесс ведётся при активной поддержке турецких неправительственных организаций, которые используют мягкую и действенную силу для вовлечения бывших республик СССР (азиатских) в сферу своего влияния. В общем, как завещал великий Ленин...
    ...Ленин, выходит завещал, что бы среднеазиатские республики в светлом настоящем под влияние Турции попали?
    ...или Англии и Франции - если следовать логике автора статьи! wassat В общем бред сивой кобылы! sad