Институт атомного хода

6


В сентябре 1952 года Сталин подписал постановление Совмина СССР «О проектировании и строительстве объекта № 627». Согласно этому документу Министерству машиностроения и приборостроения предстояло до 15 октября организовать на базе СКБ-5 и других отделов НИИхиммаша Научно-исследовательский институт № 8. Он создавался для выполнения проектных, опытных и научно-исследовательских работ по комплексной энергоустановке для объекта № 627.



Постановление было секретным – речь шла о первой советской атомной подлодке. Работу возглавили научные руководители – академики Анатолий Александров и Александр Лейпунский. Главным конструктором ядерной энергоустановки (ЯЭУ) назначался Николай Доллежаль, известный теплотехник. Необходимо было решить ряд инженерно-конструкторских задач, в первую очередь создать ЯЭУ и «вписать» ее в машинное отделение подводного корабля. Проект осуществили в течение двух лет.

Под руководством Доллежаля было разработано несколько типов корабельных реакторов, в том числе ЖМТ (жидкометаллический носитель). Но для первой АПЛ («Вторая жизнь «Ленинского комсомола») выбрали модификацию ВВЭР (водяной носитель), поскольку при меньших размерах ЯЭУ достигалась относительно большая мощность. Аналогов такого типа реакторов в стране не существовало. Создание транспортной атомной установки было огромным техническим достижением.

На атомоходах первого поколения устанавливали реакторы ВМ-А на тепловых нейтронах мощностью 70 мегаватт. Автору довелось служить на таких АПЛ, и могу свидетельствовать: реакторы были надежны.

Николай Доллежаль 34 года руководил НИИ-8. Реакторы для атомных субмарин постоянно совершенствовались. Уже третье поколение атомоходов 1960–1975 годов выпуска оснащалось ЯЭУ типа ОК-650БЗ мощностью 190 мегаватт, в 2,5 раза мощнее первых типов.

Выдающийся ученый навсегда вошел в историю как создатель уникальных установок. Первая в мире атомная электростанция, ЯЭУ для первой советской субмарины, ядерные ракетные двигатели, всевозможные реакторы: с перегревом пара, канальные уранграфитовые большой мощности, исследовательские – неполный перечень того, что сделал дважды Герой Социалистического Труда, лауреат трех Сталинских, Ленинской и двух Государственных премий СССР Николай Доллежаль вместе с коллективами, которые возглавлял. В 1961 году он создал кафедру «Энергетические машины и установки» в МВТУ и руководил ею 25 лет.

НИИ-8, ныне НИКИЭТ (Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники), располагает обширной экспериментальной базой. Детище Доллежаля – головной исполнитель работ как по ядерной и радиационной безопасности при утилизации атомных субмарин и надводных кораблей, так и по экологической реабилитации «фонящих» объектов ВМФ.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    15 октября 2017 07:52
    Есть чем гордиться достижениями СССР("совка по либероидам)!"Вы,нынешние, нутка?"
    1. +4
      15 октября 2017 10:32
      Цитата: andrewkor
      Есть чем гордиться достижениями СССР("совка по либероидам)!"Вы,нынешние, нутка?"

      Нынешние только языками чешут...Живем пока , тем что во времена СССР построили и Сталин основу всего заложил..
  2. +18
    15 октября 2017 07:59
    Интересное инфо
    Задел прочный
  3. +8
    15 октября 2017 08:29
    Человек интересной судьбы..Жаль, что так мало о нем в статье..
    1. +2
      15 октября 2017 20:14

      Автор рассказывает о специфике конструкторского труда, о проблемах научно-технического творчества, о своем пути в атомную энергетику.
  4. +4
    15 октября 2017 12:20
    Николай Доллежаль создал компактный, необслуживаемый ЯР для ДПЛ. Т.н. проект "Ромашка". Установка ВАУ-6 ("яйцо Доллежаля") была установлена на ПЛ 651-го проекта и представляла из себя моноблок. На выходе только электричество, работает или на ГЭДы, или на АБ. Зато лодка могла неделями не всплывать на подзарядку АБ. Ну чем тебе не ВНЭУ. А если ДПЛ оснастить ЛИАБ-ами, то и подскок будет быстрым и емкость в разы больше. Это как один из путей повышения боевых возможностей НАПЛ.
    1. +1
      15 октября 2017 15:01
      Опередили. Тоже про малогабаритную вспомогательную ЯЭУ для ДЭПЛ вспомнил.
  5. +1
    11 марта 2018 16:33
    С водой взаимодействует не двигатель , а движитель Поэтому конечно честь и слава выдающимся ученым и инженерам . Однако сейчас уже другие времена и пора осваивать новые знания и новые перспективные разработки , а именно те элементы и устройства ,которые взаимодействуют именно со средой, и которые являются ключевыми в определении параметров скорости , маневренности, безопасности . На самом же деле самые супер -пупер современности плавают на винтах.