Ядерная торпеда Т-5

Освоив ядерные технологии, советские ученые и военные стали искать новые способы применения существующего и перспективного сверхмощного оружия. Рассматривалась возможность использования ядерных зарядов вместе с различными носителями. Вскоре появилось предложение о создании специальной торпеды, оснащенной специальным зарядным отделением и способной самостоятельно поражать целые корабельные соединения противника. Первый отечественный проект подобного оружия, доведенный до испытаний и эксплуатации, получил обозначение Т-5.

С конца сороковых годов советское командование рассматривало возможность создания специальных торпед, оснащенных ядерными боезарядами. Такое оружие могло бы использоваться подлодками для одновременного поражения нескольких кораблей одного ордера либо для атаки крупных береговых объектов. Предлагались и прорабатывались самые разные варианты подобных торпед, отличавшиеся друг от друга габаритами и мощностью заряда.

Ядерная торпеда Т-5



В 1952 году появилось предложение о строительстве сверхтяжелой торпеды калибром 1550 мм, способной нести боевую часть массой до 4 т с соответствующим могуществом. Общая длина такого изделия составляла 24 м, масса – 40 т. Однако достаточно быстро было установлено, что на существующих и перспективных подлодках удастся разместить лишь одну такую торпеду. Подобные ограничения не устроили командование флота, и потому от столь смелых проектов отказались. Куда больший интерес для подлодок представляло оружие стандартных габаритов.

Вследствие этого осенью 1953 года стартовала разработка новой ядерной торпеды, по своим размерам не отличающейся от серийных изделий. Проектирование такого оружия осуществлялось силами нескольких организаций. Головным разработчиком, отвечавшим за создание самой торпеды и общую координацию работ, стал НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»), главным конструктором назначили А.М. Борушко. Задача создания специального боевого оснащения была возложена на сотрудников КБ-11 министерства среднего машиностроения во главе с Ю.Б. Харитоном. На правах поставщиков тех или иных агрегатов к проекту привлекались некоторые другие организации.

Проект перспективной торпеды с ядерным боезарядом получил рабочее обозначение Т-5 (также встречается иное написание – Т-V). Кроме того, в соответствии с существовавшей номенклатурой минно-торпедного вооружения изделие обозначалось как 53-58. Специальное боевое оснащение для торпеды, разрабатывавшееся в рамках отдельного проекта, имело собственное название – РДС-9.

В соответствии с поставленными задачами, результатом проекта Т-5 / 53-58 должно было стать появление тепловой прямоидущей торпеды, отличающейся большой дальностью хода и отсутствием пузырькового следа. При этом она должна была нести плутониевый заряд достаточной мощности, способный поразить сразу несколько кораблей противника в радиусе сотен метров.

Для упрощения проектирования и последующего производства было решено строить торпеду Т-5 на основе существующего изделия 53-57. Последнее имело достаточные характеристики, и потому вполне могло стать носителем ядерного заряда. С точки зрения основных особенностей конструкции новая торпеда 53-58 должна была почти полностью повторять исходное изделие. Фактически два образца отличались комплектацией зарядного отделения, длиной, массой и некоторыми ходовыми характеристиками.

У базовой неядерной торпеды с некоторыми изменениями заимствовали корпус, основывавшийся на традиционных наработках. Использовался цилиндрический корпус большого удлинения, имевший скругленный головной и конический хвостовой обтекатели. На хвостовом обтекателе помещались Х-образные плоскости небольшого размаха. Непосредственно за стабилизатором помещались гребные винты, за ними – рули.

Компоновка ядерной торпеды Т-5, в целом, соответствовала предыдущему проекту. Внутри корпуса последовательно помещались головная часть и зарядное отделение, резервуарное отделение, а также кормовая и хвостовая часть. Расположение всех агрегатов оставалось прежним.

Для торпеды 53-58 было решено создать новый двигатель с требуемыми характеристиками. От теплового турбинного мотора, использовавшегося на 53-57, по ряду причин отказались. В центральном отсеке корпуса помещались резервуары для хранения кислорода и спиртоводяной смеси. Компоненты топлива подавались в парогазовый поршневой двигатель мощностью 460 л.с. Крутящий момент двигателя через редуктор выдавался на два соосных гребных винта.

Ядерная торпеда оснащалась инерциальной системой управления, основывавшейся на существующих агрегатах. При помощи нескольких гироскопов автоматика могла отслеживать положение торпеды в пространстве и выдавать команды на рули. Это позволяло выдерживать заранее заданный курс, однако возможность выполнения маневров и наведения на цель отсутствовали. Ввод данных для стрельбы осуществлялся механически – через систему шпинделей, выведенных на внешнюю поверхность корпуса.

Специально для перспективной торпеды сотрудниками КБ-11 была разработана малогабаритная ядерная боевая часть типа РДС-9. Основной заряд этого изделия был выполнен из плутония (239Pu) и дополнен инициирующим зарядом фугасного взрывчатого вещества. Номинальная мощность изделия РДС-9 составляла 3 кт. Характерной особенностью этого боезаряда, в некоторой мере повлиявшей на сложность разработки проекта, являлись его малые габариты. Имея достаточную мощность, заряд должен был умещаться в ограниченное по размерам зарядное отделение торпеды.

Для управления специальным зарядным отделением торпеда Т-5 получила неконтактный взрыватель. Он должен был самостоятельно взводиться на безопасном расстоянии от подлодки-носителя, а затем срабатывать в заданной точке. Прямое попадание в корабль-цель не предусматривалось. Главной задачей торпеды являлась доставка изделия РДС-9 к корабельному соединению противника, после чего ядерный взрыв мог одновременно уничтожить или повредить сразу несколько целей.

В связи с применением специального боевого оснащения торпеда 53-58 оказалась немного крупнее и тяжелее базового оружия. При стандартном калибре 533 мм она имела длину 7,92 м и весила 2,2 т. Торпеда могла выдерживать глубину в пределах от 12 до 35 м и двигаться со скоростью до 40 узлов. Дальность хода на такой скорости достигала 10 км. По своим габаритам торпеда Т-5 не отличалась от существующего серийного оружия, и потому могла использоваться различными подлодками, оснащенными требуемой аппаратурой управления.

Испытания нового оружия стартовали с проверок ядерного зарядного отделения. Первый пробный подрыв изделия РДС-9 состоялся 19 октября 1954 года на Семипалатинском полигоне. Заряд поместили на вышку опытного поля. По команде испытателей произошла детонация инициирующего заряда, вследствие которой появилось небольшое тонкое грибовидное облако. Как оказалось, впервые в отечественной практике подрыв инициирующего заряда не смог запустить цепную реакцию. Плутониевое ядро боевой части было частично разрушено, а его осколки разбросало по опытному полю.

Программа испытаний была приостановлена на несколько месяцев в связи с необходимостью доработки заряда. Были созданы три варианта обновленной конструкции, которые теперь следовало испытать и сравнить. Новая попытка подрыва состоялась 29 июля 1955 года. Заряд на невысокой платформе сработал штатно и показал мощность на уровне 1,3 кт. Аналогичный подрыв 2 августа так же был успешным; ученые зафиксировали мощность 12 кт. Через три дня РДС-9 показал мощность 1,2 кт.

В середине сентября того же года очередное опытное изделие РДС-9 доставили на полигон Новая Земля, где планировалось провести подводные испытания. 21 сентября заряд в составе торпеды Т-5 при помощи судна-носителя был доставлен в заданную точку и размещен на глубине 12 м. На расстоянии от 300 до 3000 м от заряда находились корабли, суда и подлодки, игравшие роль мишеней. На борту мишеней имелось значительное число различной аппаратуры, а также несколько десятков собак.

Мощность взрыва достигла 3,5 кт. Судно-носитель, находившееся непосредственно над зарядом, было полностью уничтожено. Мишени на дистанции до 500 м были выведены из строя и полностью либо частично затоплены. На больших расстояниях корабли и подлодки получили те или иные повреждения. По результатам этой проверки, можно было продолжать разработку торпеды и завершать интегрирование специального боезаряда в имеющуюся конструкцию. Кроме того, результаты этого испытания были учтены при создании новых боевых кораблей.

Параллельно с отработкой ядерного боезаряда шли испытания опытных торпед с инертными зарядными отделениями. Площадкой для этих проверок стала акватория Ладожского озера. В ходе испытаний были выявлены определенные проблемы с системами управления. Так, 4 выстрела опытной торпедой из 15 завершились преждевременным условным подрывом. Пройдя около половины дистанции, прототип делал т.н. торпедный мешок, резко увеличивая глубину хода. Вследствие этого гидростатический замыкатель давал команду на подрыв. Такие проблемы привели к необходимости совершенствования систем управления.

Также на практике было установлено, что новые торпеды отличаются определенной сложностью эксплуатации. В частности, ядерное зарядное отделение нуждалось в особых температурных условиях. Существующие торпедные аппараты не имели собственных средств обогрева, из-за чего проблему термостатирования пришлось решать на уровне конструкции торпеды.

Несмотря на все трудности, НИИ-400 и КБ-11 успешно завершили разработку нового оружия. К осени 1957 года изделие Т-5 / 53-58 удалось вывести на государственные испытания. Последние проверки ядерной торпеды начались с двух выстрелов торпедами, оснащенными инертным зарядным отделением. Далее последовал один выстрел торпедой с зарядом РДС-9 без плутония. Лишь после этого следовало проверить Т-5 в полной боевой комплектации.

Опытовым судном в ходе государственных испытаний стала дизель-электрическая подлодка С-144 проекта 613. 10 октября 1957 года экипаж С-144 произвел выстрел полноценной боевой торпедой. Пуск осуществлялся с перископной глубины по цели на дальности 10 км. Развив максимальную скорость, опытная торпеда преодолела заданное расстояние. Опустившись на глубину 35 м, торпеда подорвала боезаряд. От заданной точки торпеда отклонилась на 130 м, однако мощность взрыва на уровне 10 кт компенсировала такой промах.



По результатам государственных испытаний торпеда Т-5 / 53-58 была принята на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Серийный выпуск такого оружия был поручен заводу им. С.М. Кирова (г. Алма-Ата). Производство торпед продолжалось в течение нескольких лет, однако велось лишь небольшими партиями. Ввиду исключительной мощности и специфического предназначения торпед, флот не нуждался в больших их количествах. По имеющимся данным, специальные боеприпасы отправлялись в арсеналы Тихоокеанского и Северного флотов.

Согласно некоторым источникам, торпеды Т-5 присутствовали в боекомплекте разных подлодок, отправлявшихся на боевую службу. При этом, по понятным причинам, подводникам ни разу не пришлось применять это оружие против кораблей реального противника. Впрочем, учебные стрельбы такими торпедами тоже не были частым явлением – известно лишь одно мероприятие с полноценным применением специальных боевых частей.

В середине осени 1961 года в бухте губы Черная на Новой Земле прошли учения «Коралл», целью которых была проверка имеющихся ядерных торпед. 21 октября дизель-электрическая подлодка Б-130 (проект 641) выполнила два выстрела торпедами 53-58 без делящихся материалов в зарядном отделении. Через два дня подводники атаковали учебную цель при помощи торпеды Т-5 в полном оснащении. Взрыв мощностью 4,8 кт успешно поразил мишени. 26 октября выполнили еще один пристрелочный выстрел, а на следующий день состоялся последний подрыв боезаряда РДС-9 в составе изделия 53-58. Перед взрывом торпеда поднялась на поверхность воды, где ее заряд показал мощность порядка 16 кт.

Еще в 1957 году – до завершения испытаний торпеды Т-5 – появилось постановление Совета министров СССР, определявшее дальнейшее развитие специальных вооружений флота. В соответствии с этим документом следовало отказаться от существующих подходов к созданию ядерных торпед. Будущие изделия этого класса следовало изготавливать путем установки особого заряда на серийную торпеду. Работы по проекту автономных специальных боевых зарядных отделений (АСБЗО) завершились в середине шестидесятых годов.

Новые боевые отделения можно было устанавливать на существующие торпеды, и потому флот более не нуждался в особых специализированных носителях ядерного заряда по типу Т-5. В дальнейшем усиление боекомплекта подлодок осуществлялось только за счет изделий АСБЗО стандартной мощностью 20 кт. Однако появление удачной альтернативы не привело к моментальному отказу от специальных торпед. Изделия 53-58 оставались на вооружении в течение некоторого времени. По разным данным, такие торпеды оставались на складах вплоть до восьмидесятых годов прошлого века.

Развитие ядерных технологий позволило сократить размеры боезаряда, обеспечив его установку на торпеды стандартных габаритов. Первым реальным результатом этого стало появление специальной торпеды Т-5 / Т-V / 53-58. Этот проект привел к пополнению арсеналов подводного флота и заметному росту его боевого потенциала. Кроме того, он показал принципиальную возможность создания и эксплуатации ядерных торпед. Дальнейшее развитие этой тематики привело к появлению боезарядов АСБЗО. Они отличались более высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками, благодаря которым смогли со временем заменить имеющиеся торпеды Т-5.


По материалам:
http://dogswar.ru/
http://deepstorm.ru/
https://vpk.name/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-483.html
Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Dogswar.ru, Militaryrussia.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 18

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. andrewkor 12 октября 2017 05:59
    Спасибо автору за исчерпывающую информацию. Жду такую же по более современной торпеде 65-73.
    1. 2534М 18 октября 2017 20:16
      Цитата: andrewkor
      за исчерпывающую информацию

      это не "инофрмация" а БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ

      Цитата: andrewkor
      Жду такую же по более современной торпеде 65-73.


      я тоже :)
      думаю поржать будет над чем :))))))))))))))
  2. амурец 12 октября 2017 07:25
    В середине сентября того же года очередное опытное изделие РДС-9 доставили на полигон Новая Земля, где планировалось провести подводные испытания. 21 сентября заряд в составе торпеды Т-5 при помощи судна-носителя был доставлен в заданную точку и размещен на глубине 12 м. На расстоянии от 300 до 3000 м от заряда находились корабли, суда и подлодки, игравшие роль мишеней. На борту мишеней имелось значительное число различной аппаратуры, а также несколько десятков собак.
    Это было первое испытание ядерного заряда на новом полигоне Новая Земля. 21 сентября 1955г в СССР, заявил о себе морской ядерный полигон.
  3. Дальность хода чуть больше пяти миль, мощность до 20 кт. Интересно, а какие повреждения у носителя, да и состояние экипажа при таком гидравлическом ударе вряд ли можно назвать комфортными. Вода - жидкость мало сжимаемая, да и закон Паскаля наука еще не отменила. Даже если за время хода торпеды до цели носитель и отскочит подальше (максимум на 3-4 мили) кровь из ушей акустика гарантирована
    1. spech 12 октября 2017 09:57
      кровь из ушей акустика гарантирована

      если только акустик неумный человек и ухом к корпусу прижмётся lol
      1. jjj 12 октября 2017 10:34
        Подрывы намного больших зарядов показали, что подводные лодки наименее уязвимы
        jjj
    2. opus 13 октября 2017 01:01
      Цитата: Рябцев Григорий Евгеньевич
      при таком гидравлическом ударе вряд ли можно назвать комфортными

      1. гидравлический удар- (гидроудар) — скачок давления в какой-либо системе, заполненной жидкостью, вызванный быстрым изменением скорости потока этой жидкости
      водопровод например (труба)
      океан таким назвать очень сложно, на расстоянии в 5 миль, тем паче
      система не "замкнута и не герметична"
      Подводная ударная волна- правильнее
      2. 30 кт на глубине 610 м (Операция «Wigwam»)

      3. пузырь и все остальное "уйдёт" в атмосферу (по пути наименьшего сопротивления) облако Вильсона и тд
      на дистанции 5 миль ( почти 9000 м) будет терпимо)


      Цитата: Рябцев Григорий Евгеньевич
      да и закон Паскаля наука еще не отменила

      Закон Паскаля — это основной закон гидростатики.
      к взрывам он имеет косвенное отношение.
      Зы. больше страдают надводные корабли (на дистанции в 500 м при 100кТ заряде, для 20 кТ все проще)
  4. кедр 12 октября 2017 09:46
    Обычная дизельная ПЛ с таким оружием в прибрежных водах вероятного противника становится фактором стратегического значения...
    1. 2534М 18 октября 2017 20:18
      будете смеяться, но расчетные боевые возможности ДЭПЛ с ЯБП были НИЖЕ чем у ДЭПЛ с самонаводящимися торпедами (типа 53-65К и САЭТ-60М)
  5. xomaNN 12 октября 2017 10:57
    Мне, выпускнику ПФ ЛКИ, очень интересен был материал о ядерном БЗО торпед. Мы , конечно, на факультете такие штуки не изучали. what
  6. SMP 12 октября 2017 11:44
    Мощность взрыва достигла 3,5 кт.


    Интересно можно ли подобную боеголовку установить на кавитационную торпеду Шквал?
    SMP
    1. ser6119 13 октября 2017 00:22
      Думаю можно, но как я читал в свое время про эти торпеды - у них малая эффективность против кораблей. Лучше их применять против портов противника!
    2. Авиатор_ 13 октября 2017 22:26
      Полагаю, именно с такой БЧ она и планируется к использованию, ибо, хоть и быстрая, но прямоидущая и очень шумная. Попасть в маневрирующую цель просто невозможно с неядерным снаряжением.
  7. garri-lin 12 октября 2017 20:30
    Интересна рпзница в мошности взрывов при испытаниях. Чем это обусловленно? Кто в курсе?
    1. Soho 13 октября 2017 09:30
      влияет степень синхронизации момента начала цепной реакции с процессом сжатия докритических частей урана (или плутония). поэтому мощность взрыва не стабильна.
  8. ser6119 13 октября 2017 00:34
    Меня одного смутил такой разброс в мощности подрыва атомной БЧ? Заряд на невысокой платформе сработал штатно и показал мощность на уровне 1,3 кт. Аналогичный подрыв 2 августа так же был успешным; ученые зафиксировали мощность 12 кт. Через три дня РДС-9 показал мощность 1,2 кт.
    1. Soho 13 октября 2017 09:26
      ser6119 Сегодня, 00:34 Новый
      Меня одного смутил такой разброс в мощности подрыва атомной БЧ?

      ЕМНИП сильно влияет на мощность взрыва степень и скорость сжатия массы делящегося вещества.
      Дело в том, что энергия, выделяющаяся в ходе цепной реакции, приводит к быстрому разогреву массы делящегося вещества и, как результат, к разлету этой массы. То бишь через некоторое время заряд теряет критичность и цепная реакция останавливается. Поскольку полная энергия взрыва зависит от количества ядер, успевших претерпеть деление за время, в течение которого заряд находился в сверхкритическом и критическом состоянии, для получения бОльшой мощности взрыва необходимо удерживать массу делящегося вещества в более чем критическом состоянии как можно дольше.
  9. mat-vey 13 октября 2017 11:38
    Ни кто не в курсе чем морской РДС-9 от артиллерийского РДС-41отличался*Вроде по габаритам требования схожие были?
  10. Технолог 17 октября 2017 13:00
    Цитата: SMP
    Мощность взрыва достигла 3,5 кт.


    Интересно можно ли подобную боеголовку установить на кавитационную торпеду Шквал?

    На сколько я знаю, "шквал" только с ней и используется.
  11. 2534М 18 октября 2017 20:15
    аффффтор, ты не вспотел ЧУШЬ ПОРОТЬ? Ей же больно!

    Для упрощения проектирования и последующего производства было решено строить торпеду Т-5 на основе существующего изделия 53-57. Последнее имело достаточные характеристики, и потому вполне могло стать носителем ядерного заряда. С точки зрения основных особенностей конструкции новая торпеда 53-58 должна была почти полностью повторять исходное изделие

    Для справки:
    53-57 это ПЕРЕКИСНОЕ изделие (на базе немецких разработок ВМВ)
    53-58 - КИСЛОРОДНАЯ торпеда

    из-за чего проблему термостатирования пришлось решать на уровне конструкции торпеды.

    афффтор, ты хоть сам понял какую ЧУШЬ написал?

    В дальнейшем усиление боекомплекта подлодок осуществлялось только за счет изделий АСБЗО стандартной мощностью 20 кт.

    ЧУШЬ

    и т.д. нет желания комментироваться далее весь этот "сок мозха" :)
    по реалиям -
    https://vpk-news.ru/articles/30562
Картина дня