Колесная дорожная бронированная машина КДМБ

По очевидным причинам, армии нужна не только военная техника, но и строительные или инженерные машины. Для строительства различных объектов, уборки препятствий и т.д. инженерным войскам необходимы специализированные образцы, в том числе и созданные на базе коммерческой техники. Примером такого подхода к перевооружению инженерных частей является перспективный проект колесной дорожной машины бронированной КДМБ.

К настоящему времени на вооружение инженерных войск было принято большое число различных специализированных машин с теми или иными возможностями, построенными на основе серийной бронетехники. Теперь предлагается строить подобные образцы с использованием коммерческих шасси. Один из первых отечественных проектов такого рода стал результатом международного сотрудничества. Два разработчика объединили усилия и оснастили доработанное шасси зарубежного производства новым оборудованием.


Первая конфигурация опытной КДМБ



Проект КДМБ был создан 41-м Центральным заводом железнодорожной техники (г. Люберцы), входящим в состав корпорации «Уралвагонзавод», в рамках сотрудничества с немецкими специалистами из компании Liebherr. Целью проекта была адаптация существующего фронтального погрузчика к решению особых задач, возникающих перед военными инженерами. Работы по проекту стартовали несколько лет назад, и к настоящему времени привели к самым серьезным результатам.

В прошлом году 41-й Центральный завод и Liebherr приняли участие в международном военно-техническом форуме «Армия-2016». На открытой площадке этой выставки демонстрировался опытный образец «Колесной дорожной машины бронированной». Следует отметить, что на тот момент прототип не в полной мере соответствовал своему названию. В частности, на нем отсутствовало развитое бронирование.

В 2017 году совместный проект вновь был представлен на выставке в подмосковном парке «Патриот». На этот раз демонстрировался опытный образец с полноценным комплексом защиты. В остальном – с точки зрения основных элементов конструкции, силовой установки, ходовой части и целевого оборудования – обновленный прототип был похож на представлявшийся в прошлом.

Вскоре после новой публичной демонстрации машина КДМБ получила возможность продемонстрировать свой потенциал в реальных условиях. В сентябре Главное автобронетанковое управление министерства обороны организовало новую экспедицию с участием нескольких перспективных образцов автомобильной и специальной техники. На этот раз ряд современных машин должен был пройти сложный маршрут вдоль берега Волги, по южным пустыням и по горам Северного Кавказа. Конечной точкой пробега была г. Эльбрус.

В экспедиции участвовали несколько современных бронеавтомобилей и грузовики последних моделей. Кроме того, в качестве технической помощи к пробегу привлекли опытную КДМБ. Двигаясь в одном строю с другими отечественными машинами, она должна была продемонстрировать свои ходовые и эксплуатационные качества. В случае необходимости она должна была расчищать дорогу и обеспечивать проезд прочей испытываемой техники.

За несколько недель машины разных типов под управлением специалистов военного ведомства прошли заданный маршрут, что позволило уточнить их реальные возможности. По некоторым данным, во время пробега «Колесной дорожной машине бронированной» приходилось не только следовать за прочей техникой, но и использовать свое специальное оборудование.

По известным данным, 41-й Центральный завод железнодорожной техники и компания Liebherr при создании проекта КДМБ решили использовать достаточно простой и очевидный подход. В качестве основы для инженерной машины был взят серийный фронтальный погрузчик, который следовало частично доработать и оснастить некоторыми новыми агрегатами. Требуемые изменения конструкции, в первую очередь, были связаны с живучестью в боевой обстановке. В отличие от гражданских коммерческих образцов, военная «Колесная дорожная машина бронированная» нуждается в защите кабины, силовой установки и других агрегатов.

Основой КДМБ является двухосный фронтальный погрузчик сочлененной компоновки, оснащенный дизельной силовой установкой. Имеется развитая гидравлическая система, используемая для управления специальным оборудованием. Несмотря на военное назначение, при перестройке эта машина сохраняет основные свои особенности, в первую очередь компоновку.

Агрегаты крепятся на сочлененной раме, состоящей из двух основных устройств. Передний ее элемент имеет крепления для колесного моста, а также служит основанием для установки стрелы с рабочим органом. В передней части задней рамы, непосредственно над шарниром, находится кабина водителя. За ней расположен моторный отсек, ниже которого устанавливается задний мост. Два крупных агрегата машины соединяются шарниром, позволяющим им перемещаться друг относительно друга в горизонтальной плоскости. Их положение контролируется гидравлической системой, управляемой водителем.

КДМБ оснащается дизельным двигателем мощностью 180 л.с. Крутящий момент двигателя выдается как на ходовую часть, так и на агрегаты гидравлической системы. В составе ходовой части используется две оси с колесами большого диаметра. Сочлененная компоновка с контролируемым взаимным положением элементов рамы позволила отказаться от управляемой передней оси – маневрирование осуществляется за счет «изгиба» всей конструкции.


КДМБ на выставке "Армия-2016"


В центральной части машины находится сравнительно крупная кабина водителя. Первый прототип, демонстрировавшийся в 2016 году, имел незащищенную кабину. В рамках дальнейшего развития имеющихся идей был разработан новый обитаемый отсек. Кабина с противопульным и противоосколочным бронированием имеет достаточно простую форму и состоит преимущественно из ровных панелей, расположенных под небольшими углами друг к другу. Для обеспечения наилучшего обзора кабина не имеет полноценного лобового листа, вместо которого устанавливается бронестекло большой площади. В бортах и кормовом листе кабины имеются проемы для дополнительного остекления. На левом борту находится дверь. Ввиду большой высоты кабины на левом борту также устанавливается лестница.

Водителю предлагается работать в закрытом объеме, из-за чего проектом предусматривается использование определенных систем жизнеобеспечения. Кабина оснащена фильтровентиляционной установкой и кондиционером, способными поддерживать приемлемый микроклимат в широком диапазоне внешних условий.

Моторный отсек инженерной машины предлагается прикрывать собственным броневым кожухом. Для защиты двигателя и сопряженных с ним агрегатов используется корпус сравнительно сложной формы, образованной большим числом ровных поверхностей. Любопытно, что внешне такой бронекорпус напоминает штатные агрегаты коммерческих погрузчиков фирмы Liebherr, по понятным причинам, не имеющих никакой защиты.

Перед колесами задней оси располагаются дополнительные броневые короба, выполняющие функции защиты топливного бака и других устройств. Собственная защита колес, однако, не предусматривается. При этом сверху задние колеса прикрыты развитыми арками.

Используется штатная стрела, построенная на основе пары боковых балок и центрального шарнирного агрегата. Управление перемещениями отвала или иного рабочего органа осуществляется при помощи нескольких гидравлических цилиндров. В зависимости от типа решаемой задачи, КДМБ может перемещать рабочий орган в вертикальной плоскости и поднимать его на значительную высоту над грунтом.

В 2016 и 2017 годах выставочные образцы «Колесной дорожной машины бронированной» комплектовались одинаковым набором специального оборудования. На подъемной стреле был закреплен отвал бульдозерного типа, имевший изменяемую геометрию. Это изделие состоит из нескольких основных частей. Наиболее крупными являются боковые панели прямого типа, оснащенные ножами на нижней кромке. По бокам на них установлены откидные устройства схожей конструкции, отличающиеся меньшей шириной. Между двумя основными панелями отвала размещается соединительный агрегат, перекрывающий центральный зазор вне зависимости от их положения.

Подобная конфигурация отвала позволяет выполнять земляные работы в разных условиях. В зависимости от текущей задачи, типа грунта и других факторов, отвал может иметь клиновидную или прямую форму. С убранными назад боковыми откидными элементами ширина отвала не превышает поперечных габаритов машины. Их использование, в свою очередь, позволяет увеличить ширину обрабатываемой полосы.

При переделке коммерческого шасси в опытную КДМБ также было создано устройство для размещения специального оборудования в кормовой части. Аппаратуру соответствующих размеров предлагается монтировать на небольшой площадке, являющейся продолжением рамы. Для правильного распределения нагрузок площадка усилена треугольными вертикальными элементами, поддерживающими ее по бокам. Известный опытный образец использует эту площадку в качестве опоры для лебедки. Это устройство жестко закрепляется на своем месте и выдает трос назад.

Как сообщается, снаряженная масса КДМБ достигает 16,6 т. В транспортном положении на хорошей дороге она способна развить скорость до 45 км/ч. Управление всеми системами осуществляется с рабочего места водителя. Экипаж состоит только из одного человека.

Согласно имеющимся данным, «Колесная дорожная машина бронированная» в первую очередь предназначается для организации трасс и обеспечения прохождения другой техники. При невозможности движения военной или автомобильной техники по имеющейся поверхности КДМБ должна разравнивать местность, используя свой бульдозерный отвал. Его конструкция позволяет срывать некоторые препятствия, а также перемещать грунт разных типов.


Актуальная версия Колесной дорожной машины


Наличие лебедки также позволяет решать некоторые другие задачи. К примеру, этот агрегат можно использовать для помощи застрявшим машинам. Также возможны иные ситуации, при которых может быть полезен трос.

Следует отметить, что серийные фронтальные погрузчики немецкого производства оснащаются не только бульдозерными отвалами. Подобная техника также комплектуется ковшами различной конфигурации. Можно предположить, что в ходе дальнейшего развития КДМБ получит возможность использования разного специального оснащения, необходимого для решения тех или иных задач.

Насколько известно, к настоящему времени КДМБ прошла, как минимум, часть необходимых испытаний. Кроме того, она приняла участие в пробеге из Подмосковья к Эльбрусу. Все это позволяет определить реальные возможности и перспективы оригинальной техники. По-видимому, в ближайшее время потенциальный заказчик примет окончательное решение, после может появиться заказ на определенное число серийных инженерных машин.

В качестве основного заказчика промышленность рассматривает военное ведомство. Тем не менее, подобная техника может быть интересна и Росгвардии. В начале 2017 года командование этой структуры объявило о своих планах по отказу от инженерной техники, построенной на базе армейских гусеничных бронированных машин. Желая получить выгоду экономического характера при сохранении требуемого потенциала, Росгвардия планирует перейти на колесные машины. Таким образом, перспективная КДМБ может представлять определенный интерес и для такого заказчика.

Вооруженным силам необходимы инженерные машины разных классов, имеющие те или иные возможности. Любопытный вариант подобной техники не так давно был предложен люберецкими конструкторами. В дальнейшем основные идеи перспективного проекта получили развитие, что привело к появлению КДМБ в ее нынешнем виде. Не так давно опытная техника прошла испытания, по результатам которых может быть принята на вооружение. Каким будет будущее оригинальной инженерной машины – покажет время.


По материалам сайтов:
http://41zavod.ru/
https://liebherr.com/
http://arms-expo.ru/
https://tvzvezda.ru/
http://motorbreath.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: 41-й Центральный завод железнодорожной техники / 41zavod.ru, Vitalykuzmin.net

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 32

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Romario_Argo (Роман) 25 октября 2017 15:19
    для инженерных войск, очень даже кстати, обновление и пополнение новой техникой
    будем как американцы, возводить защитные габионные сооружения в чистом поле, в Сирии бы пригодилось
  2. svp67 (Сергей) 25 октября 2017 15:19
    Два разработчика объединили усилия и оснастили доработанное шасси зарубежного производства новым оборудованием.
    Увы, но нужна ли нашей армии машина производящаяся за рубежом? Как экспортная то можно, но для своей армии, такая машина на 100% должна собираться из отечественных материалов на наших заводах.
    И вот еще, что:
    На левом борту находится дверь
    А если машину положит на левую сторону? Взрывом, сама опрокинется или еще по какой причине, но может так сложиться, что в тот момент ни кто и помочь мех-воду не сможет, как он машину то покинет? Может стоит предусмотреть дополнительный люк в крыше?
    1. ПРАВОкатор (Руслан) 25 октября 2017 15:28
      Более того,я так понял это серийная гражданская машина обвешанная металлом.Лучше бы с Израилем по экспериментировали, у них опыт в таких делах немалый.
    2. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 25 октября 2017 16:15
      Цитата: svp67
      Увы, но нужна ли нашей армии машина производящаяся за рубежом? Как экспортная то можно, но для своей армии, такая машина на 100% собираться из отечественных материалов на наших заводах.


      Да вы Что? Это же Либхерр :)- один из самых дорогих немецких погрузчиков - как раз для Российской армии. Глядишь - там и Леопарды закупать начнут - недодого.
    3. Mik13 (Михаил Потапов) 25 октября 2017 16:18
      Цитата: svp67
      На левом борту находится дверь
      А если машину положит на левую сторону? Взрывом, сама опрокинется или еще по какой причине, но может так сложиться, что в тот момент ни кто и помочь мех-воду не сможет, как он машину то покинет? Может стоит предусмотреть дополнительный люк в крыше?

      А там специально для такого случая на правом борту предусмотрен топливный бак. Так что водитель долго мучиться не будет. Минут 5, не больше.
      1. svp67 (Сергей) 25 октября 2017 16:49
        Цитата: Mik13
        Так что водитель долго мучиться не будет. Минут 5, не больше.

        Не очень веселая перспектива.
        1. Mik13 (Михаил Потапов) 25 октября 2017 18:21
          Цитата: svp67
          Не очень веселая перспектива.

          Дело в том, что если бы генеральный конструктор точно знал, что он ЛИЧНО первый поедет проверять свое изделие на минное поле - подход к конструированию был бы принципиально другим. А так эти очевидные вещи - но "и так сойдет"...

          В свое время В.Ф. Маргелов уже не смог сам сесть в БМД при первом десантировании машины с экипажем. Он доверил это своему сыну. Честно говоря, я бы предпочел лично в такой ситуации...
          А этим - пофиг...
      2. Джунгар (Андрей) 28 октября 2017 06:49
        А может там катапультное кресло стоит.....? Гыы
  3. амурец (николай) 25 октября 2017 15:42
    Основой КДМБ является двухосный фронтальный погрузчик сочлененной компоновки, оснащенный дизельной силовой установкой. Имеется развитая гидравлическая система, используемая для управления специальным оборудованием. Несмотря на военное назначение, при перестройке эта машина сохраняет основные свои особенности, в первую очередь компоновку.

    Да дожились, уже фронтальные погрузчики для армии заказываем за рубежом. А где своя техника?
    Были инженерный колёсный тягач ИКТ, на который можно навесить различное инженерное оборудование, тягач Т-155, погрузчик К-702. Где всё это? Скажут всё устарело. Да не устарело. Вся техника постоянно модернизируется и улучшается. Применяются новые материалы. А что сейчас? Опять санкции, как на дизели MTU и газовые турбины для для кораблей? Скандал, как с Симменсом по поводу газовых турбин для Крыма? ????
  4. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 25 октября 2017 16:10


    Пару месяцев надо, что бы навесить броню на гражданскую машину и покрасить соответственно.
    Вот с последней китайской выставки в августе - китайский завод DADI всплыл из небытья - перекрасил гражданский бульт в армейский камуфляж...
    1. svp67 (Сергей) 25 октября 2017 16:52
      Цитата: DimerVladimer
      Вот с последней китайской выставки в августе - китайский завод DADI всплыл из небытья - перекрасил гражданский бульт в армейский камуфляж...

      А вот ЧТЗ Б10М2.5000СЗ-Е1Н
      1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 26 октября 2017 12:14

        Китайский SD7 251 лс. (копия катерпиллар D7H китайцы с 1987 года закупили лицензии у катерпиллар и комацу - построили сборочные производства) - для военных нужд в камуфляже.
  5. Инжнер-сапер (KGV) 25 октября 2017 19:09
    Вспоминаю ПКТ. Его нельзя было доработать?
    Или кому-то захотелось на "совместном предприятии" поработать?
    1. амурец (николай) 26 октября 2017 00:57
      Цитата: Инжнер-сапер
      Или кому-то захотелось на "совместном предприятии" поработать?

      Комиссионные не те. 100 в рублях ни как не равны 100 в евро. Что тут непонятного?
    2. svp67 (Сергей) 26 октября 2017 14:32
      Цитата: Инжнер-сапер
      Вспоминаю ПКТ. Его нельзя было доработать?

      Если не ошибаюсь он же на базе харьковского Т-150 был сделан где сейчас тот ХТЗ
      1. амурец (николай) 27 октября 2017 00:35
        Цитата: svp67
        сли не ошибаюсь он же на базе харьковского Т-150 был сделан где сейчас тот ХТЗ

        В Белгороде. http://xtz-belgorod.ru/
        "В 2006 году началось производство тракторов ХТЗ на территории РФ в г. Белгород. В настоящее время входит в перечень ассоциированных организаций Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш»."
  6. Radikal 25 октября 2017 19:30
    Цитата: Mik13
    Цитата: svp67
    На левом борту находится дверь
    А если машину положит на левую сторону? Взрывом, сама опрокинется или еще по какой причине, но может так сложиться, что в тот момент ни кто и помочь мех-воду не сможет, как он машину то покинет? Может стоит предусмотреть дополнительный люк в крыше?

    А там специально для такого случая на правом борту предусмотрен топливный бак. Так что водитель долго мучиться не будет. Минут 5, не больше.

    Кроме того, кабина представляет собой "витрину", в которую будут норовить попасть все кому не лень ,из всего, что окажется под рукой, начиная с рогаток! wassat
    1. амурец (николай) 26 октября 2017 00:45
      Цитата: Radikal
      Кроме того, кабина представляет собой "витрину", в которую будут норовить попасть все кому не лень ,из всего, что окажется под рукой, начиная с рогаток!

      В дополнение к вашему мнению: "– Да не переживай, комиссар! Я вот недавно майора
      одного из танкового полка до Кушки вёз. Так он после
      рейса только и сказал: «Ну вас на х… с вашими КамА-
      Зами! Чуть не поседел, пока доехал в этом «телевизо-
      ре»! Вот, давай за нашего брата водилу и выпьем!" Ю.Слатов. "Моя война".
  7. Тестов (Евгений) 25 октября 2017 20:45
    Ребята, ну что же вы так! Чей надо сын или племянник выезжал в долгую командировку за бугор, топтал ноги на выставках, потом ездил на завод, вёл долгие трудные переговоры, пил вредное немецкое пиво и ел жирные колбаски. Признайтесь - про одну дверь с левой стороны, про стеклянную кабину, про продукцию из Челябинска, что уже выпускается - это вы от зависти...
  8. Radikal 25 октября 2017 22:05
    Цитата: Тестов
    Ребята, ну что же вы так! Чей надо сын или племянник выезжал в долгую командировку за бугор, топтал ноги на выставках, потом ездил на завод, вёл долгие трудные переговоры, пил вредное немецкое пиво и ел жирные колбаски. Признайтесь - про одну дверь с левой стороны, про стеклянную кабину, про продукцию из Челябинска, что уже выпускается - это вы от зависти...

    good laughing
  9. aws4 (антон 4) 25 октября 2017 22:15
    ПОЗОРИЩЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! вот за такие новости мне стыдно
  10. Лганхи (Егор) 25 октября 2017 23:54
    Вообще-то давно еще, со Второй Мировой, придумали танки с бульдозерным ножом. А в тылу отлично подойдут и обычные гражданские бульдозера. А тут получается помесь носорога и орла: на передовой эта штука бесполезна вследствие слабого бронирования и отсутствия оружия, а в тылу будет перерасход горючего и снижение производительности из-за бесполезной в тылу навешанной брони. По мне, это типичный распил бабла.
    1. тасха 26 октября 2017 04:48
      Преимущество таких погрузчиков - большая линейка навесного оборудования.
      Представьте такой погрузчик, работающий на разгрузке поддонов со снарядами, или готовящий площадку для полевого госпиталя...
      Посмотрите фотографии тут. Очень, очень интересная статья wink

      https://topwar.ru/115243-voennye-korobki-poddony-
      i-konteynery.html
    2. Инжнер-сапер (KGV) 26 октября 2017 08:59
      Так на гусиничном ходу БАТы есть. А ПКТ дороги от свежего снега чистили "на ура". И покрытие не портил; колёса всё-таки.
      А новая машина тоже "тяни-толкай" будет?
    3. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 26 октября 2017 12:21
      Цитата: Лганхи
      Вообще-то давно еще, со Второй Мировой, придумали танки с бульдозерным ножом. А в тылу отлично подойдут и обычные гражданские бульдозера. А тут получается помесь носорога и орла: на передовой эта штука бесполезна вследствие слабого бронирования и отсутствия оружия, а в тылу будет перерасход горючего и снижение производительности из-за бесполезной в тылу навешанной брони. По мне, это типичный распил бабла.


      У танка передаточные отношения рассчитаны на большую скорость перемещения, а у бульдозера - бортовой редуктор имеет 2-3 понижающие ступени - скорость движения меньше, зато тяговое усилие возрастает в трое. При своей массе и мощности - бульдозер гораздо эффективнее при буксировке, чем танк.
      1. Лганхи (Егор) 26 октября 2017 13:01
        Ну и какой смысл делать бульдозеру с легкой противопулевой броней и без вооружения на передовой против более-менее вооруженного врага? Бронированные бульдозера хороши против вооруженных камнями арабов на Палестине.
        1. тасха 27 октября 2017 04:02
          На передовую такую машину никто не погонит, надеюсь.
  11. sibiryouk (Геннадий) 26 октября 2017 15:39
    Похоже Сердюковцы в Российской армии еще не перевелись!
    Опять деньги пилят!
  12. trahterist (Elmars) 27 октября 2017 01:34
    Стыдобааа!...Ладно в гражданской технике прогнулись по полной(дизеля, кпп, мосты, гидравлика, электрика), но в Военной! это уже за гранью добра и зла, и всякого разума в целом...
    Может на Тополя тоже запихнут ЛипХЕР аль Камминс какой, или на т-90 дРыгатель от MTU??? На Камов с Милем P&W присобачить можно...
    Только не надо басни рассказывать что нет своего подходящего. Есть, только с желанием хреновастенько, или кое кто выгоду с этого идиотизма имеет.
  13. perepilka (Владимир) 31 октября 2017 07:01
    180лс. Снег зимой на дорогах разгребать. В каком нибудь ЖКХ. Ещё и ценник на обслуживание и запчасти конский наверное
    У ПКТ, что на МАЗ 538, 375 лс было.
  14. Инжнер-сапер (KGV) 1 ноября 2017 13:50
    Цитата: perepilka
    У ПКТ, что на МАЗ 538, 375 лс было.

    Вот и я о том же! Свежий снег на скорости километров 20/ч метров за 15-20 закидывал. Потом руль перевесил - и в другую сторону.
  15. Див Дивыч (Диван Диваныч) 24 ноября 2017 17:34
    Тракторы в статье какие-то выставочные, кабина с широким обзором, а рабочее устройство (лопата никуда не годная).

    Зимой нужен трактор для очистки снега.
    Летом пригодится бульдозер,экскаватор, погрузчик.
    Военным нужна защищенная кабина, так как их место работы в местах боевых действий, где часто стреляют по людям.
Картина дня