«Агрессоры»

Изучая опыт боевых действий в Юго-Восточной Азии, командование ВВС США пришло к неутешительному для себя выводу, что, невзирая на подавляющее численное превосходство, эффективность американской авиации оказалась весьма низкой, а потери в живой силе и технике – «неприемлемо большими». Для решения этой проблемы Пентагон заказал исследование под кодовым названием «Красный Барон» («Red Baron»), целью его было выработать рекомендации по совершенствованию подготовки летчиков, которым предстояло завоевать «господство в воздухе» на будущих театрах военных действий.

В 1974 году исследование было завершено, на его основе командование ВВС сделало важнейший вывод: «необходимо пересмотреть методику обучения летчиков ведению воздушного боя, чтобы сделать его по-настоящему реалистическим».

Так появилась идея создания специального подразделения, способного имитировать действия авиации противника. Тогда же была сформирована 64-я учебно-тренировочная эскадрилья, приписанная к Центру боевого применения оружия тактических истребителей авиабазы Неллис (штат Невада) и получившая название «Агрессор».


Позднее к «агрессорам» добавили 65-ю эскадрилью (в составе 57-го авиакрыла, базирующегося в Неваде), 26-ю эскадрилью (в составе командования ВВС США в зоне Тихого океана, авиабаза Кларк на Филиппинах) и 527-ю эскадрилью (в составе 10-го тактического разведывательного авиакрыла 3-й воздушной армии командования ВВС США в Европейской зоне, авиабаза Олконбери в Великобритании).

«Агрессоры»


На вооружении этих эскадрилий состояли устаревшие одноместные истребители «F-5E» («Тайгер-2») и двухместные «F-5F» («Т-38»), близкие по своим характеристикам к советским самолетам «МиГ-21». При подготовке к воздушному бою истребители «агрессоров» обычно оснащались одной учебной ракетой AIM-9P «Сайдвиндер» со специальной головкой самонаведения, которая подавала сигнал в головные телефоны шлема летчика в момент, когда цель оказывалась на «расстоянии выстрела». При оценке результатов боя получение этого сигнала засчитывалось как поражение цели.

«Агрессоры»


Поскольку радиолокационная станция самолета «F-5E» имеет небольшую дальность обнаружения цели, наведение истребителя на противника осуществлялось с наземного пункта управления. При этом сам процесс наведения соответствовал методике, принятой в Военно-воздушных силах СССР и стран Варшавского Договора. Для пущего правдоподобия на фюзеляжи «агрессоров» наносились советские обозначения и советская же маскировочная раскраска. Напрашивались уже красные звезды на крыльях и хвостовом киле, однако для подобной «демонстрации намерений» авторам концепции не хватило наглости – вместо красных звезд рисовали эмблему 57-го авиакрыла – мишень, пробиваемую зарядом картечи.

В состав «Агрессора» отбирали только лучших из лучших. Каждый кандидат должен был иметь самостоятельный налет на реактивных истребителях не менее 500 часов, опыт ведущего группы и квалификацию летчика-инструктора. Что примечательно, количество вакантных мест в эскадрильях «агрессоров» всегда было меньше числа желающих их занять, потому конкуренция при отборе кандидатов оказывалась чрезвычайно велика.

Как правило, в составе 64-й и 65-й учебных эскадрилий проходили спецподготовку шестеро отобранных летчиков. Основному этапу обучения на базе Неллис предшествовал курс подготовки в Школе по изучению вооруженных сил Советского Союза и стран Варшавского Договора, географически расположенную на территории авиабазы Боллинг (округ Колумбия).
В ходе обучения каждому летчику предстояло поучаствовать в 41 тренировочном вылете и отсидеть 121 час лекций, посвященных не только теории и тактическим приемам воздушного боя, принятым в ВВС СССР, но и истории социалистических стран, текущему политическому положению и тому подобным вещам.

Примерно половина летчиков, прошедших подготовку в 64-й и 65-й эскадрильях, оставались служить там же, а остальные направлялись в другие учебные подразделения военно-воздушных сил.

Продолжительность службы летчиков в эскадрильях «Агрессор» составляла обычно три года, по истечении которых они возвращались в свои боевые части, где их опыт применялся для повышения уровня подготовки летного состава.

«Агрессоры» активно использовались в учениях различного масштаба, в ходе которых экипажи выступали за вероятного противника, то есть по большому счету – за СССР и страны Варшавского Договора. Примерно половина вылетов выполнялась прямо на авиабазе Неллис в рамках знаменитых и ежегодно проводимых учений «Красный флаг» («Red flag»).

«Агрессоры»


В зависимости от задач, отрабатываемых на учениях, самолеты «агрессоров» выступали в самых различных ролях. Например, если тактические истребители из обычной части выполняли полет с боевой нагрузкой для нанесения ударов по наземным целям, «агрессоры» выступали в роли истребителей ПВО с задачей не дать прорваться ударным самолетам к цели.

Понятно, что оценка работы любых подразделений ВВС производится по количественным и качественным результатам проведенных ими воздушных боев. Поэтому личный состав крайне заинтересован в уничтожении как можно большего числа самолетов противоборствующей стороны и стремится выполнить задачу, используя все свои возможности. Как отмечали в западной печати, действия летчиков эскадрилий «Агрессор» были весьма успешны. Этот успех определялся прежде всего высоким уровнем профессиональной подготовки летчиков и их стремлением победить во что бы то ни стало. Даже летая на устаревших машинах, «агрессоры» довольно часто «сбивали» самые современные и хорошо вооруженные истребители – такие, как «F-15» и «F-16».

«Агрессоры»


Впрочем, стремление победить любой ценой зачастую приводило летчиков к рискованным ситуациям. Согласно сообщениям западных военных журналов, аварийность полетов в эскадрильях «Агрессор» на порядок выше, чем в обычных боевых частях. Зафиксированы даже отдельные попытки таранов – когда, оказавшись в «безвыходном положении», пилоты учебных эскадрилий пытались взять противника на испуг, имитируя лобовую атаку с неизбежным столкновением.

* * *
Если об «агрессорах» ВВС США в свое время писали предостаточно, не преминув указывать, что подобная методика подготовки летного состава воспитывает в американских летчиках ненависть к СССР и всему социалистическому лагерю, то существование аналогичных подразделений в составе советской армии старательно замалчивалось.

Тем не менее опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке заставил задуматься не только американский, но и советский генералитет. В отчетах с мест событий указывалось, что тактика ведения воздушного боя в советских ВВС (а именно нашу школу прошли вьетнамские и арабские летчики) устарела и не соответствует требованиям времени. Вот тогда-то и было принято решение о создании специальной группы из числа самых опытных летчиков-истребителей строевых частей.
В начале 1970 года на базе одного из истребительных полков ВВС Туркестанского военного округа организовали Центр подготовки летного состава, где начали оттачивать боевое мастерство пилоты, собиравшиеся отправиться в «дальние командировки».

В Центре имелись эскадрильи, укомплектованные самолетами «МиГ-21ПФМ», «МиГ-21СМ» и «МиГ-21УМ(УА)». Подготовка проводилась по программе «Кавказ» («500-е упражнение»), в которую входила отработка одиночного и группового полетов, сложного и высшего пилотажа, боевого маневрирования, одиночных и групповых маневренных воздушных боев на средних, малых и предельно малых высотах.

«Агрессоры»


К 1972 году Центр выпустил несколько групп летчиков, которые затем приняли участие в боевых действиях в Египте.

После первых успехов командование пришло к выводу, что боевой опыт необходимо внедрять во всех авиачастях. Центр в Туркмении перепрофилировали: две эскадрильи вместе с другими частями и подразделениями обеспечения и контроля (в том числе – подразделение радиоуправляемых мишеней «Ла-17») вошли в состав Базы ВВС по проверке боевой подготовки строевых частей истребительной авиации.

Эскадрильи укомплектовывались летчиками с опытом воздушных боев во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и теми из молодежи, кто прошел подготовку по программе «Кавказ». Именно с этой элитой авиации предстояло посоревноваться пилотам со всего Советского Союза, время от времени посещавшими туркменскую Базу.

Так началась почти двадцатилетняя история советских эскадрилий «Агрессор». Хотя название это ни разу ни в одном документе не фигурировало, в кругу военных летчиков эти подразделения окрестили именно так.

Подобно коллегам в США, летчики Базы обладали высочайшим уровнем подготовки, и «воевать» с ними было непросто.

«Агрессоры»


Со временем летчиков, имевших реальный боевой опыт, становилось всё меньше – они старели и уходили в отставку – а в строю их заменяли пилоты 1-го класса. Обновлялась и техника. Осенью 1975 года вторая эскадрилья Центра получила на вооружение самолеты «МиГ-23М» и «МиГ-23УБ». В 1987 году первая эскадрилья освоила самый современный истребитель того времени – «МиГ-29».
В конце восьмидесятых возникла интересная проблема: к проверкам на Базе привлекались авиаполки на истребителях, однотипных «местным». И летчикам, особенно при выполнении групповых маневренных воздушных боев, было сложно определить, где «свой», а где «чужой». Для решения проблемы командование приняло решение нанести на самолеты, принадлежащие Базе, отличительную окраску: так называемые «коньячные полосы» на верхних поверхностях крыльев и фюзеляже и «акулью пасть» в носовой части. Уже по инициативе летчиков и техников Базы возникла также неофициальная символика учебных эскадрилий: у первой – леопард в прыжке, у второй – викинг с дубинкой. Обе эмблемы, несмотря на их шуточный характер, очень напоминают символику некоторых американских подразделений, обожающих агрессивные образы.
Время шло, и осенью 1991 года было запланировано переучивание второй эскадрильи на истребители «Су-27», были готовы и эскизы их «агрессорской» раскраски. Однако развал Советского Союза, случившийся в декабре того же года, поставил крест на этих планах. Начальник Базы полковник Константин Петрович Морозов стал министром обороны Украины. База же перешла сначала в состав Вооруженных Сил СНГ, а затем – под юрисдикцию России, но на территории Туркменистана…

* * *
В октябре 1990 года, после объединения Германии, летательные аппараты ВВС Национальной народной армии ГДР влились в состав люфтваффе. Борта самолетов украсились крестами и новыми эмблемами эскадрилий.

«Агрессоры»


Сначала командование Люфтваффе отнеслось к советским истребителям, стоявшим на вооружении ВВС ГДР, довольно скептически, но, прикинув экономические аспекты, приняло решение оставить в эксплуатации 24 истребителя «МиГ-29» (20 одноместных и 4 двухместные машины) советского производства. Для технической поддержки немецких «МиГов» в 1993 году было создано российско-германское совместное предприятие MAPS (MIG Aircraft Product Support GmbH).

«Агрессоры»


В процессе учебных боев с различными истребителями западного производства выяснилось, что «МиГ-29» по ряду летных характеристик превосходит американские самолеты того же класса.
В конце сентября 1998 года состоялись плановые военно-воздушные учения стран НАТО, в которых немецкие «МиГ-29» выиграли все воздушные бои с американскими истребителями «F-16», «F-4», а также с французскими «Миражами-2000».

«Агрессоры»


В ходе учений выявилось «безусловное превосходство» (так выразился представитель американского командования) российских самолетов над западными аналогами.
«Один на один я легко побью любого, – заявил журналистам командир 73-й эскадрильи люфтваффе полковник Рейнхард Мак, – в том числе и F-15. Исключение может составить только последний вариант F-16».

«МиГи-29» германских ВВС были модернизированы под стандарты НАТО. После чего шесть машин впервые приняли участие в американских учениях «Красный флаг» в качестве «агрессоров». Как показали эти учебные бои, на дистанциях в 65 километров преимущество имеют американские истребители; по мере сокращения расстояния ситуация выравнивается, и на 17 километрах предпочтительнее выглядит «МиГ».

Поскольку в настоящее время Россия и страны НАТО считаются союзниками, в коммюнике об этих учениях, ставших достаточно частыми, отдельно подчеркивалось, что участие немецких «МиГов» не должно расцениваться как подготовка к войне с нашей страной – однако на вооружении стран, объявленных врагами или «потенциальными противниками» США, можно увидеть и «МиГи», и «Су». Так, во время войны с Югославией летчики НАТО сбили шесть «МиГов-29», принадлежавшим сербским ВВС, – подготовка в играх против «агрессоров» не прошла даром.

Ныне истребители «МиГ-29» переданы Германией Польше. Варшава собирается использовать эти бывалые истребители на протяжении пяти лет, после чего будут закуплены новые. Роль учебных «агрессоров» переходит к полякам…
Автор: Антон Иванович Первушин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. svp67 31 августа 2013 08:47
    Интересно,а в нынешних Российских ВВС есть ли подобные подразделения? Если нет,то может стоить и создать...
    1. Sirocco 31 августа 2013 17:10
      Цитата: svp67
      Если нет,то может стоить и создать...

      Только не симуляторы, а то наши как всегда схавают все худшее, Ведь не секрет, что при проведении американцами "ликвидации Бен Ладена в Пакистане" Амеры завалили вертушку как раз по этому, в целях экономии, или еще какие преследовали цели, проводили подготовку операции на симуляторах, в общем облажались по полной. А учебные бои, между пилотами, были, есть, и будут.
    2. Geisenberg 1 сентября 2013 02:35
      Цитата: svp67
      Интересно,а в нынешних Российских ВВС есть ли подобные подразделения? Если нет,то может стоить и создать...


      ВВС то самих еще не очень есть ...
    3. Удав КАА 1 сентября 2013 17:28
      Цитата: svp67
      может стоить и создать

      Центр боевого применения в Липецке.(4-й центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС).
  2. Nayhas 31 августа 2013 08:57
    ВВС США имеют опыт учебных воздушных боёв против МиГ-29, Су-27, Су-30. ВВС Индии и Индонезии участвовали на своих Су-30 в совместных учениях с ВВС США, т.е. американцы знают все сильные и слабые стороны основных боевых самолётов ВВС РФ. Чего не скажешь об обратном...
    1. Orel 31 августа 2013 09:29
      американцы знают все сильные и слабые стороны основных боевых самолётов ВВС РФ. Чего не скажешь об обратном...


      Может и знают, но С-300 и С-400 на сильные стороны американских самолетов вряд ли будет обращать внимание
      1. fartfraer 31 августа 2013 10:33
        Сирия покажет эффективность с-300.пока(насколько я знаю) данная система не участвовала в настоящих войнах.
        fartfraer
      2. тлауикол 31 августа 2013 10:33
        С 300 они тоже изучали со словаками и греками, Панцирь саудовцы наверняка им разобрали по винтикам, да и документацию передали. Так-что знают слабые стороны
        1. Гордей. 31 августа 2013 17:58
          Цитата: тлауикол
          Так-что знают слабые стороны

          Знают.Но знают и сильные!Иначе почему поднимали крик,о поставках Ирану,о поставках Сирии?Если С-300 для вас "открытая книга",к чему "вселенский кипиш"?
        2. Удав КАА 1 сентября 2013 17:33
          Цитата: тлауикол
          Так-что знают слабые стороны

          Не факт. Чтобы узнали реальные возможности пусть на 20% берут с допуском в сторону увеличения ТТХ комплекса. Тогда, может, и будет где-то иметь правильное суждение в оценке боевых возможностей нашего оружия.
          1. тлауикол 1 сентября 2013 18:10
            может и так. но если учесть, что комплекс в руках сирийских специалистов, то его ТТХ можно смело делить на 16
      3. Пупырчатый 31 августа 2013 14:59
        У американцев есть опыт преодоления в учебных условиях С-300. Они закупили эти системы для тестов, кроме того, системы закупила Греция.
    2. Rosomaha67 31 августа 2013 12:33
      ......ха вы поинтересуйтесь итогами этих учений http://www.aviaport.ru/news/2005/12/12/98582.html

      в которых индусы кстати подтвердили уровень российской военной авиации. К тому же я думаю что наши компетентные источники так же получили всю возможную информацию от своих индийских коллег....
      Rosomaha67
      1. Nayhas 31 августа 2013 16:15
        Цитата: Rosomaha67
        ха вы поинтересуйтесь итогами этих учений

        Дело в том, что знание сильных и слабых сторон противника залог победы. Незнание противника не позволяет использовать полноценно свои возможности.
    3. Дальневосточник 31 августа 2013 12:48
      Цитата: Nayhas
      американцы знают все сильные и слабые стороны основных боевых самолётов ВВС РФ. Чего не скажешь об обратном...

      уважаемый! а все же зависит от "прокладке" с какими навыками, hi и кто им управляет! в руках "дикаря" это кусок железа!
      1. Nayhas 31 августа 2013 16:11
        Цитата: Дальневосточник
        уважаемый! а все же зависит от "прокладке" с какими навыками

        Ну у американцев "прокладки с крылышками" о чём в статье указано. К процессу обучения они подходят очень серьёзно.
  3. кузнецов 1977 31 августа 2013 10:23
    Пентагон приобрел у ВВС Украины два истребителя Су-27 российского производства. ВВС США будут использовать самолеты для отработки эффективного противодействия. Российские истребители представляли серьезную проблему для F-15 США, которым «Сушки» несколько раз на учениях демонстративно «утерли нос». Пентагон давно пытался заполучить действующие образцы и Украина помогла это сделать легально.

    О сделке с ВВС Украины сообщил американский военный интернет-портал www.strategypage.com, сообщает Новый регион. По данным ресурса, по своим характеристикам Су-27 похож на истребитель F-15, но при этом дешевле своего американского конкурента более чем на 30%.

    Портал «Свободная пресса» приводит несколько историй позорных поражений F-15, после которых американские военные всерьез заинтересовались российским базовым истребителем.

    Еще летом 1992 года звено наших Су-27 по договоренности с американской стороной совершило посадку на авиабазе Лэнгли, где базировались лучшие истребители США F-15. После взаимного знакомства наши летчики предложили провести учебный бой. Американцы заосторожничали. Устраивать дуэль над аэродромом на виду у журналистов им, видимо, показалось делом рискованным. Вызов был принят, но с условием, что бой состоится над Атлантическим океаном - в 200 километрах от берега. Схему учебного боя выработали достаточно простую. Для начала Су-27 должен был удержаться «на хвосте» у F-15. Затем самолетам предстояло поменяться местами. Американский самолет сразу же на полном форсаже попытался оторваться от нашего истребителя. Но не тут-то было. На минимальном форсаже Су-27 легко «достал» американца. Поменялись местами. Су-27 сразу же ушел от F-15 в развороте с набором высоты. Сделав несколько маневров, он пристроился американцу в хвост. Пилот F-15 потерял наш истребитель из виду. Он беспомощно обратился по радио к летчику самолета-наблюдателя: «Где «Фленкер»?» (по классификации НАТО - кодовое название Су-27). «Он за тобой», - был ответ. Все попытки американского аса оторваться кончились неудачей. Наш пилот надежно держал его в зенитно-ракетном прицеле.

    Второй раз Су-27 ткнул американцев мордой в грязь осенью 2000 года, во время японо-американских учений в Тихом океане. Тогда пара Су-27, прикрывающая Су-24МР провели неожиданную учебную «атаку» флагмана 7-го флота США «Китти Хок». В реальных боевых условиях флагманский авианосец США был бы уничтожен. Пилоты, участвовавшие в налете, были награждены орденами.

    Военное ведомство США обеспокоило и растущее количество продаж Су-27 и Су-30 по всему миру. В течение последних нескольких лет Россия поставляла истребители семейства Су-27/30 в Индию, Китай, Малайзию, Венесуэлу, Индонезию и Алжир, где они составили основу национальных Военно-воздушных сил. Как утверждает изджание, перед военной разведкой США была поставлена задача получить образцы «Сушек». Но операция по угону Су-27 «перебежчиком», просящим у США политического убежища, в наше время выглядела бы слишком неправдоподобной, да и обошлась бы дороговато. Решить проблему по дешевке помогли друзья Америки в окружении украинского президента. Теперь военное командование США получило возможность при помощи этих истребителей готовить и обучать своих пилотов эффективному противодействию «сушкам» в воздухе.
    17 Июля 2009г.
    http://archive.censor.net.ua/go/viewTopic--id--333737
    кузнецов 1977
    1. Фофан 1 сентября 2013 01:30
      «...Сидим мы и болтаем о всякой фигне, вдруг звонок из БИЦ (Боевого информационного центра). Они говорят: «Сэр, мы засекли русские истребители!». Капитан: «Объявляйте тревогу. Поднимаем истребители!» Из Центра говорят, что можно объявить только «Тревогу-30» (вылет в течение 30 минут). Капитан: «Поднимайте в воздух все, что можно!» Я связался с дежурным офицером эскадрильи. В тот день дежурила не наша эскадрилья, так что я велел ему сделать так, чтобы они подняли свои задницы. Одним словом, через 40 минут после объявления тревоги, после того, как русские Су-24 на скорости 500 узлов прошли прямо над башней Китти Хок, офицеры расплескали свой кофе и сказали все как один: «Fuck you!» Я посмотрел на капитана. Его лицо было багровым.

      Русские истребители сделали еще два крутых виража на низкой высоте до того, как мы наконец-то запустили ЕА-6В Prowler (беспилотный военный самолет). Да, да... мы запустили грёбаный Prowler против истребителя прямо над кораблем. Истребитель имел его, как хотел. Наш уже вопил о помощи, когда наконец F/А-18 поднялся в воздух, чтобы совершить перехват. Но было поздно.

      Четыре дня спустя русская разведслужба прислала командующему Китти Хок фотографии наших летчиков, мечущихся по палубе. Какой позор! Я чувствовал себя так, словно нас отымели, а я даже не слез со скамейки, чтобы помочь своим.

      Пока. Жму лапу. Джон».
      1. Удав КАА 1 сентября 2013 18:21
        Цитата: Фофан
        «...Сидим мы и болтаем о всякой фигне, вдруг звонок из БИЦ...
        Русские истребители сделали еще два крутых виража на низкой высоте до того, как мы наконец-то запустили ЕА-6В Prowler (беспилотный военный самолет). Да, да... мы запустили грёбаный Prowler против истребителя прямо над кораблем. Истребитель имел его, как хотел. Наш уже вопил о помощи, когда наконец F/А-18 поднялся в воздух, чтобы совершить перехват. Но было поздно.
        Пока. Жму лапу. Джон».

        ЕА-6В Prowler
        Тип: четырехместный belay палубный самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) lol
        Заряжай следующую пулю!
  4. Fuerte 31 августа 2013 12:02
    "Согласно сообщениям западных военных журналов, аварийность полетов в эскадрильях «Агрессор» на порядок выше, чем в обычных боевых частях. Зафиксированы даже отдельные попытки таранов – когда, оказавшись в «безвыходном положении», пилоты учебных эскадрилий пытались взять противника на испуг, имитируя лобовую атаку с неизбежным столкновением." (с)

    Возможно оффтопом будет, но примечательны фотографии двух бортов указаной эскадрильи, с которыми как раз такой курьез произошел. Столкновение в лобовой атаке. Фото первого участника:
    Fuerte
  5. Fuerte 31 августа 2013 12:05
    И фото второго:
    Fuerte
  6. Druid 31 августа 2013 17:23
    http://youtu.be/HOEl2JrjghU
    Druid
  7. Kovrovsky 31 августа 2013 21:31
    Познавательная статья, спасибо автору!
    Kovrovsky
  8. mirag2 31 августа 2013 22:25
    Статья интересна,но опубликована второй раз.Была она уже ранее.
    1. Удав КАА 1 сентября 2013 18:30
      Цитата: mirag2
      Статья интересна,но опубликована второй раз.Была она уже ранее.

      Странно, а я ее впервые читал, и признаюсь с большим удовольствием, тк она несет информацию, а не размышлизмы автора по поводу поднятой проблемы, которые он высосал из пальца или родил в своей многомудрой голове. ИМХО.
  9. Bongo 3 сентября 2013 13:49
    в статье не слабый для специалиста "ляп", двухместный F-5F и УТС Т-38-это далеко не один и тот же самолёт.
  10. Bongo 3 сентября 2013 13:51
    Миг-29 на авиабазе Неллис
  11. michurinec 13 октября 2013 19:56
    В октябре 1990 года, после объединения Германии, летательные аппараты ВВС Национальной народной армии ГДР влились в состав люфтваффе. Борта самолетов украсились крестами и новыми эмблемами эскадрилий.

    Как получилось что мы оставили самолёты? На худой конец взорвать можно было.
    Вернее как наши самолёты у них оказались?
    Почему небыло условия возврата самолётов СССР?
  12. ВольдемарЪ 27 февраля 2014 15:56
    Так это не наши были самолеты, а ГДРовские. Чужая собственность. Они у нас их покупали, как и Индия сейчас или Вьетнам. Тоже самое.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня