Военное обозрение

Крылатые братья Коккинаки. Часть 4. Неизвестные имена

4
Павел Константинович Коккинаки белая ворона знаменитого семейства, разумеется, в хорошем смысле этого слова. При этом его биография служения Родине ещё менее известна, нежели биографии всех остальных братьев знаменитой фамилии.


Крылатые братья Коккинаки. Часть 4. Неизвестные имена


Семья Коккинаки, Павел третий слева в верхнем ряду

Родился Павел, как и все братья в Новороссийске, после Владимира Коккинаки в 1908 году и был третьим по старшинству сыном в семье, что налагало немалую ответственность. Отец семейства Константин и в этот раз сумел пристроить своё чадо учиться, что при тогдашнем уровне доступности образования, было непросто. Таким образом, Павел успешно окончил церковноприходскую школу и сразу же отправился устраиваться на работу – тяжёлая эпоха не давала времени на раздумья.



Сначала Павел работал матросом на спасательной станции, но с морем семья Коккинаки была связана очень тесно, несмотря на то, что братья отдали всю жизнь небесной стихии. Поэтому надолго Павел на станции не задержался и при удобном случае устроился на каботажное судно. Но и здесь ему было несколько тесновато и вскоре он уходит в дальнее плаванье.

Однако судьба вернула его на сушу, а точнее в школу шофёров, которую он закончил в 1936 году и начал новую «карьеру» водителя лесовоза в лесном порту Новороссийска. В те же годы старший Владимир приезжает на Малую Родину уже как покоритель небес, полный живописных рассказов и впечатлений. Быть может, именно он вдохновил Павла круто изменить свою судьбу.

Так или иначе, но в 1938 году Павел приезжает в Москву. И, наверное, не без помощи брата поступает на должность простого механика при КБ Ильюшина. Но очень скоро Павел доказал, что приняли его в команду Ильюшина не за красивые глаза. Мало того, что он быстро становится бортинженером, так ещё и завоёвывает репутацию необычайно трудолюбивого, а главное готового к саморазвитию сотрудника.

Павел станет единственным из семьи Коккинаки, который выбрал служение небесной стихии, но не в роли пилота. То ли Павел настолько любил и ценил технику, которая может спасти жизнь, то ли это отголоски традиционного новороссийского спора. Эта забавная традиция заключается в извечном соперничестве за право именоваться важнейшим членом экипажа на судне. И пока судоводители важно вышагивают на ходовом мостике, судомеханики лукаво перемигиваются, мол, мы-то знаем, кто важнее. Вот встанет сейчас двигатель и дуй, товарищ судовод, через Атлантику пешком, а мы из «машинного» посмотрим. Такие споры нередки особенно среди молодых моряков, и вполне могут возникнуть в рамках одной семьи. Однако хорошего стармеха любой грамотный капитан ценит порой выше старпома.

Именно таким бортинженером и стал Павел. Он стал полноценным представителем, как это принято называть, старой «ильюшинской» гвардии. В КБ его будут вспоминать как энергичного полного энтузиазма человека, который, как никто другой среди бортинженеров бюро, внёс особый вклад в дело создания и освоения авиационной техники. Но, увы, профессия, которую трудно переоценить, выбранная Павлом Коккинаки, всегда находится несколько в тени.



Ил-18 ("Простак" ставивший рекорды)

Более того, сам «гений неба» Владимир Коккинаки, особенно после войны, делал всё возможное, чтобы бортинженером в его экипаже был непременно брат Павел. Особенно, если полёт обещал быть рекордным. Таким уровнем доверия не шутят. К примеру, 14 и 15 ноября 1958 года Владимир Коккинаки проводит штурм высоты с грузом на пассажирском Ил-18 (по классификации НАТО «Простак»). 14-го числа «Простак» берёт высоту 12 471 м с грузом в 15 тонн, а 15-го высоту 13 154 м с грузом 10 тонн. Оба раза Владимир просто не желал слышать, что его бортинженером будет кто-то другой, кроме брата. Не изменит своей традиции Владимир и впредь. Всего уникальный экипаж братьев Коккинаки (Владимир и Павел) поставит свыше 10 мировых рекордов.



Сказать, что после этого бортинженер Коккинаки пользовался доверием, не сказать ничего. Если сам покоритель небес Владимир во время штурма рекордов считал, что надёжнее всего машину сможет подготовить только его брат.

Однако, горячий южный характер новороссийца проявлялся у Павла не только в энергичной работе. Александр громил противника и в небе и на футбольном поле, Владимир и Константин штурмовали рекорды, Валентин был безрассудно храбрым пилотом штурмовика, а вот Павел внезапно огорошил начальство требованием прыгнуть с парашютом. Что такого? В общем-то, ничего, кроме одной детали – Павлу уже стукнуло 50 лет!

Быть может, кто-то обронил случайное «стареешь», может, южный характер неожиданно выстрелил. Так или иначе, Павел Константинович насел на начальство основательно. Последнее и слышать об этом не желало, и меньше всего оно хотело потерять опытного рекордсмена из такой семьи. Но товарищи просто не догадывались, с кем связались. Павел буквально преследовал высокое начальство, пока товарищи не сдались.

Позже Павел Константинович вспоминал этот забавный момент своей биографии: «Самое главное, очень важно, как человек себя настроил. Если человек настроил себя так, что сделает, выполнит, то всё будет хорошо и гладко. Так и у меня было».

Павел Коккинаки проживёт долгую, полную труда жизнь. Он скончается в 1991 году последним из легендарных крылатых братьев, оставив по себе печаль, но печаль светлую. Ведь они покорили небо.
Автор:
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. амурец
    амурец 17 октября 2017 15:21 Новый
    +3
    Вот встанет сейчас двигатель и дуй, товарищ судовод, через Атлантику пешком, а мы из «машинного» посмотрим. Такие споры нередки особенно среди молодых моряков, и вполне могут возникнуть в рамках одной семьи. Однако хорошего стармеха любой грамотный капитан ценит порой выше старпома.

    Да. порой работа малозаметная и кажется обыденной, действительно могут споры возникать, кто важнее. А важны все, как пять пальцев в кулаке. И в рекордах В.К. Коккинаки большая часть успеха принадлежит Павлу. Это он и его технический экипаж готовили самолёт к полёту. Не надо думать, что всё зависит от наземных механиков, очень много в полёте, зависит и от бортового механика и бортинженера.
  2. parusnik
    parusnik 17 октября 2017 15:34 Новый
    +7
    Ведь они покорили небо
    ...Точнее и не скажешь.Респект автору...
  3. Rotmistr
    Rotmistr 17 октября 2017 16:43 Новый
    +17
    История в лицах всегда впечатляет
    Потрясающая семья Коккинаки
    Интересная серия статей hi
  4. Андрей Гончаренко
    Андрей Гончаренко 17 октября 2017 20:35 Новый
    +1
    В Славянске есть улица Коккинаки. А может уже фашисты и переименовали.