Military Review

Anti-submarine bombers Fairlie Mortar and Thornycroft Mortar

1
During the Second World War, warships of Great Britain and friendly countries used a wide range of anti-submarine weapons, including several models of bombers. In the end, the Hedgehog complex was recognized as the most successful, while other serial samples showed less high results. Finally, a number of projects have not progressed beyond testing. One of the most unsuccessful developments was the multi-sided anti-submarine bombers Fairlie Mortar and Thornycroft Mortar.


History The program to develop anti-submarine systems Fairlie Mortar dates back to the late thirties. In 1939, the organization ASW research group (“Anti-Submarine Defense Research Group”), which worked in the town of Fearley, was tasked to compare different options for anti-submarine systems. It was necessary to determine which weapon more efficient: one large depth charge with a mass of 1600 pounds (726,4 kg) or a large number of 25-pound (11,35 kg) ammunition. Taking into account the results of these studies, it was planned to choose further paths for the development of anti-submarine weapons.

Tests have shown that a heavy depth charge is guaranteed to hit a conditional submarine, even with a significant miss, but rather difficult to operate. A significant number of smaller ammunition made it possible to combine the acceptable power of the warhead with a sufficient probability of hitting the target. As a result, the development of heavy bombs was abandoned in favor of products of small and medium weight.

Anti-submarine bombers Fairlie Mortar and Thornycroft Mortar
Thornycroft Mortar bomber on the deck of the destroyer HMS Whitehall (I94), 27 July 1941.


Depth bombs of comparatively low mass could be sent to the target with the help of special launching devices and thereby increase the firing range. Already at the beginning of 1940, the military department issued a new technical task for the creation of advanced anti-submarine weapons. The military wanted an anti-submarine bombard capable of firing several ammunition with a sufficient payload in one volley. Specific features of the technical appearance of such weapons should be determined in the course of subsequent work.

In accordance with the name of the city where the PLO Research Group was located, and taking into account the optimal appearance of the bomb bomb, the new project received the working designation Fairlie Mortar - “Mortira Furley”. Subsequently, one of the developments of this program, developing existing ideas, was named Thornycroft Mortar ("Mortar Thornycroft") - by the name of the company-developer. Bombers also received some unofficial nicknames.

According to reports, the anti-submarine defense specialists quickly decided on the ammunition for the new bombs. This weapon was supposed to attack targets with the help of Mark VII series depth charges. In the basic version, adopted in service in the late thirties, such a bomb had a cylindrical body with thin walls and a nest for installing a hydrostatic fuse. With a total mass of 420 pounds (191 kg), the bomb carried 290 pounds (132 kg) of TNT. She could dive at speeds up to 3 m / s. The fuse worked at a predetermined depth, which should not exceed 300 feet (91 m).

The first advanced weapons project was developed by the staff of the ASW research group. At the same time, they were forced to resort to the help of designers from Vickers-Armstrong. Together, the military and the staff of a private company formed the overall look of the weapon and worked out the various features of its design.

The project, which resulted from the joint work of Vickers-Armstrong and the PLO Group, proposed the use of two unified launchers at once. These devices were suggested to be mounted on the tank and the ship's poop, or on the sides of the superstructure. The specific configuration of anti-submarine weapons could be determined in accordance with the characteristics of the carrier.

The basis of the Fairlie Mortar bomb was supposed to be a fixed platform with mounts for the artillery unit. The latter was a clip with five large trunks. To compensate for the rolling motion, the yoke could move around the longitudinal axis, maintaining the desired position of the barrels. The yoke was also completed with an uncomplicated stabilizer, reducing the negative impact of pitching. A similar design will later be used in new projects.

The launch of the Mark VII depth bombs was proposed to be carried out with the help of five shafts of short length. The trunks did not have rifling and had to be charged from the barrel. Five trunks should be firmly fixed in a common holder with a fixed angle of elevation. According to some reports, they could be located with a slight inclination relative to the longitudinal vertical plane. In this case, a small dilution of departing bombs was provided. The lateral inclination of ten barrels in two installations should be determined so that the points of incidence of the bombs formed a circle.

Next to the two launchers, it was necessary to mount the storage and supply of ammunition, as well as lightweight cranes for loading bombs. In preparing the “Mortyra Furley” for firing, it was necessary to raise ammunition to a great height, and this required appropriate technical means.

Soon after the start of the Fairlie Mortar project, an alternative proposal appeared. Private shipbuilding firm John I. Thornycroft & Company has begun to develop its own anti-submarine bomb launcher for existing ammunition. This project received the designation Thornycroft Mortar. In addition, it was called the Long-range deep charge thrower ("Long-range depth charge launcher"). For its characteristic appearance, the prototype was nicknamed Five Wide Virgins ("Five fat virgins").

As is clear from the unofficial name of the project, Thornycroft experts suggested using only one launcher with five trunks. On the deck of the ship should have mounted a reinforced rectangular platform on which it was proposed to install the bombers themselves. The latter consisted of five separate trunks mounted motionless. This method of installation did not impose special requirements on the strength of the ship, but excluded the use of any means of stabilization.


Sailors ship depth bomb type Mk VII


Each of the five elements of the Thornycroft Mortar bomb bomb consisted of three main units. The first is a rectangular platform with longitudinal bars to support the deck. Immediately on the platform with a large number of bolts fastened breech, made in the form of a short inclined pipe with a triangular strut. Also bolted to the breech should be attached to a longer muzzle of the barrel. On the supporting platform provided for the installation of an electrical system ignition propellant charge. The barrel was rigidly fixed with an angle of elevation 50 °, providing the maximum range of the shot.

It was proposed to attack the target using the Mark VII standard depth bomb carrying an 132 kg of TNT. The launch of this munition was supposed to be carried out by a propelling charge of cordite mass 16 ounces (453,6 g). According to calculations, such a charge could send a bomb at a distance of 330 yards (300 m).

Five "Fat Virgins" should be installed on one line perpendicular to the longitudinal axis of the carrier. To increase the area of ​​fire, individual trunks could be mounted at a small angle to each other. Near the five-barreled anti-submarine complex should be located volumes for storage of ammunition. He also needed cranes to load bombs into barrels. The prototype of the Long-range deep charge thrower was supplemented with three taps at once.

Two projects proposed naval specialists and a private company were studied by the command. For a number of reasons, based on the results of such an analysis, a project from designers John I. Thornycroft & Company was recommended for construction and testing. The Fairlie Mortar bomb, created by military engineers, in turn, did not receive development. In its original form, this project did not reach practical implementation, but later it had a noticeable impact on the further development of anti-submarine weapons in Great Britain and other countries.

In the first months of the 1941, the first Mortar Thornycroft was manufactured. The prototype was designed for installation on the destroyer HMS Whitehall (I94). This ship, previously sent to the reserve and returned to service in the 1939 year, carried not the most powerful weapons, and an experienced bomber could significantly increase its combat effectiveness. A platform with five trunks was placed on the tank, in front of the superstructure. After such a modernization, the destroyer could both fire at the enemy's submarine and send bombs to it in the “traditional” way, using a pair of stern throwers.

There are fragmentary information about the involvement in the testing of the second ship. According to them, in 1942, the carrier of the Thornycroft Mortar system became the destroyer HMS Diana. It is reported that a bomber was installed on this ship in a reduced configuration - with four barrels. However, in this case there is a certain error, since the specified ship could not become an experimental vessel.

The destroyer Diana (H49), received by the British fleet in 1932, in September 1940 was transferred to Canada, which gave it the new name HMCS Margaree. Just a few weeks later, on October 17 of the same year, the destroyer set off on the march as part of the OL8 convoy cover. October 22 300 miles west of Ireland destroyer collided with transport MV Port Fairy. The vessel with the cargo was damaged, but was able to continue sailing. The warship sank. The crew of the HMCS Margaree consisted of a 176 man. 34 sailors were rescued by colleagues from transport; the rest are dead or missing. Thus, the destroyer “Diana” / “Marjorie” by definition could not become an experimental vessel and participate in the 1942 trials of the year.

Most likely, the destroyer Whitehall remained the sole carrier of the Long-range deep charge thrower from Thornycroft. Short-term tests conducted by his crew showed that the new weapon is unsuitable for practical operation, and can also be dangerous not only for enemy submarines, but also for its own carrier.

It was immediately established that the Five Wide Virgins system is extremely inconvenient from the point of view of preparation for firing. Full reloading of a bombet required eight people to work together and took about 10 minutes. After a single volley on the target, the ship for 10 minutes lost its ability to perform a second attack. During this time, the situation could change, and therefore the bomb was not fully satisfied with the military.

However, prolonged recharging was not the biggest problem. As it turned out, 450-gram cord cordite accelerated depth charge to low speeds. The projectile left the barrel and flew to a predetermined range, but the flight to the crash site and the exit to a predetermined depth of detonation took too much time. Because of this, a ship moving even at medium speed risked being dangerously close to exploding bombs and getting some kind of damage. Soon several attempts were made to correct this shortcoming of the “Mortarine Thornycroft”.


Destroyer HMS Whitehall (I94) shortly before the installation of "Mortarine Thornycroft"


An obvious solution to the problem was to increase the propellant charge, but this turned out to be impossible. Not a single British ship of that time would have withstood the increased returns. For this reason, it was decided to change the design of the bomb. The existing cylindrical body of the Mark VII product was supplemented with tail stabilizers, as a result of which the length of the bomb increased to 1,4 m.

The testers fired just three shots with such bombs. It turned out that the updated ammunition can fly a distance of about 330 m, but this does not solve all the problems. A larger bomb was less convenient to operate. It took up more space, and its loading into the barrel was very complex. There were problems with shooting. With the explosion of the propellant charge and launch the bomb shell and stabilizer received noticeable damage, worsening their aerodynamics. This led to the risk of deviation from a given trajectory, including with a premature fall. The meeting of the water bomb, now taking place at high speeds, led to new damage to the hull, which, among other things, could damage the fuse.

According to the analysis of the Fairlie Mortar project and the Thornycroft Mortar system tests, certain conclusions were drawn and a negative decision was made. The fleet still needed effective anti-submarine weapons, but the proposed bomb bomb had a lot of flaws and therefore had no interest for it.

By this time, the organization of the Department of Miscellaneous Weapons Development (Department of the development of various weapons) was involved in the work on the subject of bomb bomb. Its experts took into account the existing experience and proposed to build a new anti-submarine complex based on the principle of launching bombs. The basis of the launcher was supposed to be a stabilized platform with a large number of rod-guides. The stabilizer was proposed to borrow from the "Mortyra Furley."

The further development of this proposal, carried out with the application of some already known ideas and solutions, soon led to the appearance of the Hedgehog bomb bomb. Unlike his unsuccessful predecessors, he successfully coped with the trials, went into the series and became a regular weapon of a significant number of ships.

Mortar "Thornycroft" did not pass the test, and the project "Furley" did not even reach the construction of a prototype. However, the main ideas of these projects were not forgotten. So, the product Fairlie Mortar "shared" with the newer bombers means of stabilizing the launcher. In addition, some of the ideas of the two projects were later used to create new weapons of this class, and in this form came to practical use. First, the British fleet, and then the naval forces of other countries were able to get an effective and easy-to-use means of dealing with enemy submarines.


Based on:
http://navweaps.com/
http://uboat.net/
http://naval-history.net/
Friedman N. British Destroyers & Frigates: The Second World War & After. Seaforth Publishing. 2002.
Author:
Photos used:
Navweaps.com, Imperial War Museum / iwm.org.uk
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Obstacle
    Obstacle 8 October 2017 16: 18
    +1
    Cognitive, thank you.

Противолодочные бомбометы Fairlie Mortar и Thornycroft Mortar

В годы Второй мировой войны боевые корабли Великобритании и дружественных ей стран использовали широкий спектр противолодочных средств, в том числе бомбометы нескольких моделей. Наиболее удачным в итоге был признан комплекс Hedgehog, тогда как другие серийные образцы показывали менее высокие результаты. Наконец, ряд проектов не продвинулся дальше испытаний. Одними из не самых удачных разработок оказались многоствольные противолодочные бомбометы Fairlie Mortar и Thornycroft Mortar.

История программы разработки противолодочных систем Fairlie Mortar восходит к концу тридцатых годов. В 1939 году организация ASW research group («Группа исследований противолодочной обороны»), работавшая в г. Ферли, получила задание сравнить разные варианты систем борьбы с подлодками. Следовало определить, какое оружие отличается большей эффективностью: одна крупная глубинная бомба с зарядом массой 1600 фунтов (726,4 кг) или большое число 25-фунтовых (11,35 кг) боеприпасов. С учетом результатов этих исследований планировалось выбрать дальнейшие пути развития противолодочного вооружения.

Испытания показали, что тяжелая глубинная бомба гарантированно поражает условную подлодку даже при значительном промахе, но достаточно сложна в эксплуатации. Значительное число менее крупных боеприпасов позволяло объединить приемлемое могущество боевой части с достаточной вероятностью поражения цели. Как следствие, от развития тяжелых бомб отказались в пользу изделий малого и среднего веса.


Противолодочные бомбометы Fairlie Mortar и Thornycroft Mortar
Бомбомет Thornycroft Mortar на палубе эсминца HMS Whitehall (I94), 27 июля 1941 г.


Глубинные бомбы сравнительно малой массы можно было отправлять к цели при помощи специальных средств запуска и тем самым увеличивать дальность стрельбы. Уже в начале 1940 года военное ведомство выдало новое техническое задание на создание перспективного противолодочного оружия. Военные пожелали получить противолодочный бомбомет, способный одним залпом выстрелить несколько боеприпасов с достаточной полезной нагрузкой. Конкретные черты технического облика такого оружия следовало определить в ходе последующих работ.

В соответствии с названием города, где располагалась Группа исследований ПЛО, а также с учетом оптимального облика бомбомета новый проект получил рабочее обозначение Fairlie Mortar – «Мортира Ферли». Впоследствии одна из разработок этой программы, развивавшая существующие идеи, была названа Thornycroft Mortar («Мортира Торникрофт») – по названию компании-разработчика. Также бомбометы получали те или иные неофициальные прозвища.

По имеющимся данным, специалисты по противолодочной обороне достаточно быстро определились с боеприпасом для новых бомбометов. Это оружие должно было атаковать цели при помощи серийных глубинных бомб типа Mark VII. В базовой версии, принятой на вооружение в конце тридцатых годов, такая бомба имела цилиндрический корпус с тонкими стенками и гнездом для установки гидростатического взрывателя. При общей массе 420 фунтов (191 кг) бомба несла 290 фунтов (132 кг) тротила. Она могла погружаться со скоростью до 3 м/с. Взрыватель срабатывал на заданной глубине, которая не должна была превышать 300 футов (91 м).

Первый проект перспективного оружия разрабатывался сотрудниками ASW research group. При этом они были вынуждены прибегнуть к помощи конструкторов компании Vickers-Armstrong. Совместными усилиями военные и сотрудники частной компании сформировали общий облик оружия и проработали различные особенности его конструкции.

Проект, ставший результатом совместной работы «Виккерс-Армстронг» и Группы ПЛО, предлагал использование сразу двух унифицированных пусковых установок. Эти устройства предлагалось монтировать на баке и юте корабля, либо по бокам от надстройки. Конкретная конфигурация противолодочного оружия могла определяться в соответствии с особенностями носителя.

Основой бомбомета Fairlie Mortar должна была стать неподвижная платформа с креплениями для артиллерийской части. Последняя представляла собой обойму с пятью крупными стволами. Для компенсации бортовой качки обойма могла перемещаться вокруг продольной оси, сохраняя требуемое положение стволов. Обойма также комплектовалась несложным стабилизатором, сокращавшим негативное влияние качки. Похожая конструкция позже будет использована в новых проектах.

Запуск глубинных бомб Mark VII предлагалось осуществлять при помощи пяти стволов малой длины. Стволы не имели нарезов и должны были заряжаться с дула. Пять стволов следовало жестко закреплять в общей обойме с фиксированным углом возвышения. По некоторым данным, они могли располагаться с небольшим наклоном относительно продольной вертикальной плоскости. В таком случае обеспечивалось небольшое разведение вылетающих бомб. Поперечный наклон десяти стволов на двух установках следовало определять таким образом, чтобы точки падения бомб образовывали круг.

Рядом с двумя пусковыми установками следовало монтировать средства хранения и подачи боекомплекта, а также легкие подъемные краны для загрузки бомб. При подготовке «Мортиры Ферли» к стрельбе требовалось поднимать боеприпасы на большую высоту, и для этого были нужны соответствующие технические средства.

Вскоре после старта проекта Fairlie Mortar появилось альтернативное предложение. Частная судостроительная фирма John I. Thornycroft & Company приступила к разработке своего собственного противолодочного бомбомета под существующий боеприпас. Этот проект получил обозначение Thornycroft Mortar. Кроме того, его именовали Long-range deep charge thrower («Пусковая установка глубинных бомб большой дальности»). За характерный внешний вид опытный образец получил прозвище Five Wide Virgins («Пять толстых дев»).

Как ясно из неофициального названия проекта, специалисты компании «Торникрофт» предложили использовать только одну пусковую установку с пятью стволами. На палубе корабля следовало монтировать усиленную прямоугольную платформу, на которой предлагалось устанавливать сам бомбомет. Последний состоял из пяти отдельных стволов, установленных неподвижно. Такой способ монтажа не предъявлял особых требований к прочности корабля, но исключал применение каких-либо средств стабилизации.


Моряки грузят глубинную бомбу типа Mk VII


Каждый из пяти элементов бомбомета Thornycroft Mortar состоял из трех основных агрегатов. Первый – прямоугольная платформа с продольными брусьями для опоры на палубу. Сразу на платформе при помощи большого числа болтов крепилась казенная часть ствола, выполненная в виде короткой наклонной трубы с треугольным подкосом. Так же на болтах к казеннику следовало крепить более длинную дульную часть ствола. На опорной платформе предусматривалась установка электрической системы воспламенения метательного заряда. Ствол жестко закреплялся с углом возвышения 50°, обеспечивавшим максимальную дальность выстрела.

Атаковать цель предлагалось при помощи стандартной глубинной бомбы Mark VII, несущей 132 кг тротила. Запуск этого боеприпаса должен был осуществляться метательным зарядом из кордита массой 16 унций (453,6 г). По расчетам, такой заряд мог отправить бомбу на дистанцию до 330 ярдов (300 м).

Пять «Толстых дев» следовало устанавливать на одной линии, перпендикулярной продольной оси носителя. Для увеличения обстреливаемой площади отдельные стволы могли монтироваться под небольшим углом друг к другу. Рядом с пятиствольным противолодочным комплексом следовало располагать объемы для хранения боеприпасов. Также он нуждался в кранах для загрузки бомб в стволы. Опытный образец Long-range deep charge thrower дополнили сразу тремя кранами.

Два проекта, предложенных флотскими специалистами и частной компанией, были изучены командованием. По ряду причин, по результатам такого анализа к строительству и испытаниям рекомендовали проект от конструкторов John I. Thornycroft & Company. Бомбомет Fairlie Mortar, созданный военными инженерами, в свою очередь, не получил развития. В исходном виде этот проект не дошел до практической реализации, однако позже оказал заметное влияние на дальнейшее развитие противолодочного оружия Великобритании и других стран.

В первых месяцах 1941 года была изготовлена первая «Мортира Торникрофт». Опытный образец предназначался для установки на эсминец HMS Whitehall (I94). Этот корабль, ранее отправленный в резерв и возвращенный в строй в 1939 году, нес не самое мощное вооружение, и опытный бомбомет мог значительным образом повысить его боевую эффективность. Платформу с пятью стволами поместили на баке, перед надстройкой. После такой модернизации эсминец мог как обстрелять подлодку противника, так и послать бомбы к ней «традиционным» способом, используя пару кормовых сбрасывателей.

Имеются отрывочные сведения о привлечении к испытаниям второго корабля. Согласно им, в 1942 году носителем системы Thornycroft Mortar стал эсминец HMS Diana. Сообщается, что на этот корабль установили бомбомет в сокращенной комплектации – с четырьмя стволами. Тем не менее, в данном случае имеет место некая ошибка, поскольку указанный корабль никак не мог стать опытовым судном.

Эсминец «Диана» (H49), полученный британским флотом в 1932 году, в сентябре 1940-го был передан Канаде, которая присвоила ему новое имя HMCS Margaree. Всего через несколько недель, 17 октября того же года, эсминец отправился в поход в составе прикрытия конвоя OL8. 22 октября в 300 милях к западу от Ирландии эсминец столкнулся с транспортом MV Port Fairy. Судно с грузом получило повреждения, но смогло продолжить плавание. Боевой корабль затонул. Экипаж HMCS Margaree состоял из 176 человек. 34 моряков были спасены коллегами с транспорта; остальные погибли или пропали без вести. Таким образом, эсминец «Диана» / «Марджери» по определению не мог стать опытовым судном и участвовать в испытаниях 1942 года.

Вероятнее всего, единственным носителем Long-range deep charge thrower от компании «Торникрофт» так и остался эсминец «Уайтхол». Недолгие испытания, проведенные его экипажем, показали, что новое оружие непригодно к практической эксплуатации, а также может представлять опасность не только для подлодок противника, но и для собственного носителя.

Сразу было установлено, что система Five Wide Virgins крайне неудобна с точки зрения подготовки к стрельбе. Полная перезарядка бомбомета требовала совместной работы восьми человек и занимала около 10 минут. После единственного залпа по цели корабль на 10 минут терял возможность выполнить повторную атаку. За это время обстановка могла измениться, и потому бомбомет не в полной мере устраивал военных.

Однако длительная перезарядка была не самой большой проблемой. Как оказалось, 450-граммовый заряд кордита разгонял глубинную бомбу до недостаточных скоростей. Снаряд покидал ствол и улетал на заданную дальность, однако полет к месту падения и выход на заданную глубину подрыва занимали слишком много времени. Из-за этого корабль, движущийся даже со средней скоростью, рисковал оказаться в опасной близости от взрывающихся бомб и получить те или иные повреждения. Вскоре были предприняты несколько попыток исправить этот недостаток «Мортиры Торникрофт».


Эсминец HMS Whitehall (I94) незадолго до установки "Мортиры Торникрофт"


Очевидным решением проблемы было увеличение метательного заряда, однако это оказалось невозможным. Ни один британский корабль того времени не выдержал бы увеличившуюся отдачу. По этой причине было решено менять конструкцию бомбы. Существующий цилиндрический корпус изделия Mark VII дополнили хвостовыми стабилизаторами, вследствие чего длина бомбы увеличилась до 1,4 м.

Испытатели сделали всего три выстрела такими бомбами. Выяснилось, что обновленный боеприпас способен улететь на дистанцию около 330 м, однако это не решает всех проблем. Более крупная бомба оказалась менее удобной в эксплуатации. Она занимала больше места, а ее погрузка в ствол отличалась излишней сложностью. Имелись проблемы со стрельбой. При взрыве метательного заряда и запуске корпус бомбы и стабилизатор получали заметные повреждения, ухудшавшие их аэродинамику. Это приводило к риску отклонения от заданной траектории, в том числе с преждевременным падением. Встреча бомбы с водой, теперь происходившая на больших скоростях, приводила к новым повреждениям корпуса, которые, среди прочего, могли вывести из строя взрыватель.

По результатам анализа проекта Fairlie Mortar и испытаний системы Thornycroft Mortar были сделаны определенные выводы и вынесено негативное решение. Флот все еще нуждался в эффективном противолодочном вооружении, но предложенные бомбометы имели массу недостатков, и потому не представляли для него никакого интереса.

К этому времени к работам по тематике бомбометов была привлечена организация Department of Miscellaneous Weapons Development (Департамент разработки разнообразных вооружений). Ее специалисты учли имеющийся опыт и предложили строить новый противолодочный комплекс на основе шточного принципа запуска бомб. Основой пусковой установки должна была стать стабилизированная платформа с большим числом штоков-направляющих. Стабилизатор предлагалось заимствовать у «Мортиры Ферли».

Дальнейшее развитие этого предложение, осуществлявшееся с применением некоторых уже известных идей и решений, вскоре привело к появлению бомбомета Hedgehog. В отличие от своих неудачных предшественников, он успешно справился с испытаниями, пошел в серию и стал штатным оружием значительного числа кораблей.

Мортира «Торникрофт» не прошла испытания, а проект «Ферли» даже не дошел до строительства опытного образца. Однако основные идеи этих проектов не были забыты. Так, изделие Fairlie Mortar «поделилось» с более новым бомбометом средствами стабилизации пусковой установки. Кроме того, часть идей двух проектов позже была использована при создании нового оружия этого класса, и уже в таком виде дошла до применения на практике. Сначала флот Великобритании, а затем и военно-морские силы других стран смогли получить эффективное и простое в эксплуатации средство борьбы с подлодками противника.


По материалам:
http://navweaps.com/
http://uboat.net/
http://naval-history.net/
Friedman N. British Destroyers & Frigates: The Second World War & After. Seaforth Publishing. 2002.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Navweaps.com, Imperial War Museum / iwm.org.uk
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

1 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Препона Офлайн
    Препона 8 октября 2017 16:18
    +1
    Познавательно, спасибо.