Гидроавиация ВМФ СССР против Кригсмарине

38
Гидроавиация ВМФ СССР против Кригсмарине


Несколько измененное название говорит о том, что сегодня мы рассмотрим самолеты, не относившиеся к привычным ВВС РККА и Люфтваффе. Сегодня речь пойдет о гидроавиации, находившейся в ведении флотов.



К гидроавиации мы относим гидросамолеты (самолеты с поплавками вместо шасси) и летающие лодки (поплавком служит сам фюзеляж).

СССР

В этом материале мы не станем рассматривать самолеты и лодки по годам, так как то, что в СССР было на вооружении до войны, то все и провоевало.

Огромная береговая линия Советского Союза подразумевала наличие самолетов, способных работать в морских условиях. И такие самолеты были.



Первенцем советской гидроавиации стал лицензионный «Хейнкель HD55» или КР-1. С 1930 года было собрано около 40 машин, которые использовались в качестве катапультных самолетов-разведчиков на кораблях Балтийского и Черноморского флотов, линкорах «Марат» и «Парижская коммуна» и крейсерах «Профинтерн», «Червона Украина» и «Красный Кавказ».



ТТХ.
Масса максимальная взлетная: 2 270 кг
Тип двигателя: 1 х Siemens Sh.20 х 480 л. с.
Максимальная скорость: 194 км/ч
Крейсерская скорость: 175 км/ч
Практическая дальность: 800 км
Практический потолок: 4 800 м
Экипаж: 2 чел
Вооружение: один пулемет ПВ-1 и два ДА калибром 7,62 мм.

По результатам испытаний КР-1 сразу стало ясно, что чем раньше придет замена «Хейнкелю», тем будет лучше, самолет не был ни выдающимся, ни современным.

Так появился КОР-1.



КОР-1 (Бе-2) — палубный катапультный поплавковый гидросамолёт, который планировалось использовать в качестве разведчика. Разработан в 1936 году ОКБ под руководством Г. М. Бериева.

Госиспытаний КОР-1 не прошёл, но ввиду отсутствия альтернатив был выпущен на Авиационном заводе № 31 им. Г. Димитрова серией в 12 единиц и стоял на вооружении в 1939—1940-м годах.



Технические характеристики
Экипаж: 2 чел
Масса снаряжённого: 2093 кг
Максимальная взлётная масса: 2486 кг
Силовая установка: 1 × М-25 × 635 л. с.
Максимальная скорость: 277 км/ч
Практическая дальность: 530 — 1000 км
Практический потолок: 6 600 м
Вооружение: 3 пулемета ШКАС 7,62-мм, 2 х ФАБ-100 (перегруженный вариант)

Испытания и использование КОР-1 выявили существенные недостатки гидросамолета и КБ Бериева довольно быстро спроектировало с учетом поступивших данных КОР-2 (Бе-4).

КОР-2 (Бе-4)



КОР-2 — палубная катапультная летающая лодка. Самолету была уготована судьба морского разведчика ближнего радиуса действия на строившихся новых кораблях.

Война внесла свои коррективы в строительство океанского флота, тем не менее, КОР-2 были принят на вооружение и выпускался с 1942 по 1945 год малыми сериями.



Всего было выпущено 44 самолета

Технические характеристики
Экипаж: 2 чел
Максимальная взлётная масса: 2760 кг
Силовая установка: 1 × М-62 × 850 л. с.
Максимальная скорость: 356 км/ч
Практическая дальность: 550 — 1150 км
Практический потолок: 8 100 м
Вооружение: 2 пулемета ШКАС 7,62-мм, 4 бомбы ФАБ-100 (перегруженный вариант)

Че-2/МДР-6



Согласно первоначальным планам самолет назывался МДР-6 (морской дальний разведчик). Выполнен по схеме «летающая лодка», но по сравнению со всеми предшественниками это был уже двухмоторный моноплан.

МДР-6 был создан в ОКБ-45 под руководством И. В. Четверикова, совершив первый полет летом 1937 года. С начала 1939 года налажено мелкосерийное производство на заводе № 31 в Таганроге, продолжавшееся до эвакуации завода осенью 1941 года. В том же году получил наименование Че-2.



Стрелковое вооружение состояло из трех огневых точек. Носовая стрелковая установка представляла собой турель типа НУ-ДБ-3 под пулемет ШКАС калибра 7,62-мм с прицелом КПТ-5.

Средняя стрелковая установка состояла из серийной турели типа СУ-ДБ-3 под пулемет ШКАС калибра 7,62 мм.

Люковая стрелковая установка была по типу шкворневой установки самолета ДБ-3 под пулемет ШКАС калибра 7,62 мм. Патронный ящик емкостью 1000 штук находился на специальной площадке по правому борту. В походном положении пулемет ставили вертикально по правому борту. На обшивке, по левому борту, имелся трос с карабином, которым стрелок закреплялся при стрельбе.

Максимальная бомбовая нагрузка самолета составляла 1200 кг. Варианты вооружения: двенадцать ФАБ-100 или ФАБ-50, четыре ФАБ-250 или БРАБ-220, две ФАБ-500.

ТТХ Че-2
Масса максимальная взлетная: 7 200 кг
Тип двигателя: 2 х М-63 х 1100 л.с.
Максимальная скорость: 360 км/ч
Крейсерская скорость: 309 км/ч
Практическая дальность: 2 650 км
Практический потолок: 9 000 м
Экипаж: до 5 чел
Вооружение: один 12,7-мм пулемет УБ и один 7,62-мм пулемет ШКАС
до 1000 кг бомб

Большинство серийных самолетов, получивших обозначение Че-2, выпускалось с двигателями М-63 мощностью по 1100 л. с. Машина, несмотря на большие размеры, была достаточно легкой. Вес пустого Че-2 не превышал 4100 кг, взлетный — 6700 кг. В перегрузочном варианте летающая лодка весила 7200 кг. Благодаря своим аэродинамическим формам самолет обладал хорошими летными и мореходными данными.

Че-2 имел съёмное колесное шасси, позволяющее базироваться на берегу.



Использовался самолет в составе всех 4-х флотов с конца 1940 по 1946 годы.


Дальше речь пойдет о самолетах, сыгравших более значительную роль в морской авиации.

Первый, конечно, знаменитый «амбарчик», морской ближний разведчик МБР-2.



Эта летающая лодка была создана в ОКБ Бериева в 1931 году, первый полет состоялся в 1932-м, а уже после совещания у Сталина 5 августа 1933 года, самолет пошел в серию.

Несмотря на то, что МБР-2 был деревянным, он показал весьма хорошие летные и мореходные качества, ничем не уступая одноклассникам в мире.

Деревянная конструкция требовала к себе деликатного отношения, после каждого вылета самолет надо было просушивать. Но морской авиации нужен был простой и надежный самолет, и МБР-2 стал таким.

В 1938 году на МБР-2 (точнее, на его гражданском варианте МП-1) экипаж военных летчиц (Полина Осипенко, Вера Ломако и Марина Раскова) совершил рекордный беспосадочный перелёт по маршруту Севастополь — Киев — Новгород — Архангельск протяженностью 2 416 км.


Во время Великой Отечественной войны МБР-2 применялся в качестве морского ближнего разведчика и частично как дальний. Был специальный аэрофотосъёмочный вариант, а также МБР-2 использовали в качестве легкого бомбардировщика.



«Амбарчик» честно отпахал всю блокаду Ленинграда, как собрат У-2. Была применена тактика, когда немецкие аэродромы в течение всей ночи бомбили одиночные самолеты, подходившие с интервалами в 15-30 минут.

Такие удары не только изматывали немцев, но нередко приводили к чувствительным потерям. Так, в ночь на 30 сентября 1942 г. четыре МБР-2 по очереди сбросили на аэродром в Красногвардейске (Гатчина) 20 ФАБ-100 и 15 АО-15. Согласно донесениям противника, в результате были уничтожены два Ju-87 из 7/StG1 и поврежден Bf-109G-2 из Stab JG77.

Следует отметить, что из 1534 вылетов, совершенных ВВС КБФ против аэродромов противника за всю войну, на долю МБР-2 приходится 678. Находящиеся на втором месте истребители выполнили только 375 вылетов.

Как бомбардировщик МБР-2 не совсем состоялся, невысокая скорость и слабое оборонительное вооружение делали его легкой целью. Но как разведчик и спасатель, это был незаменимый самолет.



Поскольку акватории гидроаэродромов замерзали в суровые зимы, это ничуть не мешало работе. Поставленные на лыжи МБР-2 летали с сухопутных аэродромов.

Отвоевав всю Великую Отечественную, МБР-2 продолжил свой боевой путь на Тихом океане, в войне с Японией. Но и это не стало последней вехой в его истории.

В 1946 году некоторое количество МБР-2 попало в Корею. Вместе с По-2, получившими прозвище «чокнутые китайские будильники», «амбарчики» получили не менее почетное прозвище от янки: «ночные кофемолки Чарли». В донесениях с «той стороны» неоднократно упоминались действия ночных легких бомбардировщиков, мешавших работать тральщикам.

И По-2, и МБР-2 стали поистине головной болью для американцев, поскольку даже на самых роскошных радарах того времени засечь небольшой деревянный самолет было еще той задачей.

Война в Корее поставила финальную точку в боевой карьере летающей лодки. К моменту заключения Соглашения о прекращении огня в июле 1953 г. ни одного МБР-2 в строю ВВС КНДР уже не осталось.

В завершении рассказа о МБР-2 хочется сказать, что к нему, как и к ПО-2, подходит определение «рабочая лошадка».

Созданная советскими инженерами Таганрога под руководством Георгия Михайловича Бериева, летающая лодка действительно не могла похвастаться ни изяществом форм, ни выдающимися характеристиками, она просто надежно «тянула лямку» в боевом строю и на линиях ГВФ.

ТТХ МБР-2
Масса нормальная взлетная: 4 424 кг
Тип двигателя: 1 х М-34НБ х 750 л.с.
Максимальная скорость: 234 км/ч
Крейсерская скорость: 170-200 км/ч
Практическая дальность: 690 км
Практический потолок: 7 400 м
Экипаж: 2 чел
Вооружение: два — четыре 7,62-мм пулемета ШКАС или ДА, бомбы до 600 кг

Всего было построено 1 365 самолетов МБР-2 всех модификаций.

Последним в нашем ряду будет просто уникальная машина.

Ш-2



Ш-2 — единственный в мире крупносерийный самолет, опытный экземпляр которого строился на частной квартире в домашних условиях.

Когда в 1928 году молодой ленинградский инженер Вадим Шавров предложил «Осоавиахиму» проект летающей лодки, способной садиться где угодно и поднимать груз, эквивалентный весу трех человек, «Осоавиахим» одобрил проект, отпустил деньги на постройку и предложил конструктору чехословацкий двигатель "Вальтер" мощностью 85 л. с.

Завод, на котором работал Шавров, приступил к воплощению большой программы серийного строительства учебных самолетов. Директор отказался принять заказ на строительство амфибии, разрешив только произвести сборку на заводском аэродроме.

Оставался один выход: строить самолет на квартире у приятеля и компаньона по проектированию амфибии — Виктора Корвина. Не смутило и то, что квартира располагалась на втором этаже.

Работали втроем: два инженера, проектировавшие самолет, Шавров и Корвин, механик Николай Фунтиков. Через 13 месяцев крылья, оперение и лодка-фюзеляж были собраны и вытащены через балкон на улицу.

В Москве в конце сентября 1929 года Ш-1 отлично выдержала государственные испытания. Однако комиссия потребовала, чтобы на этой хорошо пилотируемой машине был установлен более мощный отечественный двигатель, изготавливаемый серийно.

Шаврову предложили переделать машину под советский серийный двигатель М-11 в 100 л. с. После предварительных расчетов выяснилось, что для этого потребуется несколько увеличить размеры самолета, оставляя схему прежней. Так родилась вторая амфибия Ш-2.



Серийное производство Ш-2 было организовано на Таганрогском заводе № 31, первый самолёт был выпущен 1 апреля 1932 года. Для нужд санитарной авиации был спроектирован санитарный вариант амфибии с отсеком для носилок конструкции Ф. Ф. Липгарта (было изготовлено 16 таких самолётов).

Всего в 1932 — 1934 годах было выпущено 270 машин, после чего их производство прекратилось. Эксплуатировавшиеся самолёты, выработав свой ресурс, постепенно списывались, и к осени 1939 года в строю их практически не оставалось.

Ситуация изменилась с началом Советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросамолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых в условиях болотистой местности, большого количества рек и озёр.

В связи с этим ГУ ГВФ было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские ГВФ (АРМ-21). При этом выяснилось, что простота и дешевизна конструкции самолёта (он был дешевле в производстве, чем даже У-2) позволяли возобновить их серийное производство.

Под руководством В. Ф. Рентеля была проведена модернизация проекта — новые самолёты получили двигатель М-11Д, улучшенные амортизаторы моторамы, контрподкосы. До начала Великой Отечественной войны в мастерских успели собрать 50 машин.

При эвакуации АРМ-21 в августе 1941 года в Иркутск, туда же были отправлены и готовые детали для 20 самолётов Ш-2, первые машины там были выпущены в 1942 году.

На Ремонтном заводе ГВФ № 403 было организовано и новое производство, при этом в конструкцию был внесён ряд изменений, продиктованных сложностями снабжения в годы войны. Всего с 1942 по 1945 годы в Иркутске было выпущено 150 новых Ш-2 и отремонтировано 286.



После войны самолёт выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946 — 1947 и в 1951 — 1952 годах. Модифицированный вариант включал в себя новый, более мощный, вариант двигателя М-11 (М-11Л, 115 л. с. и М-11К, 125 л. с.), приспособление для его запуска от баллона со сжатым воздухом, триммеры на рулях высоты и направления, закрытую кабину.

Точных данных о количестве выпущенных за все годы Ш-2 нет. Известно, что их было построено от 800 до 1200). Простота и высокая ремонтопригодность машины (иногда они проходили по 4—5 капитальных ремонтов) обеспечили этой машине долгую жизнь.

Амфибии Шаврова работали как почтово-пассажирские, санитарные, наблюдательные самолеты, как учебные для подготовки морских летчиков, летающих на гидросамолетах. Широко применялись они в Арктике для ледовой разведки на ледоколах.

Ш-2 широко эксплуатировалась на Каспии и на реках и озерах Сибири вплоть до 1964 года. 32 года в эксплуатации — редкая живучесть.

Экипаж: 2 человека (пилот и механик) + 1 пассажир
Масса нормальная взлётная: 937 кг
Тип двигателя: 1 х М-11 х 100 л.с.
Максимальная скорость: 139 км/ч
Крейсерская скорость: 80 км/ч
Практическая дальность: 500 км
Практический потолок: 3 100 м

В итоге можно сделать вывод, что гидроавиастроение хоть и было в СССР на втором, если не на третьем плане, но тем не менее, советские инженеры смогли создать не энергоемкие машины с довольно хорошими характеристиками и эксплуатационными качествами.

Германия

В предвоенный период основным гидросамолетом Кригсмарине был «Арадо Ar-196».



Весьма современный и обладавший хорошими летными качествами самолет нес еще и очень достойное вооружение. «Арадо-196» использовались и как поплавковые самолеты с гидроаэродромов, и как катапультируемые с кораблей.

«Арадо-196» стоял на вооружении всех значительных кораблей Кригсмарине: «Адмирал граф Шпее», «Шарнхорст», «Гнейзенау», «Дойчланд», «Адмирал Шеер», «Бисмарк», «Тирпиц» и «Принц Ойген».



Экипаж: 2 человека (пилот и стрелок-наблюдатель)
Масса нормальная взлётная: 3 300 кг
Тип двигателя: 1 х BMW-132 х 960 л.с.
Максимальная скорость: 330 км/ч
Крейсерская скорость: 265 км/ч
Практическая дальность: 795 км
Практический потолок: 7 000 м

Вооружение: две 20-мм пушки MG-FF (в крыльях), 7,92-мм пулемёт MG-17 (курсовой, справа от кабины), 7,92-мм пулемёт MG-15 (на турели) или спаренная установка MG-81Z.
Две 50-кг бомбы.

Хорошо показавший себя самолет стоял на вооружении Королевских ВВС и морской авиации Норвегии, Финляндии, Болгарии и Румынии.

Всего был выпущен 451 самолет.

Blohm & Voss BV-138. Летающая лодка-дальний разведчик



В 1937 году у конструктора Фогта получился весьма хороший самолет, который провоевал всю войну. Первое применение BV-138 было в 1940-м году в Норвегии, последнее — 1 мая 1945 года в Берлине.

ЛТХ по ВV-138c-1
Масса нормальная взлетная — 14 513 кг
Тип двигателя: 3 дизельных Юнкерс Jumo-205D х 880 л. с.
Максимальная скорость: 283 км/ч
Крейсерская скорость: 234 км/ч
Практическая дальность:
максимальная: 4 272 км
нормальная: 1 212 км
Практический потолок: 5 000 м
Экипаж: 6 чел
Вооружение: по одной 20-мм пушке МG-151 в носовой и кормовой башнях и 13-мм пулемет МG-131 на пилоне центрального двигателя
Бомбы: 3 х 100 кг или 6 х 50 кг, или 3 х 150 кг глубинные бомбы (перегруз).



Небольшое число гидросамолетов ВV-138 в 1942-43 годах были переделаны в минные тральщики и получили обозначение ВV-138-МS. Самолеты модернизированные таким образом еще называли "Мауси-флюгцойг" — "самолет-мышеловка".

Самолет использовался для траления магнитных мин на каналах, реках и у береговой черты. С ВV-138-МS снималось все вооружение. Вокруг корпуса монтировалась на подкосах магнитная обмотка, питавшаяся от вспомогательного мотора, установленного на месте носовой башни.

Некоторые модели ВV-138 оснащались локаторами FuG-200 "Хохентвиль" для поиска конвоев и наведения на них подлодок. В случае необходимости самолет мог везти 10 полностью экипированных пехотинцев.

Всего было выпущено 297 самолетов

«Дорнье Do-18»



Наследник исключительно удачной летающей лодки Клода Дорнье Do-16 «Wal», Do-18 был такой же надежной и легко управляемой машиной, способной к весьма дальним перелетам.

ТТХ
Экипаж: 4 человека
Максимальная взлётная масса: 10 795 кг
Двигатели: 2 × Junkers Jumo 205 × 867 л. с.
Максимальная скорость: 265 км/ч
Крейсерская скорость: 164 км/ч
Практическая дальность: 3 500 км
Практический потолок: 4 200 м
Вооружение: одна пушка 20-мм MG-151/20, один 13-мм MG 131 пулемёт, 2 бомбы 50-кг на крыльевых бомбодержателях.

Do-18 служил в Кригмарине в качестве охотника за подводными лодками, дальнего морского разведчика, патрульного самолета, морского спасателя.



Всего было построено 154 самолета.

«Дорнье» Do-24.



Трёхмоторная летающая лодка, разработанная компанией Dornier Flugzeugwerke для морского патрулирования и выполнения спасательных операций. Согласно записям Дорнье, данным самолётом за время его эксплуатации было спасено около 12 000 человек.

Экипаж: от 3 чел
Масса снаряжённого: 18 400 кг
Двигательная установка: 3 × Bramo 323 х 1 000 л. с.
Максимальная скорость: 341 км/ч
Радиус боевого применения: 2 900 км
Практический потолок: 5 900 м
Вооружение: 1 × 20-мм пушка MG-151/20, 2 × 7,92 мм пулемёта MG-15, 12 × 50 кг бомб.


Этот самолет также применялся в роли тральщика магнитных мин.

Всего с 1937 по 1945 год было построено 279 машин этого типа.

Кроме этого, на вооружении Кригсмарине состояли самолеты, выпускавшиеся малыми сериями (до 10 штук), «Дорнье Do-26», «Блом и Фосс BV-222», не сыгравшие какой-либо значительной роли в войне. Например, Dо-26 был выпущен серией в 6 машин, все шесть были потеряны в ходе Норвежской операции.

Какой можно здесь сделать вывод? Немецкие гидросамолеты, а особенно летающие лодки Дорнье, были верхом технического совершенства. Спальные места, кухни и туалеты на борту дальних морских разведчиков Кригсмарине — это была обыденность.

Роль гидроавиации на морских просторах и в прибрежной зоне была весьма значительна. Самолеты вели разведку, обнаруживали и атаковали подводные лодки противника, а порой даже уничтожали их, спасали терпящих бедствие.

Однако то, что немецкая гидроавиация была на порядок сильнее и совершеннее советской, как это ни прискорбно звучит, действительно, что не в морской и прибрежной зоне решалась судьба войны.

Источники:
Емельянов С. Н. Таганрогская авиация.
Шавров В. Б. История конструкции самолётов в СССР.
Шунков В. Н. Авиация Люфтваффе.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 октября 2017 07:48
    Несмотря на сверх протяжённую береговую линию советская гидроавиация была всё-таки приибрежная,а германская океанская,обеспечивающая действия Кригсмарине в Атлантике.К сожалению единственный стратегический и весьма удачный гидросамолет АНТ-44бис в серию не пошел хотя весьма удачно воевал на Чёрном море в 1941-43г.!
    1. +4
      17 октября 2017 10:43
      И про него в статье забыли.
      1. +2
        17 октября 2017 11:08
        Если говорить об авиации флотов и их противостоянии, то автор "забыл" много чего. Ни структуры, ни решаемых задач, ни изменений за период боевых действий. Статья, - пустышка. Наберите в поисковике "Морская Авиация в годы Второй Мировой Войны" и Вы получите значительно больше достоверной и качественной информации, не тратя время на прочтение этой поделки.
      2. +1
        17 октября 2017 12:23
        И про He-115 тоже.
  2. TIT
    +2
    17 октября 2017 08:21
    ЗАСЛАННЫЙ КАЗачок , но со своим вкладом в дело победы и послевоенного освоения севера
    1. +9
      17 октября 2017 08:47
      Ну так и напишите ,что "Каталина".А почему "засланный казачок",это же синоним вредителя,не справедливо к этому ввдающимуся самолету!
  3. Комментарий был удален.
    1. 0
      17 октября 2017 10:25
      простите,а вас что забанили на сайте? напишите свою статью. автор дал обзор типам гидросамолетов .
      1. +2
        17 октября 2017 11:01
        Прощаю. Не забанили. Содержание "статьи" у автора не соответствует ее названию . Что я и отметил. Если вы считаете, что это обзор типов гидросамолетов, то это тоже неверно. Неполный (очень!) перечень самолетов, стоявших на вооружении у ВМФ и Кригсмарине. Писать статью с подобным перечнем, даже более полным, не вижу смысла при наличии Вики и Гугла.
        1. 0
          17 октября 2017 11:03
          но у вас есть возможность либо написать статью либо дополнить автора в комментарии. согласитесь,нам будут интересны оба варианта
          1. +1
            17 октября 2017 11:43
            Вот я и дополнил автора комментариями. Если они не лестны и лично Вам не нравятся, опровергните по сути комментария. У Вас есть такая возможность. hi
      2. +5
        17 октября 2017 11:19
        Простите, а Вы референт? Автор дал обзор гидросамолетов или по принципу "я о них знал", или по принципу "что по быстрому нашел". Или автора можно только хвалить? Типа -радуйтесь, что Вам хоть что-то написали, а не нравится - пишите себе сами?
        Если уж писать обзор, то писать обзор. А где же тогда, Arado 95 и 231, где самолеты Heinkel 59, 114, 119?
        А Blohm und Voss назывался На 139.. А был еще интереснейший Blohm und Voss На 140.
        1. +2
          17 октября 2017 11:50
          ТБ-1 на поплавках, АНТ-44, ДБ-3, По-2 .... Да что говорить, сляпано "по-быстрому". Халтура.
          1. +2
            17 октября 2017 13:26
            МР-6/МП-6:
            1. +3
              17 октября 2017 14:38

              На рисунке более наглядней. МП-6 АРКТИКА
              Нередко применялись поплавки от самолета ТБ-1. В таном виде самолет под названием МР-5 (или МП-6 — без вооружения) использовался и в военных и в гражданских целях.
              Во время Великой Отечественной войны АНТ-7, уже снятый с вооружения, применялся для буксировки планеров, доставки оружия партизанам и эвакуации раненых и т.д. Было построено 406 самолётов разных модификаций.
              Верней всего, как гидросамолёт они не использовались
              1. +1
                18 октября 2017 10:06
                А ведь был ещё настоящий первенец советской гидроавиации - поплавковый гидросамолёт МР-1 (первый полёт - 19 октября 1925 года).

                Знаменит он тем, что именно на счету МР-1 (до 1943 года) был крупнейший из кораблей, потопленных советской авиацией.
                1. 0
                  18 октября 2017 10:27
                  Вы имеете в виду бои за Лухасусу и потопление совместно с кораблями Амурской флотилии китайской канонерской лодки 12 октября 1929 года?
                  1. +1
                    18 октября 2017 17:43
                    Цитата: hohol95
                    Вы имеете в виду бои за Лухасусу и потопление совместно с кораблями Амурской флотилии китайской канонерской лодки 12 октября 1929 года?

                    Скорее, это последующий бой за Фугдин.
                    11 октября командующий китайской флотилией Шэнь Хунле неожиданно покинул Лахасусу на флагмане канонерской лодке «Цзянхэн» и ушел выше по течению Сунгари в Фугдин. Командира «Цзянхэн» капитана 2 ранга Инь Цзоцяня, оставили в Лахасусу с приказом временно принять флотилию под свое управление.

                    По одним данным 31.10.1929 г. гидросамолёты 68-го отряда потопили КЛ "Цзян-Хэн", по другим - самолёты и гидросамолёты нанесли "Цзян-Хэн" такие повреждения, что КЛ была вынуждена выброситься на берег.
                    1. +1
                      18 октября 2017 21:38
                      " Утром 31 октября они появились у городаа Фугдин. Высадку десанта предварила бомбардировка города гидропланами 68-го отряда. От взрывов загорелись склады, тюрьма и полицейское управление. Один из самолетов обнаружил обоз и сбросил на него бомбы, уничтожив несколько повозок. Другой экипаж атаковал отряд кавалерии примерно в 300 сабель и разогнал его осколочными бомбами и пулеметным огнем. В порту летчики потопили вооруженный пароход."
                      статья В.Р. Котельникова "КВЖД, война в воздухе", опубликованная в журнале "Авиамастер" №3-2007.
                      На сайте ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ РОССИИ приведена следующая информация:
                      В ответ на провокационные действия гоминьдановского Китая, захватившего 10 июля 1929 года Китайско-Восточную железную дорогу и обстреливавшего пограничные заставы, населенные пункты и пароходы на Амуре, советское командование решило нанести удар по главным силам врага, сосредоточенным в устье Сунгари и в окрестностях города Лахасусу (Тунцян), представлявшего собой сильно укрепленный оборонительный узел. На рейде Лахасусу стояли крейсер под флагом адмирала Шена, 3 канонерские лодки, 6 вооруженных пароходов и плавучая батарея. Рейд и прилегающие протоки защищались минными и боновыми заграждениями.
                      В состав советской Амурской флотилии входило 14 кораблей, в том числе 3 канонерские лодки, 4 монитора и 3 бронекатера. Перед ними была поставлена задача уничтожить белокитайские корабли и обеспечить высадку и продвижение десанта.
                      В ночь на 12 октября корабли подошли к устью Сунгари и стали на якоря согласно диспозиции. В 6 часов 10 минут первый удар по Лахасусу нанесла авиация, а через 2 минуты с флагманского монитора “Ленин” (до 1922 года “Шторм”) прозвучал первый залп, по которому открыли огонь остальные корабли. Китайская сторона тут же ответила довольно метким огнем, заставившим наши мониторы сняться с якоря и начать маневрировать.
                      Первым добился успеха монитор “Свердлов” (до 1922 года “Вьюга”), несколькими залпами накрывший канонерские лодки “Ли-Дзи” и “Ли-Суй”. Первая была потоплена, вторая с повреждениями вышла из боя и ушла к Фунгдину. По дороге ее догнали гидросамолеты МР-1 и несколько метко сброшенных бомб разворотили у лодки все надстройки.
                      Затем от снарядов “Свердлова” начался пожар на пароходе “Дян-Пай”. Монитор “Красный Восток” (до 1927 года “Ураган”) за первые 20 минут боя подавил береговую батарею, затем взорвал канонерскую лодку. Тем временем четвертый наш монитор “Сунь-Ятсен” (до 1927 года “Шквал”) двумя снарядами добил пароход “Дян-Пай”, на котором взорвался пороховой погреб. После этого артиллеристы монитора перенесли огонь на плавучую батарею и заставили замолчать ее орудия. Не выдержав огня, уцелевшие корабли противника ушли к Фугдину. С наших кораблей была высажена 2-я Приамурская стрелковая дивизия, которая при поддержке корабельной артиллерии к 15 часам заняла Лахасусу.
                      Остатки Сунгарийской китайской флотилии (канонерская лодка “Кианг-Хенг”, 4 вооруженных парохода и несколько малых судов) укрылись под защитой укреплений Фугдина. 29 октября тральщики советской Амурской флотилии очистили от мин подходы к Фугдину, и на утро следующего дня 4 монитора, 4 канонерские лодки, минный заградитель, 3 бронекатера, 5 транспортов и 3 баржи с десантом двинулись вверх по Сунгари. К 15 часам дорогу им преградили 7 барж и 2 парохода, затопленных белокитайцами на фарватере. Через некоторое время бронекатеру “Барс” удалось найти небольшой проход, но начинало темнеть, и корабли флотилии стали на якорь.
                      30 октября самолеты совершили в район Фугдина 17 боевых вылетов. В результате бомбардировок получила повреждения и покинула позицию канонерская лодка “Кианг-Хенг”, а 2 парохода и баржа были потоплены.
                      После проведения тральных работ, в 11 часов 31 октября с кораблей был высажен десант, завязавший бой на подступах к Фугдину. Мониторы Амурской флотилии уничтожили последние корабли белокитайцев и открыли огонь по береговым укреплениям. Канонерскую лодку противника добили летчики Э. Лухт и Д. Боровиков. Из экипажа лодки удалось спастись только 4 человекам. К 20 часам большая часть города была взята, и корабли получили приказ возвращаться в Хабаровск.
                      За проведение этой операции 59 командиров и краснофлотцев Амурской флотилии были награждены орденами Красного Знамени, а флотилия стала Краснознаменной.
                      1. 0
                        19 октября 2017 10:55
                        Цитата: hohol95
                        Остатки Сунгарийской китайской флотилии (канонерская лодка “Кианг-Хенг”, 4 вооруженных парохода и несколько малых судов) укрылись под защитой укреплений Фугдина.

                        Вот это она и есть - "Цзян-Хэн". Просто в другой транскрипции. smile
                        И судя по тому, что в боях за Лахасусу эта КЛ не упоминается - с большой долей вероятности она действительно ушла в Фугдин за сутки до боя 12 октября. Потому как не заметить участие в бою самого большого корабля китайской флотилии (550 т водоизмещения, 60 м длины) аж со 120-мм орудием наши не могли.
                        Но от судьбы не уйдёшь - и, избежав боя за Лахасусу, "Цзян-Хэн" пришлось участвовать в бое за Фугдин 30-31 октября. Где она и попала под удары 68-го авиаотряда на МР-1.
                        На рассвете 31 октября советские корабли подошли к Фугдину, и тральщики приступили к проделыванию проходов в минных заграждениях. Китайские корабли и береговая артиллерия открыли сильный огонь. В этот момент над рейдом появилась пара МР-1 командира отряда Э.М.Лухта и начштаба Д.И.Боровикова. Они быстро выбрали главную цель - флагмана неприятельской флотилии канонерскую лодку «Цзян Хэн» (в большинстве источников ее название дается как «Кианг-Хенг»). Самолеты с ходу пошли в атаку, невзирая на ожесточенный пуле-метно-винтовочный огонь, с пологого пикирования прицельно отбомбились по вражескому кораблю и обстреляли его из пулеметов. В результате «Цзян Хэн» перевернулся на левый борт и затонул.

                        © Александр В. Котлобовский. Боевое применение Р-1. "Авиация и время", № 4 за 2001 г.
        2. +2
          17 октября 2017 12:40
          Цитата: Curious
          Если уж писать обзор, то писать обзор. А где же тогда, Arado 95 и 231, где самолеты Heinkel 59, 114, 119?

          Вы ещё спросите - где вот это:
          1. +1
            17 октября 2017 12:58
            Или это, конкурент того.
  4. +2
    17 октября 2017 12:01
    В итоге можно сделать вывод, что гидроавиастроение хоть и было в СССР на втором, если не на третьем плане, но тем не менее, советские инженеры смогли создать не энергоемкие машины с довольно хорошими характеристиками и эксплуатационными качествами.
    Я бы так не сказал, потому что разработки новых гидросамолётов велись весьма активно. Это и работы Д.Григоровича и работы Четверикова, помимо МДР-6 он создал самолёт подводной лодки СПЛ
    На фото: СПЛ и И.В. Четвериков и А.В. Кржижевский. http://pro-samolet.ru/samolety-sssr-ww2/gidrosamo
    let/919-plane-for-submarines-spl
    и работы АГОС при ЦАГИ. Вот плохо только многие работы не дошли до серийного производства.
  5. +3
    17 октября 2017 12:05
    Известно о некоторых боевых вылетах МТБ-2Д (а всего их было около 80):
    в ночь на 13 сентября 1941 г. МТБ-2 бомбил вражеские войска в районе Одессы;
    в ночь на 9 октября атаковал немецкие аэродромы в пунктах Кульбакино и Сливны.

    В ночь на 17 октября 1941 года МТБ-2Д успешно атаковал Бухарест (бомбовая нагрузка 8 ФАБ-250). Возвращение ожидалось под утро, но в назначенное время самолет из боевого полета на базу не вернулся. С утра на его поиски вылетел ГСТ, за ним второй, однако обнаружить морской бомбардировщик не удалось. Причиной исчезновения стал сильный боковой ветер, который снес самолет, идущий в сплошной облачности, далеко за береговую черту. Когда экипаж попытался восстановить обстановку, оказалось, что летят они над сушей, в районе Краснодара. Сориентировались, пошли в сторону моря, неоднократно были обстреляны зенитным огнем с земли. Наконец совершили приводнение в районе Геленджика и скоро, с рассветом, были зажаты двумя советскими катерами - морскими охотниками, которые потребовали от летчиков сдаваться в плен. Доказать морякам, что "мы свои" долго не получалось. Тогда пришлось прибегнуть к старому проверенному методу - Сухомлин высунулся из лодки и в рупор на "могучем" русском языке высказал все, что он думает об экипажах катеров и их родственниках. Лишь после этого они поверили, что самолет не является вражеским, и разрешили ему перелететь в Севастополь.
    По свидетельству майора в отставке Федора Пантелеевича Мамай (в 1942 г. ст. техника по вооружению самолетов), в отношении МТБ-2 существовало предписание (или приказ) - каждый его взлет обеспечивать охраной истребителей. В противном случае эту заметную машину могли сбить на взлете немецкие истребители, которые неустанно барражировали вдоль прибрежных отрогов кавказского хребта.

    10 августа 1942 г. МТБ подготовили к вылету - подвесили 12 ФАБ-250. Стоял штиль, поэтому с первого, и даже со второго раза, тяжело нагруженный самолет оторваться от воды не смог. В третьей попытке, в момент отрыва от поверхности бухты, взлетающий МТБ-2 атаковали два истребителя Ме-110 (или Ме-109) и он врезался в воду. В живых остался только командир корабля капитан Наумов - его выбросило из кабины и, по его личному свидетельству, он даже не успел ничего понять. Погибли штурман капитан И.П.Грязных, второй пилот ст. лейтенант А.А.Чайка, радиотехник лейтенант Н.К.Назаров, стрелок ст. сержант М.М.Дубина, стрелок-радист младший сержант А.У.Кошнар.

    Расследование инцидента было коротким: виновником гибели экипажа и самолета объявили капитана Наумова: якобы он рано начал разворот на взлете и задел крылом воду, далее последовала катастрофа. Позднее Наумова перевели для продолжения службы на Северный флот.
    Останки МТБ-2 более сорока лет пролежали в море, на глубине 10-12 метров на выходе из Геленджикской бухты у Толстого мыса. В 1988-1989 гг. место падения самолета обследовали водолазы самодеятельной группы "Поиск" на предмет возможности подъема его на поверхность. Однако осмотр показал, что обломки машины перемешаны с неразорвавшимися бомбами (теми самыми, с которыми МТБ уходил в боевой полет). Операция по подъему была отложена, а затем вызванные из Севастополя саперы подорвали опасную находку прямо на дне.
    1. +1
      17 октября 2017 20:30
      Спасибо за информацию о гибели МТБ 2
      1. 0
        17 октября 2017 20:31
        Пустяк!
        Нарыл в интернете. hi
  6. +2
    17 октября 2017 12:07
    Лично для меня было весьма познавательно.
    Пусть не научно технический трактат, но тем не менее человек постарался, дал даже возможность дополнить поспорить покритиковать.
    Ну наспех так наспех.
    Не всегда же деликатесы на завтрак потреблять.
    Зачастую и яишенка вполне.
    Ну не вылизано, ничего страшного.
    "Однако то, что немецкая гидроавиация была на порядок сильнее и совершеннее советской, как это ни прискорбно звучит, действительно, что не в морской и прибрежной зоне решалась судьба войны."
    1. +3
      17 октября 2017 12:58
      У него уже целый сборник. Ладно бы неполно или просто по-быстрому, но правильно. Так куча ошибок, неточностей и искажений. Посмотрите комментарии к предыдущим частям "сборника произведений". Ощущение, - автор пишет для того, чтобы его правили и дополняли.
  7. +3
    17 октября 2017 12:35
    Интересно... КОР-1 (локализованный "Хейнкель") в статье есть. А ГСТ - нет. what
    И где Хейнкель-115?
    1. +1
      17 октября 2017 13:30
      !И где Хейнкель-115?"
      Да на Вашей же фотографии, немного раньше в комментариях.
      1. +2
        17 октября 2017 14:16
        Цитата: Curious
        Да на Вашей же фотографии, немного раньше в комментариях.

        А хотелось бы в статье - где-нибудь между "башмаком" и "дорнье". smile
        Тем более, что 115-й даже в наших мемуарах отметился:
        Конвой продолжал движение. Над ним появились барражирующие 12 Ме-109 и ФВ-190. Не было на сей раз катеров-дымзавесчиков, но без дымзавес не обошлось. Их потянули 4 Хе-115, прилетевшие из Луостари точно к моменту входа конвоя в зону досягаемости нашего артогня.
        © Кабанов
        1. +1
          17 октября 2017 15:59
          Немецкое командование для проводки конвоев в Петсамо организовало операцию «Иоланта» с участием разнородных сил. Малые тральщики осуществляли противоминную оборону на переходе, истребители охраняли конвой от возможных атак с воздуха, пикировщики и артиллерия наносили удары по огневым позициям советских батарей, а гидросамолеты, в основном Не 115, ставили дымовые завесы.
          Впрочем с дымзавесами не все сразу вышло гладко. Только 20 мая в «Дневнике коменданта морской обороны Киркинеса» появилась запись: «Впервые, после ряда неудачных попыток, удалось прикрыть дымовой завесой петсамский конвой с самолета». Всего в ходе операции «Иоланта» гидросамолеты совершили 87 вылетов для постановки дымовых завес.
          БОМБЫ НА ПЕТСАМО
          Александр Заблотский/ Таганрог,
          Роман Ларинцев/ Северодвинск
    2. +2
      17 октября 2017 14:25
      КОР-1 вроде оригинальная разработка, а лицензионный немец КР-1.
      1. +1
        17 октября 2017 14:53
        Вы абсолютно правы - я ошибся.
        Лицензионный Хейнкель - это именно КР-1. А КОР-1 - это Бе-2.
  8. +1
    17 октября 2017 14:20
    "И По-2, и МБР-2 стали поистине головной болью для американцев, поскольку даже на самых роскошных радарах того времени засечь небольшой деревянный самолет было еще той задачей."... вот они, прородители стэлсов.
  9. +3
    17 октября 2017 14:29
    Удачная летающая лодка А.Лэддена не осталась незамеченной советскими специалистами. Ее сочли вполне подходящей для производства на отечественных заводах и 9 января 1937 года корпорация «Амторг» (выполнявшая в то время функции советского торгпредства в США) подписала с фирмой «Консолидейтед» договор о предоставлении лицензии на грузопассажирскую летающую лодку. Самолет в договоре определялся как «арктический», поэтому специально оговаривалось наличие усилений корпуса и чертежей лыжного шасси, а о военном применении не упоминалось. Согласно договору, «Амторг» покупал один собранный самолет, рабочие чертежи, расчеты, результаты испытаний, спецификацию и технологическую документацию. Кроме того, американцы обязались ознакомить советских специалистов с заводом в Сан-Диего и в течение трех лет направлять в СССР материалы обо всех изменениях, вносимых в серийные машины. Дополнительным письмом «Амторг» затребовал еще два гидроплана в разобранном виде, без моторов, приборов и оборудования. Срок готовности всех самолетов определялся не позже 1 ноября 1937 года.

    За основу экспортного варианта, получившего название «Модель 28-2» (или «русская грузопочтовая лодка») фирма приняла модификацию PBY-1, но без вооружения и с моторами R-l 820-G3, которые, как и советские М-62, являлись развитием двигателя R-1820-F3, и почти полностью соответствовали М-62 по габаритам, массе и «посадочным местам», носовую турель заменил обтекатель, а в остальном летающая лодка «Модель 28-2» копировала PBY-1.
    Еще до выполнения заказа «Амторга» в списки самолетов советской гражданский авиации зачислили машину «Модель 28-1» — разоруженный самолет марки PBY-1, готовившийся Американским музеем натуральной истории для экспедиции в Новую Гвинею, и приобретенный в августе 1937 года для поисков пропавшего экипажа С.А.Леваневского. Самолет, имевший собственное имя «Guba» («Шторм» — на языке папуасов Новой Гвинеи), ведомый экипажем известного полярного летчика Г.Уилкинса 23 августа вылетел на север Канады для проведения поисков. Лодка уже считалась советской и несла обозначение USSR L-2. В декабре 1937 года самолет вернули на завод для мелкого ремонта и доработки к условиям Арктики, а в январе-марте 1938 года Уилкинс продолжил поиск, но безуспешно. L-2 разобрали и морем отправили в СССР. Впоследствии эта машина находилась в составе Московского отряда полярной авиации и погибла в 1942 году, расстрелянная немецкой подводной лодкой у берегов Новой Земли.
    Освоение производства «Модели 28-2» поручили заводу № 31 в Таганроге. Несмотря на то, что лицензия приобреталась на гражданский самолет, о чем говорило и советское обозначение ГСТ («гидросамолет транспортный»), машина рассматривалась как дальний разведчик и морской бомбардировщик и лишь потом уже как гражданский самолет. Доработкой конструкции и приспособлением ее к отечественным материалам и технологиям занималось конструкторское бюро Г.М.Бериева, размещавшееся на заводе.
    ГСТ получил комплект вооружения из четырех пулеметов ШКАС калибром 7,62 мм, размещенных так же, как на PBY-1, и шести бомб (самая крупная — ФАБ-500). Торпедной подвески не запланировали, но зато предусмотрели химическое вооружение — два выливных авиационных прибора ВАП-500.
    Первые ГСТ направили в 80-ю-эскадрилью ВВС Черноморского флота, а с июля 1940 года они стали поступать и на Северный флот. 24 июля первый самолет этого типа участвовал в параде по случаю Дня Военно-Морского Флота. К началу войны на Черном море находилось 11 самолетов ГСТ, а на Севере — 7. Летающие лодки поставлялись с 1940 года также и Полярной авиации Главного управления Северного морского пути и управлениям гражданской авиации в Сибири и на Дальнем Востоке под наименованием МП-7. Полярники высоко оценили новые летающие лодки, ставшие достойной заменой устаревших самолетов Дорнье «Валь».
    Тем не менее ГСТ не стал по целому ряду причин, массовым самолетом. У американской лодки имелись противники среди командования флота, ориентировавшиеся на самолеты отечественных конструкций. Так, в ноябре 1938 года нарком ВМФ, докладывая правительству об успешных испытаниях самолета МДР-6 конструкции И.В.Четверикова, предлагал в связи с этим, отказаться от выпуска летающих лодок по лицензиям. Сложная в изготовлении «Модель 28-2» вызывала отрицательную реакцию и у руководства завода № 31. Окончательное решение о снятии ГСТ с производства приняли после наложения правительством США эмбарго на поставки в СССР после начала войны с Финляндией. Исчерпав запас импортных узлов, таганрогский завод в конце 1940 года перешел на производство более простых самолетов МДР-6 (Че-2), изготовив всего 27 ГСТ.

    К 1 января 1942 года на Черном море сохранились всего пять машин этого типа, входившие в состав Севастопольской группы. Они занимались, в основном, перевозкой в осажденный город особо важных грузов. В конце апреля три оставшиеся машины перебазировали в Геленджик. Они участвовали в эвакуации защитников Севастополя, а затем — в снабжении партизан Крыма. На Северном флоте один самолет этого типа дослужил до конца войны в 16-м транспортном отряде.

    В августе 1941 года летающие лодки МП-7 Полярной авиации вооружили по образцу боевых машин и привлекли к операциям на Севере. Несколько МП-7 вошло в состав 2-й отдельной авиагруппы И.П.Мазурука. Кроме своей привычной работы — ледовой разведки и перевозок на отдаленные зимовки, ее экипажи патрулировали в Баренцевом и Карском морях, а в августе 1941 года доставили на Аляску группу М.В.Громова, летевшую в США для приема боевых самолетов.
  10. +2
    17 октября 2017 17:11
    Статья не понятно про что. "Однако то, что немецкая гидроавиация была на порядок сильнее и совершеннее советской, как это ни прискорбно звучит, действительно, что не в морской и прибрежной зоне решалась судьба войны." Приведите примеры когда это происходило?
    1. 0
      17 октября 2017 21:24
      Есть воспоминание морских летчиков у Минакова в книге " Гневное небо Тавриды " описано много случаев когда немецкие гидросамолеты или вызывали истребители или сами и шли в атаку на торпедоносцев.Да и по книге завалить немецкий гидросамолет у наших истребителей считалось очень сложно.
  11. 0
    19 октября 2017 11:21
    Alexey RA,
    Значит канонерку "Ли-Суй" пилотам засчитали честно, как повреждённую, так как в 1931 году была восстановлена и находилась в строю до 1941 года, после чего переоборудована в учебное судно. В 1945 году захвачена советскими войсками в Маньчжурии, но в строй не вводилась и вскоре сдана на слом.

    Построены в Японии фирмой «Кавасаки», головная «Цзян-Юань» — в 1904 — 1905 годах, остальные — в 1907 году. «Цзян-Хэн» переведена на реку Сунгари, потоплена 31.10.1929 в Фугдине советскими вооруженными силами во время конфликта на КВЖД. «Цзян-Ли» затоплена 26.9.1937 в Циндао, «Цзян-Чжень» потоплена 20.7.1937 японской авиацией на Янцзы. «Цзян-Юань» служила в составе ВМС КНР до 1963 года.
    По этой канонерке разнятся данные по вооружению -
    Главный калибр - 1 х 4,7" орудие Армстронга с длиной ствола 57 калибров
    Средний калибр - 3 х 3" орудия японского производства, по другим данным всего одно орудие калибром 75 мм
    Малый калибр - 4 х 47-мм. скорострельных орудия
    Пулеметы - 4 х 7,92 мм.
    Из экипажа лодки удалось спастись только 4 человекам.
    Канонерская лодка "Ли-Цзы" (Li-Czieh) была построена в Германии в 1909 году (314 т; ПМ 1728 л. с.; 15 узлов; две 88-мм и одна 52-мм пушки, три миномета).
    Канонерская лодка "Ли-Суй" (Li-Sui) была построена в Германии в 1902 году (280 т; ПМ 450 л. с.; 13 узлов; одна 88-мм, две 75-мм, две 52-мм пушки, два миномета).
    Канонерская лодка "Цзян-Пин" (Czian-Pin) была построена в Германии в 1912 году (140 т; ПМ 500 л. с.; 12 узлов; две 75-мм, две 57-мм пушки, два миномета).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»