Для ВМФ есть вещи важнее, чем новая база на Курилах

31


У российского Военно-морского флота появится еще одна база, причем на Курилах. По крайней мере, об этом заявляют в верхней палате парламента. Остров Матуа до сих пор хранит тайны и инфраструктуру находившегося на нем когда-то японского гарнизона. Однако у Тихоокеанского флота есть куда более насущные нужды, чем строительство базы на этом острове.



В ближайшее время начнутся работы по созданию базы ВМФ на Курильских островах, заявил в четверг первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. «Все идет строго по плану, без авральных рывков», – сказал сенатор. «С точки зрения бухты база, если она будет создана, позволит поставить любые корабли, в том числе первого ранга», – пообещал Клинцевич, добавив, что будет также восстановлена аэродромная сеть.

Впервые о возможности базирования кораблей Тихоокеанского флота (ТОФ) на Курилах заявлял еще весной прошлого года министр обороны Сергей Шойгу. После этого корабли ТОФ совершили экспедиционный поход на Курилы, чтобы изучить такие возможности, а на остров Матуа была направлена совместная экспедиция Минобороны и Русского географического общества. Дело в том, что Матуа использовался еще японцами как военная морская и воздушная база, и пока он остается самым вероятным местом для создания базы.

«Три взлетно-посадочные полосы сохранились со времен Второй мировой войны. Их удачное расположение с учетом розы ветров и местного климата в те годы обеспечивало посадку и взлет воздушных судов в любое время», – сообщало про остров ранее Минобороны. Оно также отмечало, что «по некоторым предположениям, на территории острова могла находиться лаборатория по созданию химического оружия».

Сам Шойгу говорил, что «на острове находится множество фортификационных сооружений, шахт, гротов, взлетные полосы, которые подогреваются термальными источниками, дорога, идущая к вулкану... По военной части там много разных загадок. По сегодняшний день никто не может ответить, куда делось огромное количество техники и боеприпасов, которые были приготовлены для отражения советских войск, и куда делись две трети гарнизона, который находился на этом острове».


«Матуа – это небольшой остров в средней части Курил (на которую в Токио не претендуют), он возник вокруг действующего и беспокойного вулкана, – написал в четверг собкор ТАСС в Токио Василий Головнин в своем «Фейсбуке», комментируя обещание Клинцевича. – На Матуа японская императорская армия создала свою главную базу на Курилах – феноменальный, загадочный объект, практически не изученный до сих пор. В скальном и вулканическом грунте там вырублен подземный город с уходящими неизвестно куда железнодорожными узкоколейками и линиями вагонеток». В 1945 году перед тем, как сдаться Красной армии, гарнизон взорвал большую часть подземных ходов – во времена СССР их никто толком не исследовал, напоминает Головнин.

По словам Головнина, работавшая на Матуа в прошлом году экспедиция установила, что японский бетонный аэродром первой половины прошлого века, несмотря на десятилетия тайфунов и снегопадов, может при некотором оснащении принимать современные самолеты. «Нашли вырубленное в скалах тайное гнездо для подлодки, но дальше углубиться в недра не смогли, – уточняет он. – Обнаружены были еще и загадочные силовые кабели».

Зачем нужна новая база

На сегодня на Курильской гряде дислоцирована пулеметно-артиллерийская дивизия. Кроме того, год назад на острове Итуруп был развернут береговой ракетный комплекс «Бастион», а на острове Кунашир – комплекс «Бал».

«Новая база нужна для защиты Курил – во-первых, для противодесантной обороны островов. Во-вторых, для обеспечения военного присутствия России в этом районе, особенно учитывая тот факт, что на Курилы претендуют японцы. В том числе это и политический сигнал для Токио», – заявил газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан I ранга Константин Сивков.

Сейчас базы Тихоокеанского флота размещаются во Владивостоке и Вилючинске (Камчатка). «Новая база нужна хотя бы потому, что Тихоокеанский флот разделен на две части: на камчатскую и приморскую, которые в случае войны никак не будут связаны. Промежуточная база совершенно необходима», – сказал газете ВЗГЛЯД замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Вот только дело в том, что сам ТОФ испытывает куда более серьезные проблемы, чем нехватка баз. После распада Союза из его состава исчезли наиболее боеспособные корабли – их сбыли за границу или вообще пустили на лом. В дальние походы могут ходить только флагман – ракетный крейсер «Варяг», эсминец «Быстрый» и три больших противолодочных корабля: «Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Виноградов». Остальные же корабли предназначены для действий в прибрежной зоне. Обновление Тихоокеанского флота – задача на десятилетия, и строительство базы ее решение не приближает.

«Безопасность определяется не только наличием базы, а собственно флотом, который на этой базе находится. А у нас как раз самые большие проблемы с Тихоокеанским флотом. Он единственный, который не обновлялся с советских времен. Там катастрофически не хватает кораблей», – посетовал Храмчихин.

В пределах двух эскадрилий

Стоит отметить, что Шойгу говорил лишь о возможности «базирования» кораблей ТОФ. Клинцевич же говорит именно о «базе». Что же будет на самом деле? Храмчихин отметил, что на этот вопрос ответ определят финансовые ресурсы. В любом случае речь идет о больших суммах.

Сивков уже сейчас уверен, что построен будет лишь пункт временного базирования. «Севастополь, Новороссийск, Североморск – вот это настоящие базы, а тут пункт базирования», – заявил он. Что-то большее, по его мнению, будет неоправданно дорого. По словам Сивкова, для больших кораблей на Матуа нет инфраструктуры. «Катера будут туда только заходить – в пределах 1,5 тыс. тонн», – указал он. Корабли же «первого ранга», о которых упоминал Клинцевич, имеют водоизмещение около 10 тыс. тонн.

«Там будет аэродром для обеспечения базирования авиационной группы численностью в пределах двух эскадрилий – это 24–30 машин – и пункт приема надводных сил флота», – полагает Сивков. Скорее всего, база будет предназначена для обеспечения действий ракетных катеров, и с соответствующими запасами вооружения, предположил он.

Рассказы о непогоде на Курилах – миф

«Там есть условия для создания жилья, для устройства причалов, создания складов и арсеналов, для проведения ремонтных работ кораблей и наземной техники», – рассказал про Матуа РИА «Новости» военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин.

В то же время президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, капитан дальнего плавания Петр Осичанский рассказал газете ВЗГЛЯД, что на Курилах много и других бухт, в которые корабли тоннажем 3–5 тыс. тонн могут спокойно проходить. А вот насчет кораблей большего тоннажа он выразил сомнение.

«Погода на Курильских островах благоприятная, мягкая зима. Сильных морозов не бывает», – рассказал Осичанский. «Дуют ветра, однако нельзя сказать, что там такие же мощные шторма, как те, под которые попадают Приморский край и Япония», – отметил он.

Но все это не относится конкретно к Матуа, возражает Головнин. Японцы называли остров Мацува («Кольцо сосен»), а вот с языка айнов его название переводится как «Пасть ада», отмечает он и добавляет: «На Матуа нет серьезного порта, японцы его в таком качестве и не рассматривали. Так что нужно строить. И там совершенно отвратительный климат – туман, ливни и снег».


Матуа в квадратных километрах невелик.Зато суров и неприступен.
Фото: Министерство обороны РФ


Для ВМФ есть вещи важнее, чем новая база на Курилах

Незамерзающий аэродром Матуа - уникальное инженерное сооружение.
Фото:Коммерсантъ. Мария Герман




Командующий Восточным военным округом генерал-полковник Сергей Суворкин (на переднем плане) и командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц следят за развертыванием экспедиции, 2016г.
Фото:Коммерсантъ. Мария Герман



Японские оборонительные сооружения поражают масштабами и продуманностью.
Фото: Коммерсантъ. Мария Герман
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    27 октября 2017 05:27
    А в этом, что то есть. Зачем сейчас там крупная база. Отстроить пару аэродромов и средств ПВО, на первом этапе. Остров сперва исследовать нужно, нельзя строить базу на загадках.
    1. +4
      27 октября 2017 08:09
      Для ВМФ есть вещи важнее, чем новая база на Курилах

      Конечно есть, это способность быстро строить надводные корабли для ВМФ. Да, мелочь мы вроде как научились строить, а вот с кораблями свыше 4000 тонн у нас проблемы. 11356 встал неизвестно на сколько, то ли из за турбин, то ли из за устаревшего проекта? 22350 вот вот примут. Но если смотреть на сроки постройки заложен 01.02.2006, спущен 29.10.2010, обещают принять в конце 2017. Блин это почти 11 лет. Причем проблему с ГТУ мы так пока и не решили. В этом году запущен стенд для испытаний только малых двигателей до 35 Мвт , более крупный должны сдать в следующем году. Значит двигатель сдадут не раньше конца 18-19 года. А значит если это правда нам стоит закладывать новые крупные корабли уже сегодня, а то мы с таким простоем получим первый крупный корабль только к 2025 году. Как то это все не очень радует.
      1. +1
        27 октября 2017 11:03
        Это не значит, что, следуя логике Сивкова, мы должны начать строить базу на Курилах только после того, как отстроим серию кораблей 1 ранга...
        1. +1
          27 октября 2017 15:25
          У Сивкова странная логика: Матуа открыт всем ветрам и волнам в том числе и океанским. Как себя будут чувствовать экипажи катеров на океанской волне Сивкова не волнует. Если там что-то и строить - то только для базирования кораблей 1-го и 2-го ранга.
          1. 0
            29 октября 2017 20:46
            Да согласен. Катерам на волне не хорошо

            Ту вопрос вообще стратегический - Курилы вообще нельзя отдавать. Подставим и себя и еще и Китай тоже пострадает

            возможно пока РФ слаба Япония и США будут пытаться оттяпять

            Но в будущем это будут беды

            Надо перетерпеть. Надо где то найти деньги. Пусть китайцы помогают - это и их интерес тоже
            Надо выстоять

            И сохранить их. а завтра будет легче и веселей вместе
      2. 0
        27 октября 2017 18:43
        Цитата: RASKAT
        Как то это все не очень радует.

        Особливо, что дело не только в деньгах. Но главное, в верфях.
      3. 0
        27 октября 2017 20:33
        Согласен с надводными. А перспектива приоритета подводного флота? --- По нынешнему развитию, любого военного новшества, АПЛ и ДПЛ намного перспективней надводного флота. А у нас в науке не догматы сидят. И то, как идёт строительство подводного флота, афишировать в открытую не будут. Это так, вот спустили на воду очередную - смех. А теперь о целесообразности строительства. Одна лодка, нанесёт такой удар, который не под силу, грубо говоря подраненому флоту. Надводный флот открыт и не важно какие защитные прибамбасы у него. Вот и выводы - на фига козе баян.
    2. +1
      31 октября 2017 19:21
      Чем же МО о. Симушир не устраивает для базы? В советское время там ведь уже было чтото построено, потом многое растащили. Удобная бухта, а что на МАтуа - только скалы, нужно все молами ограждать. Может больше денег выбить под распил кто-то хочет?
  2. +8
    27 октября 2017 05:32
    По сегодняшний день никто не может ответить, куда делось огромное количество техники и боеприпасов,


    Была статья об этом на ВО...https://topwar.ru/104884-tayna-ostrova-matua
    .html
    3 декабря 2016

    Японцы наверняка оставили заминированные ловушки в подземельях и соваться туда я бы не рискнул...были уже жертвы у погранцов там в свое время.
    Соглашусь с автором что местоположение острова(Курильской гряды) и природа в тех краях уникальны и большой грех считаю вообще вести какие то переговоры или разговоры с японцами об этих островах.
  3. +1
    27 октября 2017 05:43
    Если для одного автомобиля три гаража построить - лучше он от этого ездить не станет. Нам сейчас кораблей нехватает.
    1. +15
      27 октября 2017 07:48
      Цитата: Swetliy
      Если для одного автомобиля три гаража построить - лучше он от этого ездить не станет. Нам сейчас кораблей нехватает.

      Матуа не с гаражом сравнивать надо. Это скорее всего заправочная станция и стационарный авианосец.
  4. +2
    27 октября 2017 05:46
    Как рядового обывателя: Не статья, а набор(выьорка цитат)... Лично мне, как жителю Приморья,- радостно и обнадежно!
  5. +15
    27 октября 2017 06:13
    Если задача стоит сделать Охотское море действительно внутренним, т.е. запереть все проходы в него, что бы наши ПЛАРБ могли спокойно нести там боевое дежурство, то тогда роль базы ВМФ на Матуа, как центрального звена в цепи островов, закрывающей всяческий доступ супостату в Охотское море, становится ясной и понятной.
  6. +13
    27 октября 2017 07:29
    Зачем моряков морозить? Среднеавгустовская температура на Матуа всего +10, там даже деревья не растут, в результате моряки будут воспринимать службу там как ссылку. Базу для флота надо строить на Кунашире, там среднеавгустовская температура +16, растут фруктовые деревья и лето нормальное, многие моряки даже останутся там на ПМЖ со своими семьями. К тому же постройка базы даст толчок развитию Южно-Курильска, а там сейчас живет всего 6 тысяч человек. Да и постройка базы ВМФ наглядно покажет японцам, что вопрос с Курилами Россия решила окончательно и бесповоротно.
    1. +7
      27 октября 2017 08:51
      Если продумать и обеспечить быт моряков то будет все нормально. А если все свести на уровень деревенского сортира что думаю и будет то да ссылка
    2. +4
      27 октября 2017 09:06
      Цитата: Лганхи
      Базу для флота надо строить на Кунашире

      И там и там нужно. Так и будет.
    3. +2
      27 октября 2017 10:05
      Цитата: Лганхи
      Зачем моряков морозить? Среднеавгустовская температура на Матуа всего +10, там даже деревья не растут, в результате моряки будут воспринимать службу там как ссылку. Базу для флота надо строить на Кунашире, там среднеавгустовская температура +16, растут фруктовые деревья

      Любую службу нужно воспринимать как службу а не как ссылку. Ботаники за фруктовыми деревьями пусть дома ухаживают.
      1. +2
        27 октября 2017 10:12
        Ага, видимо вам одинаково где служить: в Тикси в тундре или в Крыму. А я бы предпочел служить на Кунашире, где тепло и есть поселок, а не на тундровой Матуа, где никто и не живет. Можно по вечерам хотя бы в кафешку пойти.
        1. +4
          27 октября 2017 10:47
          Цитата: Лганхи
          Ага, видимо вам одинаково где служить

          Я не говорю что мне все равно где служить, это Вы как раз пытаетесь уровнять все условия службы вне зависимости от надобности конкретного места. Границы надо охранять А хочется- не хочется и почему это дело второе и обсуждать тут можно много ( и кафешки и барышень и прочее)
          1. 0
            27 октября 2017 11:35
            Цитата: DenZ
            ( и кафешки и барышень и прочее)




            Разные были времена на флоте. lol
        2. 0
          27 октября 2017 18:37
          Цитата: Лганхи
          а не на тундровой Матуа

          А есть и в Арктике места - без людей. Но с кафешкой. Год равен суткам.
    4. 0
      27 октября 2017 18:40
      Цитата: Лганхи
      даже останутся там на ПМЖ со своими семьями.

      Ну уж...
      Пока цивилизация "в Европе", будь там хоть тропики, "семьи" будут рваться "в цивилизацию".
    5. +3
      27 октября 2017 18:52
      Согласен с предыдущим оратором. Как бы ни хотелось иметь морскую базу в центре Курил, реализм подсказывает, что ничего крупнее причальной стенки там не появится. А вот крупная база ВКС очень даже возможна и вполне реалистична. При определенной доработки можно довести аэродромную инфраструктуру до уровня посадок всех типов военных самолетов. Правда, место все равно будет считаться ссылкой для военных - мрачно и угрюмо там что то.
  7. +13
    27 октября 2017 11:01
    Это все спекуляции для обывателя, будто это альтернатива - строить базу флота на Матуа или строить корабли флота. В реальности одно другому не помеха. Основной стратегический мотив строительства базы и укрепления сухопутной группировки войск на островах - ЭТО ТО, ОСТРОВА ГОРАЗДО ПРОЩЕ УСИЛИТЬ, ЧЕМ ОСВОБОЖДАТЬ ИХ ПОСЛЕ ЗАХВАТА ЯПОНЦАМИ. Япония гораздо ближе к островам, чем Россия. Если займет острова - выбить их оттуда будет практически невозможно без ядерных сил. А с обычными - с огромными потерями. Если при СССР главная задача гарнизонов войск на островах была продержаться до подхода основной группировки ТОФ и усиления ВВС на Сахалине и Камчатке, то теперь она совершенно иная: иметь возможность самостоятельно отбиваться от врага, даже если придется какое-то время сражаться без массированной поддержки с континента в условиях большой войны. И без размещения полноценной самодостаточной разнородной группировки сил на островах этого не сделать. Кроме того, вторая очень важная задача группировки конкретно на Матуа - это быть важным узлом, звеном усиления между группировками ВКС и ВМФ на Камчатке и группировками на Сахалине и Владивостоке. Камчатка легко превращается в остров во время большой войны, если не создать мощную группировку на островах, соединяющую, укрепляющую стратегически Камчатку со стороны Курил, Сахалина и Владивостока... И все это, конечно, связано с МСЯС в Охотском море. Нужно полностью защитить наши МСЯС в Охотском море. Создание мощной разнородной самодостаточной группировки войск на островах полностью закроет все бреши в обороне Дальнего Востока России.
    1. +1
      27 октября 2017 18:35
      Цитата: askme
      Это все спекуляции для обывателя

      К сожалению, не для обывателя, а для нашего "правительства" - в основном, неумного (это синоним sad ).
  8. +1
    27 октября 2017 13:50
    Гг а еще на Матуа нет естественных источников пресной воды за исключением снега
    1. +2
      27 октября 2017 18:56
      Потому и изучают сначала ученые остров. Ведь у японцев эта проблема была решена. Куча всяких трубопроводов тому подтверждение.
  9. +1
    27 октября 2017 18:32
    База флота нужна, как ни странно, для спокойствия российского населения. Создание базы означает, что не появится очередной паскудник, отдающий Курилы. Как Баренцево море, к примеру.
    Да и для флота польза реальная.
  10. +4
    27 октября 2017 18:51
    Корабли строятся слишком медленно,а Курильские острова нужно оборонять сегодня.Для этого необходимо разместить на каждом острове системы ПКР и ЗРК,превратив каждый остров в непотопляемый корабль
  11. 0
    28 октября 2017 09:21
    опять сказочка про "загадочный матуа", да остров интересен в плане изучения "японского наследия", но не более, никакого "незамерзающего" аэродрома там нет, и полосы как и положено в "мертвом" состоянии им более 70 лет...
  12. +2
    28 октября 2017 12:03
    На Матуа ВКС развернули быстровозводимую ВПП для самолетов массой до 30-ти тонн длиной 1500 м. Она уже принимает Ан-26 и вертолеты)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»