13 октября 1827 года была образована Гидрографическая служба российского флота

5
Ровно 190 лет назад, 13 октября 1827 года, было создано Управление генерал-гидрографа, ставшее родоначальником современной Гидрографической службы Военно-морского флота. Первым генерал-гидрографом был назначен вице-адмирал Гаврил Андреевич Сарычев (1763-1831), выдающийся российский исследователь-океанограф, который являлся составителем большого количества карт Балтийского, Берингова и Охотского морей.

При этом еще задолго до создания в России регулярного военного флота русские люди успели прославиться как отважные мореходы. Но лишь во время царствования императора Петра I пришло окончательное осознание государственной значимости подробных исследований и описаний рек, озер и морей. Именно с начала XVIII века в нашей стране начались полноценные гидрографические работы по изучению Балтийского и Карского морей, эти работа были систематизированы. Началось регулярное издание морских карт, без которых не только флот, но и другие государственные институты страны не могли успешно решать стоящие перед ними задачи.



В 1837 году Управление генерал-гидрографа было преобразовано в Гидрографический департамент, а в 1885 году на его основе было образовано Главное гидрографическое управление при Морском министерстве. В 1886 году в данном управлении была учреждена метеорологическая часть. В 1891 году гравёрная, чертежная, литография и печатная части были объединены в картографическую часть. В 1897 году в картографической части управления прошли успешные опыты по печатанию морских карт с помощью алюминиевых печатных форм (альграфия).

Флаг гидрографических судов (катеров) Военно-морского флота с 2001 года


Выдающийся вклад в развитие отечественной гидрографической службы внесли в свое время И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский. В XIX веке они впервые выполнили научные океанографические работы в открытом океане, параллельно с этим был дан старт гидрометеорологическим наблюдениям, которые в будущем стали неотъемлемой частью всех экспедиционных исследований и гидрографических работ на исследовательских и военных кораблях. С этого периода берут старт работы гидрографической службы флота по накоплению и осмыслению различных результатов океанографических наблюдений, составлению подробного описания гидрометеорологического режима морских акваторий.

В своем современном виде Гидрографическая служба Минобороны РФ предназначена для решения задач по навигационно-гидрографическому, топогеодезическому и гидрометеорологическому обеспечению сил Военно-морского флота и иных видов ВС РФ в морских зонах и океанских стратегических районах. Помимо этого в сфере ответственности Гидрографической службы ВМФ России находятся также задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению морской деятельности страны с учетом международных обязательств по охране человеческой жизни на море во внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей, а также экономической зонах (за исключением трасс СМП — Северного морского пути), находящихся под юрисдикцией РФ. Органом управления Гидрографической службой ВМФ России является сегодня Управление навигации и океанографии Минобороны РФ.

Главными задачами, которые решает Гидрографическая служба Минобороны России, являются:

— руководство поддержанием сил и средств навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения (НГО, ГМО и ТГО) в установленной боевой готовности к выполнению задач повседневной и боевой деятельности сил (войск) флотов, Каспийской флотилии, а также других видов ВС России в назначенных операционных зонах (зонах ответственности);

— организация проведения гидрографических, океанографических и морских геофизических работ в морях и океанах в интересах обороны России и НГО морской деятельности страны;

— осуществление руководства над работами по созданию навигационных морских, геофизических и иных специальных карт (в том числе электронных), пособий и руководств для плавания в Мировом океане и обеспечение данными картами в установленном порядке потребителей нашей страны и иностранных государств;

— руководство обеспечением (снабжением) сил (войск) военно-морского флота России морскими средствами навигации и океанографии (МСН), поддержанием технической готовности данных средств на боевых кораблях постоянной готовности;

— содержание и развитие имеющейся системы навигационного оборудования в морских водах и на побережье, находящихся под юрисдикцией России (за исключением трасс Северного морского пути) в интересах обороны государства и НГО морской деятельности России, обеспечение работы средств навигационного оборудования с установленными режимами работы и набором характеристик;

— осуществление руководства непосредственно подчиненными организациями и воинскими частями; методическое руководство подчиненными по специальным вопросам воинскими частями, соединениями, органами военного управления и организациями ГС ВМФ;

— участие России в деятельности Международной ассоциации маячных служб (МАМС), а также Международной гидрографической организации (МГО), взаимодействие и сотрудничество с иными региональными и международными мореведческими организациями.

Гидрографическое судно «Горизонт»


Впервые после длительного перерыва (более 30 лет) в 2014-2015 годах корабли Гидрографической службы ВМФ России отправились в дальние, слабо исследованные районы Мирового океана: гидрографическое судно «Маршал Геловани» успешно пересекло Тихий океан, а океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» выполнило кругосветное плавание с проходом через моря Северного Ледовитого океана. В 2016 году океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» успешно завершило антарктическую экспедицию, в рамках которой гидрографы Тихоокеанского и Северного флотов ВМФ России успели выполнить огромный объем гидрографических работ в районах Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, острова Врангеля, Новосибирских островов, а также справились с поставленным перед ними задачами в Желтом, Южно-Китайском и Японском морях.

В 2017 году гидрографические суда из состава Балтийского и Черноморского флотов ВМФ России успешно решали поставленные перед ними задачи в Аденском заливе, Красном и Средиземном морях. В наши дни собираемые Гидрографической службой ВМФ России данные успешно используются не только для решения военно-прикладных задач, но также развития российской науки и для нужд отечественного народного хозяйства. Данные работы ведутся в тесном взаимодействии и сотрудничестве с институтом РАН, а также научно-производственными организациями заинтересованных министерств и ведомств.

Важно помнить и о том, что на основе работ, выполняемых Гидрографической службой ВМФ России, была создана одна из самых больших на планете коллекций морских навигационных карт и пособий для плавания. Данная коллекция насчитывает порядка 8400 адмиралтейских номеров морских карт и еще 620 пособий и руководств для плавания. В наши дни активно пополняется банк навигационных карт в электронном виде, внедрена и успешно используется печать карт по требованию, это позволяет полностью снять затраты на хранение и транспортировку карт. Стоит также отметить, что среди военных гидрографов нашей страны традиционно велико количество членов Русского географического общества, все они достойно несут это почетное звание.



Стоит отметить, что сегодня Гидрографическая служба ВМФ России не только активно занимается исследовательской работой, но и пополняется новыми кораблями и катерами. За последние несколько лет Гидрографическая служба ВМФ получила два малых гидрографических судна проекта 19910 «Виктор Фалеев» и «Вайгач», еще два корабля данного проекта строятся сегодня для Тихоокеанского и Северного флотов. Также в составе районов гидрографической службы активно и успешно используются современные большие гидрографические катера проекта 19920. А на предприятии «Завод Нижегородский теплоход» был дан старт постройке серии больших гидрографических катеров проекта 23040Г. Первые два катера данного проекта пополнят состав гидрографической службы Балтийского флота России. Также для съемки рельефа дна на мелководных участках в России был дан старт постройке малых гидрографических катеров проекта 21961.

13 октября, в день 190-летия со дня основания Гидрографической службы ВМФ, коллектив «Военного обозрения» желает военным морякам-гидрографам всяческих успехов на службе и в научной деятельности, удачи в дальних морских походах и, конечно же, новых открытий на благо нашей страны!

По материалам из открытых источников
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 октября 2017 09:37
    Изменения берегов идут постоянно, работы хватает!
  2. +17
    13 октября 2017 11:10
    Славная история
    Мощная база
    В добрый час
  3. SMP
    +3
    14 октября 2017 15:04
    Важно помнить и о том, что на основе работ, выполняемых Гидрографической службой ВМФ России, была создана одна из самых больших на планете коллекций морских навигационных карт и пособий для плавания. Данная коллекция насчитывает порядка 8400 адмиралтейских номеров морских карт и еще 620 пособий и руководств для плавания.


    Статье однозначно плюс.
  4. +12
    14 октября 2017 19:35


    13 октября 2017 года. Гидрографические суда СФ «Горизонт», «ГС-526» и «Визир» с флагами расцвечивания в пункте постоянного базирования – п. Мишуково.
    1. +1
      20 марта 2018 21:09
      Сорок лет назад ехал в отпуск с мотористом,тоже отпускником с гидрографа.Пришлось таскать за собой по причине пьяного в хлам до самого Краснодара.Так вот жаловался на жизнь,мол как работа начинается - взрывы,взрывы.. В каюте спать не возможно . Расспрашивать было тоже не возможно еле языком ворочал.Вы случайно не в курсе,что это за взрывы?Так наверное замеры делают?
      1. +2
        21 марта 2018 17:26
        Скорее всего под какие-нибудь испытания попали.

        Например, как раз году в 1978 мы регулярно «отстреливали» контрольные партии противодиверсионных гранат, наверное, для продления сроков годности.

        Могли с геологами в рейс сходить – наши гидрографы таким образом в 80-х годах для Кубы морские месторождения открыли. Сейчас такую работу выполняют специализированные суда, а в те времена задействовали экспедиционные суда Гидрографической службы ВМФ.

        А по нашей обычной работе никаких взрывов не предусматривается…
  5. +12
    14 октября 2017 19:48
    Фото из книги "150 лет Гидрографической службе ВМФ" - курсанты-гидрографы выпускного 5 курса:




    40 лет спустя - встреча накануне 190-летия Гидрографической службы ВМФ