Путь к первому спутнику

4 октября 1957 года в половине одиннадцатого вечера по московскому времени со стартовой площади Тюратам в Южном Казахстане (тогда ещё не принято было говорить о «космодроме Байконур») стартовала ракета, которая вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли (ИСЗ).



Аппарат этот представлял собой металлический шар, выполненный из алюминиевых сплавов, диаметром чуть более полуметра и весом – 83,6 кг. Две антенны, состоящие каждая из двух штырей, распространяли сигнал – знаменитый «бип-бип-бип», который первыми услышали учёные, находившиеся на космодроме. Это сразу же вызвало всеобщее ликование. Уже очень скоро этот завораживающий сигнал услышит всё человечество. Энтузиасты, вооружённые подзорными трубами и самодельными телескопами даже разглядят на ночном небе некий светящийся объект, который будет назван русским словом «спутник» и под этим именем войдёт в историю. Но разве можно разглядеть с земли полуметровый шарик, летящий в сотнях километров от поверхности планеты? Разумеется, нет. За сам аппарат энтузиасты принимали последнюю ступень разгонного блока ракеты-носителя, что, собственно, и вывела «шарик» на орбиту.


Сам аппарат носил название ПС-1 (простейший спутник–1). Это название предложил ему дать сам генеральный конструктор Сергей Павлович Королёв, а вот ракета-носитель как раз и называлась «Спутник». И уж потом это название перешло на весь аппарат и стало символическим.

С тех пор любой космический корабль, обращающийся на орбите Земли, носит имя спутника Земли, или иных планет, если он выйдет на их орбиты.

Казалось бы – простейшее устройство, шарик из металла, с незамысловатыми приборами на борту, а какой огромный шаг для всего человечества! Какой огромный и трудный путь пришлось пройти к нему. Когда же начался этот путь? Разумеется, мы сразу же вспомним Константина Эдуардовича Циолковского с его идеями освоения космического пространства реактивными приборами. Но Циолковский был теоретик, мечтатель. Его считали фантазёром, может быть, отчасти он и был им – скромный учитель математики из провинциальной Калуги.

Скорее, Циолковского можно назвать идеологом космического движения в России, он заразил своей мечтой о выходе человечества в космос многих энтузиастов, людей с техническим мышлением, и они взялись претворять его идеи в жизнь.

Первым, кто реально занялся ракетостроением в России, был Николай Иванович Тихомиров, создатель знаменитой Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в Петрограде в 1921 году. Она будет после слита с ГИРД (Группа изучения ракетного движения) в Москве и на этой базе в 1933 году будет создан Реактивный НИИ, из стен которого и вышли создатели космического проекта в России. А это целая плеяда великих изобретателей (в том числе Сергей Павлович Королёв и его соратник, выдающийся конструктор ракетных двигателей Валентин Петрович Глушко). Сам же Николай Тихомиров (а родился он в 1859 году, ещё до отмены крепостного права) был химиком-практиком, работал на сахарных заводах, изобретал фильтры и различные устройства для этого производства. И вот этот-то, казалось, далёкий от неба человек вдруг занялся созданием «самодвижущихся мин» – прообраза реактивных снарядов! В 1912 году он уже представил военному ведомству проект такого снаряда и получил патент. Откуда вдруг у мирного работника сахарного завода явилась мысль о ракете? Понять это трудно, видимо, чувство патриотизма заставило его взяться за создание оружия, способного защитить Россию.

Сам принцип движения ракеты от воздействия реакции газов, которая происходит при сгорании жидкого или твёрдого топлива был сформулирован Тихомировым при сотрудничестве с известным «отцом аэродинамики» профессором Николаем Егоровичем Жуковским, который в 1916 году одобрил идею Тихомирова. В сущности, ракета – это мощный двигатель и динамическая оболочка, позволяющая ракете устойчиво двигаться как в воздушном, так и в безвоздушном пространстве. Поэтому неудивительно, что создатели первых наших ракет были и авиаконструкторами одновременно. Сергей Павлович Королёв, как известно, прежде чем заняться ракетами создал проект аэроплана, строил планеры и даже сам летал на них, но после знакомства с теоретическими трудами Циолковского более дерзкие мечты овладели им.

В 1929 году Королёв заканчивает Московское высшее техническое училище им. Баумана (МВТУ) и начинает работать в ГИРД, который располагался в жилом доме у Красных ворот в Москве, а первые ракеты возили на стартовые площадки… на трамвае, покупая им билет, как за провоз багажа.

Первая ракета, созданная ГИРД (конструктор Михаил Тихонравов), поднялась в небо 17 августа 1933 года с полигона у подмосковного Нахабино. Она была маленькой и улетела недалеко, но на ней уже стоял жидкостно-реактивный двигатель (ЖРД) – прообраз будущих мощных ракетных систем.

После этого события руководство Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) уверовало в возможность построения боевых ракет, и сам Тухачевский подписал приказ о создании Реактивного научно-исследовательского института РККА. Впоследствии связь этого института с опальным маршалом послужит очень плохую службу для ракетного дела в СССР, так как в 1937 году, когда полетят многие военные головы, это ударит и по учёным РНИИ. Некоторые из них, обвинённые в связях с «военной оппозицией» Сталину, окажутся в местах не столь отдалённых, как, к примеру, С.П. Королёв, который вместо создания передовой ракетной техники будет мыть золото на «общих работах» в магаданских лагерях.

Арестуют и его соратника Валентина Петровича Глушко, правда, не отправили в Сибирь, а привлекли к работам в так называемых «шарашках» – специальных закрытых научных КБ, созданных наркомом внутренних дел Лаврентием Берией для осуждённых учёных. Делу ракетостроения в нашей стране в этих злосчастных 1937–1938 годах будет нанесён, конечно, сильнейший удар. А ведь к 1937 году уже были созданы проекты ракетоплана и испытан ряд крылатых и баллистических ракет, то есть мы тогда явно опережали и Америку, и Европу, ту же нацистскую Германию, где Вернер фон Браун создаст свои знаменитые «Фау» только к 1943–1944 годам. А нам после войны пришлось учится у этого штурмбанфюрера СС, копировать его разработки, и посылать для этого в поверженную Германию тех же самых учёных, которых «мариновали» в тюрьмах в 1937-м...

И только в мае 1946 года вышло Постановление Совета Министров СССР №1017-49. Его подписал Сталин, гриф «Совершенно секретно. Особая папка». В постановлении были изложены вопросы реактивного вооружения с обязательным созданием ряда научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских бюро. Задела для создания крупных ракет в СССР не было, а время поджимало. Американцы уже создали и применили в боевых условиях атомную бомбу. Над японскими городами Хиросима и Нагасаки её сбрасывали с тяжёлых бомбардировщиков на парашютах. Бомба опускалась медленно, самолёт успевал до взрыва отлететь на достаточно большое расстояние, однако ядерный взрыв был такой силы, что бомбардировщик буквально швыряло в небе воздушной волной. Создание ракеты для доставки ядерного заряда до объектов противника стало насущной необходимостью в случае начала ядерной войны. Потому американцы вывезли из поверженной Германии знаменитого конструктора ракет Фау-2 Вернера фон Брауна, простили ему все нацистские грехи, предоставили лучшие лаборатории и полигоны в Штатах. Началась ракетная гонка. Мы смогли захватить в Германии сами ракеты со всей оснасткой и нескольких немецких конструкторов, помощников фон Брауна. Для ознакомления с этой техникой и направлены были в Германию советские конструкторы, недавние узники ГУЛАГа Королёв, Глушко и многие другие.

С них даже обвинения ещё не успели снять, они ещё не были полностью реабилитированы, а уже возглавили специализированные опытно-конструкторские бюро (ОКБ). Одно из важнейших ОКБ по ракетостроению возглавил Сергей Павлович Королёв, а ОКБ по жидкостно-ракетным двигателям – Валентин Петрович Глушко.

Так как эти учёные и явились, собственно, главными создателями советской космической техники, расскажем о них поподробнее. Оба родились на Украине. Отец С.П. Королёва был учитель. А В.П. Глушко был сыном простого батрака из Одессы, этого русского города с давней высокой культурой, с основания своего тесно связанного с Россией. Удивительно, что оба они - и Королёв, и Глушко – в юные годы росли в Одессе, отсюда начинался их путь в небо. Оба выходца с Украины получили образование в российских вузах, оба увлеклись идеями Циолковского, работали в Реактивном НИИ, пострадали от политических репрессий, а после работали на оборону страны в тюремных КБ. А в 1945–46 годах вместе оказались в поверженной Германии, изучая ракетное наследство фон Брауна. Там же, в Германии, Королёв познакомился с молодым (родился в 1917 году) конструктором Василием Павловичем Мишиным, выходцем из крестьянской семьи, из деревни Бывалино под Павловским Посадом. Василий Павлович начинал свой путь простым рабочим в ЦАГИ, окончил Московский авиационный институт и уже во время войны в КБ Болховитинова разрабатывал первый советский ракетный самолёт БИ-1. Как специалист по авиационным ракетным двигателям и он был направлен в Германию, изучать Фау-2, здесь и познакомился с Королёвым, и стал его первым заместителем в ракетном ОКБ-1 на долгие годы. Вот эти три богатыря и стали той могучей кучкой, вокруг которой сплотились сотни, тысячи талантливых конструкторов и инженеров, целая армия специалистов и рабочих, что вывела нашу страну на высочайший уровень науки и техники.

Конечно, все решения по созданию космической отрасли принимались политическим руководством нашей страны. Сталин уделял повышенное внимание разработкам передовой техники. Конечно, обидно было учиться у нацистских конструкторов азам ракетостроения, но у них же учились и американцы, ведь даже создатель американской атомной бомбы Роберт Оппенгеймер был выходцем из Германии. А наша первая баллистическая ракета Р-1, созданная Королёвым, Мишиным и Глушко, была повторением брауновской Фау-2 и летала, как и она, на 300 км. Но уже к концу сороковых годов с полигона Капустин Яр под Сталинградом новые советские ракеты класса "Р" летали всё дальше и дальше.

Перед самой своей смертью, в феврале 1953 года, Сталин подписал распоряжение о создании мощной баллистической ракеты, которая могла бы наносить удары по врагу на других континентах. Это была ракета Р-7. Преобразованная под мирные цели, она и вывела наш первый спутник на околоземную орбиту.

Известный советский конструктор ракетных двигателей В.И. Гуров пишет в своих воспоминаниях: «До запуска первого искусственного спутника Земли оставалось менее двух месяцев. В августе 1957 года Вернер фон Браун публично заявил в конгрессе США о том, что русские в попытке освоения космоса далеко отстали от американских достижений. Сытые американцы не могли представить себе русский темп созидания новой техники. А вместе с тем в мае 1957 года было завершено строительство космодрома Байконур. Бытует легенда, по которой руководство СССР ради обеспечения режима секретности огласило на весь мир, в качестве отвлекающего маневра, затею об освоении целинных земель в Казахстане. А строительство возле малюсенькой станции Тюратам (так вначале назывался космодром) – это, мол, всего-навсего строительство грандиозного спортивного комплекса с обязательным огромным стадионом».

Удивительную неосведомлённость проявили американцы, несмотря на всю их хвалёную разведку! А ведь запуск первого спутника намечался ещё на 15 мая 1957 года, но первый и второй запуски оказались неудачными, ракеты уклонялись от траектории и падали, едва успев подняться. Может быть, действительно слишком спешили наши специалисты? Но ведь это на самом деле была "космическая гонка", даже сам Королёв настоятельно предлагал правительству не готовить к запуску тяжёлую орбитальную станцию – "объект Д", как именовалась она в секретных документах – а ограничиться запуском "простейшего спутника", лёгкого, но символически напоминающего нашу планету своим шарообразным видом. Мнение Королёва победило, и ракетоноситель дорабатывался всё лето и осень 1957 года бешеными темпами. Всё время старались облегчить конструкцию и добились в этом значительных успехов. Несколько раз запуск откладывался, срабатывали аварийные системы из-за постоянно проявляющихся неполадок. Наконец 21 августа 1957 года первая баллистическая межконтинентальная ракета успешно стартовала и достигла полигона на Камчатке. 27 августа вышло Сообщение ТАСС о создании в СССР межконтинентальной ракеты. Итак, ракетоноситель для спутника был готов, и вот, вечером 4 октября 1957 года это свершилось: "Спутник" был выведен на околоземную орбиту!

Казалось бы, металлический шарик, игрушка – и ради этого были истрачены колоссальные средства, в то время как Россия едва оправлялась от послевоенной разрухи!.. Но мы видим сейчас, как наш мир потрясают военные конфликты, как нарастает напряжённость между странами. Существуют тысячи причин для вражды и войны, для взаимного самоистребления. А что объединяет человечество?

Есть ли те скрепы, что не позволяют народам и странам окончательно перессориться и истребить самих себя? Такие скрепы есть – это победы человечества над мёртвой материей, это прорывы в будущее. Первый спутник и был таким прорывом, он объединил человечество, заставил людей понять, что мы все едины, и будущее у нас всех – одно.
Автор: Станислав Зотов
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/sozidateli/put_k_pervomu_sputniku_841.htm


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 63

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. 210окв (дмитрий) 8 октября 2017 07:07
    Большинство наших замечательных достижений,точнее их фундамент заложены в конце сороковых и пятидесятых годов.Уровень управления и какие люди были!Сравните с нынешним планктоном и почувствуйте разницу
    1. Orel (Orel) 8 октября 2017 07:47
      Цитата: 210окв
      Большинство наших замечательных достижений,точнее их фундамент заложены в конце сороковых и пятидесятых годов.Уровень управления и какие люди были!Сравните с нынешним планктоном и почувствуйте разницу


      Люди были и есть. Проблема в том, что лучшие люди стараются из России уезжать. Вроде сейчас этот поток стал меньше, но проблема все равно остается. Удерживать ученых в России и давать им фонды и инфраструктуру для работы задача номер один. Надо больше денег вкладывать в науку, а ее финансирование сокращается. Наука - не в приоритете. Ее финансируют по второстепенному принципу. Главное мало выделяется на фундаментальные исследования. У нас пока другие приоритеты - армия и программа перевооружения. Правильная ли это политика покажет время.
      1. 210окв (дмитрий) 8 октября 2017 07:54
        Я согласен с Вами.Жаль что значительная часть нашей науки поставлена на коммерческие рельсы.А отдача ведь может прийти не сразу.Строить технополисы безусловно надо и отсеивать зерна от плевел.Но есть направления и главное -космос в который надо вкладывать и спрашивать за потраченное
        Цитата: Orel
        Цитата: 210окв
        Большинство наших замечательных достижений,точнее их фундамент заложены в конце сороковых и пятидесятых годов.Уровень управления и какие люди были!Сравните с нынешним планктоном и почувствуйте разницу


        Люди были и есть. Проблема в том, что лучшие люди стараются из России уезжать. Вроде сейчас этот поток стал меньше, но проблема все равно остается. Удерживать ученых в России и давать им фонды и инфраструктуру для работы задача номер один. Надо больше денег вкладывать в науку, а ее финансирование сокращается. Наука - не в приоритете. Ее финансируют по второстепенному принципу. Главное мало выделяется на фундаментальные исследования. У нас пока другие приоритеты - армия и программа перевооружения. Правильная ли это политика покажет время.
        1. Orel (Orel) 8 октября 2017 08:11
          Цитата: 210окв
          Но есть направления и главное -космос в который надо вкладывать и спрашивать за потраченное


          Ваша правда. По космосу проблем очень много. Это как лакмусовая бумажка состояния всей науки, так как космос аккумулирует в себе все достижения национальной науки. Если все хорошо в космосе, то и в науке как правило порядок и наоборот. Порядок стараются наводить, но отставание уже на лицо. У США уже частные компании начинают космос осваивать, у нас только малые стартапы есть, которые конечно не смогут конкурировать ни с Маском, ни с Бэзесом. У США в ближайшие 5 лет появятся сразу несколько пилотируемых кораблей: Starliner, Orion и Dragon и сверхтяжелый ракетоноситель - SLS. По пилотируемым кораблям я почти уверен, что они уже добьются успеха с SLS пока вопрос - непонятно, как полетит. Правда и хорошие новости есть. Надеюсь мы свой корабль до ума доведем. Главное, что сотрудничество не прекращается между НАСА и Роскосмосом, даже не смотря на политику. Как бы США не опережали нас в космосе, но в НАСА все таки люди умные работают и они гражданские и понимают, что активное освоение космоса возможно только сообща, ибо крайне дорого для любой страны, если действовать в одиночку. Отсюда обнадеживающие новости по совместному созданию Лунной орбитальной станции, а в перспективе и полетов к Марсу. МКС все таки уже себя исчерпывает, хотя многие эксперименты и там можно проводить.
      2. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 8 октября 2017 08:22
        Если уезжает,значит деятель в душе совершил предательство.Туда ему и дорога.Фон Браун,всё же отомстил американцам.Подсунул бутафорию вместо Лунной программы,так и не создал нормального двигателя.Великий был Человек.
        1. Orel (Orel) 8 октября 2017 08:38
          Цитата: п-к Опарышев
          Если уезжает,значит деятель в душе совершил предательство.Туда ему и дорога.Фон Браун,всё же отомстил американцам.Подсунул бутафорию вместо Лунной программы,так и не создал нормального двигателя.Великий был Человек.


          Вы тоже верите в то, что американцы не были на Луне? Я не хочу Вас обижать, но для меня это один из критериев образованности уже. Тем более, что полетов на Луну было несколько, не один. Были и полеты с относительно длительным прибыванием на Луне экипажей. Оставленные сейсмографы, угловые отражатели, сигналы с Луны. Доказательств более чем достаточно. Даже наши космонавты никогда в полете на Луну не сомневались. А сегодня уже есть фотографии со спутника LRO, где видны и места посадок и следы от роверов. Я лично горжусь, тем что люди были на Луне. Мне не принципиально, что это американцы. Главное, что люди доказали, что если ставят задачу, то могут ее достичь. Читал статью, что эксплуатация и строительство МКС за все годы обошлось в 150 млрд. долларов. Это равняется сумме, которую человечество в год тратит на губную помаду. Представляете, чего бы мы могли достичь, если бы люди не вели бесполезные войны друг с другом, а тратили деньги на науку, развитие, технологии. Я думаю мы бы уже давно были на Марсе, но история сослагательного наклонения не терпит.
          1. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 8 октября 2017 08:52
            Моё ракетное образование,не позволяет считать,что полёты Апполонов5х были реально на Луну.Носитель выводил муляжи в Атлантику и после их там подбирали.Американцы забросили много мусора на Луну своими спутниками,даже ретранслятор.Тема "полётов на Луну"обсосана уже давно и в подробностях и её конечно смешно обсуждать.Эту тему я упомянул в связи с деятельностью Отто Брауна.
            1. Orel (Orel) 8 октября 2017 09:21
              Цитата: п-к Опарышев
              Моё ракетное образование,не позволяет считать,что полёты Апполонов5х были реально на Луну.Носитель выводил муляжи в Атлантику и после их там подбирали.Американцы забросили много мусора на Луну своими спутниками,даже ретранслятор.


              Сомневаюсь в Вашем ракетном образовании крайне серьезно. Направить мусор на Луну почти также сложно, как людей. Не проще ли было людей тогда отправить, если мусор туда отправлять чуть ли не также дорого?))) Да и смысл делать несколько полетов? Один раз слетали и все. А полетов было 6 вроде. На память не помню. Зачем столько летать? Ведь если это все выдумка, то чем больше летаешь, тем больше вероятность, что тебя разоблачат. К сожалению, но ваши аргументы никуда не годятся. Сатурн-5 летал и имел запас по дельте, чтобы выводить корабли на Луну. Его запуски наблюдали тысячи людей. А разведка СССР отслеживала. Поэтому делая такую ракету гораздо проще отправлять людей к Луне, чем запускать муляжи))) Ваше ракетное образование видимо с двигателем F-1 не знакомо.
              1. Попович (Ива) 8 октября 2017 09:31
                Цитата: Orel
                Ваше ракетное образование
                не дальше F-1,... покупайте дальше старые РДшки, даже на МКС - хавку отвезти не в состоянии, не то что экипаж....
                Orel- только не летает ...
                1. BlackMokona 8 октября 2017 09:39
                  Как бэ Драконы на ракетах Фалькон-9 с американскими движками Мэрлин давно хавку на МКС возят.
                2. Orel (Orel) 8 октября 2017 09:42
                  Цитата: Попович
                  не дальше F-1,... покупайте дальше старые РДшки, даже на МКС - хавку отвезти не в состоянии, не то что экипаж....


                  У Вас судя по всему тоже "ракетное образование". Маск спокойно на грузовиках своих грузы к МКС возит и даже возвращает. У SpaceX единственный грузовой корабль, который не только доставляет грузы на МКС, но и забирает со станции полезную нагрузку и возвращает на Землю. Вы видимо крайне поверхностно с темой космоса знакомы, если таких простых фактов не знаете. По пилотируемым полетам у США пока вакуум, но это временно. Мы согласились их возить, не согласились бы, так Шатлы бы летали до сих пор. Нет смысла сомневаться в этом. У них уже скоро будет несколько современных пилотируемых кораблей, а что будет с "Федерацией" еще вопрос. Как бы про "батут" нам вспоминать не пришлось.
                  1. Cannonball 8 октября 2017 09:58
                    У Маска нет своих грузов, он чужие возит.
                    "Скоро будет" - аргумент растяжимый и неограниченный по времени. А у нас уже есть и давно.
                    1. Orel (Orel) 8 октября 2017 14:05
                      Цитата: Cannonball
                      "Скоро будет" - аргумент растяжимый и неограниченный по времени. А у нас уже есть и давно.


                      У нас есть старый корабль, который конечно модернизируется, но для будущих полетов не годится уже. У США уже в железе и прошли стендовые и бросковые испытания, испытания в полете с приводнением несколько разных кораблей. Информации об этом в сети достаточно. Ознакомитесь. У нас "Федерация" еще в железе даже не собрана. Поэтому в том, что они свои корабли доведут в ближайшие 5 лет я не сомневаюсь уже, а вот с нашим кораблем пока вопрос. Надеюсь, все пройдет хорошо.
                      1. Cannonball 8 октября 2017 14:39
                        У штатов ещё нет полноценного лётного корабля. Всё остальное - полуфабрикаты, которые могут и не дойти до готового продукта. То, что "Союз" старый, это не значит, что он не справляется со своими задачами. Лучше иметь раритетный автомобиль на ходу, чем вообще никакого либо только рекламную брошюрку будущего суперкара. Ездить надо уже сегодня!
                        Американцы когда-нибудь доведут свои корабли. "Федерацию" тоже когда-нибудь доведут. Но сегодня летают только "Союзы".
                  2. Попович (Ива) 8 октября 2017 11:29
                    у Макса девичья фамилия Мавродий...
                    Дело МММ процветает...
                    а вакуум, это надолго...
                    1. BlackMokona 8 октября 2017 11:58
                      Т.е забрать более половины рынка коммерческих пусков, это МММ по вашему? laughing
                      1. Попович (Ива) 8 октября 2017 15:02
                        пускануть, не значит запустить, одни обещания! Реально, то что запустили себе в убыток... типа потом наверстаем, а пока авансы насобираем - МММ- отдыхает!
                    2. BlackMokona 8 октября 2017 15:34
                      пускануть, не значит запустить, одни обещания! Реально, то что запустили себе в убыток... типа потом наверстаем, а пока авансы насобираем - МММ- отдыхает!

                      Вот только у нас всё космическое руководство рвёт волосы, и призывает идти по его пути. laughing
                  3. ник7 (Евгений) 8 октября 2017 12:52
                    По поводу Маска уже начинают множится мифологемы, которые затрудняют понимание этого западного явления. У них, была проведена реструктуризация, из нескольких старых компаний, выли выведены непрофильные активы, а часть активов были сведены в новую фирму - SpaceX и подобран талантливый руководитель. Фирма как бы новая, с новым названием, но состоит кусков НАСА, ВПК и госкомпаний, а так же, владеет всем пулом космических технологий штатов и госфинансированием. Из нескольких фирм, сконцентрировали лучший научно технические потенциал в одном месте. SpaceX это крутая компания, но создана не одним человеком и не совсем частная. Это видимо такой западный способ ускорять технический прогресс.
                    1. Orel (Orel) 8 октября 2017 14:12
                      Цитата: ник7
                      SpaceX это крутая компания, но создана не одним человеком и не совсем частная. Это видимо такой западный способ ускорять технический прогресс.


                      Только у нас ничего похожего не видно. И компания не государственная. У нее нет акционеров в лице государства. Да, Маск выбил для себя льготы какие-то, но в обмен он строит завод по сборке Фальконов. Что мешает нам сделать что-то подобное? Но тишина. Вы еще компанию Джефа Безоса позабыли. Или она тоже не частная? Там еще много чего есть. По суборбитальным полетам. Там уже давно туристов возят в полеты с 7-й невесомостью, когда самолет по параболической траектории летит. Они серьезно продвинулись в коммерциализации космоса и это серьезная угроза нашего технологического отставания, ибо частная кампания быстрее развивается, решения принимаются быстрее, проще, контроль расходов эффективнее, ибо руководство и владельцы близко, а не в высоких кабинетах за тридевять земель в столице Родины.
                      1. Попович (Ива) 8 октября 2017 15:11
                        орел рожденный ползать - летать не может, сидит в углу на ветке и .... а от МКС русский модуль можно отстыковать и все остальное, тут-же улетит в океан (Тихий)...
                        а полеты с 7-й невесомостью - это круто, 8-ю невесомость даже представить не могу fellow
                    2. BlackMokona 8 октября 2017 15:35
                      Да, да похоже кто-то не слышал про ULA и Орбитал. wink
              2. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 8 октября 2017 15:12
                За то я не сомневаюсь в вашем телевизионном образовании.
                К вашему сведению,американцы,до Шаттлов ни разу не летали в космос.От слова совсем.Все Джиммини,скайлобфы,Апполоны,исполняли свои роли в киностудиях Первый их пилотируемый полёт был на Шаттле.Чем шаттловские полёты закончились вы знаете.Ну начинайте рвать свой пукан.
                1. BlackMokona 8 октября 2017 15:35
                  Да, да ни разу не летали, а потом сразу на Шатлах wassat
                2. Nekarmadlen (Татьяна) 8 октября 2017 22:05
                  А Союз Аполлон это сигареты , на пачке которых вредители нарисовали картинку стыковки в космосе ))))
              3. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 8 октября 2017 20:12
                "имел запас по дельте",это вообще впервые встречаю супер ракетное выражение,как это я за 40 летни разу не сталкивался с таким.Видимо не теми ракетами занимался.
                1. mat-vey (Матвей) 9 октября 2017 13:01
                  Цитата: Истина69
                  Истина69 Вчера, 22:04 ↑
                  Лунный заговор — теория заговора, утверждающая, что высадки американцев на Луну не было, и всё это удачная инсценировка. Любимая тема патриотнутых на голову граждан России и параноиков США.

                  С одной стороны Леонов врать не будет,а с другой стороны - как глянешь на видео Солнечного протуберанца так сомнения всё и вся сносят,как лошадь задним копытом .....
              4. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 10 октября 2017 06:20
                Вот и объясните мне в чём разница наших движков с ф1?Почему наши делали 4хкамерные ,а америкосы однокамерный двигатель.Почему однокамерный больших ращмеров сделать невозможно?
            2. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Истина69 (Истина69) 8 октября 2017 22:04
                        Лунный заговор — теория заговора, утверждающая, что высадки американцев на Луну не было, и всё это удачная инсценировка. Любимая тема патриотнутых на голову граждан России и параноиков США.
      3. Щаранский (Щаранский) 12 октября 2017 13:07
        Цитата: Orel
        Вроде сейчас этот поток стал меньше

        после гениальных многоходовочек 2014го года отток населения увеличился почти в 10 раз и стал бить все рекорды. Теперь каждый год уезжает 350 тысяч человек. Целый город размером с Тулу.
  2. Titsen (Ig Titsen) 8 октября 2017 07:07
    Никогда Земля Русская не оскуднеет Ломоносовыми, Левшами и другими мастерами-учёными-самоучками!

    И никогда этому не помешают ни Матрассия, ни Гейропа и их прихвостни!

    Опасность представляют только внутренние враги - Корупционеры-Чинуши!

    Только вот как с ними бороться и побеждать их так никто и не знает!

    Очень это печально...
  3. Геркулесыч (Витальевич) 8 октября 2017 07:45
    А сейчас в борьбе с наукой побеждает чиновник. crying Скоро такими темпами наши достижения в космосе будут относится к разряду легенд или былин! sad
    1. mat-vey (Матвей) 9 октября 2017 13:03
      Не просто чиновник,а чиновник-вор ... Хотя может это всё таки кладовщица со своим больничным виновата ...
  4. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 8 октября 2017 08:17
    Р1 тяжело давалась Королёву.Немцы применяли 80 материалов,а у наших было только 40 в наличии.Повезло,что летала на спирте и кислороде.Нужно было делать из того,что есть и что бы не взрывалась.Полетела.Убрали крылья и утеплитель кислородного бака,улетела дальше.Р1 развезли по Ракетным училищам и частям для тренировок.Несколько штук использовали на границе с Китаем.Шум прожигающих двигателей,рёв,пугал чайканшистов.Команды ракетчиков в те времена сгорали быстро на спирте.Ужасное было время.
    1. Cannonball 8 октября 2017 10:00
      Откуда такие фантазии? Откуда у Р-1 крылья? Вы наверно с V-1 перепутали, а Р-1 создавался на базе V-2.
      1. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 8 октября 2017 15:16
        Ну ,что же вы не глянули фото первыхФ2?Тогда планировалось,что поднявшись на апогей,дальше ракета планирует на крыльях.Но видимо система управления не справлялась с такой информацией и уже Королёв отказался от крыльев для точности стрельбы.
        1. Cannonball 8 октября 2017 21:40
          Где тут крылья? V-2

          Или здесь? Р-1


          В 1941 году в попытке увеличить дальность полета баллистической ракеты А4 (V-2) была предложена идея оснастить её крыльями, переведя тем самым заключительную стадию полета в сверхзвуковое планирование. Проект A4b получил некоторое развитие в 1944 году, когда в экспериментальных целях несколько серийных V-2 были оснащены крыльями высокой стреловидности.

          Предполагалось, что за счет сверхзвукового планирования дальность действия ракеты удастся увеличить до 750 км, что позволило бы атаковать цели на территории Великобритании непосредственно с территории Германии. Два экспериментальных запуска были проведены: первый (неудачный) 27 декабря 1944, и второй — 24 января 1945. Во время второго пуска ракета достигла скорости, соответствующей М=4 (то есть в четыре раза превышающей скорость звука), прежде чем крылья отвалились от фюзеляжа и ракета разрушилась.



          То есть, проект с крыльями всё же был, но не у первых V-2, а уже с серийными. И проект как оказалось, неудачный.
          1. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 10 октября 2017 06:23
            Неудачный из за недостатка времени на доработки,флаттер погубил проект.За крылья извиняюсь.Со временем материал в голове перемешался.
  5. Попович (Ива) 8 октября 2017 09:25
    ПС-1 (простейший спутник–1). ...???
    ПС-1 (ПЕРВЫЙ спутник–1) так кажется правильней!!
    1. BlackMokona 8 октября 2017 09:43
      Был навороченный спутник, но его первым пускать не успевали. Поэтому сделали максимально простой и запустили
      1. Cannonball 8 октября 2017 10:01
        Так и было. Объект "Д" полетел только в 58-м.
  6. Cannonball 8 октября 2017 09:54
    Опять "ракетоноситель", опять графоманство. Ракетоноситель это носитель ракеты, а не сама ракета. Правильно ракета-носитель, то есть ракета что-то несущая.
    1. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 8 октября 2017 15:18
      Правильно "носитель",ракетчики не говорят ракето носитель
      1. Cannonball 8 октября 2017 21:46
        Ракетчики говорят "изделие" или РН, или РКН, или "ракета-носитель". "Носитель" ракетчики как раз не говорят.
        1. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 10 октября 2017 06:25
          Да вы правы в основном да изделие.Но в 70 годы одно время было понятие носителя,видимо перенесённое от промыслов.
          1. Cannonball 10 октября 2017 19:14
            Носителями могли быть не только ракеты, но и самолёты. Их ещё называли ракетоносцы или ракетоносители.
  7. Екатерина II (Izabella) 8 октября 2017 10:26
    Первые ракетчики СССР пережили больше всех ракетчиков других стран...и все равно творили.
    1. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 8 октября 2017 15:19
      В основном у них была главная проблема,склоки между собой.Её и переживали.
  8. Старый26 (Владимир) 8 октября 2017 13:04
    Что можно сказать о статье. Написано все вроде бы правильно (хотя об этом уже писали десятки и сотни раз). но как-то "рвано". Автор перескакивает с работ 30-х годов на 40-е, затем так плавненько переходит на Р-7 и спутники. Не все корректно и в тексте.
    Например фраза
    А ведь к 1937 году уже были созданы проекты ракетоплана и испытан ряд крылатых и баллистических ракет, то есть мы тогда явно опережали и Америку, и Европу, ту же нацистскую Германию, где Вернер фон Браун создаст свои знаменитые «Фау» только к 1943–1944 годам. А нам после войны пришлось учится у этого штурмбанфюрера СС, копировать его разработки, и посылать для этого в поверженную Германию тех же самых учёных, которых «мариновали» в тюрьмах в 1937-м...

    скажем так не совсем соответствует действительности. Автор почему-то упоминает о наших "ракетопланах" и проектах баллистических и крылатых ракет, а вот "немецкую историю" ведет почему-то исключительно с ФАУ. и почему-то с 1943 года. Причем забывая, что наши "баллистические" ракеты 30-х годов - это так, "проба пера", которая дальше не пошла, а немецкие ФАУ, к сожалению, это боевые ракеты, пусть и далеко не совершенные.

    Что же представляли из себя тогда советские баллистические ракеты? Можно вспомнить только ракеты ГИРД, в частности первый полет такой ракеты в 1933 году, когда она поднялась на высоту 430 метров. А что на то время имели немцы? Автор не упоминает, к примеру, то тот же ракетоплан Опеля в Германии впервые поднялся в воздух 30.09.1929 года, пролетел 10 минут и достиг скорости в 160 км час. Не упоминает, что к примеру такую ракету Риделя (Германия), как «Репульсор-3» («Repulsor-3») немны запустили в начале июня 1931 года и она поднялась на высоту в 450 метров
    Не упоминает, к примеру автор, что ракеты фон Брауна А-2 в 1934 году уже поднимались на высоту в 2 км. Так что лучше было бы вообще этой темы "приоритета" в 30-х годах не касаться.
    Что касается того, что "пришлось" учиться у штурбанфюрера СС - что поделать. Пришлось, ибо он ушел далеко вперед. Почитайте воспоминание Б.Е. Чертока "Ракеты и люди" (том уже не помню, но один из первых). Его воспоминания о поездки в Германию и эпизод, когда в одном из залов он увидел двигатель и торчащие из него ботинки. Из двигателя вылез один из наших двигателистов (Исаев, ЕМНИП). На вопрос Чертока, а что это такое - последовал ответ, что "это то, чего не может быть". А именно двигатель с тяглй ЕМНИп в 27-29 тонн, когда у нас и амеркианцев тяга двигателя не превышала 1,5 тонн.
    К сожалению пришлось учиться. У нас стараются не акцентировать внимание, к примеру на группе немецких ракетчиков под командованием Гельмута (кажется так) Греттрупа, который до 1952-1953 года работал в СССР. Ни одну из их разработок мы не стали делаит в металле, но идеи, аэродинамические схемы использовали на 100%. И в этом заслуга Королева, что он мог "уловить" ту деталь, которая ускользала от других. В результате на основе схем немецких ракет серии "Г" появилась и знаменитая Р-7 и столь же знаменитая, но увы с трагической судьбой Н-1.

    Ну а что касается "пути" к спутнику, автору стоило бы упомянуть и проекты начала 50-х, когда планировался вывод на орбиту спутника при помощи "связки" из трех Р-5, да и многое другое. Так что, к сожалению, автор ГЛУБОКО НЕ КОПАЛ, воспользовавшись всеми известными фактами. Но за работу - ПЛЮС


    Цитата: Orel
    У SpaceX единственный грузовой корабль, который не только доставляет грузы на МКС, но и забирает со станции полезную нагрузку и возвращает на Землю. Вы видимо крайне поверхностно с темой космоса знакомы, если таких простых фактов не знаете. По пилотируемым полетам у США пока вакуум, но это временно. Мы согласились их возить, не согласились бы, так Шатлы бы летали до сих пор. Нет смысла сомневаться в этом. У них уже скоро будет несколько современных пилотируемых кораблей, а что будет с "Федерацией" еще вопрос. Как бы про "батут" нам вспоминать не пришлось.

    Ну в принципе грузовым можно считать и "Союз", хотя не чисто грузовым laughing Вакуум в пилотируемой космонавтике имели все. И мы, после гибели "Союза-1" некоторое время не летали, и американцы, после завершения программы "Аполлон" и до начала полета "шаттлов". Сейчас у них такой же вакуум. Просто на подходе у них несколько пилотируемых кораблей, причем на подходе - это 2018-2019 годы, а вот наша "Федерация" планируется не ранее, чем на 2023 год

    Цитата: Orel
    А полетов было 6 вроде.

    Всего к луне было ДЕВЯТЬ полетов. Два из них, "Аполлон-8" и "Аполлон-10" - были на орбите ИСЛ. "Посадочных" полетов планировали 7, но выполнили 6. Полет "Аполонна-13" был аварийный. Еще 3 полета - "Аполлоны-18/19/20" были отменены.

    Цитата: Cannonball
    У Маска нет своих грузов, он чужие возит.
    "Скоро будет" - аргумент растяжимый и неограниченный по времени. А у нас уже есть и давно.

    Создается впечатление, что у РКК "Энергия", как создателя и производителя ракет "Союз", у НПО Машиностроения - "Протоны", у Роскосмоса - у всех есть свои грузы. Маск выполняет контракты с НАСА. Точно так же как на контрактной основе работает и наш Роскосмос, выводя спутники других стран

    Цитата: п-к Опарышев
    Р1 тяжело давалась Королёву.Немцы применяли 80 материалов,а у наших было только 40 в наличии.Повезло,что летала на спирте и кислороде.Нужно было делать из того,что есть и что бы не взрывалась.Полетела.Убрали крылья и утеплитель кислородного бака,улетела дальше.Р1 развезли по Ракетным училищам и частям для тренировок.Несколько штук использовали на границе с Китаем.Шум прожигающих двигателей,рёв,пугал чайканшистов.Команды ракетчиков в те времена сгорали быстро на спирте.Ужасное было время.

    Убрали крылья на Р-1??? Может быть все же стабилизаторы? А то когда человек с "ракетным образованием" говорит о крыльях на Р-1 - начинаешь сомневаться в его ракетном образовании. И еще, уважаемый п-к Опарышев. Вам для информации. Крылья, помимо стабилизаторов на ракете данного типа были только на немецкой А-4b. Ни наА-4, тем паче ни на Р-1 их не было. Полетевшая дальше, чем Р-1 ракета Р-2, так же имела стабилизаторы, как и Р-1, правда немного меньшего размера. Так что вы, пардон, пургу гоните, говоря о "уборе" крыльев и увеличении дальности. Даже у серийной Р-5 были аэродинамические рули-стабилизаторы небольшого размера
    1. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 8 октября 2017 15:28
      Выражайтесь культурнее,здесь вы не на привычном своём базаре.Стабилизаторы,графитовые рули,рулевые машинки,это всё понятно.Но вначале был замысел,что бы ракета допланировала именно на крыльях,надеялись на увеличение дальности.Но технологии тех времён не позволяли сохранить точность.От крыльев впоследствии отказались.Так,что пардон ваш не принимаю и прежде чем нецензурно выражаться,подумайте,может вы где то,что то упустили.Недружелюбный вы наш.
  9. Старый26 (Владимир) 8 октября 2017 17:13
    Цитата: Попович
    ПС-1 (простейший спутник–1). ...???
    ПС-1 (ПЕРВЫЙ спутник–1) так кажется правильней!!

    Нет. Именно ПС-1 расшифровывался как "простейший спутник", а тот, который должен был бы стать №1, то есть первым спутником ушел в космос третьим под обозначением "Объект "Д", так как к 4 октября не был еще готов.

    Цитата: п-к Опарышев
    Выражайтесь культурнее,здесь вы не на привычном своём базаре.Стабилизаторы,графитовые рули,рулевые машинки,это всё понятно.Но вначале был замысел,что бы ракета допланировала именно на крыльях,надеялись на увеличение дальности.Но технологии тех времён не позволяли сохранить точность.От крыльев впоследствии отказались.Так,что пардон ваш не принимаю и прежде чем нецензурно выражаться,подумайте,может вы где то,что то упустили.Недружелюбный вы наш.

    Пурга по вашему уже нецензурное выражение? ну-ну.

    Повторю для вас еще раз. Крылатый вариант, то есть А-4b в СССР ДАЖЕ НЕ ПРОРАБАТЫВАЛСЯ. В самой Германии было предпринято всего ТРИ попытки пуска. Частично удачным был только третий пуск. После окончание работы двигателя ракета вместо того, чтобы перейти в планирующий полет начала кувыркаться и только в плотных слоях восстановила управляемость. Но дальности достичь не удалось. О точности даже не заикались. Больше до конца войны пусков не было.
    В СССР пускали на первом этапе только собранные из немецких комплектующих ракеты А-4... И никогда не пускали, да и не прорабатывали крылатых вариантов ФАУ-2.
    Так что, пардон, не снимали крылья по причине того, что их не было...
    С точностью - да, я тут с вами согласен. Точность была невелика.
  10. Cannonball 8 октября 2017 22:03
    Цитата: Старый26
    Создается впечатление, что у РКК "Энергия", как создателя и производителя ракет "Союз", у НПО Машиностроения - "Протоны", у Роскосмоса - у всех есть свои грузы. Маск выполняет контракты с НАСА. Точно так же как на контрактной основе работает и наш Роскосмос, выводя спутники других стран

    Какое отношение НПО Машиностроения имеет к "Протону"? То что Челомей был главным конструктором "Протона" ещё не означает, что "Протон" это изделие НПО Машиностроения. "Протон" - детище ОКБ-23 (ныне - КБ "Салют" ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) и делали его на ЗиХе (ныне - РКЗ того же ГКНПЦ им. М.В. Хруничева).
    РКК "Энергия" не производит РН "Союз". РН "Союз" делают в Самаре, в РКЦ "Прогресс".
    По поводу грузов - у них есть свои собственники. И это, как правило, ни Маск, ни "Энергия", ни "Хруничев", ни "Прогресс". Поэтому говорить:"Маск выводит свои грузы" мягко говоря, не совсем корректно.
  11. Topgun (Вася Пупкин) 8 октября 2017 23:03
    Попович,
    "русский модуль", а точнее российский сегмент МКС, уважаемый вы наш експерд, если и сможет существовать автономно, то после серезной доработки ибо он енергетически зависим от амереканской части МКС, осилят ли нынешние "инженеры" роскосмоса такое - большой вопрос учитывая их танцы с бубном вокруг модуля Наука, их потуги над ним напоминают потуги ученых изучить НЛО из голивудских фильмов, а в СССР такие модули от проектирования до вывода в космос занимало 5 - 10 лет максимум...
    1. Cannonball 9 октября 2017 20:23
      Российский сегмент МКС вполне энергетически независим от американского. Если вы обратите внимание, то и "Заря" и "Звезда" обладают солнечными батареями. А ещё они имеют собственные двигательные установки, которых нет ни у одного американского, европейского или японского модуля. Поэтому российский сегмент может выполнять автономный полёт, а вот американский и Ко - нет. И никакой доработки не требуется - только отстыковаться и раскрыть солнечные батареи, сложенные в настоящее время, так они затенены американскими СБ и от них сейчас мало проку.
      1. Topgun (Вася Пупкин) 9 октября 2017 21:27
        про "Зарю" я ниже написал,
        по поводу двигательных установок, я чето думал ето баласт ибо коррекцию орбиты проводят "грузовиками" регулярно прибивающими (кстати тут и проявляется польза шатлов - не нужно из каждого модуля делать "космический корабль")
        хватит ли енергии? не знаю...
        возможно вы правы и сегмент может существовать автономно
        ПС: батареи точно сложенны? просто насколько я знаю инженеры любят в батареи тыкать радиаторы для отвода тепла, как ето устроено на МКС не знаю...
        1. Cannonball 9 октября 2017 22:50
          На РС есть двигатели маршевые и коррекции, на АС нет никаких. Грузовики, корректирующие орбиту, в основном тоже российские.
          Да, на "Заре" батареи сложены. На этом фото "Заря" - третья снизу. Справа и слева от нее в виде пантографа сложены солнечные батареи.


          А так "Заря" выглядела с раскрытыми солнечными батареями. "Заря" в центре, справа "Звезда", слева Unity
  12. Старый26 (Владимир) 9 октября 2017 10:27
    Цитата: Cannonball
    Какое отношение НПО Машиностроения имеет к "Протону"? То что Челомей был главным конструктором "Протона" ещё не означает, что "Протон" это изделие НПО Машиностроения. "Протон" - детище ОКБ-23 (ныне - КБ "Салют" ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) и делали его на ЗиХе (ныне - РКЗ того же ГКНПЦ им. М.В. Хруничева).
    РКК "Энергия" не производит РН "Союз". РН "Союз" делают в Самаре, в РКЦ "Прогресс".
    По поводу грузов - у них есть свои собственники. И это, как правило, ни Маск, ни "Энергия", ни "Хруничев", ни "Прогресс". Поэтому говорить:"Маск выводит свои грузы" мягко говоря, не совсем корректно.

    Камрад!
    Я прекрасно осведомлен, кто проектировал и кто выпускал. Но по крайней мере в те года, когда я работал эти предприятия были каждый в своей кооперации. Самарский завод в кооперации с ЦКЮ ЭМ, а завод, производивший "Протоны" в кооперации с НПО Машиностроения. ОКБ-23 вошло структурным подразделением в состав НПО Машиностроения, т.е. фирмы Челомея.
    Насчет того, что "Макс выводит не свои грузы" принадлежат не мне. Я в ответ на эту реплику сказал, что грузы, выводимые нашими носителями также не являются собственностью фирм, которые являются "собственниками" этих носителей.
    1. Cannonball 9 октября 2017 20:46
      Самарский "Прогресс" и ЦСКБ были филиалами ОКБ-1 (ЦКБЭМ).
      ОКБ-23 (ЦКБМ(ф)) было филиалом ОКБ-52 (ЦКБМ), потом под названием КБ "Салют" входило в состав НПО "Энергия", потом недолго - в составе НПО ЭМ, потом как самостоятельное предприятие, сейчас - в составе ГКНПЦ. Как видите, работали "на два фронта".
      ЗиХ был серийным заводом при ОКБ-23, ЦКБМ(ф), КБ "Салют". Ныне это РКЗ.
      НПО Машинотроения было образовано в 1983-м году, когда ни КБ "Салют", ни ЗиХа в его составе уже не было.
  13. Старый26 (Владимир) 9 октября 2017 10:29
    Цитата: Topgun
    Попович,
    "русский модуль", а точнее российский сегмент МКС, уважаемый вы наш експерд, если и сможет существовать автономно, то после серезной доработки ибо он енергетически зависим от амереканской части МКС, осилят ли нынешние "инженеры" роскосмоса такое - большой вопрос учитывая их танцы с бубном вокруг модуля Наука, их потуги над ним напоминают потуги ученых изучить НЛО из голивудских фильмов, а в СССР такие модули от проектирования до вывода в космос занимало 5 - 10 лет максимум...

    Вы совершенно правы, камрад Topgun. Из ЕМНИП 90 кВт потребления на станции наш сегмент дает порядка 13,5
    1. Cannonball 9 октября 2017 20:52
      Добавьте 3 кВт у "Зари". Хотя её относят к американскому сегменту, но это всё же наш модуль.
      1. Topgun (Вася Пупкин) 9 октября 2017 21:09
        нет, модуль "Заря" пренадлежит НАСА ибо модуль который им предлагал локхид был в 2 раза дороже, вот и заказали ДЛЯ СЕБЯ у хруничева....
        1. Cannonball 10 октября 2017 19:24
          Я это знаю. Де юре он американский, де факто - скорее наш, так как управление им ведётся не из Хьюстона, а из Королёва и Москвы.
          Американские модули дороже наших не в 2 раза, а на порядок. Скажем ФГБ "Заря" обошлась американским налогоплатильщикам в смешные 80 миллионов долларов (220 миллионов - полная стоимость вместе с затратами на управление и эксплуатацию), а практически пустая "бочка" модуля Destiny - в 1 миллиард. Почувствуйте разницу.
  14. Старый26 (Владимир) 10 октября 2017 10:17
    Цитата: Cannonball
    Добавьте 3 кВт у "Зари". Хотя её относят к американскому сегменту, но это всё же наш модуль.

    Добавлять не буду, ибо панели у нее сложены, т.к. находятся "в тени" американских панелей солнечных батарей. И электроэнергию "не добывают"

    Цитата: Cannonball
    Самарский "Прогресс" и ЦСКБ были филиалами ОКБ-1 (ЦКБЭМ).
    ОКБ-23 (ЦКБМ(ф)) было филиалом ОКБ-52 (ЦКБМ), потом под названием КБ "Салют" входило в состав НПО "Энергия", потом недолго - в составе НПО ЭМ, потом как самостоятельное предприятие, сейчас - в составе ГКНПЦ. Как видите, работали "на два фронта".
    ЗиХ был серийным заводом при ОКБ-23, ЦКБМ(ф), КБ "Салют". Ныне это РКЗ.
    НПО Машинотроения было образовано в 1983-м году, когда ни КБ "Салют", ни ЗиХа в его составе уже не было.

    Возможно с названиями и попутал. И перемешалось более ранние названия с более поздникми. Спорить не буду
Картина дня