Самолеты и стервятники

27


В эпоху глобального коммуницирования нашим чиновникам удалось перевести хозяйственную и отчасти политическую жизнь на ручной режим управления. Известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев охарактеризовал это так: что-то делается, если Владимир Владимирович Путин показывает пальцем. А иначе – нет.



Странная ситуация: высокотехнологичные и перспективные заводы конечного цикла, в том числе авиапрома, лежат в руинах. Прошлогодний цикл статей в «ВПК» («Полеты и откаты», «Установка на отставание», «Подковерные крылья» и др.) вскрыл лишь часть проблем, стоящих перед отраслью.

По просьбе заокеанских «друзей» остановлено производство комплекса дальнего перехвата на основе «трехмахового» МиГ-31, не имеющего аналога в мире. Сегодня актуальность этого ЛА в связи с претензиями наших западных «партнеров» на российский Север только возросла. Скрытый пока «фокус» состоит в возможности самолета нести дальнобойные гиперзвуковые «Цирконы» (https://www.vpk-news.ru/articles/36429) с перепрограммируемым траекторным наведением и заменой противокорабельной боевой части на кассетную – против носителей КР «Томагавк» В-52, В-1 и В-2.

На «трех Махах» возможен прямой запуск двигателя «Циркона». Значит, можно не возить разгонную ступень, составляющую большую часть веса.

Так же преступен отказ от производства транспортника Ан-124, обеспечивающего стратегическую мобильность войск и, кстати, доставившего в Сирию С-400 «Триумф». «Русланы» могли бы оперативно дополнять Северный морской завоз, доставлять средства преодоления техногенных и природных катастроф в интересах МЧС. Уникальная особенность Ан-124 – транспортировка габаритных грузов на внешней подвеске. Проектное требование содержало доставку на Байконур советского космического челнока «Буран». «Руслан» открывал невиданные возможности народно-хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока. Он мог доставлять негабаритные изделия для объектов большой энергетики, производственные комплексы глубокой переработки нефти, другое неделимое на части оборудование.

Удельная стоимость доставки «Русланом» на 10–15 процентов ниже, чем у прямого конкурента С-5 «Гэлэкси», и примерно вдвое меньше, чем у С-17 «Глоубмастер», при несопоставимой номенклатуре грузов. Видимо, этим объясняется нежелание возобновить производство уникальных самолетов, а выпущенные при советской власти списываются на лом с последующим заполнением ниши евро-американской техникой. О стратегической мобильности войск придется забыть.

Драматична судьба лучшего в мире дальнемагистрального самолета («ТерпИлы-96»). При цене примерно на 30 процентов ниже «Боингов» и «Эрбасов» и массе, меньшей на 20 тонн, Ил-96 обладал неоспоримым превосходством в дальности, надежности и экономичности. В США во время оно нашлись лоббисты нашей машины: миллиардер Арманд Хаммер со товарищи, сделавшие ставку на монопольную ренту с продукта. При ильюшинском соотношении цены и качества самолет не оставлял никаких шансов конкурентам, но в дело вмешался Госдеп США. Через агентов влияния была запущена кампания шельмования и клеветы, в том числе в России. В итоге – Ил-96 летает только в президентском авиаотряде.

Поэтапная программа инновационной поддержки качества «девяносто шестого» на среднюю перспективу (до 30–35 лет) включала опережающие предложения и технологии, но убита в зародыше чиновным произволом.

Если конструкторам ГРЦ имени Макеева удастся удержать стартовый вес ракеты «Сармат» в пределах 130–150 тонн, вполне возможен ее воздушный старт с борта «Руслана». То же можно проделать с двумя «Тополями» или «Ярсами». В дополнение к железнодорожному базированию подобного оружия аргумент серьезный. При значительной, но вполне реальной переработке «Руслан» способен стать летающим авианосцем пилотируемых боевых самолетов или БЛА.

Вернемся к Ил-96 – каков он «в камуфляже»? Прежде всего видится вариант ДРЛОиУ с грибовидной антенной. Для него широкий фюзеляж явно избыточен. Вполне достаточен диаметр, в 1,5–2 раза меньший. Возможно, подходящими окажутся секции фюзеляжа, кроме центроплана, от входящего в серию Ил-112. Ил-96 годится для дальнего патрулирования и поддержания связи с подплавом, как противолодочный или спасательный самолет. И это неполный перечень функционалов.

В нынешней обстановке вопрос восстановления производства Ил-96 и Ан-142 «Руслан» приобретает особую актуальность. Это самолеты с высоким потенциалом асимметричного противостояния современным и грядущим вызовам.

Гражданский борт и военный мундир

В обозримом будущем глобальная война маловероятна. Но будет нарастать напряженность у южных границ России и на ее северных рубежах. Из этого следует, что создавать и содержать ударные самолеты, способные прорывать мощную систему противовоздушной обороны, едва ли целесообразно. Напротив, дозвуковой серийный доставщик крылатых ракет большой дальности по транспортной, производственной и экономической компонентам намного эффективнее того же Ту-160 и Ту-22МЗ. Поэтому параллельная сборка на единой базе лайнеров, доставщиков КР и бомбардировщиков с тонким фюзеляжем более чем оправданна. Существующие производства Ан, Ил и Ту вполне соответствуют таким технологическим параллелям, причем выходит дешево и сердито. Такие бомбардировщики вполне способны утюжить позиции и склады вероятного противника корректируемыми и даже «тупыми», свободного падения, боеприпасами. Могут доставить и «царь-бомбу» калибром 12–16 тонн, на что «сушки» всех типов не годятся.



Стоит вспомнить, что реактивный первенец «Аэрофлота» Ту-104 в «военной форме» был бомбардировщиком Ту-16, дальнемагистральный Ту-114 «по совместительству» является стратегическим бомбером-ракетоносцем Ту-95 и противолодочным Ту-142, известны версии ДРЛОиУ и топливозаправщика. «Курносый» лайнер Ил-18 в противолодочном и спасательном вариантах значится как Ил-38. Кстати, Ту-16 в Китае стоит на вооружении и производится под индексом Н-6.

В военное лихолетье транспортно-пассажирский Ли-2 (ДС-3, С-47) применялся как дальний бомбардировщик. Безмерно устаревший биплан У-2 (По-2) Поликарпова стал ночным бомбардировщиком, связным, транспортным и санитарным самолетом.

От двойного функционала – гражданского и военного – в авиации отказались. И зря. Потеря одного дорогущего стратега Ту-160 трудновосполнима. Напротив, переработанные по известным канонам ММЗ «Опыт» современные лайнеры Туполева при серийном двухцелевом назначении на порядок дешевле. Единичная утрата такого ЛА в боевой модификации досадна, но не критична. Для лучшего понимания напомним, что Ту-160 наряду с комплексом Р-36 М2 «Воевода» предназначались для глобальной войны, точнее, ее предотвращения, то есть фактор скорее политический, нежели военный.

Конечно, это несколько размывает целесообразность программ перспективного авиакомплекса дальней авиации (ПАК ДА) и восстановления производства Ту-160. Однако стремительное, опережающее авиацию развитие высокоточного оружия большой дальности лишь обостряет вопрос, к какой войне готовиться: к будущей или прошедшей?

Административный ресурс упадка

Вертикально интегрированные административно-командные структуры типа ОДК или ОСК, с нашей точки зрения, являют собой супермонополии. При этом происходят утрата независимости вполне успешных предприятий и фирм, перекачка финансов в головное предприятие и, наконец, смещение управленцев – проверенных и ответственных профессионалов с заменой их, если сказать мягко, некомпетентными менеджерами.

Нелишне вспомнить, каким образом сотни иностранных самолетов, часть которых реально новые, оказались на рынке России и стран Таможенного союза («С небес на землю»). Электронные закладки – полбеды. Даже часть якобы новых бортов поставлялась в Россию с почти выработанным гарантийным ресурсом. Это не наша страшилка – в авиационных кругах разговоры о зарубежных закладках и странных поставках ведутся уже много лет. Притом что в авиации и космонавтике давно принято за правило: малейшее сомнение считать поводом для отказа от полета.

В связи с этим необходимо создать авторитетную независимую комиссию, оснащенную контрольно-диагностическим оборудованием для заблаговременного выявления закладок и остаточного ресурса самолетов, чтобы получить возможность снятия с эксплуатации и возврата по рекламации недобросовестному поставщику явно непригодных бортов.

К сожалению, кроме финансовых затрат на закупку 540–550 магистральных иномарок, следует ожидать и серию катастроф в ближайшие три – пять лет. Чтобы предотвратить гибель тысяч людей, уже сейчас необходимо запустить массовое производство отечественной авиатехники для замещения импортного хлама.

А ведь кроме условий для технологической диверсии закладывается еще и повод для протестного управляемого хаоса, в чем англосаксы большие мастера.

Безвестные местные

Если со средней и дальней магистральной авиацией положение еще терпимо, то перевозки на местных воздушных линиях (МВЛ) обрушены в 50 раз. В былые времена МВЛ обслуживали самолеты Ан-28, L-410, Як-40, Ан-2 и другие. По мнению специалистов из СиБНИА им. Чаплыгина, после ремоторизации и замены бортового оборудования можно вернуть в строй до 150 Ан-2 и до 100 Як-40. Полагаем, что восстановительный ремонт с продлением жизненного цикла добавит еще по 30–50 Ан-2 и Як-40, выкупленных у частников и в странах СНГ.
Властвующая над авиацией либеральная традиция требует проводить ремоторизацию Ан-2 и Як-40 с помощью американской компании Honeywell. Хотя для первого вполне пригодны российские моторы М-25, а для второго – Аи-225-25 от УТС Як-130. Мы полагаем возможным оснащение Як-40 также мотокомпрессорными двигателями двухконтурного типа с разгрузочной турбиной (турбулиризатором). На взлете и максимуме тяги топливная экономия будет существенная, на крейсерском режиме – значительная. Такой мотор позволит сделать тягу дешевле в три-четыре раза, поэтому его разработки чиновники, по нашему мнению, не допустят.

Существует вариант оснащения Як-40 и Ан-2 единым силовым приводом-мотором тяговых систем. Для «Антона» необходима понижающая гидродинамическая вариативная трансмиссия. В случае с Яками это прямой двухмоторный тандемный привод вентилятора и компрессора.

Остановить уничтожение российского авиапрома мог бы человек большого доверия, заслуженного авторитета, наделенный силовыми возможностями, высоким государственным статусом и, наконец, заинтересованный в сохранении конструкторских школ и развитии отрасли. Это – министр обороны Сергей Шойгу.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 октября 2017 15:34
    Даже часть якобы новых бортов поставлялась в Россию с почти выработанным гарантийным ресурсом.

    Ну вот в это я не верю, то что под видом новых самолётов поставлялось старьё, что бы б/у не отличить от нового, да и не в интересах авиапроизводителей это, в конце концов Боинг и Аэрбус конкурируют между собой и подпортить свою репутацию, значит потерять рынок. Одним словом бред какой то.
    1. +1
      26 октября 2017 15:51
      в чем проблема, дать на лапу и все ок, не в заплатках же машины, а после ремонта не отличишь новье от бу если не разбираешься глубоко.
      1. 0
        26 октября 2017 16:15
        Цитата: viktorch
        а после ремонта не отличишь новье от бу если не разбираешься глубоко.

        Пассажир может и не отличит, любой авиатехник сделает это без труда.
        Цитата: viktorch
        в чем проблема, дать на лапу и все ок

        Ну если авиакомпания купила б/у самолёты по цене новых и кто то на этом заработал, тогда причём тут авиапроизводитель ?
  2. +5
    26 октября 2017 15:47
    Чего то авторы все водну кучу собрали и теплое и мягкое и квадратное...
    с последующим заполнением ниши евро-американской техникой. О стратегической мобильности войск придется забыть.
    Это где в наших ВВС есть евро-американская техника?... Остальное даже не коментируется, как то рот закрыть пока не могу...
    1. +2
      27 октября 2017 14:27
      Статья вообще написана с отрывом от реальности. Про МиГ -41 ПАК ВП или как он там, не слышали? А про ПАК ТА Ермак? Не? У нас кучу всяких проектов запускают опять с учетом новых технологий. Только это дело не одного дня и не одного года...
  3. +9
    26 октября 2017 18:30
    Есть у меня товарищи из МЧС, они об Шойгу иного мнения. Учитывая их проф. опыт, я склонен им доверять.
    1. 0
      27 октября 2017 00:45
      А вы не прячтесь за товарищей. Озвучте мнение. МЧС после Шойгу стала очень приличной, сильно оснащенной, мобильной и организованной службой. Может ваших товарищей "попросили" оттуда в связи с идеологическими расхождениями, а они теперь тень на плетень наводят?
    2. +2
      27 октября 2017 20:36
      Есть у меня товарищи из МЧС, они об Шойгу иного мнения. Учитывая их проф. опыт, я склонен им доверять
      Согласен
  4. +1
    26 октября 2017 18:32
    За заключение контракта на поставку самолёта Боинг официально платит до 10% от стоимости самолёта и кто из чиновников откажется от чистых денег?
  5. +2
    26 октября 2017 18:39
    По просьбе заокеанских «друзей» остановлено производство комплекса дальнего перехвата на основе «трехмахового» МиГ-31, не имеющего аналога в мире. Сегодня актуальность этого ЛА в связи с претензиями наших западных «партнеров» на российский Север только возросла.


    Дальше можно не читать.
    1. 0
      27 октября 2017 00:46
      Да уж. Кац предлагает сдаться
  6. 0
    26 октября 2017 18:45
    Сначала типа "шеф! все пропало, все пропало..." А последний абзац, как бы - а Шойгу все спасет. Это, как бы, агитация его в президенты? Ну уж всяко лучше, чем Собчак. И не только.
  7. +1
    26 октября 2017 19:01
    К сожалению при описании Северного завода и ан-124 используется неверная информация. Для приёма таких самолётов необходима ВПП (по нормам) общей толщиной 1,8...2 метра (включая подушку из песка, гравия и двух марок бетона. Для других самолётов Вта достаточно значительно меньшей толщины бетона и даже аэродромах плит толщиной 140...180мм
  8. +3
    26 октября 2017 19:07
    Рассуждения о стратегической авиации - на уровне учащегося школы. Если принято решение о воспроизводство Ту-160М2 - это обоснованное решение. Для этого существуют цнии ВВС и там очень умные люди и с неплохим образованием и опытом работы. Есть своя новая ниша у этого самолёта, если осваиваются огромные средства, подрезая другие программы. Если это не отражено в СМИ, почему следует думать, что делается все неверно?
    1. SMP
      +1
      26 октября 2017 21:01
      Ales Сегодня, 19:07
      Рассуждения о стратегической авиации - на уровне учащегося школы. Если принято решение о воспроизводство Ту-160М2 - это обоснованное решение. Для этого существуют цнии ВВС и там очень умные люди и с неплохим образованием и опытом работы.


      Вот эти умные люди статью и написали, вы по ссылкам на источники хоть иногда для проверки заходите? В конце стати указан ссылка на журнал ВПК.



      По просьбе заокеанских «друзей» остановлено производство комплекса дальнего перехвата на основе «трехмахового» МиГ-31, не имеющего аналога в мире. Сегодня актуальность этого ЛА в связи с претензиями наших западных «партнеров» на российский Север только возросла. Скрытый пока «фокус» состоит в возможности самолета нести дальнобойные гиперзвуковые «Цирконы» (https://www.vpk-news.ru/articles/36429) с перепрограммируемым траекторным наведением и заменой противокорабельной боевой части на кассетную – против носителей КР «Томагавк» В-52, В-1 и В-2.


      И написали как надо, то тут последнее время гээнээралов и маааршалов как грязи развелось.....
      1. +1
        27 октября 2017 16:26
        А мне не нужно проходить по ссылке. И непонятное мнение полковника ВКС читать. Он не относится к тем организациям о которых писалось. Я участвую в обсуждении тех вопросах, которыми владею. А по вашему высказывания могу определить, что вы далеки от этого вопроса. Конечно, мнение высказать можно любому, но утверждать и получать должен тот, кто знает, а не думает как это может быть
        1. SMP
          +1
          28 октября 2017 16:37
          Рассуждения о стратегической авиации - на уровне учащегося школы.


          Вы назвали мнение двух человек инженера, действующего полковника Военно Космических Сил России.
          Мнением на уровне учащихся в школе.

          А собственно кто Вы такой? Что бы что бы кто то прислушался к вашему мнению? Или вы не это понимаете?

          Остальное балаган и отстаивание своего мнения любым способом даже если оно ошибочно.

          Вообщем алекс я далёк не компетентен и тд. довольны? угомонитесь.

          Полковники ВКС себя показали в Сирии, и это реальный авторитет,
          а ваше и вам подобные анонимные мнения лишь белый шум....
          1. 0
            7 ноября 2017 18:36
            Действующих полковников много, инженеров ещё больше. Если Вы "далёк не компетентны", то как писать глупости? В тех организациях, о которых говорили не мало полковников, которые весьма квалифицированы в вопросах статьи. Многие полковника продолжают там работать, как служащие ВС РФ. Но, Вы даже не понимаете: о каких организациях идёт речь. Вы можете назвать ведущих испытательного авиацией кто может подтвердить что-то из статьи? Вы можете сослаться на мнение ведущих специалистов авиапромышленности? Болтать очень многие способны
            Иди лесом, человек около ВВС
  9. +2
    26 октября 2017 19:08
    Вешать,стрелять,конфисковать!
    1. SMP
      0
      26 октября 2017 21:07
      Цитата: свободный
      Вешать,стрелять,конфисковать!


      И начать желательно в течении месяца........... good
      1. +1
        27 октября 2017 04:24
        Немедленно!К стенке всех предателей!
  10. +3
    26 октября 2017 19:18
    "Стоит вспомнить, что реактивный первенец «Аэрофлота» Ту-104 в «военной форме» был бомбардировщиком Ту-16, дальнемагистральный Ту-114 «по совместительству» является стратегическим бомбером-ракетоносцем Ту-95 и противолодочным Ту-142."
    Автор вводит читателя в заблуждение. Не было ни Ту-104 ни Ту-114 в военной форме.
    Был созданы бомбардировщик Ту-16 и бомбардировщик Ту-95. При их создании о пассажирских перевозках никто и не задумывался.
    А уже при создании Ту-104 и Ту-114 были использованы наработки по военным самолетам.
  11. 0
    26 октября 2017 19:29
    Ил-96 обладал неоспоримым превосходством в дальности, надежности и экономичности.

    Факты говорят об обратном.Ил-96 оказался коммерчески невыгодным. Потому и используется только президентским авиаотрядом.
  12. 0
    27 октября 2017 04:30
    Видимо еще не все флажки-матрацы убрали с кабинетов секретных производств.
  13. 0
    27 октября 2017 07:35
    Вектор статьи-прополимеры. У меня тоже бывает иногда такое настроение.
  14. 0
    30 октября 2017 13:07
    Автор хоть сам перечитывал то что написал? Смысла в статье нет, а вот контрреволюционные настроения налицо. А с контрой у нас рррразговор корроткий! hi bully
  15. 0
    3 ноября 2017 08:47
    Автор. Гражданские приоритеты при выборе материалов, механизации, электроники и.д.. зачастую принципиально отличаются от требований военных.
    Построить гражданскую и военную модификацию на основе одного прототипа бессмысленно. Будет слишком дорого, слишком долго и невыгодно.