Танки в Бойне Нивеля. Часть 1

В марте 1917 г. несколько французских танковых дивизионов, укомплектованных танками типа СА-1 Шнейдер, были готовы к бою.

В этот период организация французских танковых частей была следующая: 4 танка – батарея, 3 батареи - дивизион; 3 дивизиона танков Шнейдер или 4 дивизиона танков Сен-Шамон (как правило) вместе с взводом снабжения и ремонта объединялись в группу.

Командование союзников твердо надеялось в ходе предстоящей широкомасштабной операции прорвать германский фронт. 13 марта генерал Мишле писал: «Применение танков к северу от р. Эн позволит в первый же день наступления достигнуть самых отдаленных неприятельских позиций». Действительно, только танки и могли справиться с новыми оборонительными сооружениями, которые немцы только что закончили возводить на фронте Берье - роща Кландан – Гинокур (первая линия) и Амифонтен - Пруве - Пергиотель (тыловая линия), находившейся вне досягаемости огня французской полевой артиллерии.


Все 8 танковых дивизионов были приданы французской 5-й армии.
Главный удар должен был наносить 32-й корпус, наступавший между p.p. Мьет и Эн. Слева это наступление поддерживал 5-й корпус, а правый фланг ударного соединения обеспечивался р. Эн.

Танки в Бойне Нивеля. Часть 1

1. Танк СА-1 Шнейдер.

Большая часть танков - 5 дивизионов - под командованием майора Боссю находилась на направлении главного удара. Остальные 3 дивизиона под командованием майора Шабе были приданы 5-му корпусу, поддерживая его левофланговую 10-ю пехотную дивизию. Инструкция 5-й армии устанавливала, что «танки будут использованы для поддержки пехоты при атаке неприятельских позиций, не затронутых нашей артиллерийской подготовкой». Указание для танковых частей 5-го корпуса предписывало: «Группа танков, непосредственно предшествующая пехоте, наступает на позиции, занятые противником, проделывает проходы в проволочных заграждениях, берет под огонь обороняющихся и, сломив их сопротивление, прокладывает дорогу пехоте. Последняя… устремляется вперед и овладевает позицией. … обеспечивает дальнейшее продвижение танков, устраняя все лежащие на их пути препятствия».

Группа Боссю (2-й, 4-й, 5-й, 6-й, 9-й дивизионы и 1-й взвод снабжения и ремонта) и группа Шабе (3-й, 7-й, 8-й дивизионы и 3-й взвод снабжения и ремонта) к вечеру 13-го апреля прибыли на сборный пункт.

В соответствии с приказом командира 32-го корпуса 2-й, 5-й, 6-й и 9-й дивизионы должны были поддерживать наступление 69-й дивизии (левофланговой), а 4-й дивизион - наступление 42-й дивизии (правофланговой). Развернутые дивизионы должны были наступать по следующим маршрутам: 2-й (командир - капитан Пардон) и 6-й (командир - капитан Шануан) дивизионы - в полосе наступления 151-го пехотного полка на окоп «Нассау», а затем на фермы Альбо и Мулен; 5-й (командир - капитан Носеро) дивизион - в полосе 162-го пехотного полка - на окоп «Вюрцбург», железную дорогу и западную опушку рощи Пруве; 9-й (командир - капитан Губернар) дивизион - в полосе 267-го пехотного полка - на часть окопа «Вюрцбург», железную дорогу и южную опушку рощи Пруве; 4-й (командир - капитан де Форсанц) дивизион - в полосе 94-го пехотного полка - на часть окопа «Вюрцбург», парк и селение Гинонкур и рощу Эрбихе.

Группе Боссю были приданы 5 рот 154-го пехотного полка: две головному дивизиону (2-му), по полуроте каждому из правофланговых дивизионов (9-й и 4-й) и по одной роте каждому из остальных дивизионов (6-й и 5-й).

3 дивизиона группы Шабе должны были развернуться таким образом, чтобы атаковать окопы «Тюринген» и «Спир», а затем местность между Берье и Амифонтен. Для сопровождения танков были выделены 3 роты 76-го пехотного полка.

Вопросы оказания помощи застрявшим танкам, снабжения и связи были отлажены - роты выделили для каждого танка по 4 отборных бойца.

16 апреля началось наступление.

В 6 часов 30 минут колонна из 82 танков группы Боссю двинулась к исходной позиции - по шоссе из Понтавер на Колера. Танки попали под огонь германской артиллерии, стрелявшей по площадям - потерь в личном составе не было, но гусеницы нескольких танков были повреждены крупными осколками. В 8 часов голова колонны подошла к мосту через р. Мьет и к французским окопам - танкам пришлось простоять 45 минут в ожидании сооружения переходов через окопы. Пехота сопровождения, попав под заградительный огонь противника, бросилась в ходы сообщения и рассеялась по окопам

В дальнейшем танкисты также испытывали проблемы, переходя через разветвленную систему окопов. Так, при преодолении участка позиции, капитан Пардон развернул свой дивизион в боевой порядок – попав под град немецких снарядов. Пехотинцы, вместо того, чтобы помочь танкам перейти через препятствие, старались отойти от них подальше – чтобы избежать осколков германских снарядов. Экипажи были вынуждены выходить из машин и самим сооружать переходы.

В это время снаряд попадает в танк майор Боссю – командир группы убит, а экипаж выведен из строя.




2-4. Танк «Шнейдер» изнутри.

В полдень 5 танкам удалось преодолеть препятствия и достигнуть холма 78 - но тщетно они подавали сигналы, зовя на помощь свою пехоту. Пехотинцев было мало, и они не решились следовать за танками по простреливаемой местности.

К 13 часам к 5 прорвавшимся танкам присоединились еще 2 - и отряд начинает наступление на стык окопов «Нассау» и «Вюрцбург».

Но не успели они продвинуться на несколько сотен метров, как попали под огонь прямой наводкой - германских батарей из с. Жевенкур и рощи Клокдан. Два танка загорелись. Как раз на стыке двух окопов внезапно обнаружила себя еще одна 77-мм пушка, обслуживаемая тремя артиллеристами – она вывела из строя еще два танка. Оставшиеся три машины отошли за гребень 78.

Ободренные отходом танков, немцы начали контратаку в направлении на ферму Мошан - но были отбиты. Огонь германцев усилился: несколько танков получили повреждения, погиб капитан Пардон. Остаток танков 2-го дивизиона перешел под командование командира 6-го дивизиона капитана Шануана.

6-й дивизион следовал за 2-м на близком расстоянии, и без потерь дошел до второй германской позиции. В 11 часов он развернулся для боя и двинулся к окопу «Нассау». Германские самолеты, обнаружив дивизион, сообщили о нем артиллерии, и он был накрыт мощным огнем. В 14 часов 6 танков были подбиты (5 из них сгорели), по обоим берегам р. Мьет французская пехота продвинуться вперед не смогла.

В это время началось упомянутая выше контратака. 6-й дивизион поддержал огнем 2-й, и немцы были рассеяны. Но танки, оказавшись в одиночестве, отошли.

К 15 часам подошли части 151-го пехотного полка. Было решено провести совместную контратаку.

В 17 часов 20 минут танки двинулись в атаку, и гребень 78 был занят французской пехотой.

Активно действовал и 5-й дивизион. Но сразу же после перехода через р. Мьет дивизион попал под огонь неприятельской артиллерии - один танк был подожжен, и два офицера (в том числе капитан Носеро) ранены. Остальные танки под командованием капитана Дюбуа продолжили продвижение – преодолев окопы в 400 метрах к северу от фермы Мошан, они двумя группами наступают на окоп «Вюрцбург». В центре двигался командирский танк, а в 50 метрах справа и слева от него наступали 2 колонны из двух батарей каждая.

Подойдя на близкое расстояние к цели атаки, танки развернулись в боевой порядок и открыли огонь. Противник начал отходить, и танки продолжили наступление, преодолев окоп «Вюрцбург», и оставив по дороге 6 машин (остальные добрались южной опушки рощи Клокдан).

Пехота опять отстала. Танки останавливаются и подают ей сигналы - с 13 до 16 часов танки простояли на месте, время от времени повторяя условный сигнал. 3 машины были посланы на разведку: один к опушке рощи Клокдан, второй восточнее рощи, а третий в юго-восточном направлении - к железной дороге.

Первые два танка почти сразу же были уничтожены, а третий, миновав железную дорогу, продвинулся дальше, чем все остальные танки в этот день. Но на обратном пути он также был подбит германским снарядом.

В 16 часов 30 минут капитан Дюбуа получил сообщение, что из-за понесенных потерь пехота не может двигаться дальше. Дивизион готовился к отходу, когда у железной дороги появился контратакующий противник – но танки рассеяли его огнем.

Действия танков в этом бою показались французской пехоте настолько успешными, что даже ставился вопрос о том, чтобы оставить их на всю ночь (в качестве часовых) впереди захваченного неприятельского окопа - для прикрытия (!) пехоты. К счастью, танки получили приказ отойти на свою «выжидательную» позицию в рощу Бомаре.

Окончание следует
Автор:
Олейников Алексей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. амурец Офлайн
    амурец (николай) 19 октября 2017 07:05
    +10
    Автор. Спасибо за статью, но более всего мне понравились фото танка СА-1 Шнейдер внутри. Можно представить как они устроены внутри.
  2. svp67 Офлайн
    svp67 (Сергей) 19 октября 2017 07:34
    +5
    Английские танки той поры были медлительны, неповоротливы и очень плохи, но и они были лучше французских, которых было еще и мало и там где англичане брали массой, то французы ничего поделать не могли. Надо было дождаться появления танка Рено, что бы все изменилось на оборот...
    1. амурец Офлайн
      амурец (николай) 19 октября 2017 08:47
      +4
      Цитата: svp67
      Английские танки той поры были медлительны, неповоротливы и очень плохи, но и они были лучше французских,

      Английские танки-это всё-таки оригинальная конструкция, как и Рено, а Шнейдер и Сен-Шамон это переделки трактора Холт. https://www.litmir.me/bd/?b=558934
      https://www.litmir.me/bd/?b=558933
      Ссылка" Два тома С.Федосеев "Все танки Первой мировой войны."
      1. DimerVladimer Офлайн
        DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 19 октября 2017 10:44
        +2
        Цитата: амурец
        Шнейдер и Сен-Шамон это переделки трактора Холт.


        На танке КВ стояла архаичная трансмиссия от трактора Хольта.

        Анализ технических характеристик танков Т-34 и КВ, проведенный работниками абердинского испытательного полигона США:

        Трансмиссия
        Вне всякой критики — плохая. Произошел интересный случай. Работавший по ремонту трансмиссии танка КВ был поражен тем, что она очень похожа на те трансмиссии, с которыми он работал 12–15 лет тому назад. Была запрошена фирма. Фирма прислала чертежи своей трансмиссии типа А-23. К всеобщему удивлению, чертежи нашей трансмиссии оказались копией присланных. Поразило американцев не то, что мы скопировали их конструкцию, а то, что была скопирована конструкция, от которой они отказались 15–20 лет тому назад. На танке Т-34 трансмиссия также очень плохая. Во время эксплуатации на ней полностью выкрошились зубья (на всех шестернях).
        1. амурец Офлайн
          амурец (николай) 19 октября 2017 13:32
          +2
          Цитата: DimerVladimer
          На танке Т-34 трансмиссия также очень плохая. Во время эксплуатации на ней полностью выкрошились зубья (на всех шестернях).

          По Т-34 можно сказать ещё и то что металл и термообработка были низкого качества. И то что кадры имели низкую квалификацию и к чему это приводило. Об этом можно найти воспоминаниях профессора Емельянова,книга "С чего начиналось." Глава: "Там где изготавливают танки." – Давайте все-таки произведём полный химический и металлографический анализ поломанного зуба.
          Направляем его в лабораторию. Наутро сенсация.
          – Вы знаете, что оказалось? Сталь-то не хромоникельмолибденовая, не «ха-эн-четыре», а хромистая – «ше-ха-пятнадцать»!
          – Что-о?
          Это казалось невероятным!
          «Ше-ха-пятнадцать» – марка стали, из которой изготовлялись кольца для шариковых подшипников, она хорошо сопротивляется истиранию, но для шестерён совершенно не пригодна!
          Кто же направил эту сталь на штамповку шестеренных дисков? Вот такая детективная история.
          А по трансмисси КВ, полностью с вами согласен.
    2. 27091965i Офлайн
      27091965i (Игорь) 19 октября 2017 10:27
      +6
      Цитата: svp67
      но и они были лучше французских, которых было еще и мало и там где англичане брали массой, то французы ничего поделать не могли.


      Не всегда получалось массой взять. Думаю все зависело от противодействия, какое им оказывали.
  3. XII легион Офлайн
    XII легион (Цезарь) 19 октября 2017 07:38
    +19
    Действия танков в этом бою показались французской пехоте настолько успешными, что даже ставился вопрос о том, чтобы оставить их на всю ночь впереди захваченного неприятельского окопа - для прикрытия пехоты

    В условиях позиционной войны на новое оружие возлагались повышенные надежды, особенно когда на Западном фронте пехота постепенно отучилась действовать самостоятельно ("артиллерия разрушает, а пехота занимает").
    Кстати в составе французской 5-й армии кроме танковых дивизионов действовали и обе русские Особые бригады
    1. hohol95 Офлайн
      hohol95 (Алексей) 19 октября 2017 09:28
      +10
      Советские танки в Финскую были лучше французских, а вот пехота - ТАКОЙ ЖЕ...
      К 13 декабря части Красной Армии вышли к главной полосе обороны линии Маннергейма. Попытка прорвать ее с хода не удалась – из-за плохо поставленной разведки войска не имели представления о характере укреплений. Поэтому с 17 декабря начались атаки танков и пехоты при поддержке артиллерии, стрелявшей по площадям. Сценарий всех атак был примерно одинаков: как только финны открывали пулеметный и минометный огонь советская пехота, бросая танки, в панике бежала назад. Если же пехоте удавалось занять захваченный танками район, то с наступлением темноты она отступала обратно. Пехотные командиры имели настолько большую неуверенность в своих подчиненных, что пехотные задачи ставили танкистам и требовали их выполнения, угрожая расстрелом. Так, по донесениям командования 40-й танковой бригады, командир полка 24-й стрелковой дивизии приказал танкам нести службу ночного боевого охранения – «охранять пехоту, находясь у надолб противника, а если будете уходить, прикажу забросать вас гранатами». В полосе 138-й стрелковой дивизии в ночь на 23 декабря танки 35-й танковой бригады использовались для защиты штаба дивизии и штабов стрелковых полков от нападения мелких групп противника, поскольку стрелковые части в беспорядке оставили свои позиции. 19 декабря два батальона 20-й танковой бригады прошли две полосы заграждений, «оседлали» укрепленный узел и продвинулись на три километра вглубь, фактически прорвав главную полосу обороны финнов. Когда же танкисты потребовали от пехоты 138-й стрелковой дивизии броска вперед для занятия дотов, финны открыли минометный огонь, и пехота в панике отступила. Батальоны 20-й бригады до темноты вели бой в глубине финских позиций, а затем, потеряв 29 танков, отошли.
      Пехоту надо было обучать совместным действиям с новой техникой!!!
      У германцев в первую мировую была издана инструкция «Взаимодействие танков с пехотой», в которой между прочим отмечалось: «Пехота и танки продвигаются независимо друг от друга. При движении с танками пехота не должна подходить к ним ближе 200 шагов, так как по танкам будет открыт артиллерийский огонь». То есть, по сути, взаимодействие исключалось.
      1. XII легион Офлайн
        XII легион (Цезарь) 19 октября 2017 12:14
        +18
        Пехоту надо было обучать совместным действиям с новой техникой!!!

        Согласен, это главное
        Зрите в корень
        Может об этом еще будет в финальной части статьи
  4. parusnik Офлайн
    parusnik (Алексей Богомазов) 19 октября 2017 07:43
    +9
    Спасибо, фото очень интересные
  5. Ольгович Офлайн
    Ольгович (Андрей) 19 октября 2017 07:55
    +10
    Да уж, без пехоты танки бесполезны.....
    1. hohol95 Офлайн
      hohol95 (Алексей) 19 октября 2017 09:46
      +10
      Без обученной к совместным действия с танками ПЕХОТЫ...
      От простой пехоты танкам прока было мало.
  6. Curious Офлайн
    Curious (Victor) 19 октября 2017 09:26
    +8
    Наверное следовало бы указать, что описываемые в статье события - это вообще первое примение французских танков в бою, а сами события - это одно из самых кровопролитных сражений Первой мировой - "Наступление Нивеля" или "Мясорубка Нивеля". Потери в этой "мясорубке" были столь значительные (французы - до 180 000 убитыми и ранеными), что во французской армии начался мятеж и массовое дезертирство.
    Что же касается применения танков, то отсутствие опыта их примения привело к ряду ошибок и, в конечном итоге, к неудаче.
    Хотя местность выглядела в целом танкодоступной, но с учетом длившейся 15 суток артподготовки и расширения германцами траншей стала труднопроходимой. Совершенно не было отработано взаимодействие с пехотой. Передвижение танков до боя проходило по простреливаеой артиллерией местности и не скрывалось от противника.
    Так что первый блин оказался комом.
    1. hohol95 Офлайн
      hohol95 (Алексей) 19 октября 2017 09:44
      +3
      Тогда таких "блинчиков" много "пекли".
      И французы и англичане.
    2. hohol95 Офлайн
      hohol95 (Алексей) 19 октября 2017 14:31
      +5
      Английские стратеги до самого 1918 года лелеяли надежду о вводе кавалерийских дивизий в стратегические прорывы после прорыва танками германской обороны на всю глубину!
      И не разу этого им не удалось осуществить! Кавалерия или не вводилась в бой или несла большие потери от немецких групп пытавшихся заткнуть бреши в обороне!
      Осенью 1917 года в сражении у Камбрэ только оказались единственным родом войск, выполнившим все свои задачи.
      Для атаки кавалерийского корпуса также были сделаны приготовления: 32 танка-растаскивателя со специальными буксирами очистили от проволочных заграждений все три линии, а мостовые парки для кавалерии были подвезены к каналу на двух танках.
      Но кавалерия упустила драгоценное время – продвижение конного корпуса было остановлено огнем автоматического оружия подоспевших немецких резервов.
      8 августа 1918 года в сражение при Амьене всего двух с половиной рот немецких саперов оказалось достаточным для того, чтобы остановить продвижение 3-й кавалерийской дивизии, и они отступили только тогда, когда танки пошли в атаку и оттеснили их назад, к северу от Бофора. Сюда смогли добраться всего несколько кавалерийских подразделений, и здесь бой завершился. Вторая линия кавалерии в бой введена так и не была.
  7. нивасандер Офлайн
    нивасандер 19 октября 2017 11:56
    +3
    обращает на себя внимание четкое взаимодействие германских родов войск, отличная связь , высокая стойкость(расчет 77-мм понес потери ,но не бросил орудие и позицию) отличная работа артиллерийской разведки , наблюдателей и корректирвщиков., ну и глупость и некомпетентность французских енералов -- ни один из них не додумался задействовать хотя бы роту саперов , приказы отдавались только самые общие и были сформулированы очень непонятно.И лишь мужество и инициатива экипажей как-то еще нивелировали нивеля
    1. Curious Офлайн
      Curious (Victor) 19 октября 2017 13:16
      +9
      Наступление для немцев секретом не было. Они загодя готовились.
      Известен приказ от 11 апреля по одной из германской дивизии , который призывает солдат защищать свои позиции до конца: «Роковой момент приближается. Развитие неприятелем артиллерийского огня возвещает будущую атаку наших траншей. Храбрые рейнцы, ганноверцы и полки гвардии будут защищать свои позиции до конца. Я уверен, что ни один не сдастся в плен».
      Отсюда и итог.
  8. hohol95 Офлайн
    hohol95 (Алексей) 19 октября 2017 14:12
    +6

    Для интересующихся!
  9. ПоручикТетеринъ 23 октября 2017 15:25
    +12
    Интересная и очень информативная статья. Автору--моя искренняя благодарность за проделанный труд!
Картина дня