Military Review

Adventurer and adventurer Dampier. Part of 2

3
He left behind six books in which he described his travels in detail. Thrice went round the globe, inspired Swift to write a book about Gulliver's adventures and saved a sailor who became the prototype of Defoe's work “Robinson Crusoe”. He is William Dampier, a courageous traveler and adventurer.


Second time around the world

Career Dhampir developed rapidly. He was a welcome guest in the homes of the powerful. For example, William attended a dinner with the famous and influential writer John Evelyn at the time. And the company was made by the secretary of the British Admiralty Samuel Pips.

This is how Evelyn told about that meeting with an adventurer: “Now he is again going to sail with the support of the king, who equipped the ship with a displacement of 290 tons. He gives the impression of a more modest person than one would imagine, given the environment to which he belonged. He brought a map of the directions of the winds of the South Seas, compiled from his observations, and assured us that such maps, which had hitherto existed, were all wrong in the part related to the Pacific Ocean. ”

It was on that ship that Evelyn recalled that Dampier sailed away without waiting for the release of his second book. The vessel, bearing the name "Roubak", went to the shores of Australia (then - New Holland) and New Guinea.

But the beginning of the voyage was difficult. The fact is that Dampier did not get along with the character of Lieutenant George Fisher, who held the position of navigator. William reproached him for being unprofessional, and George, in turn, was outraged that he was led by a former pirate.

Up to a certain point, the men restrained themselves, but when Roubak headed from West Africa towards Brazil, they broke loose. This is how Dampier described the incident in his diary: “I was insulted daily by my lieutenant George Fisher. When Fisher’s behavior became completely unbearable, I threatened him with a cane, which was then in my hands, to which he turned to me, called me an old dog, an old villain, and told my people: “Gentlemen, grab this old pirate dog, for he intends to run away with you and the royal ship. " Therefore, he was put under arrest to prevent him from causing a riot on the ship. ”

By the way, at that time, William was “already” forty-eight years old. Dampier could not tolerate such an insult. Therefore, the rebel drove the rebel into the cabin and locked it there. Fisher stayed locked up until the ship reached the shores of Brazil. Here Dampier passed his navigator into the hands of the Portuguese governor, who put the rebel behind bars.

"Roubak" not long stayed on the Brazilian coast. Having replenished supplies of provisions and water, the ship headed for the Indian Ocean. In early August, Dhampir and his team reached Australia. Here, William surveyed the coastline for several hundred kilometers. Then he came across a group of islands, which later became known as the Dampier Archipelago.

Then "Roubak" looked "to visit" to Timor, the western coast of New Guinea and Mussau. And when William reached the shores of the island of New Ireland, he was sure that he was near the northern part of New Guinea. Because of this, the adventurer considered the St George Channel Strait by the bay. Dampier did not imagine that he was separating New Ireland from New Britain.

Also during the voyage, the adventurer discovered the strait between the very same New Britain and New Guinea. He, by the way, was also named after the traveler. When the “Roubak” reached Batavia, Dampier decided to roll out a research expedition and headed back.

In February, 1701, the ship suddenly began to flow. The team had to urgently look for a way out of the catastrophic situation - near the Ascension Island, “Roubak” literally began to sink. Since there was only one exit, Dampier put the ship on the coastal bank.

For more than a month, William and the sailors had to spend on Ascension Island. But they were still very lucky, because the food they served was the meat of wild goats and turtles. And this turned out to be surprising for the British, because at that time it was believed that this island was devoid of fresh water, which means it was completely uninhabited. It was Dhampir who became the first European to find the source.
All this time Dampier put his records in order. Here is how he described a volcanic eruption that occurred on one of the islands: “All night the volcano spewed fire and smoke, which was accompanied by a terrible noise like thunder, and there was a flame, worse than which I had not seen ... Then you could see a huge stream of fire, running to the foot of the volcano and even almost to the shore. "
And here is how an adventure seeker told about the Aborigines, whom he happened to meet during a short landing on the land: “A quick young man who was with me, seeing them close, ran after them, and they immediately rushed to run away from him. He had a sword, and they had wooden spears. There were a lot of them, and he had a hard time. Initially, when he ran after them, I chased the other two, who were near the shore, but, realizing what could happen to the young man, I quickly turned back, climbed to the top of a sandy hill and saw him not far from myself, surrounded by them. Seeing me, one of them threw a spear flying past me. I shot just to frighten them, not intending to kill anyone. Although the shot at first frightened them a bit, they soon calmed down and, throwing up their hands, shouting contemptuously, “poo, poo, poo”, approached us again. I realized that we must act decisively, and shot at one of them. The others, seeing that he fell, retreated, and the young man was able to break free and come running to me. The other person who was also with me could not help because he did not have weapons. I returned with my people, leaving an attempt to capture any of the natives, being upset by what had happened. The natives took with them a wounded comrade. And my young man, who was wounded by a spear on the cheek, was very afraid that the spear was poisoned, but I did not think so. His wound was very painful, as it was inflicted with a blunt weapon, but he soon recovered. ”

Do not forget William to mention the medical tricks used by Aboriginal people. This is how he was cured of his illness: “I was buried to the very head in the hot sand, I kept it for half an hour, after which I was dug out and put to sweat under a tarp. I was sweating a lot all the time while I was sitting in the sand, and it looks like it did me good, because very soon I felt better. ”
In early April, English flotillapassing by Ascension Island noticed an abandoned ship and smoke. Thus, Dampier and his sailors were saved.

William reached his native England only in August 1701 of the year. True, this return cannot be called triumphant. Yes, he was already considered a glorified and fearless explorer of unknown lands, but ... Not only fans but also the Admiralty court were eager to meet Dumpier. The fact is that Fisher, whom William had already safely forgotten, had left the Brazilian prison. And the first thing he charged against his former commander.

The case was considered a little less than a year. And in early June 1702, a trial took place. It is curious what was happening this "action" on board the ship "Royal Sovern". After examining the arguments and evidence of both parties, the court decided to find Dampier guilty of excessively cruel treatment of Fisher. This was the verdict text: “After thoroughly examining all the points of accusation put forward by Captain Dampier and Lieutenant Fisher against each other, the court found that many of them were, in fact, insignificant, and others were not sufficiently proven. Thus, the main case, which was considered by the court, was the cruelty of Captain Dampier against Lieutenant Fisher. The fact that he beat his lieutenant, kept him under arrest for many months, then landed in shackles and sent to prison, is undeniably unacceptable. The explanations he gave to justify his actions, references to the information he had about the conspiracy prepared by the aforementioned lieutenant, and the suspicions he had about the lieutenant were not proved by him and remained only speculations and conjectures. By virtue of this, the military court imposes a sentence in favor of the lieutenant. The court further expresses the opinion that the aforementioned captain Dampier is not the person who can be used as commander of any ship of her Majesty’s fleet. ”

Such a verdict meant only one thing - Dhampira was dismissed. And at the same time they hung him a fine of an impressive amount equal to his three annual salaries.

Despite the harsh sentence, the reputation of William, we can say, with dignity withstood the blow. And when a year later his third book came out, Lord Admiral Prince George, who was the husband of Queen Anne, introduced the adventurer to his crowned spouse. Dampier, at that time was about to go on a new journey, but of course he could not refuse to meet with her majesty. And the latest issue of the London Gazette said: “Shortly before going on a new voyage to the shores of the West Indies, William Dampier was honored to attach himself to the hand of Her Majesty.”

By travel, Dampier meant a privateer voyage to the Pacific Ocean. At the expense of foreign ships loaded with valuable goods, he expected to improve his rather disastrous financial situation.

And in the spring of 1703, Dampier went on an expedition aboard the ship "St. George." Soon they were joined by another ship, the Sink Ports galleys-frigate commanded by Captain Charles Pickering.

The ships made a route from the coast of West Africa and the Cape Verde Islands to the intersection of the Atlantic Ocean and sailing along the Brazilian coast. Just near the country, "where there are many, many wild monkeys," Pickering suddenly died. Thomas Stradling became the new captain of Sink Ports, and Alexander Selkirk became his assistant.

After the ships circled Cape Horn, they moved to the island of Juan Fernandez. The team, after such a long and difficult journey, needed a rest. In addition, supplies of fresh water and supplies came to an end.

Saint George and Sink Ports achieved their coveted goal only in February of 1704. For several weeks the sailors rested and gained strength, after which they went out, so to speak, to hunt. Their victims were mostly French and Spanish ships. But the prey was constantly too scarce. Then the British decided to plunder the city of Santa Maria, who was in the Isthmus of Panama. But even here the robbers were expected to fail. The governor of Panama was expecting the appearance of robbers, so he sent several hundred professional soldiers to the city. The Spaniards attacked from ambush, and the British had to retreat with a fight.

Tired and disappointed, the sailors returned to their ship. And then they were suddenly smiled by luck: they saw a Spanish ship anchored. His English easily captured and divided the rich booty. After this success, Dampier and Stradling decided that it was better for them to act alone.

Thomas headed for the Juan Fernandez Islands. There he quarreled with Alexander Selkirk, his assistant, ordered to leave the unfortunate on the shore ...

As for Dhampir, he robbed foreign merchant ships for some time. There was only one significant success - the British managed to seize the barque. This large sailing ship was given the name "Dragon", and its captain was John Clipperton. True, this tandem did not last long. A few months later, Clipperton, having stolen the letter of marquets, equipment and supplies, escaped from Dampier.

William had no choice but to accept it. Having repaired St. George, he began to hunt for a galleon from the Philippines. Therefore, I went to the South Sea. The coveted ship appeared a few months later. But here luck has changed the adventurer. Galleon managed to repel the attack of two British ships.

After the failure was followed by a riot. Of the sixty-two sailors, thirty-five decided to leave Dhampir. William agreed to make concessions, so he gave the “Dragon” rebels, and he went to Guayaquil Bay. Having made several successful raids on coastal settlements, William captured the Spanish brigantine. Her condition was much better than that of St. George. Therefore, Dampier abandoned his old ship and continued sailing on a new one. Brigantine, called "Justification" went to Indonesia. Here the adventurer clashed with the Dutch. He was arrested and put in prison on suspicion of piracy. But William was able to prove that he was not a pirate, but a privateer.

And at the end of 1707, the Englishman still got to the house. So ended his second voyage around the world.

And go again

Dampier could not linger long in one place. He was again attracted by the sea and adventure. And after a short time he went to his third voyage around the world. True, this time, William held the position of navigator, and the expedition was headed by Captain Woods Rogers.

An important event took place in early February 1709. Rogers ships passed by the Juan Fernandez Islands. Suddenly, the sailors noticed smoke streams. The captain decided to check what it was and sent the boat to the land pieces. As soon as the sailors went ashore, a man in goat's skin jumped out to them. When the savage was taken aboard, Dampier recognized Alexander Selkirk in him. The very same one that Captain Streyling left on the islands four years ago. William vouched for Selkirk before Rogers, and he took him to the command of the ship.

During the time spent on the island alone, the poor pirate almost forgot his native language. And only thanks to the efforts of Dhampier and the rest of the team members, did Alexander gradually begin to turn from a savage into a civilized person.

When the ships returned to England, Selkirk met with journalist Richard Steele and told him about his adventure. The journalist in great detail has set out this history in several rooms of the Englishman. Learned about the miraculous rescue of a sailor and the writer Defoe. It was Selkirk who became the prototype of the well-known Robinson Crusoe, the book about which was published in 1719 year.
Dampier lived on land for another three years. He died in the 1715 year, leaving behind only books and debts. All that he earned, as well as the property of his relatives had to pay for the repayment of loans. Where the adventurer and adventurer was buried, unfortunately, is unknown.
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Serge72
    Serge72 24 October 2017 16: 31 New
    15
    Bright life
    Nevertheless, a relatively prosperous end
    Lucky squared winked
  2. Catherine II
    Catherine II 24 October 2017 17: 36 New
    +1
    how many of these lucky and unlucky merry fellows plied the ocean ... And we know them from exceptional moments.
  3. Monarchist
    Monarchist 25 October 2017 11: 37 New
    0
    “not the man who can be used as the commander of her majesty’s ship”, only her majesty’s government needed the services of such a man: “William Damami was honored to adhere to Her Majesty’s hand,” and when he died, “they forgot about Pankov’s pants " Here is the visual "thanks" of the gentlemen.
    Apparently, Dampier was an iron health man, otherwise a long time ago: "a moment at sea"

Искатель приключений и авантюрист Дампир. Часть 2

Он оставил после себя шесть книг, в которых подробно описал свои путешествия. Трижды обогнул земной шар, вдохновил Свифта на написание книги о приключениях Гулливера и спас моряка, ставшего прототипом произведения Дефо «Робинзон Крузо». Он – Уильям Дампир, отважный путешественник и авантюрист.

Второй раз вокруг света

Карьера Дампира развивалась стремительно. Он был желанным гостем в домах сильных мира сего. Например, Уильям побывал на обеде у знаменитого и влиятельного в то время писателя Джона Ивлина. А компанию им составил секретарь Британского адмиралтейства Сэмюэл Пипс.


Вот как Ивлин рассказывал о той встрече с искателем приключений: «Теперь он опять собирается в плавание при поддержке короля, который снарядил корабль водоизмещением 290 тонн. Он производит впечатление более скромного человека, чем можно было бы вообразить, учитывая среду, к которой принадлежал. Он принес карту направлений ветров Южных морей, составленную по его наблюдениям, и уверял нас, что подобные карты, до сих пор существовавшие, все были неправильными в части, относящейся к Тихому океану».

Как раз на том корабле, о котором вспоминал Ивлин, Дампир и уплыл, не дождавшись выхода в свет своей второй книги. Судно, носившее название «Роубак», отправилось к берегам Австралии (тогда – Новой Голландии) и Новой Гвинеи.

Но начало плавания выдалось трудным. Дело в том, что Дампир не сошелся характером с лейтенантом Джорджем Фишером, занимавшим должность штурмана. Уильям упрекал его в непрофессионализме, а Джордж, в свою очередь, возмущался тем, что им руководит бывший пират.

До определенного момента мужчины сдерживали себя, но когда «Роубак» направился от Западной Африки в сторону Бразилии, они сорвались. Вот как описывал инцидент в своем дневнике Дампир: «Я ежедневно подвергался оскорблениям со стороны моего лейтенанта Джорджа Фишера. Когда же поведение Фишера стало совсем невыносимым, то я пригрозил ему тростью, которая была тогда в моих руках, на что он, повернувшись ко мне, назвал меня старой собакой, старым негодяем и заявил моим людям: «Джентльмены, схватите эту старую пиратскую собаку, ибо он намерен убежать с вами и королевским судном». Поэтому он был посажен под арест, чтобы не дать ему возможности вызвать бунт на корабле».

К слову сказать, Уильяму на тот момент было «уже» сорок восемь лет. Такого оскорбления Дампир не мог стерпеть. Поэтому тростью загнал бунтовщика в каюту и запер там. Фишер просидел взаперти до тех пор, пока корабль не достиг берегов Бразилии. Здесь Дампир сдал своего штурмана в руки португальского губернатора, который и посадил бунтовщика за решетку.

«Роубак» недолго пробыл у Бразильских берегов. Пополнив запасы провианта и воды, корабль направился в Индийский океан. В начале августа Дампир и его команда добралась до Австралии. Здесь Уильям произвел съемку береговой линии на протяжении нескольких сотен километров. Затем наткнулся на группу островов, которые позже получили название архипелага Дампира.

Затем «Роубак» заглянул «в гости» к Тимору, западному побережью Новой Гвинеи и Муссау. А когда Уильям достиг берегов острова Новая Ирландия, то был уверен, что находится близ северной части Новой Гвинеи. Из-за этого искатель приключений посчитал пролив Сент-Джордж-Чаннел заливом. Дампир не предполагал, что он разделяет Новою Ирландию от Новой Британии.

Также во время плавания авантюрист открыл пролив между все той же Новой Британией и Новой Гвинеей. Он, кстати, тоже был назван в честь путешественника. Когда «Роубак» достиг Батавии, Дампир принял решение свернуть исследовательскую экспедицию и направился обратно.

В феврале 1701 года у корабля неожиданно началась течь. Команде пришлось срочно искать выход из катастрофического положения – у острова Вознесения «Роубак» в буквальном смысле слова начал тонуть. Поскольку выход оставался лишь один, Дампир посадил судно на прибрежную мель.

Дольше месяца Уильям вместе с моряками вынужден был провести на острове Вознесения. Но им еще крупно повезло, поскольку провиантом им служило мясо диких коз и черепах. И это оказалось для англичан удивительным, ведь в то время считалось, что этот остров лишен пресной воды, а значит, полностью необитаем. Именно Дампир стал первым европейцем, нашедшим источник.
Все это время Дампир приводил в порядок свои записи. Вот как он описал извержение вулкана, которое произошло на одном из островов: «Всю ночь вулкан извергал огонь и дым, что сопровождалось страшным шумом, подобным грому, и виднелось пламя, страшнее которого я еще не видел… Потом можно было видеть огромный огненный поток, бегущий к подножью вулкана и даже почти к берегу».
А вот как искатель приключений рассказал об аборигенах, которых ему довелось повстречать во время краткосрочной высадки на сушу: «Прыткий молодой человек, бывший со мной, видя их вблизи, побежал за ними, и они тут же бросились бежать от него. У него был меч, а у них – деревянные копья. Их было много, и ему пришлось туго. Вначале, когда он побежал за ними, я погнался за двумя другими, находившимися у берега, но, понимая, что может случиться с молодым человеком, быстро повернул обратно, взобрался на вершину песчаного холма и увидел его недалеко от себя, окруженного ими. Увидев меня, один из них бросил копье, пролетевшее рядом со мной. Я выстрелил, чтобы только испугать их, не намереваясь убить кого-нибудь. Хотя выстрел сперва и испугал их немного, но они скоро успокоились и, вскидывая руки, презрительно крича «пу, пу, пу», подступили к нам снова. Я понял, что надо действовать решительно, и выстрелил в одного из них. Остальные, видя, что он упал, отступили, и молодой человек получил возможность вырваться и прибежать ко мне. Другой человек, который также был со мной, ничем не мог помочь, поскольку у него не было оружия. Я возвратился с моими людьми, оставив попытку захватить кого-либо из туземцев, будучи огорчен тем, что случилось. Туземцы взяли с собой раненого товарища. А мой молодой человек, который был ранен копьем в щеку, очень боялся, что копье было отравлено, но я так не думал. Его рана была очень болезненна, так как была нанесена тупым оружием, но он скоро выздоровел».

Не забыл Уильям упомянуть и о медицинских уловках, применяемых аборигенами. Вот каким способом его вылечили от болезни: «Меня закопали по самую голову в горячий песок, я выдерживал это с полчаса, после чего меня выкопали и уложили потеть под брезентом. Я сильно потел всё то время, пока сидел в песке, и, похоже, мне пошло это на пользу, поскольку уже очень скоро мне стало лучше».
В начале апреля английская флотилия, проходившая мимо острова Вознесения, заметила брошенное судно и дым. Таким образом Дампир и его матросы были спасены.

До родной Англии Уильям добрался лишь в августе 1701 года. Правда, это возвращение нельзя назвать триумфальным. Да, его уже считали прославленным и бесстрашным исследователем неизвестных земель, но… С Дампиром горели желанием встретиться не только поклонники, но и адмиралтейский суд. Дело в том, что Фишер, о котором Уильям уже благополучно забыл, вышел из бразильской тюрьмы. И первым делом выдвинул обвинение против своего бывшего командира.

Дело рассматривали чуть менее года. И в начале июня 1702 года состоялся суд. Любопытно, что происходило это «действо» на борту корабля «Ройял Соверн». Изучив доводы и доказательства обеих сторон, суд постановил признать Дампира виновным в чрезмерно жестоком обращении с Фишером. Так звучал текст приговора: «После тщательного изучения всех пунктов обвинения, выдвинутых капитаном Дампиром и лейтенантом Фишером друг против друга, суд нашел, что многие из них были, по сути дела, незначительными, а другие – недостаточно доказанными. Таким образом, главным делом, которое рассматривал суд, была жестокость капитана Дампира в отношении лейтенанта Фишера. То, что он избил своего лейтенанта, продержал его под арестом в течение многих месяцев, затем высадил на берег в кандалах и отправил в тюрьму, является бесспорно недопустимым. Объяснения, которые он дал в оправдание своих поступков, ссылки на имевшиеся у него сведения о заговоре, подготавливавшемся упомянутым лейтенантом, и подозрения, которые он имел в отношении лейтенанта, не были им доказаны и остались только предположениями и догадками. В силу этого военный суд выносит свой приговор в пользу лейтенанта. Суд далее выражает мнение, что упомянутый капитан Дампир не тот человек, который может быть использован как командир какого-либо корабля флота ее величества».

Такой вердикт означал лишь одно – Дампира отправили в отставку. А заодно на него повесили штраф на внушительную сумму, равную его трем годовым зарплатам.

Несмотря на жесткий приговор, репутация Уильяма, можно сказать, с достоинством выдержала удар. А когда спустя год вышла его третья книга, лорд-адмирал принц Джордж, являвшийся мужем королевы Анны, представил искателя приключений своей венценосной супруге. Дампир, на тот момент уже собирался отправиться в новое путешествие, но отказаться от встречи с ее величеством, конечно, не мог. И свежем номере «Лондон газетт» говорилось: «Незадолго до того, как отправиться в новое плавание к берегам Вест-Индии, Уильям Дампир был удостоен чести приложиться к руке Её Величества».

Под путешествием Дампир подразумевал каперский вояж в Тихий океан. За счет иностранных кораблей, груженных ценными товарами, он рассчитывал поправить свое довольно бедственное финансовое положение.

И по весне 1703 года Дампир отправился в экспедицию на корабле «Сент-Джордж». Вскоре к ним присоединилось еще одно судно – галера-фрегат «Синк портс» под командованием капитана Чарлза Пикеринга.

Корабли проделали маршрут от берегов Западной Африки и островов Зеленого мыса до пересечения Атлантического океана и плавания вдоль Бразильского побережья. Как раз близ страны, «где много-много диких обезьян,» внезапно умер Пикеринг. Новым капитаном «Синк портс» стал Томас Стрэдлинг, а его помощником – Александр Селькирк.

После того, как корабли обогнули мыс Горн, они двинулись к острову Хуан-Фернандес. Команде после столь длительного и тяжелого путешествия требовался отдых. К тому же запасы провианта и пресной воды подходили к концу.

Заветной цели «Сент-Джордж» и «Синк портс» достигли лишь в феврале 1704 года. Несколько недель матросы отдыхали и набирались сил, после чего вышли, так сказать, на охоту. Их жертвами становились в основном французские и испанские корабли. Но добыча постоянно была слишком скудной. Тогда англичане решили разграбить город Санта-Марию, находившийся в районе Панамского перешейка. Но и тут разбойников ожидала неудача. Губернатор Панамы ожидал появления разбойников, поэтому направил к городу несколько сотен профессиональных солдат. Испанцы напали из засады, и англичанам пришлось отступать с боем.

Уставшие и разочарованные, моряки вернулись к своему кораблю. И тут им неожиданно улыбнулась удача: они увидели испанский корабль, вставший на якорь. Его англичане без труда захватили и поделили богатую добычу. После этого успеха Дампир и Стрэдлинг решили, что им лучше действовать поодиночке.

Томас направился к островам Хуан-Фернандес. Там он, повздорив с Александром Селькирком, своим помощником, приказал оставить несчастного на берегу…

Что касается Дампира, он еще некоторое время грабил иностранные торговые корабли. Существенный успех был лишь один – англичане сумели захватить барк. Это большое парусное судно получило имя «Дракон», а его капитаном стал Джон Клиппертон. Правда, этот тандем просуществовал недолго. Спустя несколько месяцев Клиппертон, похитив каперское свидетельство, снаряжение и провиант, сбежал от Дампира.

Уильяму ничего другого не оставалось, как смириться. Отремонтировав «Сент-Джордж», он принялся охотиться за галеоном из Филиппин. Поэтому отправился в Южное море. Заветный корабль появился спустя несколько месяцев. Но здесь удача изменила искателю приключений. Галеон сумел отбить атаки двух английских кораблей.

После неудачи последовал бунт. Из шестидесяти двух матросов тридцать пять приняли решение уйти от Дампира. Уильям согласился пойти на уступки, поэтому отдал бунтовщикам «Дракона», а сам направился в залив Гуаякиль. Совершив несколько удачных набегов на прибрежные поселения, Уильям захватил испанскую бригантину. Ее состояние было гораздо лучше, чем у «Сент-Джорджа». Поэтому Дампир бросил свой старый корабль и продолжил плавание на новом. Бригантина, названная «Оправдание» направилась в Индонезию. Здесь у авантюриста произошло столкновение с голландцами. Его арестовали и посадили в тюрьму по подозрению в пиратской деятельности. Вот только Уильям сумел доказать, что являлся не пиратом, а капером.

И в конце 1707 года англичанин все-таки добрался до дома. Так завершилось его второе кругосветное плавание.

И снова в путь

Долго задерживаться на одном месте Дампир не мог. Его снова манили море и приключения. И спустя короткое время он отправился в свое третье кругосветное плавания. Правда, на сей раз, Уильям занимал должность штурмана, а возглавлял экспедицию капитан Вудс Роджерс.

Важное событие произошло в начале февраля 1709 года. Корабли Роджерса проходили мимо островам Хуан-Фернандес. Неожиданно моряки заметили струйки дыма. Капитан решил проверить, что это, и направил к клочкам суши лодки. Стоило морякам сойти на берег, как к ним выскочил человек в козьей шкуре. Когда дикаря подняли на борт, Дампир узнал в нем Александра Селькирка. Того самого, которого четыре года назад оставил на островах капитан Стрейдлинг. Уильям поручился за Селькирка перед Роджерсом, и тот принял его в команду корабля.

За время, проведенное на острове в одиночестве, несчастный пират практически забыл родной язык. И лишь благодаря стараниям Дампира и остальных членов команды Александр постепенно начал превращаться из дикаря в цивилизованного человека.

Когда корабли вернулись в Англию, Селькирк встретился с журналистом Ричардом Стилом и рассказал ему о своем приключении. Журналист в мельчайших подробностях изложил эту историю в нескольких номерах «Инглишмена». Узнал о чудесном спасении моряка и писатель Дефо. Именно Селькирк стал прототипом всем известного Робинзона Крузо, книга о котором увидела свет в 1719 году.
На суше Дампир прожил еще три года. Он умер в 1715 году, оставив после себя лишь книги и долги. Все, что он заработал, а также имущество родственникам пришлось отдать на погашение займов. Где был похоронен искатель приключений и авантюрист, к сожалению, неизвестно.
Автор:
Павел Жуков
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

3 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Серж72 Офлайн
    Серж72 24 октября 2017 16:31
    +15
    Яркая жизнь
    И тем не менее - относительно благополучный конец
    Лакки в квадрате winked
  2. Екатерина II Офлайн
    Екатерина II 24 октября 2017 17:36
    +1
    сколько их таких удачливых и неудачливых весельчаков бороздило океан...А мы их знаем по исключительным моментам.
  3. Монархист Офлайн
    Монархист 25 октября 2017 11:37
    0
    "не тот человек, который может быть использован как командир корабля ее величества"вот только правительство ее величества нуждалось в услугах такого человека:"Уилльям Дамами удостоился вести приложиться к руке Ее Величества",а когда он умер то :"забыли как про Паньковы штаны". Вот наглядная"благодарность" джентльменов.
    Видимо, Дампир был железного здоровья человек,а иначе давным-давно:" моментом в море"