Военное обозрение

Авиация против танков (часть 6)

88
Авиация против танков (часть 6)



Опыт локальных конфликтов продемонстрировал, что вертолёт, вооруженный противотанковыми управляемыми ракетами, является одним из самых эффективных средств борьбы с танками. На один сбитый противотанковый вертолёт в среднем приходится 15-20 сожженных и подбитых танков. Но концептуальный подход к созданию боевых вертолётов у нас и на Западе был диаметрально противоположный.

В армиях стран НАТО для борьбы с советскими многотысячными танковыми армадами разрабатывались относительно легкие двухместные вертолёты, вооруженные 4-6 ПТУР, парой блоков НАР и стрелково-пушечным вооружением калибра 7,62 – 20-мм. Зачастую такие винтокрылые машины создавались на базе вертолётов общего назначения, которые не имели сколь либо существенного бронирования. Считалось, что благодаря лёгкости управления и хорошей манёвренности лёгкие противотанковые вертолёты будут избегать больших потерь. Главным их назначением было отражение атак танков на поле боя, с учётом дальности пуска ПТУР 4-5 км имелась возможность поражения бронетехники без пересечения линии фронта. При нанесении ударов по атакующим танковым клиньям, когда сплошной линии огневого соприкосновения не существует, вертолёты должны активно использовать складки местности, действуя с подскока. В этом случае у войсковых средств ПВО остаётся очень мало времени на реакцию.

В СССР возобладал другой подход: наше высшее военное руководство изъявило желание получить хорошо защищённый боевой вертолёт с мощным вооружением, способный к тому же осуществлять доставку десанта. Понятно, что такая машина, своего рода «летающая БМП», не могла быть лёгкой и дешевой. Основной задачей подобного вертолёта была даже не борьба с танками, а нанесение массированных ударов по очагам вражеской обороны неуправляемыми средствами поражения. То есть летающая бронированная РСЗО должна была залпами многочисленных НАР расчищать дорогу своим наступающим танкам. Уцелевшие огневые точки и живая сила противника должны были уничтожаться огнём бортовых пушек и пулемётов. При этом вертолёт мог ещё и высаживать десант в ближнем тылу противника, завершая окружение и разгром обороны неприятеля.

Именно так советским высшим военачальникам виделась концепция применения перспективного боевого вертолёта. Заказ на его создание к был выдан в 1968 году. В ходе проектирования вертолёта, который в последствии получил обозначение Ми-24, широко использовались технические решения, узлы и агрегаты, уже применённые на вертолётах Ми-8 и Ми-14. Удалось добиться унификации по двигателям, втулке и лопастям несущего винта, рулевому винту, автомату перекоса, главному редуктору и трансмиссии. Благодаря этому проектирование и постройка опытной машины велись высокими темпами, и уже в сентябре 1969 года первый экземпляр вертолета поступил на испытания.

Одним из требований военных была высокая скорость полёта Ми-24, так как его также планировалось использовать для противодействия вражеским боевым вертолётам и ведения оборонительного воздушного боя на малых высотах с истребителями противника. Для достижения скорости полёта более 300 км/ч требовались не только двигатели с высокой удельной мощностью, но и совершенная аэродинамика. Прямое крыло, на которое осуществлялась подвеска вооружения, давало в установившемся полете до 25% суммарной подъемной силы. Особенно этот эффект сказывается при выполнении вертикальных маневров, таких как «горка» или «боевой разворот». Благодаря крыльям Ми-24 гораздо быстрей набирает высоту, перегрузка при этом может достигать 4 g.


Ми-24А


Впрочем, кабина вертолёта первой серийной модификации Ми-24А была далека от идеала. Лётно-технический состав за характерную форму называл её «верандой». В общей кабине спереди находилось рабочее место штурмана-оператора, за ним с некоторым смещением влево сидел летчик. Такая компоновка стесняла действия экипажа и ограничивала обзор. Кроме того, при пробитии бронестекла штурман и лётчик могли получить ранения от одного снаряда, что отрицательно сказывалось на боевой живучести в целом. На случай ранения пилота у штурмана имелись упрощенное оборудование, необходимое для контроля параметров полёта и органы управления вертолётом. К тому же кабина была достаточно тесной и загроможденной различным оборудованием и прицелами, много места занимала пулемётная установка. В связи с этим, на серийных машинах кабину немного удлинили.

Кабина экипажа была защищена лобовой прозрачной бронёй, боковыми броневыми листами, включенными в силовую схему фюзеляжа. Штурман и пилот имели бронированные сиденья. В ходе выполнения боевых вылетов экипаж должен был пользоваться бронежилетами и титановыми шлемами.

В средней части вертолета находится грузопассажирская кабина на 8 десантников. Открывающиеся иллюминаторы имеют шкворневые установки, позволяющие десантникам вести огонь из личного стрелкового автоматического оружия. Обе кабины выполнены герметичными, система фильтрации и кондиционирования создаёт в них небольшое избыточное давление для предотвращения попадания зараженного воздуха при полете над зараженной местностью.

На Ми-24А устанавливалось два двигателя ТВЗ-117. Этот новый двухвальный двигатель был уже опробован на вертолёте-амфибии Ми-14. В начале 70-х он являлся одним из лучших в мире и не уступал по своим показателям зарубежным образцам. ТВЗ-117 выдавал взлетную мощность 2200 л.с., номинальную - 1700 л.с., удельный расход топлива - 0,23-0,26 кг/л.с.час. В случае остановки одного из двигателей другой автоматически переходил на взлетный режим, что позволяло вернуться на свой аэродром. В пяти мягких протектированных топливных баках имелось 2125 л керосина. Для увеличения дальности полёта внутри грузовой кабины предусматривалась установка двух дополнительных баков общей емкостью 1630 л.

Ми-24А был передан на государственные испытания в июне 1970 года. В испытаниях принимало участие сразу 16 вертолётов, что было беспрецедентно. В ходе испытательных полётов вертолёт с максимальной взлётной массой 11000 кг с внешними подвесками вооружения разгонялся до 320 км/ч. Грузоподъёмность транспортно-ударного вертолёта составляла 2400 кг, в том числе 8 десантников.

Испытания вертолёта прошли достаточно быстро и во второй половине 1971 года, ещё до их полного окончания первые Ми-24А начали поступать в строевые части. Так как конструкторы ОКБ Миля существенно опередили разработчиков перспективного вооружения, на Ми-24А использовалось оружие, уже опробованное на Ми-4АВ и Ми-8ТВ. Серийные Ми-24А оснащались ПТРК «Фаланга-М» с четырьмя ПТУР 9М17М и подвижной стрелковой установкой с крупнокалиберным пулеметом А-12,7. На шести наружных узлах могли быть размещены: четыре блока НАР УБ-32А-24, или восемь 100-кг бомб ОФАБ-100, или четыре ОФАБ-250 или РБК-250, или две бомбы ФАБ-500, или две разовые бомбовые кассеты РБК-500, или две объёмно-детонирующие ОДАБ-500, или два зажигательных бака ЗБ-500, или два контейнера малогабаритных суббоеприпасов КМГУ-2, или два контейнера УПК-23-250 с 23-мм скорострельными пушками ГШ-23Л. Как и на других советских боевых вертолётах, наведением ПТУР на цель занимался штурман-оператор, он же при помощи простейшего колиматорного прицела вел огонь из крупнокалиберного пулемёта. Пуск неуправляемых ракет, как правило, осуществлял летчик.

Лётчики, пересевшие на Ми-24А с Ми-1 и Ми-4, отмечали хорошие лётные данные боевого вертолёта. Помимо высокой скорости они выделяли хорошую для машины такой размерности и массы маневренность и управляемость. Имелась возможность выполнять боевые развороты с креном, превышающим 60°, и набор высоты с углом тангажа до 50°. В то же время новый вертолёт имел ряд недостатков и был ещё сырым. Много нареканий вызывал низкий ресурс двигателей, не превышавший в первые годы эксплуатации 50 часов. Поначалу вертолетчикам, летавшим до этого на других машинах, было трудно привыкнуть к убирающемуся шасси. Они часто забывали убирать шасси после взлета и, что еще хуже, выпускать при посадке. Это порой служило причиной весьма серьезных лётных происшествий.

Во время контрольно-учебных пусков ПТУР вдруг выяснилось, что точность применения этого оружия хуже, чем на Ми-4АВ и Ми-8ТВ. В цель попадала только каждая третья ракета. Во многом это было связано с неудачным расположением прицела и аппаратуры наведения «Радуга-Ф» в кабине и затенением антенны командной радиолинии управления. Кроме того, при пуске управляемых ракет до момента попадания в цель требовалось строго удерживать вертолёт по курсу и высоте. В связи с этим лётный состав откровенно не жаловал ПТУРы и предпочитал использовать неуправляемые средства поражения - главным образом 57-мм НАР С-5, коих на Ми-24А могло быть 128 снарядов.

Всего на авиазаводе в Арсеньеве в течение 5 лет построили около 250 Ми-24А. Помимо советских вертолётных полков, «двадцать четвёрки» поставлялись союзникам. Боевое крещение Ми-24А произошло в 1978 году во время эфиопо-сомалийской войны. Ми-24А с кубинскими экипажами нанесли серьёзный урон сомалийским войскам. Боевые вертолёты особенно эффективно действовали против артиллерийских позиций и бронетехники, при этом главным образом использовались НАР. Особую пикантность ситуации придавало то, что обе стороны конфликта были оснащены советской техникой и вооружением, и Ми-24А жгли танки Т-54 советского же производства. В результате сомалийские войска, вторгшиеся в Эфиопию, потерпели сокрушительное поражение, и в этом была немалая заслуга боевых вертолётов. Ввиду слабости сомалийской ПВО и низкой подготовленности расчётов Ми-24А участвовавшие в том конфликте боевых потерь не понесли. Эксплуатация Ми-24А за рубежом продолжалась до начала 90-х годов.

Во время налаживания серийного производства конструкторы продолжали совершенствовать вооружение вертолета. На опытной модификации Ми-24Б установили подвижную пулеметную установку УСПУ-24 с высокоскорострельным (4000-4500 выстр/мин) четырёхствольным пулеметом ЯКБ-12,7 с вращающимся блоком стволов. Патроны и баллистика ЯкБ-12,7 были аналогичны пулемету А-12,7. Кроме того, для нового четырёхствольного пулемёта был принят "двухпульный" патрон. Новый патрон примерно в полтора раза повысил эффективность пулемета при действии по живой силе. Дальность прицельной стрельбы – до 1500 м.


Подвижная пулемётная установка УСПУ-24 с пулеметом ЯКБ-12,7


Дистанционно управляемая оператором установка позволяет вести огонь под углом 60° в горизонтальной плоскости, 20° вверх и 40° вниз. Пулемётная установка управлялась с помощью прицельной станции КПС-53АВ. В систему подвижного стрелкового вооружения вошел аналоговый вычислитель, сопряженный с датчиками бортовых параметров, благодаря этому точность стрельбы существенно возросла, так как поправки вводились автоматически. Кроме того, на Ми-24Б был установлен модернизированный ПТРК «Фаланга-П» с полуавтоматической системой наведения. Это позволило повысить вероятность попадания ракет в цель приметно в 3 раза. Благодаря гиростабилизированному прибору наведения вертолет после пуска ракеты мог маневрировать в пределах 60° по курсу, что существенно повысило его боевую эффективность. Несколько опытных Ми-24Б в 1972 году прошли испытания. По их результатам стало ясно, что для комплексного повышения боевой эффективности вертолёт нуждается в полной переделке кабины.

Наработки по Ми-24Б были реализованы на серийном Ми-24Д. Производство новой модификации «двадцатьчетвёрки» началось в 1973 году. На экспорт эти вертолеты поставлялись под обозначением Ми-25.


Прототип Ми-24Д


Наиболее заметным отличием Ми-24Д от Ми-24А является новая кабина. Все члены экипажа Ми-24Д имели изолированные рабочие места. Начиная с этой модели вертолёт приобрел привычный вид, за который он был прозван «крокодилом». Кабина стала «тандемной», летчик и штурман-оператор размещены в разных отсеках, разделенных бронеперегородкой. Также благодаря двойной кривизне лобовых бронестёкл увеличилась их пулестойкость, что существенно повысило шансы на выживание при выполнении атаки. Благодаря улучшившейся аэродинамике несколько возросли лётные данные вертолёта, стала выше манёвренность.


ПТУР «Фаланга» и блоки НАР УБ-32 на вертолёте Ми-24Д


Ввиду неготовности перспективного ПТРК «Штурм» на Ми-24Д устанавливался ПТРК «Фаланга-П» с полуавтоматической системой наведения. В связи с этим, несмотря на несколько улучшившиеся лётные данные и возросший обзор из кабины, противотанковые возможности вертолёта по сравнению с опытным Ми-24Б не изменились. Противотанковые радиокомандные ПТУР «Фаланга» состояли на вооружении в нашей стране с 1960 по 1993 год. В ряде стран они используются до сих пор.

Самой массовой модификацией стал Ми-24В. На этой машине удалось внедрить новый ПТРК 9К113 "Штурм-В" с системой наведения "Радуга-Ш". Окуляр системы наведения ПТРК располагался по правому борту кабины оператора вооружения. По левому борту находится радиопрозрачный обтекатель антенны наведения ПТУР.



Двухступенчатая ракета 9М114 "Штурм" имеет дальность прицельного пуска до 5000 м, и развивает в полёте скорость до 400 м/с. Благодаря сверхзвуковой скорости полёта значительно сократилось время, необходимое для поражения цели после пуска ПТУР. При стрельбе на максимальную дальность время полёта ракеты составляет 14 с.


ПТУР «Штурм» и блок НАР Б-8В20А на Ми-24В


При стартовой массе ракеты около 32 кг она оснащена боевой частью весом немногим более 5 кг. Бронепробиваемость составляет 500 мм гомогенной брони при угле встречи 90°. На полигоне в ходе испытаний удалось добиться вероятности попадания в цель 0,92. По экспертным оценкам, в ходе реальных боевых действий, когда вертолёт ввиду зенитного противодействия вынужден активно маневрировать, вероятность попадания в танк на дистанции 3500-4000 м будет составлять 0,6-0,8. Боевой вертолёт Ми-24В с комплексом «Штурм-В» принят на вооружение в 1976 году.


Ми-24В


К началу серийного производства Ми-24В в строевых вертолётных полках уже имелось приблизительно 400 Ми-24А и Ми-24Д. За 10 лет серийного производства было передано заказчику около 1000 Ми-24В.


Пуск НАР С-8 с Ми-24В


В состав вооружения помимо 57-мм неуправляемых ракет вошли новые мощные 80-мм НАР С-8 в 20-ти зарядных блоках Б-8В20А. Кумулятивно-осколочные неуправляемые ракеты С-8КО с бронепробиваемостью по нормали 400 мм гомогенной брони, в 70-е годы были способны обеспечить эффективное поражение любых танков.


Выход НАР С-8 из пускового блока


По сравнению с «двадцатьчетвёрками» более ранних модификаций номенклатура вооружения Ми-24В существенно расширилась. Помимо четырёх ПТУР «Штурм-В», 80-мм НАР С-8, впервые на боевом вертолёте могли использоваться 122-мм НАР С-13. Хотя С-13 создавалась преимущественно для уничтожения капитальных оборонительных сооружений и железобетонных авиационных укрытий, достаточно крупные реактивные снаряды весом 57-75 кг в зависимости от модификации, могут с успехом применяться против бронетехники. НАР С-13 снаряжаются в пятизарядные блоки Б-13.


НАР С-13, пятизарядный блок Б-13 и ПТУР «Штурм-В» в ТПК рядом с Ми-24В


В ходе испытаний выяснилось, что осколки осколочно-фугасной боевой части весом 33 кг на дистанции до 5-10 м способны пробить броню БТР и БМП. При этом после пробития брони осколки обладают хорошим зажигательным эффектом. Во время контрольных испытаний против бронетехники, в результате прямого попадания С-13ОФ в тяжелый танк ИС-3М был вырван направляющий и два опорных катка, а также 1,5 м гусеницы. Бронежалюзи толщиной 50 мм на моторном отсеке прогнулись на 25-30 мм. Танковая пушка была пробита в нескольких местах. Будь это реальный вражеский танк, ему бы потребовалась эвакуация в тыл для длительного ремонта. При попадании в кормовую часть списанной БМП-1 было полностью разрушено отделение десанта. Взрывом вырвало три катка и сорвало башню. В залпе при пуске с дистанции 1500-1600 м разброс ракет у цели не превышал 8 м. Таким образом, НАР С-13 можно было эффективно применять для атаки колонны вражеской бронетехники, находясь за пределами дальности эффективного огня зенитных крупнокалиберных пулемётов.

Пуск НАР осуществляет летчик с использованием коллиматорного прицела АСП-17В, который также может использоваться для стрельбы из пулемета при фиксации его по оси вертолета и бомбометания. На Ми-24В возможна подвеска четырёх авиабомб калибром до 250 кг. Вертолет может брать две бомбы ФАБ-500 или зажигательные баки ЗБ-500, либо контейнеры КМГУ-2. Возможно одновременно подвешивать бомбы и блоки НАР. На внутренних пилонах при действиях против живой силы противника могут быть размещены два контейнера УПК-23-250 с 23-мм пушками, а также универсальные вертолетные гондолы с 30-мм гранатометом, или с двумя 7,62-мм пулеметами ГШГ-7,62 и одним 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7. В середине 80-х количество ПТУР на вертолёте было увеличено в два раза.

Ми-24В получил достаточно совершенное по меркам 70-х годов бортовое оборудование. В том числе три УКВ и одну КВ радиостанции. Впервые на боевом вертолёте, предназначенном для борьбы с танками и непосредственной огневой поддержки сухопутных подразделений, появилась аппаратура засекреченной связи, с помощью которой обеспечивалась связь с наземными авианаводчиками.

Для противодействия наземным средствам ПВО и защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения имелся индикатор радиолокационного облучения РЛС С-3М "Сирена" или Л-006 "Береза", станция оптико-электронных помех СОЭП-В1А «Липа» и устройство отстрела тепловых ловушек. В генераторе тепловых помех «Липа» при помощи нагревательного элемента мощной ксеноновой лампы и системы вращающихся линз вокруг вертолёта образовывался импульсный поток непрерывно перемещающихся ИК-лучей.


Снаряжение Ми-24В тепловыми ловушками в Афганистане, под несущим винтом виден излучатель СОЭП-В1А «Липа»

В случае одновременного применения «Липы» с тепловыми ловушками и ГСН в большинстве случаев дезориентировалась, и происходило «рыскание» ракеты между ловушками и вертолётом. Опыт боевых действий продемонстрировал высокую эффективность такого метода защиты от ПЗРК. Недостатком станции постановки помех, установленной на Ми-24В, является наличие "мёртвой зоны" внизу и необеспечение защиты от "Стингеров" в данном направлении. Суммарная эффективность станции оптико-электронных помех «Липа» при одновременном применении тепловых ловушек и средств снижения ИК-заметности в условиях Афганистана составляла 70-85%.

В целом на вертолёте Ми-24В удалось достичь оптимального баланса боевых и летных характеристик при приемлемом уровне технической надёжности и эксплуатационных качеств. Конструкторы и производственники приложили немало усилий для устранения недостатков конструкции и многочисленных «детских болячек». Во второй половине 70-х годов лётный и технический состав хорошо освоил «двадцатьчетвёрки», и они представляли собой грозную силу, способную оказать существенное влияние на ход боевых действий. Всего в первой половине 80-х годов в Советской Армии имелось 15 отдельных боевых вертолетных полков. Как правило, каждый полк состоял из трёх эскадрилий: две 20 Ми-24 и одна 20 Ми-8. Кроме того, Ми-24 имелись в составе отдельных вертолетных полков боевого управления.

Продолжение следует...

По материалам:
http://www.zid.ru/products/defence/44/detail/175
http://kkorablevv.narod.ru/index/0-12
http://bmpd.livejournal.com/1284533.html
http://army-news.ru/2010/10/vertolet-mi-24/
http://www.denellandsystems.co.za/products/weapons
http://www.ordtech-industries.com/2products/Ammunition/Medium/20x139.html
http://mi-24.com/2015/08/09/mil-mi-24-hind-maintenance-during-soviet-afghanistan-war/
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Автор:
Статьи из этой серии:
Авиация против танков (часть 1)
Авиация против танков (часть 2)
Авиация против танков (часть 3)
Авиация против танков (часть 4)
Авиация против танков (часть 5)
88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. andrewkor
    andrewkor 25 октября 2017 07:36
    +11
    Легендарный вертолёт ,такой же знаковый как Т-34 и АК!
    1. Bongo
      25 октября 2017 07:47
      +10
      Цитата: andrewkor
      Легендарный вертолёт ,такой же знаковый как Т-34 и АК!

      Это конечно так, но Ми-24 всё же больше подходит для огневой поддержки наземных подразделений - нанесении по противнику массированного удара НАР, чем для борьбы с танками с помощью ПТУР.
      1. роман66
        роман66 25 октября 2017 13:35
        +8
        с-8с , со стреловидными поражающими элементами - забросать противника гвоздями!
      2. 11черный
        11черный 28 октября 2017 10:01
        0
        Цитата: Bongo
        Это конечно так, но Ми-24 всё же больше подходит для огневой поддержки наземных подразделений - нанесении по противнику массированного удара НАР, чем для борьбы с танками с помощью ПТУР.

        Уникальная машина - он много для чего подходит. И высадить десант в тылу противника, и поддержать свои войска огнем пулемета и НАР, и уничтожить танковый взвод, даже вражеские вертолеты успешно сбивались в боях. Такая многофункциональность - это конечно достоинство, но в некоторой мере и недостаток тоже.
  2. амурец
    амурец 25 октября 2017 08:44
    +5
    Сергей! Спасибо интересно и познавательно. Как всегда на уровне.
  3. parma
    parma 25 октября 2017 08:59
    +7
    Цитата: Bongo
    Цитата: andrewkor
    Легендарный вертолёт ,такой же знаковый как Т-34 и АК!

    Это конечно так, но Ми-24 всё же больше подходит для огневой поддержки наземных подразделений - нанесении по противнику массированного удара НАР, чем для борьбы с танками с помощью ПТУР.

    Он часть доктрины СССР, которая подразумевала быстрый рывок к Ламаншу, отсюда и легкие плавающие БМП/БТР (что-б не дать после подрыва моста отступающим капиталюгам закрепиться), и подвижные, а не сильно бронированные танки, и МИ-24 расстреливающий тонны боекомплекта в сторону врага и уходящий на зарядку, некогда ему отдельные танки вылавливать. Правда, как мне кажется, грузовой отсек ему зря приделали. Получился очень уж большой (по сравнению к примеру с той же коброй-ровесницей), а десант по-моему ни разу в боевых условиях так толком и не возили...
    1. АВП 518
      АВП 518 25 октября 2017 09:36
      +14
      Цитата: parma
      Получился очень уж большой (по сравнению к примеру с той же коброй-ровесницей), а десант по-моему ни разу в боевых условиях так толком и не возили...

      Когда готовилось постановление правительства о создании Ми-24, в том же документе появилась запись о разработке на его базе вертолета без возможности перевозки десантников.
      Таким образом, отсчет «биографии» будущего Ми-28 «изделие 280» можно начать с мая 1968 г., когда вышло упомянутое выше постановление.
      Полноразмерный макет «изделия 280
      1. Bongo
        25 октября 2017 09:47
        +10
        [
        Цитата: АВП 518
        Когда готовилось постановление правительства о создании Ми-24, в том же документе появилась запись о разработке на его базе вертолета без возможности перевозки десантников.

        Привет!
        Но военные настояли именно на варианте с десантным отсеком. request Как мне представляется, в конце 60-х заказчик сам не понимал чего он хочет!
        Цитата: АВП 518
        Таким образом, отсчет «биографии» будущего Ми-28 «изделие 280» можно начать с мая 1968 г., когда вышло упомянутое выше постановление.
        Полноразмерный макет «изделия 280

        Спасибо за интересный комментарий и фотографию! drinks
        1. Серый брат
          Серый брат 25 октября 2017 11:18
          +5
          Цитата: Bongo
          Но военные настояли именно на варианте с десантным отсеком. Как мне представляется, в конце 60-х заказчик сам не понимал чего он хочет!

          Заказчик хорошо всё понимал.
          Подобрать экипаж сбитого вертолёта или просто эвакуировать раненых - может.
          Высадить десант - может.
          Доставить тонну боеприпасов - может.
          И всё это он может делать там где из обычного транспортника решето сделают.
          1. zyablik.olga
            zyablik.olga 25 октября 2017 13:15
            +8
            Цитата: Серый брат
            Подобрать экипаж сбитого вертолёта или просто эвакуировать раненых - может.
            Высадить десант - может.
            Доставить тонну боеприпасов - может.

            И часто Ми-24 этим занимался? no Хотелки - остались хотелками, а боевой вертолёт таскал на себе тонну лишнего груза.
            1. Серый брат
              Серый брат 25 октября 2017 13:47
              +1
              Цитата: zyablik.olga
              И часто Ми-24 этим занимался?

              Нечасто, но на самом деле он чем только не занимался. В десантный отсек даже стрелка с пулемётом сажали.
              Для перевозки грузов использовался - возил дополнительный боекомплект и техников для работы с площадок подскока. Выполняли эвакуацию, брали попутчиков на перелётах.
              1. zyablik.olga
                zyablik.olga 25 октября 2017 14:13
                +4
                Цитата: Серый брат
                Выполняли эвакуацию, брали попутчиков на перелётах.

                Да, особенно последнее компенсировало балласт в виде грузовой кабины массой около 1 тонны. Этот вес гораздо рациональней было пустить на увеличение защищённости, боевой нагрузки или просто облегчить вертолёт и кардинально улучшить лётные данные. Как говориться практика - критерий истины. После Ми-24 нигде "летающих БМП" не строят.
                1. Серый брат
                  Серый брат 25 октября 2017 14:14
                  +1
                  Цитата: zyablik.olga
                  После Ми-24 нигде "летающих БМП" не строят.

                  Бронированных транспортников тоже)))
                  1. zyablik.olga
                    zyablik.olga 25 октября 2017 14:18
                    +4
                    Цитата: Серый брат
                    Бронированных транспортников тоже)))

                    А "крокодил" бронированный транспортник?
                    1. Серый брат
                      Серый брат 25 октября 2017 14:22
                      +2
                      Цитата: zyablik.olga
                      А "крокодил" бронированный транспортник?

                      Ударный вертолёт созданный для использования в условиях глобального ядерного конфликта.
                  2. EvilLion
                    EvilLion 25 октября 2017 16:54
                    0
                    А Ми-8АМТШ небронирован?
              2. TarIK2017
                TarIK2017 25 октября 2017 14:56
                +3
                Не знаю как сейчас, но во времена Афгана экипаж "крокодила" состоял из трех человек. Пилот, штурман-оператор и борт-техник. Техников юмористы стюардесками называли. Основные задачи: прием-выгрузка десанта и прикрытие задней полусферы при выходе вертолета из атака. Рассказывал знакомый дядька-пилот летавший на Ми-24 в афгане. А чуть позже работал вместе с бывшим борт-техником, тоже подтверждал это.
                1. Серый брат
                  Серый брат 25 октября 2017 15:01
                  0
                  Цитата: TarIK2017
                  и прикрытие задней полусферы

                  Это вряд ли, а вот сбоку он мог пострелять.
                  1. Серый брат
                    Серый брат 25 октября 2017 15:06
                    +2
                    Доп. бак в десантном отсеке тоже интересная весчь:
                  2. TarIK2017
                    TarIK2017 26 октября 2017 21:28
                    0
                    По рассказам этих товарищей, из атаки старались не выходить по прямой - повышается шанс получить ответку. Выходили обычно с горизонтальным виражем в ту или иную сторону, о чем борт-техника предупреждали заранее. И в такой ситуации он имел возможность стрелять назад.
          2. EvilLion
            EvilLion 25 октября 2017 16:59
            +2
            А из боевого не сделают? Вы, правда, думаете, что у него броня танковая?
            Подобрать пару человек, кстати, может и Ми-28, у него есть место для работ в отсеке электроники. Да и вообще пустые фюзеляжи в которых изредка перевозили людей не редкость.
        2. NIKNN
          NIKNN 26 октября 2017 17:08
          +3
          Цитата: Bongo
          Но военные настояли именно на варианте с десантным отсеком. Как мне представляется, в конце 60-х заказчик сам не понимал чего он хочет!

          Здравствуй Сергей! hi Спасибо за труд, интересно! Думаю военные все пнимали и мыслили правильно, но кто же мог предусмотреть, что не бронированный Ми-8 окажется до такой степени эффективным при высадке десанта, что потребность в данных возможностях использовалась ограниченно. Так то Летающее БМП. На практике Ми-24 занимались подавлением обороны и охранением при высадке десанта с Ми-8, т.е огневой поддержкой десанта.... Ну так как то... Сапожнику сапоги тачать.. smile
      2. venik
        venik 25 октября 2017 17:21
        +3
        Цитата: АВП 518
        Когда готовилось постановление правительства о создании Ми-24, в том же документе появилась запись о разработке на его базе вертолета без возможности перевозки десантников.
        Таким образом, отсчет «биографии» будущего Ми-28 «изделие 280» можно начать с мая 1968 г., когда вышло упомянутое выше постановление.

        =========
        Ну собственно, говоря - там было все еще сложнее......
        изначально планировался "легкий вариант" с ОДНИМ движком:
    2. venik
      venik 25 октября 2017 10:01
      +5
      Цитата: parma
      Правда, как мне кажется, грузовой отсек ему зря приделали. Получился очень уж большой (по сравнению к примеру с той же коброй-ровесницей), а десант по-моему ни разу в боевых условиях так толком и не возили...

      =======
      Да, БОЛЬШИМ, по сравнению с "Коброй", он получился, как раз не из-за того, что ему грузовой отсек "присобачили", а потому, что создавался на базе далеко не маленького, но очень удачного Ми-8!!! Даже если бы гузовой отсек отсутствовал - он все равно был бы здоровенным! А почему на базе Ми-8 - да потому, что это был по-сути ПЕРВЫЙ и ОЧЕНЬ удачный турбовинтовой вертолет в СССР!!!
    3. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 25 октября 2017 13:29
      +2
      Цитата: parma
      , а десант по-моему ни разу в боевых условиях так толком и не возили...

      А я вот всё же припоминаю рассказы воевавших в "горячих точках" о десантировании с Ми-24...может не часто,но всё же иногда приходилось ?
  4. sivuch
    sivuch 25 октября 2017 09:12
    +9
    В армиях стран НАТО для борьбы с советскими многотысячными танковыми армадами разрабатывались относительно легкие двухместные вертолёты, вооруженные 4-6 ПТУР, парой блоков НАР и стрелково-пушечным вооружением калибра 7,62 – 20-мм. Зачастую такие винтокрылые машины создавались на базе вертолётов общего назначения, которые не имели сколь либо существенного бронирования. Считалось, что благодаря лёгкости управления и хорошей манёвренности лёгкие противотанковые вертолёты будут избегать больших потерь. Главным их назначением было отражение атак танков на поле боя, с учётом дальности пуска ПТУР 4-5 км имелась возможность поражения бронетехники без пересечения линии фронта. ... В этом случае у войсковых средств ПВО остаётся очень мало времени на реакцию.
    Сергей , это не совсем точно .Во-первых ,ракеты второго поколения -это ,собственно ,НОТ и TOW . Других и не было ,т.е. 3-4 км . Причем у НОТ были проблемы с надежностью ,поэтому даже европейцы предпочитали TOW . О малом работном времени можно было не заикаться ,даже у хорошо подготовленных экипажей Кобры при пуске с 3 км работное время -никак не менее 37 секунд (а бывало и более 75) . И правильнее написать - у европейских стран НАТО . У штатников был опыт Вьетнама и они уже в 70-х создали вполне полноценный противотанковый вертолет -т.е. Кобру .И этих Кобр было построено больше ,чем всех европейских кракозябр вместе взятых .
    1. Bongo
      25 октября 2017 09:44
      +8
      Цитата: sivuch
      Сергей , это не совсем точно .Во-первых ,ракеты второго поколения -это ,собственно ,НОТ и TOW . Других и не было ,т.е. 3-4 км . Причем у НОТ были проблемы с надежностью ,поэтому даже европейцы предпочитали TOW . О малом работном времени можно было не заикаться ,даже у хорошо подготовленных экипажей Кобры при пуске с 3 км работное время -никак не менее 37 секунд (а бывало и более 75) . И правильнее написать - у европейских стран НАТО . У штатников был опыт Вьетнама и они уже в 70-х создали вполне полноценный противотанковый вертолет -т.е. Кобру .И этих Кобр было построено больше ,чем всех европейских кракозябр вместе взятых .

      Игорь, приветствую!
      У сирийцев и иракцев есть опыт параллельной эксплуатации Ми-25 с ПТУР "Фаланга" и "Газелей" с ПТУР НОТ-1 . "Газели" за счёт лёгкости управления и возможности зависания зарекомендовали себя гораздо лучше при решении противотанковых задач. На практике дальность применения ракет HOT-1 оказалась за счёт более высокой точности выше. Кстати сирийские "Газели" достаточно результативно применялись в 1982 году против израильских танков в Ливане. Но SA.342 Gazelle не имел брони и легко мог быть поражен даже из стрелкового оружия. Поэтому, там где требовалась огневая поддержка сухопутных войск использовались бронированные Ми-24, которые несли многочисленные НАР.
      1. venik
        venik 25 октября 2017 10:09
        +3
        Цитата: Bongo
        Кстати сирийские "Газели" достаточно результативно применялись в 1982 году против израильских танков в Ливане. Но SA.342 Gazelle не имел брони и легко мог быть поражен даже из стрелкового оружия. Поэтому, там где требовалась огневая поддержка сухопутных войск использовались бронированные Ми-24, которые несли многочисленные НАР.

        =========
        Кстати - ТАМ применялось - ВСЁ, что "было под рукой", если уж быть точным! Вряд ли в том "бар@ке", была возможность "перебирать харчами" (типа: против танков - "Газели", против пехоты - "Коркрдилы"....). Там и Ми-8 на штурмовки бросали. Да и "Газелей" (по крайней мере ИСПРАВНЫХ) - у сирийцев то было - "кот наплакал".....
    2. Лопатов
      Лопатов 25 октября 2017 09:45
      +4
      Цитата: sivuch
      Во-первых ,ракеты второго поколения -это ,собственно ,НОТ и TOW . Других и не было

      И "Хелфаер".
      Они поступили на вооружение в 85 году. А модификация третьего поколения 114L появилась только в 1998 году
      1. sivuch
        sivuch 25 октября 2017 10:37
        +5
        Это на бумаге . А так первая эскадрилья АН-64А была объявлена боеготовой в 86 году и как бы не осенью . К распаду Союза было максимум 500 Апачей и и порядка 2000 всех прочих .
        1. Лопатов
          Лопатов 25 октября 2017 11:09
          +1
          Цитата: sivuch
          Это на бумаге . А так первая эскадрилья АН-64А была объявлена боеготовой в 86 году и как бы не осенью . К распаду Союза было максимум 500 Апачей

          А сколько "Суперкобр"?
          1. sivuch
            sivuch 25 октября 2017 11:28
            +5
            Именно Суперкобр или противотанковых Кобр вообще ?
            Давайте я пока процитирую себя ,любимого .
            Самыми массовыми на тот период были Кобры - еще на начало 1995 г. в составе американских вооруженных сил числилось 526 вертолетов АН-IS последней серии и еще 434 "Кобры" моделей P/E/F в составе национальной гвардии .
            В корпусе морской пехоты числилось не менее 150 Кобр и их производство продолжалось ,так же как и лицензионное производство в Японии .
            Имелось в виду - в армейской авиации . Джапы получили 80 кобр до 94 года .У турков было порядка 30-40 . А сколько было европейских -подсчитать нереально . Было много универсалов ,которые могли возить ПТУР-ы ,а могли и не возить .Но штук 700-800 точно
            1. Лопатов
              Лопатов 25 октября 2017 12:04
              0
              Цитата: sivuch
              Именно Суперкобр или противотанковых Кобр вообще ?

              Именно "Суперкобр" Имеющих станции лазерной подсветки целей
              1. sivuch
                sivuch 25 октября 2017 12:20
                +4
                В смысле -для применения хеллфайров ? Так это не раньше середины 90-х , т.е.AH-1Z .
                До этого просто ни одного .А когда поставили лазерные длиномеры - не помню .
                1. Лопатов
                  Лопатов 25 октября 2017 12:39
                  +2
                  Цитата: sivuch
                  В смысле -для применения хеллфайров ? Так это не раньше середины 90-х , т.е.AH-1Z

                  Американцы утверждают, что с 1983. АН-1W ( http://www.deagel.com/Combat-Aircraft/AH-1W-Super
                  -Cobra_a000778001.aspx)
                  А "Z"- это уже не "Суперкобра" а "Вайпер"
                  1. sivuch
                    sivuch 25 октября 2017 13:35
                    +4
                    Да ,про этот я подзабыл .
                    Marines have been flying the AH-1W Super Cobra since 1986. The last AH-1W was delivered in 1998
                    http://www.military.com/equipment/ah-1w-super-cob
                    ra
                    А это на 91 год
                    The AH-1W is operated in eight composite HMLA squadrons composed of 18 AH-1 and 9 UH-1 aircraft. The Marine Corps deployed 4 of 6 active force squadrons (48 AH-1Ws) to Southwest Asia during Operation Desert Shield/Desert Storm
                    https://fas.org/man/dod-101/sys/ac/ah-1.htm
                    Т.е. .на 91 год их было порядка 70-80 .
  5. sivuch
    sivuch 25 октября 2017 09:17
    +6
    Да ,забыл написать .В сети можно найти интересный документ - TRADOC BULLETIN 4 Soviet ZSU-23-4 Capabilties and Countermeasures от 1 января 1976 года . Там подробно разбирается ситуация Шилка vs Кобра . Очень рекомендую
    1. DimerVladimer
      DimerVladimer 25 октября 2017 10:40
      +3
      Спасибо - познавательно.
  6. maximghost
    maximghost 25 октября 2017 09:26
    +3
    Про то, что забывали выпускать шасси - забавно. А разве на опытном ми-24а ракеты ПТУРЫ были на крыльях? Вроде изначально их хотели поставть туда же, где у ми-24п стоит пушка и только плсле испытаний их перенесли на крыльевые точки подвески.
    1. Bongo
      25 октября 2017 09:31
      +3
      Цитата: maximghost
      Про то, что забывали выпускать шасси - забавно.

      Вряд ли это было забавно экипажам. sad
      Цитата: maximghost
      А разве на опытном ми-24а ракеты ПТУРЫ были на крыльях? Вроде изначально их хотели поставть туда же, где у ми-24п стоит пушка и только плсле испытаний их перенесли на крыльевые точки подвески.

      Простите, но как тогда осуществлять пуск ракет? what
      1. АВП 518
        АВП 518 25 октября 2017 09:54
        +7
        Цитата: Bongo
        Простите, но как тогда осуществлять пуск ракет?

        Сереж приветствую,сначало хотели сделать специальные съемные рамы для ПТУР,которые крепились к фюзеляжу как на Ми-4

        Но дальше макета эта тема не пошла
        1. Bongo
          25 октября 2017 09:57
          +6
          Цитата: АВП 518
          Сереж приветствую,сначало хотели сделать специальные съемные рамы для ПТУР,которые крепились к фюзеляжу как на Ми-4

          Спасибо! Не знал! request
      2. venik
        venik 25 октября 2017 10:14
        +5
        Цитата: Bongo
        Простите, но как тогда осуществлять пуск ракет?

        =========
        Да, вот так:

        Так, что прав "maximghost" Во-всяком случае в именно в этом вопросе!!!
  7. venik
    venik 25 октября 2017 09:29
    +5
    Статья, понравилась, очень! За что автору конечно "респект" (+) !!! Единственно, что хотелось бы заметить - Автору просьба быть повнимательнее - есть несколько досадных ошибок:
    1) Ми-24 не был унифицирован с Ми-8 и Ми-14 ("летающая лодка") по НЕСУЩЕМУ винту (винт был сконструирован "заново" на основе винта Ми-4 с элементами винта от Ми-8!!!). К тому же он получился заметно КОРОЧЕ!!! Кажется и по редуктору они отличались, хотя - на 100% - не уверен!
    2) Тандемная кабина с изолированными местами появилась сперва на модификации Ми-24Д, а не на модификации "В" (кстати - модификация "Д" появилась ранее, чем "В"!!).
    3) На двух снимках:


    Изображены не Ми-24В, как значится в подписях, а Ми-35!!! На ВСЕХ модификациях "24"-х применялись ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО "сдвоенные" ПУ ПТУРСов, "счетверенные появились ТОЛЬКО на последней модификации Ми-35, что было вызвано укорочением крыла и сокращением числа пилонов с 6-ти до 4-х!!!
    Ну а вообще все достаточно полно и хорошо написано!
    Ждем продолжения!!!
    1. Bongo
      25 октября 2017 09:55
      +6
      Цитата: venik
      Ми-24 не был унифицирован с Ми-8 и Ми-14 ("летающая лодка") по НЕСУЩЕМУ винту (винт был сконструирован "заново" на основе винта Ми-4 с элементами винта от Ми-8!!!). К тому же он получился заметно КОРОЧЕ!!! Кажется и по редуктору они отличались, хотя - на 100% - не уверен!

      Благодарю за замечания! hi Но при сборе материалов на опирался на источники список которых указан в конце публикации.
      Цитата: venik
      Тандемная кабина с изолированными местами появилась сперва на модификации Ми-24Д, а не на модификации "В" (кстати - модификация "Д" появилась ранее, чем "В"!!).

      Простите, а где в публикации утверждается обратное? what
      Цитата: venik
      Изображены не Ми-24В, как значится в подписях, а Ми-35!!!

      Ми-35 - это экспортный Ми-24В, не путать с Ми-35М.
      Цитата: venik
      На ВСЕХ модификациях "24"-х применялись ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО "сдвоенные" ПУ ПТУРСов, "счетверенные появились ТОЛЬКО на последней модификации Ми-35, что было вызвано укорочением крыла и сокращением числа пилонов с 6-ти до 4-х!!!

      Про поздние модификации "двадцатьчетвёрки" будет в следующей части. Но в многочисленных источниках есть информация, что во второй половине 80-х значительная часть Ми-24В/П получили удвоенное количество ПТУР на борту.
      1. venik
        venik 25 октября 2017 10:34
        +4
        Цитата: Bongo
        Ми-35 - это экспортный Ми-24, не путать с Ми-35М.

        =======
        Простите - ОШИБСЯ! Имел ввиду именно "М"!!!
        Цитата: Bongo
        Но при сборе материалов на опирался на источники список которых указан в конце публикации.

        --------------
        Забавно, а ведь это было опубликовано НА ЭТОМ сайте!!! - https://topwar.ru/25713-40-let-legendarnomu-boevo
        mu-vertoletu-mi-24-chast-1-sozdanie.html !!!
        Цитата: "...Профиль лопастей несущего винта для В-24 подбирали в ЦАГИ, но к моменту постройки первого образца машины эту работу не завершили. Тогда по предложению одного из ведущих конструкторов ОКБ новую лопасть изготовили на Казанском вертолётном заводе: к носовой части лопасти с лонжероном от Ми-8 присоединили хвостовую с сотовым заполнителем от Ми-4 - лопасти имели одинаковый профиль NACA-230. По сравнению с лопастью Ми-8 она получилась на 2 м короче и на 20 мм шире. Такое решение посчитали удачным, и позже под него подвели научное обоснование.

        Но со временем выяснилось, что казанский гибрид создаёт существенно меньшую тягу, чем винт Ми-8. Статический потолок у В-24 в стандартных условиях составлял 0,8 — 1,3 км. Этого оказалось явно недостаточно в горах Афганистана, где боевой вертолёт по взлётно-посадоч-ным и тяговым характеристикам уступал Ми-8МТ с аналогичными двигателями. ..."
        Цитата: Bongo
        Но в многочисленных источниках есть информация, что во второй половине 80-х значительная часть Ми-24В/П получили удвоенное количество ПТУР на борту.

        ===========
        Во-первых ЭКСПЕРИМЕНТЫ проводились, но данные о серийном переоборудовании - мне найти не удалость! Это раз! Во-вторых - на ОБОИХ снимках - вертолеты с ДВУМЯ (!!!), а не с ТРЕМЯ (как на "24"ках) пилонами и укороченным крылом!! Присмотритесь внимательнее!!!
  8. Zaurbek
    Zaurbek 25 октября 2017 09:51
    +2
    В отличие от Су-25, мне кажется, Ми-24П (ГШ-2-30) очень пригодились бы урановые снаряды для работы по бронетехнике...
    1. Даос
      Даос 25 октября 2017 10:08
      +9
      Что вам так хочется из пушки то по танкам пострелять? Ну даже с урановыми сердечниками бронепробитие невелико, калибр имеет значение. Да и дальность прицельная...того. Опять же основной метод работы по бронетехники это "с подскока" - для ПТУР самое то а вот из пушки не прицелиться... Так что нефиг "умножать сущности" и травиться этой дрянью...
      1. Zaurbek
        Zaurbek 25 октября 2017 10:31
        +3
        В том то и дело, что вертолет в отличии от штурмовика , ударный вертолет ближе к земле и скорость у него меньше и чаще действует автономно (в отличие от одноместный самолетов), соответственно вероятность найти бронецель в зоне досягаемости орудия высока...а калибр и патрон вполне приличные для борьбы с танками .
        1. АВП 518
          АВП 518 25 октября 2017 10:40
          +4
          Цитата: Zaurbek
          борьбы с танками .

          Не переживайте,обстреливали танки обычными бронебойными.
          В результате с танка сдуло два катка ,и полтора метра гусеницы в виде железных фрагментов различной величины.В остальном согласен с Даосом.
          1. Zaurbek
            Zaurbek 25 октября 2017 11:34
            +1
            А если бы были БОПсы (даже не урановые) цель была бы уничтожена. У Ми-20 и Ка-52 - селективное питание у орудия и вполне можно вводить такие снаряды. Тум более у Ка-52 исключительная точность при стрельбе из 2А42
            1. NIKNN
              NIKNN 26 октября 2017 17:44
              +2
              Цитата: Zaurbek
              А если бы были БОПсы (даже не урановые) цель была бы уничтожена.

              Как вам сказать, по сути это проходили. Специально созданный для этих целей А-10, со специально обученной для этого пушкой (30-мм семиствольная пушка GAU-8/A Avenger) показал, что для борьбы с современными танками слабоват будет. Хотя и кричали, что во время операции "Буря в пустыне" они нажгли танков на 50 лет вперед... может быть, но это старые танки типа Т54-55, так что возможно.. Однако подкалиберные бронебойные снаряды PGU-14/B изготавливаются из обедненного урана, начальная скорость 1250 м/с. Подкалиберный снаряд на дистанции 1200 м пробивает по нормали 50-мм броню. Ну а с легкобронированными целями справляется и Гш-23 со стандартныби бронебойными боеприпасами. (кстати ПТ-76 на полигоне на свозь прошивает)...Ну так как то... hi
        2. iouris
          iouris 30 октября 2017 01:38
          0
          Есть специфическая проблема: вертолёт сильно "болтает" по тангажу и скорость небольшая, потому рассеяние велико. Довелось, стоя за пилотом, наблюдать стрельбу из пулемёта по автомобилю на полигоне: расстояние между первым и последним патроном очереди было, кажется метров 150. Если линия разрывов пересечёт цель, то, скорее всего, в грузовике будет всего пара попаданий. Наверное, основное назначение Ми-24 и штурмовиков - работа с помощью управляемых ракет. Ссылки на дороговизну их к делу отношения не имеют.
    2. venik
      venik 25 октября 2017 10:46
      +4
      Цитата: Zaurbek
      В отличие от Су-25, мне кажется, Ми-24П (ГШ-2-30) очень пригодились бы урановые снаряды для работы по бронетехнике...

      ========
      Ну, для большинства "старых" танков (50-60-х гг) и и существующих снарядов ВПОЛНЕ хватало! А против "новых" - имеются ПТУРы! Кроме того, не забывайте - снаряды из "обедненного" урана при разрушении создают достаточно серьезное заражение местности!
      Кроме того, они достаточно дорогие и применять их в ленточном питании (три - ОФ, один бронебойный) - слишком накладно. 1-2 попадут в цель, а еще 3-4 десятка тупо заражают местность!
      1. Gransasso
        Gransasso 25 октября 2017 10:54
        +2
        Цитата: venik
        Кроме того, не забывайте - снаряды из "обедненного" урана при разрушении создают достаточно серьезное заражение местности!



        Вы уверены про заражение местности снарядами из обедненного урана?...прочтите лучше что нибудь по теме...
        1. Лопатов
          Лопатов 25 октября 2017 11:20
          +8
          Цитата: Gransasso
          Вы уверены про заражение местности снарядами из обедненного урана?

          А Вы уверены, что нет? Причём, надо думать, Ваша уверенность базируется на заверениях тех, кто его активно применяет? Так вспомните историю с тетраэтилсвинцом.
        2. Zaurbek
          Zaurbek 25 октября 2017 11:31
          +6
          Местность не знаю, а все учебные бронецели в США с полигонов свозят на спецхранилище (фонят)
          1. zyablik.olga
            zyablik.olga 25 октября 2017 13:26
            +6
            Цитата: Zaurbek
            Местность не знаю, а все учебные бронецели в США с полигонов свозят на спецхранилище (фонят)

            Так и есть. К тому же Уран-238 весьма токсичен.
            1. venik
              venik 25 октября 2017 16:11
              +7
              Цитата: zyablik.olga
              Так и есть. К тому же Уран-238 весьма токсичен.

              =====
              Ну, во-первых, он (U-238) не только токсичен, он еще и РАДИОАКТИВЕН. Хотя по "радиоактивности" - он в в 28 раз "слабее" изотопа U-235 (каковой и есть "начинкой" атомных бомб (и не только! - это еще и "сырье" для наработки Плутония), НО!!! Он (U-238) - "Альфа-активен!!!!!). Да, Альфа-излучение, задерживается "папиросной бумагой", но упаси Господи, если малейшая "пылинка" этого материала попадет вам в дыхательные пути, или на слизистую оболочку (глаза например) - в ближайшее время у вас появится КОЛОССАЛЬНЫЙ шанс - оказаться пациентом онкологической клиники!!! С очень малыми шансками на выздоровление.....
              При этом, если взять,допустим стержень из U-238, анодированный каким нибудь металлом (да еще покрытый, специальным лакокрасочным материалом) - СПОКОЙНО можете поставить у себя на столе, в качестве "сувенира" - в ближайшие 100 лет - ни вам, ни вашим родственникам НИ ЧЕГО не грозит!
              НО! U-238 (или т.н. "обедненный уран") - очень пирофорен - распадаясь на мелкие частицы - способен к "самовозгоранию" (грубо конечно, но так проще объяснить!)
              Теперь - "урановые сердечники" - получили такое распространение не только по тому, что позволяют "утилизировать" т.н. "отходы" производства (в обогощенной урановой руде - ок. 98% U-238, остальные 2% - "оружейный" U-235. Кроме того, "сердечники из т.н. "обедненного" U-238 - пирофорны - т.е. пробивая броню, они рассыпаются в пыль и возгораются....
              Ну а дальше - эта "пыль" из U-238 - и становится ТЕМ САМЫМ "заражающим элементом"... Хотя ОБЩИЙ уровень радиации - ОЧЕНЬ НИЗКИЙ! (гейгеровские и сцинтилляционные детекторы - фиксируют КРАЙНЕ НИЗКИЙ фон!!!)
              Но при этом - "сечение захвата нейтронов" у U-238 - просто КОЛОССАЛЬНОЕ!!! Поэтому (специально анодированные и покрашенные) контейнеры из U-238, часто используют для транспортировки материалов, создающих большой поток нейтронов (тоже крайне вредно для организма), например - того же U-235.
              Ну где то так! Постарался "объяснить на пальцах", не знаю, как получилось.....
        3. venik
          venik 25 октября 2017 14:21
          +1
          Цитата: Gransasso
          Вы уверены про заражение местности снарядами из обедненного урана?...прочтите лучше что нибудь по теме...

          ========
          А вы, вообще-то в этом хоть ЧУТЬ-ЧУТЬ разбираетесь??? Вы то хоть знаете, ЧТО такое "обедненный уран"??? Нет?? А вот мне как-то пришлось держать в руке "защитный" контейнер из "обедненного урана".... Размером - так с 3-х литровую банку, мы с парнем его еле-еле подняли..... По этому то и "не учите меня жить" - почти 20 лет с радиоактивными материалами работал! Потому то и все "мерзости" этой дряни - знаю, чуть лучше, чем вы и все ваши знакомые!
  9. Даос
    Даос 25 октября 2017 10:13
    +6
    Крокодильчик это конечно "песня" - единственный наверное в мире такой бронированный универсал. Отражение доктрины "вертикального охвата". Кстати обидно что забывают третьего члена экипажа 24ки... борттехник... А он кстати вполне себе воевал...
    1. Bongo
      25 октября 2017 10:18
      +6
      Цитата: Даос
      Крокодильчик это конечно "песня" - единственный наверное в мире такой бронированный универсал. Отражение доктрины "вертикального охвата".

      Аналогов ему нет, и скорей всего не будет!
      Цитата: Даос
      Кстати обидно что забывают третьего члена экипажа 24ки... борттехник... А он кстати вполне себе воевал...

      Во время реальных боевых вылетов, особенно в районах с жарким климатом, и в горах, как правило экипаж состоял из штурмана-оператора и пилота. Ми-24 и так был сильно перегружен и его высотные характеристики оставляли желать лучшего.
      1. Даос
        Даос 25 октября 2017 10:59
        +3
        Ну в афгане бортачи вовсю летали невзирая на жару и высокогорье... За хвостом следить знаете ли надо, Опять же на выходе из атаки пулемёт в руках бортача зачастую становился весомым аргументом для желающих пострелять в спину... А гранаты в стаканах?
        1. zyablik.olga
          zyablik.olga 25 октября 2017 13:24
          +4
          Цитата: Даос
          Ну в афгане бортачи вовсю летали невзирая на жару и высокогорье... За хвостом следить знаете ли надо, Опять же на выходе из атаки пулемёт в руках бортача зачастую становился весомым аргументом для желающих пострелять в спину... А гранаты в стаканах?

          Так уж получилось, что мне удалось ознакомиться со следующей частью (исправляла орфографию). Согласно документальным данным и сводкам потерь на Ми-24 в Афганистане техники как правило на боевые задания не летали, так как потолок Ми-24 был низким, и каждый килограмм на борту был на вес золота. Поэтому Ми-24 были более уязвимы при обстреле сзади.
    2. АВП 518
      АВП 518 25 октября 2017 10:29
      +5
      Цитата: Даос
      Кстати обидно что забывают третьего члена экипажа 24ки... борттехник... А он кстати вполне себе воевал...

    3. venik
      venik 25 октября 2017 14:54
      +1
      Цитата: Даос
      Крокодильчик это конечно "песня" - единственный наверное в мире такой бронированный универсал.

      =========
      Нет, далеко не ЕДИНСТВЕННЫЙ! Но ОН был ПЕРВЫМ!!!
      1. Даос
        Даос 25 октября 2017 23:44
        +1
        ну даже интересно - назовите хоть один аналог?
        1. maximghost
          maximghost 26 октября 2017 00:29
          +1
          Ка-29 и, отчасти, новый ми-8АМТШ.
  10. шурави
    шурави 25 октября 2017 11:22
    0
    Да, статейка-то, развесистой клюквой получилась. laughing
    1. zyablik.olga
      zyablik.olga 25 октября 2017 13:19
      +6
      Цитата: шурави
      Да, статейка-то, развесистой клюквой получилась.

      Напишите свою, без "клюквы", а мы посмотрим, на что вы способны кроме кидания какашками. negative
      1. шурави
        шурави 25 октября 2017 13:49
        +1
        Во-первых, не Ми-24 создавали под концепцию ВБМП, а саму концепцию подогнали под Ми-24. Дело в том, что при использовании наработок Ми-8, в частности компоновочных, за кабиной экипажа оставался объём который весьма рационально использовали.
        Во-вторых, нет штурмана-оператора, есть лётчик-оператор. при том что на Ми-24А, Д, В, П, обязанности штурмана возложены на командира вертолёта. Хотя на практике, оператор ведёт навигацию сам.
        В-третьих, после Ми-24А приступили к разработке Ми-24В, но в связи с неготовым комплексом ПТУР в серию пошла упрощённая версия Ми-24Д. На которой хоть и остались всё те же "Фаланги", но был уже ПН "Радуга" и возможность наведение в полуавтоматическом режиме. потому точность была выше.
        В-четвёртых, Ми-24В мог брать до 8 ПТУР, посредством переходных рам на 1 и 4 точку подвески.
        В-пятых, "Липы" в Афгане не использовали. Им не доверяли, в отличие от АСО.
        Пока достаточно? laughing
        1. zyablik.olga
          zyablik.olga 25 октября 2017 14:16
          +4
          Цитата: шурави
          Пока достаточно?

          Ну да, вы ведь истина в последней инстанции. Большую часть что вы изложили содержится либо в этой, либо в следующей части. Использование "Липы" в ДРА - документально зафиксированный факт.
          1. шурави
            шурави 25 октября 2017 15:10
            0
            Да, использовали. В качестве обогревателя зимой в модулях. laughing
        2. venik
          venik 25 октября 2017 14:58
          +2
          Цитата: шурави
          Во-первых, не Ми-24 создавали под концепцию ВБМП, а саму концепцию подогнали под Ми-24.

          =========
          Сперва, ИСТОРИЮ подучите, а уж потом - ЗДЕСЬ будете "выступать"!!!!!
          1. Комментарий был удален.
        3. igor67
          igor67 25 октября 2017 18:47
          +5
          Цитата: шурави
          В-пятых, "Липы" в Афгане не использовали. Им не доверяли, в отличие от АСО.

          доработку Липа ставили у нас на рембазе, как и все 24ки афганские ремонтировали у нас,АШку у нас называли аквариум,не представляю как из АШки можно было попасть в танк,
    2. venik
      venik 25 октября 2017 14:57
      +2
      Цитата: шурави
      Да, статейка-то, развесистой клюквой получилась. laughing

      =========
      Извиняюсь, конечно, а ЧТО здесь есть КЛЮКВА???? Ну разве, что комментарии отдельных "шурави"........
      1. шурави
        шурави 25 октября 2017 15:17
        0
        По существу что имеете возразить? К примеру, что, на Ми-24 нет и не было штурмана-оператора? Есть лётчик-оператор, а это уже большая разница. Или вас носом в инструкцию экипажу ткнуть?
  11. parma
    parma 25 октября 2017 14:32
    +4
    Цитата: шурави
    Во-первых, не Ми-24 создавали под концепцию ВБМП, а саму концепцию подогнали под Ми-24. Дело в том, что при использовании наработок Ми-8, в частности компоновочных, за кабиной экипажа оставался объём который весьма рационально использовали.

    И как ее подогнали под Ми-24? Почему тогда больше не один боевой (боевой, а не переделки иных типов под боевые, по-сути ганшипы) не имеет грузового отсека? Первую кобру тоже лепили из Хьика, но чет не слепили десантный отсек, а на против старались в лобовой плоскости сделать как можно тоньше, чтобы пуль меньше ловил.
    Насчет вывоза экипажа сбитого ведомого/ведущего, так те-же кобры (они ровесники, да и как не печально, внешне мне нравятся) могли на лыжах их вывозить (да рисково дня пассажиров, но зависать и ждать пока они заберутся в десантный отсек еще рисковее, можно и ПЗРК/РПГ поймать). Перевозка техников и боекомплекта на аэродром подскока тоже слабое оправдание, это скорее те редкие случаи, когда пользуешься функцией которая все равно есть, как фонарик в телефоне. Жаль что у нас нет аналога МН-6 в армии, который может и немножко пострелять если надо, или спецназ куда надо добросить.. Концепция пары МН-6 и АН-1/АН-64 для ССО(а кому сейчас еще нужен вертолёт с таким десантным отсеком) смотрится интереснее, чем один Ми-24...
    1. шурави
      шурави 25 октября 2017 15:25
      0
      Вам же объясняли, что причиной использование наработок Ми-8Т. Который, мягко говоря несклько больше Хьика с иной компоновочной схемой ВМГ.
      Ваши бредни по поводу ПСО лучше оставьте себе. Ещё во времена Афгана было доказано, что лучший результат спасения когда группа ПСО в составе 4 Ми-24 и 2 Ми-8 дежурит в воздуше на 5-10 минутном подлётном интервале.
      Изменение составы группы, режима дежурства приводит к трагедии. Пример, потеря одного из лётчиков Су-24 в Сирии.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 25 октября 2017 15:51
        +2
        И в наличии были только ТВ3-117 и редуктор, вокруг которых и строили Ми-24, та же песни и с Ми-28 и Камовым. Поэтому наши машины больше чем американские.
        1. шурави
          шурави 25 октября 2017 16:11
          0
          И что это меняет? Или больший БК, лучшая защита экипажа, по вашему плохо?
          1. Zaurbek
            Zaurbek 25 октября 2017 16:43
            +4
            Я к тому, что американцы делали под свои двигатели, мы под свои...отсюда и размеры. Броня отлично, размеры не очень...
            1. шурави
              шурави 25 октября 2017 16:51
              +1
              А без размеров броню не навесишь. Да и не критичные размеры у Ми-24.
  12. parma
    parma 26 октября 2017 09:40
    +2
    Цитата: Zaurbek
    Я к тому, что американцы делали под свои двигатели, мы под свои...отсюда и размеры. Броня отлично, размеры не очень...

    Про двигатель это понятно все, двигатель большой и вертолёт большой, но даже если не брать размеры, грузовая кабина ведь просто лишний вес, да можно посадить туда солдат с ПКМ и постреливать, а можно просто тонну потратить на вооружение и броню, что эффективнее еще НУРСы или солдаты с ПКМ? не думаю что при активном маневрировании (что кстати в принципе сложнее сделать при наличии грузового отсека еще и с десантом внутри) можно хоть с какой-то адекватной точностью вести огонь из грузовой кабины....
    1. шурави
      шурави 26 октября 2017 09:57
      0
      Манёвренность вертолёта зависит от энерговооружённости. С чем у Ми-24 никаких проблем. Даже в условиях Афганистана он легко шёл в режиме огибания рельефа.
      Само же наличие грузовой кабины даже безо всяких десантов очень сильно повышало автономность вертолёта. Особенно при работе с площадок подскока.
  13. parma
    parma 26 октября 2017 11:23
    +2
    Цитата: шурави
    Манёвренность вертолёта зависит от энерговооружённости. С чем у Ми-24 никаких проблем. Даже в условиях Афганистана он легко шёл в режиме огибания рельефа.
    Само же наличие грузовой кабины даже безо всяких десантов очень сильно повышало автономность вертолёта. Особенно при работе с площадок подскока.

    Да, т.е. от л.с/т(кг если хотите)... Согласитесь, что без десанта и грузового отсека этот показатель выше при прочих равных! А площадки подскока очень слабое оправдание! Все равно туда нужно налаживать снабжение! да и на сколько знаю, "крокодилы" летали или с полным БК или с грузом, и то и то не получается загрузить, не взлетит!
    1. шурави
      шурави 26 октября 2017 13:02
      0
      Сам по себе грузовой отсек пустота и на ЛТХ не влияет. Десант, на моей практике там никогда не возили. Даже во времена моей службы в 11 ДШБР Ми-24 не предназначались для перевозки десанта по боевому расчёту. Хотя казалось бы.
      Это к тезису, о том, что военные заказывали ВБМП.
      Но вот забросить несколько ящиков в НАР в грузовую кабину, помимо того что в блоках, это сколько угодно. Но взлёт и посадка с пробегом.
  14. Джунгар
    Джунгар 28 октября 2017 07:09
    +1
    Привет Андрей! Если честно, то на современных машинах не летал и судить мне о них сложно. Но, по рассказам, есть и у них слабые места. Некоторые лётчики выступают за производство более простых и дешёвых в производстве вертолётов. Ведь боевой срок вертолёта весьма не долог..... Это мнение моего хорошего знакомого Владимира В. ветерана Афганистана, пилота вертолета МИ-24, когда я скинул ему ссылку на создание в России скоростного боевого вертолета.....