Military Review

How a bug ate American secrets

18
9 February 1945, when Soviet troops were still fighting in Eastern Europe, a significant event for the entire Soviet Union took place in Crimea. The pioneer camp Artek was opened. Invitations to the opening of the camp were sent to the leaders of the allied countries: Franklin Roosevelt and Winston Churchill. Of course, during the severe war years neither Roosevelt nor Churchill had the opportunity to fly to the Crimea. Therefore, the United States was represented by US Ambassador to the Soviet Union Averell Harriman, and the United Kingdom was represented by Ambassador Archibald John Clark Kerr. Mr. Harriman had no idea that his visit to Artek would be the beginning of a whole espionage epic that would last for many years.


Starting from the second quarter of the twentieth century, the United States in the list of the main opponents and competitors of our country moved the United States of America. Although diplomatic relations were established between the USSR and the USA as early as 1933, and during World War II, the countries were allies in the anti-Hitler coalition, the confrontation between the intelligence and counterintelligence of the two states did not stop for a minute. After the end of the 1943 Tehran Conference of the Year, Joseph Stalin personally ordered Lawrence Beria to organize an audition for the American Embassy in Moscow. Moreover, the technical capabilities for the implementation of this task existed.

Lev Sergeevich Termen, hereditary nobleman of French origin, was a unique person. It combines musical talent and mathematical ability. In 1916, Lev Theremen graduated from the St. Petersburg Conservatory in cello. In parallel, he studied at the Physics and Mathematics Faculty of Petrograd University, but from the second year he was drafted into the army — the First World War was on. A mathematics student was sent to training at the Nikolaevsk Engineering School, then to officer electrical courses, after which Termen began service in the reserve electrical battalion that served the radio station in Tsarskoye Selo.

How a bug ate American secrets


After the revolution, Theremin headed the laboratory of the Physicotechnical Institute, invented the world famous musical instrument "Theremin", and in 1928 he moved to the USA. He created Teletouch Inc and developed alarm systems for US penitentiaries. Most likely, already at this time, Leo Theremin established strong ties with the Soviet secret services, since he was directly involved in the creation of Soviet trade missions, under whose brand in the 1920-e - early 1930-s. Soviet scouts were active. In 1938, Theremin returned to the Soviet Union, and already in 1939, he was arrested and received 8 years of camps. For his technical knowledge and innovative proposals, Termen was transferred to a closed "sharashka". It was there that he invented the Chrysostom endovibrator, and the Buran system.

The listening device was advanced for its time. The most important thing was that Zlatoust worked without additional power sources. The "bug" led the radiation from a remote source, which could be located hundreds of meters from the place where "Chrysostom" was installed. As we understand, for the Soviet intelligence and counterintelligence this invention was invaluable and it should be immediately “put into action”, which happened in 1945 year.



Mr. Averell Harriman, the American ambassador to the USSR, could not hide his enthusiasm - at the opening of "Artek" he was solemnly presented with the large emblem of the United States. Made from the most expensive woods, the coat of arms was a true work of art. The ambassador was beside himself with happiness, especially given that the British ambassador was not given anything like that. Such a gift would be a worthy decoration of the embassy, ​​so a satisfied Harriman took him to Moscow. Here, the coat of arms was checked for the presence of listening equipment by intelligence specialists assigned to the American embassy, ​​but they did not find anything. The coat of arms took its place of honor on the wall of the embassy, ​​right behind the workplace of Ambassador Harriman himself. The fact that the bug called "Zlatoust" now settled for a long time in the American Embassy, ​​neither Harriman nor the other employees could have imagined.

Lavrenty Pavlovich Beria was also pleased - part of the ingenious plan for the “implantation” of the bug at the American embassy was carried out. Now it was necessary only to establish a system for obtaining information. To this end, in the house, located opposite the American Embassy in Moscow, two safe houses were equipped. They installed a generator and a receiver of the reflected signals, and to disguise the employees of the security agencies carefully depicted housewives - dried clothes on the balconies of safe houses, imitated the daily life of Soviet inhabitants. Meanwhile, the Soviet intelligence officers carefully recorded all the conversations that were conducted at the embassy. After all, Harriman hung the coat of arms in the very heart of the American residence - in his own office, which means everything that the ambassador said to his assistants or guests, immediately became well-known Soviet intelligence agents. The Soviet leadership promptly received information about many American plans and designs.

In 1947, Lev Termen was rehabilitated and released from prison, who continued to work in secret laboratories of security agencies. For the creation of brilliant listening systems, Lev Sergeyevich Termen was not only released from prison, but also became the winner of the Stalin Prize. In addition to Zlatoust, he also invented Buran, a remote infrared eavesdropping system that made it possible to read the vibration of glasses in the windows of a room that was monitored.

Political changes were changing, but the “bug” continued to work properly in the American embassy building. Four ambassadors changed. Each of them tried to equip the embassy room for themselves, completely changing the furniture, and sometimes the whole interior. But none of the main American representatives in Moscow over the years has raised a hand on the coat of arms of the United States of precious wood - it seems that all the ambassadors considered him a wonderful decoration of his office.

In the past since the installation of the bug in the arms, the time the United States and the Soviet Union have again become bitter enemies from yesterday's allies in the anti-Hitler coalition. The Cold War began, an aggressive NATO bloc was created, and hostilities unfolded in Korea. All these circumstances demanded more special attention from the American special services to the smallest details, including in the life of the American embassy in Moscow. In 1952, radio engineers accidentally spotted a wave on which Zlatoust operated. Where the bug is installed, naturally no one knew. The secret service officers turned the entire building of the American embassy in Moscow, including the cabinet of American ambassadors, upside down.

In the end, inside the shield of precious wood, which depicted the American coat of arms, counterintelligence found a strange device. Small metal wire, hollow cavity chamber, membrane. In this device, there were no batteries, radio components. It was completely incomprehensible how it works. The Americans even doubted whether this was really a bug - they thought that it was just a model for distracting attention, and the real bug was hidden in another place. However, management decided to send a strange device for examination. The true nature of the strange device was recognized only by the British scientist Peter Wright. What the American intelligence officers learned from him plunged them into real shock. Never before have Americans encountered similar inventions. Who knows, if it were not for pure chance in the 1952 year, how much more could a bug work in the building of the American Embassy?

Naturally, the American counterintelligence could not survive the shame calmly. For a long time история with the embassy coat of arms carefully hidden from the American public. Information about Zlatoust was leaked to the media only in 1960, eight years after its discovery. By this time, both Stalin and Beria had long been dead, and the general political situation in the world had also changed quite a lot. And then, in the 1960 year, the Americans released information about Zlatoust purely from utilitarian considerations - in order to justify themselves before the Soviet Union after the scandal with the U-2 reconnaissance aircraft shot down by air defense forces. Then the idea was born to explain the dispatch of a reconnaissance aircraft with a coat of arms history - they say, if you are, then we are.

When information about Zlatoust fell into the hands of American intelligence services, they tried to create an analogue of such a device. However, there were no such geniuses like Leo Theremin in America, so the efforts were in vain. Americans didn’t create anything like that at that time. The development of a similar device did not work out with the British special services, which also became interested in Chrysostom. The devices created within the framework of the American and British programs, although they could reflect information, but for a much shorter distance and, most importantly, absolutely not with what Chrysostom has, are quality. The latter circumstance actually deprived the American and British inventions of meaning - they could not keep a full listening of the premises.

It is still not fully known how much useful information the Soviet leadership received thanks to Zlatoust installed in the building of the American Embassy in Moscow. After all, the device worked in the most intense post-war years, from 1945 to 1952, when relations between the USSR and the USA were rapidly deteriorating, the confrontation between the two political and economic systems unfolded - in Eastern Europe, East and Southeast Asia, in Africa and Latin America All these years, the little bug "Zlatoust" faithfully served the security interests of the Soviet state.

As for the biography of the brilliant creator of "Chrysostom" Lev Sergeevich Termen, it was not very smoothly formed. Even in the post-war years, already a very old man, he again had to endure many trials. 1964 to 1967 Theremin worked in the laboratory of the Moscow Conservatory, developing new electromusical instruments - that is, he returned to his original occupation. In 1967, Harold Schonberg visited Moscow, who recognized Lev Theremin and could communicate with him. After that, The New York Times wrote about a Soviet genius who modestly works at the conservatory. This publication was enough to start new problems. Theremin's studio was closed, his inventions were destroyed, and Theremin himself retired. Only with the help of acquaintances, the ingenious inventor managed to get a job at the laboratory of the physics department of Moscow State University, of which he continued to be a mechanic for many years.



Interestingly, in March 1991 of the year 95-year-old Lev Sergeyevich Termen, who suffered a lot from Soviet power, joined the Communist Party of the Soviet Union. At this time, the ranks of the CPSU were already in a hurry to leave many of those who had previously sworn allegiance to Leninist principles, and then immediately found themselves in the ranks of liberals and "democrats." When journalists asked Lev Sergeyevich about the purpose of his entry into the party, the elderly inventor replied that he had promised to do so even to Vladimir Ilyich Lenin himself. And it really was true. Lev Termen, the 26-year-old inventor, and Vladimir Lenin, the leader of the October Revolution, met personally in March of the 1922 year. Then a presentation of the inventions of Lev Termen was arranged in the Moscow Kremlin, which was attended by Vladimir Ilyich. Lev Theremin demonstrated to Lenin his own alarm system and the musical instrument Termenvoks, and Vladimir Ilyich even tried to play Glinka's Terranvox Lark.

Lev Sergeevich was still alive when, in 1992, his small laboratory on Lomonosovsky Prospect was defeated by unknown persons who had entered it. They not only broke all the tools of Lev Termen, but also stole some of the inventor’s unique archives. To whom it was necessary, we can only guess. The law enforcement agencies, which is not surprising at that time, didn’t find the criminals who defeated the Theremen’s laboratory. 3 November 1993 of the year 97-year-old Lev Sergeevich Termen died. They buried him very modestly. In the last journey of the ingenious inventor, only daughters and a few acquaintances accompanied them. None of the representatives of the country's leadership has ever honored the memory of a person who made a huge contribution to ensuring state security in the difficult post-war years.
Author:
18 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. forty-eighth
    forty-eighth 24 October 2017 15: 12
    +1
    "For his technical knowledge and innovative suggestions, Theremin was arrested and received 8 years of camps."

    So it would be more correct to build a phrase.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 24 October 2017 19: 12
      +3
      No, the phrase is built just right.
      Theremin got 8 years on the fact of staying abroad. But for technical knowledge and innovative suggestions, Termen was replaced by a “sharashka” conclusion.
      1. andrewkor
        andrewkor 24 October 2017 20: 09
        +3
        In the 30s, a delegation from ZiSa had the experience in the USA to take from the local specialists. Upon returning, they asked one hard worker, how do American workers live? They live well, the hard worker replied. He got the same 8 years. In 1980. I also saw him at the Center for Sports and Sport of Zil.
      2. Looking for
        Looking for 25 October 2017 13: 34
        -1
        If the expression is correctly constructed, then not "upon the fact of stay ....", but "on the fact of stay ..."
        1. siemens7774
          siemens7774 25 February 2018 19: 55
          0
          Seeker. You have just shown how the media reverse the concept of news. After such nuances, a liberd with upside down brains appears.
  2. Same lech
    Same lech 24 October 2017 15: 15
    +8
    It’s a pity ... it’s a pity that the Motherland treats her child prodigies so badly and does not fully utilize their talent ...

    I listened to TERMENVOKS Theremin ... really liked the unusual sound.
    Respect and respect for Theremin hi
  3. maxxavto
    maxxavto 24 October 2017 16: 34
    +2
    Theremin https://www.newstube.ru/m/474064
  4. Hurricane70
    Hurricane70 24 October 2017 16: 34
    +5
    But no one stole them from the scarabs, along with their brains, and no one lured! Hard times, hard life!
    1. forty-eighth
      forty-eighth 24 October 2017 16: 45
      +3
      Interesting opinion. And if such people were to the wall and a bullet in the forehead, then they would not have been lured with a guarantee at all.
      That’s the only thing I don’t like the scoop of that period for is the attitude to the luminaries of science and technology. Dull in those days lived freer and more satisfying.
  5. A. Privalov
    A. Privalov 24 October 2017 17: 38
    +2
    Artek opened back in 1925 year. After the liberation of Crimea in the spring of 1944, the buildings were repaired and by the end of the summer children were already being taken. In February, 1945, indeed, brought some of the participants in the Yalta conference.
  6. polpot
    polpot 24 October 2017 19: 39
    +7
    Beautiful operation smart people what to say not a bastard Bakatin with drawings of wiretaps ran to the US Embassy what time are such and heroes
  7. andrewkor
    andrewkor 24 October 2017 20: 02
    +3
    In the 60s, our neighbors had one TV set on our street, all the children gathered for fairy tales, before a fairy tale concert from Moscow, and there an old shaggy musician leads his hands near the device and utters unearthly enchanting melodies. I remembered it all my life. Then I just found out That Theremin himself played on Theremin!
  8. Karen
    Karen 24 October 2017 20: 46
    +1
    In 1952, radio engineers accidentally spotted the wave on which Zlatoust worked.
    The device did not work at a fixed frequency, but at a "floating" frequency, so they could not understand what was happening ...
  9. Des10
    Des10 24 October 2017 21: 40
    +1
    That's how for me since childhood his Theremin was a miracle - and it remained.
    And in the memory.
  10. Dedall
    Dedall 24 October 2017 21: 49
    +3
    Good article!
    I tried for thirteen years to read something about the inventor of “Thereminvox”, but then, and it was in the mid-70s, I did not find anything. But I collected the device itself according to the scheme and the magazine "Young Technician" and even managed to play some then popular tunes.
  11. kalibr
    kalibr 24 October 2017 21: 56
    +5
    None of the representatives of the country's leadership honored the memory of the man who made a huge contribution to ensuring the security of the state in the difficult post-war years.
    And then we still wonder why talented people leave "there." There, if the leadership of the country does not accompany the other world, they give money. And here, no money, no wires ...
  12. safar gafarov
    safar gafarov 25 October 2017 09: 55
    +2
    History of the Soviet Lefty. Cool, he savvy an Amer flea
  13. Monarchist
    Monarchist 25 October 2017 12: 29
    +3
    Ilya, thanks for the story about "Zlatoust" it was interesting to read. Here are just my small additions: I somehow saw documentary footage where Gariman’s daughter holds this eagle. It seems in the book "Technical Intelligence. That Ilyich to Ilyich" I read that the traitor informed the Americans about the eagle, and so they would have been scratching their turnips for a long time

Как жучок съедал американские секреты

9 февраля 1945 года, когда советские войска еще сражались в Восточной Европе, в Крыму произошло знаменательное для всего Советского Союза событие. Был открыт пионерский лагерь «Артек». Приглашения на открытие лагеря направили лидерам стран-союзников: Франклину Рузвельту и Уинстону Черчиллю. Конечно, в суровые военные годы ни Рузвельт, ни Черчилль не имели возможности лететь в Крым. Поэтому США представлял посол США в Советском Союзе Аверелл Гарриман, а Великобританию — посол Арчибальд Джон Кларк Керр. Мистер Гарриман и не предполагал, что его визит в Артек станет началом целой шпионской эпопеи, которая растянется на многие годы.

Начиная со второй четверти ХХ века Великобританию в списке главных противников и конкурентов нашей страны подвинули Соединенные Штаты Америки. Хотя еще в 1933 году были установлены дипломатические отношения между СССР и США, а во время Второй мировой войны страны были союзниками по антигитлеровской коалиции, противостояние разведок и контрразведок двух государств не прекращалось ни на минуту. После завершения Тегеранской конференции 1943 года Иосиф Сталин лично приказал Лаврентию Берия организовать прослушивание американского посольства в Москве. Тем более, что технические возможности для осуществления этой задачи существовали.

Лев Сергеевич Термен, потомственный дворянин французского происхождения, был уникальным человеком. В нем соединились музыкальный талант и математические способности. В 1916 году Лев Термен окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Параллельно он учился на физико-математическом факультете Петроградского университета, однако со второго курса был призван в армию — шла Первая мировая война. Студента-математика направили на подготовку в Николаевское инженерное училище, затем — на офицерские электротехнические курсы, после чего Термен начал службу в запасном электротехническом батальоне, который обслуживал радиостанцию в Царском селе.


Как жучок съедал американские секреты


После революции Термен заведовал лабораторией Физико-технического института, изобрел всемирно известный музыкальный инструмент «Терменвокс», а в 1928 г. перебрался в США. Он создал компанию Teletouch Inc и занимался разработкой систем сигнализации для американских пенитенциарных учреждений. Скорее всего, уже в это время Лев Термен установил прочные связи с советскими спецслужбами, поскольку непосредственно участвовал в создании советских торговых представительств, под маркой которых в 1920-е — начале 1930-х гг. активно работали советские разведчики. В 1938 году Термен вернулсяв Советский Союз, а уже в 1939 г. был арестован и получил 8 лет лагерей. За свои технические знания и инновационные предложения Термен был переведен в закрытую «шарашку». Именно там он и изобрел эндовибратор «Златоуст», и систему «Буран».

Подслушивающее устройство было передовым для своего времени. Самое главное заключалось в том, что «Златоуст» работал без дополнительных источников питания. В действие «жучок» приводило излучение от удаленного источника, который мог находиться за сотни метров от места, где был установлен «Златоуст». Как мы понимаем, для советской разведки и контрразведки это изобретение было бесценным и его следовало немедленно «пустить в дело», что и произошло в 1945 году.



Мистер Аверелл Гарриман, американский посол в СССР, не мог скрыть своего восторга — на открытии «Артека» ему торжественно вручили большой герб родных Соединенных Штатов. Изготовленный из самых дорогих пород дерева, герб был настоящим произведением искусства. Посол был вне себя от счастья, особенно на фоне того, что британскому послу не подарили ничего подобного. Такой подарок был бы достойным украшением посольства, поэтому довольный Гарриман увез его в Москву. Здесь герб проверили на наличие прослушивающей аппаратуры специалисты разведки, прикомандированные к американскому посольству, но ничего не нашли. Герб занял свое почетное место на стене посольства, прямо за рабочим местом самого посла Гарримана. О том, что жучок по имени «Златоуст» теперь надолго поселился в американском посольстве, ни Гарриман, ни другие сотрудники не могли и предполагать.

Был доволен и Лаврентий Павлович Берия — часть гениального плана по «вживлению» жучка в американское посольство была выполнена. Теперь предстояло лишь наладить систему получения информации. С этой целью в доме, расположенном напротив американского посольства в Москве, были оборудованы две конспиративные квартиры. В них установили генератор и приемник отраженных сигналов, а для маскировки сотрудницы органов безопасности тщательно изображали домохозяек — сушили белье на балконах конспиративных квартир, имитировали повседневную жизнь советских обывателей. Тем временем, советские разведчики тщательно записывали все разговоры, которые велись в посольстве. Ведь Гарриман повесил герб в самом сердце американской резиденции — в своем собственном кабинете, а значит все, что говорил посол своим помощникам или гостям, тут же становилось известным советским разведчикам. Советское руководство оперативно получало информацию о многих американских планах и замыслах.

В 1947 году был реабилитирован и освобожден из заключения Лев Термен, который продолжил работать в секретных лабораториях органов безопасности. За создание гениальных прослушивающих систем Лев Сергеевич Термен не только был освобожден из мест заключения, но и стал лауреатом Сталинской премии. Кроме «Златоуста», он изобрел также «Буран» — дистанционную инфракрасную систему подслушивания, которая позволяла считывать вибрацию стекол в окнах помещения, за которым велось наблюдение.

Менялись политические расклады, но «жучок» продолжал исправно работать в здании американского посольства. Сменилось четыре посла. Каждый из них старался обустроить посольский кабинет под себя, полностью меняя мебель, а иногда и весь интерьер. Но ни у кого из главных американских представителей в Москве за эти годы не поднималась рука на герб Соединенных Штатов из драгоценных пород дерева — похоже, что все послы считали его замечательным украшением своего кабинета.

За прошедшее со времени установки жучка в герб время США и Советский Союз из вчерашних союзников по антигитлеровской коалиции вновь превратились в лютых врагов. Началась Холодная война, был создан агрессивный блок НАТО, развернулись боевые действия в Корее. Все эти обстоятельства требовали от американских спецслужб более плотного внимания к мельчайшим деталям, в том числе и в быте американского посольства в Москве. В 1952 году радиотехники случайно засекли волну, на которой работал «Златоуст». Где установлен жучок, естественно никто не знал. Сотрудники спецслужб перевернули верх дном все здание американского посольства в Москве, включая и сам кабинет американских послов.

В конце концов, внутри щита из драгоценного дерева, на котором был изображен американский герб, контрразведчики нашли странное устройство. Маленькая металлическая проволока, полая камера-резонатор, мембрана. В этом устройстве отсутствовали батарейки, радиодетали. Было совершенно непонятно, как оно работает. Американцы даже усомнились в том, действительно ли это жучок — подумали, что это просто муляж для отвлечения внимания, а настоящий жучок спрятан в другом месте. Тем не менее, руководство приняло решение отправить странное устройство на экспертизу. Истинную природу странного устройства распознал лишь британский ученый Питер Райт. То, что узнали от него американские разведчики, повергло их в настоящий шок. Никогда прежде американцы не сталкивались с подобными изобретениями. Кто знает, если бы не чистая случайность в 1952 году, сколько еще мог проработать жучок в здании американского посольства?

Естественно, такой позор американская контрразведка не могла пережить спокойно. Долгое время история с посольским гербом тщательно скрывалась от американской общественности. Информация о «Златоусте» просочилась в СМИ лишь в 1960 году, через восемь лет после его обнаружения. К этому времени и Сталин, и Берия давно были покойниками, а общая политическая ситуация в мире также изменилась весьма сильно. Да и тогда, в 1960 году, американцы обнародовали информацию о «Златоусте» сугубо из утилитарных соображений — чтобы оправдаться перед Советским Союзом после скандала с самолетом-разведчиком U-2, сбитым силами ПВО. Тогда и родилась идея объяснить отправку самолета-разведчика историей с гербом — мол, если вы так, то и мы так.

Когда информация о «Златоусте» попала в руки американских спецслужб, они попытались создать аналог подобного устройства. Однако таких гениев как Лев Термен в Америке не было, поэтому усилия оказались тщетными. Ничего подобного американцы в то время так создать и не смогли. Не получилась разработка подобного устройства и у британских спецслужб, которые также заинтересовались «Златоустом». Созданные в рамках американских и британских программ устройства хотя и могли отражать информацию, но на гораздо меньшее расстояние и, что самое главное, совершенно не с тем, что у «Златоуста», качеством. Последнее обстоятельство фактически лишало американские и британские изобретения смысла — вести полноценное прослушивание помещений их устройства не могли.

До сих пор еще досконально неизвестно, сколько полезной информации получило советское руководство благодаря «Златоусту», установленному в здании американского посольства в Москве. Ведь устройство работало в самые напряженные послевоенные годы, с 1945 по 1952 гг., когда отношения между СССР и США стремительно ухудшались, разворачивалось противостояние между двумя политическими и экономическими системами — в Восточной Европе, в Восточной и Юго-Восточной Азии, в Африке и Латинской Америке. Все эти годы маленький жучок «Златоуст» верой и правдой служил интересам безопасности советского государства.

Что касается биографии гениального создателя «Златоуста» Льва Сергеевича Термена, то она складывалась не очень гладко. Даже в послевоенные годы, уже весьма пожилым человеком, ему пришлось опять перенести много испытаний. С 1964 по 1967 гг. Термен трудился в лаборатории Московской консерватории, занимаясь разработкой новых электромузыкальных инструментов — т.е., вернулся к своему исконному занятию. В 1967 году в Москве побывал Гарольд Шонберг, который узнал Льва Термена и смог с ним пообщаться. После этого в The New York Times написали о советском гении, который скромно работает в консерватории. Этой публикации оказалось достаточно для начала новых проблем. Студия Термена была закрыта, его изобретения уничтожены, а сам Термен отправлен на пенсию. Лишь с помощью знакомых гениальному изобретателю удалось устроиться в лабораторию физического факультета МГУ, механиком которого он продолжал числиться долгие годы.



Интересно, что в марте 1991 года 95-летний Лев Сергеевич Термен, немало вытерпевший от советской власти, вступил в Коммунистическую партию Советского Союза. В это время ряды КПСС уже спешили покинуть многие из тех, кто прежде клялся в верности ленинским принципам, а затем моментально оказался в рядах либералов и «демократов». Когда Льва Сергеевича журналисты спросили о цели его вступления в партию, пожилой изобретатель ответил, что он обещал сделать это еще самому Владимиру Ильичу Ленину. И это действительно была правда. Встретиться лично Льву Термену, 26-летнему изобретателю, и Владимиру Ленину, вождю Октябрьской революции, довелось в марте 1922 года. Тогда была устроена презентация изобретений Льва Термена в московском Кремле, на которой присутствовал и Владимир Ильич. Лев Термен продемонстрировал Ленину свою систему охранной сигнализации и музыкальный инструмент «Терменвокс», а Владимир Ильич даже попытался сыграть на терменвоксе «Жаворонка» Глинки.

Лев Сергеевич еще был жив, когда в 1992 году его небольшая лаборатория на Ломоносовском проспекте была разгромлена проникшими в нее неизвестными лицами. Они не просто разбили все инструменты Льва Термена, но и похитили часть уникальных архивов изобретателя. Кому это было надо, остается только догадываться. Правоохранительные органы, что не удивительно для того времени, разгромивших лабораторию Термена преступников не нашли. 3 ноября 1993 года 97-летний Лев Сергеевич Термен скончался. Похоронили его очень скромно. В последний путь гениального изобретателя провожали лишь дочери и немногочисленные знакомые. Никто из представителей руководства страны так и не почтил память человека, внесшего огромный вклад в обеспечение безопасности государства в сложные послевоенные годы.
Автор:
Илья Полонский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. сорок восьмой 24 октября 2017 15:12
    +1
    "За свои технические знания и инновационные предложения Термен был арестован и получил 8 лет лагерей."

    Вот так было бы правильнее построить фразу.
    1. Alexey RA Офлайн
      Alexey RA 24 октября 2017 19:12
      +3
      Да нет, фраза построена как раз правильно.
      8 лет Термен получил по факту пребывания за границей. А вот за технические знания и инновационные предложения Термену заменили заключение на «шарашку».
      1. andrewkor Офлайн
        andrewkor 24 октября 2017 20:09
        +3
        В 30е годы делегация с ЗиСа была в США опыт перенимать у тамошних спецов.По возвращении спросили у одного работяги- литейщика,а как живут американские рабочие?Хорошо живут ,ответил работяга.Получил те же самые 8 лет.В1980г. ещё видел я его в ГЛЦКЧ ЗиЛа.
      2. Ищущий Офлайн
        Ищущий 25 октября 2017 13:34
        0
        Если уж правильно строить выражение,то не" по факту пребывания ....",а "за факт пребывания..."
        1. siemens7774 Офлайн
          siemens7774 25 февраля 2018 19:55
          0
          Ищущий.Вы только что показали как иносми переворачивают понятие новостей.После таких ньюансов ,появляеться либерда с перевёрнутыми мозгами.
  2. Тот же ЛЕХА Онлайн
    Тот же ЛЕХА 24 октября 2017 15:15
    +8
    Жаль... очень жаль что Родина так плохо относится к своим вундеркиндам и не использует в полной мере их талант...

    Слушал ТЕРМЕНВОКС Термена...очень понравился необычный звук.
    Респект и уважение Термену hi
  3. maxxavto Офлайн
    maxxavto 24 октября 2017 16:34
    +2
    Терменвокс https://www.newstube.ru/m/474064
  4. Ураган70 Офлайн
    Ураган70 24 октября 2017 16:34
    +5
    Зато из шарашек их, вместе с их мозгами никто не выкрал и никто не переманил! Тяжелые времена- тяжелая жизнь!
    1. сорок восьмой 24 октября 2017 16:45
      +3
      Интересное мнение. А если бы таких людей к стенке и пулю в лоб - то вообще бы не переманили с гарантией.
      Вот единственное за что не люблю совок того периода, так это за отношение к светилам науки и техники. Тупым в те времена жилось свободнее и сытнее.
  5. А. Привалов Офлайн
    А. Привалов 24 октября 2017 17:38
    +2
    Артек открыли ещё в 1925 году. После освобождения Крыма весной 1944 корпуса подремонтировали и к концу лета уже принимали детей. В феврале 1945 туда, действительно, привозили кое-кого из участников Ялтинской конференции.
  6. polpot Офлайн
    polpot 24 октября 2017 19:39
    +7
    Красивая операция умные люди что сказать не сволочь Бакатин с чертежами прослушки прибежавший в посольство США какое время такие и герои
  7. andrewkor Офлайн
    andrewkor 24 октября 2017 20:02
    +3
    В 60е годы на всей нашей улице был один телевизор у соседей,вся ребятня у них собиралась на сказки ,преред сказкой концерт из Москвы,а там старенький лохматый музыкант водит руками возле прибора и издает неземные чарующие мелодии.Запомнилось на всю жизнь.Потом только узнал ,что сам Термен играл на "Терменвоксе"!
  8. Карен Офлайн
    Карен 24 октября 2017 20:46
    +1
    В 1952 году радиотехники случайно засекли волну, на которой работал «Златоуст»
    Прибор работал не на фиксированной частоте, а на "плавающей", поэтому и не могли понять что к чему...
  9. Des10 Офлайн
    Des10 24 октября 2017 21:40
    +1
    Вот как был для меня с детства его Терменвокс чудом - так и остался.
    И в памяти.
  10. Dedall Офлайн
    Dedall 24 октября 2017 21:49
    +3
    Хорошая статья!
    Пытался лет тринадцать что-то прочитать про изобретателя "терменвокса", но тогда, а это был в середине 70-х, ничего не нашёл. Зато я собрал по схеме и журнала "Юный техник" сам аппарат и даже получалось проиграть несколько популярных тогда мелодий.
  11. kalibr Офлайн
    kalibr 24 октября 2017 21:56
    +5
    Никто из представителей руководства страны так и не почтил память человека, внесшего огромный вклад в обеспечение безопасности государства в сложные послевоенные годы.
    А потом еще у нас удивляются, почему талантливые люди уезжают "туда". Там если руководство страны и не провожает на тот свет, зато денег дают. А здесь ни денег, не проводов...
  12. safar gafarov Офлайн
    safar gafarov 25 октября 2017 09:55
    +2
    История советского Левши.Круто он подковал амерскую блоху
  13. Монархист Офлайн
    Монархист 25 октября 2017 12:29
    +3
    Илья, спасибо за рассказ о"Златоусте" было интересно читать. Вот только у меня маленькие дополнения: как-то видел документальные кадры,где дочь Гаримана держит этого орла. Кажется в книге"Техническая разведка.То Ильича до Ильича"я читал,что американцам про орла сообщил предатель,а так бы они ещё долго"репу чесали"