Авиация против танков (часть 5)



Еще в годы Второй мировой войны пилоты штурмовиков столкнулись с тем, что добиться попаданий из пушек в одиночный танк было очень непросто. А ведь при этом скорость Ил-2 была примерно в два раза меньше, чем у Су-25, который считается не слишком быстрым самолётом с хорошими условиями для атаки точечных наземных целей. Штурмовику, а тем более сверхзвуковому истребителю-бомбардировщику весьма трудно попасть неуправляемыми средствами поражения в бронетехнику, передвигающуюся на поле боя со скоростью 10-20 км/ч. При этом сам боевой самолёт подвергается серьёзной угрозе со стороны ЗСУ, мобильных ЗРК малой дальности и ПЗРК. Идеальным вариантом был бы вариант бронированного малоскоростного штурмовика, способного наносить точечные удары управляемым оружием, но это так и не было реализовано.

В 60-е годы в разных странах, в том числе и в СССР велась разработка управляемых противотанковых ракет. На первых порах весьма несовершенные ПТУР наводились в ручном режиме по проводу или по радиоканалу. Задачей оператора было совместить трассер ракеты с движущейся целью, что представлялось непростой задачей, требовало немалой натренированности, и процент промахов при этом был весьма велик. Тем не менее, даже в этом случае вероятность поражения цели была существенно выше, чем при использовании неуправляемого авиационного вооружения – пушек, НАР и свободнопадающих бомб.


В конце 50-х в СССР начали экспериментировать с установкой вооружения на вертолёт Ми-1. Первоначально это были НАР ТРС-132. Побортно монтировались шесть трубчатых направляющих для ракет ОРО-132. Затем появились варианты, вооруженные пулемётами винтовочного калибра и держателями для бомб массой до 100 кг.

Авиация против танков (часть 5)

Ми-1МУ с НАР ТРС-132


Понятно, что вертолёт с таким вооружением не мог представлять серьёзной угрозы вражеской бронетехнике, да и сам он при максимальной скорости полёта 160 км/ч и отсутствии бронирования был очень лёгкой целью. В связи с этим конструкторы решили оснастить вертолёт противотанковым ракетным комплексом. В тот момент наиболее перспективными образцами считались ПТРК 2К8 «Фаланга» и 9К11 «Малютка».

Противотанковый комплекс «Фаланга» обеспечивал поражение целей на расстоянии до 2,5 км, при минимальной дальности стрельбы 500 метров. Скорость полёта ракеты со стартовой массой около 28 кг составляла 150 м/с. Наведение ракеты осуществлялось по радиоканалу. В хвостовой части ракеты монтировались два трассера. При встрече под углом 90° семикилограммовая кумулятивная боевая часть пробивала 500 мм гомогенную броню.

ПТРК 9K11 «Малютка» имел более лёгкие ракеты массой 10,9 кг с дальностью пуска до 3000 м. Боевая часть ПТУР массой 2,6 кг пробивала по нормали 400 мм броню. Наведение «Малютки» осуществлялось по проводам. Скорость ракеты – 120 м/с. В целом по сравнению с «Фалангой» это был гораздо более простой и дешевый комплекс, но для использования с вертолёта его данные были слишком низкими. Тем не менее, на испытания был представлен Ми-1, оснащенный шестью ПТУР «Малютка».


Ми-1МУ с ПТУР «Фаланга»


Вскоре после принятия «Фаланги» на вооружение появился модернизированный ПТРК «Фаланга-М» с полуавтоматическим наведением на цель. После пуска оператору было достаточно удерживать мишень в перекрестье визира, и команды наведения автоматически вырабатывались и выдавались аппаратурой управления. В модернизированном комплексе сократилось время подготовки к пуску, благодаря использованию в ПТУР более мощных двигателей дальность пуска возросла до 4000 м, а скорость ракеты до 230 м/с. При этом вероятность поражения в условиях хорошей видимости составляла 0,7-0,8.

В 1962 году Ми-1МУ в целом успешно прошел испытания, но к моменту их завершения серийное производство вертолёта уже свернули. К тому же генералы, не понимавшие преимуществ вертолета с управляемыми противотанковыми ракетами, скептически относились к боевым возможностям легких стрекозоподобных машин. В связи с этим Ми-1МУ остался опытным.

Практически одновременно с работами по вооружению Ми-1 началась разработка боевого варианта вертолёта Ми-4. Первоначально вооружение Ми-4АВ состояло из держателей для блоков НАР УБ-16 или бомб. Позже на «четвёрке» испытали ПТРК «Фаланга».


Ми-4 с блоками НАР


Однако, как и в случае с Ми-1МУ, военные не спешили принимать на вооружение ударные вертолёты. Лишь в 1966 году после принятия решения о разработке транспортно-ударного Ми-24А был оформлен заказ на вертолёты огневой поддержки Ми-4АВ.


ПТУР 9М17М «Фаланга-М»


В состав вооружения вертолёта вошли четыре ПТУР 9М17М «Фаланга-М» и три балочных держателя для шести блоков УБ-16 с шестнадцатью НАР С-5 в каждом или шести 100 кг бомб. Также могли подвешиваться четыре 250 кг бомбы или два зажигательных бака ЗБ-500. В подфюзеляжной гондоле был смонтирован крупнокалиберный 12,7–мм пулемет А-12,7.


Ми-4АВ


ПТРК находился в распоряжении штурмана, который осуществлял пуск и наведение управляемых противотанковых ракет. Сброс бомб и применение НАР производил командир экипажа, управлявший вертолётом, а огонь из пулемёта вёл борттехник.

Хотя Ми-4АВ с поршневым двигателем АШ-82В мощностью 1250 л.с. не имел бронезащиты и мог развивать всего 170 км/ч, это была вполне боеспособная машина. Помимо вооружения вертолёт мог взять на борт 8 десантников с личным оружием. Всего в вариант Ми-4АВ было переоборудовано около двухсот "четверок".

Впервые противотанковые Ми-4АВ были применены в бою в Войне судного дня. Несмотря на скромные летно-технические характеристики и высокую уязвимость «четвёрки», вооруженные ПТУР в ходе боев на Синайском полуострове 8 и 9 октября 1973 года совершили более 30 боевых вылетов. Считается, что на их счету имеются уничтоженные танки из состава израильской 162-й бронетанковой дивизии.

В целом первый опыт оснащения вертолётов Ми-4 противотанковым оружием был положительным. В то же время стало совершенно понятно, что для повышения боевой эффективности в современных условиях требуется машина специальной разработки, имеющая бронирование кабины и наиболее уязвимых узлов и агрегатов, а также специальное прицельно-навигационное оборудование, сопряженное с системой вооружения.

В конце 50-х стало ясно, что вертолёт Ми-1 стремительно устаревает и ему требуется замена. Главной проблемой, возникшей при создании нового вертолёта, было отсутствие в СССР относительно лёгкого и экономичного газотурбинного двигателя. Специально для вертолёта Ми-2 в ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова был создан двигатель ГТД-350 мощностью 400 л.с. При проектировании Ми-2 использовался ряд узлов поршневого Ми-1. Такой подход позволял значительно ускорить внедрение в серийное производство нового лёгкого вертолёта. Первый полёт прототипа состоялся в сентябре 1961 года. Но доводка и испытания вертолёта с ещё сырыми двигателями затянулась до 1967 года.

Вертолёт, оснащенный парой двигателей ГТД-350, имел максимальную взлётную массу 3660 кг и пассажировместимость 10 человек. Максимальная скорость 210 км/ч. Практическая дальность полёта без дополнительных топливных баков 580 км. В целом машина по своим характеристикам соответствовала зарубежным одноклассникам. Нарекания лишь вызывал относительно высокий расход топлива двигателей ГТД-350.

С самого начала военные проявили большой интерес к Ми-2. В перспективе кроме разведывательного, связного и санитарного вариантов, планировалось создать лёгкий противотанковый вертолёт. Но к моменту готовности вертолёта к серийному производству выяснилось, что его концепция не в полной мере удовлетворяет современным требованиям. Представления о роли и месте легкого вертолета, сформулированные 50-е годы и оформленные в виде техзадания, к моменту появления Ми-2 устарели. Желание сохранить габариты поршневого Ми-1 наложило серьёзные ограничения ещё на стадии проектирования. Из Ми-2 не удалось создать советский «Ирокез» – он был не способен взять на борт отделение солдат или соответствующий груз. Экономичность, грузоподъёмность и манёвренность Ми-2 для вертолёта такого класса оставляли желать лучшего. Специалисты ещё в конце 60-х говорили о том, что необходимы разные легкие вертолеты нового поколения – один должен быть класса Ми-4, второй виделся совсем небольшим, вместимостью 2-3 пассажира. Впрочем, недостатки Ми-2 это не столько вина конструкторов, которые сделали всё, чтобы улучшить машину, сколько ошибки на уровне формулирования самой концепции вертолета и отсутствие в СССР легкого газотурбинного двигателя с высокими техническими характеристиками.

В 1966 году был разработан боевой Ми-2В с 4 блоками УБ-16 или с таким же количеством ПТУР «Фаланга-М». Однако затягивание испытаний базового вертолёта привело к тому, что ударный вариант удалось довести до приемлемого уровня только в начале 70-х. К тому моменту велось серийное строительство транспортно-боевого Ми-8ТВ и на подходе был Ми-24А.

Утрата интереса военных была связана ещё и с тем, что строительство Ми-2 передали в Польшу. Его производство наладили на вертолётном заводе в городе Свидник. Производство двигателей ГТД-350 поручили предприятию в городе Жешув. Поляки получили право через 10 лет после начала серийного строительства Ми-2 вносить самостоятельные изменения в базовую конструкцию и создавать собственные варианты вертолёта.

Война во Вьетнаме подогрела интерес к лёгким вертолетам, оснащённым стрелково-пушечным и ракетным вооружением. В июне 1970 года в Польше начались испытания Ми-2 с 23-мм пушкой НС-23, установленной по левому борту и двумя 7,62-мм пулемётами ПКТ по правому борту. Кроме того, на шкворневых установках в окнах грузовой кабины крепились ручные пулеметы РПК, огонь из которых вёл борттехник. Этот вариант, получивший обозначение Ми-2УС, строился малой серией. Вслед за Ми-2УС появился Ми-2УРН. Вооружение вертолёта было усилено блоками 57-мм НАР.


Ми-2УРН


В 1972 году на испытания передали Ми-2УРП с узлами крепления для четырёх ПТУР «Малютка». Рабочее место оператора с оптическим прицелом и пультом наведения находилось рядом с пилотом. Хотя заявленная дальность пуска ПТУР «Малютка» составляла 3000 м, при пусках на дальность 2000 м удалось добиться попаданий в щитовую мишень, имитирующую танк, чуть более чем в половине случаев. Причиной низкой точности стрельбы управляемых по проводам ракет была вибрация вертолёта, а также несовершенство системы наведения, рассчитанной на пуск ракет с неподвижной платформы. Тем не менее вертолёт приняли на вооружение, и он строился серийно.


Ми-2УРП


Ввиду невысоких боевых характеристик и низкой защищённости вооруженные варианты Ми-2 не заинтересовали советских военачальников. Но это не помешало поставкам в другие страны Варшавского договора. Таким образом польские специалисты сумели реализовать то, от чего отказались в СССР. ОКБ Миля в начале 70-х было перегружено заказами, а военным лёгкий противотанковый вертолёт оказался не интересен. Ми-2, будь он оснащён более мощными двигателями и дальнобойными ПТУР с полуавтоматической системой наведения, мог бы быть неплох в роли лёгкого недорогого боевого вертолёта.

В 1960 году началась разработка среднего транспортно-десантного вертолета с газотурбинными двигателями, в перспективе эта машина должна была заменить поршневой Ми-4. Серийное строительство вертолёта, получившего обозначение Ми-8, началось в первой половине 1965 года на авиазаводе в Казани. В 1969 году Ми-8 полностью заменил в производстве Ми-4. Для своего времени Ми-8 был выдающейся машиной, с очень хорошими лётно-техническими характеристиками, передовым оборудованием и высоким модернизационным потенциалом. Это предопределило долгую жизнь вертолёта, строившегося большими сериями и создание многочисленных модификаций.

Вертолёт Ми-8Т, оснащённый двумя двигателями ТВ2-117, мощность 1500 л.с. каждый, развивал максимальную скорость 250 км/ч. При максимальной взлётной массе 12 000 кг вертолёт мог транспортировать груз весом 4000 кг и имел практическую дальность полёта 450 км.

На базе транспортно-десантного Ми-8Т в 1968 году создана вооруженная модификация Ми-8ТВ. Набор вооружения «восьмерки» до этого был отработан на Ми-4АВ. Транспортно-боевой Ми-8ТВ, предъявленный на испытания, получил более лёгкие и дешевые ПТУР «Малютка» с меньшей дальностью пуска. Также предусматривалась подвеска блоков НАР и бомб общим весом до 1500 кг.


Ми-8ТВ


По сравнению с Ми-4АВ существенно возрос калибр используемых авиабомб. Это могли быть бомбы массой 100, 250 и 500 кг, в том числе и разовые бомбовые кассеты, снаряженные ПТАБ. Таким образом, по ударному потенциалу вертолёт не уступал истребителю МиГ-21 и против танков, помимо ПТУР, могли применяться НАР С-5К/КО с кумулятивной боевой частью и ПТАБ в РБК-250 и РБК-500.

Условия поиска целей и наведения вооружения на вертолёте в целом были лучше, чем на истребителе-бомбардировщике. Но в то же время, пилоту, производящему пуск НАР, и штурману, наводившему противотанковые управляемые ракеты, при поиске целей приходилось полагаться только на собственное зрение. Боевая ценность достаточно крупного вертолёта снижалась тем, что «восьмёрка» с ПТУР была весьма уязвима для противовоздушных систем и истребителей. Из-за значительного веса такой приём применения ПТУР, как зависание вертолёта и стрельба с использованием складок местности, оказывался труднореализуемым.

На первой противотанковой модификации «восьмерки» имелась солидная бронезащита. Кабину экипажа от пуль и осколков прикрывали съёмные бронеплиты толщиной 8 мм. Броня также монтировалась в переборке со стороны грузового отсека. Сиденья пилота и штурмана имели бронечашки и бронеспинки. Часть остекления кабины выполнялась из прозрачной брони толщиной 50 мм. Частично бронированию подвергались топливные насосы и гидравлические агрегаты системы управления. Топливные баки имели протектирование.

Первоначально в состав вооружения Ми-8ТВ ввели пулемёт А-12,7 с боекомплектом 700 патронов. Установка крупнокалиберного пулемёта сильно загромождало кабину пилотов. Ввиду нехватки места боекомплект пришлось размещать в патронном ящике на передней стенке грузового отсека, а ленту тянуть по наружному рукаву. Однако от этого в последствии отказались, заменив А-12,7 пулемётом ПК винтовочного калибра. Для стрельбы по бронетехнике 12,7-мм пулемёт был слаб, а при применении по живой силе не имел преимуществ перед 7,62-мм пулемётом. Кроме того, использование пулемётного вооружения в боевых действиях носило эпизодический характер, и возить мёртвый груз в виде пулеметной установки с боекомплектом массой около 130 кг посчитали не рациональным. При стрельбе из А-12,7, примерно после 100 выстрелов, из-за высокой загазованности в кабине становилось нечем дышать. В общем, крупнокалиберный пулемёт у вертолётных экипажей популярностью не пользовался, и летали, как правило, без него.


Ми-8ТВ с ПТУР «Фаланга» и блоками НАР УБ-32


В 1974 году Ми-8ТВ оснастили ПТУР «Фаланга-М» с системой наведения «Радуга-Ф», которые больше подходили для использования с боевого вертолёта. В итоге транспортно-ударный Ми-8ТВ, предназначавшийся для собственной армейской авиации, союзникам поставлялся Ми-8ТБ с ПТУР «Малютка».


Установка ПТУР «Малютка» на Ми-8ТБ армии ГДР


Вертолётов Ми-8ТВ построили относительно немного, ввиду сходного вооружения они, чаще всего, использовались в полках, где имелись Ми-24. Причиной ограниченной серии Ми-8ТВ стало то, что на данной модификации ввиду большой массы вооружения и брони существенно ухудшились лётные данные, уменьшились грузоподъёмность и дальность полёта. Кабина лётчиков была чрезмерно загромождена вооружением, системой наведения ПТУР и другим прицельным оборудованием. Так, для использования различного вооружения в кабине имелось четыре прицела. В результате в строевых полках начиная с конца 70-х постепенно демонтировали установки с крупнокалиберными пулемётами и громоздкую аппаратуру наведения ПТУР. Это позволило снизить полётный вес вертолётов, что положительно сказалось на летных данных, улучшить условия работы экипажа и сконцентрироваться на прямых функциях по доставке грузов и десантников, и при необходимости оказывать огневую поддержку сухопутным подразделениям.


Подготовка к вылету Ми-8ТВ


В дальнейшем от использования управляемого вооружения на вариантах Ми-8МТ/МТВ с более мощными двигателями ТВ3-117МТ и ТВ3-117ВМ на некоторое время отказались, сконцентрировавшись на повышении грузоподъёмности, надежности, дальности и динамического потолка. Впрочем, стрелковое вооружение, внешние узлы подвески НАР и бомб на «восьмёрках» сохранились.

В 2009 году в России на вооружение приняли транспортно-ударный Ми-8АМТШ (экспортное обозначение Ми-171Ш). На вертолёте используются два турбовальных двигателя ТВ3-117ВМ с взлетной мощностью 2100 л.с., на модернизированных Ми-8АМТШ-В, пошедших в войска с лета 2014 года, — два ВК-2500-03 с улучшенной трансмиссией.

Бронезащита вертолёта усилена облегченной металлокерамической бронёй. Вертолёт получил новый комплекс авионики, куда помимо прочего входит метеорадар, очки ночного видения пилота, тепловизор и аппаратура спутниковой навигации. Благодаря этому Ми-8АМТШ имеет возможность действовать в ночное время.


Ми-8АМТШ


Базовый вариант вооружения Ми-8АМТШ включает в себя 20-ти зарядные блоки 80-мм НАР С-8 и подвесные контейнеры с 23-мм пушками ГШ-23Л на 4-6 балочных держателях и два 7,62-мм пулемёта ПКТ в носовой и кормовой установках. При необходимости вертолёт может вооружаться комплексом «Штурм-В» с управляемыми ракетами 9М114 или 9М120. Это позволяет относительно недорого превратить транспортно-боевой вертолёт в противотанковый. Что может быть интересно странам, где имеются Ми-8/17, но нет специализированных боевых вертолётов.

Продолжение следует…

По материалам:
http://www.razlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_1995_03/p3.php
http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/vertolety/vertolety-kb-milya/mnogotselevoj-vertolet-mi-1/legkij-udarnyj-vertolet-mi-1mu/
http://www.arms-expo.ru/armament/samples/1001/65179/

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 51

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. andrewkor 17 октября 2017 07:33
    Хочу воздать должное "сумрачному тевтонскому гению"времён ВМВ,управляемое ракетное оружие приоритет германских конструкторов!Зенитные ракеты "Вассерфаль","Шметтерлинг","Рейнтохтер","Э
    нциан";ракеты Воздух-Воздух:X-4,HS-298;планирующие бомбы с ракетным двигателем:X-1,HS-293;ПТР X-7"Роткапхен"!
    1. EvilLion 17 октября 2017 08:32
      И как, помогло это им?
      1. andrewkor 17 октября 2017 08:38
        Конечно немцам это Вундеоваффен в конечном итоге не помогло,но помогло развитию высокоточного оружия во всем мире и не замечать этого просто нельзя.
        1. амурец (николай) 17 октября 2017 09:26
          Цитата: andrewkor
          Конечно немцам это Вундеоваффен в конечном итоге не помогло,но помогло развитию высокоточного оружия во всем мире и не замечать этого просто нельзя.

          А что вы скажите о работах Бекаури и других работах "Остехбюро". О том что в конце 30-х И.И. Шелест испытывал образцы самонаводящегося оружия. Вся проблема той поры была в том, что не было микроминиатюрной, твёрдотельной элементной базы. Не было цифровых технологий.
          Сергей! Спасибо. Спасибо что напомнил какой путь прошли системы и методы наведения. Как вспомню что для управления на одном из типов крылатых ракет и носителе этих ракет стояли катушки с 40-ка км провода, жуть берёт. Ну наведение методом трёх точек, ты уже отметил, точностью не отличалось.
          1. andrewkor 17 октября 2017 10:29
            Уважаемый Амурец,отсутствие упомянутых Вами технологий все таки не помешало немецким конструкторам создать ,а военным успешно применить уникальные образцы высокоточного оружия.А после ВМВ страны победительницы во всю использовали опыт тысяч немецких учёных и инженеров.
            1. faiver (Андрей) 17 октября 2017 15:46
              а вот про успешное применение пожалуйста по подробнее можно? hi
              1. NIKNN (Николай) 17 октября 2017 18:38
                Цитата: faiver
                а вот про успешное применение пожалуйста по подробнее можно? hi

                Вот тут посмотрите...
                http://otvaga2004.ru/boyevoe-primenenie/boyevoye-
                primeneniye09/fritz-x-na-more/
              2. andrewkor 17 октября 2017 19:10
                Потопление двух итальянских линкоров управляемыми планирующими бомбами!
          2. snc 17 октября 2017 11:51
            А что за ракета такая с 40к провода? Раскройте секрет, всё равно наверняка устарела давно так что ничего не нарушите.
            snc
            1. амурец (николай) 17 октября 2017 12:29
              Цитата: snc
              А что за ракета такая с 40к провода? Раскройте секрет, всё равно наверняка устарела давно так что ничего не нарушите.

              Вид проводной линии связи после сбрасывания планирующей торпеды Hs 293B

              "На Hs 293B управление осуществлялось по проводам. Катушки с проводами устанавливались на консолях крыла, в катушке на самолете-носителе 12 км кабеля, на ракете — 18 км, то есть общая длина 30 км. В качестве управляющих органов у Hs 293 имелись аэродинамические рули, а именно — два элерона на задних кромках крыльев и руль высоты."
              Если верить Широкораду, то в СССР разрабатывался вариант этой торпеды с реактивным двигателем, с ещё большей дальностью. http://fanread.ru/book/11807370/?page=53
              1. Монархист (Лабинский Слава) 17 октября 2017 13:12
                Уважаемый Николай"Амурович",простите за одобряю вольность,но с точки зрения профана,реактивная торпеда на привязи это , что-то мало реальное.
                НаТВ Звезда,мне нравятся каналы:"Звезда"и ТВЦ,рассказывали,что первые ПТУРы имели изъян: оптический кабель был на китайской основе.
                1. Nikolaevich I (Владимир) 17 октября 2017 14:23
                  Цитата: Монархист
                  первые ПТУРы имели изъян: оптический кабель был на китайской основе.

                  "Первые ПТУРы" ....и оптический кабель? belay what Нагляднейшая иллюстрация к пословице:"Услышал звон,да не знает где он"! Первый серийный советский "электропроводной" ПТУР (ПТУРС) -это "Шмель"...а "китайская основа" имеет отношение ко второму советскому "проводному" ПТУРСу "Малютка". И кабель был "ликтрический" (!) трёхпроводный в изоляции из китайского шёлка...а так,как с китайцами начались ссоры,то понадобилось "импортозамещение". Появилась идея заменить шёлк нейлоном, а идею "подсказала" импортная нейлоновая рубашка министерского чиновника...так появилась в СССР фабрика по производству нейлоновой ткани.( и началась история нейлоновых рубашек и прочих изделий в СССР )
                2. амурец (николай) 17 октября 2017 15:52
                  Цитата: Монархист
                  НаТВ Звезда,мне нравятся каналы:"Звезда"и ТВЦ,рассказывали,что первые ПТУРы имели изъян: оптический кабель был на китайской основе.

                  На этих каналах могут много что рассказать. Дело в том, что ещё до ВМВ, немцы в Германии и "ОСТЕХБюро" разрабатывали как радиоуправляемые, так называемые "Катера волнового управления", так и катера с управлением по проводам, причём управление катером- камикадзе в обоих случаях производилось с самолёта. Реактивная торпеда на привязи: см Широкорад. "Огненный меч российского флота." В СССР, конкретно в интересах ВМФ, проводились на полигоне "Сухая балка" под Феодосией. Не надо только думать, что такие работы проводились только в СССР, в ВМФ США тоже было такое противолодочное оружие, управляемое по проводам. Все эти работы проводились в 30- 50-е годы ХХ века.
      2. АВП 518 (Александр) 17 октября 2017 08:56
        Сереж приветствую! Как всегда на 5 баллов!
        Небольшое уточнение по поводу стрелкового вооружения Ми-8 АМТШ.
        В общей сложности 6 шкворневых установок ,по 3 с каждого борта.В проеме дверей,2-й иллюминатор,и за 4-тым иллюминатором.
        1. свой1970 (Сергей) 17 октября 2017 12:36
          когда наш учебный пол летал на МИ-2(я не застал-но рассказывали много) - так летом при +40 при развозе пищи л/с выбирали саму тощщуюю официантку love - иначе мог не осилить взлететь с термосами...
          Так что интереса у военных - как к боевому, не просто так не было..
        2. Bongo (Сергей) 18 октября 2017 05:39
          Цитата: АВП 518
          Сереж приветствую! Как всегда на 5 баллов!

          Привет, спасибо! drinks
          Цитата: АВП 518
          В общей сложности 6 шкворневых установок ,по 3 с каждого борта.В проеме дверей,2-й иллюминатор,и за 4-тым иллюминатором.

          Благодарю, за уточнение!
      3. iouris (iouris) 17 октября 2017 10:57
        Вопрос поставлен неверно. Это помогло нам. Наверное. Хотя не очень. И только до 1991 года.
        1. амурец (николай) 17 октября 2017 11:13
          Цитата: iouris
          Вопрос поставлен неверно. Это помогло нам. Наверное. Хотя не очень. И только до 1991 года.

          Всё-таки большая часть разработок попала в США.Разгромленной репрессиями 37 года советской разведке можно простить ее неведение размаха нацистских работ. Но и западные спецслужбы проморгали тайну, о которой знали десятки тысяч немцев. Заказы выполняли десятки фирм. Ракеты взлетали уже с 1940 года. Лишь в 43-м французы создали спецслужбу «Марко Поло» для разведки высоких технологий Третьего рейха. Информация передавалась США и Великобритании. А те вскоре и сами начали охоту за секретами рейха, пустив в авангарде своих войск спецгруппы для захвата «железа» и специалистов по ракетам и авиатехнике. http://www.yaplakal.com/forum3/st/0/topic1676158.
          html
          1. iouris (iouris) 17 октября 2017 13:27
            Цитата: амурец
            Всё-таки большая часть разработок попала в США.

            Не всё в СССР смогли "переварить". Что касается США, то эта страна не несла издержки, т.к. не участвовала в научных исследованиях и создании системы образования, а была создана, чтобы капитализировать научные достижения человечества, превратив их в товары и в запатентованные технологии и другую "интеллектуальную собственность". Ни одна страна не встанет с колен, пока не прекратится экспорт мозгов в США.
            1. амурец (николай) 18 октября 2017 00:37
              Цитата: iouris
              Не всё в СССР смогли "переварить".

              Ну это касается не только СССР, но и США, правда им досталось документации в разы больше.
              Цитата: iouris
              Цитата: амурец
              Всё-таки большая часть разработок попала в США.

              Не всё в СССР смогли "переварить". Что касается США, то эта страна не несла издержки, т.к. не участвовала в научных исследованиях и создании системы образования, а была создана, чтобы капитализировать научные достижения человечества, превратив их в товары и в запатентованные технологии и другую "интеллектуальную собственность".

              После ВМВ, всех в этом отношении переплюнула Япония, не смысле разработок нового, а в том что перекупала патенты и лицензии по всему миру.
        2. Nikolaevich I (Владимир) 17 октября 2017 15:06
          Цитата: iouris
          Это помогло нам. Наверное

          Помогло....не помогло...Первые ПТУРы в СССР были созданы в 50-е годы прошлого века конструктором Надирадзе (УПС 1-7 ) Это были девайсы "калибром" от 90-мм до 200-мм как с проводным,так и радио-управлением ( даже с телевизионным...) с дальностью до 7-км.Можно попробовать представить,как бы такое оружие могло изменить облик советских вооружённых сил,характер боевых действий,соотношение боевых потерь в 50-х годах...Но разработки были остановлены...и серийные ПТУРы(ПТУРСы) в СА появились в 1960 году.В 1945 году немецкими конструкторами были созданы опытные образцы ручного противотанкового гранатомёта с активно-реактивным выстрелом .Но на вооружении СА был принят РПГ-2-более современный "аналог" первых "панцерфаустов" с "активным" выстрелом...даже на замену РПГ-2 готовили потом подобный РПГ-4....бяда,когда среди военных преобладает консерватизм.
          1. iouris (iouris) 17 октября 2017 19:33
            Цитата: Nikolaevich I
            бяда,когда среди военных преобладает консерватизм.

            Такова реальность. Поэтому военным не доверяют такое серьёзное дело, как война, а военные технологии и тактику двигают вперёд формально гражданские учёные и конструкторы.
            1. Nikolaevich I (Владимир) 18 октября 2017 01:07
              Цитата: iouris
              военные технологии и тактику двигают вперёд формально гражданские учёные и конструкторы.

              Спорное утверждение ! Зачастую разработчики начинают "шевелить рогом",когда
              военные дают им задания с определёнными требованиями...Конечно, и разработчики могут проявлять фантазии,когда им скучно;но часто творения оч.умелых рук оказываются не востребованными армией (оружие Барышева,гранатомёт Таунберга,гранатомёты "Козлик", "Арбалет" и т.д. ....)
          2. iouris (iouris) 17 октября 2017 19:37
            Цитата: Nikolaevich I
            такое оружие могло изменить облик советских вооружённых сил

            Сомневаюсь, что на том уровне технологий могло получиться действительно эффективное противотанковое оружие для авиации. Даже и сейчас его нет. Вот и Хрущёв думал, что управляемыми ракетами можно решить все вопросы.
            1. Nikolaevich I (Владимир) 18 октября 2017 00:40
              Цитата: iouris
              Сомневаюсь, что на том уровне технологий могло получиться действительно эффективное противотанковое оружие для авиации.

              Спорное утверждение....№2 . УПС-7 имел телевизионную систему наведения и дальность до 7 км !..."Фаланга",отметившаяся в известных вооружённых конфликтах, доставала,в зависимости от модификации,от 2,5км до 4км и оснащена была в начале ручной системой наведения.А "Малютка" ( 3 км; ручная система наведения ),что произвела фурор во время войны Судного дня ? Ведь военные,"околовоенные"(аналитики и прочие" подобные"...) тогда даже истерить стали по поводу судьбы и роли танков и бронетанковых войск ! А как изменило характер боевых действий Вьетконга (например,его танковых подразделений) применение американцами вертолётов ,оснащённых "TOW" (3 км) !? Разве не изменились (в определённой степени) "облик и характер боевых действий (особенно...) войск" в следствии указанных фактов? А ведь с современной позиции TOW и "Малютка"-весьма несовершенное оружие !
              1. Nikolaevich I (Владимир) 18 октября 2017 01:10
                P.S.Кстати,моё мнение такжеможет быть спорным....
      4. Tochilka (Алексей) 17 октября 2017 21:41
        помогло бы, но в 44-м Германия испытывала острый дефицит материалов и времени. Не успели довести разработки до конца. Победители сняли сливки.
  2. Dooplet11 (Александр) 17 октября 2017 09:40
    Спасибо за статью. Надеюсь, добавится информация по практическому использованию вертолетов на поле боя, с данными об эффективности и потерях.
    1. Bongo (Сергей) 18 октября 2017 05:41
      Цитата: Dooplet11
      Спасибо за статью. Надеюсь, добавится информация по практическому использованию вертолетов на поле боя, с данными об эффективности и потерях.

      А вот с этим очень сложно, поскольку достоверных данных именно о применении вертолётов против бронетехники очень мало. request
  3. igordok (Игорь) 17 октября 2017 10:10
    Подскажите. Вроде у самолетов принята следующая индексация в названиях самолетов; нечетные- у истребителей(Як-3,Ла-5), четные- у ударных, транспортных и пр. (Ил-2, Ли-2). Действует ли подобное правило в отношении вертолетов? Обратил внимание, что в основном, индексы в названиях вертолетов- четные.
    1. EvilLion 17 октября 2017 10:31
      Как хотят, так и называют. Ми-8 и Ми-17 вообще одно и то же.
      1. Dooplet11 (Александр) 17 октября 2017 10:53
        в 40-х у самолетов СССР кодировка назначения по признаку чет/нечет имела место быть.
    2. iouris (iouris) 17 октября 2017 11:01
      Стандарта на индексы пока не существует. На мой взгляд давно уже пора выработать систему. Кстати такая система существовала в 1930-ых годах (И-5, И-15, И-16, ТБ-1, ТБ-3, ДБ-3).
    3. АВП 518 (Александр) 17 октября 2017 11:02
      Цитата: igordok
      Обратил внимание, что в основном, индексы в названиях вертолетов- четные.

      1. Ил-18 (Андрей) 17 октября 2017 22:48
        Ка-15, Ка-25, Ка-27... Ми-35. А самый знаменитый истребитель МиГ-28, его Том Круз сбил. На самом деле, после смерти Сталина порядка стало меньше во всем, в т.ч. и с соблюдением ритуалов. При Сталине Ил-2, Су-6. А при Брежневе Су-25.
        1. maximghost 17 октября 2017 23:32
          При Сталине Ил-2, Су-6. А при Брежневе Су-25.

          Так получилось из-за того, что первые штурмовики либо из бомбардировщиков и разведчиков, либо строились как новые машины. Су-25 же "вырос" из истребителей бомбардировщиков. До него были ИБ МиГ-27 и Су-17.
          1. Ил-18 (Андрей) 18 октября 2017 19:13
            Из какого ИБ сделали прототип Т-8? Или ЦКБ-55?
    4. Альф (Василий) 17 октября 2017 23:09
      Цитата: igordok
      Обратил внимание, что в основном, индексы в названиях вертолетов- четные.

      Да, индексы для вертушек четные. Для наших ВВС. Нечетные индексы дают экспортным вариантам вертолетов-МИ-17, МИ-35.
      1. igordok (Игорь) 18 октября 2017 12:33
        Цитата: Альф
        Да, индексы для вертушек четные. Для наших ВВС. Нечетные индексы дают экспортным вариантам вертолетов-МИ-17, МИ-35.

        Спасибо за подтверждение моих догадок.
        1. Альф (Василий) 18 октября 2017 22:45
          Цитата: igordok
          Цитата: Альф
          Да, индексы для вертушек четные. Для наших ВВС. Нечетные индексы дают экспортным вариантам вертолетов-МИ-17, МИ-35.

          Спасибо за подтверждение моих догадок.

          Не за что, всегда рад помочь. hi
  4. Монархист (Лабинский Слава) 17 октября 2017 13:20
    Цитата: амурец
    Цитата: snc
    А что за ракета такая с 40к провода? Раскройте секрет, всё равно наверняка устарела давно так что ничего не нарушите.

    Вид проводной линии связи после сбрасывания планирующей торпеды Hs 293B

    "На Hs 293B управление осуществлялось по проводам. Катушки с проводами устанавливались на консолях крыла, в катушке на самолете-носителе 12 км кабеля, на ракете — 18 км, то есть общая длина 30 км. В качестве управляющих органов у Hs 293 имелись аэродинамические рули, а именно — два элерона на задних кромках крыльев и руль высоты."
    Если верить Широкораду, то в СССР разрабатывался вариант этой торпеды с реактивным двигателем, с ещё большей дальностью. http://fanread.ru/book/11807370/?page=53

    Я читал у Широкорада" Последний довод королей" и мне он нравился,а потом посмотрел,что он эдакий"многостаночник" то истории и теперь я скептически смотрю на его работы. Точнее решил читать выборочно и с большим недоверием.
    1. Curious (Victor) 17 октября 2017 14:38
      Hs 293 управлялась по радиоканалу. После того, как союзники захватили несколько образцов и разработали станции помех, была проработана версия Hs 293В с управлением по проводам, но она никогда не применялась.
      В 1944-1945 Япония, на основании германского опыта, разработала аналогичную радиоуправляемую ракету Kawasaki Ki-147 I-Go.
      В СССР разрабатывалась УБ 2000 "Чайка", но ее прототип - немецкая FX-1400.
      1. iouris (iouris) 17 октября 2017 19:44
        Управляемая "человеком-оператором", и это отрицательно влияло на боевую эффективность, поскольку тренажёров не было или они были примитивными, а учиться с использованием реальных боеприпасов считалось слишком дорогим удовольствием. В итоге не каждый пилот имел практику, а это означает, что результат не мог быть гарантирован, т.е. по критерию "стоимость - полезный эффект" неуправляемые боеприпасы были предпочтительнее управляемых. Кстати, тот же принцип управления использовался в пилотируемых космических полётах при стыковке и космонавтов готовили, исследовали скорость утраты навыка управления.
    2. polpot (Andru) 17 октября 2017 20:44
      У современных авторов это бывает вы Пикуля почитайте авторы пишут для заработка и часто повторяются Пушкин и Толстой в прошлом
  5. noviczok 17 октября 2017 20:33
    Спасибо за статью! Правда, бросилось в глаза несколько противоречивое описание Ми-2:

    В целом машина по своим характеристикам соответствовала зарубежным одноклассникам. Нарекания лишь вызывал относительно высокий расход топлива двигателей ГТД-350.


    И тут же:
    Из Ми-2 не удалось создать советский «Ирокез» – он был не способен взять на борт отделение солдат или соответствующий груз. Экономичность, грузоподъёмность и манёвренность Ми-2 для вертолёта такого класса оставляли желать лучшего.
    1. Bongo (Сергей) 18 октября 2017 05:44
      Цитата: noviczok
      В целом машина по своим характеристикам соответствовала зарубежным одноклассникам. Нарекания лишь вызывал относительно высокий расход топлива двигателей ГТД-350.

      По скорости и дальности полёта Ми-2 был вполне на уровне. Грузоподъёмность, конечно оставляла желать лучшего.
  6. Альф (Василий) 17 октября 2017 23:12
    12,7-мм пулемёт , а при применении по живой силе не имел преимуществ перед 7,62-мм пулемётом.

    Да ??? А дальность эффективного огня и убойность у 12,7 разве не превышает таковые у 7,62 ?
    1. Bongo (Сергей) 18 октября 2017 05:45
      Цитата: Альф
      Да ??? А дальность эффективного огня и убойность у 12,7 разве не превышает таковые у 7,62 ?

      При прицельной стрельбе по живой силе дальность огня одинакова. Но винтовочный калибр легче и дешевле при гораздо большем боекомплекте.
      1. Альф (Василий) 18 октября 2017 22:45
        Цитата: Bongo
        Цитата: Альф
        Да ??? А дальность эффективного огня и убойность у 12,7 разве не превышает таковые у 7,62 ?

        При прицельной стрельбе по живой силе дальность огня одинакова. Но винтовочный калибр легче и дешевле при гораздо большем боекомплекте.

        Вот только при попадании 7,62 человек еще может уйти-уползти, а вот после 12,7 ползти можно только к апостолу Петру.
  7. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 18 октября 2017 21:21
    Цитата: Bongo

    При прицельной стрельбе по живой силе дальность огня одинакова. Но винтовочный калибр легче и дешевле при гораздо большем боекомплекте.


    Пулемёт 12,7 всяко лучше, чем 7,62. Но дело в том, что установка НУВ-1 сама по себе имеет значительный вес, кроме того изменяет центровку, а величина отдачи негативно сказывается на прочности кабины.
    Потому, при создании Ми-8МТ от установки пулемёта отказались изначально вообще. Посчитав достаточным шесть точек подвески. Монтаж ПКТ в остекление фонаря, это уже по сути эрзац. Быстрое решение на потребности Афганистана.
  8. Dekabrev 23 октября 2017 23:47
    Bongo совершенно прав. При стрельбе по живой силе хороший пулемет винтовочного калибра гораздо лучше: он легче, больше боекомплект, больше скорострельность, им удобнее управлять (крупнокалиберный без турели с гидро- или электроприводом так резко не развернешь). На большие расстояния из трясущегося вертолета со шкворня вряд-ли можно вести прицельный огонь из любого калибра. А насчёт уползет или не уползет... Главная задача в бою вывести из строя как можно больше противников. Причём некоторые циничные специалисты считают, что лучше больше раненых, чем убитых. Убитого, что? Закопали и все, а можно и не закапывать. А раненого нужно эвакуировать с поля боя, а это дополнительное отвлечение сил и средств, а потом лечение - куча денег и людских ресурсов. Даже после этого многие выжившие не возвращаются в строй. Процент вернувшихся в строй в разных странах разный, и это зависит не только от медицины, но и от принятых в этой стране правовых норм. Кроме того, раненые и, особенно, инвалиды оказывают негативныое воздействие на моральный дух солдат и мирного населения. Война, вообще, вещь грязная.
Картина дня