Military Review

Middle East Today: Outcome of Conflict (Part One)

8
“... And as soon as they light the fire for the war, Allah extinguishes it. They are zealous on the earth in order to [do] wickedness, but Allah does not love the wicked! ”
(Supe "Meal", 5: 64)



Several years ago, together with Oksana Vsevolodovna Milaeva and Gennady Ivanovich Glebov, I had the opportunity to work on a textbook on political science for students of our specialty PR and advertising. Since then, we have been constantly working in creative collaboration, although personally I am more attracted to castles and armor, and Oksana Vsevolodovna - Egypt and its pyramids. But, digging in antiquities, willy-nilly or not, we have to study modernity. After all, antiquity also interests us primarily to understand who we are, where and why we are going, and most importantly - why? So this work is one of the results of this creative collaboration.
V. Shpakovsky


The relevance of the Middle East policy for Russia is primarily connected with oil interests and not always simple relations with OPEC on the one hand. On the other hand, with the attempt to actualize the influential foreign policy agenda in the Middle East, which had been virtually absent for 20 years.


Jerusalem: Church of the Holy Sepulcher (in the distance). Sent by our reader "Warrior", for which he thanks a lot.

In the 2000s, destabilization again continued in the Middle East region after the overthrow of Saddam Hussein in the 2003 year. At that moment, President George W. Bush launched a struggle with the countries that, in his opinion, constitute the “axis of evil,” stretching from Tehran, through Damascus to the Lebanese Hezbollah and Palestinian Hamas. The struggle not only did not bring him the expected results, but in a paradoxical way led to the strengthening of Iran’s position, which received tremendous leverage on post-Saddam’s Iraqi insurgency.

The situation was exacerbated by 2011's Arab Spring, which plunged the Middle East into chaos. Gradually, 7, coming out of political collapse in various ways, at the moment, key countries in the region as a whole demonstrate to some extent internal resilience, retain the capacity to respond to external challenges. The systemic changes of the 2016-17 years did not bring: powerful social explosions, revolutions, regime changes, and other systemic changes in the Middle Eastern political landscape were not observed. The special factor of influence of informal international actors and the many lines of division of a region of a sectoral nature between the Sunni and Shiite poles did not turn into regional wars.

A new player came to the region, who was not taken seriously for a long time because of the distance - China came. At the same time, China not only sharply increased the purchase of oil from the Gulf countries, but also voiced its political program in the Middle East on one of the most problematic issues. He intends to "purposefully defend the peace process in the Middle East and the creation of a fully independent sovereignty Palestinian state within the borders of 1967, with its capital in East Jerusalem." And if the League of Arab States is quite happy with this position of China, then Israel got a strong contender. However, in this respect - the rejection of a new participant in the game - for the first time Israel was in solidarity with a longtime enemy - Iran. Since the PRC actually acted on the side of Saudi Arabia over the civil war in Yemen and supported the Sunnis, which runs counter to the interests of Tehran.

The main problem of the region has not been resolved. In the space from the Mediterranean coast of North Africa to the borders of Afghanistan and Pakistan there remains a fundamental shortage of established states on the political map of the Greater Middle East. For the international community and border areas, this is fraught with a further increase in the threat: weak statehood creates a derivative - a cross-border threat of terrorism. The main threat of the region in the face of the terrorist organization DAISH (“Islamic State”, IS, ISIL - a terrorist organization banned in the Russian Federation) did not flourish, but was not defeated by the combined efforts of the countries. On the contrary, under the curtain of 2016, the jihadist “caliphate” launched a series of successful attacks on the Iraqi and Syrian counterterrorism fronts. At the same time, thanks to modern and successful propaganda, this organization attracts not only supporters of radical Islam, but also received a stream of extremists from around the world. So, by the beginning of 2017, there were more than 30 thousand mercenaries in their ranks. As for the individual countries in the region, we turn to their relations below.

Key Centers - Iran and Saudi Arabia: Proxy War

The relationship of these two countries was characterized in 2016 by bilateral confrontation on the principle of Proxy War, mediated by war. The situation was fueled by rivalry between Tehran and Riyadh in Syria, Iraq, Yemen, and Lebanon.

The authorities of the Sunni Saudi Arabia, the largest Arab monarchy, after two years of hesitation executed the famous Shiite theologian Nimr al-Nimr, after which the crowd in Tehran and Mashhad defeated the embassy and consulate of the Kingdom in the Islamic Republic, respectively. The response of the Saudi side was the recall of its ambassador from Iran, and, proceeding from the rules of the legal logic of international relations, which, with regard to diplomatic immunity, do not accept the categories of “mob rage”, the break in diplomatic relations. In this situation, the two countries remain so far. Although by the end of 2016 there was a certain thaw between them, but in 2017, Saudi Arabia rejected Iran’s statements about the possibility of improving relations after the completion of the Hajj - the annual pilgrimage to the shrines of Islam located in Saudi Arabia. In the autumn, 2016 managed to reach a political consensus in Lebanon, where pro-Iranian statesman Michel Aoun was elected president, and Saudi Saudis promoted to Saad Hariri as prime minister. Then Iran and Saudi Arabia, through the mediation of Russia, were able to agree on agreements that seemed unattainable in the framework of the OPEC oil deal and non-cartel states.

The direct confrontation of the centers of power in the Middle East did not lead to an armed confrontation, as it did not become the basis of the open conflict between the Sunni and Shiite poles. However, the dangerous factor of destabilization is present. And it manifested itself in an internal conflict in Yemen. During the civil war in Yemen, Iran supported the Hussite rebels (Shiite rebels), and Saudi Arabia, who led the coalition of the Gulf countries, led active military operations against them. In Syria and Iraq, Tehran and Riyadh also have many reasons to continue the frontal geopolitical confrontation, for which the name “proxy war” (“indirect war”) was fixed.

Kingdom on the verge of restructuring

In fact, Saudi Arabia is currently experiencing a difficult period, in no way contributing to the establishment of geopolitical leadership in the region. The prolonged period of cheap oil contributed a lot to this, which fundamentally undermined the kingdom’s social and economic well-being, forcing the ruling family to adopt unconventional measures called Saudi perestroika. In April 2016 was presented the program "Vision-2030" ("Vision-2030"), declaring the fundamental socio-economic changes. At the same time, it was announced the creation of a special sovereign fund, whose assets will be formed through the privatization of the world's largest oil company, Aramco. But the successful implementation of this program in practice raises great doubts, both in the country and abroad.

Inside and outside the kingdom, social destabilization is planned, which the Al-Saud dynasty cannot yet level. And the challenges come from completely unexpected directions and from recent, it would seem, allies. The blow was the passage by Congress of the Law on Justice Against the Sponsors of Terrorism (it was allowed to file lawsuits against Saudi Arabia). Riyadh's reaction was predictably extremely negative: Riyadh threatened to sell US $ 750 billion worth of US assets. Especially when Tehran from Washington began to receive distinct signals to restore relations. Currently, Saudi Arabia remains in the status of a strategic partner of America, even weapons $ 110 billion agreement.

The rise of Iran

The sanctions regime for a long time hampered the development of Iran, but in January 2016, the most painful for the economy international and unilateral sanctions were lifted from it. Tehran has recovered from the International Interbank Information Transmission and Payment System, withdrew from the Western oil embargo, began to sign value and technological contracts with the United States and EU countries, with corporations such as Total, Airbus, Shell, Boeing and others. However, relations with the United States were strained and remained. Due to the suspicions that were not lifted at the end of 2016, the United States Congress extended the first 1996 sanctions for the first time in 10.

The election of Donald Trump created an extra reason for Iran to fear new turns and sharp turns in American foreign policy. And if the new US president with respect to Saudi Arabia has managed to declare that the Saudis, who have “nothing but money,” will be required to have the most active financial participation in US political projects in the region, then Iran does not need finances. Trump publicly disagreed with the “disgraceful nuclear deal for America” (the Joint Comprehensive Action Plan, the agreement on Tehran’s nuclear program of 14 July 2015 of the year). Recall that in accordance with US law, the State Department must every 90 days report to Congress about how Tehran observes the agreement concluded in the 2015 year. But by the next meeting it turned out that there was no complete information. But there was no information that Iran violated the terms of the deal. However, during his visit to Riyadh, the US president pointed to Tehran as “the greatest threat to peace”, and called for the creation of an anti-Iranian coalition. In fact, this is an attempt to achieve regional isolation of Iran.

However, the blockade of Qatar, accused of complicity and numerous ties with terrorist organizations, played into the hands of Iran.

But in the Middle East region as a whole, Iran’s policy can be called successful, especially in comparison with Saudi Arabia. Strengthening of positions in Syria, Iraq, Yemen, Afghanistan became a special success. Iran pursues a successful policy of rapprochement with traditional partners. For example, the vector of the policy of the largest Arab republic of Egypt, which was disillusioned with Iran’s geopolitical opponents, began to be directed towards him.

Egypt: trade in sovereignty

Already in 2014, the elected Egyptian president, Fattah al-Sisi, announced that Egypt would pursue an independent foreign policy, "as Egypt sees it." Sisi tried to adopt a more balanced foreign policy, without breaking off relations with the United States, to improve relations with Russia, France and the Arab countries of the Persian Gulf. Primarily with regional partners.

Egypt was optimistic about even more successful development of relations with the Arab monarchies of the Gulf. And the bases were: mutual visits at the highest level with Saudi Arabia, billion loan agreements and oil contracts. But as the development of the situation showed, more unilateral concessions were required from Egypt, and not always beneficial for him both in foreign policy and in domestic politics. Cairo made significant concessions, including territorial ones: Egypt ceded sovereignty over two islands in the Red Sea. However, civil society responded to this step by activating protest movements, and social discontent was fraught with a new revolution.

Egypt entered into an 23 billion-dollar contract for the supply of oil and oil products with the Arabian Kingdom, but as it turned out, it was again necessary to sacrifice its sovereignty. The Saudis demanded that the republic join the “pan-Arab initiatives” on Syria. Egypt’s response was clearly illustrated during a vote in the UN Security Council in early October 2016 for the Russian draft Syrian resolution (the withdrawal of militants from Aleppo).

Friendship on the money did not work: followed first, the suspension, and then the "freezing" of the supply of oil and refined products from Saudi Arabia to Egypt. The kingdom was not pleased with the result: Cairo, in search of new fuel suppliers to its market, turned its attention to the enemy of Saudis - Iran.

Gradually, Egypt is returning to a multi-vector foreign policy course based on trusted partners. This includes Russia. So, in October 2016, the two countries held an unprecedented military exercise "Defenders of Friendship-2016". In addition, between Russia and Egypt was concluded the largest for the entire modern history bilateral economic ties agreement on the construction of four nuclear power units with a total capacity of 4800 MW. However, without problems, this relationship does not develop. Partial implementation of signed agreements is delayed until the end of 2017. The final contract for the construction of Rosatom first Egyptian nuclear power plant in Al-Dabaa has not yet been signed. The flight between the two countries, interrupted in the autumn of 2015, has not yet resumed. Both sides take a very careful diplomatic approach. Egypt is not in a hurry to enter into a close format of military-political relations with Russia. The Egyptian leadership decisively dissociated itself from the possibility of providing its territory under the counter-terrorist base of the Russian Aerospace Forces.

With the United States during the presidency of Barack Obama, Egypt evolved uneasy relationship. The improvement in US relations with Egypt under Trump began in February 2017, when a promise was made to resume multinational exercises, held every two years jointly by the United States and Egypt. The leaders agreed to hold a regional conference on the Israeli-Palestinian conflict, the parties engaged in a regular dialogue on defense and intelligence issues. In the future - an increase in economic assistance to Egypt from the United States, including through the IMF.

To be continued ...
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. NIKNN
    NIKNN 21 October 2017 13: 00 New
    +4
    He is going to "purposefully uphold the peace process in the Middle East and the creation of a fully sovereignty Palestinian state within the borders of 1967 with the capital in East Jerusalem"
    Here the field for speculation is unmeasured, but I would like to hope that with a prize in the region, another significant participant will lead to stabilization in the region. For the fragmentation and fomentation of the region by the forces of the USA and Israel will be damped ...
  2. Ashkelon777
    Ashkelon777 21 October 2017 14: 44 New
    +5
    At the root of all conflicts in the BV is the clan and sectarian war of the Arabs.
    Except Egypt, there is not a single state, everything else is tribal relations held together by business interests
    1. mirag2
      mirag2 22 October 2017 06: 06 New
      +1
      No, it’s not true. By and large, the BV, before Israel was created, was generally the backyard of the world, inhabited by illiterates. But after Israel, exacerbations went one after another. Until now, something similar was only during the Crusades.
    2. LAWNER
      LAWNER 22 October 2017 13: 08 New
      0
      Humorist)))
      Iran began to bury its Kings another 2700 BC. They are practically the same age as the Egyptian state. Moreover, for a long time they owned Egypt from which someone left on a long camping trip.
      It's about the state .... And when your 12 clans first king appeared, do not remember?
      1. Arkady Gaidar
        Arkady Gaidar 24 October 2017 19: 00 New
        0
        Pokrovokator! And what does it have to do when the Jews appeared their king? It is about the current state of affairs and nothing more. Ashkelon is right, in BV all the dynasties in power are connected by family ties and a common business.
        At the expense of tribal relations, I think he goes too far. Although the traditions of kinship and origin have always been strong in the East.
        And according to the article, we can say that everyone in this "bazaar" declares its prices and its goods. Everyone wants benefits, but not everyone succeeds. That's the whole result of this review.
  3. Aspid 57
    Aspid 57 22 October 2017 12: 19 New
    +2
    Jews just returned home! Arabs did not like it! Have to be patient! )))) And there are no boundaries for 67 years in nature! There are ceasefire lines of 1948. That line with which Jordan and Syria began aggression against Israel in 1967! After that, the Jews managed to free most of their ancestral lands and, most importantly, Jerusalem! As for the Israeli attack on Egypt in the 67th year, Nasser was so fucked up to block approaches to Eilat, blocking access to the Indian and Pacific Oceans! According to all international laws, this is an act of aggression! And to concentrate troops in the Sinai promising to throw the Jews into the sea! For that fought for it and ran!
    1. Pissarro
      Pissarro 25 October 2017 19: 16 New
      0
      Israel will not have to endure Arabs. Israel can wage at least 50 victorious wars, it will still remain in a hostile environment. Arabs will just have one victorious war and Israel will not. The time frame is unlimited.
    2. long in stock.
      long in stock. 25 October 2017 19: 19 New
      0
      excellent. then how to classify the participation of Israel in the operation of the musketeer about which you so modestly kept silent?

Военное обозрение

Ближний Восток сегодня: итоги конфликтов (часть первая)

8
«... И стоит им только зажечь огонь для войны, Аллах гасит его. Они усердствуют на земле, чтобы [творить] нечестие, но Аллах не любит нечестивцев!»
(Сура «Трапеза», 5:64)



Несколько лет тому назад мне вместе с Оксаной Всеволодовной Милаевой и Геннадием Иванович Глебовым довелось работать над учебником по политологии для студентов нашей специальности ПР и реклама. С тех пор мы постоянно работаем в творческом сотрудничестве, хотя лично меня больше привлекают замки и доспехи, а Оксану Всеволодовну - Египет и его пирамиды. Но, копаясь в древностях, волей или неволей приходится изучать и современность. Ведь и древность-то нас интересует прежде всего, чтобы понять кто мы, куда и зачем идем, а главное – почему? Так что данная работа - один из результатов этого творческого сотрудничества.
В. Шпаковский


Актуальность ближневосточной политики для России связана, прежде всего, с нефтяными интересами и не всегда простыми взаимоотношениями с ОПЕК с одной стороны. С другой стороны, с попыткой актуализировать влиятельную внешнеполитическую повестку на Ближнем Востоке, практически отсутствовавшую 20 лет.


Иерусалим: храм Гроба Господня (вдали). Прислал наш читатель «Вояка», за что ему большое спасибо.

В 2000-х годах в ближневосточном регионе вновь продолжилась дестабилизация после свержения Саддама Хусейна в 2003 году. В тот момент президент Джордж Буш-младший развернул борьбу со странами, составляющими, по его мнению, «ось зла», протянувшуюся от Тегерана, через Дамаск к ливанской Хезбалле и палестинскому ХАМАСу. Борьба не только не принесла ему ожидаемых результатов, но и парадоксальным образом привела к усилению позиций Ирана, который получил огромные рычаги влияния на охваченный мятежами постсаддамовский Ирак.

Ситуация усугубилась «арабской весной» 2011 года, которая ввергла Ближний Восток в хаос. Постепенной7 выходя различными путями из политического коллапса, в настоящий момент ключевые страны региона в целом демонстрируют в той или иной степени внутреннюю устойчивость, сохраняют потенциал реагирования на внешние вызовы. Системных изменений 2016-17 годы не принесли: мощных социальных взрывов, революций, смены режимов, других системных изменений на ближневосточном политическом ландшафте не отмечено. Особый фактор влияния неформальных международных акторов и множество линий раскола региона секторального характера между суннитским и шиитским полюсами силы не переросли в региональные войны.

В регион пришел новый игрок, которого долго не принимали всерьез из-за удаленности - пришел Китай. При этом Китай не только резко увеличил покупку нефти у стран Персидского залива, но озвучил свою политическую программу на Ближнем Востоке по одному из самых проблемных вопросов. Он собирается «целенаправленно отстаивать мирный процесс на Среднем Востоке и создание обладающего полным суверенитетом палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме». И если Лигу Арабских государств такая позиция Китая вполне устраивает, то вот Израиль получил сильного соперника. Впрочем, в этом отношении – неприятии нового участника игры – Израиль впервые оказался солидарен с давним врагом – Ираном. Поскольку КНР фактически выступала на стороне Саудовской Аравии по поводу гражданской войны в Йемене и поддерживала суннитов, что идет вразрез с интересами Тегерана.

Основная проблема региона так и не решена. В пространстве от средиземноморского побережья Северной Африки до границ Афганистана и Пакистана остается фундаментальный дефицит состоявшихся государств на политической карте Большого Ближнего Востока. Для международного сообщества и пограничных территорий это чревато дальнейшим нарастанием угрозы: слабая государственность порождает производную - трансграничную угрозу терроризма. Основная угроза региона в лице террористической организации ДАИШ («Исламское государство», ИГ, ИГИЛ – террористическая организация, запрещенная в РФ) не процветала, но и не была разгромлена объединёнными усилиями стран. Напротив, под занавес 2016 года джихадистский «халифат» предпринял ряд успешных вылазок на иракском и сирийском контртеррористических фронтах. При этом благодаря современной и успешной пропаганде эта организация привлекает не только сторонников радикального ислама, но и получила поток экстремистов со всего мира. Так, к началу 2017 года в их рядах насчитывалось более 30 тыс. наемников. Что же касается отдельных стран региона, то к их отношениям обратимся ниже.

Ключевые центры - Иран и Саудовская Аравия: Proxy War

Отношения этих двух стран характеризовались в 2016 году двусторонней конфронтацией по принципу Proxy War, опосредованной войны. Ситуация подогревалась соперничеством Тегерана и Эр-Рияда в Сирии, Ираке, Йемене, Ливане.

Власти суннитской Саудовской Аравии, крупнейшей арабской монархии, после двухлетних колебаний казнили известного шиитского богослова Нимра ан-Нимра, после чего толпа в Тегеране и Мешхеде разгромила соответственно посольство и консульство Королевства в Исламской Республике. Ответом саудовской стороны стал отзыв своего посла из Ирана, и, исходя из норм правовой логики международных отношений, которые в отношении дипломатической неприкосновенности не приемлют категорий «гнев толпы», разрыв дипломатических отношений. В этой ситуации две страны пребывают до сих пор. Хотя к концу 2016 года между ними наметилась определённая оттепель, но в 2017 году Саудовская Аравия отвергла заявления Ирана о возможности улучшения отношений после завершения хаджа - ежегодного паломничества к расположенным в Саудовской Аравии святыням ислама. Осенью 2016 удалось выйти на политический консенсус в Ливане, где президентом был избран проиранский государственный деятель Мишель Аун, а премьер-министром — выдвиженец саудовцев Саад Харири. Затем Иран и Саудовская Аравия, при посредничестве России, смогли согласовать казавшиеся недостижимыми договорённости в рамках нефтяной сделки ОПЕК и не входящих в картель государств.

Прямая конфронтация центров силы на Ближнем востоке не привела к вооруженному столкновению, как не стало основой открытого конфликта противостояния суннитского и шиитского полюсов. Однако опасный фактор дестабилизации присутствует. И это проявилось во внутреннем конфликте в Йемене. В ходе гражданской войны в Йемене Иран поддерживал повстанцев-хуситов (шиитские повстанцы), а Саудовская Аравия, возглавлявшая коалицию стран Персидского залива, вела против них активные военные действия. В Сирии и Ираке у Тегерана и Эр-Рияда также множество причин продолжить фронтальное геополитическое противостояние, за которым закрепилось название «proxy war» («опосредованная война»).

Королевство на пороге перестройки

Фактически Саудовская Аравия в настоящий момент переживает сложный период, никак не способствующий установлению геополитического лидерства в регионе. Немало тому способствовал затянувшийся период дешёвой нефти, что основательно подорвало социально-экономическое благополучие королевства, заставив правящую семью идти на нетрадиционные меры, называемые саудовской перестройкой. В апреле 2016 годы была презентована программа «Vision-2030» («Видение-2030»), декларирующая фундаментальные социально-экономические изменения. При этом было объявлено о создании специального суверенного фонда, активы которого будут формироваться за счет приватизации крупнейшей в мире нефтяной компании «Арамко». Но успешная реализация этой программы на практике вызывает большие сомнения, как в стране, так и за рубежом.

Внутри и вне королевства намечается социальная дестабилизация, которую выровнять династия Аль-Сауд пока не может. Причем вызовы приходят с совершенно неожиданных направлений и от недавних, казалось бы, союзников. Ударом стало принятие Конгрессом США закона «Правосудие против спонсоров терроризма» (разрешалось подавать иски против Саудовской Аравии). Реакция Эр-Рияда была предсказуемо крайне негативной: Эр-Рияд пригрозил распродажей американских активов на сумму 750 миллиардов долларов. Тем более, когда Тегерану из Вашингтона стали поступать отчётливые сигналы к восстановлению отношений. В настоящий момент Саудовская Аравия остается в статусе стратегического партнера Америки, даже имеется оружейное соглашение на 110 миллиардов долларов.

Подъем Ирана

Санкционный режим длительное время тормозил развитие Ирана, но в январе 2016 года с него были сняты наиболее болезненные для экономики международные и односторонние санкции. Тегеран восстановился в Международной межбанковской системе передачи информации и совершения платежей, вышел из нефтяного западного эмбарго, стал подписывать значимые по стоимости и технологическому наполнению контракты с США и странами ЕС, с такими корпорациями, как Total, Airbus, Shell, Boeing и другими. Однако отношения с США как были напряженными, так и остались. Из-за не снятых подозрений в конце 2016 года Конгресс США продлил впервые введенные в 1996 году санкции на очередной 10-летний срок.

Избрание Дональда Трампы создало лишний повод для Ирана опасаться новых витков и резких поворотов в американской внешней политике. И если новый президент США в отношении Саудовской Аравии успел заявить, что от саудовцев, у которых «нет ничего, кроме денег», будет затребовано самое активное финансовое участие в политических проектах США в регионе, то от Ирана требуются не финансы. Трамп публично высказал несогласие с «позорной для Америки ядерной сделкой» (Совместный всеобъемлющий план действий, соглашение по ядерной программе Тегерана от14 июля 2015 года). Напомним, что в соответствии с американским законодательством, госдепартамент должен каждые 90 дней сообщать Конгрессу о том, как Тегеран соблюдает соглашение, заключенное в 2015 году. Но вот к очередному заседанию выяснилось, что полной информации нет. Но и информации о том, что Иран нарушает условия сделки, не было. Однако во время визита в Эр-Рияд президент США указал на Тегеран как на «величайшую угрозу миру», призвал создать антииранскую коалицию. Фактически – это попытка добиться региональной изоляции Ирана.

Однако на руку Ирану сыграла блокада Катара, обвиненного в пособничестве и многочисленных связях с террористическими организациями.

Но в ближневосточном регионе в целом политику Ирана можно назвать удачной, особенно в сравнении с Саудовской Аравией. Особым успехом стало укрепление позиций в Сирии, Ираке, Йемене, Афганистане. Иран проводит и успешную политику сближения с традиционными партнёрами. Например, в его сторону стал направляться вектор политики крупнейшей арабской республики – Египта, разочаровавшегося во взаимодействии с геополитическими противниками Ирана сторону.

Египет: торговля суверенитетом

Уже в 2014 году избранный египетский президент Фаттах ас-Сиси заявил, что Египет будет проводить независимую внешнюю политику, «так, как ее видит Египет». Сиси попытался принять более сбалансированную внешнюю политику, не разрывая отношения с США, наладить отношения с Россией, Францией и арабскими странами Персидского залива. В первую очередь с региональными партнерами.

Египет оптимистично ожидал еще более успешного развития отношений с арабскими монархиями Залива. И основания были: взаимные визиты на самом высоком уровне с Саудовской Аравией, миллиардные кредитные соглашения и нефтяные контракты. Но как показало развитие ситуации, от Египта требовалось больше односторонних уступок, причем не всегда для него выгодных как во внешнеполитическом, так и во внутриполитическом отношении. Каир шел на значительные уступки, в том числе и территориальные: Египет уступил суверенитет над двумя островами в Красном море. Однако гражданское общество ответило на этот шаг активизацией протестных движений, причем социальное недовольство было чревато новой революцией.

Египет заключил с аравийским Королевством 23-миллиардный контракт на поставку нефти и нефтепродуктов, но, как выяснилось, снова потребовалось поступиться своим суверенитетом. Саудовцы потребовали от республики подключения к «общеарабским инициативам» по Сирии. Ответ Египта был наглядно проиллюстрирован в ходе голосования в Совете Безопасности ООН в начале октября 2016 года за российский проект сирийской резолюции (вывод боевиков из Алеппо).

Дружбы на деньгах не получилось: последовала сначала приостановка, а затем и «замораживание» поставок нефти и продуктов её переработки из Саудовской Аравии в Египет. Результат королевство не порадовал: Каир в поисках новых поставщиков топлива на свой рынок обратил внимание на врага Саудитов – Иран.

Постепенно Египет возвращается к многовекторному внешнеполитическому курсу с опорой на проверенных партнёров. В том числе к ним относится и Россия. Так, в октябре 2016 года двумя странами проведены беспрецедентные военные учения «Защитники дружбы-2016». Кроме того, между Россией и Египтом было заключено крупнейшее за всю современную историю двусторонних экономических связей соглашение по постройке четырёх энергоблоков АЭС с суммарной мощностью 4800 МВт. Однако без проблем эти отношения не развиваются. Частично реализация подписанных соглашений откладывается до конца 2017 года. Финальный контракт по возведению «Росатомом» первой египетской АЭС в Эль-Дабаа до сих пор не подписан. Прерванное осенью 2015 года авиасообщение между двумя странами пока не возобновилось. И та, и другая стороны придерживаются весьма осторожного дипломатического подхода. Египет не торопится вступать в тесный формат военно-политических сношений с Россией. Египетское руководство решительно отмежевалось от возможности предоставления своей территории под контртеррористическое базирование Воздушно-космических сил (ВКС) РФ.

С соединенными Штатами на протяжении президентства Барака Обамы у Египта складывались непростые отношения. Улучшение отношений США с Египтом при Трампе началось с февраля 2017 года, когда поступило обещание возобновить многонациональные учения, раз в два года совместно проводимые Соединенными Штатами и Египтом. Лидеры стран договорились о проведении региональной конференции по израильско-палестинскому конфликту, стороны ведут регулярный диалог по вопросам обороны и разведки. В перспективе – увеличение экономической помощи Египту от США, в том числе, через МВФ.

Продолжение следует…
Автор:
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. NIKNN
    NIKNN 21 октября 2017 13:00
    +4
    Он собирается «целенаправленно отстаивать мирный процесс на Среднем Востоке и создание обладающего полным суверенитетом палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме»
    Тут поле для домыслов немеряное, однако хотелось бы надеятся, что с призодом в регион еще одного весомого участника приведет к стабилизации в регионе. Ибо раздергивание и разжигание региона силами США и Израиля будет демпфироваться ...
  2. Ashkelon777
    Ashkelon777 21 октября 2017 14:44
    +5
    В корне всех конфликтов на бв лежит межклановая и межконфессионная война арабов.
    Кроме Египта нет ни одного государства , все остальное это племенные отношения скрепленные бизнес интресами
    1. mirag2
      mirag2 22 октября 2017 06:06
      +1
      Нет.Не правда.По большому счету БВ до того,как создали Израиль-вообще был задворками мира,населенным неграмотными.А вот после Израиля там и пошли обострения одно за другим.До сего момента нечто похожее было только во времяяя крестовых походов.
    2. ПРАВОкатор
      ПРАВОкатор 22 октября 2017 13:08
      0
      Юморист)))
      Иран своих Царей начал хоронить еще 2700 до н.э.Практически они ровестники египетскому государству.Причём долгое время владели Египтом из которого кто-то ушёл долгим турпоходом.
      Это про государства....А когда у Ваших 12 кланов первый царь появился,не вспомните?
      1. Аркадий Гайдар
        Аркадий Гайдар 24 октября 2017 19:00
        0
        Правокатор! А при чём здесь, когда у евреев появился свой царь? Речь идёт о современном положении дел и только. Ашкелон прав, на БВ все династии стоящие у власти, связаны родственными узами и общим бизнесом.
        На счёт племенных отношений, думаю он перегибает. Хотя на Востоке всегда были сильны традиции родства и происхождения.
        А по статье, можно сказать, что каждый на этом "базаре", заявляет свои цены и свои товары. Все хотят выгод, но не у всех получается. Вот и весь итог данного обзора.
  3. Аспид 57
    Аспид 57 22 октября 2017 12:19
    +2
    Евреи просто вернулись домой! Арабам это не понравилось! Придётся потерпеть! )))) И никаких границ 67-но года в природе не существует! Есть линий перемирия 1948 года. Та линия с которой Иордания и Сирия начал агрессию против Израиля в 1967 году! После чего евреям удалось освободить большую часть своих исконных земель и самое главное - Иерусалим! Что касается израильской атаки на Египет в 67-Ом году, так нехрен Насера было перекрывать подходы к Эйлата , блокируя выходы к Индийскому и Тихому океанам! По всем международным законам это акт агрессии! И концентрировать войска на Синае обещая сбросить евреев в море! За что боролись, на то и напоролись!
    1. Писсаро
      Писсаро 25 октября 2017 19:16
      0
      Терпеть придется не арабам,а Израилю.Израиль может провести хоть 50 победоносных войн,он все равно останется во враждебном окружении.Арабам достаточно одной победоносной войны и Израиля не станет.Временные рамки неограничены.Кестоносцы там продержались 200 лет,посмотрим на сколько хватит Израиля
    2. давно в запасе.
      давно в запасе. 25 октября 2017 19:19
      0
      отлично.тогда как классифицировать участие Израиля в операции мушкетер о которой вы так скромно умолчали?