Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) – М36 Slugger

М36 Slugger – средняя по массе самоходная артиллерийская установка США времен Второй мировой войны, относится к классу истребителей танков. Была создана в 1942-1943 году на базе танка M4 «Шерман». Выпускалась серийно с ноября 1943 по сентябрь 1945 года, всего за это время заводские цеха покинуло 2324 самоходки. ПТ-САУ М36 Slugger активно использовалась в боях в Северо-Западной Европе с августа 1944 года и до конца войны. Благодаря своей мощной 90-мм пушке, самоходка оказалась единственным бронетанковым средством армии США, способным достаточно эффективно противостоять немецким тяжелым танкам. После окончания Второй мировой войны M36 применялись в Корейской войне и поставлялись на экспорт в другие страны, в некоторых из них самоходки находились на вооружении до середины 90-х годов прошлого века.

История создания

В октябре 1942 года американские военные решили рассмотреть вариант установки 90-мм зенитной пушки на САУ. Первоначально данный проект преследовал скорее теоретические цели, но вскоре стал действительно необходим. Установить 90-мм орудие на истребитель танков удалось в начале 1943 года. Новая пушка была существенно длиннее и на 300 фунтов тяжелее 76-м орудия ПТ-САУ M10. Стало очевидным, что для нее требуется башня большего размера с более мощным поворотным механизмом.


Работы над деревянным макетом башни, специально спроектированной под установку 90-мм орудия, начались в марте 1943 года. Разработкой занималась компания Chevrolet, готовые макеты башен были отправлены фирме Ford, которая изготовила 2-е экспериментальных башни из неброневой стали. Важным отличием в них было то, как решилась проблема длины и значительного веса 90-мм пушки. На M10 вес 76-мм орудия компенсировался при помощи специальных металлических грузов общим весом 3600 фунтов (1600 кг.), которые крепились на задней стенке башни. На новой башне в роли противовеса выступал большой стальной ящик, расположенный сзади и служащий для размещения орудийных выстрелов первой очереди.
Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) –  М36 Slugger

Бронирование башни было увеличено. Разработчики создали новый поворотный механизм с возможностью ручного траверса. Экипаж размещался в башне следующим образом: командир слева от орудия за наводчиком, справа от орудия – заряжающий. Первоначально слева была установлена кольцевая турель для установки крупнокалиберного пулемета. Два созданных прототипа САУ Т71 на базе М10 и Т71Е1 на базе М10А1 были направлены для испытаний на Абердинский полигон.

В ходе испытаний заказчик потребовал провести ряд изменений: разместить боекомплект орудия в спонсонах, заменить кольцевую турель зенитного пулемёта на штыревой станок в корме башни, усовершенствовать оборудование башни. После внесения изменений прототипы прошли повторные испытания, в ходе которых военные обозначили новые замечания. Главное из них касалось 90-мм орудия. При стрельбе из него возникала сильная вспышка и поднималась густая пыль. Для того чтобы решить эту проблему предлагалось установить на орудие дульный тормоз и использовать другие боеприпасы.

К ноябрю 1943 года работы над новым истребителем танков были завершены. Была заказана ограниченная серия машин в 500 T71 GMC, которые предполагалось конвертировать из М10А1 на заводе Fisher. С апреля по июль 1944 года удалось произвести только 300 машин, однако потребность в ПТ-САУ с 90-мм пушкой была настолько велика, что для ускорения производства решено было подключить фирму Massey Harris Company. С июля по декабрь 1944 года здесь собрали еще 500 истребителей танков, конвертированных из М10А1. В июле 1944 года прототип Т71 был окончательно стандартизирован и получил обозначение M36 Slugger (слаггер термин из бокса, боксер с сильным ударом).
Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) –  М36 Slugger

Тем временем острая потребность в ПТ-САУ M36 Slugger только увеличивалась. Бои в Нормандии продемонстрировали то, что 76-мм орудие M10 не в состоянии успешно бороться с немецкими танками Тигр и Пантера. Не подходили для противотанковой борьбы и Шерманы, так как вооружались они тем же 76-мм орудием. В сложившейся обстановке M36 была единственной американской машиной, которая могла более менее успешно бороться с немецкими тяжелыми танками. С передовой валом пошли требования прислать им М36, в войсках вспыхнул настоящий бум на этот истребитель танков.

Пытаясь удовлетворить растущую потребность армии в самоходках, американцы пошли на крайние меры – установили башню с 90-мм орудие на корпус своего среднего танка М4А3 Шерман. Новая машина была стандартизирована в октябре 1944 года и получила обозначение M36B1. С точки зрения американской концепции истребителей танков, данная машина получилась тяжелой и недостаточно скоростной.

Тем не менее, именно эта самоходка была, возможно, лучшей в американской армии. Бронирование среднего танка и 90-мм орудие удачно сочетались. ПТ-САУ M36B1 стала самой бронированной американской самоходкой времен Второй мировой войны, а также единственной из них, имеющей курсовой пулемет. Этими своими вынужденными «недостатками» машина максимально близко приближалась к немецким и советским здравым требованиям иметь хорошее бронирование, мощное орудие и защитный пулемет для борьбы с пехотой противника. Однако американцы до конца войны продолжали придерживаться своей ущербной оборонной концепции в отношении истребителей танков. С октября по декабрь 1944 цеха фирмы Fisher покинуло лишь 187 САУ M36B1.
Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) –  М36 Slugger
Отличие М36 вверху от М36В1 внизу

К концу 1944 года контракты на поставку М36 и М36В1 были закрыты, но войскам по-прежнему требовались эти машины. Корпуса М10А1, которые конвертировали в М36 также подошли к концу. В этих условиях в серию пошла последняя версия данной машины М36В2 созданная с использованием корпуса М10. В данном проекте были решены многие проблемы предыдущих версий. Внутренняя конструкция ПТ-САУ претерпела множество мелких изменений, орудие получило большой дульный тормоз, на части серийных машин открытый верх башни был закрыт стальными откидными створками.

Особенности конструкции

ПТ-САУ M36 Slugger обладала дифференцированной противоснарядной броней с использованием рациональных углов наклона и открытым сверху боевым отделением. В зависимости от разновидности САУ имели разные варианты корпуса M36 и M36B2 от САУ M10A1 и M10, а модификация M36B1 — от танка M4A3. Броневой корпус САУ M10 представлял из себя жесткую несущую коробочную конструкцию, которая собиралась из катаных листов броневой стали методом сварки, применялись в нем и литые броневые детали. Верхняя лобовая деталь была толщиной в 38 мм и располагалась под углом 55° к вертикали. Нижняя лобовая деталь была литым кожухом трансмиссии и имела аналогичный угол наклона. Нижняя часть бортов корпуса обладала толщиной в 25 мм, верхняя собиралась из 19-мм бронелистов, размещенных под наклоном в 38°, бронирование кормы также составляло 19 мм. Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имела бронирование 19 мм, в районе моторного отделения – 10 мм. Днище самоходки было толщиной 13 мм. Дополнительным бронированием были 6-мм экраны, которые закрывали верхнюю ветвь гусениц.

Корпус танка M4A3 имел схожую конструкцию, но имел более существенное бронирование. Верхняя лобовая деталь корпуса имела толщину в 64 мм и угол наклона брони 47°, кожух трансмиссии повторял деталь M10. Бортовое бронирование составляло 38 мм, при этом верхняя часть бортов была вертикальной, за исключением скосов в районе моторного отделения. Бронирование кормы корпуса составляло 38 мм. Крыша корпуса собиралась из бронелистов толщиной 19-мм, а днище из 25-мм плит в передней части машины и 13-мм в районе моторного отделения САУ.
Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) –  М36 Slugger

Полностью литая башня САУ M36 была одинакова для всех модификаций и обладала цилиндрической формой с развитой кормовой нишей. Борта башни имели бронирование в 32 мм. Корма ниши башни, выступавшая в роли противовеса, имела толщину в 127 мм. Лобовая часть башни обладала сложной формой и прикрывалась литой маской орудия толщиной в 76 мм. Башня САУ была открыта сверху, но небольшой участок лобовой ее части и кормовая ниша обладали крышей толщиной от 10 до 25 мм.

Основным оружием ПТ-САУ M36 Slugger было 90-мм нарезное полуавтоматическое орудие M3, созданное на основе зенитного орудия. Орудие оснащалось вертикальным клиновым затвором, длина ствола составляла 50 калибров (4500 мм). Для обеспечения точности и плавности вертикального наведения орудие оснащалось компенсатором пружинного типа. Скорострельность орудия составляла 8 выстр/мин. Углы вертикального наведения орудия составляли от −10° до +20°. Вертикальное наведение орудия осуществлялось вручную, горизонтальное обеспечивалось поворотом башни с использованием электрогидравлического или дублирующего ручного привода. Скорость поворота башни составляла 24 град/сек.

Маневренность огня самоходки существенно возросла по сравнению со своими предшественниками за счет использования электрогидравлического привода горизонтальной наводки вместо ручного. За счет этого САУ уравнивалась с базовым танком Шерман. Наряду с этим M36 по-прежнему оснащалась сравнительно примитивным телескопическим бесшарнирным прицелом M76D, имевшем 3-кратное увеличение и поле зрения в 21°. В это же время базовые танки Шерман поздних серий оснащались более совершенным перископическим прицелом T8, имевшем 6-кратное увеличение, в то время как специализированный истребитель танков, вооруженный мощным, дальнобойным 90-мм орудием, сохранял упрощённый прицел. Хотя у телескопического прицела, жестко крепящегося к орудийной установке, были и свои плюсы, к примеру, большая точность из-за отсутствия шарнирных тяг между прицелом и орудием.
Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) –  М36 Slugger
М36В1

В зависимости от модификации M36 могла оснащаться несколькими вариантами двигателей. M36 и M36B1 имели V-образный 8-цилиндровый авиационный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 450 л.с. Топливом для него служил бензин с октановым числом не ниже 80. Система воздухоотведения двигателя включала в себя 2 воздухоочистителя циклонно-масляного типа. Система охлаждения состояла из 2-х вентиляторов и 2-х радиаторов, которые располагались в кормовой части моторного отделения. Запуск двигателя производился с помощью стартера. На версии ПТ-САУ M36B2, которая основывалась на шасси M10 силовая установка состояла из 2-х рядных 6-цилиндровых дизельных двигателей жидкостного охлаждения, мощность установки составляла 375 л.с. Вспомогательные системы двигателя были в целом схожи с другими модификациями самоходки, но отличались наличием 3-х воздухоочистителей.

На ПТ-САУ M36 имелось 4 топливных бака общим объемом 727 литров. Топливные баки располагались в спонсонах моторного отделения: 2 передних по 150 л. и левый и правый задние емкостью 208 и 219 л. соответственно. M36B1, базировавшаяся на базе танка M4A3 обладала несколько иным расположением топливных баков: 2 вертикальных по бокам от двигателя и 2 в спонсонах корпуса. Их емкость составляла от 636 до 659 литров. На M36B2 емкость топливных баков составляла 625 литров.

Тактико-технические характеристики: М36 Slugger
Масса: 28,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 7,455 м., ширина 3,48 м., высота 3,03 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 10 до 51 мм.
Вооружение: 90-мм нарезная пушка M3
Боекомплект: 47 выстрелов
Двигатель: V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, мощностью 450 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 42 км/час
Запас хода: по шоссе – 280 км.

Использован источники:
www.vn-parabellum.com/us/m36-art.html
www.pro-tank.ru/bronetehnika-usa/samohodnie-ustanovki/166-m36-slagger
www.tank2.ru/country/usa/sauusa/slaggerm36
www.all-tanks.ru/content/samokhodnaya-artilleriiskaya-ustanovka-m36-%C2%ABslagger%C2%BB-ili-%C2%ABdzhekson%C2%BB
www.rus-wot.ucoz.ru/publ/tanki_ssha/pt_sau_m36/9-1-0-70
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. grizzlir 23 марта 2012 08:27
    Не плохая машинка как истребитель танков судя по ТТХ.Большой плюс вращающаяся башня и хорошее орудие.Самый большой минус как во многих американских САУ то же на лицо,открытая сверху башня.Для боёв в городских условиях крайне не желательно использовать открытые сверху машины.
    grizzlir
    1. Kars 23 марта 2012 13:08
      Цитата: grizzlir
      Самый большой минус как во многих американских САУ то же на лицо,открытая сверху башня.Для боёв в городских условиях крайне не желательно использовать открытые сверху машины.


      Не бесспорное заявление,особенно когда у противника на вооружении фаустпатроны.Наши Су 76 отлично себя заявили в боях.Тут главное опыт и выучка экипажей и взаимодействие с пехотой.А 5-8 мм брони над головой только стеснят обзор,уменьшат комфорт работы,увеличат загазованость и ухудшит обзор.Это всетаки САУ а не танки
  2. Братец Сарыч 23 марта 2012 09:46
    Для меня не ясно, что мешало закрыть сверху башню и получить нормальный по тем временам танк с "правильной" пушкой?
    Братец Сарыч
  3. BENER 23 марта 2012 11:54
    Машина не плохая. Но на 43-тий никак не выдающаяся.
    BENER
  4. Kars 23 марта 2012 12:28
    К сожелению американце 90 мм пушка была слабовата по бронепробиваемости,достич уровня немецкого Пак 43 так и не получилось.
    1. Zynaps 23 марта 2012 16:50
      они компенсировали недостатки баллистики пушек качественными порохами и боеприпасами. бронебойные снаряды американцы делали очень качественными - это и наши бойцы отмечали. плюс применение кумулятивных снарядов. да и авиацию против танков они использовали по полной программе, ибо имели её в достатке.
      Zynaps
      1. Kars 23 марта 2012 16:58
        Но это бронепробеваемасть не особо увеличивало
        90 мм бронебойный на 1500 м 82 мм подкалибер 118 поделитесь характеристиками американского 90 мм куммулятива буду рад.

        8.8-cm KwK 43 148 и 171 соответственно.
  5. СеняЯ 23 марта 2012 20:32
    Да у америкосав вся техника ВМВ через..опу сделана...Несравнить с техникой СССР и фашистов
    СеняЯ
    1. Mesniy 24 марта 2012 09:34
      у б о г и й ,американскую технику в совке после войны еще много лет копировали,к примеру в-29(ту-4),студебеккер(зис 157) и многое другое
      Mesniy
    2. Mikhado 24 марта 2012 16:46
      Ну не скажи, Сеня, не скажи... Внешняя корявость, сыроватая компоновка компенсировалась внутренними удобствами и качеством сборки. Плюс как и в СССР - поточное конвеерное произ-во, чего так и не освоили Гансы. А такой ништяк, как стабилизатор - только у янки и был, опять же - МАССОВО. Богатые да небитые - могли себе позволить в отличии от нас и фОшЫстов...
  6. Чужой 27 марта 2012 13:41
    сау не плохая , но башня не продумана ,,,
    Чужой

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня