КБ «ЗВЕЗДА» - рождение легенды

Многие люди, никогда не читавшие «Фауста», все-таки знают, что время расплаты с Мефистофелем должно было настать тогда, когда доктор, закончив все великие деяния, расслабится и скажет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Получение совершенства подтверждает исчерпанность всех путей развития.

Летчикам японских ВМС потребовалось меньше двух часов, чтобы потопить или основательно повредить все линкоры, стоявшие в Перл-Харборе. Но сама результативность данной операции свидетельствовала о том, что будущие сражения на море будут решаться авианосцами, а время артиллерийских гигантов уже прошло. Несмотря на успех японцев, разгром линейного флота США не решил исхода войны.

КБ «ЗВЕЗДА» - рождение легенды



Колоссальный прогресс в области развития ядерного оружия, наблюдавшийся в 1950-е годы, стал причиной парадоксального результата: ядерное оружие утратило свойства оружия в классическом понимании. Оно перестало быть средством ведения войны.

Совершенствование ядерного оружия, которое к началу 60-х годов по мощности зарядов в тысячи раз превосходило бомбы, сброшенные на Японию, наряду с его количеством, выросшим до тысяч боеприпасов, стало причиной того что к ядерной войне стали относится как к причине взаимного уничтожения населения и промышленного потенциала стран-членов крупнейших военных блоков (Варшавского Договора и НАТО). Ядерное оружие для обеих сторон превратилось из средства решения военных задач в сугубо специализированный инструмент, используемый для удержания противника от использования ядерных средств. В результате в первой половине 60-х годов наметилось «отрезвление» стран от ядерной эйфории.

Между тем отечественной фронтовой авиацией к этому времени усиленно отрабатывалась доставка тактического ядерного оружия. На вооружении фронтовой авиацией из обычных средств поражения состояли лишь бомбы и неуправляемые ракеты. Они имели недостаточную эффективность при поражении малоразмерных целей. Об этом свидетельствовал опыт Великой Отечественной войны и последующих локальных конфликтов.

Задачу создания высокоточного оружия усложняла и малая заметность типовых для фронтовой авиации целей. В СССР к этому времени было разработано несколько типов самонаводящихся ракет, однако они были рассчитаны на поражение теплоизлучающих или радиолокационноконтрастных целей. В это же время уровень сигнальных характеристик бронетанковой и самоходной техники был явно недостаточным для захвата и дальнейшего сопровождения низкочувствительными ГСН (головка самонаведения).

В принципе, ракеты, оснащенные тепловыми головками самонаведения, могли применяться по самолетам на стоянках с прогретыми или работающими двигателями, катерам и локомотивам. Более того, для некоторых ракет класса «воздух—воздух» использование их против наземных целей рассматривались в качестве основного варианта применения. Для этого предусматривалась специальная предварительная операция — отключение неконтактного взрывателя. Но для срыва их применения по наземным целям хватало простейших средств противодействия. Например, зачастую хватало подожженной лужи специально пролитого топлива.

Однако задачи, которые не могла решить мудреная техника, успешно решали простые советские люди. Учения показали, что даже несмотря на увеличение скоростей истребителей-бомбардировщиков, пилотами в большинстве случаев успешно выявлялась и отслеживалась боевая техника на открытых стоянках и на марше, а при наличии подробных и достоверных разведданных — на замаскированных позициях.

Поэтому в качестве самого эффективного средства поражения фронтовой авиацией малоразмерных целей могли рассматриваться ракеты, имеющие радиокомандное наведение. Необходимо отметить, что подобная система наведения была установлена на первой из разрабатываемых в Советском Союзе ракет «воздух—воздух» «Щука-А». Данная ракета предназначалась именно для фронтовой авиации, на оснащении которой в те годы состояли ветераны войны – бомбардировщики Ту-2. В качестве основных целей для данного оружия были заданы корабли, а стремление к увеличению дальности применения ракеты стало причиной самонаведения в усовершенствованной модификации – «Щука-Б». Впрочем, на вершине ядерной эйфории работы по данной теме применительно к вооружению для авиации прекратили.

Между тем в Соединенных Штатах в апреле 1959 года на вооружение авиации ВМС поступила ракета «Буллпап» AGM-12A, на разработку которой потратили пять предшествующих лет. Аналогичную ракету - «Буллпап-В» AGM-12В - вскоре приняли на вооружение ВВС США. При стартовой массе 259 килограмм ракета с радиокомандной системой управления несла 111-килограммовую боевую часть и могла поражать цели на дальности до 9100 м. «Буллпап» была выполнена по схеме «утка» и имела удлиненный корпус. Длина ракеты – 3,2 м; диаметр – 0,305 м; размах крыла – 0,94 м. Аппаратура бортовой системы управления находилась в передней, а двигатель в хвостовой части ракеты. Ракеты «Буллпап» успешно применялись во время Вьетнамской войны. К 1961 году во Франции фирма «Норд Авиасьон» создала ракеты AS-25 и AS-30 аналогичного назначения. Они также оснащались радиокомандными системами наведения.

В Советском Союзе, несмотря на переход в конце 1950-х годов к применению в авиационных ракетах самонаведения, системы радиокомандного наведения развивались применительно к зенитно-ракетной технике и использовались в реактивных противотанковых снарядах. Например, в 1960 году на вооружение Сухопутных войск поступила радиоуправляемая противотанковая ракета (ПТУР) «Фаланга», нашедшая в последующие годы применение в составе вертолетного вооружения Военно-Воздушных Сил. Однако из-за ряда особенностей динамики ракеты и относительной маломощности ее боевой части «Фаланга» не могла рассматриваться в качестве авиационного вооружения для поражения широкого спектра целей.

Таким образом, была необходима разработка новой тактической авиаракеты, имеющей радиокомандное наведение и предназначенной для применения на дальностях, которые соответствуют визуальной видимости цели — до 10 тыс. м.

В качестве типовых рассматривали слабо защищенные цели — кабины РЛС и ракетных комплексов, оперативно-тактические и зенитные ракеты, самолеты на стоянках, суда, небольшие корабли и катера. Также предусматривалось применение данной ракеты по танкам — система наведения позволяла с достаточно высокой вероятностью попасть по цели, а разрыв 100-килограммовой боевой части не выдерживает даже самая тяжелая машина. Хотя использование вместо ПТУР настолько мощного оружия подходило под формулировку «стрельбы по воробьям из пушки», но в некоторых тактических ситуациях стоимость решения боевой задачи не была определяющим фактором.

В 1960-е годы основные перспективы развития фронтовой авиации в СССР связывались с самолетом МиГ-23. Показательно, что на начальном этапе его проектирования согласно Постановлению от 3 декабря 1963 года, для самолета задавалась разработка лишь ракет К-23 «воздух—воздух». Однако уже на этапе корректировки тех. облика самолета согласно Постановлению от 30 апреля 1965 года кроме перехода к комбинированной двигательной установке с двумя подъемными и одним основным двигателями предусматривалась разработка управляемых ракет Х-23 «воздух—земля» с дальностью до 10 тыс. м и точностью поражения цели 1/2000 дальности. Разработку поручили коллективу КБ завода № 134 (сегодня ГосМКБ « Вымпел»), также занимавшимся разработкой ракет К-23.

Первоначально масса ракеты К-23 была ограничена 150 килограммами. Даже при практически полной взаимной унификации изделий, предназначенных для поражения наземных и воздушных целей для ракеты класса «воздух—земля» задавалась более мощная боевая часть (100—120 килограмм), что соответствовало большей стартовой массе — до 250 килограмм. Сроки разработки определили исходя из представления Х-23 на совместных летных испытаниях во II квартале 1968 года.

КБ «ЗВЕЗДА» - рождение легенды
Артем Иванович Микоян
генеральный конструктор опытного конструкторского бюро «МиГ», один из родоначальников советской реактивной авиации, генерал-лейтенант инженерно-технической службы


К сожалению, данные сроки, как и все планы работ по МиГ-23 и управляемого вооружения для него, были безнадежно сорваны. Кроме абсолютного отсутствия опыта в создании ракет «воздух—земля», значительных трудностей, которые были выявлены при разработке системы наведения связанной с бортовой РЛС МиГ «Сапфир-23», коллектив КБ завода №134 попросту не смог уделить должного внимания Х-23. Им было необходимо своевременно завершить работы по более традиционной для КБ и актуальной для Заказчика ракете «воздух—воздух». Кроме того, завод №134 завершал отработку зенитной ракеты комплекса «Куб». Данные проблемы и увязка ракеты Х-23 с затягивающимися работами по МиГ-23 свидетельствовали о том, что отечественная фронтовая авиация в ближайшие годы, скорее всего, не получит управляемых вооружений «воздух—земля».

В то же время эффективность аналогичного оружия подтверждалась ходом боевых действий. Американцами во Вьетнаме применялись управляемые ракеты «Буллпап», которые дали возможность решать боевые задачи меньшими силами и при меньших потерях, по сравнению с использованием неуправляемых боеприпасов.

Необходимое для отечественной авиации решение нашел коллектив, создававший МиГ-23. Официальным автором стал его руководитель — Артем Иванович Микоян.

Источник информации:
Журнал "Техника и вооружение", «ЗВЕЗДА» СИЯЛА В КОРОЛЕВЕ Ростислав Ангельский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. вард 26 марта 2012 09:18
    Плюс... Интересное было время... проблемы были новыми, решались впервые... именно тогда и закладывалась сегодняшняя оборонная мощь страны...
    1. vaf 26 марта 2012 11:17
      Цитата: вард
      Плюс..


      Однозначный минус автору!!! fool

      Понимает в авиации и вооружении, простите за сравнение, как я в балете! recourse

      Начал читать, чуть не поперхнулся, особенно "... за дальность???!"! request

      Зачем заниматься и писать о том, чего не знаешь и никогда не изучал! angry

      Первая ракета типа <Буллпап> была принята на вооружение в 1957 г. Первоначально она имела индекс GAM-83А, позже замененный на AGM-12B.
      Ракета AGM-12B имела радиокомандную систему наведения. Все ракеты этого семейства выполнены по схеме <утка>.
      Длина ракеты 3,17 м. Диаметр корпуса 305 мм. Размах крыла 0,96 м. Стартовый вес 256-260 кг.
      Ракета AGM-12B имела полубронебойную боевую часть весом 114 кг или ядерную боевую часть МК-45 мод. О весом 70 кг. Мощность ядерного заряда W-45 Y3 составляла 15 кТ. Ракеты AGM-12B оснащенные такими ядерными боевыми частями, состояли на вооружении с 1961 по 1977 г. Согласно ряду источников, ракета <Буллпап> с ядерной боевой частью имела индекс не AGM-12B, а AGM-12D.
      На опытных образцах ракеты <Буллпап> использовался твердо-топливный двигатель, а на серийных моделях AGM-12B - жидкостный двигатель LR-58 с тягой 5400 кг. Максимальная скорость полета 780 м/с (2800км/ч). Дальность полета 3,5-10 км.
      В 1964 г. на вооружение ВВС и ВМФ США принимается новая модификация ракеты <Буллпап> - AGM-12G. Ракета имела ту же аэродинамическую схему и радиокомандную систему наведения. Стартовый вес ракеты возрос до 812 кг, вес полубронебойной боевой части - до 454 кг. Полная длина ракеты составила 4,07 м. Диаметр корпуса 440 мм, размах крыльев 1,18м.
      Ракета AGM-12C оснащена более мощным двигателем LR62-RM-2 с тягой 11250 кг. Максимальная скорость полета осталась без изменений - 780 м/с, а дальность стрельбы составила 3,5-16 км.
      На базе ракеты AGM-12C специально для Вьетнама была создана ракета AGM-12E весом 770 кг. Новая модификация имела те же габариты и двигатель. Основным отличием была кассетная боевая часть с малогабаритными осколочными элементами (бомбами). Вес боевой части составил 420 кг.
      Ракеты <Буллпап> широко использовались в ВВС и ВМФ США. Ракетами <Буллпап> оснащались истребители F-4 <Фантом>, F-8E <Круссейдер>, F-100 <Супер Сэйбр>, F-105 <Тандерчиф>; штурмовики А-4, А-5, А-6; морские патрульные 4-моторные самолеты <Орион> Р-ЗС и др.
      Ракеты <Буллпап> получили распространение во многих странах мира. В Англии ими вооружались самолеты <Букапир>, <Симитер> и <Си Виксен>.
      Начну потихоньку исправлять "косяки автора!" am
      vaf
  2. патриот2 26 марта 2012 09:28
    И я - плюс!
    патриот2
    1. vaf 26 марта 2012 11:57
      ЦИТАТА АВТОРА: ".....В 1960-е годы основные перспективы развития фронтовой авиации в СССР связывались с самолетом МиГ-23."??? fool

      В 1973 г. на вооружение истребительной авиации была принята тактическая ракета Х-23. Ракета предназначалась для поражения наземных малоразмерных целей и небольших кораблей.

      Разработка ракеты Х-23 (изделие 68, "Гром") началась в апреле 1965 г. в ОКБ "Вымпел", в дальнейшем с 1968 г. была продолжена в ОКБ "Звезда" (гл.конструктор ов Г.И.).

      Ракета Х-23 создавалась на базе ракеты Х-66 с новым аппаратурным комплексом.
      Основным отличием Х-23 стала установка в хвостовом отсеке аппаратуры приема и дешифровки кодированных управляющих радиосигналов. Заводские испытания проводились с начала 1968 года по конец 1969 года. Из-за неготовности РЛС «Сапфир-23» к эксплуатации первые варианты самолета МиГ-23С комплектовались РЛС «Сапфир-21» (РП-22СМ) и оптическим прицелом АСП-ПДФ-21, созданными для самолета МиГ-21, вследствие чего на МиГ-23С не могли применяться ракеты Х-23, Р-23Р и Р-23Т.
      Более поздние образцы самолетов типа МиГ-23 применяли ракеты Х-23.

      Государственные испытания ракеты проводились с самолетов МиГ-23 и МиГ-23Б до осени 1973 года.
      В следующем году Х-23 была принята па вооружение.
      На самолетах фронтовой авиации она использовалась с применением встроенной командной системы "Дельта-Н" и "Дельта-НМ" (на МиГ-23, МиГ-27, МиГ-23УБ и Су-24), а также подвесной контейнерной - "Дельта-НГ" (на Су-17, МиГ-23М, МЛ, и МиГ-27К/М).

      В конце 1970-х годов по заказу правительства Сирии создавался и в 1983 году прошел летно-огневые испытания вариант противолодочного вертолета Ми-14ПЛ с комплексом управляемого ракетного оружия с двумя ракетами Х-23.
      Проводились испытания ракет Х-23 (Х-23М) и с вертолетов Ка-25 и Ка-252.

      Опыт боевого применения УР Х-23 в Афганистане выявил серьезные недостатки этого изделия, связанные , в первую очередь, с использованием радиокомандной системы наведения.
      После пуска ракеты летчику приходилось одновременно совмещать центральную метку прицела с изображениями ракеты и цели, следить за обстановкой, маневрировать, уклоняться от самолетов противника и зенитного огня.
      На базе ракеты Х-23 создан модифицированный вариант Х-23М, оснащенный усовершенствованной системой управления.

      В дальнейшем в отечественных ВВС ракеты Х-23 и Х-23М были заменены ракетами Х-25МР.

      На западе Х-23 и ее модификации получила обозначение AS-7 "Kerry".
      vaf
  3. vaf 26 марта 2012 11:38
    ЦИТАТА АВТОРА :".... К 1961 году во Франции фирма «Норд Авиасьон» создала ракеты AS-25 и AS-30 аналогичного назначения. Они также оснащались радиокомандными системами наведения."??? lol


    В начале 1960-х гг. фирма <Норд Авиасьон> создала ракету AS-25 (заводской индекс Норд-5104), отличавшуюся от AS-20 в основном радиолокационной головкой самонаведения.
    Широкого распространения ракета AS-25 не получила. !!! tongue

    Параллельно с AS-20 фирма <Норд Авиасьон> разработала более мощную ракету <Норд> AS-30 (заводской индекс Норд-5401). AS-30 также имела радиокомандную систему наведения и конструктивно мало отличалась от AS-20.
    Длина ракеты AS-30 составляет 3,785 м. Диаметр корпуса 342 мм. Размах крыльев 1,0 м. Стартовый вес 520 кг. Вес осколочно-фугасной боевой части 230 кг. В некоторых источниках утверждалось, что AS-30 имела боевую часть с ядерным зарядом, но это, видимо, <деза>.
    Ракета AS-30 была принята на вооружение в 1962 г. Ею вооружались французские самолеты <Мираж III>, <Этан-дар IV>, <Вотур II>, английский бомбардировщик <Канберра>, а также итальянские самолеты <Фиат> G-91 и западногерманские F-104G. Кроме того, в разных странах НАТО ею вооружались истребители F-5A.

    А вот эта модифицированная ракета уже во всю применялась в боевых действиях и в Буре в пустыне и в Боснии, но она уже имеет совсем другую "голову!:
    В 1983 г. была принята новая модификация ракеты AS-30 - AS-30AL. Ракета оснащена полуактивной лазерной системой наведения, работающей в инфракрасном спектре (длина волны 1,06 мкм). Стартовый вес ракеты 520 кг. Вес осколочно-фугасной боевой части 250 кг. Дальность стрельбы 15 км. Носитель ракеты - штурмовик <Супер Этандар>.
    vaf
  4. dred 26 марта 2012 12:53
    Знаменитый миг 21.
    dred
    1. 916-й 27 марта 2012 07:05
      Модификаций МиГ-21 было очень много. Если Вы о картинке-заставке статьи, то это МиГ-21УС - учебная спарка. Две точки подвески (ракеты "воздух-воздух" Р-3С и РС-2УС, блоки НУРсов), отсутствие пушечного вооружения.
      916-й
      1. 916-й 27 марта 2012 07:38
        В продолжение: К обсуждаемой ракете "воздух-поверхность", МиГ-21УС никакого отношения не имеет. Более уместна была бы фото МиГ-27, модификация МиГ-23, "заточенная" под ударные задачи:
        916-й
  5. Gonoriy 28 января 2015 18:35
    Статья откровенно слабая и не законченная.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня