Military Review

"Black raven - wow me." Armament, equipment, uniforms Varangi. H. 3

10
Those who wanted to serve in Varang arrived in national clothes - Slavic, Scandinavian, Anglo-Saxon. Over time, under the influence of the environment, as the wear of clothing and under the influence of Byzantine fashion, the appearance of the fighters also changed.


Pants and shirts of loose fit were used as garments. Shirts were woolen, cotton, linen or silk (or combinations of these materials) long-sex (reaching the middle of the thigh or knee), with long sleeves. Often an elegant woolen or linen shirt was worn under the shirt. The shirt could be of a different color - graphic sources show that the most common colors of a Varang shirt are scarlet, orange, pale pink, gray and gray-blue. Wrists, neck and hem were decorated with embroidery. The Vikings and Byzantine clothes were worn, either purchased or donated. For example, Bolly Bollason wore velvet clothes the emperor had complained to him.

Pants could be different - tight or ports to release. Arabic source X century. reported that the Ruses wore loose trousers intercepted at the knees. Such trousers, emphasizing the solvency of the owner, could be decorated with embroidery.

There were different types of outerwear.

For example, in the cold season, Varangas wore fur coats with a decorated hem and collar and cuffs trimmed with silk.

The obligatory attribute of the guard was a raincoat, which was fastened on the shoulder.

The main shoes of the Varanga were leather high boots. The tops of boots on the march tucked up, and before the battle rose up, closing the knee and shin. On the leg, the boot was held either due to the stiffness of the skin, or tied to a belt.

Other types of shoes were worn. So, some lizards are depicted in low shoes. Some Byzantine illustrations show the use of peculiar woolen windings by the guardsmen - they were wrapped around the legs in a spiral. Similar wardrobe items of a northerner warrior were found near Novgorod. Fixed and wearing socks.

Of particular interest among the hats of the warang is cockle. A doll is a cloth circle (often covered with silk) that is wrapped around its head, like a turban. A scarf made from a square or triangular piece of fabric tied at the back of the neck or under the chin was also used. Worn and various forms of hoods - usually white. All mentioned hats could be worn under a helmet if necessary. Eastern hats were also used - with fur trim. In one image, a Varangian officer is shown in a hood, stuck in cords from the bottom edge. Some of the images also point to the use of the phazolis, a Byzantine military turban, by the Varangas.

The traditions of the imperial army in relation to identifying military units and emblems were based on the rich experience of the Roman Empire. The tradition to distinguish military units according to the images and color of the shield, according to the characteristic attributes of equipment and equipment, existed until the end of the empire. The military leaderships of Byzantium contain requirements that in each part the shields of all warriors are of the same color. The images indicate that the shields and banners of the parts carry the same symbols.

During the period of service in the residence of the emperor, the Varangians could wear a special dress uniform - it consisted of a red or red-violet tunic with embroidery cuffs. Sources recorded a purple (royal) or red color of the cape and shield field of the fighters of the Varangian Guard.

There was also a blue color of the shield field. The image we know (https://topwar.ru/126626-sluzhu-imperii-romeev-chast-1.html) shows that the blue field is framed with stones and decorated with pearls (parade shields were decorated with pearls). In the center of the shield is placed half blue - half black crow, and four rivets around the latter indicate the place for fastening belts.

Thus, scarlet and blue are the main colors of the uniforms of the Varangian Guardsmen.


This blond soldier from the New Moni mosaic has a long ax with a double blade. He is wearing a dark blue tunic with golden arrows. On the shield are images of alternating concentric bands of red and blue, the center is dark green with a red emblem.


Warrior Guard Varangov - color mosaic of the XI.

Some graphic sources speak of the shield shield emblem of Varanga in the form of a black raven. Raven (the sacred bird of Odin) could be the emblem of the Varangian Guard. For example, it is known that most Varangian banners on historical This image adorned the homeland. So, the flag of Knut during the battle of Ashingdon in 1016 was a white silk panel with an embroidered image of a raven. The Anglo-Saxon Chronicle speaks of a raven on a trophy banner that was captured as early as 878. As the sagas testified, if the raven’s wings are folded, it means defeat, and spread wings promised victory. It had the image of a raven and the banner of Harald Hardrada.


The eagle or raven is a detail of a jewel of a warang found in southern Bulgaria. X-XI centuries.


Odin's Crows - Varangi Emblem


Types of Varangian Guards XI-XIII centuries.

We know the following most important images of the warriors of Varangi.

On one thing - the image of a Varangian officer with a blue shield and in the likeness of a hood - we have already said.

Another Varang is shown on the Cretan fresco of the end of the XI century. The warrior is the owner of red hair, dressed in a tight dark red tunic, holds a battle ax in his hand.

Another fresco (betrayal of Christ; the church of St. John in Kilis, the beginning of the XIII century - now the territory of Turkey) shows us red-haired and red-bearded Varyags - also in dark red tunics and with long axes.

Images reflecting the capture of Constantinople by the Crusaders in 1204 allow for a detailed restoration of the appearance of the Varangi fighter. A mail armor reinforced with lamellar overlays is put on a scarlet shirt - a series of plates fastened with straps forms a continuous protection of the chest, abdomen and sides (a row above the lower edge of the chain mail). The plates are also protected by the neck and shoulders of the Varanga. On the head is a segmented spherical steel helmet with fields. The warrior is armed with an ax and a sword (the latter is attached to the left of the waist belt). The drop-shaped shield has a red color, a massive umbron and a metal edging. Hand protection below the elbow and legs missing. The outfit includes (except for the waist belt) the characteristic “Varangian sword belt” or the so-called “Varangian bra” (a kind of unloading in the form of a shoulder belt that distributes the weight of the chain mail) was worn with a “overlap” under the chest, and the weight of the armor was distributed better and the chain mail less crushed on shoulders).

"Black raven - wow me." Armament, equipment, uniforms Varangi. H. 3

And modern reconstruction

A fragment of a fresco located in the Blachernae church (despot Epirus, 2-I half of the XIII century), shows us Constantine the Great, surrounded by his bodyguards. The latter (in fact, the varangians are depicted) are owners of long blond or red hair and beards, have shields, red and white cloaks, decorated with white stones at the edges, and chain mail armor. The fresco is a valuable source in relation to the history of Varanga during the century after the capture of Constantinople by the Crusaders and the Venetians.

Finally, the last known image of the Varangians is dated by the era of John V - John VI Kantakuzin (1341 - 1354) and shows the events of the 1351 Ecumenical Council - the presence of the emperor surrounded by his Guardians. The warang's ceremonial uniform at that moment included a blue dress with gold embroidery and a white hat in the shape of a boat with gold trim. We see a gold band with a bow, and the black and red scabbard of the sword is decorated with gold. By tradition, the sword is worn on the shoulder, as well as the ax (the latter from the Paleologo period is even on the seal of the Chief Interpreter Varangi). In general - clothing, characteristic of the XIV-XV centuries.


Varang with the image of the Ecumenical Council 1351

The commanders of the Varangian Guard often performed their duties (including in battle) while on horseback. That is why officer gear adapted to riding. In the wardrobe of the Varangian officer, we see oval cavalry shields, traditional pterigi, and feather ornaments on helmets. The officers wore blue cloaks decorated with yellow ivy leaves (a symbol of eternal life). Officer coats (for example, Bolli Bollason) could be decorated with embroidery in the form of geometric figures — perhaps their combination indicated the rank of commander. The command staff stood out gilded weapons and armor (sometimes, as in the case of the Pain Bollason, the gifts of the emperor).

In the fashion of the Varang were gold jewelry, symbolizing the high social status (hryvnia, chains and rings). Shields could also be decorated - even, as noted, with pearls.

Jewelry reflected both tastes of the owner, and a national identity. Thus, many Norwegian amulets carry the image of the hammer of the Scandinavian thunder god Thor. Christian symbols prevailed, of course, combined (especially in the early period of the history of Varanga) with pagan motifs. On their armor, the Varangas wore large body crosses.

Bracelets, twisted of silver and gold (a favorite gift from the eagles and princes to their warriors) are mostly decorated with images of animals, as well as the edges of many axes and swords found by archaeologists. The bracelets carried out and practical function - being made of precious metal, if necessary, they were cut, and cash was produced. Another very common ornament was a fibula, which was fastened a raincoat.

In the course of the Varang there were drinking horns - this specific dish and at the same time the attribute of the Varangian was widespread in northern Europe.


Drinking horns - item from the Varyag outfit


Varyag bottles - modern reconstruction

Varyags were distinguished by long blond and red hair and thick mustaches and beards (the Danes had darker hair). As an indispensable attribute of the North Guard Basil, Byzantine sources noted the presence of tattoos and high growth. Varangi paid great attention to their appearance. The mass of the comb, comb and scrapers found made it possible to trim the mustache and care for the hair. Mod-Varang had with him tweezers to remove excess hair and a tiny spoon to clean the ears.

As the successor of the old guards regiment, Eksuvitov Varanga inherited the scarlet dragon standard. The dragon was a tissue body, a bronze dragon head and something like a tail. The bronze head hollow inside was fastened on the top of the shaft, along with a silk serpentine sleeve. The air penetrated into the mouth of the dragon, passed through the body, leaving through the fluttering tail. Inside the dragon's body could be any instrument that emitted a characteristic whistle. Silk dragon's body was decorated with embroidery. Initially, the dragon standard was the banner of cavalry units of the Roman imperial army. Considering that Varanga was in essence a rapid reaction force, representing itself mobile (traveling) infantry (about this in the article about the Varangi Tactics), issuing her cavalry standard deeply symbolic.

In the IX - X centuries. Byzantine army was waiting for the unification of the system, form and names of military flags. In the same period, images of holy warriors actively penetrate into Byzantine iconography. Not an exception and Varang.

Known dating from the middle of the XII century. Such banners of Varanga are of the classical Byzantine form, they consist of the central part (square with a cross) and 3-x braids (blades), which allow identifying the military unit. There is an opinion that the number of braids meant the number of units in the unit. The colors are scarlet, blue (base), yellow (or light brown) and black. The banner is richly decorated with gold embroidery.

Banners were used both in field battles and during landing operations (as in the illustration below).



Banners of the Varangian Guard


Dragon standard (image)

The Varanga marching equipment included: a hand mill, a cutter, a saw, a wicker basket, a hammer, 2 picks and 2 shovels. The tools used in the campaign of life and for the camp were transferred or transported in the train.

Leather belts had decorative buckles. Belt accessories were made, as a rule, from copper alloys. The belts were narrow - in width less than 2,5, see. In the course of the lizards, there were leather pouches and bags, purses. The latter were a circle cut out of the skin with holes at the edges (a cord was twitching in them). A large purse of a similar design could serve as a backpack during a hike. On the warrior's belt in the campaign, in addition to the pouch, there were usually scissors (to cut hair and a beard), flint and flint, tinder, a cup and a spoon.

The general trends in the development of the offensive and defensive armament complex of the Varangi fighter (beginning of the XI - middle of the XIII - beginning of the XV centuries) were as follows.

The chain haberk first turns into a chain mail (scaly, lamellar or lamellar shell worn over the chain mail) and then in a knightly type brigant armor. A segmented or all-steel dome-shaped helmet with chain mail barming turns into a spherical helmet with a chain mail mask, and then into helmets with a ballet and baszinet design. The round shield was replaced by a drop-shaped and oval shield, a kite shield and a triangular shield. A battle ax turns into an ax and then into a front hatchet, and an ordinary sword, the so-called. Frankish type replaces the two-handed German sword and the Byzantine types of swords and sabers. Clothing changed in the context of the development of a common fashion.


Trends in the development of weapons and equipment Varanga


Constantinople palace twists and turns 11. (in the background are the Varangian Guardsmen). Armed with axes to the height of a man and spears, they have a barmica on their helmets. Scarlet Fields


Fragment of the previous silt.
Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. XII Legion
    XII Legion 27 October 2017 07: 47 New
    20
    Uniformological questions, in my opinion, are the most interesting
    The author tried to shed maximum light on this issue by examining the surviving images of the Varangians, and the indications of written sources, and archeology data
    Scarlet color and raven on the shield - bright differences
    And the dragon standard is very indicative at an early stage
    Characteristic trends
    Thank you
    1. Cat
      Cat 27 October 2017 18: 37 New
      12
      Simple but sincere thanks from the bottom of our hearts !!!
  2. Monarchist
    Monarchist 27 October 2017 08: 01 New
    +2
    Alexey, you have an interesting work, many illustrations. But it seems to me that the use of the word officer to describe that time is not appropriate.
    Varang from the Ecumenical Council of 1351 reminded me of a Chinese: such a hat, uniform
    1. Rotmistr
      Rotmistr 27 October 2017 08: 08 New
      20
      It seems to me that the use of the word officer to describe that time is not appropriate.

      Somehow after all we already touched this moment
      The Byzantine army is the heiress of the Roman. In the latter, there was actually an officer corps. And in Byzantium, moreover, there was a Table of Ranks.
      By the way, I read an interesting work on the reception of Byzantine law in the Petrine era.
      The tradition of distinguishing military units according to the images and color of the shield, according to the characteristic attributes of equipment and equipment, existed until the end of the empire. The military leadership of Byzantium requires that in each part the shields of all warriors be the same color.

      So exactly
    2. kalibr
      kalibr 27 October 2017 11: 21 New
      12
      Quote: Monarchist
      Varang from the Ecumenical Council of 1351 reminded me of a Chinese: such a hat, uniform

      This is a reconstruction drawing from the book of the English historian Ian Heath on the history of medieval weapons. He made them from the originals in frescoes, with miniatures. So for each period there are such graphical drawings. The book itself is in two volumes. But it was not translated into Russian.
  3. Rotmistr
    Rotmistr 27 October 2017 08: 18 New
    21
    We ask the author to somehow consider the official hierarchy of Byzantium and the system of ranks in the army and in the civil service.
    And then I hope there will be no more questions about the officers hi
  4. Ostrovsky
    Ostrovsky 27 October 2017 10: 48 New
    17
    The unity of color differences in the form, the banners, the developed emblem on the shields are signs that bring the Byzantine army closer to the regular one. Thanks to the author for paying attention to these subtleties.
  5. kalibr
    kalibr 27 October 2017 11: 18 New
    13
    Very good series of materials. We can only be glad that today we have the opportunity to read all this!
  6. Some kind of compote
    Some kind of compote 27 October 2017 14: 38 New
    17
    The equipment includes (except for the waist belt) the characteristic “Varangian harness” or the so-called “Varangian bra” (a kind of unloading in the form of a shoulder harness, distributing the weight of chain mail - worn with an “overlay” under the chest, and the weight of the armor is better distributed and the chain mail is less crushed on shoulders)

    When the unloading appeared good
    Fine
  7. Lieutenant Teterin
    Lieutenant Teterin 2 November 2017 12: 30 New
    13
    A wonderful and very informative article. The author - my sincere gratitude for the work done!

Военное обозрение

«Черный ворон – вейся надо мной». Вооружение, снаряжение, униформа Варанги. Ч. 3

10
Желающие служить в Варанге прибывали в национальной одежде –славянской, скандинавской, англо-саксонской. Со временем под влиянием окружающей среды, по мере износа одежды и под влиянием византийской моды изменялся и облик бойцов.


В качестве предметов одежды использовались штаны и рубахи свободного покроя. Рубахи были шерстяными, хлопковыми, льняными или шелковыми (либо комбинации этих материалов) длиннополыми (достигая середины бедра или колена), с длинными рукавами. Часто под рубаху надевалась нарядная шерстяная или льняная сорочка. Рубаха могла быть разного цвета - изобразительные источники показывают, что самый распространенные цвета рубах варангов - алый, оранжевый, бледно-розовый, серый и серо-голубой. Запястья, горловина и подол украшались вышивкой. Носили варяги и византийскую одежду – приобретенную или подаренную. Например, Болли Болласон носил пожалованную ему императором одежду из бархата.

Штаны могли быть различными - облегающими либо порты на выпуск. Арабский источник X в. сообщал, что русы носили перехваченные у колен просторные штаны. Такие шаровары, подчеркивая состоятельность владельца, могли украшаться вышивкой.

Существовали разные виды верхней одежды.

Например, в холодное время варанги носили шубы с украшенным подолом и воротом и обшлагами, отделанными шелком.

Обязательным атрибутом гвардейца был плащ, который застегивался на плече.

Основной обувью варанга являлись кожаные высокие сапоги. Голенища сапог на марше подворачивались, а перед битвой поднимались вверх, закрывая колено и голень. На ноге сапог держался либо из-за жесткости кожи, либо подвязывался к поясу.

Носились и другие виды обуви. Так, некоторые варанги изображены в полуботинках. Некоторые византийские иллюстрации показывают использование гвардейцами своеобразных шерстяных обмоток – они оборачивались по спирали вокруг ног. Аналогичные предметы гардероба воина-северянина были обнаружены близ Новгорода. Зафиксировано и ношение носков.

Особый интерес среди головных уборов варангов представляет куколь. Куколь – это тканевый круг (часто покрытый шелком), который оборачивался вокруг головы, наподобие тюрбана. Использовался и платок из квадратного или треугольного куска ткани, завязанного на задней части шеи или под подбородком. Носились и различных форм капюшоны - как правило белого цвета. Все упомянутые головные уборы можно было при необходимости носить под шлемом. Использовались и шляпы восточного стиля - с меховой отделкой. На одном изображении варяжской офицер показан в капюшоне, прихваченном шнурами с нижнего края. Некоторые из изображений указывают и на использование варангами phakeolis - византийского военного тюрбана.

Традиции императорской армии применительно к идентифицирующим воинские части эмблемам и униформе основывались на богатом опыте Римской империи. Традиция отличать войсковые единицы по изображениям и цвету щита, по характерным атрибутам снаряжения и экипировки просуществовала до конца империи. Военные руководства Византии содержат требования, чтобы в каждой части щиты всех воинов были одного цвета. Изображения указывают, что щиты и знамена частей несут одинаковые символы.

В период несения службы в резиденции императора варяги могли носить особую парадную форму – она состояла из красной или красно-фиолетовой туники с вышивками на манжетах. Источники зафиксировали пурпурный (царский) либо красный цвет плаща и поля щита бойцов Варяжской гвардии.

Встречалась и синяя окраска поля щита. Известное нам изображение (https://topwar.ru/126626-sluzhu-imperii-romeev-chast-1.html) показывает, что синее поле обрамлено камнями и украшено жемчугом (жемчугом украшались парадные щиты). В центр щита помещен наполовину синий - наполовину черный ворон, а четыре заклепки вокруг последнего указывают места для крепления ремней.

Таким образом, алый и синий – основные цвета форменной одежды варяжских гвардейцев.


Этот светловолосый солдат из мозаики Нью Мони имеет длинный топор с двойным лезвием. На нем темно-синяя туника золотыми стрелками. На щите изображения чередующихся концентрических полос красного и синего цвета, центр - темно-зеленый с красной эмблемой


Воин гвардии варангов – цветная мозаика XI в.

Некоторые изобразительные источники говорят о щитовой эмблеме Варанги в виде черного ворона. Ворон (священная птица Одина) мог являться эмблемой Варяжской гвардии. Например, известно, что большинство варяжских знамен на исторической родине украшало это изображение. Так, знамя Кнута во время сражения под Ашингдоном 1016 г. представляло собой шелковое белое полотнище с вышитым изображением ворона. Англосаксонская хроника говорит о вороне на трофейном знамени, которое было захвачено еще в 878 г. Как свидетельствовали саги, если у ворона крылья сложены, это означало поражение, а расправленные крылья сулили победу. Имело изображение ворона и знамя Харальда Хардрады.


Орел или ворон – деталь предмета украшения (или снаряжения) варанга, найден в южной Болгарии. X-XI вв.


Вороны Одина – эмблема Варанги


Типажи варяжских гвардейцев XI-XIII вв.

Нам известны следующие важнейшие изображения воинов Варанги.

Об одном - изображении варяжского офицера со щитом синего цвета и в подобии капюшона - мы уже говорили.

Еще один варанг показан на критской фреске конца XI в. Воин является обладателем рыжих волос, одет в облегающую темно-красную тунику, в руке держит боевой топор.

Другая фреска (предательство Христа; церковь Святого Иоанна в Килисе, начало XIII в. - ныне территория Турции) показывает нам рыжеволосых и рыжебородых варягов – также в темно-красных туниках и с длинными топорами.

Изображения, отражающие взятие крестоносцами Константинополя в 1204 г. позволяют подробно восстановить внешний облик бойца Варанги. На алую рубаху надет усиленный пластинчатыми накладками кольчужный доспех – серия скрепленных ремешками пластин формирует сплошную защиту груди, живота и боков (на ряд выше нижней кромки кольчуги). Защищают пластины также шею и плечи варанга. На голове –сегментный сферический стальной шлем с полями. Воин вооружен секирой и мечом (последний крепится слева к поясному ремню). Каплевидный щит имеет красный цвет, массивный умбон и металлическую окантовку. Защита рук ниже локтя и ног отсутствует. Снаряжение включает в себя (кроме поясного ремня) характерную «варяжскую портупею» или так называемый «варяжский лифчик» (своеобразная разгрузка в виде плечевой портупеи, распределяющая вес кольчуги - надевалась с «напуском» под грудь, и вес доспеха лучше распределялся и кольчуга меньше давила на плечи).

«Черный ворон – вейся надо мной». Вооружение, снаряжение, униформа Варанги. Ч. 3

И современная реконструкция

Фрагмент фрески, находящейся во Влахернской церкви (деспотат Эпир, 2-я половина XIII в.), показывает нам Константина Великого в окружении своих телохранителей. Последние (фактически изображены варанги) являются обладателями длинных светлых или рыжих волос и бород, имеют щиты, красные и белые плащи, по краям украшенные белыми камнями, и кольчужные доспехи. Фреска - ценный источник применительно к истории Варанги в течение столетия после захвата Константинополя крестоносцами и венецианцами.

Наконец, последнее нам известное изображение варангов датировано эпохой Иоанна V - Иоанна VI Кантакузина (1341 - 1354 гг.) и демонстрирует события Вселенского Собора 1351 г. – присутствие императора в окружении своей Стражи. Церемониальная униформа варангов в этот момент включала голубое платье с золотым шитьем и белую шляпу в виде лодки с золотой отделкой. Мы видим золотую перевязь с бантом, а черно-красные ножны меча украшены золотом. По традиции меч носится на плече, также как и секира (последняя с периода Палеологов имеется даже на печати Главного Интерпретора Варанги). В целом - одежда, характерная для XIV-XV вв.


Варанг с изображения о Вселенском соборе 1351 г.

Командный состав Варяжской гвардии зачастую выполнял свои обязанности (в бою в том числе), находясь верхом. Именно поэтому офицерское снаряжение адаптировалось к верховой езде. В гардеробе варяжского офицера мы видим овальные кавалерийские щиты, традиционные птериги, украшения из перьев на шлемах. Офицеры носили и синие плащи, украшенные листьями плюща желтого цвета (символ вечной жизни). Офицерские плащи (например Болли Болласона) могли украшаться вышивкой в виде геометрических фигур – может быть их сочетание указывало на ранг командира. Комсостав выделялся позолоченным оружием и доспехами (иногда, как в случае с Боли Болласоном, подарками императора).

В моде у варангов были золотые украшения, символизирующие высокий социальный статус (гривны, цепи и кольца). Щиты также могли украшаться – даже, как отмечалось, жемчугом.

Украшения отражали как вкусы владельца, так и национальную принадлежность. Так, многие норвежские амулеты несут изображение молота скандинавского бога-громовержца Тора. Преобладала, конечно, христианская символика, сочетавшаяся (особенно в раннем периоде истории Варанги) с языческими мотивами. На своих доспехах варанги носили большие нательные кресты.

Крученые из серебра и золота браслеты (излюбленный подарок ярлов и князей своим воинам) в большинстве украшены изображениями животных, также как и лезвия многих топоров и мечей, найденных археологами. Браслеты осуществляли и практическую функцию - будучи изготовлены из драгоценного металла, при необходимости они рубились, и производился наличный расчет. Другим весьма распространенным украшением являлась фибула, которой пристегивался плащ.

В ходу у варангов были и питьевые рога – эта специфическая посуда и одновременно атрибут варяга была широко распространена в северной Европе.


Питьевые рога – предмет из экипировки варяга


Бутыли варяга - современная реконструкция

Варягов отличали длинные светлые и рыжие волосы и густые усы и бороды (датчане имели более темные волосы). В качестве непременного атрибута северного гвардейца василевса византийские источники отмечали наличие татуировок и высокий рост. Варанги уделяли своему внешнему виду большое внимание. Масса найденных расчесок, гребешков и скребков позволяли подстригать усы, ухаживать за волосами. Модник-варанг имел при себе пинцет для удаления лишних волос и крошечную ложечку для очистки ушных раковин.

Как преемник старого гвардейского полка Экскувитов Варанга унаследовала алый драконий штандарт. Дракон представлял собой тканевое тело, бронзовую драконью голову и нечто, напоминавшее хвост. Полая внутри бронзовая голова крепилась на верхушке древка вместе с шелковым змеевидным рукавом. Воздух, проникавший в пасть дракона, проходил через тело, выходя через развевающийся хвост. Внутри драконьего тела мог находиться какой-либо инструмент, который издавал характерный свист. Шелковое драконье тело украшалось вышивкой. Первоначально драконий штандарт являлся знаменем кавалерийских частей римской императорской армии. Учитывая же, что Варанга по своей сути являлась силами быстрого реагирования, представляя из себя мобильную (ездящую) пехоту (об этом в статье о Тактике Варанги), выдача ей кавалерийского штандарта глубоко символична.

В IX – X вв. византийскую армию ждала унификация системы, формы и наименований военных знамен. В этот же период в византийскую иконографию активно проникают образы святых воинов. Не являлась исключением и Варанга.

Известны датируемые серединой XII в. такие знамена Варанги – они классической византийской формы, состоят из центральной части (квадрат с крестом) и 3-х косиц (лопастей), позволяющих идентифицировать войсковую часть. Присутствует мнение, что количество косиц обозначало число подразделений в части. Цвета – алый, синий (базовые), желтый (или светло-коричневый) и черный. Знамя богато украшено золотым шитьем.

Знамена применялись как в полевых сражениях, так и в ходе десантных операций (как на иллюстрации ниже).



Знамена Варяжской гвардии


«Драконий» штандарт (изображение)

В походную экипировку варанга входили: ручная мельница, резак, пила, плетеная корзина, молоток, 2 кирки и 2 лопаты. Инструменты, использовавшиеся в походе жизни и для разбивки лагеря, переносились или перевозились в обозе.

Кожаные пояса имели декоративные пряжки. Аксессуары для пояса изготавливались, как правило, из медных сплавов. Пояса были узкими – в ширину менее 2,5 см. В ходу у варангов были кожаные подсумки и сумки, кошельки. Последние представляли собой круг, вырезанный из кожи с дырочками по краям (в них продергивался шнурок). Большой кошель аналогичной конструкции мог во время похода служить рюкзаком. На поясе воина в походе, помимо подсумка, находились обычно ножницы (чтобы подстричь волосы и бороду), огниво и кремень, трут, чашка и ложка.

Общие тенденции в развитии комплекса наступательного и оборонительного вооружения бойца Варанги (начало XI – середина XIII – начало XV вв.) были следующими.

Кольчужный хауберк вначале превращается в кольчужно-латный (чешуйчатый, ламеллярный или пластинчатый панцирь одевался поверх кольчуги) а затем в бригантно-латный доспех рыцарского типа. Сегментный или цельностальной куполовидный шлем с кольчужной бармицей превращается в сферический шлем с кольчужной личиной, а затем в шлемы саладной и бацинетной конструкции. Круглому щиту на смену пришли каплевидный и овальный щиты, щит-коршун и треугольный щит. Боевой топор превращается в секиру и затем в парадный топорик, а обычный меч т. н. франкского типа сменяет двуручный немецкий меч и византийские типы мечей и сабель. Одежда изменялась в контексте развития общей моды.


Тенденции в развитии вооружения и снаряжения варанга


Константинопольские дворцовые перипетии 11 в. (на заднем плане изображены варяжские гвардейцы). Вооружены секирами в рост человека и копьями, имеют на шлемах бармицу. Поля щитов алого цвета


Фрагмент предыдущей ил.
Автор:
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. XII легион
    XII легион 27 октября 2017 07:47 Новый
    +20
    Униформологические вопросы, на мой взгляд, наиболее интересны
    Автор постарался пролить максимальный свет на этот вопрос, рассмотрев и сохранившиеся изображения варангов, и указания письменных источников, и данные археологии
    Алый цвет и ворон на щите - яркие отличия
    И драконий штандарт на раннем этапе очень показателен
    Характерные тенденции
    Спасибо
    1. Котище
      Котище 27 октября 2017 18:37 Новый
      +12
      Простое, но искреннее спасибо от всей души!!!
  2. Монархист
    Монархист 27 октября 2017 08:01 Новый
    +2
    Алексей, у Вас интересная работа,много иллюстраций. Но мне кажется,что употребление слова офицер для описания той поры не уместно.
    Варанг с Вселенского собора 1351 мне напомнил китайца: такая шляпа,форма одежды
    1. Rotmistr
      Rotmistr 27 октября 2017 08:08 Новый
      +20
      мне кажется,что употребление слова офицер для описания той поры не уместно.

      Как-то ведь мы уже касались этого момента
      Византийская армия - наследница римской. В последней существовал фактически офицерский корпус. А в Византии более того - была Табель о рангах.
      Читал кстати интересную работу о рецепции византийского права в петровскую эпоху.
      Традиция отличать войсковые единицы по изображениям и цвету щита, по характерным атрибутам снаряжения и экипировки просуществовала до конца империи. Военные руководства Византии содержат требования, чтобы в каждой части щиты всех воинов были одного цвета.

      Так точно
    2. kalibr
      kalibr 27 октября 2017 11:21 Новый
      +12
      Цитата: Монархист
      Варанг с Вселенского собора 1351 мне напомнил китайца: такая шляпа,форма одежды

      Это рисунок-реконструкция из книги английского историка Йена Хита по истории средневекового вооружения. Он их делал по оригиналам на фресках, с миниатюр. Так по каждому периоду есть такие вот графические прорисовки. Сама книга в двух томах. Но на русский не переводилась.
  3. Rotmistr
    Rotmistr 27 октября 2017 08:18 Новый
    +21
    Попросим автора как-нибудь рассмотреть должностную иерархию Византии и систему рангов в армии и на госслужбе.
    И тогда вопросов об офицерстве надеюсь более не будет hi
  4. Островский
    Островский 27 октября 2017 10:48 Новый
    +17
    Единство цветовых отличий в форме, знамена, разработанная эмблематика на щитах - это признаки приближающие византийскую армию к регулярной. Спасибо автору, что обращает внимание на эти тонкости
  5. kalibr
    kalibr 27 октября 2017 11:18 Новый
    +13
    Очень хорошая серия материалов. Можно только порадоваться, что мы сегодня имеем возможность все это читать!
  6. Какой-то Компот
    Какой-то Компот 27 октября 2017 14:38 Новый
    +17
    Снаряжение включает в себя (кроме поясного ремня) характерную «варяжскую портупею» или так называемый «варяжский лифчик» (своеобразная разгрузка в виде плечевой портупеи, распределяющая вес кольчуги - надевалась с «напуском» под грудь, и вес доспеха лучше распределялся и кольчуга меньше давила на плечи)

    Во когда разгрузка появилась good
    Отлично
  7. ПоручикТетеринъ
    ПоручикТетеринъ 2 ноября 2017 12:30 Новый
    +13
    Прекрасная и очень познавательная статья. Автору--моя искренняя благодарность за проделанный труд!