Реклама WEB 2.0: современные тенденции в информационно-коммуникационном пространстве (часть первая).

27

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».
(Евангелие от Матфея 12:36-37)


Публикация на ВО материалов по рекламе показала (хотя и удивила некоторых комментаторов), что эта тема аудитории сайта интересна. Однако она же и настолько широка, что двумя статьями здесь не обойтись, поэтому мы решили эту тему продолжить…



Изменение современного информационно-коммуникационного пространства под воздействием парадигмы Web 2.0 демонстрирует наглядный пример влияния трансформации технологического и социального пространства на пространство экономики. В рамках данной статьи обратимся к ее особенностям с точки зрения развития рекламной коммуникации как части информационно-коммуникационной системы Интернета и перспективам ее развития. Ориентация новой парадигмы на интерактивное взаимодействие, вовлечение аудитории в процесс распространения информации предоставила рекламной коммуникации значительные возможности синергии с потенциальной аудиторией, что должно заметно сказаться на изменении ее конфигурации в целом, на основных формах и каналах распространения рекламы.

Сдвиг потенциальной аудитории рекламы от традиционных СМИ, как источника различного рода информации в информационно-коммуникационное пространство Интернета, высокие темпы роста и распространения непрофессионального медиа-контента (UGC) заметно изменили приоритеты развития каналов рекламной коммуникации в пользу увеличения рекламы в Сети и SMM-сегмента. При этом оптимизация рекламных бизнес-моделей с точки зрения предпочтений по каналам передачи сообщений должна была повлечь за собой по прогнозам экспертов заметное снижение доходов СМИ от рекламы вследствие оттока бюджета части рекламного бизнеса, перешедших в Интернет. Причиной такого положения можно считать тенденцию постепенного сокращения аудитории традиционных СМИ, снижения частоты обращения к ним и уровня доверия как источнику рекламной информации со стороны потенциальной рекламной аудитории. Частичная потеря аудитории и угроза серьезного финансового оттока инициировали процесс диверсификации традиционных СМИ в различных формах и видах в Сети с целью наращивания прежних позиций профессионального медиа-контента. Последний процесс позволяет говорить о формировании новой медиасистемы за счет медиаконвергенции СМИ и социальных сетей, что в свою очередь должно внести коррективы в систему каналов рекламной коммуникации.

Реклама WEB 2.0: современные тенденции в информационно-коммуникационном пространстве (часть первая).


Таким образом, основой изменения конфигурации информационно-коммуникационного пространства стал рост интернет-аудитории в ущерб традиционным СМИ и уменьшение доверия к традиционным каналам рекламы, и как следствие, перспективное изменение форм и моделей рекламной коммуникации.

Исследования в России, несмотря на ряд расхождений, демонстрируют развитие сходных тенденций в отношении информационных предпочтений респондентов. Лидирующее положение, как источник информации, занимает телевидение. Однако показатели его популярности достигли своего предела в период 2009-2012 годов, и в настоящий момент этот источник информации находится в поле негативной нисходящей тенденции, теряет популярность у части аудитории. Радио и пресса обнаруживают очень динамичную кривую развития и ощутимые рецессивные показатели в качестве значимого источника информации для аудитории, что может быть связано с уходом этих каналов в стратегию жесткого сегментирования целевых аудиторий и, как следствие, падение общей популярности. Стабильные темпы прогрессивного роста популярности в качестве источника информации демонстрирует Интернет.

Особый рост интернет-аудитории отмечается при анализе посещаемости социальных сетей. В ходе различных исследований выявилось, что 95% постоянных пользователей Интернет пользуются социальными сетями: 77% тех, кто периодически посещает Интернет, пользуется социальными сетями. 590 тыс. пользователей заходят хотя бы раз в месяц в 5 социальных сетей, не менее 360 тыс. пользователей заходят в 4 сети, не менее 11 млн. 200 тыс. заходят в 3 из них ежемесячно. По данным ФОМ на июнь 2013, доля интернет аудитории – это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки – сейчас составляет 57% населения, а проникновение Интернета в российских городах «стотысячниках» составило 60-70% для взрослого населения, что вполне сравнимо с 70-80% в Великобритании и Соединенных Штатах. Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в Сеть не менее одного раза в месяц, составил 11%, а для суточной аудитории данный показатель равен 14%. При этом неуклонно растёт влияние социальных медиа на жителей Рунета: по данным ВЦИОМ в 2012 г., 82% пользователей интернета имеет хотя бы один аккаунт в социальной сети, против 53% в 2010 г. При этом российская интернет-аудитория демонстрирует чрезвычайно высокую степень активности. Для сравнения: мировая статистика посещения социальных сетей составляет в среднем 4,5 часа на человека в месяц, тогда как российские показатели - 9,8 часов на посетителя в месяц.

Можно констатировать значительные темпы роста аудитории по каждой из социальных сетей, взяв за основу расчета стандартную формулу T=Pi1/Pi0*100% (T- темпы роста, Pi1- отчетный период, Pi0 – базисный период). Наиболее быстрыми темпами растет аудитория Facebook (21,4%), значительно отстают по вполне понятным причинам Одноклассники (4,9%) и Вконтакте (2,1%). Снижение темпов роста аудитории социальных сетей не прогнозируется, как и невозможно утверждать, что настоящий показатель достиг своего потолка.

Но Интернет не только набирает популярность среди населения, но и обнаруживает высокие темпы роста доверия к нему как источнику информации, что немаловажно для рекламного бизнеса при финансировании различных каналов. С 2008 по 2013 год наблюдается постоянный рост доверия к информации, получаемой из Интернет-источников (по данным ВЦИОМ: 2008 – 49%, 2012 – 64%, 2013 – 22%). Наблюдаемые темпы развития позволяют этому источнику информации выйти на первое место по росту показателей уровня доверия за прошедшие 6 лет. Данный процесс особенно заметен на фоне стабилизации доверия к таким каналам, как ТВ в 2008 и 2012 годах (71% и 78% соответственно) при падении в 2013 году до 60% и значительного регресса показателей доверия к печатной прессе и радио (печатная пресса: 2008 - 62%, 2012 – 70%, 2013 – 7%; радио: 2012 – 72%, 2013 – 4%). Данные исследований позволяют фиксировать, что отношение населения ко всем источникам информации до 2012 обнаруживало возрастание доверия в среднем для традиционных СМИ на 7,5%, по Интернету - до 15% и обнаруживало тенденцию к росту. Но в 2013 году отмечен «обвал» доверия ко всем без исключения источникам информации по результатам исследований ВЦИОМ, что характерно и для результатов, полученных другими исследовательскими организациями. Приведем данные опросов ФОМ по уровню доверия к источникам информации за 2012 год: телевидение – 55%, печатная пресса – 13%, новостные сайты – 5%, радио – 3%, социальные сети – 2%. Аналитический центр Ю. Левады (аналогичный показатель за 2013 год): телевидение – 51%, печатная пресса и радио – 12%, новостные сайты – 14%, социальные сети – 11%.

Конфигурация доверия выглядит несколько иной, если обратиться к рассмотрению доверия не в целом к СМИ как источнику информации, а ориентируясь только на восприятие их как носителя рекламной информации. Опираясь на данные глобальных исследований 2011 и 2012 годов компаний Nielsen Holdings и Synovate Comcon можно прийти к однозначным выводам по тенденциям развития информационно-коммуникационного пространства рекламы: рецессия доверия к традиционным источникам рекламной информации на фоне уверенного роста к рекламным каналам Интернет и социальных сетей.

По результатам исследований крупнейшей публичной социологической маркетинговой компании Nielsen Holdings, проведенных в 2012 году, фиксируются два лидирующих по уровню доверия источника рекламной информации: рекомендации друзей и знакомых (90%) и онлайн – отзывы потребителей. В России эти показатели несколько ниже и составляют 86 % и 55% соответственно. Все остальные виды СМИ демонстрируют падение доверия к ним как к источнику рекламной информации. В 2012 году исследование Nielsen показало снижение уровня доверия к рекламе на телевидении, радио, в печатной прессе на 24%, 20% и 25% соответственно по сравнению с 2009 годом.

Ту же тенденцию падения доверия к традиционным каналам СМИ в глобальном масштабе демонстрируют исследования компании Synovate Comcon 2011 года. Если в 2007 году телевидению как источнику информации доверяли 47% населения 7 обследованных стран (включая Россию), то в посткризисный период уровень доверия остановился на отметке в 35% и не имеет тенденции к росту. В отличие от Интернета, которому доверяли 40% респондентов, и намечался подтвердившийся рост показателя.

Продолжение следует…
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    13 октября 2017 15:23
    Каким образом эта статья оказывается на ресурсе посвящённой военной тематике? Милаева О.В. - пости свою диссертационную статью на других ресурсах...
    1. Комментарий был удален.
    2. +6
      13 октября 2017 19:14
      Цитата: Freelancer7
      Каким образом эта статья оказывается на ресурсе посвящённой военной тематике?

      Цитата: Starover_Z
      Зачем пропустили сей бред на ВО ?

      Как сказать... Если учесть что в последнее время всё больше встречается словосочетание "информационная война", то тема актуальная. Получить то что нужно (или оправдать какое либо неблаговидное действие) без единого выстрела и, казалось бы, без всякого давления - дорогого стоит. А уж с точки зрения формирования общественного мнения, да и вообще, воздействия на умы людей, таким технологиям цены нет(переворот, например, где нибудь замутить). А уж назвать сей процесс можно хоть рекламой, хоть как.
      1. SMP
        +3
        14 октября 2017 00:00
        Так как мы живём при капитализме, то реклама вездесуща, в том числе реклама Российского Оружия например. Информационная война да то же учитывает данные рекламы ибо это индикатор социального внимания, куда можно делать информационные вбросы называемые информационной войной.
        Ибо цель любой войны это достижение победа и достижение превосходства, и если не знаешь что интересно обывателю то где предоставлять информацию которая наносит вред власти той страны с которой ведётся война.

        Частичная потеря аудитории и угроза серьезного финансового оттока инициировали процесс диверсификации традиционных СМИ в различных формах и видах в Сети с целью наращивания прежних позиций профессионального медиа-контента.


        Радио и пресса обнаруживают очень динамичную кривую развития и ощутимые рецессивные показатели в качестве значимого источника информации для аудитории, что может быть связано с уходом этих каналов в стратегию жесткого сегментирования целевых аудиторий и, как следствие, падение общей популярности.


        Зная это враг заранее готовит (аудио-видео-письменный) контент адаптированных к новому времени
        Последний процесс позволяет говорить о формировании новой медиасистемы за счет медиаконвергенции СМИ и социальных сетей,


        На самом деле цель статьи, на мой взгляд, как раз таки выяснение какая аудитория сидит на данном ресурсе, где то так...
        1. 0
          14 октября 2017 00:54
          Цитата: SMP
          На самом деле цель статьи, на мой взгляд, как раз таки выяснение какая аудитория сидит на данном ресурсе, где то так...

          Вряд ли... Для этого нужно просто почитать комментарии к разным статьям. Выводы сделать несложно. К тому же есть и незарегистрированные пользователи(каким и я являлся довольно продолжительное время), тут уже только администраторам статистика доступна...
    3. +4
      13 октября 2017 21:53
      Во-первых, к незнакомой женщине на "ты" не обращаются. Если Вам не хватает ума понять, что к чему и зачем, то по крайней мере следует быть вежливым. И... с чего это Вы решили, что эта статья диссертационная? Во-вторых, сейчас тему любого ученого нетрудно проверить через Интернет. В третьих, в ней нет ни ссылок на источники, ни какой-то особой научности. То есть это обычная научно-популярная статья, не более. Но рассказывается в ней о том, что сегодня следует знать всякому более или менее образованному человеку. Печально, что Вы этого не понимаете.
      1. 0
        15 октября 2017 20:18
        Почему я решил что статья диссертационная? Потому что читал диссертации, и фраза "Изменение современного информационно-коммуникационного пространства под воздействием парадигмы Web 2.0 демонстрирует наглядный пример влияния трансформации технологического и социального пространства на пространство экономики." - это чисто авторефератская. Я могу поспорить, что соискатель пытается выполнить задачу по публикации темы исследования. Запостила 5 публикаций, теперь можно и к защите переходить... Слог kaliubr, слог не обманет, не подведёт... Это как фальшивые отзывы на товары на разных ресурсах - "до этого я пробовала всё, но пока я не купила эту "....", проблема не решалась, а тут всё круто! вобщем никаких минусов - берите не пожалеете!"...
        1. +1
          16 октября 2017 07:06
          "Запостила 5 публикаций, теперь можно и к защите переходить... Слог kaliubr, слог не обманет, не подведёт..." Вы проиграли!
          Она уже давно и к.и.н. и доцент. Сейчас по Интернету - Вам же написали, - можно проверить любую тему любого автора. К тому же на ВО публикации ВАКом не считаются.
          1. 0
            16 октября 2017 09:37
            Хорошо, пусть кандидатскую уже защитила, но ведь это не финал... Плох тот доцент, не мечтающий стать доктором...
    4. +3
      14 октября 2017 00:12
      Цитата: Freelancer7
      Милаева О.В. - пости свою диссертационную статью на других ресурсах...

      Шпаковский вообще охренел. wink
      1. +1
        14 октября 2017 07:19
        Пишите уж лучше по-мордовски - "папа" и и все будет ясно. Надо же подерживать свою культуру.
  2. +4
    13 октября 2017 16:40
    А когда начнется цикл "Домашнее консервирование", "Программирование и информатика"? Будет всеобщее благо, - не нужно читать новости на "Русской весне", они и так, на 100% копи постятся оттуда, новости "желтой" прессы, тоже не пропустишь. Сайт станет универсальным, что-то типа информационного "Нью-Васьки"....
    Благо, кроме новостей и частного мнения, присутствуют иные разделы!
  3. +2
    14 октября 2017 00:01
    Лучше бы написали статью о способах защиты мозга от всего этого информационного мусора, который превратился уже в оружие массового поражения.
    1. +3
      14 октября 2017 07:18
      Это можно. Но рецепт невозможный для большинства. В голове должен быть интеллект, а не пенопласт. Вот и все! У большинства - пенопласт. Поэтому все способы защиты бесполезны. Это как слепого научить стрелять.
      1. +2
        14 октября 2017 09:23
        Стрелять можно на слух.
        1. +1
          14 октября 2017 13:40
          Можно, но вряд ли попадешь.
          1. +1
            14 октября 2017 13:46
            Если не умеешь, то конечно.
        2. +2
          14 октября 2017 16:37
          Цитата: Curious
          Стрелять можно на слух.

          "Белая трость калибра 7,62"?
          1. +1
            16 октября 2017 07:02
            Фантастика это не пример. Я еще лучше могу написать "Рота стрелков с белыми тростями".
            1. 0
              16 октября 2017 13:36
              Цитата: kalibr
              Фантастика это не пример. Я еще лучше могу написать "Рота стрелков с белыми тростями".

              Похоже неясно выразился. Отвечал на пост
              Цитата: Curious
              Стрелять можно на слух.
              . Имелось в виду что это нереально(фантастика).
        3. +3
          15 октября 2017 19:47
          Если честно, таких уникумов ни разу не видел, хотя в стрелковке - подкован. Много раз слышал байки, что "кто-то слышал, как кто-то где-то присутствовал, когда кто-то рассказывал о том, что кто-то где-то когда-то ... слышал. Стрельбу "по-македонски" наблюдал один раз. Впечатлило.
      2. 0
        14 октября 2017 16:35
        Цитата: kalibr
        В голове должен быть интеллект

        Но ведь как то изначально он туда должен попасть. А если там уже всё мусором забито? Вообще без шансов...
        1. +1
          16 октября 2017 07:02
          Вот именно так. А что еще сказать?
      3. +1
        15 октября 2017 19:30
        Браво, Вячеслав Олегович! "У большинства - пенопласт." Возьмите эпиграфом для вводной лекции по курсу PR-технологий.
        1. +1
          16 октября 2017 07:03
          Уже взято и давно используется. Только звучит иначе: 80 и 20.
  4. SMP
    +1
    14 октября 2017 08:50
    Цитата: region58
    Цитата: SMP
    На самом деле цель статьи, на мой взгляд, как раз таки выяснение какая аудитория сидит на данном ресурсе, где то так...

    Вряд ли... Для этого нужно просто почитать комментарии к разным статьям. Выводы сделать несложно. К тому же есть и незарегистрированные пользователи(каким и я являлся довольно продолжительное время), тут уже только администраторам статистика доступна...


    Возможно request посмотрим что напишут в второй части.
  5. +2
    14 октября 2017 18:23
    Статья в кратком пересказе: интернет и соцсети лидируют в рекламе и в новостях. Телевидение теряет аудиторию. Что и понятно. Сколько по ящику не говори об увеличении доходов и снижении темпов инфляции, но реальность показывает иное...
    Всем СМИ перестают верить, но интернет СМИ почему-то верят больше (наивные дети природы).
    Очень много "воды" в статье. Да и информация уже не первой свежести: приводится статистика максимум до 2013 года. Я понимаю, что это только первая часть, но всё же...
  6. 0
    16 октября 2017 12:52
    Цитата: Freelancer7
    Freelancer7 Сегодня, 09:37 ↑
    Хорошо, пусть кандидатскую уже защитила, но ведь это не финал... Плох тот доцент, не мечтающий стать доктором...

    Публикация на ВО ВАКом не считается!