От царских рублей к советским червонцам

34


В 1914 году рубль Российской империи считался одной из самых твердых и надежных национальных валют в мире. С чего же началась национальная финансовая катастрофа?



Война прикончила золотой рубль

1 августа 1914 года Российская империя вступила в войну, впоследствии названную Первой мировой. Надежды на ее скорое окончание не оправдались, война длилась долгие четыре с лишним года. Помимо бедствий военных, она повлекла за собой и неизмеримо более серьезные политические и экономические потрясения, конечным итогом которых стала Октябрьская революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война. Ведь обязательным спутником любых затяжных военных действий является инфляция. Вести войну – очень дорогое удовольствие, и даже богатым странам приходится включать печатный станок (а заодно и делать займы, как внутренние, так и внешние). А неизбежным следствием гражданской войны (или поражения в войне обычной) становится гиперинфляция – число нулей на ничем не обеспеченных банкнотах стремительно растет. Сомнительная честь постановки рекордов в области гиперинфляции, к счастью, принадлежит не нашей стране – у нас не было купюр с номиналами в секстиллион (миллиард триллионов, 10 в 21 степени, Венгрия, 1946) или 100 тысяч миллиардов (Германия, 1924), во время Гражданской номиналы купюр Госбанка России дошли у нас только до миллионов.

В Первую мировую войну Россия вступила, обладая твердой и надежной национальной валютой. После денежной реформы 1898 года царский рубль имел золотое обеспечение, причем к 1914 году золотой запас превышал сумму находящихся в обороте бумажных денег, так что в случае необходимости государство могло допечатать более 300 миллионов рублей.

Но уже 27 июля 1914 г. в Российской империи был принят закон, приостанавливающий обмен бумажных денег на золото (так сделало и большинство стран, участвовавших в войне). Этот же закон давал право Государственному банку печатать деньги, не обеспеченные золотом в размере до 1 500 миллионов рублей. На самом же деле к 1917 году было напечатано уже 6 500 миллионов. Причем реальное обеспечение бумажных денег золотым запасом к этому моменту составляло всего 16 %.

Естественно, следствием обесценивания денег стала огромная инфляция. В 1915 году она еще составляла всего 30 %, но в 1916 г. уже скакнула до 100 %. Государственным служащим уже с 1915 г. в обязательном порядке индексировали жалованье с учетом инфляции, но и это не спасало от роста цен. Дошло до того, что в конце 1916 г. правительство сделало попытку провести подобие продразверстки – т. е. изъятия части урожая по твердым ценам, но натолкнулось на откровенный саботаж со стороны крестьян, ведь цены на рынке были в разы выше, к тому же обеспечение сельских жителей промышленными товарами по твердым ценам никто не гарантировал.

Рулоны керенок

В марте 1917 г. к власти в России пришло Временное правительство во главе с князем Львовым (его потом сменил А.Ф. Керенский), которому удалась фантастическая вещь – за краткий срок превратить пусть и находящееся в кризисе, но устойчивое государство в беспорядочно разваливающийся колосс. Достаточно отметить, что за 8 месяцев своего существования, помимо развала армии, амнистии уголовников и уничтожения полиции оно выпустило столько же денег, сколько царское за два с половиной года войны – общая сумма эмиссии составила 6412,4 миллиона рублей (это не считая разменных марок на 95,8 миллиона и разменных казначейских знаков на 38,9 миллиона).

До 1917 г. самой крупной российской купюрой были 500 рублей. До начала Первой мировой войны это была очень большая сумма. Но к 1917 г. деньги настолько обесценились, что это составляло месячный заработок квалифицированного рабочего. К тому моменту, когда Временное правительство приступило к выпуску денег, ситуация стала настолько катастрофичной, что печатать стали сразу купюры достоинством 250 и 1000 рублей (т. н. «думские деньги»). Но и этого было недостаточно – цены росли уже до заоблачных высот. Дошло до того, что в некоторых регионах уже явочным порядком возникал натуральный обмен за отсутствием или полной бесполезностью денег.
Отчаянной попыткой Временного правительства продлить агонию традиционно сложившихся товарно-денежных отношений был выпуск знаменитых «керенок» – бумажных денег достоинством в 20 и 40 рублей. Более бесполезных денег в истории России еще не было. Их даже не подделывали – поскольку печатали их на обычной бумаге (годилась даже бумага для этикеток), делать это можно было в любой типографии. Учитывая их низкое достоинство, «керенки» выпускали целыми листами, даже не разрезанными на купюры. Впрочем, разрезать их не было никакой нужды – при ценах тех времен гораздо проще было расплачиваться целыми рулонами. Но очень скоро и такая надобность отпала – Временное правительство свергли и «керенки» практически вышли из оборота. Чаще всего счастливые обладатели таких рулонов использовали их для оклейки стен. Вот как отзывался о ситуации, возникшей к началу 1918 г., С.Е. Хитун, впоследствии оказавшийся в эмиграции в Китае: «У меня были деньги, выпущенные Правительством Керенского, но крестьяне охотнее обменивали съестные продукты на одежду, чем на быстро терявшие ценность деньги уже не существующего Правительства».

Военный коммунизм

В октябре 1917 года произошло эпохальное в российской истории событие – власть в стране захватили большевики, создавшие новое правительство – Совет народных комиссаров (Совнарком). Им досталось тяжелое наследство – государство находилось на грани краха. Но помимо накопленного политического опыта, управленческих практиков среди них не было. Тем не менее, они инстинктивно нащупали единственно верный путь среди воцарившейся в условиях Гражданской войны к концу 1918 года экономической разрухи. Этим путем было введение экономической политики военного коммунизма. Не говоря уже о том, что это было во многом воплощением идей, которым следовали большевики, военный коммунизм стал наиболее разумным выходом из сложившейся ситуации.

Национализация всего, что только можно национализировать, запрет частной торговли и государственная монополия на торговлю основными видами сельхозпродукции и внешнюю торговлю, продразверстка, которую осуществляли продотряды, попытка создания трудовых армий (кстати, что-то вроде наших трудовых армий времен военного коммунизма создал в начале тридцатых годов Рузвельт в демократической Америке). Предпринимались и попытки если не избавиться от денег совсем, то хотя бы свести их обращение к минимуму. Теми деньгами, что были в обращении, государственным служащим и рабочим промышленных предприятий выдавалась лишь часть зарплаты, остальное выдавалось натурой – продовольственными пайками (плюс бесплатная рабочая одежда и коммунальные услуги). Но упразднить деньги с ходу одним волевым решением было невозможно.

В наследство от предшественников советской власти достался Государственный банк, Экспедиция заготовления государственных бумаг (будущий Гознак), Монетный двор и часть золотого запаса страны (в 1915 году, во время Великого отступления, золотой запас на всякий случай эвакуировали в Казань и Нижний Новгород. В 1918 году примерно половина золотого запаса, вывезенная в Казань, оказалась у белых). Одним из первых декретов новой власти был декрет от 14 (27) декабря «О национализации банков». Банк в стране остался один – бывший Государственный, ныне Народный. Запасы наличности («романовские», «думские», «керенские») у этого банка быстро закончились. Ведь теперь уже новой власти требовалось платить зарплаты, пособия, пенсии, закупать продовольствие.

И уже 21 января (3 февраля) 1918 года выходит декрет ВЦИК, согласно которому в обращение наряду с кредитными билетами в качестве денег вводились 5-процентные краткосрочные обязательства государственного казначейства, выпущенные незадолго до Октября. И это был первый из декретов и циркуляров подобного рода. Число ценных бумаг, доставшихся в наследство от царского и Временного правительств, заменявших деньги, неуклонно росло. В это число попали не только облигации недавнего Займа Свободы, но и, например, экзотические купоны 5-процентного внутреннего займа… 1864 года. Всего в обращении оказались три категории ценных бумаг и четыре десятка разновидностей купонов – по всей видимости, все, что удалось найти.

На 1918 год большевиками была запланирована денежная реформа, о которой Ленин писал: «Мы назначим самый короткий срок, в течение которого каждый должен будет сделать декларацию о количестве имеющихся у него денег и получить взамен их новые; если сумма окажется небольшой, он получит рубль за рубль; если же она превысит норму, он получит лишь часть. Мера эта, несомненно, встретит сильнейшее противодействие не только со стороны буржуазии, но и со стороны деревенских кулаков, разбогатевших на войне и зарывших в землю бутылки, наполненные тысячами бумажных денег. Мы встретимся грудь с грудью с классовым врагом». Увы, в стране началась Гражданская война, и вместо денежной реформы пришлось вводить военный коммунизм.

Денежная масса возросла в 119 раз

В 1918 году советская власть продолжила печатать стремительно обесценивающиеся «керенки». Использовались клише, оставшиеся от Временного правительства. На этих купюрах дата «1918» сочеталась с гербом уже не существующего государства – двуглавым орлом, лишенным царских регалий. Покупательная способность «керенок» советского выпуска стала еще более мизерной, изменилось и народное название этой «валюты» – в честь управляющего Госбанком РСФСР Л.Г. Пятакова «керенки» были прозваны «пятаковками».
С ноября 1917 по первую половину 1921 года советским правительством было введено в оборот 2328,3 млрд руб. (в результате денежная масса возросла в 119 раз). И даже этой астрономической денежной массы не хватало на покрытие бюджетного дефицита – в 1921 году он составил 21 936 916 млрд рублей.

До войны промышленной продукции выпускалось на общую сумму 66,5 млрд золотых рублей (до войны), к 1921 году этот показатель сократился до 700–800 тысяч золотых рублей. За тот же период производство сельхозпродукции упало с довоенных 5 миллиардов до 1,6–1,8 миллиарда.

Люди отвыкли работать

К марту 1921 года цены в сравнении с довоенными выросли в 30 тысяч (!) раз. Комментарии к этой печальной статистике излишни.
Как писал один из вождей Белого движения генерал Краснов (его высказывания, конечно, крайне пристрастны по отношению к большевикам, но не лишены зерна истины): «Люди отвыкли работать и не желали работать, люди не считали себя обязанными повиноваться законам, платить подати, исполнять приказы. Необычайно развилась спекуляция, занятие куплей и продажей, которое стало своего рода ремеслом целого ряда лиц и даже лиц интеллигентных. Большевистские комиссары насадили взяточничество, которое стало обыкновенным и как бы узаконенным явлением.

В стране, заваленной хлебом, мясом, жирами и молоком, начинался голод. Не было товаров, и сельчане не хотели везти свои продукты в города. В городах не было денежных знаков, и их заменяли суррогаты, купоны Займа Свободы и другие, что до крайности затрудняло торговлю…» Конечно, в первую очередь Краснов имел в виду ситуацию, сложившуюся под властью большевиков накануне прихода белых, на юге страны, но это высказывание во многом применимо и ко всей России.

Гражданская война не мешала экономистам спорить о том, как привести денежную систему порядок. Самым очевидным выходом из сложившегося положения был выпуск новой денежной единицы, обеспеченной или золотом, или иностранной валютой, которую можно обменять на золото (золотодевизный стандарт). По сути дела, это был возврат к довоенному царскому рублю. Но, например, экономист и статистик С.Г. Струмилин (будущий академик АН СССР) предлагал альтернативный вариант – не встраивать советскую валюту в мировую финансовую систему, а обеспечивать только внутренний рынок – денежная масса должна полностью соответствовать товарной массе.

Советский червонец

Денежная реформа была неизбежна. Гражданская война закончилась убедительной победой красных, и сохранять в неприкосновенности систему военного коммунизма было бы для советской экономики самоубийством.

15 марта 1921 года на X съезде РКП(б) было объявлено о новой экономической политике. В экономике должны были соседствовать государственный и частный сектора. Планировалось и привлечение иностранного капитала при помощи предоставления концессий. Продразверстка, ставшая причиной крестьянских восстаний, заменялась продналогом. И разумеется, никакая новая экономическая политика была невозможна без нового рубля. В спорах победили сторонники золотого обеспечения новой советской валюты. 11 октября 1922 года декретом СНК была введена новая денежная единица – червонец. Золотое обеспечение новой валюты составило 1 золотник и 78,24 долей золотом (1 золотник – 4,26575417 грамма, в золотнике 96 долей).

Надо отметить, что реформа оказалась чрезвычайно удачной, червонец быстро был признан населением надежной валютой, в чьей ценности не сомневались.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 октября 2017 07:24
    Скупая статья..как из учебника...
  2. +17
    21 октября 2017 08:30
    В 1914 году рубль Российской империи считался одной из самых твердых и надежных национальных валют в мире.

    Да германская марка стоила 49 копеек
    Как когда-то копейки стоил доллар и к советскому рублю
    27 июля 1914 г. в Российской империи был принят закон, приостанавливающий обмен бумажных денег на золото (так сделало и большинство стран, участвовавших в войне)

    Реалии военное времени. Англия к концу войны так вообще сдала финансовые позиции САСШ
    Как в 1914-17 гг., так и в 1990-93 гг. - политика "съела" экономику
    Чуть было не сказал - как и сейчас...
    1. +7
      21 октября 2017 14:29
      XII легион
      Да германская марка стоила 49 копеек
      Как когда-то копейки стоил доллар и к советскому рублю
      Так точно ! Как и зарплата в СССР в 200 р была хорошей.И наручные часы(подделка) "Монтана" с 6-ю мелодиями стоили 60 р в комиссионке.А двухкасетник 3000 р wassat laughing
      Кстати о червонцах из золота.Не дай Бог кого осенит выпустить сейчас таковой.За бумажки американские сразу вывезут всё под чистую.
      1. +6
        21 октября 2017 14:42
        Цитата: Наблюдатель2014
        И наручные часы(подделка) "Монтана" с 6-ю мелодиями стоили 60 р

        За 45 покупал у Вьетнамцев.
        Цитата: Наблюдатель2014
        .А двухкасетник 3000 р

        Это какой?
        1. +3
          21 октября 2017 18:12
          Это какой?
          Gold Star - теперь LG.
          1. +5
            21 октября 2017 18:30
            Цитата: Curious
            Gold Star - теперь LG.

            Ну, что LG есть голдстар (не нервируйте мои нервные клетки, заставляя искать незнакомые буквы laughing ), эт я знаю. Я даже согласен, что ценообразование в СССР нехорошее. А может это на западе - нехорошее? Если, как утверждает Паршев "Почему Россия - не Америка", за садовый насос стоимостью 18 руб. (не помню такого, помню глубинный, за 25) давали два видеомагнитофона (фирму не знаю)? Не, скорее у нас, если на видеомагнитофон разменивали дачу под Москвой. В итоге получается, что дача под Москвой имела стоимость полнасоса советского, плюс некоторые манипуляции, связанные с выездом за границу. recourse Вам не надоело ещё мои опусы читать? laughing drinks
            1. +1
              21 октября 2017 22:18
              Я Вам в ответ свой. Такой двухкасетник у меня на заводе (по бартеру полученный) стоил 600 р. Гуано редкостное. По советской классификации аппаратуры, наверное 6 класс. Но выглядело солидно. Я его прямо с завода отнес в комисионку, где даже не успел донести до товароведа, забрали за 3000 р.
              1. +4
                21 октября 2017 22:26
                Цитата: Curious
                Я Вам в ответ свой. Такой двухкасетник у меня на заводе (по бартеру полученный) стоил 600 р.

                А я Вам могу напомнить про некий "националь", что тоже за две с половиной продавали году в 90-ом. Тоже гуано редкостное. Родной "Маяк" в сто раз лучше был, хоть однокассетный. Но, мне кажется, что мы немного не про то время, и не про те цены рассуждаем? Аааа, блин, пропустил я.. По бартеру...
                1. 0
                  21 октября 2017 22:30
                  Согласен, просто я 1917 не застал.
                  1. +4
                    21 октября 2017 22:37
                    Цитата: Curious
                    Согласен, просто я 1917 не застал.

                    Шо? Не понял... Я. в смысле, пропустил Ваше, по бартеру... Нам такие кассеты по бартеру шли, хуже чем МК... И то, можно было продать за 20 рублей, потому, как по не нашему на ней писано. sad
                    1. +1
                      21 октября 2017 22:45
                      Должен отметить, что у нас это было единственный раз. За эти двухкассетники директор так снабженце вздрючил, что больше никакого говна не привозили, только серьезные фирмы.
                      1. 0
                        21 октября 2017 23:28
                        Цитата: Curious
                        не привозили

                        мне отчасти везло, папа моряк и рейсы долгие. Разрешали привозить всякое некрупное. Голдстары были, однако вплоть до 90-го советская техника была получше красивого привозного. Папа привозил только масло оливковое(Греция, металлические упаковки) и сувениры из Венеции. Зато в Турции всякое из одежды.
                        Это уже потом пошел поток более качественных вещей(особенно запомнилась приставка)
      2. -1
        30 июля 2018 13:49
        Наблюдатель2014,- тролль и уже явно профессиональный появился на ВО. Модераторам обратить внимание на замусоривание площадки явным провокатором.
  3. +5
    21 октября 2017 08:50
    большевики, создавшие новое правительство – Совет народных комиссаров (Совнарком). Им досталось тяжелое наследство – государство находилось на грани краха

    Создали новое ВРЕМЕННОЕ правительство- до УС, как они заявили.
    Государство же находилось в гораздо лучшем положении, чем другие воюющие страны: в Германии от голода умерло 800 000 человек! Жестоко голодали французы, англичане. В России такого не было.

    При Временном правительстве цены были в 5-10 раз выше довоенных. При большевиках-в 147 ТЫСЯЧ раз (на соль, в частности)! Население столиц осталось без денег, пайков и вымирало-население Москвы сократилось в два раза, Питера-на две третих....

    Промпроизводство в 1920 г составили 0,001 % от произвоства 1917, з/плата рабочих -30 коп от довоенной-"хороши" оказались новые "экономисты.....

    Автор не говорит, к сожалению, о многих причинах, приведших к данной катастрофе.Достаточно представить себе-ЧТО произойдет, если сегодня, внезапно, остановить работу банков, конфисковать вклады и ценности, активы:предприятия встанут-без платежей, з/плат.Кто захочет работать, вкладываться? А ведь это и произошло после октября, результат-полный коллапс экономики

    Была в ходу идея, что чем больше деньги обесценятся, тем скорее можно будет избавиться от этого «пережитка капитализма». Декрет Совнаркома от 15 мая 1919 года формально санкционировал эмиссию «в пределах действительной потребности хозяйства в денежных знаках». Сколько надо, столько и напечатаем! И печатали: самыми обеспеченными работой были работники на фабриках тогдашнего Гознака в Москве, Петрограде, Пензе, Перми и Ростове-на-Дону работали в ТРИ смены около 14 тысяч человек. К этому надо добавить чиновников всех уровней, ведавших эмиссией, перевозчиков денег, охранников, кассиров и т. д.

    Потом, в 1921м, ульянов скажет: "мы ошибись". Но сколько миллионов жизней стоила ошибка...
    1. +5
      21 октября 2017 10:23
      Цитата: Ольгович
      Государство же находилось в гораздо лучшем положении, чем другие воюющие страны: в Германии от голода умерло 800 000 человек! Жестоко голодали французы, англичане. В России такого не было

      Пруф ?
      Цитата: Ольгович
      Промпроизводство в 1920 г составили 0,001 % от произвоства 1917, з/плата рабочих -30 коп от довоенной-"хороши" оказались новые "экономисты.....

      Про Гражданскую войну не слышали, не ?
      Цитата: Ольгович
      ЧТО произойдет, если сегодня, внезапно, остановить работу банков, конфисковать вклады и ценности, активы:предприятия встанут-без платежей, з/плат.Кто захочет работать, вкладываться?

      Уже ко времени прихода к власти большевиков, начинал господствовать натуральный обмен. З/пл, деньги очень сильно обесценились.
      Цитата: Ольгович
      в 1921м, ульянов скажет: "мы ошибись".

      1 - Не ульянов, а Ульянов.
      2 - Какое - "ошиблись" , имел в виду Ленин ?
      Цитата: Ольгович
      сколько миллионов жизней стоила ошибка...

      Сколько ?
      1. +5
        21 октября 2017 10:48
        Цитата: rkkasa 81
        Пруф ?

        ГУГЛ
        Цитата: rkkasa 81
        Про Гражданскую войну не слышали, не ?

        Нет коммпереворота-нет гр. войны (смотрим Германию, Францию и пр. и пр.)
        Цитата: rkkasa 81
        Уже ко времени прихода к власти большевиков, начинал господствовать натуральный обмен. З/пл, деньги очень сильно обесценились.

        Я привел цифры , вы-ничего.
        Цитата: rkkasa 81
        1 - Не ульянов, а Ульянов.2 - Какое - "ошиблись" , имел в виду Ленин ?

        1. именно так- ульянов
        2.ульянов: "Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса,

        Т.51.с.357
        Цитата: rkkasa 81
        Сколько ?

        10-15 миллионов-разные оценки. Из них от голода-5 млн
        1. +6
          21 октября 2017 11:35
          Цитата: Ольгович
          ГУГЛ

          В общем набрехали. В принципе я так и думал.
          Цитата: Ольгович
          Нет коммпереворота-нет гр. войны

          Нет иностранной помощи бълодельцам, нет интервенции - нет гр. войны.
          Цитата: Ольгович
          Я привел цифры , вы-ничего

          ГУГЛ.
          Цитата: Ольгович
          "Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса

          И где там про ошибку ?
          Вынужденные меры, пусть даже не совсем удачные, но когда нет других вариантов, это не ошибка. Можно спорить о степени давления на крестьянство, но других способов накормить рабочих и армию, кроме как продразверсткой, у большевиков тогда не было.
          Цитата: Ольгович
          10-15 миллионов-разные оценки. Из них от голода-5 млн

          Даже во время Великой Отечественной, и сразу после нее, несмотря на то, что СССР уже крепко стоял на ногах, все равно были трудности с обеспечением продовольствием. Что уж говорить о молодом государстве, в наследство которому досталась отсталая страна, после нескольких лет ПМВ. Плюс, против этого молодого государства, еще и война была развязана.
          Так что смерть этих миллионов, это заслуга бълодельцев, и их западных хозяев.
          1. +6
            21 октября 2017 12:27
            Цитата: rkkasa 81
            В общем набрехали. В принципес

            В общем. вам -лень. ч.т.д. Цифра и на ВО была.
            Цитата: rkkasa 81
            И где там про ошибку ?

            разверстка-кризис. читайте ВО за 17. 15, 13 гг.
            Цитата: rkkasa 81
            Вынужденные меры, пусть даже не совсем удачные, но когда нет других вариантов, это не ошибка. Можно спорить о степени давления на крестьянство, но других способов накормить рабочих и армию, кроме как продразверсткой, у большевиков тогда не было

            есть поговорка: не можешь-не мучай.
            Цитата: rkkasa 81
            Нет иностранной помощи бълодельцам, нет интервенции - нет гр. войны.

            Гр. война-с 25 октября 1917 г-Москва, питер, Иркутск, Оренбург. украина, Дон, терек, Закавказье-читайте же декреты сов.власти о ГРАЖДАНСКОЙ войне в ноябре-декабре 1917 г, когда еще никого не было.
            Против Германии-множество интервентов и-никакой гр. войны.
            Цитата: rkkasa 81
            Даже во время Великой Отечественной, и сразу после нее, несмотря на то, что СССР уже крепко стоял на ногах, все равно были трудности с обеспечением продовольствием. Что уж говорить о молодом государстве, в наследство которому досталась отсталая страна, после нескольких лет ПМВ. Плюс, против этого молодого государства, еще и война была развязана.
            Так что смерть этих миллионов, это заслуга бълодельцев, и их западных хозяев.

            Крепко -это вы о продовольствии?! Уровень 1913 г был достигнут только через 40 лет!
            Государство не так уж было и молодо-ему было почти 1000 лет. И вернулись НЭПом к тому, что только что разрушили.
            1. +2
              21 октября 2017 18:21
              Цитата: Ольгович
              В общем. вам -лень. ч.т.д. Цифра и на ВО была.

              Вы вбросили некую инфу, вам и флаг в руки. В смысле доказывать верность этих данных. А цифры на ВО, это не доказательство, тк они могут быть от вам подобных ольговичей. Или даже от вас самого laughing
              Цитата: Ольгович
              разверстка-кризис. читайте ВО за 17. 15, 13 гг.

              1 - напомню - у меня вопрос про ошибку был. Еще раз - ошибка, это когда из нескольких вариантов выбирается неправильный, или наихудший. А когда из нескольких плохих вариантов выбирается не самый плохой, то это не ошибка, а вынужденная мера.
              2 - опять же, ВО - это не истина в последней инстанции.
              Цитата: Ольгович
              есть поговорка: не можешь-не мучай.

              Так большевики то смогли ! good
              Цитата: Ольгович
              читайте же декреты сов.власти о ГРАЖДАНСКОЙ войне в ноябре-декабре 1917 г, когда еще никого не было

              Ааа, так вся эта иностранная шваль, вместе с нашим отребьем, они к нам поперлись из-за декретов советской власти о гр. войне ? Оригинально laughing
              Кстати - а что это за декреты такие ? Вот про декреты о мире, о земле я знаю.
              Цитата: Ольгович
              Против Германии-множество интервентов и-никакой гр. войны

              Так вроде же не было никаких интервентов на территории ГИ ?
              Цитата: Ольгович
              Уровень 1913 г был достигнут только через 40 лет!

              Пруфов опять не будет ? Про ВО не надо laughing
              Цитата: Ольгович
              Государство не так уж было и молодо-ему было почти 1000 лет.

              Маразм крепчал... оказывается большевики правили в нашей стране тышшу лет !
              Цитата: Ольгович
              вернулись НЭПом к тому, что только что разрушили.

              К капитализму что-ли ?! Или сразу к монархии ?! fool
              1. +5
                22 октября 2017 05:17
                Цитата: rkkasa 81
                Вы вбросили некую инфу, вам и флаг в руки. В смысле доказывать верность этих данных. А цифры на ВО, это не доказательство, тк они могут быть от вам подобных ольговичей. Или даже от вас самого

                Зачем мне-восполнять пробелы в ваших знаниях? Цифра-именно немецкая, читайте "Энциклопедию Великой войны" (на немецком)
                Цитата: rkkasa 81
                Ааа, так вся эта иностранная шваль, вместе с нашим отребьем, они к нам поперлись из-за декретов советской власти о гр. войне ? Оригинально
                Кстати - а что это за декреты такие ? Вот про декреты о мире, о земле я знаю.

                Мало знаете, ничтожно мало. Просвещать вас-ваша забота.
                Цитата: rkkasa 81
                Пруфов опять не будет ? Про ВО не надо

                Доклад ЦСУСССР 1955-Секретно.
                Цитата: rkkasa 81
                Маразм крепчал... оказывается большевики правили в нашей стране тышшу лет !

                Дааааа...
                Цитата: rkkasa 81
                К капитализму что-ли ?! Или сразу к монархии ?!

                К рынку, деньгам, частной собственности-НЭП называется.
    2. +4
      21 октября 2017 11:04
      То ли дело в богоспасаемой РКМП!
      90% населения жили на грани вымирания, чтобы 10% наслаждались хрустом французской булки.
      Цитата: Ольгович
      Государство же находилось в гораздо лучшем положении, чем другие воюющие страны: в Германии от голода умерло 800 000 человек! Жестоко голодали французы, англичане. В России такого не было.

      Около 8 млн. смертей от голода и его последствий за 1901-1912 годы. По 700 000 в год (в среднем) в мирное время. Куда там воюющей Германии, находящейся в блокаде.
      Цитата: Ольгович
      При Временном правительстве цены были в 5-10 раз выше довоенных. При большевиках-в 147 ТЫСЯЧ раз (на соль, в частности)! Население столиц осталось без денег, пайков и вымирало-население Москвы сократилось в два раза, Питера-на две третих....

      Промпроизводство в 1920 г составили 0,001 % от произвоства 1917, з/плата рабочих -30 коп от довоенной-"хороши" оказались новые "экономисты.....

      А Гражданская война и интервенция ну совсем ни при чем.
      1. +6
        21 октября 2017 12:33
        Цитата: Snakebyte
        90% населения жили на грани вымирания, чтобы 10% наслаждались хрустом французской булки.

        Ага, "вымирали" : до 1950 годов граждане питались(хлеб, мясо, молоко) ( и одевались) ХУЖЕ, чем в 1913 г. (Секретный доклад ЦСУ СССР 1955 г).
        Цитата: Snakebyte
        Около 8 млн. смертей от голода и его последствий за 1901-1912 годы. По 700 000 в год (в среднем) в мирное время. Куда там воюющей Германии, находящейся в блокаде

        Ложь.
        Цитата: Snakebyte
        Гражданская война и интервенция ну совсем ни при чем.

        До 25 октября 1917-не было гр войны.
        1. +7
          21 октября 2017 13:09
          чушь как обычно..нет конечно голодных бунтов во время 1 мировой не было.было все благочинно и благорастворение в воздусях...едем дальше-ваш любимый 1913 рекордный год.потребление зерна на душу населения по разным странам кг.
          Россия - 288 .
          Англия - 267
          Германия - 328
          Франция - 304
          США - 699.то есть люди ели гораздо меньше чем те куда это зерно вывозилось и это все с учетом что собирали зерно больше чем в Европе .правда намного меньше чем в Америке и Аргентине.
          Брокгауз и Ефрон в своём Энциклопедическом словаре приводят следующие данные на 1898 год.
          Потребление пшеницы на душу населения, пудов/кг:

          Франция - 15/240
          США - 11/176
          Великобритания - 8/128
          Италия - 8/128
          Германия - 4/64
          Россия - 3/48 недоедим но -вывезем..только недоедали не ольговичи....и мясо при царях в деревнях ели только по большим праздникам...сравнитель вы наш.. едем дальше-В начале ХХ века в России голодными были: 1901-1902, 1905-1908 и 1911 ― 1912 годы.
          В 1901 ― 1902 голодали 49 губерний: в 1901 ― 6,6%, 1902 ― 1%, 1903 ― 0,6%, 1904 -― 1,6%.
          В 1905 ― 1908. голодало от 19 до 29 губерний: в 1905 ― 7,7 %, 1906 ― 17,3% населения
          В 1911 ― 1912 за 2 года голод охватил 60 губерний: в 1911 ― 14,9 % населения.60 губерний из 78..браво-блестящее управление страной.
          На грани смерти находилось 30 млн. человек. а ну да-тогда слово голод было запрещенно употреблять в печати-есть такое обтекаемое слово-недород..читаем периодику того времени-N 10 «Российского еженедельника» за 1903 год : «На подавление бунта крестьян и работников Полтавской и Харьковской губернии отправлено до двухсот тысяч солдат регулярной армии, а также все наличные местные казачьи и жандармские силы». Газета «Киевский вестник» от 9 марта того же года в разделе происшествий сообщает: «Вчера трое жандармов изрубили саблями слепого певца за песни возмутительного содержания: «Ой, настанет доброе время, станет труженик есть досыта, а панов — на одну ракиту».тамбовское восстание говорите...ну ну.гражданской войны не было до 17года.и что? проблем не было выше перечисленных?ы ольгович как всегда-звону много а в голове мусор..до 50г жили хуже..нет -2 мировых войны гражданская война плюс наследство в виде крайне убогой экономики и сельского хозяйства образца феодализма должны здорово были поднять благосостояние..как всегда ваши слова-громкий звук в луже..
          1. +5
            22 октября 2017 05:46
            Цитата: давно в запасе.
            чушь как обычно..
            СЕКРЕТНЫЙ Доклад ЦСУ СССР-чушь?! Так опровергните его.
            Хлеблебные продукты (хлеб в переводе на муку, мука, крупа, макаронные изделия)
            1913- 200 кг
            37г -192
            40 г-195
            50 г-172
            мясо и сало (с гольем)
            1913 г-27кг
            1937г- 18
            40 г- 24
            50 г. 26
            Молоко, яйца- то же. Если по вашему в 1913 г
            Цитата: давно в запасе.
            На грани смерти находилось 30 млн. человек. а ну да-тогда слово голод было запрещенно употреблять в печати
            , то что тогда говорить о периоде до 50-х годов, когда питались ХУЖЕ 1913г , а 7 млн голодных смертей ни одним словом не упомянуты нигде??
            Цитата: давно в запасе.убогой экономики
            и сельского хозяйства образца феодализма

            " Убогое" с/хояйство кормило, как показало ЦСУ СССР , лучше, чем "передовое", при котором только от голода умерло 7 мдн в 1933, 5 млн в 1922 и 1,5 в 1947г.
            Так что
            Цитата: давно в запасе.
            как всегда ваши слова-громкий звук в луже..

            lol
            1. 0
              22 октября 2017 09:53
              чего тут опровергать то?набор цифр?Хлеблебные продукты (хлеб в переводе на муку, мука, крупа, макаронные изделия)
              1913- 200 кг
              37г -192
              40 г-195
              50 г-172
              мясо и сало (с гольем)
              1913 г-27кг
              1937г- 18
              40 г- 24
              50 г. 26
              Молоко, яйца- то же.это что вы написали? соотношение роста к длине экватора?это что такое?советую вам классиков почитать .для начала хотя бы Льва Толстого. и только потом читать узкоспециализированные статьи .тем более их излагать.и на последок-германия при собстенном производстве зерна чуть меньшем российского его еще и за рубежом покупала.а мы-продавали..за счет недоедания собственного населения..да да..сельское хозяйство было -убогим.унас на тот столь любимый вами рекордный год больше половины земли обрабатывали не плугами-сохой...а тракторов было сего 152шт на всю русь...эпические масштабы.. большевики только фордзон-путиловец выпустили за 1924 по 1933 г -держите свои штаны...от 39до 46 тысяч.....данные разнятся из за выпуска большого кол-ва ремкомплектов..я уж не говорю о кол-ве удобрений выпущенных для сельского хозяйства.там данные вообще зашкаливают...так что вы опять известным маршрутом-прямиком в лужу...вы уже мне лично другой ветке прямо в глаза соврали......сославшись на гугль....обалдеть доказательство..про карточки в Самаре в 70-80 годах...запомните-врать нехорошо..что богу при встрече скажете?
              1. +5
                22 октября 2017 10:07
                Цитата: давно в запасе.
                чего тут опровергать то?набор цифр?

                ТРЕТИЙ раз говорю-что : секретный Доклад ЦСУ СССР, откуда приведены цифры питания на душу. Сколько вам раз надо повторить? fool
                Цитата: давно в запасе.
                Молоко, яйца- то же.это что вы написали? соотношение роста к длине экватора?
                То же (соотношение) , та же (ситуация). Русский, видимо,для вас- неродной?
                Цитата: давно в запасе.
                советую вам классиков почитать .для начала хотя бы Льва Толстого.

                Описание каннибализма, трупоедства и поедания падали у Толстого приведите. Сводки полиции, жандармерии, очевидцев.(такие свидетельства есть о 33 г и пр. годах)
                Цитата: давно в запасе.
                держите свои штаны.

                штаны держали наши соотечественники: если в 1913 была "голодуха", то КАК назывется то время (приведено) , когда ели МЕНЬШЕ?

                ПС разберитесь с цифрами советской статистики, надоели пустые агитки.
  4. +4
    21 октября 2017 18:50
    Статья очень низкого качества. Пропущен ряд важных для полнимания вопроса моментов. Имеется вообще ложная информация. Зачем такие статьи на сайте?. Чтобы предоставить трибуну Ольговичу?
    Если кому интересен вопрос - "Е. Н. Соколов. Финансовая политика Советской власти (октябрь 1917 - август 1918 гг.), Рязань 2008", (http://www.fedy-diary.ru/?p=2773).
    1. +4
      21 октября 2017 19:38
      как вы ласково то с ним..ольговичу не трибуны а табуретки достаточно...и то голова закружится..
      1. +2
        21 октября 2017 19:56
        Он на правильные оценки его состояния бежит жаловаться админам, те карточки раздают. Проверено.
        1. +1
          21 октября 2017 21:00
          ну так.он ведь интеллигент.кто написал 4 млн.доносов известно...
          1. 0
            21 октября 2017 22:10
            У Пелевина есть на эту тему интересная мысль. "Тайная свобода интеллигента - это когда ты сидишь между вонючих козлов и баранов и, тыча пальцем вверх, тихо-тихо хихикаешь". Определение это главному герою дал какой-то румын. Совпадение?
            1. +1
              22 октября 2017 00:40
              не думаю....
            2. 0
              22 октября 2017 12:14
              У Пелевина, помниться, это было сказано в ответ на
              строки Александра Блока: "Пушкин, в тайную свободу верим мы вослед
              тебе. Дай нам руку в непогоду, помоги в немой борьбе".
              Последнее стихотворение. Вскоре поэт умер ("от недоедания" , как
              было сказано). Так что - не передергивайте.
  5. 0
    21 октября 2017 23:31
    Екатерина II,
    Так привозили ведь то, что там копейки стоило.