Military Review

"Fortress" by Andrei Zubkov. Part of 2. Descent to hell

10
In August 1942, a real evacuation took place in Novorossiysk. Real human rivers flowed along the Sukhumi highway from refugees and wounded, interrupted by small wagons and towed military equipment. All this mourning procession, faithfully announced by the women’s crying and crying of children, took place literally before the eyes of the military commanders of the 394th battery of Andrei Zubkov. Periodically disordered ranks of unfortunates were shot by German aviation in front of the Red Navy, clenched in fury, but unable to help people in any way.


No orders, except for "stand", from the headquarters of Zubkov did not receive. But it was already clear that the battles will be heavy and will cover the battery with the head very soon. Having assembled the garrison, the commander, strictly and decisively, as far as was possible at his age, brought up his sailors that they would stand to the death. After that, an order was given to everyone to wash in the bath and put on clean linen. They distributed food and shells, even then they expected that movement around the battery would soon become impossible, just like walking on the surface of the Sun. Everyone wrote letters to relatives who were taken away by the last “guest” of the garrison from the “mainland” - a motorcycle courier.

"Fortress" by Andrei Zubkov. Part of 2. Descent to hell


Andrei Emmanuilovich Zubkov on the left

A solid defensive front in the vicinity of Novorossiysk at that time was no longer there. The command of the newly created Novorossiysk defensive area, in order to somehow clarify the situation, sent out reconnaissance on the roads. At the same time, the commander of the 394 battery sends a spotter Khodasevich to the mountains. It has already become clear that the Nazi troops are trying to go around the Novorossiysk mountain passes, breaking through in the direction of Neberdzhayevskaya and Shapsugskaya. Thus, it was necessary to keep shooting through the mountain ranges.
That's right, so Zubkov warmly embraced Khodosevich before his assignment, stressing the importance of the mission, since without adjusting it, the battery would become helpless and "blind." In addition, information on the penetration of small enemy groups into the local mountain forests has already reached Zubkov. Loaded with a walkie-talkie, the spotter disappeared into a dense wall of low-growing pines, small oak and juniper. And behind all this impassable botanical splendor there were still hidden rocks, cliffs and mountain ranges covered with a dry “fir tree” (dried pine needles), sliding even on the gently sloping slope like rollers.

Five days from Khodosevich was no news. Finally, the battery reached the connection with a note - “the mountain intended for us is difficult to reach. Thick forest on top of it obstructs an observation post. Enemy artillery hits the left, battle is in the air ... ”

The shortwave radio in the mountains refused to work. Lieutenant Gordeyev was sent to help Khodosevich with another radio. It was decided to transfer the new correction post to Mount Svintsovaya, which is not far from the village of Shapsugskaya, this mountain in some places is still dotted with trenches and dugouts. The second walkie talkers were installed midway between Lead and 394 batteries. However, despite the efforts of hell, the relationship was like light bulbs spoiled.



As a result, Zubkov decided to act, the Germans were desperately eager to go around the mountain ranges - there was no time left. The commander of the 394-y deployed the trunks of the battery almost 180 degrees, towards the mainland. The first shells of “Zubkovtsy” flew over mountain passes to the area of ​​the village of Neberdzhayevskaya. Despite the almost complete lack of adjustment, the first few projectiles accurately covered columns of the enemy. Moreover, the Nazis stopped the advance, suspecting that the ships of the Russian Black Sea Fleet approached Novorossiysk. 22 August 1942, the debut of 394, slowed the advance of the Germans, allowed our troops to gain a foothold on the defensive lines on the other side of the Novorossiysk ranges.

But the situation with adjustment and observation remained difficult. Sailors-gunners studied shooting at ground targets in a hurry, like their commander, and the need to work through mountain ranges was hardly considered by the command. Thus, in one of the "debut" battles, the battery spotter became ... the chairman of the Neberdzhayevsky Village Council. In the absence of stamped - we write in simple. Often it was necessary to shoot at all without adjustment, on the areas. But it was not for nothing that Zubkov was considered lucky and demanded fire from him almost around the clock. In addition, it is worth considering that it was the stationary artillery battery closest to the enemy’s positions.

In the last days of August, the defense at the Wolf Gate was broken, the way to Novorossiysk for Hitler’s zoo was opened. The most desperate days of September 1942 came, when no one could guarantee that the defense of cement factories would withstand the onslaught of the enemy, was ordered to prepare weapons for the explosion, without interrupting "work". But it seemed to be odd. The enemy "felt" a deadly battery for it and bombed it daily. The height at which the battery was located, which was once the Black Sea paradise with the purest air of juniper bushes and cypresses, began to resemble the lunar surface. Every night, the Red Navy had to rebuild the disguise that had burned down during the day, and to close the guns with dry charred trees and branches that still needed to be obtained. The Nazis did not spare the shells on the damned battery and beat around the square, breaking a whole slope. The movement of the garrison only at night, supply only at night.



By mid-September, only two of the four guns survived, the other two were removed and sent for repair, later they will be used by Lieutenant Belokhvostov (the future holder of the Order of the Red Banner and Red Star), which was created from scratch to strengthen the defense of Gelendzhik. Only in the early 1943, these tools will return to its rightful place.

Fiery September 42 year was merciless. In one of those hurricane days, another massive shelling destroyed to the bottom of the squadron of personnel, the canteen and the power station. The sailors of the Navy fleeing from their feet after many hours of battle with burned faces, swollen eyelids and eyes covered with hot dust were left homeless. We had dinner (we dined, although we were more likely to just eat) under the open night sky. Everybody already understood that one more job would be added to the daily battles - gouging in the stubborn mountain soil of new quarters and economic premises. And the task they handled, bearing in mind the existing experience in construction.



Ruins Kubrick, dining room and utility room - one of the objects of the museum

In the same monstrous conditions, it was necessary to establish corrective posts and connection with them. After this task, the battery was not just a headache for the German command, but turned into a real migraine. Indeed, despite the bombing, Zubkov managed to maintain the maximum rate of fire of the guns remaining at his peak moments of the battle.

Based on the western side of the Tsemessky bay in the occupied part of Novorossiysk, the Nazis and the Romanian allies quickly established their artillery batteries to support the troops. But it was enough to start talking about Zubkov's guns, of which at that time there were only two left, as almost the division of barrels tried at least once to snarl at the legendary battery with another. Like the packs of "Heinkel" and "Junkers" were few.

The magnitude of the density of fire is characterized by two rare cases, which may well be the same, simply complementing each other. The first is evidenced by the Zubkov Battery Museum itself with its exposition. On the information plate near gun # 3, it appears that in October 1942, an enemy shell hit the barrel of the gun through the muzzle, tearing off half of the barrel. The second is described in the candidate's book historical Sciences Tamara Yurina "Novorossiysk opposition". A similar case of a shell hitting the barrel, however, after the explosion, the Red Navy men simply ... sawed off the damaged part and continued to fire until the barrel was replaced, since it was extremely difficult to break through to the battery since the beginning of the fighting.

Who knows, this may actually be the same case, or it may be different, and both are absolutely truthful, no matter how amazing. In fact, after all, after that hell, in which the battery plunged into August 1942, sometimes the Germans also simply did not believe that the battery existed. Why are there Germans, sometimes NOR commander Georgy Kholostyakov himself doubted that at least one living soul remained on the battery.

To be continued ...
Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 31 October 2017 15: 05
    +7
    Respect to the author, we look forward to continuing ....
  2. voyaka uh
    voyaka uh 31 October 2017 17: 18
    +1
    All coastal marine batteries had one problem: shells.
    The guns were intended to fight against ships, therefore
    the shells were armor-piercing with a small explosive effect.
    When deployed against land, shells yielded tangible results
    direct hit only.
    1. Amurets
      Amurets 1 November 2017 05: 02
      0
      Quote: voyaka uh
      All coastal marine batteries had one problem:

      Two. The first, the one you are writing about and the second is the small survivability of the trunks. This is the flip side of the power of coastal guns.
    2. Me 262
      Me 262 1 November 2017 22: 11
      +2
      The guns on the battery had a caliber of 100 mm. it was considered an anti-mine caliber, respectively, the main type of ammunition is a fragmentation grenade, it’s not 10-12 "of their armor-piercing and semi-armor-piercing
      1. voyaka uh
        voyaka uh 2 November 2017 14: 24
        0
        Thanks for clarifying.
    3. Alexey RA
      Alexey RA 3 November 2017 22: 02
      +2
      Quote: voyaka uh
      All coastal marine batteries had one problem: shells.
      The guns were intended to fight against ships, therefore
      the shells were armor-piercing with a small explosive effect.

      Rather, this applied to the Allies - for example, in Singapore there was 15 (one) HE shell for all 1 "coastal batteries.
      Soviet coastal artillery took into account the experience of the end of WWII and Civilian - and the coastal artillery was entrusted with the task of working along the coast.
      The following tasks were assigned to the coastal artillery: protecting the fleet bases from the breakthrough of submarines, destroyers, torpedo boats and artillery shelling from the sea; ensuring the release of their ships at sea and deploying them directly in the base area; conducting a battle together with ships and naval aviation at a pre-prepared position in the coastal region against a strong naval enemy, in particular, guarding the created position and protecting its flanks; defense of individual objects on the coast from bombardments from the sea; countering the landing; assistance to ground forces in the area of ​​the sea coast.
      The most appropriate tasks of artillery support were considered coastal batteries and ships armed with medium-caliber guns. 305–180 mm caliber guns were allowed to be brought in according to the instructions of the fleet commander, and only in exceptional cases
      © Brown
      For example, in KaUR interaction with Kronstadt forts was foreseen in advance:
      During the construction of KaUR, interaction with the Kronstadt UR was envisaged, the pillboxes of which were located on the forts to the north and east of about. Kotlin and with coastal artillery. In order to adjust artillery fire in 1931, two observation towers were built on the Karelian Isthmus. One of them (NP No. 6) was located at the railroad track, between the Beloostrov and Dibuny stations, the other (NP No. 11) at an altitude near Lake. Take out Järvi (Lake Glukhoe) east of Lake Sestroretsky Spill.
      Accordingly, the BC of coastal guns included not only BBS. The same coastal 12 "also had high-explosive and semi-armor-piercing shells. The first firing of battery No. 35 at the enemy was 22 high-explosive shells.

      And the "hundred" battery number 394 armor-piercing at all could not be. Because armor-piercing 100-mm shells were launched into the series only in the autumn of 1944 - for towed and self-propelled cannons of the ground forces. In the fleet, a 100-mm BBS was not required: on large ships, the “hundred” were anti-aircraft. And on the small ones ... if the TSh met with a target that does not penetrate the 100 mm OFS, it means the minesweeper is finished.
  3. Head Physician
    Head Physician 31 October 2017 19: 15
    16
    Hard times
    It's hard to even comment
    The author tried and the episode of the war - at a turning point
  4. NIKNN
    NIKNN 31 October 2017 20: 09
    +2
    Thank! Intrigued. smile We look forward to continuing. hi
  5. antivirus
    antivirus 31 October 2017 21: 12
    +3
    In fact, after the hell into which the battery plunged in August 1942, the Germans sometimes also simply did not believe that the battery existed.
    antivirus 2 Today, 23:14
    The last boat delivered Major Kunikov's report to the command on the night of February 4-5


    in June, 80 g left Novorossiysk for Moscow (by evening train, already in the dark) for 3 weeks in Kabardinka.
    in a compartment, 2 people were sitting at a table: a woman and a man. When the train departed, they sparingly said goodbye and the man silently left.
    the wife went with us approx to Krasnodar or a little further.
    "Here came a brother; we have not seen each other since the war.
    He served here as a messenger on the Lesser Earth. several times sailed with the reports of the landing. once brought them from the BZ, got back (to the BZ?) and swam "
    (I don’t know how - a boat, more likely I still have associations that "delivered by swimming !!!")
    "and there was such a hell that he could not stand it (would you have to swim there again?) and turned to the Germans, surrendered"
    "Now we met, after 40 (?) Years. Our government did not even let it go to his native village, only to Novorossiysk. He lives in Canada."
    The man before sent the train gave me the badge - the coat of arms of Canada
    And the woman before the release of the book "Tales of Backgammon".
    Reply
    Quote Complaint
  6. ale558916
    ale558916 1 November 2017 04: 33
    +1
    Very interesting. Just something new parts are coming out for a long time. We look forward to continuing.

«Крепость» Андрея Зубкова. Часть 2. Сошествие в ад

В августе 1942 года в Новороссийске разыгралась настоящая эвакуация. По Сухумскому шоссе потекли настоящие человеческие реки из беженцев и раненных, прерываемые небольшими повозками и буксируемой военной техникой. Вся эта траурная процессия, верно оглашаемая женским плачем и криком детей, проходила буквально перед глазами военморов 394-й батареи Андрея Зубкова. Периодически нестройные ряды несчастных расстреливались немецкой авиацией на глазах у краснофлотцев, сжавших в ярости кулаки, но не способных ничем помочь людям.

Никаких приказов, кроме «стоять», из штаба Зубков не получал. Но уже было ясно, что бои будут тяжёлыми и накроют батарею с головой уже очень скоро. Собрав гарнизон, командир строго и решительно, насколько это было возможно в его возрасте, довёл до своих краснофлотцев, что стоять они будут насмерть. После этого был дан приказ всем помыться в бане и одеться в чистое бельё. Распределили продовольствие и снаряды, уже тогда ожидали, что передвижение по территории батареи вскоре станет невозможным, как невозможно гулять по поверхности Солнца. Все написали письма родным, которые увез последний «гость» гарнизона с «большой земли» - мотоциклетный курьер.

«Крепость» Андрея Зубкова. Часть 2. Сошествие в ад



Андрей Эммануилович Зубков слева

Сплошного фронта обороны в окрестностях Новороссийска к тому времени уже не было. Командование недавно созданного Новороссийского оборонительного района, чтобы хоть как-то прояснить ситуацию, рассылало по дорогам разведку. В это же время командир 394-й батареи посылает корректировщика Ходасевича в горы. Уже стало ясно, что гитлеровские войска пытаются обогнуть новороссийские горные перевалы, прорываясь в направлении Неберджаевской и Шапсугской. Таким образом, стрельбу необходимо было вести через горные хребты.
Верно, поэтому Зубков горячо обнял Ходосевича перед заданием, подчеркнув важность миссии, так как без его корректировки батарея становилась беспомощной и «слепой». К тому же до Зубкова уже доходили сведения о проникновении мелких групп противника в местные горные леса. Навьюченный рацией, корректировщик скрылся в плотной стене низкорослых сосен, мелкого дубняка и можжевельника. А за всем этим непроходимым ботаническим великолепием ещё скрывались скалы, обрывы и горные хребты, покрытые сухой «еловкой» (высушенные сосновые иголки), скользящие даже на самом пологом склоне словно ролики.

Пять дней от Ходосевича не было вестей. Наконец, до батареи добрался связной с запиской – «гора, предназначенная для нас, труднодоступна. Густой лес на вершине ее мешает наблюдательному пункту. Слева бьет вражеская артиллерия, в воздухе бой...»

Коротковолновая рация в горах отказывалась работать. На помощь Ходосевичу с ещё одной рацией был отправлен лейтенант Гордеев. Новый корректировочный пост было решено перенести на гору Свинцовую, что недалеко от станицы Шапсугской, эта гора в некоторых местах до сих пор испещрена окопами и блиндажами. Вторую рацию корректировщики установили посередине между Свинцовой и батарей 394. Однако, несмотря на адовы усилия, связь напоминала свет испорченной лампочки.



В итоге Зубков решил действовать, немцы отчаянно рвались обогнуть горные хребты – времени не оставалось. Командир 394-й развернул стволы батареи почти на 180 градусов, в сторону материка. Первые снаряды «зубковцев» полетели через горные перевалы в район станицы Неберджаевская. Несмотря на практически полное отсутствие корректировки, первые же снаряды точно накрыли колонны противника. Более того, гитлеровцы остановили продвижение, заподозрив, что к Новороссийску подошли корабли ЧФ русских. 22 августа 1942 года дебют 394-й, замедлив продвижение немцев, позволил нашим войскам закрепиться на оборонительных рубежах по ту сторону новороссийских хребтов.

Но ситуация с корректировкой и наблюдением оставалась тяжёлой. Краснофлотцы-артиллеристы изучали стрельбу по наземным целям в спешке, как и их командир, а необходимость работать через горные хребты практически не рассматривалась командованием. Таким образом, в одном из «дебютных» боёв корректировщиком батареи стал… председатель Неберджаевского сельсовета. За неимением гербовой – пишем на простой. Часто приходилось стрелять вовсе без корректировки, по площадям. Но не зря Зубкова считали везучим и требовали от него огня почти круглые сутки. К тому же стоит учесть, что это была самая близкая к позициям врага стационарная артиллерийская батарея.

В последние дни августа оборона на Волчьих воротах была прорвана, путь на Новороссийск для бронетанкового зверинца Гитлера был открыт. Наступили самые отчаянные дни сентября 1942, когда никто не мог гарантировать, что оборона у цементных заводов выдержит натиск врага, было приказано подготовить орудия к взрыву, не отрываясь от «работы». Но, казалось, это было лишним. Враг «нащупал» смертоносную для него батарею и бомбил её ежедневно. Высота, на которой располагалась батарея, некогда бывшая черноморским раем с чистейшим воздухом можжевеловых зарослей и кипарисов, стала напоминать лунную поверхность. Каждую ночь краснофлотцам приходилось заново восстанавливать сгоревшую за день маскировку, закрывать орудия сухими обугленными деревьями и ветками, которые ещё нужно было раздобыть. Гитлеровцы не жалели снарядов на проклятую ими батарею и били по всему квадрату, разрывая целый склон. Передвижение гарнизона только ночью, снабжение только ночью.



К середине сентября из четырёх орудий батареи уцелели только два, два остальных были сняты и отправлены на ремонт, позже они станут на вооружение батареи лейтенанта Белохвостова (будущий кавалер ордена Красного Знамени и Красной Звезды), которая была создана с нуля для укрепления обороны Геленджика. Лишь в начале 1943 года эти орудия вернутся на законное место.

Огненный сентябрь 42-го года был беспощаден. В один из тех ураганных дней очередной массовый обстрел уничтожил до основания кубрики личного состава, столовую и силовую станцию. Валящиеся с ног после многочасового боя краснофлотцы с обожженным лицами, опухшими веками и засыпанными горячей пылью глазами остались без крова. Ужинали (обедали, хотя точнее просто принимали пищу) под открытым ночным небом. Уже все понимали, что к ежедневным боям прибавится и ещё одна работа – выдалбливание в строптивом горном грунте новых кубриков и хозяйственных помещений. И с этой задачей они справились, памятуя уже имеющийся опыт в строительстве.



Руины кубриков, столовой и хозяйственных помещений - один из объектов музея

В этих же чудовищных условиях приходилось устанавливать корректировочные посты и связь с ними. После выполнения данной задачи батарея не просто была головной болью немецкого командования, а превратилась в настоящую мигрень. Ведь, несмотря на бомбёжки, Зубков сумел сохранить максимальную скорострельность оставшихся у него орудий в пиковые моменты боя.

Обосновавшиеся на западной стороне Цемесской бухты в оккупированной части Новороссийска нацисты и румынские союзнички быстро установили свои артиллерийские батареи для поддержки войск. Но стоило заговорить орудиям Зубкова, коих на тот момент осталось только два, как почти дивизион стволов пытался хоть раз другой огрызнуться снарядами в сторону легендарной батареи. Словно стай «Хейнкелей» и «Юнкерсов» было мало.

Величину плотности огня характеризуют два редчайших случая, которые вполне могут быть одним и тем же, просто дополняющими друг друга. О первом свидетельствует сам музей «Батарея Зубкова» своей экспозицией. На информационной табличке у орудия №3 значится, что в октябре 1942 года прямо в ствол пушки попал вражеский снаряд через дульный срез, оторвав половину ствола. Второй описан в книге кандидата исторических наук Тамары Юриной «Новороссийское противостояние». Аналогичный случай попадания снаряда в ствол, однако после взрыва, краснофлотцы просто… отпилили повреждённую часть и продолжили огонь до замены ствола, так как пробиться к батарее со времени начала боёв было крайне сложно.

Как знать, это действительно может быть один и тот же случай, а могут быть и разные, и оба абсолютно правдивые, как это ни поразительно. В самом деле, ведь после того ада, в который погрузилась батарея в августе 1942 года, немцы порой тоже просто не верили, что батарея существует. Да что там немцы, иногда и сам командующий НОРом Георгий Холостяков сомневался, что на батарее осталась хотя бы одна живая душа.

Продолжение следует…
Автор:
Восточный ветер
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. parusnik Онлайн
    parusnik (Алексей Богомазов) 31 октября 2017 15:05
    +7
    Респект автору, ждём продолжения....
  2. voyaka uh Офлайн
    voyaka uh (Alexey) 31 октября 2017 17:18
    +1
    У всех береговых морских батарей была одна проблема: снаряды.
    Орудияя предназначались для боя против кораблей, поэтому
    снаряды были бронебойные с небольшим фугасным эффектом.
    Когда их разворачивали против суши, снаряды давали ощутимый результат
    только при прямых попаданиях.
    1. амурец Офлайн
      амурец (николай) 1 ноября 2017 05:02
      0
      Цитата: voyaka uh
      У всех береговых морских батарей была одна проблема:

      Две. Первая, та о которой вы пишите и вторая-малая живучесть стволов. Это обратная сторона мощности береговых пушек.
    2. Me 262 Офлайн
      Me 262 (Алексей) 1 ноября 2017 22:11
      +2
      Орудия стоявшие на батарее имели калибр 100 мм. то считалось противоминным калибром, оответственно основной тип боеприпаса -осколочная граната, это не 10-12" их бронебойными и полубронебойными
      1. voyaka uh Офлайн
        voyaka uh (Alexey) 2 ноября 2017 14:24
        0
        Спасибо за разъяснение.
    3. Alexey RA Офлайн
      Alexey RA (Алексей) 3 ноября 2017 22:02
      +2
      Цитата: voyaka uh
      У всех береговых морских батарей была одна проблема: снаряды.
      Орудияя предназначались для боя против кораблей, поэтому
      снаряды были бронебойные с небольшим фугасным эффектом.

      Это, скорее, относилось к Союзникам - например, в Сингапуре на все 15" береговые батареи был 1 (один) фугасный снаряд.
      Советская береговая артиллерия учла опыт конца ПМВ и Гражданской - и на береговую артиллерию возложили в том числе и задачу работы по берегу.
      На береговую артиллерию возлагались следующие задачи: защита баз флота от прорыва подводных лодок, миноносцев, торпедных катеров и артиллерийского обстрела с моря; обеспечение выхода своих кораблей в море и развертывания их непосредственно в районе базы; ведение боя совместно с кораблями и морской авиацией на заранее подготовленной позиции в прибрежном районе против сильного морского противника, в частности, охрана созданной позиции и защита ее флангов; оборона отдельных объектов на побережье от бомбардировок с моря; противодействие высадке десанта; содействие сухопутным войскам в районе морского побережья.
      Наиболее соответствующими задачам артиллерийской поддержки считались береговые батареи и корабли, имеющие на вооружении орудия среднего калибра. Орудия калибра 305–180 мм разрешалось привлекать по указаниям командующего флотом, и только в исключительных случаях
      © Перечнев
      Например, в КаУР было заранее предусмотрено взаимодействие с кронштадтскими фортами:
      При строительстве КаУРа было предусмотрено взаимодействие с Кронштадтским УРом, доты которого располагались на фортах к северу и востоку от о. Котлин и с береговой артиллерией. Для корректировки артиллерийского огня в 1931 г. на Карельском перешейке были сооружены две наблюдательные вышки. Одна из них (НП № 6) находилась у полотна железной дороги, между станциями Белоостров и Дибуны, другая (НП № 11) на высоте у оз. Вынутьярви (оз. Глухое) к востоку от оз. Сестрорецкий Разлив.
      Соответственно, в БК береговых орудий входили не только ББС. Те же береговые 12" имели также фугасные и полубронебойные снаряды. Первая стрельбы батареи №35 по противнику- 22 фугасных снаряда.

      А у "соток" батареи №394 бронебойных вообще не могло быть. Потому что бронебойные 100-мм снаряды были запущены в серию только осенью 1944 года - для буксируемых и самоходных пушек сухопутных войск. На флоте 100-мм ББС не требовался: на крупных кораблях "сотки" были зенитными. А на мелких... если ТЩ встретился с целью, которую не пробивает 100-мм ОФС - значит тральщику конец.
  3. Главный Врач (Владимир Михайлович) 31 октября 2017 19:15
    +16
    Тяжелые времена
    Даже комментировать тяжко
    Автор постарался и эпизод войны - на переломе
  4. NIKNN Офлайн
    NIKNN (Николай) 31 октября 2017 20:09
    +2
    Спасибо! Заинтригован. smile Ждем продолжения. hi
  5. антивирус Офлайн
    антивирус 31 октября 2017 21:12
    +3
    В самом деле, ведь после того ада, в который погрузилась батарея в августе 1942 года, немцы порой тоже просто не верили, что батарея существует.
    антивирус 2 Сегодня, 23:14
    Последний катер в ночь с 4 на 5 февраля доставил командованию рапорт майора Куникова


    в июне 80 г уезжали из Новороссийска в Москву ( вечерним поездом , в полутьме уже) 3 недели в Кабардинке отдыхали.
    в купе , за столом сидели 2 человека : женщина и мужчина. При отправление поезда они скупо попрощались и мужчина молча вышел.
    жен-а поехала с нами прим до Краснодара или чуть дальше.
    "Вот приехал брат, с войны не виделись.
    Служил здесь , связным на Малой Земле. несколько раз плавал с донесениями десанта. однажды привез их с БЗ, получил назад (на БЗ?) и поплыл"
    ( не знаю как --лодкой , более вероятно у меня ассоциации остались , что "вплавь доставлял!!!")
    "а был там такой АД , что он не выдержал( еще раз туда плыть надо было бы? ) и повернул к немцам, сдался в плен"
    "Вот теперь встретились, через 40(?) лет. Наше правительство не пустило в родную станицу даже, только в Новороссийск. Живет в Канаде."
    Мужчина перед отправл поезда подарил мне значок --герб Канады
    А женщина пред выходом книгу "Сказания о нардах".
    Ответить
    Цитировать Жалоба
  6. ale558916 Офлайн
    ale558916 (Алексей) 1 ноября 2017 04:33
    +1
    Очень интересно. Только что-то долго выходят новые части. Ждем продолжения.
Картина дня