Либералы в поисках диктатуры

37
Либералы в поисках диктатуры


Либерализм — это учение, выступающее за гарантии частной собственности, гражданских прав и верховенство права, реализуемого многопартийной системой. Так на бумаге. На деле, особенно в эпоху революции, между этими принципами могут возникать противоречия. И тогда защита частной собственности может вылиться в социальный элитаризм, требующий диктатуры.



Пока либералы — а в России 1917 года в партийном отношении это прежде всего конституционные демократы — боролись за власть с самодержавием, они выступали за правительство, ответственное перед парламентом. Однако, получив власть, либеральное Временное правительство первым делом лишило власти Думу. Как при самодержавии, законодательная и исполнительная власть оказалась в одних руках.

Весной 1917 года авторитет Думы в стране был всё ещё высок. Хотя политические лидеры в большинстве своём выступали против возобновления её деятельности как монархического органа, избранного по авторитарному «третьеиюньскому» закону. В то же время и Советы не могли восприниматься как представительство народа, поскольку часть общества в них никак не была представлена. В итоге правительство решило вообще ни перед кем пока не отчитываться. Но ведь ненадолго — всего-то до выборов в Учредительное собрание. Правда, шла дискуссия, когда его собирать. Кадеты выступали за чистоту выборов, а в России это означало длительную подготовку. Желательно вообще до конца мировой войны. Народ тем временем успокоится, перестанет увлекаться социалистическими идейками. При этом народ, напротив, в условиях обострявшегося социально-экономического кризиса и усталости от войны становился всё радикальнее. А левые требовали скорейшего созыва Учредительного собрания, которое могло бы закрепить итоги революции.

Когда дело дошло до социально-экономических преобразований, либералам было сложнее действовать. Ситуация предполагала государственное регулирование экономики. 25 марта Временное правительство постановило передать хлеб в распоряжение государства. Что характерно, это «социалистическое» решение было принято хоть и под давлением Совета, но по предложению министра-кадета Андрея Шингарёва. Такой ответ на потребу дня страна восприняла с пониманием. Однако он требовал продолжения, выстраивания более широкой системы регулирования, иначе ограничение торговли хлебом могло вызвать прежде всего рост дефицита.

При этом либералы оказались не готовы углублять преобразования. Либеральная программа, основанная на защите частной собственности и продолжении войны до победы, противостояла настроениям широких масс и могла быть навязана им только силой. Хотя силы у либералов не было, потому что солдаты стремились к скорейшему миру, не доверяли офицерам и не готовы были участвовать в военном перевороте. Это показали события апрельского кризиса.

На Константинополь!

Кадеты во главе с министром иностранных дел Павлом Милюковым оказались настроены весьма воинственно, надеясь «получить своё» — поучаствовать в разделе Австро-Венгрии и Османской империи, поиметь компенсацию и с Германии за издержки войны. А пока продолжалась политика, нацеленная на аннексии и получение контрибуции с противника, достичь мирного компромисса было невозможно, что не устраивало социалистов — в большинстве своём сторонников мира без аннексий и контрибуций — скорейшего мира «вничью».
Мнение Милюкова разделяло большинство кадетов. При бурных рукоплесканиях Фёдор Родичев говорил на съезде партии 26 марта: «Где же аннексии? А Константинополь? У кого мы собираемся его аннексировать? У турок?». Зал затих в недоумении. Действительно — у кого, если не у турок? «Господа, вы знаете, что Константинополь — город не вполне турецкий. Вы знаете, что там, если память мне не изменяет, 140 тыс. турок, остальные — христиане-греки и евреи». Ну, понятно: сотня тысяч турок — не в счёт. А грекам сам Бог велел жить в России, а не в Турции или какой-нибудь Греции. Не говоря о евреях. Какие уж тут аннексии!

Циничная логика либералов-шовинистов наткнулась на сопротивление миротворцев из Совета. Чтобы сохранить влияние на Советы, за которыми стояли массы столичных солдат и рабочих, Временное правительство маневрировало и приняло миротворческую декларацию. Союзники по Антанте требовали определённости: собирается ли Россия воевать в полную силу за прежние цели?

20 апреля была опубликована нота союзникам, подготовленная Милюковым и после обсуждения принятая правительством. В ней говорилось о войне до победы (что исключало быстрый компромиссный мир), после которой «демократические государства» (то есть Антанта) введут «санкции», способные предотвратить новую войну. Социалисты почувствовали себя обманутыми и не позволили поставить себя перед фактом изменения внешнеполитической линии правительства в сторону империализма. Они вывели на улицы Петрограда солдат и рабочих.
В правительстве шли жаркие споры, можно ли воспользоваться случаем и захватить всю власть, подавив Совет. 21 апреля командующий Петроградским военным округом Лавр Корнилов по приказу Александра Гучкова попытался вызвать на Дворцовую площадь две батареи Михайловского артиллерийского училища, но собрание солдат и офицеров постановило не давать ему орудий. Новое 9 января не состоялось, и Корнилов подал в отставку.

Раз оказалось невозможным подавить левых, следовало направить их энергию на пользу правительству. А это было исполнимо только при условии исключения из кабинета «ястреба» Милюкова.

Напрасно Павел Милюков убеждал премьера Георгия Львова установить твёрдую власть, готовую подавить левых. В обстановке весны 1917 года эти предложения являлись совершенно неадекватными. Милюков сначала утверждал, что не останется в правительстве в случае коалиции с левыми, но затем всё же принялся делить портфели, испытав новое унижение: ему предложили пост министра просвещения. Просвещать граждан в таких условиях Милюков отказался и покинул правительство.

Сам же Милюков склонялся теперь к тактике «чем хуже — тем лучше». Он говорил в кругу соратников: «Чем скорее революция исчерпает себя, тем лучше для России, ибо в тем менее искалеченном виде она выйдет из революции». Осознав свою контрреволюционную миссию в сложившихся условиях, кадеты и дальше колебались между «попытаться остановить» и «уйти в сторону — не наше дело». Однако, как бы они ни действовали, революция ещё долго продолжала углубляться. И она не могла не углубляться, пока не оказались так или иначе, полностью или частично решены вызвавшие её социальные проблемы.

В ожидании Бонапарта

5 мая правительство Львова было реорганизовано: в него вошли не только кадеты и другие либералы (девять министров), но и шесть социалистов. Кадеты и социалисты имели разный взгляд на стратегию социальных преобразований. При этом влияние кадетов в массах стремительно падало, так что у них отсутствовал шанс в этих условиях настоять на своём проекте преобразования России. А раз так, следовало «заморозить» революцию, отложить преобразования до лучших времён.

Поэтому кадеты и правые социалисты, такие как Александр Керенский, видели выход в том, чтобы по крайней мере до Учредительного собрания, а желательно до конца войны тормозить социальные преобразования.

Для того чтобы не просто заморозить кризис, а начать его лечить, нужны социальные преобразования — хотя бы умеренные. Чтобы люди поняли: что-то делается. А в условиях коалиции либералы стояли насмерть: никаких социальных преобразований до Учредительного собрания, нельзя предвосхищать волю народа. В действительности они легко «предвосхитили» эту волю, проведя серию преобразований в марте-апреле, когда правительство было либеральным. Но теперь встал вопрос о собственности на землю, и тогда кадеты «проявили принципиальность». Они отвергали и аграрные предложения земельного министра эсера Виктора Чернова, и предложения меньшевиков по регулированию промышленности.

2 июля они вовсе вышли из правительства и с большим трудом лишь 24 июля позволили уговорить себя возвратиться — теперь уже в правительство правого социалиста Керенского. И в этот момент у них появилась новая надежда вернуть себе лидерство. 24 июля в Ставку выехал новый главнокомандующий Корнилов.

Корнилов сразу же стал вмешиваться в политику, высказывая взгляды, близкие к кадетским. Он требовал ликвидации Советов и армейских комитетов, частичной милитаризации тыла. Особенно генерал настаивал на введении смертной казни в тылу, и было очевидно, что речь пойдёт о казнях не только уголовников.

Кадеты обеспечили ему политическую поддержку. Когда 13 августа Корнилов торжественно прибыл в Москву, чтобы принять участие в Государственном совещании, его встречала толпа поклонников, от имени которой кадет Фёдор Родичев патетически произнёс: «Гряди, вождь, и спасай Россию».

Однако в это же время один из лидеров кадетов Василий Маклаков сказал лидеру Союза офицеров полковнику Ардалиону Новосильцеву: «Передайте генералу Корнилову, что ведь мы его провоцируем». Кадеты «провоцировали» не одного Корнилова. В июне 1917 года Милюков негласно вёл через Союз офицеров армии и флота зондирующие переговоры с адмиралом Александром Колчаком (недавно ушедшим с Черноморского флота) о возможности передачи временной власти военным. Правда, 20 августа большинство ЦК кадетов всё же высказалось против установления военной диктатуры. Хотя это была официальная политическая позиция.

Попытка установить правую диктатуру натолкнётся на ожесточённое сопротивление, и 27–31 августа, во время выступления Корнилова, и позднее, когда эту диктатуру будут устанавливать белые генералы. Уже в августе перед кадетами встала проблема отношения к правой диктатуре: сохранить себя в политике и отказаться от демократических лозунгов или остаться идеалистами вне реальной политики. Милюков так ответил на этот вопрос: «Жизнь толкает общество и население к мысли о неизбежности хирургической операции. Процесс этот совершается без нас, но мы по отношению к нему не в нейтральном положении: мы призываем его и сочувствуем ему в известной мере». Однако было бы хорошо, чтобы грязную работу введения репрессий и разгрома Советов проделали другие, после чего кадеты могли бы унаследовать власть, не запачкав белых перчаток.

При этом выступление Корнилова провалилось. Ну что же, пришлось на время возвращаться к демократическим лозунгам в преддверии выборов в Учредительное собрание. Но это мало кого убедило. За кадетов голосовали сторонники правого «порядка», и таковых оказалось 4,5%.

Впрочем, ситуация к моменту выборов радикально изменилась — к власти пришли большевики. Кадеты стали активными и организованными борцами против Советской власти. Большевики отвечали им взаимностью. Уже 28 ноября 1917 года они приняли Декрет об аресте «вождей гражданской войны», к которым отнесли членов руководящих учреждений кадетов. Позже кадеты активно поддерживали Белое движение, которое материализовало либеральную мечту об установлении военной диктатуры для усмирения разбушевавшихся масс. Однако мечта продлилась недолго.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 октября 2017 07:16
    Захват власти либералами в РОССИИ за одно столетие произошёл дважды. В 1917 году военные совершили переворот с арестом и отречением царя, и у власти угнездились либералы. Итогом стало : развал всей государственной машины попытка раздела РОССИИ на удельные княжества с оккупацией *союзниками*.
    В конце двадцатого века повторилось то же самое. Всё сходится. И военный переворот и разрушение государственного аппарата, и безудержное воровство.
    Различие только в том что в 1917 году либералы нередко финансировали собственных зарубежных кураторов, а вот в девяностых либералов не прикрыто финансировали из-за рубежа.
    В РОССИИ только только остановили гражданскую войну и остановили распад на уделы, пока не наказали воров и предателей и пока не начали возрождение ГОСУДАРСТВА. Как бы нынешнее правительство ни сопротивлялось но требуется сделать шаги и дальше.
    1. +7
      28 октября 2017 08:13
      "Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить". Ф.М. Достоевский.
      1. +4
        28 октября 2017 11:55
        Цитата: Сан Саныч
        "Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить". Ф.М. Достоевский.

        У Фёдора Михайловича много высказываний про либералов. Он как истинный художник на уровне подсознания чувствовал какая опасность для России исходит от этих нелюдей. Одно из многих мыслей:
        " ....либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм… "
    2. +3
      28 октября 2017 10:09
      Статья очень понравилась описанием сложного момента в нашей истории, позже и по ссылке прочту.
      Цитата: василий50

      В РОССИИ только только остановили гражданскую войну и остановили распад на уделы, пока не наказали воров и предателей и пока не начали возрождение ГОСУДАРСТВА. .
      Эта фраза и для 1917 и для 1990-----подходит.Вот только сегодняшние либералы активизируются и объединяются изо всех сил.
    3. +2
      28 октября 2017 11:30
      Мне кажется что англо-саксонские попытки разрушения РОССИИ существуют только от того что нет программ по УНИЧТОЖЕНИЮ Англии-Франции-Германии-США. Не выплачиваются премии за убийства-отравления, не оплачиваются наёмные борзописцы по обсиранию всех и каждого в этих странах.
      Понятно что это противно, но защищаясь РОССИЯ только распаляет деятелей этих стран на подлость и в конце концов надежда на безответственность *подвигнет* их на открытую агрессию..
      1. +1
        28 октября 2017 12:19
        Цитата: василий50
        Мне кажется что англо-саксонские попытки разрушения РОССИИ существуют только от того что нет программ по УНИЧТОЖЕНИЮ Англии-Франции-Германии-США. ..
        А кому они, могут быть выгодны, как приобретение, ведь только сша из перечисленных являются владельцами собственных природных ресурсов разных наименований? Ведь войны, уничтожения, не ради удоволиствия, а из чисто коммерческих ццелей. Россия единственная обладает столь огрмными и разнообразными природными ресурсами и огромной территорией.
        1. +2
          28 октября 2017 12:57
          рептилоиду
          Ну не стоит быть столь меркантильным. В конце концов что то можно сделать и задарма, и тем услужить человечеству.
          1. 0
            28 октября 2017 14:19
            Тут ещё, Василий50, надо очень хорошо просчитать-----кто займёт освободившееся пространство? Что бы "" задарма"" себе не напортить?
    4. +1
      31 октября 2017 13:50
      Забавно. Оказывается люди с членскими билетами КПСС или "корочками" КГБ, потомственные "пролетарии" в третьем-четвертом поколении, деды которых натурально запытывали до смерти "русскую шовинистическую сволочь", "вредителей", "шпионов пяти разведок" в пыточных подвалах ЧК/НКВД - это у нас либералы.
  2. +6
    28 октября 2017 08:03
    А пока продолжалась политика, нацеленная на аннексии и получение контрибуции с противника Циничная логика либералов-шовинистов

    Автор, скажи, как называется тогда политика советского руководства в ВОВ, когда оно именно сделало ТО ЖЕ самое: потребовало и получило и территории и возмещение убытков ( от того же, кстати, врага). Тоже
    Шубин... Циничная логика либералов-шовинистов
    ? И что было бы с миротворцами, которые отказались бы от этого?
    Или Россия, жертва агрессии, не имела права получить компенсацию от агрессора за потери в самой страшной войне человечества ( на тот момент)?
    1. +5
      28 октября 2017 09:38
      Цитата: Ольгович
      Авторская цитата: "А пока продолжалась политика, нацеленная на аннексии и получение контрибуции с противника Циничная логика либералов-шовинистов"

      Автор, скажи, как называется тогда политика советского руководства в ВОВ, когда оно именно сделало ТО ЖЕ самое: потребовало и получило и территории и возмещение убытков ( от того же, кстати, врага).


      Не надо путать обстоятельства, какие сложились в первой и во второй мировых войнах. Советское руководство потребовало возврата своих, ранее захваченных земель, и компенсацию за полностью разрушенную инфраструктуру европейской части СССР.
      Но самое главное, цели в войнах были разные. Для СССР война 1941-1945 г.г. была Отечественной, цель заключалась в защите своего Отечества. Цели же войны 1914-1918 г.г. для стран-участниц, в том числе и для Царской России, были другие, империалистические, они заключались в переделе мира и в захвате колоний. Либералам в то время грезились Босфор и Дарданеллы.
      1. +13
        28 октября 2017 10:05
        Цитата: Александр Грин
        Не надо путать обстоятельства, какие сложились в первой и во второй мировых войнах.

        Обстоятельства одни и те же: нападение одного и того же агрессора, у которого были те же задачи.
        Цитата: Александр Грин
        Советское руководство потребовало возврата своих, ранее захваченных земель, и компенсацию за полностью разрушенную инфраструктуру европейской части СССР.

        Да-да, потребовало возврата .... Польше захваченных Германией в 17 веке "польских" земель. request
        А возврата своих земель-это каких? Кенигсберга?
        А России компенсации за агрессию против нее-требовать было нельзя, да?. fool
        Для СССР война 1941-1945 г.г. была Отечественной, цель заключалась в защите своего Отечества. Цели же войны 1914-1918 г.г. для стран-участниц, в том числе и для Царской России, были другие, империалистические, они заключались в переделе мира и в захвате колоний. Либералам в то время грезились Босфор и Дарданеллы.

        Для России Великая война была Второй Отечественной и цель была- в защите Отечества, как и в ВОВ.
        Агрессоры в ВМВ потеряли кучу земель. почему в ПМВ агрессоры не могли потерять и Дарданеллы, как потеряли эльзас и пр.?
        1. +3
          28 октября 2017 12:32
          Цитата: Ольгович
          Обстоятельства одни и те же: нападение одного и того же агрессора, у которого были те же задачи.

          Неверно, учите диалектику, тогда будете видеть разницу. По форме похоже, а по содержанию нет.
          Цитата: Ольгович
          А возврата своих земель-это каких? Кенигсберга?

          Насчет Кенигсберга, вы что не в курсе, как это было? Когда ликвидировали Восточный коридор, эти земли оказались ничейными. Польша на них не претендовала, а потому передали СССР.
          Цитата: Ольгович
          Для России Великая война была Второй Отечественной и цель была- в защите Отечества, как и в ВОВ

          Это квасные патриоты, которые мечтали о Босфоре и Дарданеллах, пытались так назвать, но это название не прижилось, потому что ни русский народ, ни русская армия почему-то не захотели за отечество воевать.
          Цитата: Ольгович
          Агрессоры в ВМВ потеряли кучу земель. почему в ПМВ агрессоры не могли потерять и Дарданеллы, как потеряли эльзас и пр.?

          Да у вас, батенька, просто имперские замашки...
          1. +13
            28 октября 2017 13:49
            Цитата: Александр Грин
            Неверно, учите диалектику, тогда будете видеть разницу.

            Неверно, учите ФАКТЫ истории и тогда не увидите разницы
            Цитата: Александр Грин
            По форме похоже, а по содержанию нет.

            belay
            на второй день войны немцы взяли, сожгли , взорвали российский город Калиш, вырезали (буквально) его население (сотни человек), частью загнали в концлагерь-без воды и еды. Это 1914 год, если что.
            Про ВОВ, надеюсь -сами знаете.
            В чем РАЗНИЦА в содержании?? Зверства зафиксированы Государственной ЧК
            Цитата: Александр Грин
            Насчет Кенигсберга, вы что не в курсе, как это было? Когда ликвидировали Восточный коридор, эти земли оказались ничейными. Польша на них не претендовала, а потому передали СССР.

            Вы, поучая всех, пишите ну такие нелепые вещи, что диву даешься: восточная Пруссия-основа основ всей Германии-ничейная земля?! fool СССР получил их не потому, что польша отказалась ( кто ее спрашивал, лузера? lol ) и кто-то ему милостиво ее дал, а потому что САМ ее потребовал и взял себе.
            Цитата: Александр Грин
            Это квасные патриоты, которые мечтали о Босфоре и Дарданеллах, пытались так назвать, но это название не прижилось, потому что ни русский народ, ни русская армия почему-то не захотели за отечество воевать.

            Патриоты такие же, как и в ВОВ, название прижилось, ка и лозунг "Все для фронта, все для Победы" (его и ВОВ скопировали)
            Цитата: Александр Грин
            потому что ни русский народ, ни русская армия почему-то не захотели за отечество воевать.

            Не захотели бы-вас бы не было на свете. Армия и народ войну выиграли.
            Цитата: Александр Грин
            Цитата: Ольгович
            Агрессоры в ВМВ потеряли кучу земель. почему в ПМВ агрессоры не могли потерять и Дарданеллы, как потеряли эльзас и пр.?
            Да у вас, батенька, просто имперские замашки...

            Отдайте, неимпериалист, Кенигсберг. А Франции предложите отдать Эльзас с Лотарингией. Румынии-отдать Трансильванию и т.д. . (Это все-результат ВМВ). Посмотрим, как далеко вас пошлют.
            1. +1
              29 октября 2017 08:38
              Цитата: Ольгович
              Неверно, учите ФАКТЫ истории и тогда не увидите разницы

              Вообще-то факты не учат, а анализируют, и чтобы правильно их понять, надо применять диалектический метод. В мире все течет, все изменяется, поэтому ни в природе ни в обществе не бывает ничего одинакового: ни вещей, ни событий.

              Цитата: Ольгович
              на второй день войны немцы взяли, сожгли , взорвали российский город Калиш, вырезали (буквально) его население (сотни человек), частью загнали в концлагерь-без воды и еды.

              Во-первых, зверства не являются признаком того, чтобы война называлась "Отечественной". Во-вторых, Калиш это польский город, с еврейским населением, и ваше «сожгли , взорвали российский город Калиш, вырезали (буквально) его население (сотни человек)», сильно преувеличено, иначе откуда бы к 1916 году в Калише открылась куча еврейских гимназий, школ и других заведений.

              Цитата: Ольгович
              восточная Пруссия-основа основ всей Германии-ничейная земля?! СССР получил их не потому, что польша отказалась ( кто ее спрашивал, лузера? и кто-то ему милостиво ее дал, а потому что САМ ее потребовал и взял себе.

              С Кенигсбергом тоже просто, Черчилль предложил разделить Германию на части, в частности отделить Восточную Пруссию, которая изначально должна была отойти к Польше и СССР. Надо было выбрать какую часть взять себе, Сталин взял Кенигсберг, или он должен был с Польшей поменяться на Польский коридор?

              Цитата: Ольгович
              Патриоты такие же, как и в ВОВ, название прижилось, ка и лозунг "Все для фронта, все для Победы"

              Во-первых, патриотический угар был только в начальный период войны и то у мясников и лавочников, которые кричали, что шапками германца закидаем, только вот воевать пришлось крестьянам и рабочим, которые после того, как покормили вшей в окопах за то, что кто-то мечтал о Дарданеллах, вообще прозрели и повернули штыки против царизма.

              Во-вторых, война называется Отечественной, когда на большой части своей территории развертываются военные действия, то есть враг оккупирует часть страны, и для изгнания врага мобилизируется не только армия, но и народ (партизанские отряды). Первая мировая война не затронула основную территорию России и в ней не участвовали простые граждане, а значит война для Российской империи была империалистическая, а народ ее иначе, как германской, не называл.

              Цитата: Ольгович
              Армия и народ войну выиграли.

              Старая заезженная пластика «Армия и народ войну выиграли», а большевики войну проиграли. Не смешите читателей, все уже давно с этим разобрались одни вы путаетесь.
              Цитата: Ольгович
              Отдайте, неимпериалист, Кенигсберг. А Франции предложите отдать Эльзас с Лотарингией. Румынии-отдать Трансильванию и т.д. . (Это все-результат ВМВ). Посмотрим, как далеко вас пошлют.

              Все идет к третьей мировой войне, и Эльзас и Лотарингию и другие земли олять начнут делить. Пока существует империализм, на этом не остановятся.
              1. 0
                29 октября 2017 14:37
                Цитата: Александр Грин
                Вообще-то факты не учат, а анализируют,

                Факты-именно УЧАТ, иначе нечего будет анализировать: неужели и это непонятно? request
                Цитата: Александр Грин
                чтобы правильно их понять, надо применять диалектический метод.

                Правильно? belay Где он, признанный ВСЕМИ, критерий "правильности"?
                Цитата: Александр Грин
                поэтому ни в природе ни в обществе не бывает ничего одинакового: ни вещей, ни событий.

                Да-да, исключите из русского языка: "тот же, такой же, серийный, близнецы и т.д." lol
                Все люди-разные, но все они-люди и этим одинаковы. Не знали?
                Цитата: Александр Грин
                Во-первых, зверства не являются признаком того, чтобы война называлась "Отечественной". Во-вторых, Калиш это польский город, с еврейским населением, и ваше «сожгли , взорвали российский город Калиш, вырезали (буквально) его население (сотни человек)», сильно преувеличено, иначе откуда бы к 1916 году в Калише открылась куча еврейских гимназий, школ и других заведений.

                1.Одинаковые зверства-говорят об одном и том же содержании-об ЭТОМ мы говорили.
                2. Калиш-РОССИЙСКИЙ город
                3. Учите нашу историю-если считаете преувеличенными зверства. .
                Цитата: Александр Грин
                Во-первых, патриотический угар был только в начальный период войны и то у мясников и лавочников, которые кричали, что шапками германца закидаем, только вот воевать пришлось крестьянам и рабочим, которые после того, как покормили вшей в окопах за то, что кто-то мечтал о Дарданеллах, вообще прозрели и повернули штыки против царизма

                Никто штыков против царизма не поворачивал (-вы совсем истории не знаете), кроме трусов -нефронтовиков запасных полков, боящихся отправления на фронт. Патриотов были многие миллионы-миллионы награжденных, сотни тысяч побегов из плена, дети полков, сестры РОКК и т.д. .
                Цитата: Александр Грин
                Во-вторых, война называется Отечественной, когда на большой части своей территории в ней не участвовали простые граждане, а значит война для Российской империи была империалистическая, а народ ее иначе, как германской, не называл.

                вы удивительно безграмотны. Неужели неинтересно почитать что-нибудь большее, чем сов. учебник 4-го класса?
                Цитата: Александр Грин
                Старая заезженная пластика «Армия и народ войну выиграли», а большевики войну проиграли. Не смешите читателей, все уже давно с этим разобрались одни вы путаетесь.

                Все разобрались уже как лет 30, кроме совсем замшелых и закостенелых. Читайте Брестский мир-его подписали большевики. А кто их признал в России и за рубежом ? Никто.. Кто признал эту бумажку? Никто. Кроме-вас и немецко-турецких оккупантов: хорошая компания изгоев!
                Цитата: Александр Грин
                Все идет к третьей мировой войне, и Эльзас и Лотарингию и другие земли олять начнут делить. Пока существует империализм, на этом не остановятся.

                Еще раз призываю: "Отдайте, неимпериалист, Кенигсберг. Или это-неимпериалистический захват? А эльзас , отданный Франции-уже империалистический захват, да? lol laughing
                Ваши штампы ставят вас в смешное положение....
      2. +1
        28 октября 2017 13:04
        Советское руководство потребовало возврата своих, ранее захваченных земель

        И сердце Пруссии?
        Но самое главное, цели в войнах были разные.

        И Вильгельм, и Гитлер шли за одним - за колониями* и мировой гегемонией**.
        Также и российское правительство в 1914, и Сталин в 1944 шли за *.и **.
        Одинаковы политики, одинаковы и их войны. Не будет политиков - не будет войн.
  3. +4
    28 октября 2017 10:58
    Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в современном либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния

    Простите за цитату, но привожу её, что бы наглядно представить о чём идет речь.
    Наши либералы закрывают глаза на то, что в мире, в общем то, нет свободы.
    Какая у человека может быть свобода, если ему СМИ лапши на уши навешали с три короба?
    Нет независимых СМИ.
    В мире тоталитаризм процветает. Тоталитаризм это ограничение прав и свобод граждан. Одним из основных прав человека является право на свободный доступ к достоверной информации.
    Принципы либерализма, перечисленные в цитате выше, не то что почти все попраны, о них регулярно вытирают ноги.
    1. 0
      28 октября 2017 17:29
      В России никогда не было ни честных выборов, ни настоящего либерального правительства. Нельзя любить вино, когда тебе суют кислятину. Многие страны процветают при либеральной демократии. Насчет лакейства, вся классическая русская литература описывает как раз лакейство при царизме. Царская семья держала огромные суммы в западных банках, такое поведение само по себе лакейством не назовешь. Демократия требует от народа усилий и политической активности, тогда как при диктатуре нужно только сапоги целовать, а при царизме барину служить.
      1. +2
        28 октября 2017 20:36
        В России никогда не было ни честных выборов, ни настоящего либерального правительства.

        Многие страны процветают при либеральной демократии.

        Первое без комментариев, а второе...
        Это где у нас процветающая либеральная демократия?
        Многие страны процветают при диктатуре. Это не означает, что процветание это следствии выше названных политических режимов. Кто то сидит на нефти, кто то на печатном станке, кто то просто имеет благоприятное географическое положение, многочисленные колонии (которые грабят), климат и тд.
        У нас так называемые "процветающие страны", по совместительству самые большие должники в мире. Можно взять кредит и выглядеть вполне "процветающим", пока не придёт время этот долг отдавать.
        В каждом случае причина относительного благополучия какая то своя.
        Итак, либерализм не обязательно должен приводить к процветанию.
        А второе, либерализм это только ширма, парадная вывеска. То что государство не вмешивается в дела хозяйствующих субъектов, ещё не означает что в них не вмешивается никто. В корпорациях нет демократии и на этом уровне почти не остаётся и конкурентного рынка, всё поделено на зоны влияния, цена определяется в результате картельного сговора.
        Можно продолжать и дальше...
        "Добро пожаловать" в диктатуру.
        1. 0
          28 октября 2017 23:04
          Понятно. Демократия - это диктатура, а диктатура стало быть - демократия. Все есть только ширма, поэтому давайте делать что?
          1. +2
            29 октября 2017 01:26
            Давайте подчеркнём, диктатура, она и в Африке диктатура.
            В демократических США вешали негров, а Гитлер пришел к власти сохраняя видимость демократических процедур.
            В то же время Асад, Ким (а так же в прошлом Кадафи, Хусейн..), имеющий поддержку населения, объявляется тираном и диктатором.
            Где логика в этом зазеркалье?
            давайте делать что?

            От глобальных советов воздержусь. Но написал свой комментарий, что бы подчеркнуть, что наши либералы не согласны с каким либо вмешательством своего государства в любом виде в экономические и нравственные свободы граждан, но в упор не видят, что эти самые свободы попираются извне, со стороны иных, государственных и не государственных образований.
            И что именно своё государство и призвано быть тем механизмом, по защите прав и свобод народа, так как он растит будущих его граждан (и, кстати, правителей), а следовательно может влиять на историю.
      2. +2
        29 октября 2017 14:58
        Цитата: Zina389
        В России никогда не было ни честных выборов

        Выборы в Учредительное Собрание России 1917 г-самые свободные и равные в мире, стандартов которых все западные страны достигли много позже.
        Такие вещи надо знать.
        1. +1
          29 октября 2017 15:00
          Цитата: Ольгович
          Выборы в Учредительное Собрание России 1917 г-самые свободные и равные в мире, стандартов которых все западные страны достигли много позже.
          Такие вещи надо знать.

          Мдя...достойно восхищения,говорильню и безделье в Учредилке.доказавшей свою полную никчемность и бесполезность, представлять как верх сомнительного качества демократии.
        2. +1
          31 октября 2017 13:52
          Не совсем. Правые ("фашистские", "антиреволюционные") партии к ним не были допущены. Выбирали из сортов революционеров и только.
  4. 0
    29 октября 2017 18:00
    Цитата: Ольгович
    Факты-именно УЧАТ, иначе нечего будет анализировать: неужели и это непонятно?

    Цитата: Ольгович
    Правильно? belay Где он, признанный ВСЕМИ, критерий "правильности"?

    Цитата: Ольгович
    Все люди-разные, но все они-люди и этим одинаковы. Не знали?

    Цитата: Ольгович
    Одинаковые зверства-говорят об одном и том же содержании-об ЭТОМ мы говорили.

    Цитата: Ольгович
    Никто штыков против царизма не поворачивал (-вы совсем истории не знаете), кроме трусов -нефронтовиков запасных полков, боящихся отправления на фронт.

    Цитата: Ольгович
    Все разобрались уже как лет 30, кроме совсем замшелых и закостенелых. Читайте Брестский мир-его подписали большевики. А кто их признал в России и за рубежом ? Никто.. Кто признал эту бумажку? Никто. Кроме-вас и немецко-турецких оккупантов: хорошая компания изгоев!


    Это называется "клиника", это подтверждается и ,широко используемыми вами, смайликами, когда нечего сказать - строят рожицы.
    1. +1
      30 октября 2017 10:11
      Цитата: Александр Грин
      Это называется "клиника", .

      Это называется Вам НЕЧЕГО и НЕЧЕМ возразить фактам, кроме пустых трухлявых агиток.. lol
      1. 0
        30 октября 2017 17:25
        Цитата: Ольгович
        Это называется Вам НЕЧЕГО и НЕЧЕМ возразить фактам, кроме пустых трухлявых агиток

        Нет, батенька, я, как раз, вам все аргументированно излагаю, а вот вы упорствуете в своем невежестве и строите рожицы.
        1. +1
          31 октября 2017 09:04
          Цитата: Александр Грин
          Нет, батенька, я, как раз, вам все аргументированно излагаю, а вот вы упорствуете в своем невежестве и строите рожицы.

          ФАКТЫ-у меня, у вас-какая-то пустая писанина о диалектике, которая все объясняет fool lol Вы ФАКТЫ опровергайте ФАКТАМИ, а не разлагольствованиями

          Диалектика -это философская наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.
          Теперь поняли, ЧТО такое диалектика?
          Хотя... Вряд ли.
          1. +1
            31 октября 2017 23:29
            Цитата: Ольгович
            Теперь поняли, ЧТО такое диалектика?
            Хотя... Вряд ли.


            Ваше «Факты» опровергайте фактами, а не разлагольствованиями» в сопровождении с рожицами свидетельствует о том, что вы абсолютно не понимаете, что такое диалектика, вы ее спутали с логикой.
            А логика говорит, что факты опровергаются не только фактами, а и с помощью опровержения, под которым понимается рассуждение, направленное против выдвинутого факта или положения, имеющее своей целью установление его ошибочности или недоказанности. Одним из, наиболее распространенных, приемов опровержения является выведение из опровергаемых фактов следствий, противоречащих истине.
            Например, вы придумали факт, что Земля стоит 5 триллионов долларов, каким фактом его опровергнуть. Сказать, что она ничего не стоит. Тоже вроде бы неправильно. Вот в таких случаях и применяется логическое опровержение, что, во-первых, Земля не является чей-то собственностью и, во-вторых, вряд ли на это найдется покупатель.
            1. 0
              2 ноября 2017 11:00
              Цитата: Александр Грин
              А логика говорит, что факты опровергаются не только фактами, а и с помощью опровержения, под которым понимается рассуждение, направленное против выдвинутого факта или положения, имеющее своей целью установление его ошибочности или недоказанности. Одним из, наиболее распространенных, приемов опровержения является выведение из опровергаемых фактов следствий, противоречащих истине.

              Что с вами?! fool
              Факты не могут опрвергаться рассуждениями, ибо они объективно существующая РЕАЛЬНОСТЬ, вне зависимости от восприятия и оценки их кем либо.
              1. +1
                2 ноября 2017 22:07
                Цитата: Ольгович
                Факты не могут опрвергаться рассуждениями, ибо они объективно существующая РЕАЛЬНОСТЬ, вне зависимости от восприятия и оценки их кем либо.

                Дело в том, что сейчас очень много фиктивных фактов, а потому их истинность обязательно проверяется. То что есть в архиве какая-то бумажка еще не доказательство, что он истинный. Ваши единомышленники (ненавистники Советской власти), начиная с рождения Советской власти, такой макулатуры столько наплодили, особенно когда добивали СССР, один Катынский расстрел чего стоит. Ельцинисты состряпали документы по Катыни, теперь от поляков отбоя нету - требуют компенсации. Так что будьте осторожнее с клеветой, все это попадает в Россию, если она вам дорога.
                1. 0
                  3 ноября 2017 09:46
                  Цитата: Александр Грин
                  Дело в том, что сейчас очень много фиктивных фактов, а потому их истинность обязательно проверяется

                  Дело в том, что фиктивные факты-это уже НЕ факты.
                  Цитата: Александр Грин
                  Ваши единомышленники (ненавистники Советской власти), начиная с рождения Советской власти, такой макулатуры столько наплодили, особенно когда добивали СССР,
                  Убийственной (против себя) макулатуры и убийственные факты наплодила сама сов власть, будучи уверенной, что никто и никогда в совсекретные архивы не попадет.
                  Вот и я Вам факты привел, а в ответ-пустая пусторечь
                  Цитата: Александр Грин
                  все это попадает в Россию, если она вам дорога.

                  Россия-лучшая страна на свете и ее ПРАВДИВУЮ историю НАДО знать!
                  1. 0
                    3 ноября 2017 21:35
                    Цитата: Ольгович
                    Россия-лучшая страна на свете и ее ПРАВДИВУЮ историю НАДО знать!

                    Вы ее с вашими подельниками уже так изоврали, что до правды сегодня не добраться. Придет время и все Великое будет названо Великим, как это уже случилось со Сталиным. Его 60 лет поливали грязью, уничтожали его труды, а теперь уже даже клеветники подымают его на щит.
                    1. 0
                      4 ноября 2017 08:49
                      Цитата: Александр Грин
                      Вы ее с вашими подельниками уже так изоврали, что до правды сегодня не добраться. Придет время и все Великое будет названо Великим, как это уже случилось со Сталиным

                      Я привожу ФАКТЫ, которые Вы-не в состоянии опровергнуть.Ваше время-не придет, Ваше время сплошной неправды и удивительного лицемерия навсегда прошло.
                      Даже тогда, когда все иные точки зрения и обычная даже информация-тщательно искоренялись и преследовались -и то все смеялись над тупостью запретов.
                      Ну а сейчас, когда ЕСТЬ доступ ко всему-ваши агитки вообще смешны.

                      За сим.....
                      1. 0
                        5 ноября 2017 00:47
                        Цитата: Ольгович
                        Ваше время-не придет, Ваше время сплошной неправды и удивительного лицемерия навсегда прошло.

                        Это вам так хочется, вы, по-видимому, или потомок старых эксплуататорских классов, или представитель нынешней буржуазия люто ненавидите советскую власть, все завоевания революции вызывают у вас бешеную злобу, вы никак не можете простить В.И. Ленину и большевикам, что те освободили простой народ от рабства. Поэтому вы, выливая кучи грязи и лжи на их головы, повторяете заклинание, что 1917 год был ошибкой и что он больше не повторится.
                        Но вы забываете о законах развития общества, а они гласят, что новая социалистическая революция – неизбежна.
              2. +1
                2 ноября 2017 22:15
                Цитата: Ольгович
                Факты не могут опрвергаться рассуждениями, ибо они объективно существующая РЕАЛЬНОСТЬ, вне зависимости от восприятия и оценки их кем либо.

                Точно?
                Ну на те вам факты.
                https://www.youtube.com/watch?v=8Oe1K23O-Us
                Госизмена=либерализм,а равно вся их обслуга,к числу которых вы,Ольгович,относитесь несомненно.