Military Review

Born Guards

7



With the beginning of the Great Patriotic War, the governing bodies of the organs and troops of the NKVD turned out to be littered with reports demanding to be sent to the field army. People were eager to fight the Nazis on the fronts, and not to serve in the rear structures.

In June, 1942, the People's Commissariat of Internal Affairs allocated personnel for the formation of ten rifle divisions. 500 was provided to each of the units by a command-commander and, prior to 1000, by a junior commander and a rank and file. However, the flow of reports from officers and military personnel of the NKVD continued unabated. And the top leadership of the People's Commissariat sent to the Kremlin a proposal to form an "army of the troops of the NKVD of the USSR consisting of six rifle divisions with a total of 70 thousand people."

Born Guards

The USSR State Defense Committee immediately responded to this patriotic initiative and on October 14 of 1942 of the year issued a completely secret Resolution No. 2411ss “On the formation of the army of the NKVD troops”. In this historical document, signed by Stalin, it appeared that the proposal was adopted. Army composition: 6 rifle divisions total 70 000 people. It was stipulated that the NKVD allocated only 55 000 personnel: 29 750 - border and 25 250 - internal troops (operational, convoy, for the protection of railways and important industrial enterprises). The remaining 15 000 fighters - for manning artillery, engineering units, communications, etc. - are sent by the People's Commissariat of Defense from the relevant parts of the Red Army.

The last point of the State Defense Committee's decree is the most remarkable: “Enlist the army in the reserve of the Main Command and equate in all respects the guards units”. At the stage of formation, it was headed by Major General GF. Tarasov - a former border guard, still in 1937-m graduated with honors from the Military Academy. Frunze and 1941 – 1942 years. successfully commanded on the front rifle formation and 41 th army. Army control stationed in Sverdlovsk at: ul. Malysheva, house 22. Today, a memorial plaque adorns the facade of a pre-revolutionary building to commemorate this remarkable event.

Rifle divisions were formed in Khabarovsk, Chita, Novosibirsk, Chelyabinsk and Tashkent. Therefore, they were originally called - the Far Eastern, Trans-Baikal, Siberian, Ural, Central Asian. In January, 1943, all five compounds are concentrated in the Sverdlovsk region.

5 February 1943 of the Year The rate issues the directive No. 46052 “On the inclusion of the 70 Army in the Red Army”. In accordance with this document Own Army NKVD with 1 February called 70-th (combined arms) army and the infantry divisions are numbered - 102-Far Eastern, 106-I Zabaikalskaya, 140-I Siberian, 162-I Central Asian and 175-I Ural. At the last stage, the sixth unit joined the army - the 181-I Stalingrad Infantry Division (the former 10-I division of the NKVD troops, who participated in the heroic defense of the city on the Volga). By mid-February 1943, the 70 Army under the command of Major General Tarasov is being transferred by rail to the Central Front of Colonel General K.K. Rokossovskogo.

At the end of February, the army receives a baptism of fire in the Sevsk offensive operation of the front forces, which ended in failure. On April 2, the army was led by Lieutenant General I.V. Galanin is a professional military leader. Under his command, the army successfully participates in spring offensive battles against the Oryol group of the enemy, and in the summer it differs on the Kursk Bulge. Marshal of the Soviet Union Rokossovsky (https://vpk-news.ru/articles/36564) years later recalled: “On the Kursk Bulge, together with our other armies, the 70th Army, formed from the personnel of the NKVD border and internal troops, successfully fought . From July 5 to 12, 1943, the enemy lost up to 20 soldiers and officers in the defense zone of this army, 000 enemy troops were shot down and burned. tankOf which 60 “tigers”, 70 aircraft were shot down. These facts eloquently speak of the courage and courage of the border guards and NKVD soldiers. ”

After the defeat of the Nazis on the Kursk Bulge, the divisions of the 70 Army continued their victorious journey to the west. And at the end of August 1943, the army was withdrawn from the Central Front and transferred to the reserve of the Supreme Command Headquarters. By this time, many officers of the NKVD troops are withdrawing from the front, the losses are compensated for by trained army soldiers. As part of the association, infantry corps are formed; at various times, an artillery division, several separate tank regiments, divisions of guards mortars, self-propelled artillery and other units are included.

Subsequently, the 70 Army in combat formations of the 2 and 1 Belarusian Fronts successfully smashed the enemy in the Lublin-Brest, East Pomeranian and Berlin offensive operations. The victory was met in central Germany at the turn of Rostock – Schwerin – Wittenberg, which was reached by 8 in May 1945 of the year.

A curious fact: among the commanders of the army were two former staff captains - Lieutenant General A.A. Grechkin and I.F. Nikolaev, as well as ensign - Hero of the Soviet Union Guards, Lieutenant-General A.I. Ryzhov.

By the end of the war, all six rifle formations of the initial formation were awarded orders and awarded honorary titles. So, the 102-I Far East becomes the Novgorod-Seversk Order of Lenin, the Red Banner Order of Suvorov, a division; 106-I - Zabaykalsko-Dneprovskaya Red Banner Order of Suvorov; 140-Sibirskaya - Novgorod-Seversky Order of Lenin, twice the Red Banner, Orders of Suvorov and Kutuzov; The 162-I Central Asian - also Novgorod-Seversky Red Banner Order of Suvorov; 175-I Ural - Ural-Kovel Red Banner Order of Kutuzov; 181-I Stalingrad deserved four orders - Lenin, Red Banner, Suvorov and Kutuzov.

At least seventy-eight soldiers of the 70 Army were awarded the high title of Hero of the Soviet Union.
All of these battle-covered divisions were disbanded in 1945 – 1946. The 70 Army Field Office itself by October 1945 will be relocated to Chkalov (now Orenburg), where it is also being disbanded ...
Author:
Originator:
https://vpk-news.ru/articles/39362
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 21 October 2017 15: 27 New
    +1
    Lieutenant General A.A. Grechkin and I.F. Nikolaev, as well as the ensign - Hero of the Soviet Union of the Guard, Lieutenant General A.I. Ryzhov.
    ... People of amazing fate ...
  2. moskowit
    moskowit 21 October 2017 18: 22 New
    +3
    Rifle corps are formed as part of the association, at different times they include the artillery division, several separate tank regiments, divisions of the guards mortars, self-propelled artillery and other units.

    I had to study the Army’s combat path in great detail, though from Kovel to Victory ... On the example of the combat path of the 165 infantry division (hereinafter, the Red Banner, Siedletsky). In which my Father fought in the 608 artillery regiment (later Gdynia) from April 1944 of the year before the Victory, having fought all over Poland and ended the war in Wismar, meeting with the troops of the 2-th English army ...
  3. captain
    captain 21 October 2017 18: 53 New
    +1
    On the Kursk Bulge, the army suffered terrible losses. It turned out that the senior officers are not able to conduct military operations. Commanders from a platoon to an army do not have combat skills. All senior commanders were removed. Killed about 50tys. Young to 30 years of soldiers and officers. It turned out that to control the operational forces of the NKVD and border guards in peacetime and to fight different things.
    1. polpot
      polpot 21 October 2017 19: 55 New
      +1
      It was always the loss of parts of the explosives during the Baku events were significantly higher than the airborne different training methods and tasks, it was always a pity military schools ditched at the forefront in 41 and 42 years
    2. Alex1117
      Alex1117 21 October 2017 20: 30 New
      +2
      You want to say that on the Kursk Bulge the army was almost destroyed? Of the 70 thousand l / s, 50 thousand were killed? And the rest should be a priori attributed to the wounded, right?
      1. captain
        captain 21 October 2017 20: 52 New
        0
        I want to say that on the Kursk Bulge this army suffered losses of about 50 thousand people.
  4. Dart2027
    Dart2027 21 October 2017 23: 27 New
    0
    I recommend reading
    https://vpk.name/books/voiska-nkvd-na-fronte-i-v-
    tylu

Рожденная гвардейской



С началом Великой Отечественной войны руководящие инстанции органов и войск НКВД оказались заваленными рапортами с требованием о направлении в Действующую армию. Люди горели желанием сражаться с гитлеровцами на фронтах, а не нести службу в тыловых структурах.

В июне 1942 года Наркомат внутренних дел выделил кадры на формирование десяти стрелковых дивизий. На каждое из соединений предоставлялось по 500 человек командно-начальствующего и до 1000 – младшего начальствующего и рядового состава. Однако поток рапортов от сотрудников органов и военнослужащих НКВД не ослабевал. И высшее руководство наркомата направило в Кремль предложение сформировать «армию войск НКВД СССР в составе шести стрелковых дивизий общей численностью 70 тыс. человек».


Рожденная гвардейской

Государственный комитет обороны СССР незамедлительно откликнулся на эту патриотическую инициативу и 14 октября 1942 года издал совершенно секретное Постановление за № 2411сс «О формировании армии войск НКВД». В этом историческом документе за подписью Сталина значилось, что предложение принимается. Состав армии: 6 стрелковых дивизий общей численностью 70 000 человек. При этом оговаривалось, что НКВД выделяет только 55 000 личного состава: 29 750 – пограничные и 25 250 – внутренние войска (оперативные, конвойные, по охране железных дорог и важных предприятий промышленности). Остальные 15 000 бойцов – для укомплектования артиллерии, инженерных подразделений, связи и др. – направляются Наркоматом обороны из соответствующих частей РККА.

Последний пункт Постановления ГКО самый примечательный: «Армию зачислить в резерв Главного Командования и приравнять во всех отношениях к гвардейским частям». На стадии формирования ее возглавил генерал-майор Г.Ф. Тарасов – бывший пограничник, еще в 1937-м окончивший с отличием Военную академию им. Фрунзе и в 1941–1942 гг. успешно командовавший на фронте стрелковым соединением и 41-й армией. Управление армии разместили в Свердловске по адресу: ул. Малышева, дом 22. Ныне фасад здания дореволюционной постройки в память об этом примечательном событии украшает мраморная мемориальная доска.

Стрелковые дивизии формировались в Хабаровске, Чите, Новосибирске, Челябинске и Ташкенте. Поэтому первоначально и назывались – Дальневосточная, Забайкальская, Сибирская, Уральская, Среднеазиатская. В январе 1943-го все пять соединений сосредоточивают в районе Свердловска.

5 февраля 1943 года Ставка издает директиву за № 46052 «О включении в состав войск Красной Армии 70-й армии». В соответствии с этим документом Отдельная армия войск НКВД с 1 февраля именуется 70-й (общевойсковой) армией, а стрелковые дивизии получают нумерацию – 102-я Дальневосточная, 106-я Забайкальская, 140-я Сибирская, 162-я Среднеазиатская и 175-я Уральская. На последнем этапе в состав армии вошло шестое по счету соединение – 181-я Сталинградская стрелковая дивизия (бывшая 10-я дивизия войск НКВД, участвовавшая в героической обороне города на Волге). К середине февраля 1943-го 70-я армия под командованием генерал-майора Тарасова перебрасывается по железной дороге на Центральный фронт генерал-полковника К.К. Рокоссовского.

В конце февраля армия принимает боевое крещение в Севской наступательной операции войск фронта, завершившейся неудачей. 2 апреля армию возглавил генерал-лейтенант И.В. Галанин – профессиональный военачальник. Под его командованием армия успешно участвует в весенних наступательных боях против орловской группировки противника, а летом отличается на Курской дуге. Маршал Советского Союза Рокоссовский (https://vpk-news.ru/articles/36564) спустя годы вспоминал: «На Курской дуге вместе с другими нашими армиями успешно вела боевые действия 70-я армия, сформированная из личного состава пограничных и внутренних войск НКВД. В полосе обороны этой армии с 5 по 12 июля 1943 г. противник потерял до 20 000 солдат и офицеров, было подбито и сожжено 572 вражеских танка, из них 60 «тигров», сбито 70 самолетов. Эти факты красноречиво говорят о мужестве и отваге пограничников и воинов НКВД».

После разгрома гитлеровцев на Курской дуге, дивизии 70-й армии продолжили победный путь на запад. А в конце августа 1943 года армию выводят из Центрального фронта и передают в резерв Ставки ВГК. К этому времени многие офицеры войск НКВД отзываются с фронта, потери восполняются подготовленными военнослужащими-армейцами. В составе объединения формируются стрелковые корпуса, в разное время входят – артиллерийская дивизия, несколько отдельных танковых полков, дивизионы гвардейских минометов, самоходно-артиллерийские и другие части.

Впоследствии 70-я армия в боевых порядках 2-го и 1-го Белорусских фронтов успешно громила врага в Люблин-Брестской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. Победу встретила в центральной Германии на рубеже Росток–Шверин–Виттенберг, на который вышла еще к 8 мая 1945 года.

Любопытный факт: среди командующих армией были два бывших штабс-капитана – генерал-лейтенанты А.А. Гречкин и И.Ф. Николаев, а также прапорщик – Герой Советского Союза гвардии генерал-лейтенант А.И. Рыжов.

К концу войны все шесть стрелковых соединений первоначального формирования были отмечены орденами и удостоены почетных наименований. Так, 102-я Дальневосточная становится Новгород-Северской ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворова дивизией; 106-я – Забайкальско-Днепровской Краснознамённой ордена Суворова; 140-я Сибирская – Новгород-Северской ордена Ленина, дважды Краснознамённой, орденов Суворова и Кутузова; 162-я Среднеазиатская – тоже Новгород-Северской Краснознамённой ордена Суворова; 175-я Уральская – Уральско-Ковельской Краснознамённой ордена Кутузова; 181-я Сталинградская заслужила четыре ордена – Ленина, Красного Знамени, Суворова и Кутузова.

Не менее семидесяти восьми воинов 70-й армии были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Все эти овеянные боевой славой дивизии были расформированы в 1945–1946 гг. Само полевое управление 70-й армии к октябрю 1945-го передислоцируется в Чкалов (ныне – Оренбург), где тоже расформировывается…
Автор:
Сысоев Николай
Первоисточник:
https://vpk-news.ru/articles/39362
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. parusnik Офлайн
    parusnik (Алексей Богомазов) 21 октября 2017 15:27
    +1
    генерал-лейтенанты А.А. Гречкин и И.Ф. Николаев, а также прапорщик – Герой Советского Союза гвардии генерал-лейтенант А.И. Рыжов.
    ...Люди удивительной судьбы...
  2. moskowit Офлайн
    moskowit (Николай Иванович) 21 октября 2017 18:22
    +3
    В составе объединения формируются стрелковые корпуса, в разное время входят – артиллерийская дивизия, несколько отдельных танковых полков, дивизионы гвардейских минометов, самоходно-артиллерийские и другие части.

    Мне очень подробно пришлось изучить боевой путь Армии, правда от Ковеля до Победы... На примере боевого пути 165 стрелковой дивизии(в дальнейшем Краснознамённой, Седлецкой) . В которой в 608 артиллерийском полку(в дальнейшем Гдынском) с апреля 1944 года до Победы воевал мой Отец, пройдя с боями всю Польшу и окончили войну в Висмаре, встретившись с войсками 2-ой английской армии...
  3. ротмистр Офлайн
    ротмистр (Юрий) 21 октября 2017 18:53
    +1
    На Курской дуге армия понесла страшные потери. Выяснилось, что старший офицерский состав не умеет вести боевые действия. Командиры от взвода до армии не имеют навыков в боевых действиях. Были отстранены все старшие командиры. Погибли около 50тыс. молодых до 30 лет солдат и офицеров. Выяснилось, что управлять оперативными войсками НКВД и пограничниками в мирное время и воевать разные вещи.
    1. polpot Офлайн
      polpot (Andru) 21 октября 2017 19:55
      +1
      Это было всегда потери частей ВВ во ремя бакинских событий были значительно выше чем у ВДВ разные методы обучения и задачи всегда было жалко военные училища угробленные на передовой в 41и 42 годах
    2. Alex1117 Офлайн
      Alex1117 (Alex) 21 октября 2017 20:30
      +2
      Вы хотите сказать, что на Курской дуге армия была практически уничтожена ? Из 70 тысяч л/с было убито 50 тысяч ? А остальных априори следует отнести к раненным, так ?
      1. ротмистр Офлайн
        ротмистр (Юрий) 21 октября 2017 20:52
        0
        Я хочу сказать, что на Курской дуге эта армия понесла потери около 50 тыс. человек.
  4. Dart2027 Офлайн
    Dart2027 21 октября 2017 23:27
    0
    Рекомендую почитать
    https://vpk.name/books/voiska-nkvd-na-fronte-i-v-
    tylu
Картина дня