Четвертое поколение и другие подводные планы

Еще зимой стало известно, что в 2012 году Военно-Морской Флот России пополнится сразу тремя атомными подводными лодками. В боевой состав войдут первые отечественные серийные субмарины четвертого поколения: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» проекта 955 «Борей», а также «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». Судьба всех этих кораблей была непростой – «Юрий Долгорукий» и «Северодвинск» были заложены еще в девяностых, а обоим «Бореям», кроме того, еще пришлось ждать доводки своего основного вооружения. Но все лодки уже полностью готовы или завершают испытания. Уже в июле на заводе «Севмаш» (г. Северодвинск) состоится торжественная церемония принятия «Бореев» в строй.

проект 955 «Борей»



Приятно, что строительство лодок нового поколения наконец начинает набирать темп. Так, помимо двух РПКСН проекта 955, которые скоро отправятся служить, на стапелях уже находится третья под именем «Владимир Мономах», а завод «Севмаш» уже почти готов к началу строительства еще двух субмарин этого типа. Причем новые лодки, начиная с четвертой в серии, будут принадлежать к усовершенствованному проекту 955А. Примечателен тот факт, что контракта на постройку пятого и шестого «Борея» еще нет, а на «Севмаше» уже есть вся необходимая документация по обновленному проекту. Но к их производству кораблестроители пока только готовятся и сейчас рано говорить, где именно они будут служить. А вот насчет «Юрия Долгорукого» и «Александра Невского» уже есть подобная информация. Эти стратегические лодки будут базироваться на Камчатке, в Вилючинске. В прошлом году была завершена подготовка инфраструктуры для новых подводных кораблей Тихоокеанского флота. Последующие «Бореи» будут распределяться между Тихоокеанским и Северным флотами.

Головная подлодка проекта «Ясень» войдет в строй немного позже «Бореев». Состоится это осенью или даже в начале зимы. Фактически, задержка вызвана теми же причинами, по которым «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» примут в состав флота почти на год позже, чем планировалось. Дело в том, что вооружение «Северодвинска» и связанное с ним оборудование еще испытывается. Продлятся эти испытания до самой церемонии поднятия флага. Нареканий по ходу испытаний пока не было, но в таких работах лучше потратить немного больше времени на проверку, чем постоянно выявлять и устранять недостатки. Относительно флота, куда пойдет служить первый «Ясень», пока информации нет. Возможно, командование еще даже не решило этот вопрос. Вероятнее всего, это, как и в случае с «Бореями», будет Тихоокеанский флот. Похожим образом будут распределять и следующие за «Северодвинском» семь лодок проекта 885.

проект 885 «Ясень»


Помимо атомных подлодок в нашей стране сейчас строится несколько дизель-электрических проекта 636.3 «Варшавянка». Шесть таких многоцелевых субмарин пополнят Черноморский флот. 636-й проект ДЭПЛ считается одним из лучших в мире, но очень часто его обвиняют в недостаточных характеристиках энергетической установки. Главный предмет критики – ее значительная по сегодняшним меркам зависимость от забортного воздуха. Это ощутимо снижает возможности лодки в подводном положении и даже может пагубно сказаться на судьбе субмарины. Поэтому проект ДЭПЛ, который придет на смену «Варшавянкам» версии 636.3, должен будет иметь воздухонезависимую энергетическую установку. Первоначально заменой проектов 877 «Палтус» и 636 «Варшавянка» должен был стать проект 677 «Лада», однако головная лодка последнего («Санкт-Петербург») в ходе испытаний так и не смогла достичь заявленных характеристик, и командование ВМФ России приняло решение отказаться от строительства «Лад» в нынешнем виде. От ЦКБ «Рубин» потребовали доработать проект и в первую очередь его энергетическую установку. До недавнего времени было известно только о подобных планах в целом, а теперь добавились некоторые подробности. Появлялись слухи, что анаэробная энергетическая установка будет установлена на опытную лодку «Санкт-Петербург», но подтверждения они не получили. Главком ВМФ адмирал В. Высоцкий недавно заявил, что испытания воздухонезависимых ДЭПЛ можно будет начать в 2014 году. Кроме того, из его слов следует, что «Санкт-Петербург» не будет оснащаться такой энергетической установкой, вместо него ее получат следующие лодки доработанного проекта 677. Генеральный директор ЦКБ «Рубин» подтверждает слова главкома и добавляет, что работы по воздухонезависимым энергоустановкам для подлодок не только идут, но и уже дошли до стадии строительства стендового образца. Также он обмолвился, что отечественная воздухонезависимая энергетическая установка, в отличие от зарубежных, необходимые газы будет вырабатывать самостоятельно, а не потреблять их из специального запаса. К сожалению, это новая для нашей страны технология и поэтому ее доводка может потребовать значительного времени. Тем не менее, игра явно стоит свеч – воздухонезависимая подводная лодка в тактическом плане гораздо лучше той, которой нужно регулярно всплывать на поверхность.

проект 677 «Лада»


Отдельно стоит сказать о планах командования насчет лодки К-139 «Белгород» проекта 949АМ «Антей». Этот атомоход имеет очень сложную биографию: строительство шло с трудом, а в 1994 году его вообще приостановили. В двухтысячных, когда постройку возобновили, дело шло не лучше. Субмарину то вновь собирались достраивать, то сомневались в необходимости этого, а то и вовсе предлагали порезать построенное. Наконец, недавно стало известно, что «Белгород» все-таки будет достроен. Но не в качестве многоцелевой ПЛА, а как специальная подлодка, предназначенная для испытания различных систем. Вероятно, последние два года, когда информация о планах командования на К-139 была крайне скудной, конструкторы-кораблестроители занимались доработкой исходного проекта 949А для тех самых специальных целей. Кроме «Белгорода» под завесой секретности придется работать еще одной подлодке, на этот раз дизель-электрической. Б-90 «Саров» является единственным представителем проекта 20120 и тоже предназначена для испытаний новых систем. Об этой лодке имеется крайне мало информации. Порой дело доходит до слухов и легенд. К примеру, часто упоминается, что «Саров» имеет цельнотитановый корпус и даже может при надобности оснащаться специальным малогабаритным ядерным реактором, который способен заменить имеющуюся дизель-электрическую энергетическую установку.

Четвертое поколение и другие подводные планы
проект 949АМ «Антей»


Как уже говорилось, новые атомные лодки будут поступать на Северный и Тихоокеанские флоты. Согласно текущей программе развития российского ВМФ, именно они должны иметь в своем составе атомоходы. Другим флотам, как считает командование, будет достаточно и дизель-электрических лодок. Но даже в такой простой концепции переоснащения есть тонкие места. Не так давно было объявлено, что на Черноморском флоте будет воссоздана бригада ДЭПЛ. В нее войдут «Варшавянки» 636-го проекта. А вот подводные перспективы Балтийского флота оказались в подвешенном состоянии. Изначально планировалось отправить на Балтику лодки проекта 677, но неудачи «Санкт-Петербурга» вынудили, как минимум, отложить их постройку и закупку. Головная лодка проекта 677 на вооружение принята не будет, это уже известно, а строительство второй («Кронштадт») заморожено. В итоге флотское начальство оказалось перед непростым выбором. С одной стороны, Балтфлот нуждается в обновлении материальной части, а с другой – строительство новых лодок дело небыстрое и недешевое. Таким образом, выбирать приходится из уже строящихся «Варшавянок» и из только-только создаваемых «Лад» с воздухонезависимой энергоустановкой. Непростой выбор. И хотелось бы, чтобы он был самым сложным во всем обновлении отечественного подводного флота.
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти