Результаты действия ВКС в Сирии выглядят настоящей фантастикой

Российской военной операции в Сирии исполнилось два года. 30 сентября 2015 года Владимир Путин как Верховный главнокомандующий дал приказ начать удары по объектам «Исламского государства*». Главную роль в операции сыграла российская военная авиация – и легко заметить, что ее работа по целому ряду специфических характеристик оказалась на удивление эффективной. Как этого удалось добиться?

Результаты действия ВКС в Сирии выглядят настоящей фантастикой


Высокая интенсивность полетов – и ноль авиапроисшествий


Наиболее выразительным показателем для оценки эффективности работы военных летчиков является соотношение количества боевых вылетов к количеству понесенных при этом потерь. Чисто статистически потери при боевом применении любых войск, в том числе авиации, неизбежны. Но если рассмотреть, что происходит в этом смысле с российской авиагруппировкой в Сирии, обнаружатся поистине поразительные вещи.

За время операции, по официальным данным, произведено более 28 тыс. боевых вылетов и около 99 тыс. ударов по боевикам. Потери же ВВС РФ в Сирии на сегодняшний день таковы: три самолета (сбитый турецким F-16 Су-24, а также Су-33 и МиГ-29К авиакрыла крейсера «Адмирал Кузнецов») и пять вертолетов.

Важно различать, что есть боевые (понесенные при столкновении с противником) и небоевые (вне таких столкновений) потери. К примеру, истребители с «Кузнецова» упали, судя по всему, без всякого внешнего воздействия, но несколько российских вертолетов сирийским боевикам все-таки удалось сбить с земли.

И все же, строго говоря, все потерянные ВВС России в Сирии самолеты можно вынести за скобки и не учитывать в нашей статистике. Су-24 был сбит турецким истребителем при не до конца выясненных обстоятельствах. Что касается авиакрыла «Кузнецова», то оно совершило всего несколько сотен вылетов – то есть доли процента от общего числа, и высокая аварийность в данном случае говорит скорее о печальном состоянии Морской авиации, а не о том, что происходит с авиагруппой на аэродроме Хмеймим.

Для сравнения, за более чем девять лет войны в Афганистане был выполнен почти миллион боевых вылетов, во время которых были потеряны 107 самолетов и 324 вертолета. Иначе говоря, при грубом округлении, на каждые сто тысяч вылетов в Афганистане ВВС СССР теряли 10 самолетов и 30 вертолетов. Если бы такая же пропорция сохранялась в ВВС России во время операции в Сирии, потери российской авиации должны были бы составить два–три самолета и около десятка вертолетов. Оставим за скобками тот важный факт, что в Афганистане советские самолеты летали в условиях реального и тяжелого зенитного противодействия с земли, чего наши летчики в Сирии практически не имеют.

А если вспомнить еще более давние времена, а именно Великую Отечественную, то окажется, что тогда до 60% советских самолетов были потеряны без какого-либо воздействия противника – в результате аварий и катастроф.

Возрождение после развала

В Сирии ВКС использовали: фронтовые бомбардировщики Су-24М, многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-34, дальние бомбардировщики Ту-22М3, стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160, штурмовики Су-25, многоцелевые истребители Су-27СМ, Су-30СМ, Су-35С, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-28Н, Ка-52, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, самолет комплексной разведки Ту-214Р, самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ Ил-20М1. По данным Генштаба, численность группировки ВКС в Сирии за время операции никогда не превышала 35 самолетов. Это примерно один авиаполк. Можно отметить, что это не какой-либо штатный авиаполк ВКС РФ, а условная «сборная» – в авиагруппу привлекаются летчики разных подразделений со всей страны.

«Ни одной катастрофы или серьезного летного происшествия с самолетами, которые вылетали именно с авиабазы Хмеймим и с других аэродромов на территории Сирии, не было вообще», – подтвердил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Виктор Мураховский.

«Были случаи, когда противник сбивал вертолеты армейской авиации. Но это неизбежные потери, когда противник насыщен автоматическими зенитными пушками и крупнокалиберными пулеметами. Отмечались случаи пусков по вертолетам и переносных зенитно-ракетных комплексов, и противотанковых управляемых ракет», – рассказал собеседник. «Что касается именно фронтовой авиации, то они потерь не имели, за исключением «удара в спину» со стороны турецких ВВС», – добавил он.

Если судить по официальным данным, у ВКС вообще не было небоевых потерь. Не сообщалось также о фактах выхода из строя техники в результате авиационных происшествий.

Это стоит назвать без преувеличения феноменальным показателем. Российские военные летчики, если верить официальным данным (а нет оснований им не верить), не совершили в Сирии ни одной критической ошибки, которая бы привела к потере машины. Ни один из используемых ВКС РФ в Сирии аппаратов никогда критически не подвел с технической точки зрения. Но дело в том, что техника неизбежно подводит, а люди неизбежно делают ошибки, искусство командира лишь в том, чтобы как можно сильнее минимизировать этот эффект. По крайней мере, именно так считают военные летчики. Операция же в Сирии полностью опровергает этот до последнего времени незыблемый постулат.

Все это выглядит тем более удивительным, что с 1991 года до буквально последних нескольких лет ВВС РФ пребывали в состоянии перманентного и даже катастрофического развала. Были расформированы десятки знаменитых авиаполков и дивизий, заброшены аэродромы, закрыты летные училища, десятилетиями в войска не поступала новая техника, тысячи летчиков были уволены из ВВС, а оставшиеся не могли подняться в небо из-за того, что в частях отсутствовали запчасти и топливо. И вдруг, на этом фоне – такие неожиданно достойные показатели в Сирии.

Что же позволило достичь столь невероятных результатов – причем не только отсутствия потерь, но и высокого числа вылетов и эффективности поражения противника?

По мнению большинства экспертов, своим успехом ВКС обязаны трем факторам.

Первый: высокий уровень техники и персонала

Эффективные действия ВКС главный редактор журнала «Экспорт вооружений», сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов объяснил новизной российской техники, а также качественным ее обслуживанием. «Машины там применяются либо нового производства, либо те, что прошли ремонт и модернизацию», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Главком ВВС (2002–2007), Герой России, генерал армии Владимир Михайлов считает, что успехам ВКС в Сирии способствует высокое качество российских самолетов, высокий уровень подготовки летчиков и безукоризненная работа всего персонала, участвующего в подготовке и организации полетов. «Техника очень надежная», – подчеркнул собеседник. «Американцы были в шоке, когда узнали о количестве выполняемых нами вылетов. Им этого не понять», – добавил он.

«Главная причина успеха – это возврат должного внимания со стороны военно-политического руководства России к боевой готовности и технической оснащенности российских Вооруженных сил», – вторит бывшему главкому и Мураховский. Продемонстрирован новый уровень управления боем, отметил эксперт и добавил:

«Из национального центра управления обороной страны оперативная группа в режиме реального времени взаимодействует с командованием группировки в Сирии и с ВКС, которые работают непосредственно над полем боя. Она получает картинку в режиме реального времени с беспилотников, с некоторых космических средств, данные радиолокационной обстановки. В общем, гигантская система управления совершенно нового типа, которой раньше не было никогда у нас, и в Советской армии ее не было».

Эксперт указал, что командование группировки представлено общевойсковыми командирами, оперативные группы военных советников, которые действуют при сирийских соединениях и некоторых частях, – это тоже общевойсковые командиры.

«Также я бы отметил действия нашей системы материально-технического обеспечения, которая на этом удаленном театре военных действий сумела обеспечить нормальные условия для людей и техники, бесперебойное снабжение всей номенклатурой – от горючего, боеприпасов до вещевого обеспечения», – подчеркнул Мураховский.

Второй фактор – разведка

Как известно, в Сирии действуют все виды разведки. Глава Чечни Рамзан Кадыров еще в начале 2016 года заявлял, что сражаться против ИГИЛ* авиации помогают сухопутные силы, в том числе лучшие бойцы чеченского спецназа. Кроме того, бывший командующий Сил специальных операций (ССО) Алексей Дюмин признавался «Коммерсанту», что лично выполнял боевые задания в странах дальнего зарубежья, скорее всего, имея в виду как раз Сирию.

Работают разведгруппы, спецназ, а также местная агентура, какую-то информацию передают и сирийцы, перечисляет Фролов. «Безусловно, удары без разведки не наносятся, за исключением ударов, которые выполняются в так называемом режиме свободной охоты. Такие задачи тоже ставятся», – добавил эксперт. «И беспилотные летательные аппараты, и самолеты радиотехнической разведки, и Ту-214Р, которые имеют РЛС бокового обзора, и спутники – все используется», – указал он.

Мураховский тоже подчеркивает огромную важность разведки. «Задействованы и космическая, и воздушная, и радиоразведка, и войсковая, и глубинная – которую, например, ССО обеспечивают, и агентурная. По каждой цели составляется карточка, где указаны источники, достоверность данных и так далее», – объяснил он.

«Известно, что удары мы наносим по важным целям и только при подтверждении из нескольких источников, в том числе и технических средств разведки. Причем при подтверждении высокой степени достоверности», – рассказал собеседник.

Эксперт напомнил, что эти данные понадобились не только ВКС, но и ВМФ. «Для того, чтобы использовать высокоточное оружие, например «Калибр» тот же, надо иметь точные разведывательные, навигационные и топогеодезические данные», – отметил он.

«Цели, которые разведывают наземный спецназ, разведгруппы, – это близкая, тактическая глубина. В основном они работают для наземных, правительственных войск, для ракетных войск и артиллерии, – поясняет газете ВЗГЛЯД бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. – На оперативной глубине – это уже спутники, беспилотники плюс агентура. Беспилотные средства разведки позволяют в реальном масштабе отслеживать действия игиловцев, определять места скопления».

Горбенко напомнил, что в нашей авиации давно действует правило: самолету перед вылетом назначается две цели – основная и запасная.

«Но благодаря данным с беспилотников уже в воздухе может происходить не только нацеливание, но и перенацеливание. Это позволяет наносить очень точные удары как управляемыми, так и неуправляемыми средствами. Точность увеличилась в разы, практически попадание с отклонениями один–два метра. Сразу же оценивают результаты ударов. Как раз увеличение точности привело к увеличению общей эффективности в разы», – сказал генерал.

Третий – задействованы сразу все рода войск

Как подчеркнул Мураховский, высокая эффективность ВКС обеспечивается и тем, что они действуют в Сирии не в одиночку, а при поддержке всех остальных родов и видов войск. «Очень эффективно и успешно действуют и ССО, и ВМФ, применяя, например, ракетные комплексы «Калибр». Несмотря на проблемы с оснащением флота современными кораблями, он совместно с ВКС обеспечил бесперебойное функционирование в высоком темпе так называемого сирийского экспресса, то есть доставку техники и предметов материально-технического обеспечения из российских портов в Латакию», – считает Мураховский. Не стоит забывать про метеорологическое и медицинское обеспечение.

Впрочем, Антон Мардасов, начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития, считает роль ВМФ, в отличие от роли ВКС, не до конца успешной.

«Собственно, авиация себя показала замечательно: и летчики, и вертолетчики, и истребители. Но были противоречивые моменты по походу «Адмирала Кузнецова». Применение авианесущего крейсера для современного флота – это, конечно, не самый сильный опыт. Этот поход имел более учебно-боевые задачи – задел на будущее», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

Как считает Мардасов, важную роль в успехе сыграла и ставка России на восстановление регулярной сирийской армии. Как пояснил эксперт:

«Вот Иран в момент своего вмешательства в сирийский конфликт начал создавать ополчение, то есть параллельные военным сирийским подразделениям структуры. Россия же выбрала другой путь – она сразу стала «накачивать» именно армейские структуры. Были, конечно, и поставки оружия ополчению, но ставка была сделана на регулярные подразделения, точнее, на то, что от них осталось».

Как подтверждает и Мураховский, подготовку сирийских военных ведут наши танкисты, артиллеристы, связисты и целый ряд других офицеров.

«Высокий уровень оперативного искусства и тактики, который до этого сирийская армия никогда не демонстрировала, достигнут благодаря нашей помощи,

в том числе в подготовке командиров штабов и военных специалистов», – подчеркнул собеседник. Мураховский подчеркивает, что все три упомянутых экспертами фактора победы важны в комплексе, при провале одного из них ни о каком разгроме противника говорить бы не пришлось.

Война выявила и ряд слабостей ВКС

Наши военные стараются информацию о проблемах в ВКС не распространять – в том числе чтобы не радовать боевиков, заявил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Антон Лавров. «Известен только фактор наличия проблем», – указал он. Однако о некоторых пресса ранее все же сообщала.

В частности, высокоточные крылатые ракеты поначалу в ряде случаев просто не пускались. «Есть проблемы с авиационной техникой, в частности по применению крылатых ракет воздушного базирования», – признавал в декабре 2015 года замкомандующего Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Коновалов. Однако в дальнейшем этот технический сбой устранили.

«Это общая проблема, связанная с развитием военной инфраструктуры, – отметил Антон Лавров. – Даже ракеты и бомбы со спутниковым наведением требуют развернутых наземных функций корректировки, для увеличения точности. Видимо, это сразу не было сделано и заняло какое-то время».

В марте 2016 года источники в Объединенной авиастроительной корпорации и ВКС сообщали о том, что в ходе операции возникали сбои в работе оборудования новейших самолетов «Су». Отказы происходили в системе управления самолетом и двигателях. Однако эти отказы, как сообщалось, происходили по «мелочи» и «были в целом некритичными». В этой связи их удавалось устранять по ходу, и никакого серьезного влияния на действия авиации они не оказали.

Однако со многими проблемами справиться до сих пор не удалось. И одна из главных связана с высокоточными боеприпасами.

Резервы свободнопадающих бомб (например, ФАБ-250 М-62 и ОФАБ-250) у нас, образно говоря, почти безграничны, а вот высокоточных боеприпасов остро не хватает, сообщил Лавров. В связи с этим такое вооружение «приходится использовать практически с заводов, так как не созданы запасы», – объяснил эксперт.

Остроту проблемы с боеприпасами удалось снизить за счет того, что с начала прошлого года ВКС, насколько известно, начали использовать крылатые ракеты Х-35 (в боевой обстановке ранее не испытывались). Нюанс в том, что эта ракета – противокорабельная. Специфическая траектория полета, а также особенности характеристик радиолокационной головки самонаведения значительно осложняют стрельбу по наземным целям. Это возможно, хотя и очень дорого.

Оптимальным было бы применение корректируемых авиабомб (КАБ), которые значительно дешевле высокоточного оружия. Но дело в том, что запасы КАБ у России не так уж и велики, так как долгое время считалось, что подобное вооружение понадобится в редких случаях.

Кроме того, в России не так уж много пилотов, умеющих использовать КАБ. Отдельно стоит отметить, что КАБ-500С отнюдь не дешев, по стоимости он равен автомобилю премиум-класса. Поэтому, по данным прессы, такие бомбы пришлось расходовать экономно – редкая цель в Сирии удостаивалась более чем одной КАБ, чего порой недостаточно для гарантированного уничтожения.

С подобной проблемой сталкивались и американцы при широком внедрении высокоточного оружия (1990-е годы). Для них решением стало внедрение JDAM – комплекта оборудования на основе технологии GPS, преобразующего имеющиеся свободнопадающие бомбы во всепогодные корректируемые боеприпасы. С учетом огромных запасов ФАБ и ОФАБ для нашей страны это могло бы стать относительно недорогим и простым выходом из ситуации, однако в России пока ничего подобного не создано. По крайней мере, в открытых источниках о создании такого оборудования не сообщалось.

Остро не хватает ударных беспилотников

В связи с этим больший упор все еще делается на более дешевое оружие – неуправляемое, отметил Лавров. Такими бомбами сложнее попасть по движущимся мишеням, указал он и добавил:

«Мы не НАТО и пока еще исключительно высокоточным оружием не действуем. С одной стороны, это снижает затраты, с другой же – делает куда более уязвимыми наши самолеты. Очевидно, что охота за мобильными целями – вооруженными пикапами и просто малыми группами – сопряжена с риском для пилотов».

Ведь летать приходится на малых высотах с риском напороться на огонь зенитных пулеметов, ручных гранатометов и ПЗРК. Здесь как нельзя более кстати могли бы прийтись ударные дроны. Вот только подобная российская техника все еще находится в стадии испытаний. «Существует очень большая проблема ударных беспилотников – их нет», – подчеркнул Лавров. В Сирии и Ираке воюют дроны китайского и даже иранского производства. «Используют самодельные беспилотники ИГИЛ и курды – все, кто угодно, а у нас они по-прежнему находятся в разработке, и когда появятся – непонятно», – посетовал эксперт.

Но отчасти и эту проблему все же решить удалось. «В последние месяцы стали активнее использовать вертолеты, и с поражением движущихся целей стало лучше, по моим впечатлениям», – отметил Лавров. «Да и управляемого оружия появилось гораздо больше», – добавил он. Ударные вертолеты отчасти перекрыли нишу беспилотников, но и их в Сирии не так много. «Они более уязвимы, особенно днем, и не могут долго находиться в воздухе, патрулировать», – указал эксперт.

Выявила операция в Сирии и еще один недостаток. Выяснилось, что тактико-технические характеристики и количество самолетов-заправщиков не могут обеспечить российскую авиацию на дальних полетах. У нас массовая нехватка заправщиков, а также пилотов, готовых к заправкам в воздухе, отметил Лавров. Но для войны в Сирии это не особо важно, указал эксперт, так как для всех дислоцированных на базе Хмеймим самолетов, кроме, может быть, Су-25, дальность там вполне доступная. Однако данная проблема выявилась при массовой переброске ВКС в Сирию в 2015 году и выводе части войск в 2016-м, когда самолеты не дозаправлялись в воздухе, а ограничивались только подвесными топливными баками.

«Удары с воздуха и с моря по группировкам и инфраструктуре террористических организаций ИГ** и «Джебхат-ан-Нусра» были точными и мощными, эффективными, – заявлял в мае 2016 года президент Владимир Путин. – Вместе с тем, и на этом мы должны будем сосредоточить все наше внимание, операция в Сирии выявила и определенные проблемы, недостатки. По каждому проблемному вопросу должно быть проведено самое тщательное расследование, имею в виду профессиональное расследование, самый тщательный анализ, а затем приняты меры по устранению этих проблем».
Автор: Никита Коваленко
Первоисточник: https://vz.ru/politics/2017/9/29/885918.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 32

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. avia12005 (Юрий) 29 октября 2017 06:48
    Если бы безумно и предательски не уничтожили в конце 90-х истребительно-бомбардировочную авиацию, то одной дивизии на Су-17М4 или Миг-27Д, К или М в условиях пустыни хватило бы, чтобы за месяц выбить все исламское государство.



    И Опытнейшие лётчики были, и новая техника. В 23 ВА ставили на базу хранения в Степи Су-17 М4, а в формуляре у них 11-15 часов... Техсостав и лётчики плакали... Угробили фронтовую авиацию, разогнали людей. Зачем Су-34 и Су-24М в Сирии???

    Микроскопами гвозди забивать и расходовать ресурс, который, если понадобится, необходим, чтобы преодолевать насыщенную ПВО и уничтожать сильного противника.

    А в Сирии было бы достаточно иметь по одному звену Су-34 и Су-24М для поражения наиболее важных целей и испытания новой техники. Эх...
    1. Дедкастарый (Дедка Старый) 29 октября 2017 06:52
      Цитата: avia12005
      Зачем Су-34 и Су-24М в Сирии???

      то есть,опыт в реальных условиях не важен?
    2. Маз 29 октября 2017 10:07
      Фсё пропадло! Нам хана! Завтра сдадимся штатам и вернём крым основателям вселенной и человечества могучим и особенным, избранным и гениальным - украинцам...wink
    3. turbris (Борис) 29 октября 2017 11:45
      Эра этих самолетов уже безвозвратно ушла, зачем жить прошлым. Если-бы сейчас эти самолеты применялись в Сирии, то мы ничем бы не отличались от отсталых арабских стран. А в формулярах Су-17М4 по 11-15 часов получилось не потому что горючки не было и все сидели на земле? Тем более, что мы все равно переходим на многоцелевые самолеты, что экономически эффективнее, чем иметь отдельно истребители и истребители-бомбардировщики.
      1. Nikolaevich I (Владимир) 29 октября 2017 13:17
        Цитата: turbris
        все равно переходим на многоцелевые самолеты, что экономически эффективнее,

        Ну-ну...свежо предание,да старый запашок. В 30-е годы увлечённо мастурбировали с "абсолютно" универсальными арт.орудиями (ведь и они должны быть "экономически эффективнее"...)..и чё в итоге? fool Мериканцы собирались на "раз-два" ,,завалить,, Вьетнам сверхзвуковыми "фантомами",а в итоге пришлось воевать и "специализированными" самолётами:от реактивных "Дрэгонфлэй" до старых винтовых(поршневых) А-1.Сейчас размечтались выкинуть Су-25-е и заменить его на "штурмовик" Як-130 супер-пупер 1-го ранга..А чё? И учебно-тренировочный...и учебно-боевой варианты имеются...разведовательный и ударный беспилотник на подходе...Многоцелевой! Значит,дешевле и эффективней ?!Можно и штурмовик I ранга "замутить" ? Дешевле? Может быть....эффективней? Вряд ли...Ведь Як-130 при рождении не задумывался нести броневую защиту и мощное вооружение.А тогда,что будет дешевле-при выполнении сложной боевой задачи потерять 1 Су-25 (или не потерять ни одного)...или потерять пару-тройку Як-130"супер-пупер"
        1. turbris (Борис) 30 октября 2017 11:29
          Конечно лучше иметь и то, и другое, а про Як-130 это только хотелки разработчиков, никто его реально штурмовиком делать не собирается. А про Су-25 - он же не вечный, даже в Сирии уже радиус не удовлетворяет, сейчас он действует при низком уровне противодействия ПВО, а сколько их сбили в Грузии, а в Афганистане? Его век уже закончился и модернизируют, только по случаю отсутствия чего-то подобного.
          1. Nikolaevich I (Владимир) 30 октября 2017 14:40
            А Су-34 посылать гоняться за каждым джихадмобилем или квадроциклом тоже никто "не собирается" ? А про Су-25-согласен...не вечный...и модернизируют "по случаю отсутствия...." Да вот только замену ему так же никто "делать не собирается"! А то,что сбивали ....так это же боевой самолёт,выполняющий боевые же задачи ,а не "авиапочта России"; и "неуязвимых" штурмовиков до сих пор не придумали. Можно привести аналогию с Ил-2.Ох,как сколько их сбивали, а производство их только наращивали...Потому что Нужны Были ! А в Грузии-это не аргумент...почти все были сбиты "дружественным" огнём.когда пилоты,не ожидая "подвоха",не соблюдали более безопасный режим полёта,не готовы были немедленно предпринять манёвр уклонения.
    4. Комментарий был удален.
  2. a.s.zzz888 (шериф) 29 октября 2017 06:59
    ... хорошая статья, спасибо автору...
    три самолета (сбитый турецким F-16 Су-24, а также Су-33 и МиГ-29К авиакрыла крейсера «Адмирал Кузнецов») и пять вертолетов.

    ... но тут можно вычесть и 33-й, и 29К... они не попали под вражеский огонь - это технические потери...
    1. боеприпас (Николай ) 29 октября 2017 12:44
      Цитата: a.s.zzz888
      хорошая статья, спасибо автору...


      Очень хорошая!
      Тут ( как диванный стратег ) , посчитал и посмотрел как там было в Великую Отечественную ?
      Получилось , что в Сирии интенсивность авиации в 30 раз! ( в тридцать раз ) выше , чем в Отечественную. Есть чему удивляться.
      А если прикинуть .. предположить , что в Сирии один самолёт раз в 5 ( пять .. может и больше пяти) эффективнее , чем самолёт в Отечественную.. тогда получается , что 80 самолётов могли сделать работу всей авиации за 4 года Отечественной.
      Да уж.. Американцам есть где удивиться.
      1. a.s.zzz888 (шериф) 29 октября 2017 13:02
        боеприпас Сегодня, 12:44 тогда получается , что 80 самолётов могли сделать работу всей авиации за 4 года Отечественной.

        ... где то Вы не далеко от правды...... когда давно в детстве, я так же мечтал - при отражении конницы Чингис-хана, поставить так-эдак с пяток, другой "Максимов"...и только воду подливай и ленты перезаряжай...
        1. боеприпас (Николай ) 29 октября 2017 13:18
          Цитата: a.s.zzz888
          пяток, другой "Максимов"...и только воду подливай


          -)) Тут не совсем то.
          -------------------------
          Пока шарился , нашёл цифры , что у немцев к концу войны стало 0,3 самолётовылеты на один самолёт в день. А у нас к концу войны стало 0,03 ! То есть - к концу войны у нас самолёт вылетал раз в месяц ( в среднем ). Вот об этом и речь.
  3. Stas157 (Стас) 29 октября 2017 08:04
    . «Ни одной катастрофы или серьезного летного происшествия с самолетами, которые вылетали именно с авиабазы Хмеймим и с других аэродромов на территории Сирии, не было вообще», – подтвердил газете ВЗГЛЯД военный эксперт

    А, Су-24, который выкатился, не в счёт?
  4. Салют (Андрей Шилов) 29 октября 2017 08:47
    фантастика когда ВКС РФ бьет противника с нулевой ПВО, а против стран НАТО? самолеты будут падать как листья осенью?
    1. Удав КАА (Александр) 29 октября 2017 12:20
      Цитата: Салют
      ВКС РФ бьет противника с нулевой ПВО, а против стран НАТО?
      Ну, во-первых, у бармалеев есть ПЗРК, а также ствольная МЗА. Да и ТОУ по вертолетам очень даже ничегошно пуляет...
      Во-вторых, с НАТО играться будут по-взрослому. РВ обязательно причешут выявленные ПВОшные цели, по аэродромам отработают заранее. Ну и уповаем на бортовое РЭБ, типа Хибин/Гималаев/Президента...
      А вот то, что в статье указано, что в инженерном отношении Сирийский ТВД -- никакашка, это почему-то мало кого задело. Тогда, как с помощью ВТО будем Штаты наказывать? или ту же "Владычицу морей"?
      И потом, нет в достаточном количестве Ил-78 (танкеров)...плохо, конечно...А почему про А-50/50У молчите? я уже не говорю, что современные БД на ЦЕ ТВД без А-100 вообще невозможны...Но про это любитель панегириков в адрес наших ВКС вообще не вспоминает! Это -- в-третьих.
      Так что, нечего в восторге захлебываться собственными соплями, есть еще куда расти: не только вширь, но и вверх!
      Ага.
  5. avia12005 (Юрий) 29 октября 2017 09:34
    Цитата: Дедкастарый
    Цитата: avia12005
    Зачем Су-34 и Су-24М в Сирии???

    то есть,опыт в реальных условиях не важен?

    До конца мой пост дочитайте
  6. Dzafdet (Сергей) 29 октября 2017 09:38
    Цитата: Салют
    фантастика когда ВКС РФ бьет противника с нулевой ПВО, а против стран НАТО? самолеты будут падать как листья осенью?

    Там будет применяться системы РЭБ и ракеты для подавления ПВО. Например, ПВО Украины будет подавлено за 3-5 дней. НАТОвское за 7-10...
  7. ver_ (вера) 29 октября 2017 11:36
    Цитата: Салют
    фантастика когда ВКС РФ бьет противника с нулевой ПВО, а против стран НАТО? самолеты будут падать как листья осенью?

    ...дас , как листья кленовые падают с ясеня...
  8. Nikolaevich I (Владимир) 29 октября 2017 13:37
    Для них решением стало внедрение JDAM – комплекта оборудования на основе технологии GPS, преобразующего имеющиеся свободнопадающие бомбы во всепогодные корректируемые боеприпасы. С учетом огромных запасов ФАБ и ОФАБ для нашей страны это могло бы стать относительно недорогим и простым выходом из ситуации, однако в России пока ничего подобного не создано. По крайней мере, в открытых источниках о создании такого оборудования не сообщась"...вот это-то и не правда !
    Опытная управлямая бомба ФАБ-500М-62 с МПК (Россия. 2009 - 2010 год)
    Jul. 20th, 2017 at 6:15 PM

    ГНПП «Базальт» с начала 2000-х годов идет полномасштабная разработка специального унифицированного набора модулей планирования и коррекции (МПК) для дооснащения ими свободнопадающих авиационных бомбардировочных средств поражения – фугасных авиабомб и разовых бомбовых кассет. Подобный подход к модернизации авиабомб уже применяют в США, где по программе JDAM на базе серийных свободнопадающих бомб Mk-82, Mk-83, Mk-84 и некоторых других калибра 500, 1000 и 2000 фунтов создаются управляемые бомбы серии GBU-31, GBU-32,. GBU-38 и т.д. с совершенно новыми боевыми возможностями, придавая бомбам XX века, свойства высокоточного оружия XXI века. Отечественный разработчик – ГНПП «Базальт» – обещает значительно меньшую стоимость модернизации авиационных боеприпасов чем американских. В зависимости от решаемой задачи доработка будет заключаться в «навешивании» на корпус обычной свободнопадающей бомбы одного или нескольких специальных функциональных модулей, включающих систему раскладывающихся крыльев, блоки системы управления, инерциальной навигации и спутниковой коррекции. Такими комплектами можно будет оснащать как имеющиеся на вооружении ВВС свободнопадающие авиабомбы, так и все новые и модернизированные. Программа позволит повысить точность и функциональность свободнопадающих бомб и, в зависимости от полноты комплектации, получить высокоточное оружие, применяемое с малых высот вне зоны действия объектовой ПВО ...

    Преимущества авиабомб с МПК в том, что масса боевой нагрузки в бомбе достигает примерно 70% от стартовой массы, в то время как в аналогичной ракете – всего 15-20%. Что же касается стоимости, то она по данным ГНПП «Базальт» составит не более 5-10 стоимостей самой бомбы, что значительно ниже стоимости новых корректируемых бомб и управляемых ракет. Впервые ГНПП «Базальт» продемонстрировало свою новую разработку модуль планирования и коррекции (МПК) на авиационно-космическом салоне «Аэро Индия 2003», который проходил в Бангалоре. В России на МАКС-2009 в Жуковском ГНПП «Базальт» представило модель и информацию по фугасной авиационной бомбе ФАБ-500М62 с модулем планирования и коррекции (МПК). Авиабомба ФАБ-500М62 является одной из самых массовых отечественных авиабомб, которая до сих пор находится на вооружении ВВС многих стран мира. Модуль планирования и коррекции (МПК) это сугубо аэромеханическая система, в которой нет никаких двигателей и даже электрических систем. Идея состоит в том, чтобы сделать очень дешевое устройство, которое можно было бы в зависимости от тактической ситуации присоединить к бомбе свободного падения непосредственно в аэродромных условиях. Модуль включает в себя специальные крылья, раскладывающиеся в полете и систему коррекции от ветрового сноса. Для применения авиационных бомб оснащенных модулем планирования и коррекции используется штатный прицельный комплекс. ОАО «558 Авиационный завод» на том же международном салоне МАКС-2009 представил аналогичный по назначению носитель автономных средств поражения «Модуль-А» для свободнопадающей бомбы OFAB-250. На ГНПП «Базальт» подготовлено четыре различных по уровню комплектации базовых варианта модернизации авиабомб по оснащению их МПК:

    • Первый вариант предусматривает оснащение бомбы так называемым «простым» МПК – для этого предусматривается установка только простого модуля планирования и коррекции, который прикрепляется к корпусу бомбы, а введение электронных модулей управления не производится. В такой комплектации можно применять авиационные бомбы на тех же дальностях до 6–8 км, но с предельно малых высот 50–100 м, а не с привычных для использования обычных ФАБ 3–4 км, где самолет весьма уязвим для поражения средствами ПВО.

    • Второй вариант предусматривает кроме установки МПК из стандартного набора еще и оснащение навесным малоразмерным управляющим блоком с инерциальной системой наведения (блок ИНС), позволяющим стабилизировать бомбу в полете и выводить в заданный район применения. Такой вариант при сохранении заданной точности обеспечит дальность сброса 12–15 км.

    • Третий вариант предусматривает значительное повышение точности поражения цели. По нему МПК с блоками ИНС дополнительно оборудуются приводами и приемником спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС. Этот вариант оснащения повысит эффективную дальность пуска до 40–60 км в зависимости от режима и скорости носителя. Точность АБСП с МПК в такой комплектации составит не хуже 10 м.

    • В четвертом варианте предусмотрено увеличение дальности применения боеприпаса. На бомбе кроме МПК и полноценного модуля управления планируется размещение блока двигательной установки с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, что повысит эффективную дальность применения до 80–100 км.





    Преимущества авиабомб с МПК в том, что масса боевой нагрузки в бомбе достигает ло
    "По крайней мере,в открытых источниках о создании такого оборудования не сообщалось"...вот это-то и не правда .
    1. Мих1974 (Михаил) 31 октября 2017 05:07
      Все выщеперечисленное - шляпа. negative Уже поставили и используют модуль "гефест" good , с ним вообще ничего на бомбу вещать не надо и в отличии от приведенного вами - никакого пуска со 100 метров, где любая падла из ПЗРК завалить может.
      Кстати автор статьи очень подозрительно как раз про "гефест" промолчал, подозреваю "засланный казачек".
      Вот что у нас пока проблема с "охотой на движущиеся" цели - это правда, и тут только американский опыт с БПЛА и "халфаер" нам в помощь. hi . Вертолет конечно надежнее, но и более рискованнее. Отсюда суровый вывод - нужен аналог "халфаер" и огромное число ( может в половину от мериканского) ударных БПЛА. Это кстати частично закроет проблему нехватки "заправщиков", если задачи длительного патрулирования будут переложены на БПЛА. Собственно совмещение БПЛА и "СВП-24" позволит утюжить даже чугунием и многократно снизит риски и нагрузку на людей. good
      Более того, если внимательно рассмотреть потери в вертолетах, то и там все далеко не так однозначно. Первый нам сожгли при эвакуации сбитого турками пилота, второй вроде реально сбили, но там мы сами какого то черта поперлись через тылы "черных" причем просто грузовым без прикрытия request , третий - вообще мутно, то ли ведомый его завалил нурсом, то ли у ведущего как раз нурс разрвали при запуске и он ему хвост отрубил, очень странное там видео было, остальные вертушки так же - вроде сами попадали. По крайней мере про последнее проишествие с Ми-28 писали, что это был сбой и он на вынужденнкю плюхнулся, а там или мы его бахнули уже на земле или уволокли, в общем тоже как то далеко от "боевой потери".
      Жаль нашим насбивать ни мерикасов ни жыдовцев не разрешают feel
      1. Nikolaevich I (Владимир) 31 октября 2017 08:09
        Цитата: Мих1974
        Уже поставили и используют модуль "гефест" , с ним вообще ничего на бомбу вещать не надо и в отличии от приведенного вами - никакого пуска со 100 метров, где любая падла из ПЗРК завалить может.

        Ну...во первых,мой коммент о СН МПК "Базальта"-как возражение на утверждение автора,что у нас" ничего нет"...во вторых,МПК разрабатывались,судя по всему,до принятия на вооружение (а может...и разработки) СВП-24...в третьих,СВП-24,возможно, имеет ограничения на установку по типам носителей...в четвёртых,СВП-24 имеет максимальную эффективность лишь при 100% полном наборе необходимых развед.данных (включая температуру воздуха,атмосф.давление,силу ветра.....) Где измеряются эти параметры? На самом носителе "Гефеста"? Такую инфу я не припоминаю...а если нет ? Ведь СВП-24-это,всё-таки, Подсистема ! Тогда окажется,что СН МПК требует меньшего набора параметров и будет проще в применении...(и американцы,со своей JDAM, с вами не согласны... wink )
        Кстати,вертолёты весьма уязвимы на современном поле боя в следствии своих определённых ТТХ (скорость,высота полёта, манёвренность ...)Преуменьшить значение таких факторов возможно при правильной организации вертолётного компонента ВС,грамотного планирования боевых действий,высокой выучки лётного состава.
        1. Nikolaevich I (Владимир) 31 октября 2017 08:23
          P.S.
          Цитата: Nikolaevich I
          никакого пуска со 100 метров, где любая падла из ПЗРК завалить может.

          Ну....100 метров "придуманы" для того,чтобы можно было спокойно пальнуть боеприпасом за 80-100 км от цели,не боясь дальнобойных и высотных ЗРК (например,"Пэтриот"... ) со своей территории (без падлы с ПЗРК ).Также,не плохо бы вспомнить.от чего и для чего ,появилась,в своё время,концепция использования боевой авиации с малых и предельно малых высот...
  9. Волька 29 октября 2017 14:52
    зачетная статья, но как бы не переборщить с поспешными выводами...
  10. Captain Nemo (Nemo) 29 октября 2017 18:03
    Дай Бог, что бы делалась работа над ошибками и извлекались уроки
  11. слава1974 (слава) 29 октября 2017 18:44
    Если бы такая же пропорция сохранялась в ВВС России во время операции в Сирии, потери российской авиации должны были бы составить два–три самолета и около десятка вертолетов. Оставим за скобками тот важный факт, что в Афганистане советские самолеты летали в условиях реального и тяжелого зенитного противодействия с земли, чего наши летчики в Сирии практически не имеют.

    А если вспомнить еще более давние времена, а именно Великую Отечественную, то окажется, что тогда до 60% советских самолетов были потеряны без какого-либо воздействия противника – в результате аварий и катастроф.

    С первым тезисом готов поспорить.Противодействие есть, и не все потери посчитаны.Поэтому в принципе, как было так и есть.
    Второй тезис выкинуть на помойку. я считаю, что это ни чем не подтвержденная ложь.
    1. казак 471 (Казак) 29 октября 2017 21:19
      Имеем то что имеем. от состояния экономики Я на днях узнал что по количеству живности в стране мы не догнали царскую Россию. кстати . рубль принимали банки по всему миру .
      1. слава1974 (слава) 29 октября 2017 22:04
        Имеем то что имеем

        Ну да. По уровню сельского населения в Северо-западном регионе на уровне 18 века ( без учета Санкт-Петербурга)
        Но с другой стороны, по уровню наличия кос или серпов, мы Российскую Империю не догоним никогда.Корректно ли так мерить?
        1. боеприпас (Николай ) 29 октября 2017 22:43
          Цитата: слава1974
          по уровню наличия кос или серпов, мы Российскую Империю не догоним никогда

          Вот СССР , по уровню серпов , был даже впереди Российской Империи. И намного winked А уж по уровню молотов .. в тыщи раз превосходил.
          1. Голован Джек (Роман) 29 октября 2017 23:00
            Цитата: боеприпас
            Вот СССР , по уровню серпов , был даже впереди Российской Империи. И намного А уж по уровню молотов .. в тыщи раз превосходил

            Коси и забивай!

            Был и такой "лозунг" при Союзе... эх, молодые мы тогда были, и дурные...
  12. E_V_N (Евгений) 29 октября 2017 22:58
    Резервы свободнопадающих бомб (например, ФАБ-250 М-62 и ОФАБ-250) у нас, образно говоря, почти безграничны, а вот высокоточных боеприпасов остро не хватает, сообщил Лавров. В связи с этим такое вооружение «приходится использовать практически с заводов, так как не созданы запасы», – объяснил эксперт.

    В 2016 году попалась статья зам командующего ВКС, так вот там говорилось, что в РФ пошли другим путем. Вместо оснащения каждой бомбы корректирующими механизмами и системами навигации как в США, были созданы и установлены на самолеты системы автоматического прицеливания и бомбометания. То есть самолет, получив цель, на автопилоте выводится на нужный курс и в нужный момент производится автоматическое бомбометание, система сама учитывает и высоту и ветер и погодные условия и прочие параметры. Причем в статье утверждалось, что точность бомбометания не только не хуже, а даже лучше чем у американцев с их высокоточными бомбами.
    1. Мих1974 (Михаил) 31 октября 2017 05:13
      Вроде чутка хуже, у них 1-2 метра, у нас 3-5, но как по мне - что 2, что 5 метров от меня шварнется 500 кг взрывчатки, мне уже пофигу будет по любому laughing .
      При этом у нас кардинальное отличие от матрасов: если заглушить спутниковую привязку для самолета -это очень геморойная и высокоэнергитическая задача (за которую кстати могут отдельную бомбу сбросить), то глушить сигнал "ближе к земле" уже проще. То есть если наш самолет вышел "на точку сброса" и ему не помещали - поздняк что то "глушить", подарок к вам уже летит, тогда как на омериканские бомбы как раз еще как можно повлиять в процессе падения. Не скажу что можно на вражьи окопы ее заставить рухнуть laughing , но что ты наши головы она не шмякнулась - вроде реализуемая задача.
  13. turbris (Борис) 30 октября 2017 11:38
    Что действительно хорошо для наших ВВС - это опыт эксплуатации авиационной техники в сложных климатических условиях и опыт применения существующего оружия класса "воздух-земля". Личный состав справляется с этим великолепно. Авария с выкатившимся Су-24, в соотношении с количеством самолето-вылетов, ничего не значит - трагическая случайность из которой будут сделаны соответствующие выводы, жаль конечно погибших летчиков, но такое случается и в мирное время - такая у них работа.
    1. Мих1974 (Михаил) 31 октября 2017 05:18
      Пишут что вроде через Сирию ухитрились чуть ли не всю строевую авиацияю (пилотов) пропустить. Это вам не на учениях в "картон" кидать. И это по сути после "разгрома" в войне 08/08/08. Да да надо признать что война в Грузии показала нашу тогда полную неготовность к применению боевой авиации.
      Тогда как вон, правда не знаю правда ли, пишут про действия американских летчиков , что они - не рисуют применять оружия даже по сирийцам и иранцам в присутвии наших истребителей дабы наши не восприняли это как Агрессию (и не завалили его к черту). lol
Картина дня