Как в Средней Азии победили советскую ирригационную систему, и что из этого вышло

94
Год 1990-й. Финальный этап «замшелого совка», «угнетения свободных народов Азии» и прочей «лютой гэбни». Положение дел в сельском хозяйстве Таджикской ССР таково, что площадь орошаемых территорий оставляла 710 тысяч га из 4 млн га общих площадей сельхозназначения (остальное – необъятные пастбища). Это, включая приусадебные участки, на которые приходилось более 50 тысяч га. Свыше 80% орошаемых площадей солнечного Таджикистана – сельскохозяйственная пашня. И это показатель, который для засушливого региона можно было считать более чем впечатляющим.

Всё это позволяло республике получать стабильный доход при реализации выращиваемой продукции не только на внутреннем рынке, но и на необъятных просторах всего СССР, обеспечивая почти 5,4 млн жителей.



При учёте исторических проблем с нехваткой водных ресурсов в Средней Азии в годы существования Страны Советов был сделан самый настоящий прорыв в сфере строительства развитой сети оросительных каналов и обеспечения пресной водой аграрного сектора. Но разве на фоне расчехлённых реалий с парадом суверенитетов, получившим импульс ещё и на фоне подготовки трёх «демократов» к Беловежскому сговору, об этом кто-то вспоминал? Нет, конечно. Главная цель, которую в то время вынашивали поместные царьки, заключалась в получении как можно большей местечковой власти. Формула примерно такова: вот скинем ненавистное советское ярмо, и заживём аки в настоящем раю. И будут у нас арыкы длиннее, фрукты слаще, женщины кареглазей да пышногрудей. Как-то так...

Та же Таджикская ССР к середине перестроечной эпохи обзавелась более чем 450 колхозами и совхозами. В республике работали заводы по производству фруктово-овощных консервов, предприятия маслобойной отрасли. Это десятки тысяч рабочих мест. Это стабильное развитие. Это одновременно и развитие республиканской системы образования – подготовка сотен высококвалифицированных инженеров, агрономов, специалистов-гидрологов.

К 1990 году земледелие вносило более 65% вклада в ВВП сельскохозяйственной отрасли ТаджССР. Это в первую очередь Вахшская, Гиссарская и Ферганская долины. Серьёзного развития достигли колхозы по выращиванию хлопка, табака, кунжута, по плодоводству и виноградарству. К моменту обретения «долгожданной» независимости таджикские крестьяне производили уже около миллиона тонн хлопка-сырца. В республике было разведено до 3,5 млн голов коз и овец, почти 1,5 млн голов крупного рогатого скота. Ежегодный сбор зерновых достигал четверти млн тонн, что для климатической зоны Таджикистана можно считать выдающимся результатом. А ещё работали шелководческая отрасль, централизованное разведение цитрусовых культур многое др.

Была налажена работа 18 управлений оросительных систем. Это так называемые бассейновые управления, которые обеспечивали орошение 465 тыс. га по бассейну Амударьи и ещё около 235 тыс. га по бассейну Сырдарьи.

В интервью изданию «Asia Plus» о том, во что сегодня превращается ирригационная система Республики Таджикистан, рассказал представитель отрасли инженер К.Сирожидинов. По словам инженера, более чем за четверть века суверенного существования Таджикистана (а это подтверждается данными Всемирного банка) площади орошаемых сельскохозяйственных земель сократились до 594 тыс. га. Это примерно 16,3%. Орошаемые территории пашни сократились на 17 с лишним процентов. Причём данные на 2015 год. Важно учитывать, что это время население республики существенно выросло, и составляет уже до 8,5 млн человек.

Снижение площадей орошаемых земель вызвало цепную реакцию в экономике: снизилась активность в аграрном секторе, резко сократилось число рабочих мест. Как следствие – рекордные потоки таджикских гастарбайтеров на территорию Российской Федерации и других относительно благополучных экономических республик бывшего СССР (и не только).

На этом фоне в республике наблюдается острейшая нехватка специалистов в ирригационной отрасли. Некому обеспечить работу по восстановления удельных объёмов орошения, которые только за последние 15-16 лет упали почти на 1,7 куб. км пресной воды. Нет программы по преодолению сопутствующей проявившей себя проблемы: вследствие снижения объёмов орошения уровень грунтовых вод на неорошаемых площадях в жаркий сезон максимально понижается на 3 м. При таком уровне снижения уровня грунтовых вод под угрозу попадает не только общая сельскохозяйственная отрасль страны, но даже работа частных хозяйств.

Вдобавок, республика не может обеспечить себя достаточным числом насосного оборудования для ирригационных систем. Так от 36 крупных насосов остался 21 действующий. Число внутрихозяйственных насосов сократилось более чем в два раза.

Что примечательно – постоянное население Республики Таджикистан (те, кто не успел превратиться в искателя трудового счастья за рубежом) сегодня составляет чуть более 5 млн человек. Если сопоставить с поздней советской демографией ТаджССР, то получается, что в РТ сегодня постоянно проживает такое число жителей, которые могут быть обеспечены, в том числе, благами ирригационной деятельности. То есть их ровно столько, сколько бы проживали в Таджикской ССР при том уровне развития оросительной системы, которые наличествует в республике сегодня. Другими словами, число таджикских трудовых мигрантов тоже можно напрямую связать и с таким фактором как обеспеченность республики водными ресурсами. Причём этот фактор далеко не самый последний в обширном списке.

Если проблема с восстановлением ирригационной отрасли решена не будет, то вряд ли можно будет рассчитывать на то, что граждане Таджикистана захотят активно возвращаться на Родину. Другой вопрос: а те, кто уже покинул РТ (да и не только РТ), будут готовы поработать на благо Родины, возвращаясь к родным местам? Или возможность штукатурить стены в Питере и подметать тротуары в Москве так и останется на долгие годы для граждан Среднеазиатских республик экономически более привлекательной деятельностью, нежели восстановление хозяйства у себя дома?

Как в Средней Азии победили советскую ирригационную систему, и что из этого вышло


Особняком стоит вопрос и о том, а есть ли хоть какой-то потенциал у того же «победившего тягостное советское наследие» Таджикистана для восстановления такого уровня хозяйства, который обеспечивал бы граждан республики без их отъезда? Или вопрос не столько в потенциале, сколько в желании властей проблему решать...
94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 октября 2017 15:17
    На счет трудящихся в других странах это избыток трудовых ресурсов,ведь на селе там многое изменилось.
    К примеру Казахстан,дефицит есть рабочих рук на низкооплачиваемую работу.Есть бывшая МТФ ,при нынешней механизации труда требуется на много меньше народа-вот она и производительность.Если ранние в Бригаде проживало 15 семей,сейчас справляются три семьи,мало того количество скота что раньше было что сейчас практически одинаково.
    Забавно коровники из кирпича и бетонными перекрытиями а поселок при них был из камышитово-каркасных домов обмазаных глиной,для рабочих.
    1. 0
      5 октября 2017 15:24
      Так ты недавно писал что в Казахстане население увеличится почти в два раза куда будете девать избыток
      1. +4
        5 октября 2017 15:34
        Цитата: грау
        Так ты недавно писал что в Казахстане население увеличится почти в два раза куда будете девать избыток

        И то не хватает,по этому пользуемся трудовыми ресурсами стран соседей.
        Как минимум 50 лямов населения у нас должно быть,что бы были самодостаточные.Да же смысла нет в увеличении производстве пром,продуктовых товаров если их не куда сбывать.Вот и идеи на счет ЕАЭС,только на будущую перспективу.
        Мои к примеру могли бы увеличить площадь арендуемых земель и поголовье скота но возникнут проблемы в сбыте а продавать ниже себестоимости это самоубийство.
        А проблемы в сбыте уже начинаются,не одни они такие умные другие то же скот начали разводить.Конкуренция возрастает.
        1. +1
          5 октября 2017 15:43
          Хорошо на писал
          Только не правильно 4 технологическая эра идет
          Куда будешь девать людей
          1. +1
            5 октября 2017 15:50
            Цитата: грау
            Хорошо на писал
            Только не правильно 4 технологическая эра идет
            Куда будешь девать людей

            Ну есть люди не перестанут,белки с углеводами нужны.Можно и на фарш пускать. laughing Шутка.
            Не думаю что 4 тех.эра в ближайшие столетие придет,к тому времени может планеты солнечной системы освоим и далее свои взгляды устремим. laughing
            1. 0
              5 октября 2017 15:58
              На счет фарша пример с Европы
              к сожалению она наступает
              на счет планет навряд ли слишком рана
              1. +1
                5 октября 2017 16:08
                Цитата: грау
                На счет фарша пример с Европы

                Ну да,как раз в Цюрихе кажись выставка австрийского патологоанатома идет,тот что занимается пластификацией тел усопших.В комменте под новостью,забавное увидел-так вот для чего нужны беженцы. smile
                Цитата: грау
                на счет планет навряд ли слишком рана

                Ну последние столетие ведь человечество развивается скачкообразно,Украина не в пример laughing те в обратную сторону,почему не замахнутся на более...
                1. Комментарий был удален.
                  1. +3
                    5 октября 2017 18:24
                    Короче все в статье перечисленное неправильное во время совки все население и энергетические ресурсы Азарбайджана и ЦА работала в интресах и промышленности русских украинцев и белорусов и система была взаимосвязана энергетические ресурсы ЦА ссср продавал европе и зарабатывал. сегодня картина другая энерго ресурсы ЦА покупает китай иран россия и справедливо платит до копейки китай инвестирует в государств ЦА десятки миллиардов зелени строит заводы и промышленные объекты китай тоже преследует свои цели особо не скрывает.
                    то что здесь русские создали не для благо наших народов а для своих целей

                    на счет таджикстана:
                    недостатки
                    1) это гос-во 93% покрыта горами
                    2) плохая логистика
                    3) 7% земли составляет неровностей т.е трудно здесь вести сельскохозяйственные работы
                    4) система распалось искусственно созданное гос-во оказалось на грани голода и и гражданской войны
                    5) все высококвалифицированные кадры это работники энергетической и транспортно-коммуникационной отрасли были кто? угадайте с 3 раз laughing
                    они уехали на родину
                    преимущества:
                    1) страна имеет много много редко-земельных металлов то что используется для изготовления айфона по этому китай так цепляется
                    2) 70% воды ЦА здесь собирается ГЭСы вырабатывают энергию ничего не сжигая и расходуя.
                    ЦА за 25 лет удвоил население, нас 70 млн и 5 млн кв/кл земли и мы молодое поколение иншоло мы освоим и технологические станки и машиностроение и в будущее наша цель объединение экономически культурно у нас одна религия.
                    1. +15
                      5 октября 2017 20:36
                      Golibjon Сегодня, 18:24 ↑
                      1) это гос-во 93% покрыта горами
                      совки не мешало, а?
                      2) плохая логистика
                      совки не мешало, а?
                      3) 7% земли составляет неровностей т.е трудно здесь вести сельскохозяйственные работы
                      совки не мешало, а?
                      4) система распалось искусственно созданное гос-во оказалось на грани голода и и гражданской войны
                      Тут согласен. ИСКУССТВЕНО созданное государство. Потому его и готовы продать.
                      5) все высококвалифицированные кадры это работники энергетической и транспортно-коммуникационной отрасли были кто? угадайте с 3 раз laughing
                      они уехали на родину
                      Угодайте-ка кто были высокие начальники отрослей, где они учились и какой процент был нац кадров в ВУЗах России? И как они помогали русским уехать на Родину отобрав жилье, работу, да все? fool
                      Хорошему танцору ВСЕГДА я.... мешают. Так вот ими и занимайтесь.
                      1. 0
                        5 октября 2017 21:16
                        Развяжем с вами религиозную войну и сделаем Россию муслимом. Как Узбекское государство Караханидов развязал войну с Китаем и выиграл и уйгуры стали муслимами
                      2. +1
                        5 октября 2017 22:04
                        плохому танцору ВСЕГДА я.... мешают
                        а очень плохому - партнерша
                      3. +6
                        7 октября 2017 19:24
                        У них всегда русский виноват . А как русские уехали . всё рухнуло и они сами к русским поехали
                    2. 0
                      5 октября 2017 22:07
                      мы молодое поколение иншоло мы освоим и технологические станки и машиностроение и в будущее наша цель объединение экономически культурно
                      ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
                      НЕ СЧИТАЙ ШАГИ ПУТНИК
                      если конечно Вы не с пустой торбой идете вперед
                    3. +18
                      5 октября 2017 23:13
                      то что здесь русские создали не для благо наших народов а для своих целей

                      Да, города построили. Сельское хозяйство создали, животноводство организовали. Детей ваших науке стали учить.Дети узнали, что можно стать летчиком или космонавтом, а не перед ханами и баями в пояс гнуться да с утра до ночи кетменями махать. И все это оказывается для своих целей, но не для вашего народа.
                      Развяжем с вами религиозную войну

                      Вот цель американцев и жидомасонов, и вы послушно, как бараны на бойне идете ее выполнять.
                      Ну что же. Если плохо вам было при совке. , будет хорошо, когда такие как ты придут к власти:
                      - нескончаемая война , как в афгане, на десятилетия,
                      - героин рекой
                      - сокращение населения до цифры 200 летней давности.
                      1. Комментарий был удален.
                    4. +2
                      6 октября 2017 00:01
                      Ты откуда такой грамотей?
                      1. 0
                        7 октября 2017 12:38
                        Молчит... Собака сутулая...
                    5. +1
                      6 октября 2017 08:49
                      когда Таджикистан образовался? Про чёрное море не надо, там уже есть кто копал)))
                    6. +4
                      6 октября 2017 09:50
                      Цитата: Golibjon
                      Короче все в статье перечисленное неправильное ...
                      ... и мы молодое поколение иншоло мы освоим и технологические станки и машиностроение и в будущее наша цель объединение экономически культурно у нас одна религия.

                      Как ЦА способны "осваивать иншоло технологические станки и машиностроение" - навидались!... Могу дать отсылку к "Мечети Парижской Богоматери" Елены Чудиновой.
                      ЦА за 25 лет удвоил население, нас 70 млн и 5 млн кв/кл земли

                      ...вот ЭТИМ вы работать мастера!... А руками - увы и ах...
                    7. +4
                      7 октября 2017 10:50
                      Цитата: Golibjon
                      мы молодое поколение иншоло мы освоим и технологические станки и машиностроение и в будущее наша цель объединение экономически культурно у нас одна религия.

                      Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан почему-то мне напоминают Саудовскую Аравию, только без денех. Много там сауды машиностроения наосваивали? Развиваться технологически без финансовых ресурсов возможно только если пояс затянуть. А затягивать уже некуда, желудок уже прилип к позвоночнику. Так что, думается мне, кроме героина нечего технологически сложного из Таджикистана мы в ближайшие лет 100 не увидим.
                2. +3
                  5 октября 2017 17:06
                  да,вылезти в одиночку из болота не удастся, даже если живешь в степи
                  1. +2
                    5 октября 2017 17:21
                    Цитата: антивирус
                    да,вылезти в одиночку из болота не удастся, даже если живешь в степи

                    Да не фига с ближайшими соседями ругаться.Теперь на те предприятия что свой взор обратили,скуплены Китайцами вместе с обслуживающим персоналом.
                  2. +12
                    5 октября 2017 21:42
                    Golibjon Сегодня, 21:16 ↑
                    Развяжем с вами религиозную войну и сделаем Россию муслимом. Как Узбекское государство Караханидов развязал войну с Китаем и выиграл и уйгуры стали муслимами
                    Делалка то сломается, потому как fool
            2. +1
              6 октября 2017 10:10
              Цитата: болот
              Цитата: грау
              Хорошо на писал
              Только не правильно 4 технологическая эра идет
              Куда будешь девать людей

              Ну есть люди не перестанут,белки с углеводами нужны.Можно и на фарш пускать.

              сериал "Кровавая гонка"! (трэш!!!)
        2. 0
          5 октября 2017 18:39
          Как минимум 50 лямов населения


          И 35 из них будут жить в Астане)
          1. +1
            5 октября 2017 18:53
            Цитата: Бабалайкин
            И 35 из них будут жить в Астане)

            Да пусть так и будет,они же потребителями будут.
            Хотя Астану для проживания ни кому бы не рекомендовал,погода,если климат не изменится в лучшую сторону,для нас. laughing Где вместо картофеля и томатов на своем огороде,буду собирать ананасы,киви и папаю,жуя бананы. laughing
            1. 0
              8 октября 2017 20:49
              Смех смехом, а я помню как некто Павел Глобо сладко пел про пальмы. Года идут, а мы все также мерзнем)))
          2. +4
            6 октября 2017 09:24
            У азиатских нацистов надежда на благополучие связана только с рабами, которые обязаны на них работать. Они согласны лизать-подставляться под любого кто им только пообещает рабов и безбедное житьё. Даже здесь , где вроде не самые глупые, пытаются врать и нести ахинею, а уж что они *несут * дома, среди соплеменников?
            1. 0
              8 октября 2017 20:58
              Василий, с уважением, покажите где нет рабов???
              Я вот посетил Россию, и что-то у меня сложилось впечатление что тут все баринами ходят.

              У каждого своя точка зрения, ее можно не разделять, и это не дает повода огульно судить.
        3. Комментарий был удален.
        4. 0
          8 октября 2017 08:04
          И цены растут на мясцо то!
        5. 0
          8 октября 2017 08:11
          А вы где еще 32 000 000 Казахстанцев то возьмете? Оралманы не выход, да и % на 90 приезжают низкоквалифцированные кадры , да еще с претензиями. сам в прошлом году наблюдал , как оралманка с китая прямо таки наезжала на сотрудника Миграционки по докуентам и почему то по льготному жилью , а уж в 2001 в Кошетау так орлманов там реально сами же казахи на дух не переносили, Всем им дай, по гспрограмме. а местные , что лаптем сделанные.
          1. 0
            8 октября 2017 21:09
            Это же гипотетическая цифра, теоретически может и больше людей на такой территории жить, но практически миллионов желающих не видно. И не оговорено кто это будет а Китай если что может выделить на заселение компактные колхозы по миллиону человек.
  2. +31
    5 октября 2017 15:27
    Все-таки российская пропаганда работает над взращиванием имперской идеи. Всем без нас плохо, всё разваливается. Да и бог с ними! Пусть живут как хотят. Напишите лучше о том, что уровень газификации Крыма на момент возвращения был в 2 раза выше, чем например в Удмуртии. Надо помочь крымским татарам... А кто-нибудь считал сколько брошенных полей даже в европейской части России? У нас такое крутое сельское хозяйство, что Картофель везём из Египта, Азербайджана и Белоруссии. Хватит уже считать чужие бюджеты, свой бы освоить. Государство не в состоянии без санкций возродить с/х (есть санкции - меньше конкуренция - выше цены). 25 лет так и не создали устойчивый малый бизнес. Лучше ещё раз кинуть в топку АвтоВАЗа пару лярдов, это же социально ответственный бизнес! Бесят
    1. +22
      5 октября 2017 16:16
      15.27. Зоом! Ну так и мы орали: Нефиг кормить нахлебников! И!? Нахлебников не стало! А что стало? В Москве решили, негоже москвичам как представителям голубых кровей заниматься неквалифицированной работой. Самый простой выход оказался в привлечении рабов. Ура! Мечта москвичей сбылась! Но пошёл шепоток. Понаехали тут! Москвабад! Ребята! А кто вам виноват в этом? Ведь сами же этого хотели. Почему не рады своей сбывшейся мечте? Насчёт имперских идей это бред. Не работает пропаганда в эту сторону. Пропаганда у нас работает в сторону встраивания в мировую систему. А психология индивида в привлечении рабов. Если взять пропаганду СССР, то тогда не орали что в 39-40-41-м году надо встраиваться в систему Рейха. А вот сегодня орут: Нам необходимо встроится в современный Рейх! И где у нас Имперские замашки? А нет их. Есть холопское, найти хозяина! Если наша пропаганда будет работать над взращиванием имперской идеи, то я ЗА. Хватит уже встраиваться в их мир. Тут недавно захотели наши фирмы из оффшоров вывести. Так признали это нецелесообразным. И где тут имперская идея? А нет её. Опять холопское, не бросать хозяина! Завидная верность!
      1. +8
        5 октября 2017 17:29
        Цитата: 34 регион
        В Москве решили, негоже москвичам как представителям голубых кровей заниматься неквалифицированной работой

        Откуда такой пассаж!? Обоснование либерастической идеи "открытых границ"? Никто русский народ не спрашивал (а теперь вообще либеральная идея - в России все русские)!
        ...пошёл шепоток. Понаехали тут!

        Да какой уж тут шепоток!? На что уж наш народ терпелив...

        Про имперскую идею - откуда она возьмётся, если нами правят, законы принимают, мягко говоря, ну не русские люди. Вот и встроились в мировой англосаксонский сиониситский торгашеский мир, никак иначе. hi
      2. avt
        +7
        5 октября 2017 17:44
        Цитата: 34 регион
        Москве решили, негоже москвичам как представителям голубых кровей заниматься неквалифицированной работой.

        Ага. особенно когда посчитаешь сколько реально москвичей в Москве рождённых. fool Даже приезжего в Москву осевшего в ней легально , действительно хрен загонишь на работу где в ведомости тебе предлагают расписаться за ...ну условно 50 тысяч насчитанных по тарифам, а на руки эдак пятнашку . Да пожелание - Хочешь больше ? Ну возьми ещё участок на обслуживание( ну если дворник) и вот ты уже все 30 тысяч получаешь , при подписи в ведомости -100 .А там ещё реально служебное жильё на первом этаже в виде однушки , которую вполне себе сдать можно , отправив дворника в подвал жить . Так что про
        Цитата: 34 регион
        Ура! Мечта москвичей сбылась!

        Свисти со своей горки лохопедам . Да и про
        Цитата: 34 регион
        Москвабад!

        Это вообще то ВЫ
        Цитата: 34 регион
        Ребята!

        клацкаете .Как то реально от МОСКВИЧЕЙ ( масквачей ,,понаехавших" и просто залётных не предлагать) особо не слышал уничижительного отношения к городу. Так что прежде чем
        Цитата: 34 регион
        Ведь сами же этого хотели
        спросите и посчитайте -кто конкретно , а не обстрактные ,,москвичи".
        Не глючьте. А Москву раздули до безобразия торгаши -это факт , даже сейчас , когда чуток почистили , ещё уполавинить можно легко. Ну и проект ДАМа - ,,Новая Москва" конечно бред первостатейный .
        1. +3
          7 октября 2017 19:38
          АВТ Не соглашусь насчёт москвичей . Москвич -это состояние души .! Я спросил своего друга почему у него пенсия в Москве в 2 раза выше . чем у меня . а в ответ ; "так у вас и расходы меньше " А все товары везут из Москвы . даже машины в салоне в Ростове дороже. Тое сть они считают . что нам и 15 тысяч в месяц хватит а у них и 150 -мало
          1. +9
            7 октября 2017 19:56
            Цитата: казак 471
            Не соглашусь насчёт москвичей . Москвич -это состояние души

            Малыш, со мной поговори... те в эту тему.
            Я из Подмосковья, там родился, там и помру, наверное (надеюсь, по крайней мере).
            Был Ногинский р-н, щас Мытищинский.
            На работу - в Москву, куда ж еще-то? Кажный день, 5/2, слава тебе, госс...
            С голоду не пропадаем, нет, жировать не на что, хотя зарплата моя Вас может удивить...
            Задолбали темой москвичей, которые "жируют".
            Собака женскага полу, приезжайте, млин, и жируйте... кто мешает?
            Вот реально - достали, слов нет больше приличных fool
            1. +1
              7 октября 2017 21:01
              а у меня единстенный друг-коренной москвич в 8поколении плюнул и уехал жить и работать в сочи..сил говорит нет уже это столпотворение терпеть.хотя все было..
              1. +8
                7 октября 2017 21:07
                Цитата: давно в запасе.
                сил говорит нет уже это столпотворение терпеть

                Есть такое. Кажный рабочий день еду с Мытищ до Москвы на электрозмеЕ. Ощущаешь локоть соседа... в своем боку, ага... и это еще не худший из вариантов laughing
                К моему сожалению, работа по моей спеце есть только в Москве. А снимать квартиру там, имея в наличии пару кошек и собаку (на аватаре) - даже на мою зарплату малореально.
                Вот и катаемся... кушать-то хочется, и за зверье я в ответе request
                1. 0
                  8 октября 2017 11:14
                  мда...с таким зверем сложно жить квартирке..
      3. +1
        6 октября 2017 12:40
        А разве захват колоний и перевозка рабов в метрополию не имперские методы? Разница в деталях. А насчёт «понаехали», сколько рабов в Европе и сколько в России? Что-то не видно волны мигрантов. Во всяком случае в регионах. Если они и есть, то только на тех позициях, где местные ни в жизнь работать не будут. В Москве согласен, но в этом столица сама виновата. Оффшоры, Кстати, империями созданы
        1. +2
          6 октября 2017 13:07
          12.40. Зоом! Колоний у нас нет. Тут скорее Россия колония. Империя это когда она диктует свою волю, а не когда ею помыкают. И Российской Империи сегодня нет и создавать её кажется никто не собирается. Сегодня Россия сама, как колония активно пытается встроится в современный Рейх. То что понаехали в Москву и ЕС, разные вещи. В ЕС едут за пособиями. На какие пособия едут в Москву? Да, у нас сегодня полно приехавших. И не только из республик СССР. В Волгограде на вещевом рынке торгуют вьетнамцы. Их мы на пособия приглашали? Вокруг меня живёт немало народа из южных республик СССР. Многие говорят на русском совершенно без акцента. И работают. За те же деньги что и русские. Даже цыгане работают! (Конечно не все.) Если в глубинке по оплате равноправие, то в Москве уже идёт отрыв. Можно сказать даже по категориям или сортам. Лица с регистрацией в Москве или МО, приехавшие из России, приехавшие из азиатских стран. То что оффшоры создали Империи, я соглашусь. Россия привлекательные условия создать не смогла. И даже члены правительства России предпочитают банки Империи. Так и работают бедные в Метрополии! Лужков, вот как старался развивать Москву, а дёрнул в Империю!
    2. +7
      5 октября 2017 16:18
      Страны ЦА с избытком водных ресурсов хотят с этого что-то поиметь (киргизы и таджики). Вот и вся картина. Киргизии Астана каждый год выделяет муку, ГСМ, деньги и т.д.; но просит только учитывать интересы соседей. Нам выгоден сброс воды с плотин Киргизии летом, а им зимой (стоимость электричества выше). Нас из-за этого хорошо подтапливало - пришлось водохранилища строить Казахстану. hi
      1. 0
        9 октября 2017 22:10
        Цитата: Касым
        Нам выгоден сброс воды с плотин Киргизии летом, а им зимой (стоимость электричества выше). Нас из-за этого хорошо подтапливало - пришлось водохранилища строить Казахстану.

        Где именно находятся новые водохранилища ? После Союза вроде не построено новых водохранилищ ни на Чу , ни на Таласке .По крайней мере их не видели наши сограждане . Каналы в низовьях Чу с песчаным дном как орошали саксаул и камыш , так и орошают . hi
    3. +5
      5 октября 2017 17:11
      газ - дрова .
      в Удмуртии наверное, как и у нас за газ -3 труб \мес зимой, 1 средн дом.
      Дрова -6-8 тр на всю зиму( 7 мес)
      при безработице или свободном времени проще распилить и расколоть машину кругляка.
      в Крыму леса нет
      а Вы все о космосе, да о Лувре.
      1. +3
        5 октября 2017 17:26
        Цитата: антивирус
        в Удмуртии наверное, как и у нас за газ -3 труб \мес зимой, 1 средн дом.

        А где вы живете?
        3 штуки рублей в месяц да зимой это здорово,у нас в Алматы по теплей,-15-25,и то дороже выходит.
        Цитата: антивирус
        Дрова -6-8 тр на всю зиму( 7 мес)

        С дровами у нас напрядки,углем топимся.Хоть и газ есть но в запасе не плохо иметь пару кубов дорв и тонны три угля.
        1. +1
          5 октября 2017 17:28
          в подмосковье
          1. +3
            5 октября 2017 17:35
            Цитата: антивирус
            в подмосковье

            Не плохо,по ценам на газ.Так что Газпром это достояние народа! smile А Наш КазМунай ГАЗ вместе с Энергетиками -рекетир народа,всех на счетчик поставили.
            Цены прикидывал в пересчете 1р-5 тг.
            1. 0
              5 октября 2017 17:39
              это деревенский дом а не 200 м кв коттедж
              1. +1
                5 октября 2017 17:51
                Цитата: антивирус
                это деревенский дом а не 200 м кв коттедж

                Ну у меня деревенский дом,со временем перестроили.Общая площадь 150 кв,и то благодаря утепленной мансарде на втором этаже,в данном случае не отапливаемая потому что пока не жилая,дети не подросли.Хотя металло пластиковые трубы с алюминивыми батареями провел,антифриз в системе и в общую не входит ,отдельная печь.Второй этаж изолирован,отдельный вход,так что тепло с первого этажа не уходит.
                И то я меньше плачу чем соседи живущие в одноэтажных домах.А им платежки приходят аж по 4-5 тыр рублей в месяц.
                Добавлю,баню с октября месяца на уголь перевожу.
      2. +2
        5 октября 2017 20:20
        Цитата: антивирус
        газ - дрова .
        в Удмуртии наверное, как и у нас за газ -3 труб \мес зимой, 1 средн дом.
        Дрова -6-8 тр на всю зиму( 7 мес)

        5 тыров зимой выходит...Самара.думаю на ИК пол переводить.выходит намного дешевле,чем счётчики,трубы,поборы "за обслуживание"...
        1. +1
          5 октября 2017 22:11
          желательно разные источники -резервы иметь , не один.ЭТО ДОРОЖЕ-НО СВОЯ НОША НЕ ТЯНЕТ. А ЧУЖОМУ ОТДАВАТЬ ВСЕГДА МНОГО КАЖЕТСЯ
          правильно---"антифриз в системе и в общую не входит ,отдельная печь
          баню с октября месяца на уголь перевожу.
      3. +1
        6 октября 2017 12:46
        Приплюсуйте сюда стоимость подключения к газу от 100 до 350 тыс.руб. В зависимости от района и посёлка.
    4. 0
      6 октября 2017 00:08
      На данный момент у нас и с заброшенными полями, сельское хозяйство в гору идёт - причём очень хорошо, а всё остальное картошка из Египта - товарно денежные отношения между странами.
  3. +3
    5 октября 2017 16:39
    Почему то советская ирригационная система выдается за благо, огромное достижение! Сырдарья и Амударья должны нести свои воды в Аральское море.Там и микроклимат и рыболовство.Реки "высосали", они в песках теряются.Море высохло, траулеры на берегу выляются в дес. км.от берега.Города в нижнем течении остались без пресной воды.Мало того что растения потребляют воду, густая сеть каналов, арыков привело что вода просто испаряется с поверсности. hi
    ПО Кому интересно -за гляньте в спутниковые карты, и сравните арал современный и хотя бы 80 -х годов fool hi
    1. +1
      5 октября 2017 17:41
      Что вас беспокоит так чужое горе. Думайте о своём. У нас в стране тоже реки, с ними не всё в порядке. Волгу будут пытаться (наконец!) чистить. А другие реки? Новые гидростанции построили на востоке страны, теперь там ежегодные наводнения. Не достаточно ли плодить гидростанции в стране!? Попробовал бы кто в Европе построить, реки перекрыть!
      1. 0
        5 октября 2017 21:14
        все что можно, в Европе уже давно перекрыто, правда без излишнего фанатизма и чрезмерной гигантомании
      2. 0
        6 октября 2017 00:10
        Будем теперь атомные и солнечные электростанции строить.
  4. +1
    5 октября 2017 17:10
    Цитата: болот
    Цитата: грау
    Так ты недавно писал что в Казахстане население увеличится почти в два раза куда будете девать избыток

    И то не хватает,по этому пользуемся трудовыми ресурсами стран соседей.
    Как минимум 50 лямов населения у нас должно быть,что бы были самодостаточные.Да же смысла нет в увеличении производстве пром,продуктовых товаров если их не куда сбывать.Вот и идеи на счет ЕАЭС,только на будущую перспективу.
    Мои к примеру могли бы увеличить площадь арендуемых земель и поголовье скота но возникнут проблемы в сбыте а продавать ниже себестоимости это самоубийство.
    А проблемы в сбыте уже начинаются,не одни они такие умные другие то же скот начали разводить.Конкуренция возрастает.

    чтобы, государство, было самодостаточным, в нем должно проживать минимум 250 млн. человек.
    1. +3
      5 октября 2017 17:29
      Цитата: ufpb
      чтобы, государство, было самодостаточным, в нем должно проживать минимум 250 млн. человек.

      Это для вас сценарий ,исходя от площади обрабатываемых земель и имеющийся промышленности.
  5. BAI
    +4
    5 октября 2017 17:29
    Была налажена работа 18 управлений оросительных систем. Это так называемые бассейновые управления, которые обеспечивали орошение 465 тыс. га по бассейну Амударьи и ещё около 235 тыс. га по бассейну Сырдарьи.

    В результате Амударья, Сырдарья и Аральское море пересохли.
    1. 0
      5 октября 2017 20:35
      Для спасения Арала готовился переброс части стока Иртыша в Аральское море, но вопли "творческой интеллигенции" в конце 80-х всё застопорили. Часть проекта реализована: Караганда запитывется из Иртыша, и никому от этого в Сибири хуже не стало.
      1. +4
        6 октября 2017 00:12
        И правильно сделали что не повернули сток рек - придёт время и мы эту воду будем по стоимости нефти продавать.
  6. +2
    5 октября 2017 20:29
    Ферганская долина никогда к Таджикистану не относилась, это Узбекистан. Автор, повтори географию.
  7. +1
    5 октября 2017 21:16
    Цитата: serriy
    Что вас беспокоит так чужое горе. Думайте о своём. У нас в стране тоже реки, с ними не всё в порядке. Волгу будут пытаться (наконец!) чистить. А другие реки? Новые гидростанции построили на востоке страны, теперь там ежегодные наводнения. Не достаточно ли плодить гидростанции в стране!? Попробовал бы кто в Европе построить, реки перекрыть!

    Я так же,как вы думаю.Запрудили Волгу гидроэлектростанциями.У каждой ГЭС свой хозяин.Он получает деньги и за шлюзование,и за задержку водной массы у плотины.Если раньше Волга была самым видом транспорта,то сейчас она превращается в болото.Аэрации воды не происходит,потому что очень мало транспорта.За рубежом строят подводные ГЭС,
    правда они уступают нашим в мощности,зато сохраняют экологию.
  8. +3
    5 октября 2017 22:11
    Был интересный случай в советские времена в Казахстане. Для самого большого колхоза в мире тракторами прорыли канал - чтобы там саду быть. Торжественное собрание, красные банты, не знаю про радио и телевидение. Заиграл оркестр... шлюзы открыли... вода пришла... и уходит... в песок... Оркестр замолчал... Головацкий спрашивает у старейшин: что можно сделать? Те подумали и подсказали: надо сделать "дно" для канала... сейчас сделаем... Все пошли по домам собирать старые шкуры и тряпки... уложили на песок... И ВОДА ПОШЛА ПО КАНАЛУ!!!
  9. +1
    6 октября 2017 04:07
    Не совсем понял мотив автора для написания такой статьи.
    Сходите на любой митинг у нас в России. Лучше к КПРФ. Там такого наслушаетесь о положении дел при СССР и сейчас - мало не покажется. Была огромная страна - Советский Союз. У этой страны была своя экономика. Сейчас этой страны нет, и экономики такой нет. Всё. Надо свою строить...
  10. 0
    6 октября 2017 06:02
    Цитата: болот
    Цитата: грау
    Хорошо на писал
    Только не правильно 4 технологическая эра идет
    Куда будешь девать людей

    Ну есть люди не перестанут,белки с углеводами нужны.Можно и на фарш пускать. laughing Шутка.
    Не думаю что 4 тех.эра в ближайшие столетие придет,к тому времени может планеты солнечной системы освоим и далее свои взгляды устремим. laughing

    ...более вероятно , что не освоим - воевать будем за место под этим солнышком.., надеяться , что будет колонизация других планет это даже не клиника -сие детство в заднице играет ... Если некоторые страны искусственно не ограничат рождаемость - будет большой бада-бум..
  11. +3
    6 октября 2017 09:58
    Цитата: Golibjon
    Развяжем с вами религиозную войну и сделаем Россию муслимом. Как Узбекское государство Караханидов развязал войну с Китаем и выиграл и уйгуры стали муслимами

    ИГИЛ - запрещённое в ... да везде! В общем - этой фигне практически кранты!!!
    -------------------------
    ...что дальше?
    ..."караханиды" - запрещённое... и так далее! Опыта Сирии и Ливии недостаточно? Или происхождение коренных народов "караханиды" - не от обезьян, а от баранов? упёртых таких, как бараны...
    ------------
    шашлык жарить будем, э-э-э?!
  12. +1
    6 октября 2017 10:21
    Вопрос не столько в желании-нежелании, а в деньгах, как всегда! Кто их считал при СССР? Надо, значит надо. Из общего котла выделяется же. А кто сколько вложил не считалось! По-сути, тоже самое сейчас и в России с регионами. Только в СССР вкладывались в развитие региона для возможного самообеспечения в будущем, а сейчас на социалку и прочее датируется...Ни о каком развитии планомерном регионов речи не идет, если сам глава региона не чешется...
  13. +4
    6 октября 2017 10:21
    Golibjon,
    Узбеки никогда не были так унижены и растоптаны как во время РИ

    во времена РИ не было такой национальности как узбеки. Были различные ханства: Хивинское, Бухарское, Самаркандское и т.д. В каждом ханстве себя считали исключительными по сравнению с другими и с увлечением резали друг другу глотки. Так продолжалось пока не появлялся правитель - тиран, который всех объединял. даже государства не было Узбекистан. Да был город Ташкент которому более 2000 лет, но не страна. Потом пришла РИ. Ты помнишь куда она пришла?В Туркестан! Потом началось вычленение национальностей, систематизация языка, культуры и т.д.
    Или ты будешь отрицать, что в появилась республика Узбекистан, появился национальный театр, школы, университеты.?
    Другое дело, что вам этого не надо. Вопрос, что же вам надо?
    1. Комментарий был удален.
      1. +4
        6 октября 2017 22:10
        МЫ ответим системой"периметр" с последующеё глобальной ядерной зимой, а татжикистону лучше бы не выступать. на вас 1 полка СУ 24 хватит. по 6 тонн термобарических под каждый и привет!
        1. Комментарий был удален.
    2. +1
      9 октября 2017 19:50
      полностью согласен. хотя вот это самое отождествление и самоопределение и развитие культуры письменности и прочая и прочая - почему то(особо в странах-регионах с мусульмнским населением) - сработало как мина замедленного действия....то-ли менталитет у них такой....вот скоко не учи обезю есть лошкой- все при первом случае ее выбросит. так и там-сколько не цивилизуй - серавно чуть что-секир башка
      1. 0
        9 октября 2017 20:38
        сколько не цивилизуй - серавно чуть что-секир башка

        Поэтому кто-то в свое время внедрил у них исламскую религию, чтобы затормозить развитие арабской цивилизации. Рисовать нельзя, науки нельзя, все нельзя вобщем. Можно только секир-башка, но кому можно, так мутно написано, что столетиями убивают своих единоверцев.
  14. +2
    6 октября 2017 11:54
    Golibjon,
    Цитата: Golibjon
    Развяжем с вами религиозную войну и сделаем Россию муслимом

    Ещё один. В очередь, господа, в очередь angry
  15. +3
    6 октября 2017 15:06
    Golibjon,
    Пока украинцы черное море копали, узбеки всю азию покорили.
    1. 0
      6 октября 2017 19:40
      Да всю Азию покорили будет ещё силы покорить вас.
      1. +3
        6 октября 2017 22:12
        не надорвись! покорялка не выросла. меньше 8 миллионов население а туда же, затяфкала болонка на медведя laughing щас загрызёт! уже испугались! wassat
        1. 0
          9 октября 2017 19:52
          да пусть тявкает. ну не обращайте в внимания. собака лает...- их поговорка к стати. ущербные-что тут добавить...эх
  16. +1
    6 октября 2017 15:38
    Golibjon,
    И море выкопали тоже узбеки.....
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        6 октября 2017 21:07
        Цитата: Golibjon
        Не мы не умеем, вы и ваши братья будут копать а мы просто захватим вас и будем купаться и загар делать

        Захватывалку хоть отрастил?
        1. 0
          6 октября 2017 22:22
          у них колоссальная армия! целых 37 танков!!! жуть! 4 бригады 5 батальонов и 3 роты ! кошмар! дрожи Россия! таджики идут!
          куда нам сирым всего 3 тыши танков (в частях)
      2. 0
        9 октября 2017 19:53
        слышал анекдот -негр загорает?
    2. 0
      6 октября 2017 22:31
      при чем тут узбеки? флаг таджикистана
  17. +1
    6 октября 2017 17:23
    Во всех нас сидит толика укров, доже независимо от того кто ты из бывшего СССР. Надо до основания а затем, а на деле пшик. Пример, как там в Узбекистане после перехода с кириллицы на латиницу, то-то я гляжу мигрант пошёл не тот -сплошь образованный. Завидую китайцам, а мы тупо копируем запад, буд-то одевшись в обноски барина станем барами.Разрушить большого ума не надо -сохранить и приумножить от того что осталось и нам не одно 10-летие понадобится чтоб стать самодостаточными, но это в условиях если никто не помешает, а чтоб никто и помыслить не мог нужно крепить Армию, Флот, ВКС и экономику...
  18. +3
    7 октября 2017 10:14
    Golibjon - еще еще один редкостный . В свободное от метлы время пытается строчить. У них же теперь нет образования, кончилось вместе с Совдепией. Зато религиозное воспитание налажено - религия всегда была уделом рабов - единственная отдушина -"типа скоро и мы станем хозяевами мира и заведем себе рабов.."
    Без мозгов быть вам всегда рабами Golibjon.
    Без мозгов(без образования которое ваше убогое религиозное обучение не заменит) промышленность не построишь.
    Таких шавок как ты давят как клопов - особо не замечая. даже если клопов много.
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        8 октября 2017 20:30
        Я крещен. Ваш Аллах с вашей религией мне по боку. Я уважаю людей умных и правильных - я редко видел среди ваших последователей "истинной" религии вторых, а первых и того реже.
        Ничего не имею против других религий пока мне не начинают рассказывать что мне правильно делать.
        Настоящий Баран все превращает в догму и считает что его правда самая самая...
        Ну с чего ты взял что меня будут помнить 1-2 месяца?
        Даже интересно в чем измеряется твое не бедное духовное состояние.
  19. +2
    7 октября 2017 15:03
    Зато сколько демократии, свободы и независимости - истинные ценности развивающегося молодого государства. стремящегося интегрироваться в мировую экономическую систему.
  20. +2
    8 октября 2017 02:27
    Довелось служить в Средней Азии в 1981-1984 годах, бывать в Таджикистане и на юге Узбекистана. Это были благодатнейшие в плане развития сельского хозяйства места. Благодаря орошению. В сравнении с Афганистаном (даже без учета войны, а только в плане социального развития) наша Средняя Азия была если и не раем, то примером для подражания. Воду там тогда ценили, но и строили каналы, в городах, например, в Термезе - множество канальчиков и арыков. Даже в летний зной чувствовалось там комфортно. А все - благодаря Империи, в смысле СССР. Проблем, конечно, было множество, но по сравнению с нынешними они были мелочью.
  21. 0
    8 октября 2017 09:35
    Им дали процветание. Они отказались от него ради независимости. Разве не тоже самое было во время "ига"? И Русь это проходила. Альтернатива хорошей жизни и свободы ставилась всегда. Но, если народ сам этого хочет, то разве можно отказывать ему в этом желании? Ведь смотреть в будущее удобно через розовые очки.
  22. 0
    9 октября 2017 18:14
    Цитата: Авиатор_
    Для спасения Арала готовился переброс части стока Иртыша в Аральское море, но вопли "творческой интеллигенции" в конце 80-х всё застопорили. Часть проекта реализована: Караганда запитывется из Иртыша, и никому от этого в Сибири хуже не стало.

    Вот этого не надо, Иртыш превратился в лужу.Живу в Омске давно,поэтому знаю о чем говорю
    Не пишите ерунды не зная ничего о проблеме
  23. 0
    9 октября 2017 19:23
    Golibjon,
    В России мусульман живет значительно больше чем во всем Таджикистане вместе взятом. А после таких заявлений смотри как бы Российские мусульмане не начали вас делать мусульманами. А то вы там как то не правильно веруете. На наш взгляд. У нас тут на Севере ислам более конструктивная религия чем у вас на Юге. Значит что то вы делаете не верно и надо вас наставить на путь истинный. Хе-хе-хе
  24. 0
    9 октября 2017 19:24
    Golibjon,
    помница мне когда там александр ходил -бухара была. а про муслимов и слыхать не слышно было. а бухарское царство было. и при чем тут аллах? вернее где он был?... а про высказывание турка- наверно сильно да душу греет? что вы конечно о нас такая страна вспомнила, ооо!!! психология ущербного...не более
  25. 0
    9 октября 2017 20:06
    Собственно на тему: Таджикистан давно и прочно ресурсная колония Китая. Началось с того что Таджикистан уступил (продал) Китаю ряд спорных территорий. Затем Китай дал Таджикистану денег в долг, чтобы таджики у себя построили хорошие дороги. Но при условии что строить их будут китайские компании. Дороги построили везде где нужно. Из Китая в Таджикистан и по ним китайцы начали ввозить свой ширпотреб и вывозить все ресурсы которые могли вывезти. В целом месторождениями каких либо ресурсов попилены между Россией, Китаем и США. Президент Таджикистана почти безвылазно сидящий за границей передал бразды правления родственникам. Народ в поисках лучшей доли ломанулся в Россию на заработки. Сейчас все кто не имеет гражданства России активно выпинываються с территории РФ. Далее Казахстан или как скоро будет на латинице Qazaqstan но об этом ниже. Бывали ли вы мои друзья в городах этой республики? Нет, а бывал практический во всех крупных. И могу вам сказать. Если вы приехали договариваться о серьезном бизнесе, на уровне предприятий, то в более чем половине случаев говорить вы будете с китайцами. А во второй с русскими спецами говорить, а с казахами начальниками подписывать. Приведу пример, город Актюбинск. Вы к примеру приехали на автобусе и выходите вы с автовокзала. И что же вы увидите. Слева направо, развлекательный комплекс "Мега" (самый большой в городе), набережная (какйо-то микроречки), православная церковь и суннитская мечеть, на огромном шпиле огромный флаг Казахстана (красивый у них цвет флага), далее красивое 15 этажное (по моему) здание с тремя куполами (я думал это мэрия (первый раз)), далее Парк Назарбаева с какими-то развлечениями рядом, далее большой рынок Мега-шыгыз. И что-же тут такого скажете вы? А то что здание о трех куполах это не мэрия. Это офис CNPC (China National Petroleum Corporation) пабам. И работаю там только китайцы, и войти просто так вы туда не войдете. У них там рядом. прямо в упор к парку Назарбаева, свой жилой комплекс со спорт площадками и прочим. И на самой верхотуре этого здания (а его видно много откуда из города) есть замечательный символ Китая те самые пять звездочек. Они выше чем государственный флаг Казахстана/Qazaqstan. Такой тонкий азиатский намек на то кто тут главный. А тем временем ЕС весело и резво сбагрило в Казахстан кучу автохлама который иначе пришлось бы утилизировать. Турки, усердно проплачивают Назарбаеву переход на латиницу. На латинице пишет часть этнических казахов территориально проживающих в Турции. Да, да, да турки спят и видят себя основателями Великого Турана))) Ведь название их страны так созвучно. Так похоже. И все эти вопли что мировое сообщество (прости Господи) будет лучше относиться к Казахстану есть бред. Даже если казахи массово примут католическую веру и никто никогда не будет считать своими в ЕС и США. Ну это если пример Украины и Прибалтики до кого-то не дошел. Но мы отвлеклись. А тем временем китайские 100 тонные рудовозы резво вывозят все что можно их славной Республики Казахстан/Qazaqstan. Русскоязычное население же прочухав про программу переселения соотечественников в Россию и про подъемные начинает сваливать в Российскую Федерацию. а народу то и так немного. По численности населения Казахстан уступает городу Москва (если с непрописанными посчитать). Так что так и выходит что ВСЕ бывшие союзные республики попали в условия более жёсткие чем были при СССР. Таджикистан сырьевой придаток Китая и источник дешевой раб.силы. Казахстан источник ресурсов Китая и буфер для России от стремительно дичающих на юге бывших. республик СССР. Про Узбекистан если кратко завал по наркотикам. Там ничего не работает без бакшиша. Купить можно любую дурь. Все и всё продается и все и всё покупается.