Military Review

Motherland celebrates anniversary

14
Recently, in Volgograd, the reconstruction of the famous Motherland Calling Monument began. Industrial climbers will repair the concrete canvas of the monument, which has lost its appearance from time and bad weather conditions, having cracked in many places. Reconstruction works were conceived long ago, but they are timed to the 50th anniversary of the monument.


October 15 1967, exactly fifty years ago, in the hero-city of Volgograd (Stalingrad) the construction of the Motherland Calls Monument was completed. It can rightfully be called one of the symbols of the military prowess of our country. The sculpture is dedicated to the great victory of the Soviet people over Nazi Germany and for all known and understandable reasons installed in the city, which is also a true symbol of victory.

Motherland celebrates anniversary


The fact that in Stalingrad it is necessary to erect a monument that would remind not only the residents of the city and Soviet people, but also the whole world about the feat of the city, the authorities began to think almost immediately after the Battle of Stalingrad and the beginning of a turning point in the war. The war had not yet ended, and in 1944 a competition was already announced for the creation of the monument. Everyone could take part in it. Therefore, the competition commission received sketches of the monument - both from famous Soviet architects, sculptors, artists, and from ordinary citizens, primarily from front-line soldiers, soldiers and officers who knew firsthand what the Battle of Stalingrad was. There were a variety of offers. For example, Andrei Burov proposed to build a pyramid 150 meters high with a frame of remelted tanks. There were other proposals - to make a stela crowned with a bust of Joseph Vissarionovich Stalin, etc.

It is noteworthy that the sculptor Yevgeny Vuchetich, who was later to create a project of the monument, did not participate in this competition. As for the motherland’s artistic image itself, it gained All-Union fame back in 1941, when the artist Irakli Taidze created the most famous poster of the Great Patriotic War. It is the image of the Motherland that formed the basis of the triptych, which includes a sculpture in Volgograd (the triptych consists, as is well known, also from the monuments to the Rear-Front in Magnitogorsk and the Soldier-Liberator in Berlin's Treptow Park).

In the end, as we know, the construction of the monument was entrusted to the sculptor Yevgeny Viktorovich Vuchetich (1908-1974). A professional sculptor, by the beginning of 1940's, who had already achieved serious success and fame, Yevgeny Vuchetich volunteered for the front. He, a thirty-three-year-old sculptor, became a simple machine-gun soldier, and by the end of 1942, he already bore the rank of captain. After the concussion during the storming of the city of Lyuban, Evgeny Viktorovich was sent for treatment, and then transferred by the military artist to the MB Art Military Studio. Grekov in Moscow. He worked there until 1960.

Back in 1946, Vuchetich was appointed project manager for the creation of a memorial ensemble for Soviet Army soldiers in Treptow Park in liberated Berlin. In addition to Vuchetich, architect Ya. B. Belopolsky, artist A. V. Gorpenko, engineer S. S. Valerius worked on the monument. In the center of the composition in the Berlin park, as you know, there is a bronze Soviet warrior who stands on the fragments of the swastika and holds a lowered sword in one hand, and supports the German girl with the other hand. Interestingly, in the initial version of the draft, the soldier held an automatic rifle in his hand, but Joseph Vissarionovich Stalin himself asked to replace the automatic rifle with a Vuchetich sword.



Construction of the monument in Volgograd began much later - in the 1959 year, six years after Stalin’s death and fourteen years after the victory in the Great Patriotic War. Most likely, creating a sculpture, Vuchetich was inspired by the figure of "Marseillaise" on the triumphal arch in Paris and the statue of Nicky of Samothrace. However, who posed for Vuchetich when creating a sketch of the sculpture is still unknown. There are several versions. According to the most common, the sculptor sculpted the face of the statue from Vera Nikolaevna’s own wife, and the figure from the famous disco woman Nina Yakovlevna Dumbadze. This version was voiced at the time by Valentina Klyushina, the former deputy director of the monument to the “Heroes of the Battle of Stalingrad” ensemble.

However, there are still a few women who claim to be the “model” for the statue of the Motherland-motherland. In 2003, pensioner Valentina Izotova, who once worked as a waitress at the Volgograd restaurant, said that Motherland Vuchetich sculpted it from her. In 2012, 79-year-old Anastasia Peshkova from Barnaul made the same statement. Finally, Ekaterina Grebneva, in the past - a sports gymnast, also stated that Vuchetich sculpted a sculpture including from her, but Grebneva nevertheless claims that the sculptor created the image of the Motherland and several models at once and she was not the only one who posed Evgeny Vuchetichu.

Separate история - The sword, which is holding “Motherland”. Since the Volgograd monument is part of a triptych, then the sword is associated with swords on other monuments. At the monument "Front - front", installed in the city of Magnitogorsk, the worker passes the sword to the soldier. Then in Volgograd this sword raises the “Motherland” and in Berlin it is lowered by the “Warrior - Liberator”, completing the liberation of the world from Nazism. The sword itself has a length of 33 meters and the entire 14 tons. It was originally made of stainless steel and sheathed with sheets of titanium. But sheets in windy weather rattled and in the future could contribute to the destruction of the structure. Therefore, in the 1972 year, five years after the installation of the monument, the blade of the sword was replaced - now it was completely made of fluorinated steel.

Mamaev Kurgan, located on the right bank of the Volga River, in the Central District of the city of Volgograd, was chosen as the location for the sculpture. From September 1942 to January 1943, there were fierce battles. Mamaev Kurgan became a mass grave for 35 thousands of people. As historians emphasize, per square meter of the mound accounted for from 500 to 1200 splinters and bullets, therefore, in the spring of 1943, there was not even grass here.

The Motherland Motherland sculpture itself was made of reinforced concrete weighing 5500 tons and steel structures (total weight 2400 tons). The monument was cast once, without seams. As you know, it is hollow inside, and the thickness of the concrete walls is 25-30. Inside the monument are 99 steel ropes intended for tightening the structure, a ladder and a utility room to monitor the condition of the steel ropes. The height of the monument “Motherland Calling” was 85 meters.

Technical calculations for the creation of the monument were led by well-known Soviet architect and civil engineer, Doctor of Technical Sciences Nikolai V. Nikitin (1907-1973), at the time of the construction of the monument, he worked as chief designer of the Mosproject Institute and was a corresponding member of the USSR Academy of Construction and Architecture. It was Nikitin who designed the foundations and supporting frames for such monuments of Soviet architecture as the Palace of Soviets, the Main Building of Moscow State University on Vorobyovy Hills, the Central Stadium in Luzhniki, the Palace of Culture and Science in Warsaw. That is, it was the most experienced and talented Soviet architect, and therefore he was entrusted with such important work as the development of the Motherland Motherboard in Volgograd.

The grand opening of the monument took place on October 15 1967 of the year. An impressive delegation of Soviet state, party and military leaders arrived in Volgograd to participate in it. The ceremony was headed by Leonid Ilyich Brezhnev, General Secretary of the CPSU Central Committee. Present and prominent Soviet commanders. Of course, the Minister of Defense of the Soviet Union, Marshal of the Soviet Union, Andrei Antonovich Grechko, arrived. Legendary marshals arrived in the Battle of Stalingrad. Marshal of the Soviet Union Andrei Ivanovich Eremenko directly commanded the Southeast (Stalingrad) front with the rank of colonel general. Marshal of the Soviet Union Vasily Ivanovich Chuikov during the Battle of Stalingrad in the rank of lieutenant general commanded the 62 army as part of the South-Eastern Front. It was precisely the units and units of the 62 Army that were the most distinguished during the heroic defense of Stalingrad. By the way, Vasily Ivanovich Chuikov was then buried, according to his wish, at the foot of Mamayev Kurgan - in the city, for the defense of which he and his subordinates did everything possible and impossible.

As for the other part of the triptych - the “Rear-to-Front” monument in Magnitogorsk, it was built in the 1979 year, after Yevgeny Viktorovich Vuchetich died in the 1974 year. Therefore, the sculpture was developed by Lev Nikolaevich Golovnitsky. Although the monument in Magnitogorsk was built much later both in Berlin and Volgograd, it is he who is considered the first part of the triptych, since it depicts a worker and a warrior. The worker hands the sword to the warrior, which he forged in order for the warrior to defend the Motherland.



For a long time, the statue of the Motherland remained without the pedestal of the tallest statue in the world, until 1996-meter Shakyamuni Buddha statue was installed in 88 in the city of Wuxi in Jiangsu Province in China. Then, in the list of the world's tallest statues, the Motherland shifted even further, but still only a few Buddha and deity statues in China, Japan, Thailand and Myanmar still outrun it. Until now, the statue of the Motherland remains the highest statue in Europe and throughout the post-Soviet space. It is much higher than the Statue of Liberty - the main symbolic sculpture of the United States and the statue of Christ the Savior in Rio de Janeiro.

In the half century that has passed since its installation, the Motherland Calling Monument, of course, was touched by time. His condition especially worsened after the “wild nineties”, when the state did not have much to do with the state of monuments and monuments, and the financial situation in the country was far from being the best. In the mass media, it was very often reported that the Motherland in Volgograd was very bent over and is about to fall. However, knowledgeable people claim that this is not the case. First, designer Nikitin, who led the construction of the monument, laid down the allowable slope in 470 mm. Now the slope of the statue is 277 mm. Moreover, during the last five years, Motherland even reduced the deviation somewhat - by 11 mm. Experts say that this is the result of the reaction of the material to changes in temperature. Secondly, the statue of Motherland stands on a heavy pedestal and is not fixed on the mound. Since the pedestal is much heavier than the statue itself, such a construction simply cannot fall down without any external influence.

The only thing that is necessary for the sculpture is “redecoration” in order to revive and make its appearance more elegant. In March, 2017, it became known that restoration work to improve the condition of the monument should begin. At the first stage of restoration work, industrial climbers will have to remove peeling pieces of concrete from the surface of the monument so that they do not fall down and injure people. Also at this stage will be carried out alternately replacing the mounting hardware inside the sculpture itself. Those 99 steel cables, which we wrote about above, will be replaced with new ones. By the way, each such cable has a guarantee of fifty years of operation. Now their time has come to an end and it is necessary to replace the ropes with new ones. After performing this task, all 6500 square meters of the monument will be covered with a special compound that has water-repellent properties and must protect the statue from the effects of rain and snow.

The second stage of the restoration of the sculpture should begin next year, just after the FIFA World Cup - 2018, which will take place, including in Volgograd - at the Volgograd Arena stadium, which is opposite to Mamaev Kurgan, will be completed. After the championship, it was decided to restore the statue because in 2018, fans and tourists should be able to see it without scaffolding. In general, the work is planned to be completed by 9 May 2019 of the year - the 75 anniversary of the Victory in the Great Patriotic War.

The monument "Motherland Calls" is the most important landmark of Volgograd, its silhouette is depicted on the coat of arms and flag of the Volgograd region. I would like to hope that both the federal and regional authorities will not forget about the monument and maintain its condition regardless of memorable dates. The last veterans of the Great Patriotic War are leaving, the generation of their children is aging, but the memory of the great feat of the Soviet people will live for centuries thanks to such magnificent monuments as the Motherland.
Author:
Photos used:
http://rusmi.su/news/10-2015/news6500.html
14 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 16 October 2017 07: 39 New
    +8
    Our American "partners" didn’t like it all. And the Battle of Stalingrad was called a myth .. they say there wasn’t ... smile .. Thank you, an interesting article ...
    1. Reptiloid
      Reptiloid 16 October 2017 08: 22 New
      +4
      I have a copy of it. ~ 20 cm !!!!!
      Thanks for the story, Ilya !!!!!!
    2. Andrei from Chelyabinsk
      Andrei from Chelyabinsk 16 October 2017 19: 08 New
      0
      Quote: parusnik
      And the battle of Stalingrad was called a myth .. they say there wasn’t ..

      wassat Who is so smart there?
  2. ICT
    ICT 16 October 2017 07: 51 New
    +5
    The last veterans are leaving

  3. XII Legion
    XII Legion 16 October 2017 08: 13 New
    19
    Interesting story
    Volgograd itself is a monument to the city, and Motherland is not only its symbol, the symbol of the whole Victory, but also, as it seems to me, Russia too - whoever comes to us with a sword will die from it
  4. BAI
    BAI 16 October 2017 09: 46 New
    +5
    And now about UNESCO again. The Statue of Liberty is a UNESCO World Heritage Site. "Motherland - Mother" - no. And in general, nothing created in Russia (the USSR) after 1917 belongs to world cultural values ​​in the opinion of this organization. But any heap of Mr. ... imposed by a cultural figure of the correct sexual orientation immediately becomes an object of world culture.
  5. Olgovich
    Olgovich 16 October 2017 09: 53 New
    +3
    the statue of the "Motherland" stands on a heavy pedestal and is not fixed in any way on the mound. Since the pedestal is much heavier than the statue itself, such a design simply can not fall down without external influence
    Maybe, if the base sags, there are many similar examples. In 2013, a letter was sent to Medinsky about the possibility of such a development of events ....
    By the way, the restoration is already underway, since September 2017, and by the end of October all 99 ropes should be replaced .....
  6. cedar
    cedar 16 October 2017 12: 07 New
    11
    It is necessary to return the city to the hero, the name of Stalingrad, worthy of his great feat, and not to write this heroic name thieving and bashfully in brackets and with reservations. This must be done as soon as possible in order to please the last veterans of the Great Patriotic War, and restore the violated justice in the eyes of the people, whose fathers and grandfathers died protecting their motherland in Stalingrad.
    1. San Sanych
      San Sanych 16 October 2017 15: 45 New
      +5
      In Paris, Brussels, Bologna, Marseille, Lyon and in many other cities, Stalingrad is named after streets, boulevards, squares, squares, hotels and metro stations. When will we return this glorious name to the hero city on the Volga?
      1. Some kind of compote
        Some kind of compote 16 October 2017 18: 18 New
        17
        It is necessary to return the name of Stalingrad worthy of his great feat to the hero.

        In Paris, Brussels, Bologna, Marseille, Lyon and in many other cities, Stalingrad is named after streets, boulevards, squares, squares, hotels and metro stations. When will we return this glorious name to the hero city on the Volga?

        Join
        Although many streets in Volgograd (Stalingrad) are named smartly
        Story city
    2. San Sanych
      San Sanych 16 October 2017 16: 09 New
      0
      Quote: cedar
      It is necessary to return the city to the hero, the name of Stalingrad, worthy of his great feat, and not to write this heroic name thieving and bashfully in brackets and with reservations. This must be done as soon as possible in order to please the last veterans of the Great Patriotic War, and restore the violated justice in the eyes of the people, whose fathers and grandfathers died protecting their motherland in Stalingrad.

      Our powers that be are ashamed to return the name Stalingrad to this city, but for some reason they are not ashamed to hang memorial tablets to any mannerheim
  7. Pivasik
    Pivasik 16 October 2017 13: 36 New
    +3

    Without any hint ...
  8. Rusfaner
    Rusfaner 16 October 2017 14: 29 New
    +5
    Well, finally, the rays of another's fame fell on me bully :
    My father, the foreman who performed work in 1972 to replace the sheets of the sword and weld them, was my father. At that time, he held the position of Chief Master of Underground Welding of the North Caucasus Section of the Special Hydroenergomontazh Trust. He also built RATAN-600 (the Jupiter project) and BTA-6000.
  9. Ivan Tartugai
    Ivan Tartugai 16 October 2017 18: 23 New
    0
    Quote from the article:
    "...when the state did not have much to do to the state of monuments and monuments, and financial situation the country was far from the best. "

    The state is a generalized category. This is the territory, and the population, and the army, and administrative bodies and so on.
    It is necessary to specifically write what exactly power to the people in charge, led by Gorbachev, and then EBN there was no particular concern for the state of monuments and monuments, including the monument “Motherland Calls”.
    Russia is the richest country and there were no problems with money, and now there is none. Problems with the theft of state budget funds, and a thief will never get enough, never steal.

Военное обозрение

Родина-мать отмечает юбилей

14
Недавно в Волгограде началась реконструкция знаменитого монумента «Родина-мать зовет». Промышленные альпинисты будут ремонтировать бетонное полотно монумента, которое от времени и плохих погодных условий потеряло вид, потрескавшись во многих местах. Реконструкционные работы были задуманы давно, но приурочены они к пятидесятилетию памятника.


15 октября 1967 года, ровно пятьдесят лет назад, в городе-герое Волгограде (Сталинграде) было завершено строительство монумента «Родина-мать зовет». Его с полным правом можно назвать одним из символов воинской доблести нашей страны. Скульптура посвящена великой победе советского народа над гитлеровской Германией и по всем известным и понятным причинам установлена в городе, который также является подлинным символом победы.

Родина-мать отмечает юбилей


О том, что в Сталинграде необходимо установить монумент, который бы напоминал не только жителям города и советским людям, но и всему миру о подвиге города, власти стали задумываться практически сразу же после Сталинградской битвы и начала переломного этапа в войне. Еще не закончилась война, а в 1944 году уже был объявлен конкурс на создание памятника. Принять в нем участие могли все желающие. Поэтому в конкурсную комиссию поступали эскизы монумента — как от известнейших советских архитекторов, скульпторов, художников, так и от простых граждан, прежде всего — от фронтовиков, солдат и офицеров, которые не понаслышке знали, что такое Сталинградская битва. Предложения поступали самые разные. Например, Андрей Буров предложил соорудить пирамиду высотой 150 метров с каркасом из переплавленных танков. Были и другие предложения — сделать стелу, увенчанную бюстом Иосифа Виссарионовича Сталина, и т.д.

Примечательно, что сам скульптор Евгений Вучетич, которому впоследствии предстояло создавать проект монумента, в этом конкурсе участия не принимал. Что касается самого художественного образа «Родины-матери», то он получил всесоюзную известность еще в 1941 году, когда художник Ираклий Таидзе создал самый известный плакат Великой Отечественной войны. Именно образ «Родины-матери» и лег в основу триптиха, в который входит скульптура в Волгограде (триптих состоит, как известно, также из из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке).

В конечном итоге, как мы знаем, строительство монумента доверили скульптору Евгению Викторовичу Вучетичу (1908-1974). Профессиональный скульптор, к началу 1940-х годов уже добившийся серьезных успехов и известности, Евгений Вучетич добровольцем ушел на фронт. Он, тридцатитрехлетний скульптор, пошел простым солдатом — пулеметчиком, а к концу 1942 года уже носил звание капитана. После контузии при штурме города Любань Евгений Викторович был направлен на лечение, а затем переведен военным художником в Студию военных художников имени М.Б. Грекова в Москве. Там он работал до 1960 года.

Еще в 1946 году Вучетич был назначен руководителем проекта по созданию ансамбля-памятника воинам Советской Армии в Трептов-парке в освобожденном Берлине. Помимо Вучетича над монументом работали архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. В центре композиции в берлинском парке, как известно, находится бронзовый советский воин, который стоит на обломках свастики и в одной руке держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает немецкую девочку. Интересно, что в первичном варианте проекта солдат держал в руке автомат, однако заменить автомат на меч Вучетича попросил сам Иосиф Виссарионович Сталин.



Строительство монумента в Волгограде началось значительно позже — в 1959 году, через шесть лет после смерти Сталина и через четырнадцать лет после победы в Великой Отечественной войне. Скорее всего, создавая скульптуру, Вучетич вдохновлялся фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже и статуей Ники Самофракийской. Однако кто позировал Вучетичу при создании эскиза скульптуры, до сих пор неизвестно. Существует несколько версий. Согласно наиболее распространенной, лицо статуи скульптор лепил с собственной жены Веры Николаевны, а фигуру — с знаменитой спортсменки-дискоболки Нины Яковлевны Думбадзе. Эту версию озвучила в свое время Валентина Клюшина — бывший заместитель директора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».

Однако есть еще несколько женщин, которые претендуют на роль «модели» для статуи Родины-матери. В 2003 году пенсионерка Валентина Изотова, в свое время работавшая официанткой в ресторане «Волгоград», заявила, что «Родину-мать» Вучетич лепил именно с нее. В 2012 году с таким же заявлением выступила 79-летняя Анастасия Пешкова из города Барнаула. Наконец, Екатерина Гребнева, в прошлом — спортивная гимнастка, также заявила, что Вучетич лепил скульптуру в том числе и с нее, но Гребнева все же утверждает, что образ Родины-матери скульптор создавал сразу с нескольких натурщиц и она не была единственной, кто позировал Евгению Вучетичу.

Отдельная история — у меча, который держит в руках «Родина-мать». Поскольку волгоградский монумент — часть триптиха, то и меч связан с мечами на других монументах. На монументе «Тыл — фронту», установленном в городе Магнитогорске, рабочий передает меч воину. Затем в Волгограде этот меч поднимает «Родина-мать» и в Берлине его опускает «Воин — освободитель», завершающий освобождение мира от нацизма. Сам меч имеет длину 33 метра и весь 14 тонн. Первоначально он был изготовлен из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но листы в ветреную погоду гремели и в перспективе могли способствовать разрушению конструкции. Поэтому в 1972 году, через пять лет после установки памятника, лезвие меча заменили — теперь оно было полностью изготовлено из фторированной стали.

В качестве места для размещения скульптуры был выбран Мамаев курган, расположенный на правом берегу реки Волги, на территории Центрального района города Волгограда. С сентября 1942 г. по январь 1943 г. здесь шли ожесточенные бои. Мамаев курган стал братской могилой для 35 тысяч человек. Как подчеркивают историки, на один квадратный метр кургана приходилось от 500 до 1200 осколков и пуль, поэтому весной 1943 года здесь даже не взошла трава.

Сама скульптура «Родины-матери» была сделана из железобетона весом в 5500 тонн и металлоконструкций (общий вес 2400 тонн). Монумент был отлит единоразово, без швов. Как известно, он полый внутри, а толщина бетонных стенок составляет 25-30 см. Внутри монумента находятся 99 стальных канатов, предназначенных для стягивания конструкции, лестница и комната хозяйственного назначения для слежения за состоянием стальных канатов. Высота самого памятника «Родина-мать зовет» составила 85 метров.

Техническими расчетами создания монумента руководил известный советский архитектор и инженер — строитель, доктор технических наук Николай Васильевич Никитин (1907-1973), на момент начала строительства памятника работавший главным конструктором Института Моспроект и бывший членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР. Именно Никитин разрабатывал конструкции фундаментов и несущих каркасов таких памятников советской архитектуры как Дворец Советов, Главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах, Центральный стадион в Лужниках, Дворец культуры и науки в Варшаве. То есть, это был опытнейший и талантливый советский архитектор, поэтому ему и доверили такую ответственную работу как разработка конструкций «Родины-матери» в Волгограде.

Торжественное открытие монумента состоялось 15 октября 1967 года. Для участия в нем в Волгоград прибыли внушительные делегации советских государственных, партийных и военных деятелей. Возглавил церемонию Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Присутствовали и видные советские военачальники. Разумеется, прибыл министр обороны Советского Союза Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко. Приехали и легендарные маршалы — участники Сталинградского сражения. Маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко непосредственно командовал Юго-Восточным (Сталинградским) фронтом в звании генерал-полковника. Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков во время Сталинградской битвы в звании генерал-лейтенанта командовал 62-й армией в составе Юго-Восточного фронта. Именно соединения и части 62-й армии наиболее отличились при героической обороне Сталинграда. Кстати, Василий Иванович Чуйков затем был похоронен, согласно своему желанию, у подножия Мамаева кургана — в городе, для обороны которого он и его подчиненные сделали все возможное и невозможное.

Что касается другой части триптиха — монумента «Тыл — фронту» в Магнитогорске, то он был построен в 1979 году, уже после того, как в 1974 году скончался Евгений Викторович Вучетич. Поэтому скульптуру разрабатывал Лев Николаевич Головницкий. Хотя монумент в Магнитогорске был построен много позже и берлинского, и волгоградского, именно он считается первой частью триптиха, поскольку изображает рабочего и воина. Рабочий передает воину меч, который он выковал для того, чтобы воин защищал Родину.



Долгое время статуя Родины-матери оставалась без постамента самой высокой статуей в мире, пока в 1996 году в городе Уси в провинции Цзянсу в КНР не была установлена 88-метровая статуя Будды Шакьямуни. Затем в списке высочайших статуй мира Родина-мать сдвинулась еще дальше, но до сих пор обгоняет ее лишь несколько статуй Будды и божеств в Китае, Японии, Таиланде и Мьянме. До сих пор статуя Родины-матери остается высочайшей статуей в Европе и на всем постсоветском пространстве. Она намного выше статуи Свободы — главной символической скульптуры США и статуи Христа-Спасителя в Рио-де-Жанейро.

За полвека, прошедшие после установки, монумент «Родина-мать зовет», разумеется, был тронут временем. Особенно ухудшилось его состояние после «лихих девяностых», когда государству не было особого дела до состояния монументов и памятников, да и финансовая ситуация в стране была далеко не из лучших. В средствах массовой информации очень часто проскальзывали сообщения о том, что «Родина-мать» в Волгограде сильно наклонилась и вот-вот упадет. Однако знающие люди уверяют, что об этом и говорить не приходится. Во-первых, конструктор Никитин, руководивший строительством монумента, заложил допустимый уклон в 470 мм. Сейчас же уклон статуи составляет 277 мм. Причем в течение последних пяти лет «Родина-мать» даже несколько уменьшила уклон — на 11 мм. Специалисты говорят, что это результат реакции материала на изменения температуры. Во-вторых, статуя «Родины-матери» стоит на тяжелом постаменте и никак не закреплена на кургане. Поскольку постамент намного тяжелее самой статуи, такая конструкция просто не может упасть вниз без постороннего воздействия.

Единственное, что необходимо скульптуре — «косметический ремонт», чтобы оживить и сделать более нарядным ее внешний вид. В марте 2017 года стало известно о том, что должны начаться реставрационные работы по улучшению состояния памятника. На первом этапе реставрационных работ промышленным альпинистам предстоит убрать отслаивающиеся куски бетона с поверхности монумента, чтобы они не упали вниз и не травмировали людей. Также на данном этапе будет осуществлена поочередная замена крепежной арматуры внутри самой скульптуры. Те 99 стальных канатов, о которых мы писали выше, будут заменены новыми. Кстати, каждый такой трос имеет гарантию на пятьдесят лет эксплуатации. Сейчас их время подошло к концу и надо заменить канаты новыми. После выполнения этой задачи все 6500 квадратных метров монумента покроют специальным составом, который обладает влагоотталкивающими свойствами и должен обезопасить статую от воздействия дождя и снега.

Второй этап реставрации скульптуры должен начаться в следующем году, как раз после того, как завершится Чемпионат мира по футболу — 2018, который будет проходить, в том числе, и в Волгограде — на стадионе «Волгоград — Арена», что напротив Мамаева кургана. После чемпионата статую решено реставрировать потому, что в 2018 году болельщики и туристы должны получить возможность увидеть ее без строительных лесов. В целом же работы планируется завершить к 9 мая 2019 года — к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Монумент «Родина-мать зовет» является важнейшей достопримечательностью Волгограда, его силуэт изображен на гербе и флаге Волгоградской области. Хочется надеяться на то, что и федеральные, и региональные власти не будут забывать о монументе и поддерживать его состояние вне зависимости от памятных дат. Уходят последние ветераны Великой Отечественной войны, стареет поколение их детей, но память о великом подвиге советского народа будет жить в веках в том числе и благодаря таким величественным монументам, как «Родина-мать».
Автор:
Использованы фотографии:
http://rusmi.su/news/10-2015/news6500.html
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. parusnik
    parusnik 16 октября 2017 07:39 Новый
    +8
    Нашим американским "партнерам" это всё не понравилось.А Сталинградскую битву назвали мифом..дескать не было... smile ..Спасибо, интересная статья...
    1. Reptiloid
      Reptiloid 16 октября 2017 08:22 Новый
      +4
      У меня есть её копия.~20 см!!!!!
      Спасибо за рассказ, Илья!!!!!!
    2. Андрей из Челябинска
      Андрей из Челябинска 16 октября 2017 19:08 Новый
      0
      Цитата: parusnik
      А Сталинградскую битву назвали мифом..дескать не было..

      wassat Это кто ж там такой умный нашелся?
  2. TIT
    TIT 16 октября 2017 07:51 Новый
    +5
    Уходят последние ветераны

  3. XII легион
    XII легион 16 октября 2017 08:13 Новый
    +19
    Интересный рассказ
    Сам Волгоград город памятник, а Родина-Мать не только его символ, символ всей Победы, но и, как мне кажется, и России тоже - кто с мечом к нам придет, от него и погибнет
  4. BAI
    BAI 16 октября 2017 09:46 Новый
    +5
    А вот теперь снова про ЮНЕСКО. Статуя Свободы входит в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. "Родина - Мать" - нет. И вообще, ничего из созданного в России (СССР) в после 1917 года к мировым культурным ценностям по мнению данной организации не принадлежит. Зато любая куча г ... на, наложенная культурным деятелем правильной сексуальной ориентации тут же становится объектом мировой культуры.
  5. Ольгович
    Ольгович 16 октября 2017 09:53 Новый
    +3
    статуя «Родины-матери» стоит на тяжелом постаменте и никак не закреплена на кургане. Поскольку постамент намного тяжелее самой статуи, такая конструкция просто не может упасть вниз без постороннего воздействия
    Может-если основание просядет-примеров подобного множество. В 2013 году Мединскому было направлено письмо о возможности такого развития событий....
    Кстати, рестоврация уже идет-с сентября 2017 г, а к концу октября должны быть заменены все 99 канатов.....
  6. кедр
    кедр 16 октября 2017 12:07 Новый
    +11
    Надо вернуть городу герою достойное его великого подвига имя Сталинград, а не писать это героическое имя воровато и стыдливо в скобочках и с оговорками. Сделать это надо, как можно быстрее, что бы порадовать последних ветеранов Великой отечественной войны, и восстановить попранную справедливость в глазах народа, чьи отцы и деды умирали защищая Родину мать в Сталинграде.
    1. Сан Саныч
      Сан Саныч 16 октября 2017 15:45 Новый
      +5
      В Париже, Брюсселе, Болонье, Марселе, Лионе и во многих других городах именем Сталинграда названы улицы, бульвары, скверы, площади, гостинницы и станции метро. Когда же у нас вернут это славное имя городу-герою на Волге?
      1. Какой-то Компот
        Какой-то Компот 16 октября 2017 18:18 Новый
        +17
        Надо вернуть городу герою достойное его великого подвига имя Сталинград

        В Париже, Брюсселе, Болонье, Марселе, Лионе и во многих других городах именем Сталинграда названы улицы, бульвары, скверы, площади, гостинницы и станции метро. Когда же у нас вернут это славное имя городу-герою на Волге?

        Присоединяюсь
        Хоть многие улицы в Волгограде (Сталинграде) названы шикарно
        Город-история
    2. Сан Саныч
      Сан Саныч 16 октября 2017 16:09 Новый
      0
      Цитата: кедр
      Надо вернуть городу герою достойное его великого подвига имя Сталинград, а не писать это героическое имя воровато и стыдливо в скобочках и с оговорками. Сделать это надо, как можно быстрее, что бы порадовать последних ветеранов Великой отечественной войны, и восстановить попранную справедливость в глазах народа, чьи отцы и деды умирали защищая Родину мать в Сталинграде.

      Наши власть предержащие стыдятся вернуть этому городу имя Сталинград, но почему-то не стыдятся вешать мемориальные таблички всяким маннергеймам
  7. Пивасик
    Пивасик 16 октября 2017 13:36 Новый
    +3

    Без всяких намёков...
  8. Русфанер
    Русфанер 16 октября 2017 14:29 Новый
    +5
    Ну, наконец-то и на меня упали лучи чужой славы bully :
    Прорабом, выполнявшим в 1972 году работы по замене листов меча и их сварке, был мой отец. На тот момент он занимал должность Главного мастера подземных сварочных работ Северокавказского участка Всесоюзного треста "Спецгидроэнергомонтаж". Он же строил РАТАН-600 (проект "Юпитер") и БТА-6000.
  9. Иван Тартугай
    Иван Тартугай 16 октября 2017 18:23 Новый
    0
    Цитата из статьи:
    "...когда государству не было особого дела до состояния монументов и памятников, да и финансовая ситуация в стране была далеко не из лучших."

    Государство это обобщенное категория. Это и территория, и население, и армия, и административные органы и прочее.
    Надо конкретно писать, что именно власть предержащим людям, во главе с Горбачевым, а затем ЕБН не было особого дела до состояния монументов и памятников, в том числе и к монументу «Родина-мать зовет».
    РФ богатейшая страна и проблем с деньгами не было и сейчас нет. Проблемы с воровством госбюджетных средств, а вор никогда не насытиться, никогда не на воруется.