Проект сверхтяжелой бронемашины Holt 150 ton Field Monitor (США)

Первая мировая война дала толчок развитию значительного числа направлений в области вооружений и военной техники. Тем не менее, не все оригинальные разработки того времени были созданы в связи с началом войны в Европе. Локальные конфликты в других регионах тоже могли оказывать влияние на развитие армий. Так, североамериканская Приграничная война в середине десятых годов прошлого века привела к появлению весьма оригинального и интересного проекта сверхтяжелой боевой машины Holt 150 ton Field Monitor.

В конце 1910 года в Мексике начался политический кризис, завершившийся сменой власти и гражданской войной. В течение нескольких следующих лет разные политические силы, поддерживаемые вооруженными группировками, пытались взять власть в свои руки. Кроме того, некоторые группировки нередко вторгались на территорию соседних Соединенных Штатов и нападали на местные поселения. Армия США пыталась бороться с такими набегами, однако, несмотря на все успехи в этом деле, нападения не прекращались. Было очевидно, что для решения имеющейся проблемы нужны некие новые средства.


В 1915 году свой вариант решения проблемы набегов предложила компания Holt Manufacturing Company, строившая различные трактора и прорабатывавшая различные варианты перспективных боевых машин. По задумке специалистов фирмы, для более эффективной борьбы с нарушителями границы армии требовались самоходные машины. Обеспечивать превосходство над противником предлагалось при помощи толстого бронирования и достаточно мощного артиллерийского вооружения. При этом в новом проекте можно было использовать ряд существующих наработок по другой технике, тогда как отдельные узлы и агрегаты пришлось бы создавать с нуля.

Проект сверхтяжелой бронемашины Holt 150 ton Field Monitor (США)
Реконструкция облика машины Holt 150 ton Field Monitor


Будущую бронемашину планировалось использовать в южных районах Соединенных Штатах, отличавшихся характерным ландшафтом. Кроме того, во время погонь за противником не исключалась возможность пересечения границы с выходом на похожие местности, принадлежащие Мексике. Особенности предполагаемого боевого применения позволили заметным образом упростить технический облик будущей машины. Достаточно прочные грунты южных районов допускали использование колесного движителя, обеспечивающего требуемые характеристики проходимости и подвижности.

Проработка технического облика будущей бронемашины привела к весьма интересным результатам. Оказалось, что получение оптимальных характеристик приведет к росту размеров и боевой массы. Последний параметр должен был выйти на уровень 150 тонн. Наличие брони и развитого комплекса вооружений заставляло вспомнить о кораблях класса «монитор». По этим причинам оригинальный проект боевой бронированной машины получил официальное название Holt 150 ton Field Monitor («150-тонный полевой монитор Холта»). В случае успешного завершения проекта и принятия на вооружение машина могла бы получить то или иное официальное армейское название, но этого не произошло.

Перспективная боевая машина должна была отличаться уникально большой массой, что, прежде всего, было связано с уровнем защиты. По сохранившимся данным, с определенного момента в проекте «монитора» рассматривалась возможность использования бронирования толщиной от 24 до 75 мм. Любопытно, что в некоторых источниках указываются те же числа, но приводятся измерения в дюймах. Тем не менее, 75-дюймовая броня (1905 мм) выглядит неправдоподобной и явно является результатом ошибки в единицах измерения.

Броня толщиной не мене дюйма позволила бы машине уверенно выдерживать попадания пуль и осколков, а также защищать экипаж от артиллерии малого и среднего калибров. В связи с уровнем развития технологий того времени броневые детали должны были собираться в единую конструкцию при помощи каркаса требуемой формы и различного крепежа.

По имеющимся данным, проект 150 ton Field Monitor предлагал строительство броневого корпуса достаточно сложной формы, образованной большим числом прямоугольных или скошенных панелей. В плане корпус должен был иметь форму, близкую к прямоугольной. С горизонтальным днищем следовало сопрягать вертикальные борта, состоящие из большого количества отдельных деталей. В центре бортов предусматривались выступающие спонсоны. Лобовая проекция корпуса прикрывалась вертикальным нижним листом, над которым помещалась более сложная конструкция. В центре верха лба имелся треугольный выступ, по бокам от которого предлагалось разместить пару орудийных установок с цилиндрическими подвижными масками.

Позади орудийных установок находилась крупная надстройка, занимавшая около половины общей длины корпуса. Надстройка имела вертикальный кормовой лист, соединявшийся с горизонтальной крышей кормового отсека. Кормовая проекция прикрывалась вертикальным листом средней высоты.

Боевую машину предлагалось оснастить парой башен одинаковой конструкции с погоном диаметром 2 м. Одна из них должна была помещаться в передней части корпуса, над орудийными установками. Вторую расположили на крыше кормы, сразу позади надстройки. Башни имели цилиндрическую форму без отдельных лобовых или бортовых деталей. На горизонтальной круглой крыше предлагалось предусмотреть проем для установки башенки со смотровыми щелями.

Учитывая высокую боевую массу, авторы проекта нашли единственную подходящую силовую установку, которую можно было бы построить в то время с использованием имеющихся технологий. Приводить 150-тонный монитор в движение должны были две паровые машины высокой мощности. Эти изделия были разработаны компанией Holt при активном содействии инженеров фирмы Doble. Специалисты двух организаций уже имели опыт совместного проектирования паровых силовых установок, что в определенной мере помогло при создании новой бронемашины.

По некоторым данным, вся кормовая часть корпуса, отличавшаяся меньшей высотой, вместе с частью центрального отсека отдавалась под два паровых двигателя большой мощности. Непосредственно с паровыми машинами соединялась главная коробка передач, при помощи которой крутящий момент распределялся на все четыре колеса. Для получения максимально возможных характеристик подвижности и управляемости было решено оснастить все колеса собственными коробками передач. Благодаря этому, как можно предполагать, машина 150 ton Field Monitor могла обойтись без поворачиваемых управляемых колес.

Ходовая часть сверхтяжелой боевой машины состояла из четырех колес диаметром 20 футов (6 м). Предлагалось использование цельнометаллических колес. Они должны были иметь покрышку, собранную из большого числа металлических плит. Боковая проекция колеса полностью закрывалась диском соответствующих размеров. Колеса должны были устанавливаться прямо на оси своих коробок передач. Использование каких-либо систем амортизации не предусматривалось. Поворотные механизмы так же не использовались; маневрировать предлагалось за счет изменения скорости вращения колес разных бортов.

В лобовой части корпуса на паре собственных установок должны были помещаться основные орудия боевой машины. В качестве «главного калибра» предлагалось применять 6-дюймовые (152 мм) корабельные пушки доступных типов. Исходя из габаритных соображений, допустимую длину ствола ограничили 30 калибрами. Также рассматривалась возможность использования артиллерийских систем меньшего калибра, в том числе с укороченным стволом. Во всех случаях конструкция корпуса и орудийных установок обеспечивала стрельбу в пределах не слишком широких горизонтальных и вертикальных секторов. Несмотря на отличающиеся характеристики орудий разных моделей, «Полевой монитор» в любом случае должен был показывать высокую огневую мощь.

Для атаки живой силы противника предлагалось использовать сразу 10 пулеметов Colt M1895. По два пулемета планировалось устанавливать в двух башнях. Оставшиеся можно было распределить по нескольким установкам в спонсонах корпуса. Таким образом, стрелки-пулеметчики имели возможность контролировать значительную часть окружающего пространства. Все пулеметы имели ограниченные сектора обстрела, но их зоны ответственности частично перекрывались. Совместное использование пулеметов позволяло атаковать цели почти в любом направлении.

Интересной особенностью проекта Holt 150 ton Field Monitor стал экипаж большой численности. Управлять машиной должны были 20 человек. Управлять движением и основными системами должны были водитель и два бортовых инженера. Эксплуатация орудий доверялась, как минимум, 6-8 артиллеристам. Оставшиеся члены экипажа выполняли функции стрелков-пулеметчиков. Рабочие места экипажа распределялись по всему обитаемому объему корпуса и башен. На всех местах имелись средства для наблюдения за местностью и наведения вооружения. Доступ в машину обеспечивался бортовыми люками, располагавшимися под спонсонами корпуса.

Общая длина будущего «монитора» должна была достигать или превышать 20 м. Ширина машины находилась в пределах 4 м, высота – не менее 7 м. Боевая масса, по расчетам, достигала 150 т. При использовании даже самых эффективных паровых двигателей новая бронемашина могла бы развивать скорость не более нескольких километров в час. Запас хода, ограниченный наличием топлива и воды, тоже не мог быть выдающимся.

Согласно изначальным планам компании Holt Manufacturing, проектирование бронемашины 150 ton Field Monitor следовало завершить в 1915 году, и после этого представить необходимую документацию военным. В случае получения положительного решения, уже в 1916-м на полигон мог выйти первый опытный образец. Дальнейшая судьба интереснейшего проекта должна была определиться в соответствии с пожеланиями заказчика. Вскоре выяснилось, что подобные планы удастся реализовать лишь частично.

Действительно, до конца 1915 года конструкторы «Холт» завершили подготовку проекта, и вскоре пакет необходимых документов был отправлен в военное ведомство. Его руководители ознакомились с необычным предложением, но не заинтересовались им. В первую очередь, «Полевой монитор» был раскритикован генералом Джоном Першингом. Тот справедливо отметил, что тяжелая и медлительная машина не сможет эффективно поддерживать кавалерию. Сопровождение пехоты, в свою очередь, тоже не могло приводить к выдающимся результатам, оправдывающим строительство крупных и тяжелых машин.

Военные отказались даже от строительства и испытаний опытного образца. Тем не менее, компания-разработчик не потеряла надежду. Она продолжила развитие существующего проекта, пытаясь тем или иным образом повысить основные характеристики и расширить имеющиеся возможности. К примеру, нескольким доработкам последовательно подвергся комплекс артиллерийского вооружения. Кроме того, устаревшие пулеметы M1895 уступили свое место новейшим M1917. Основные особенности архитектуры и конструкции, однако, не менялись. Вероятно, в некоторых случаях переработка тех или иных идей была связана с необходимостью полного перепроектирования отдельных элементов конструкции.


Броневой корпус "монитора"


Имеющиеся сведения позволяют предполагать, что по мере развития существующего проекта, продолжавшегося в течение нескольких лет, конструкторам компании «Холт» удалось избавить свой проект от некоторых слабых мест и определенных недостатков. Тем не менее, и в обновленном виде сверхтяжелая колесная боевая машина не смогла заинтересовать военных. Примечательно, что к этому времени командование США стало готовиться к вступлению в войну в Европе, однако и на этом театре военных действий не удалось найти места для Holt 150 ton Field Monitor. Военачальники по-прежнему считали, что маневренные боевые действия являются задачей кавалерии и легких броневиков.

После нескольких лет работы, не давшей никаких реальных результатов, компания Holt Manufacturing была вынуждена закрыть проект, некогда казавшийся перспективным. В исходном виде он не заинтересовал основного заказчика в лице армии Соединенных Штатов, а последовавшие модернизация и улучшение не привели к желаемым последствиям. Проект был закрыт, и вся документация отправилась в архив без какой-либо надежды на возвращение оттуда.

В настоящее время, располагая современными знаниями о бронетехнике, не так уж и трудно понять причины отказа от оригинального «Полевого монитора». В свое время такая боевая машина не смогла найти реального применения по целому ряду причин. Более того, и в более поздние периоды предложенный технический облик не позволял получить желаемые результаты. В первую очередь, причиной неудачи стало неоправданное укрупнение и перетяжеление конструкции. 20-метровая 150-тонная четырехколесная машина оказалась бы слишком сложной для строительства и эксплуатации.

Большой проблемой могли стать паровые двигатели. Они были способны обеспечить приемлемую удельную мощность, но низкая надежность столь мощной силовой установки самым серьезным образом затруднила бы работу 150 ton Field Monitor. Предложенная колесная ходовая часть тоже могла привести к трудностям, например, при преодолении тех или иных препятствий. Фактически полноприводная колесная машина без особых проблем смогла бы ездить только по сравнительно ровным ландшафтам южных штатов или Мексики.

Как показал дальнейший опыт создания бронетехники, артиллерийская самоходка может нести одно орудие и при этом иметь высокие боевые качества. С такой точки зрения две установки с 6-дюймовыми пушками, предлагавшиеся для размещения на «мониторе» выглядят избыточными и неоправданно сложными. Отказ от части орудий или даже одной из башен привел бы к изрядной экономии веса и соответствующим преимуществам иного характера.

Размещение сдвоенных пулеметных установок во вращающихся башнях было однозначным плюсом проекта. Впрочем, предложенные башни были слишком большими для такого оружия, что могло привести к известным сложностям производственного и эксплуатационного характера. Высокое размещение башен могло затруднить ведение огня по целям, находящимся на малом расстоянии от бронемашины. Также нельзя не отметить, что предложенное размещение пулеметов оставляло массу мертвых зон, в первую очередь, перекрытых крупными колесами.

Таким образом, предложенная сверхтяжелая боевая машина Holt 150 ton Field Monitor имела всего несколько заметных плюсов. В первую очередь, она могла одновременно атаковать несколько целей пушечным и пулеметным огнем без значительных рисков для экипажа. Кроме того, появившись на поле боя, огромная машина с мощным вооружением имела все шансы спровоцировать панику в рядах противника. На этом ее преимущества заканчивались. Все прочие особенности технического и эксплуатационного характера были связаны с самыми разными проблемами.

В такой ситуации отказ военных от поддержки необычного проекта не выглядит чем-то неожиданным или неправильным. Командование здраво рассудило и не стало помогать в дальнейшем развитии заведомо бесперспективного образца. Инженеры компании «Холт», в свою очередь, получили возможность на теоретическом уровне изучить любопытную концепцию и сделать все необходимые выводы. По результатам проведенных работ, в следующем проекте машины военного назначения конструкторы решили обойтись без чрезмерно смелых предложений и заметным образом сократили общие габариты техники.


По материалам сайтов:
https://aviarmor.net/
https://thearmoredpatrol.com/
http://landships.info/
https://popmech.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Thearmoredpatrol.com
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти