Забытые проекты – тяжелые танки СТ-1 и СТ-II

29
Танк СТ-1
Обобщив имеющуюся информацию на 1945 год, отечественные инженеры приступили к созданию проекта тяжелого танка. Данная конструкция танка предполагала устранение известных недостатков и внесение новых решений в модель тяжелого танка:
- строенное орудие крупного или среднего калибра, плюс два пулемета – малокалиберные автоматические пушки;
- размещение в танке экипажа: механик-водитель – передняя часть танка, наводчик и командир машины – передняя часть башенной установки, заряжающие – задняя часть башни, за командиром и наводчиком соответственно (расположение командира машины не случайно - таким образом, обеспечивается более полный обзор, наличие в танке 2-х заряжающих должно обеспечить повышенную скорострельность);
- ниша башни имеет карман, в котором расположили боезапас для орудия. Данное расположение возможно для различных типов боеприпасов, что также приводит к повышению скорострельности;
- кроме того, ограждение гильзоотвода обеспечено центрирующим патроном, качающимся подпружиненным катком, что уменьшило действия заряжания и повышает скорострельность;
- в конструкции пушки использовали дальнюю сопловую спецнасадку, которая обеспечивает увеличение скорости боеприпаса при стандартных характеристиках орудия и боеприпаса;
- для стабилизации орудия по вертикали, применили подъемный спецмеханизм стабилизации артиллерийской системы подвижной части артустановки;
- для стабилизации башенной части в горизонтальной плоскости, применили поворотный спецмеханизм стабилизации;
- для противодействия воздушным целям на люке одного из заряжающих установили полубронированную мелкокалиберную пушку, обеспеченную наплечником шарнирного типа для улучшения наводки. Ведения огня из данного крупнокалиберного пулемета не сказывается на выполнении задачи экипажем танка – стрельбу ведет один из заряжающих. Такая конструкция осуществлена в образце тяжелого танка;
- спецподножка с качающимся рычагом ручно-ножного исполнения, обеспечивает удобный ножной привод поворотов по горизонтали башенной части в электро или гидро исполнении;
- для поворота башни использовали метод Ампледин или Вард-Леонардо. Дублирующие управление поворотом находится у командира машины;
- точно рассчитанная конструктивно-технологически установка орудия в башенной части танка – применена коробчатая рамка с установленной на цапфах люлька орудия. Сама рамка приварена к люльке, что значительно уменьшает возможные проблемы с установкой орудия внутрь башни;
- казнозарядный миномет установленный на танке обеспечивает дымомаскировку танка, а также возможность применения мин осколочного типа против живой силы противника;
- башенная часть имеет три люка – командирский и заряжающих, что повысило время выхода-входа экипажа и возможность обслуживания крупнокалиберного пулемета;
- имеется возможность установить для командира свободно вращающийся люк;
- прицелы вооружения - ломающийся монокулярный прицел с увеличением и широким обзором для орудия, визирный и коллиматорный прицелы для крупнокалиберного пулемета;
- для улучшения вентиляции применили отсос газов из боевого отделения от отстрелянных гильз, что вылетают из казенной части орудия из трубы ограждения гильзового отвода с применением вентилятора;
- для общей вентиляции применили нагнетающий вентилятор и расположили на орудием;
- снабжение воздухом агрегатов в башенной части, возможно, дополнительно от двигательной установки по воздушному ВУ;
- для командира машины установили сиденье вращающегося типа со спецподножкой;
- заряжающих обеспечили съемными сиденьями подвесного исполнения;
- практически весь боезапас расположили в башне, для повышения скорострельности;
- узел амбразур обеспечил повышенную бронезащищенность лобовой части башенного отделения;
- трубки надувные примененные в спецпазах обеспечили уплотнение юбки башенной части;
- возможен подводный ход танка, для чего применили гибкий шланг с поплавком для всасывающей трубы двигателя;
- при подводном ходе в танке предусмотрено повышение давления для минимизации попадания воды внутрь;
- возможно быстрое снятие орудия, для этого оборудовали башню люком в ее нише;
- для обеспечения живучести ходовой и увеличения ее динамики использовали катки опорного типа большого размера.

Забытые проекты – тяжелые танки СТ-1 и СТ-II


Танк СТ-II
Ведущие инженеры проекта – Часовников и Гарин. Танк СТ-II проектировался как мощная бронированная машина со скорострельным крупнокалиберным орудием. Данная конструкция продолжила развитие СТ-1, и главные отличия коснулись улучшения меткости огня и повышения скорострельности орудия:
- применяется установка в башне 2-х орудий крупного или среднего калибра, а также 2-х пулеметов (малокалиберных скорострельных орудий);
- орудия обслуживаются 2-мя заряжающими, что обеспечивает высокую скорострельность из двух орудий;
- танк может точно и быстро поразить цель из второго орудия, вследствие пристрелки из другого орудия;
- при возможных поломках одного орудия, стрельба продолжается вторым орудием – танк полностью дееспособен;
- броня, мощность ДУ, масса танка к одному орудию возросла вдвое – повышается меткость и стрельба на ходу;
По боевым характеристикам такой танк должен превзойти 2 однотипных танка. По остальным характеристикам, агрегатам и узлам СТ-II повторяет проект танка СТ-1.



Комментарии для проекта
В деле 395 ЦАМО РФ, где хранится данный проект, есть несколько комментариев, сделанных, скорее всего кем-то из военных: "Данный танк является осмысленным проектом, автором удалось, не внося критических изменений, создать танк с основной особенностью – повышенная скорострельность и вытекающие отсюда положительные моменты", "Грамотный и законченный проект, автор прекрасно разбирается не только в танкостроении, но и в вооружение для танков".

Ганин В.А. работал на «Большевике» с 1942 года по 1945 год. Был старшим инженером артиллерийского конструкторского бюро №92. Ганин был больше известен как инженер-ракетчик – автор подводного пуска ракет. Инженер Ганин является автором 62 работ по различным направлениям: артиллерия, авиация, ракеты, и т.д. Имеет 24 свидетельства об авторских правах. Грамотный и квалифицированный инженер. Но в случае с проектами СТ-1 и СТ-II, повторилась история ОСА-76 и башни Савина. Проект хорош, но у автора нет своего конструкторского бюро, нет помощи от известных тогда людей. Да и известная любовь танкистов к артиллеристам сыграла не последнюю роль – проект был «осмеян» и вскоре забыт. А ведь какой танк-то мог быть …….



Основные характеристики:
- масса до 56 тонн;
- броня корпуса мм: 160 лобовая и 140 бортовая;
- броня башни мм : до 250 лобовая, маска до 300, 160 бортовая и верх крыша 30;
- вооружение 100 или 122 мм орудие, один 50 мм миномет, два 7.62 мм ДТ или один 12.7/14.5 мм ДШК или КПВТ;
- боезапас орудия до 80 боеприпасов;
- скорострельность до 16 выс/мин;
- двигательная установка до 850 л.с;
- скорость хода до 45 км/ч;
- дальность хода до 150 километров;
- команда машины – 5 человек;
- база шасси - объект 701 – танк ИС-4 в своей ранней версии.

По материалам сайта alternathistory.org.ua
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    26 марта 2012 08:31
    Еще пара персонажей для альтернативной ветки советских танков в WoT laughing
    1. +8
      26 марта 2012 09:48
      Ага. Первая картинка с супертеста данного гейм-проекта.
      Молодцы беларусы, уже 18 млн. зарегистрированных пользователей. Это революционный гейм-проект в мировом масштабе.
  2. Братец Сарыч
    0
    26 марта 2012 09:03
    Какие-то бредовые идеи, прямо скажем! Две пушки такого калибра рядом - по-моем, это вообще было нереализуемо в то время, да и сейчас незачем...
    1. 755962
      +3
      26 марта 2012 11:40
      Цитата: Братец Сарыч
      Две пушки такого калибра рядом

      У шведов есть система со сдвоенными стволами калибра 120 миллиметров. система AMOS.Отличная колотушка.
      1. Братец Сарыч
        0
        26 марта 2012 13:14
        Наверное при стрельбе очень трудно башню фиксировать - стреляет часто, но снаряды сыпятся мимо цели...
        Помнится, что на старом флоте использовали специальные муфты, чтобы гасить повороты башни при выстреле только из одного орудия, но не получалось полностью погасить...
      2. Zynaps
        0
        28 марта 2012 00:22
        только вот AMOS - миномётная, а не пушечная система. аналог "Ноны-С" и "Вены". и, как известно, кроме финнов и шведов двухстволки более никто не заказывал - посчитали, что за глаза хватит и одноствольной системы. выглядит красиво - не спорю.
    2. +4
      26 марта 2012 22:41
      Братец Сарыч Сегодня, 09:03 0
      Какие-то бредовые идеи, прямо скажем! Две пушки такого калибра рядом - по-моем, это вообще было нереализуемо в то время, да и сейчас незачем...

      «Коалиция-СВ» - 152-мм двуствольная самоходная гаубица
      1. Братец Сарыч
        -2
        27 марта 2012 07:52
        А если задуматься - ну и зачем? Стрелять в два раза чаще? А как с отдачей? Ведь вся конструкция будут раскачиваться - как тогда обеспечить точность попадания, особенно на дальних расстояниях? Уж лучше обеспечить более точную корректировку огня...
        1. +1
          27 марта 2012 19:38
          Цитата: Братец Сарыч
          А если задуматься - ну и зачем? Стрелять в два раза чаще? А как с отдачей?...

          «Коалиция-СВ» чуть тяжелее МСТА-с, но имеет почти вдвое большую скорострельность. То есть, При том же количестве машин, почти вдвое большая плотность огня.
          МО от её закупок отказалось, но доработка машины идёт (если правильно понял, у пушек будет большая длина стволов, и скорей всего, другая ходовая)
          1. Zynaps
            -1
            28 марта 2012 00:18
            "Коалицию" закрыли. и правильно сделали, что закрыли. конструкция перетяжелена, погасить колебания двух стволов - та ещё проблема. дополнительный ствол крупного калибра сильно удорожает систему в целом.

            фирма Denel из ЮАР создала самоходку, производящую три выстрела по разным траекториям, но снаряды поражают цель одновременно. и без всяких дорогих дурацких наворотов.
        2. Пессимист
          0
          7 апреля 2012 18:03
          ЗА равный промежуток времени можно выстрелять больше снарядов, причем без перегрева ствола и свалить с позиции, избегая ответного удара. А с современными системами стабилизации и противооткатных устройствах плюс стрельба по квадратам - точность сильно не пострадает.
    3. Mesniy
      -7
      27 марта 2012 09:14
      совершенно верно,но тоталитарные режимы всегда тяготели к монструозным проэктам и гигантомании,примеры - немецкий маус и советские последние исы,которые сами себя не возили.
      1. HAUSER
        +5
        27 марта 2012 22:22
        Тоталитарные государства делали лучшие танки второй мировой войны, а либерально - демократические Шерманы - Ронсоны.
      2. Пессимист
        0
        7 апреля 2012 18:05
        ИСы как раз себя нормально возили и были в свое время мощнейшими танками в мире!!!
    4. Пессимист
      0
      7 апреля 2012 17:57
      Во время войны были, причем в металле, проекты штурмовых танков на базе КВ со сдвоенными 76мм пушками, причем одновременно стреляющими и залпом. И со строенными - одна 76мм и две 45мм, причем упор делался на стрельбу залпом. Но подвела недостаточная кучность стрельбы, нивелирующая достоинство попадания в цель двух и трех снарядов. А в целом проекты были признаны удачными!
  3. +1
    26 марта 2012 10:23
    Ст1 Просто красавец!
  4. 0
    26 марта 2012 11:32
    Отдача от пушки должна идти по центру симметрии башни, чтобы не раскачивать её. Не зря у "Коалиции" стволы находятся в одной плоскости по вертикали, а не по горизонтали. И это при том, что технологии, вычислительные мощности и материалы сегодня не в пример выше.
  5. aleksej
    0
    26 марта 2012 13:19
    на первой картинке чтоль скриншот из WoT???
  6. vylvyn
    0
    26 марта 2012 13:23
    Красавец. Конструкция танка предполагала устранение известных недостатков и внесение новых решений в модель тяжелого танка.
  7. Georg iv
    -2
    26 марта 2012 14:07
    Несмотря на крутость задумки.
    Теперь-то, задним умом видно, что после войны тяжелые танки быстро стали без надобности. ИСы конечно дослужили до 90-х годов, хороший танк, есть хороший танк. Но уже очень быстро с возрастающей скоростью и дальностью боя, с появлением ПТУРов и вообще рактеного вооружения - роль ТТ уменьшилась. После израильских войн единственный конкретно тяжелый танк котоырй регулярно используется это Меркава, которой гоняют аборигенов по пустыне.
    1. Пессимист
      0
      7 апреля 2012 18:09
      А "Абрамс М1А2" , "Леопард 2А4" ПРИ ВЕСЕ В СВОИ 62,5 ТОННЫ НЕ ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ? Что тяжелее - кг ваты или кг железа? laughing
  8. 0
    26 марта 2012 14:19
    Характеристики не внушают доверия Бортовая броня 160 мм +лоб хороший и всего 56 тонн,это сомнительно и двигатель всего 850 лошадей.

    ИС 7 был самый нормальный вариант,характеристики очень близкие к современным ОБТ(а буть еще композитная броня то вообще песня) но не судьба.
    1. +6
      26 марта 2012 18:15
      Ис-7 68 тонн,Кинг Тигр 70 тонн а броня у них чуть поскромней
      1. Пессимист
        0
        7 апреля 2012 18:13
        У них, фрицев, броня гораздо поскромней!!! ИС-7 даже борта имел под наклоном, арочная форма днища и еще множество улучшений, усиливающих конструкцию и живучесть танка!
  9. AlexDrug
    0
    26 марта 2012 18:00
    И все же на то время очень не плохой проэкт. жаль не довели до конца.... а так бы он себя еще проявил бы
    1. +2
      26 марта 2012 20:28
      так ис7 покудрявее будет!! wink
    2. Zynaps
      -1
      28 марта 2012 00:27
      ага. дальность хода - 150 км. только к тёще за блинами ездить. тяжёлые танки после войны себя быстро изжили. умные люди не зря ОБТ придумали. а эта машина - просто очередная ступенька в опыте и в понимании, что именно армии на самом деле необходимо.
      1. 0
        28 марта 2012 00:31
        Цитата: Zynaps
        умные люди не зря ОБТ придумали

        найдите много отличий между ИС 7 и ОБТ Челенджер 1
        в расчет не брать электронику и композитную броню.
      2. Пессимист
        +1
        7 апреля 2012 18:22
        Умные люди ОБТ не придумали, это результат эволюции конструкции танков, постепенное слияние разных классов! А про "тещу с блинами" - американский послевоенный СРЕДНИЙ М48 "Паттон"- запас хода 112км!!! laughing даже до тещи не доедешь! laughing Английский первый ОБТ "Центурион"- запас хода190км! laughing К теще можно уже ехать! Иприцепы у обоих под топливо, типа пивной бочки! КРУТИЗНА!!!
  10. -5
    27 марта 2012 18:59
    Выдумки сообразительного школьника или первоапрельская шутка.
  11. dobry-ork
    0
    28 марта 2012 03:14
    По-моему, в Red Alert такой танчик был у Советов, не помню, как назывался... sad Мамонт, вроде
  12. хирург1997
    0
    29 марта 2013 15:51
    вцелом машина очень хорошая
  13. хирург1997
    0
    1 апреля 2013 20:10
    и как все перспективные проекты его закрыли