Танк на подводных крыльях: знаменитый советский проект

Подробностей «проекта 80» вы не узнаете из военно-технических справочников и исторических книг. О танках, обгоняющих на воде быстроходные катера, не травят байки бывалые вояки: несмотря на то что проект был воплощен в металле, машины так и не поступили на вооружение Советской армии. Людей, создавших уникальный аппарат и доводивших его до ума, почти не осталось в живых.

Об устройстве морского скоростного танкодесантного плавсредства «проекта 80» нам рассказали сотрудники КБ «Вымпел» (в те времена — КБ «Волгобалтсудопроект») и Навашинского судостроительного завода, ныне заслуженные инженеры, а тогда — молодые конструкторы и механики. Технические данные мы получили в некогда секретных архивах КБ «Вымпел». Лишь один вопрос так и остался без ответа: кому и для каких целей понадобился танк на подводных крыльях, способный обогнать любой движущийся объект на воде?

Понтон-трансформер


С этим вопросом можно было бы обратиться к полковнику Мургалеву, который составлял техническое задание и был первым военным куратором проекта. Павел Михайлович Мургалев — легендарная личность. Именно он изобрел противоминный трал для танка Т-34, принятый на вооружение в 1942 году и прошедший всю Вторую мировую войну. ТЗ для скоростного танкодесантного плавсредства предусматривало способность быстро принимать на борт танк Т-54 (позже Т-55), скорость движения свыше 50 км/ч и высокую мореходность, в частности способность двигаться при волнении до пяти баллов. Важным и, пожалуй, сложнейшим требованием была возможность вести огонь прямо с воды.

Разработка плавсредства началась в конце 1950-х годов. Танковый понтон, оснащенный собственным двигателем и подводными крыльями, конструировался на КБ «Волгобалтсудопроект» под руководством Михаила Щукина. Крылья разрабатывались в ЦКБ по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово» (ныне ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева) — там же, где родились скоростные теплоходы «Ракета» и «Метеор». Аппарат получил и двигатель от «Ракеты» — дизель М-50, способный развивать пиковую мощность 1200 л.с.

Танк на подводных крыльях: знаменитый советский проект

Морское скоростное танкодесантное плавсредство «проекта 80»

Комплект скоростного танкодесантного плавсредства состоял из двух катеров. Подобно обычным немоторизированным понтонам, они навешивались по бокам на танк, оснащенный специальными проушинами. На каждом катере имелось по два гидроцилиндра, с помощью которых плавсредства приподнимались над землей. В таком положении танк входил в воду до определенной осадки.

В транспортном положении подводные крылья на катерах были подняты и напоминали скорее антикрылья гоночного автомобиля. Подняты и прижаты к борту были и крылья-стяжки впереди и позади танка. По достижении водоизмещающего положения половинки стяжек опускались и защелкивались, образуя жесткие поперечные перекладины на уровне днища плавсредства. Благодаря стяжкам катера могли нести танк, не расходясь в стороны. В следующее мгновение гидроцилиндры уже поднимали танк над уровнем воды и понтоны начинали водоизмещать.

Гребной винт и рулевая колонка катера были совмещены с задним подводным крылом, поэтому глубину погружения винта можно было регулировать. Плавсредство отходило на глубину в водоизмещающем положении, затем подводные крылья опускались полностью. Поперечные стяжки, погруженные в воду даже в водоизмещающем положении, также имели профиль крыла и помогали катерам подняться над водной поверхностью.

Важно, что и навеска катеров на танк, и смыкание крыльев-стяжек происходило с помощью гидравлики и не требовало ручного труда. Полное комплектование плавсредства перед выходом на воду занимало 45 минут, а освободиться от понтонов, выйдя на берег, танк мог всего за 3 минуты.


На катера «проекта 80» устанавливали малопогруженные подводные крылья конструкции Ростислава Алексеева. Они обеспечивают высокое гидродинамическое качество и малую осадку, а следовательно — высокую скорость движения. Главный недостаток таких крыльев состоит в том, что им противопоказано сильное волнение

Жизнь только миг

К 1966 году на Навашинском судостроительном заводе был изготовлен макет плавсредства на подводных крыльях в масштабе 1:2, который проходил испытания на скромной речке Тёше. А уже в следующем году полноразмерный опытный образец отправился на большую воду — в Севастополь. «Экипаж каждой машины был небольшой, всего два человека — водитель и моторист, — рассказывает ведущий специалист Навашинского завода Валентин Борисович Галин, — причем один водитель мог управлять как собственным катером, так и плавсредством в целом. Управление рулями и двигателями осуществлялось с помощью электродвигателей и синхронизировалось по кабелю».

На воде плавсредство «проекта 80» сразу же превысило проектную скорость, разогнавшись до 58 км/ч. А вот с прочностью конструкции возникли проблемы. Во время одного из испытаний лопнула стяжка. Катера разошлись, и танк ушел под воду. К тому времени аппарат еще не успел уйти на глубину, поэтому ни экипаж, ни сам танк не пострадали. Для расследования инцидента в Севастополь прислали группу специалистов из «Волгобалтсудопроекта». «Мы наклеивали на крылья-стяжки множество датчиков, закрепляли их эпоксидной смолой, подключали к контрольному оборудованию в специально установленной рубке и выходили в море, — говорит Павел Семенович Карпов, работавший тогда конструктором 1-й категории в секторе прочности. — В результате удалось обнаружить, что в зоне максимальной концентрации напряжения на крыле был пропилен паз, который и стал причиной разрыва».

Не совсем гладко все было и с мореходностью. Да, аппарат мог двигаться по воде при волнении до пяти баллов, но только в водоизмещающем положении, с соответствующей низкой скоростью. Парить на подводных крыльях плавсредство могло при волнении не более трех баллов. При попытке штурмовать неспокойное море полным ходом понтоны буквально ныряли в волну. Вода попадала в воздухозаборники двигателей, и дизели глохли. Как правило, после остановки моторы удавалось быстро завести вновь. Во время одного из испытаний жизни членов экипажа понтона оказались под угрозой: люк воздухозаборника закрылся, и двигатель стал быстро откачивать воздух из внутренних помещений. К счастью, моторист вовремя догадался перекрыть подачу топлива и заглушить мотор.


В транспортном положении подводные крылья, рулевые колонки, гребной винт и крылья-стяжки поднимались вверх. На суше гидроцилиндры приподнимали катера над землей, позволяя танку двигаться

Задача, которую изначально можно было считать невыполнимой, — это ведение огня с воды. Танковый прицел на такой характер стрельбы не рассчитан. Стрельба с движущегося судна по береговым целям требует совершенно иных систем наведения и стабилизирующих устройств. Ударная волна, образующаяся при выстреле, оказывает колоссальную динамическую нагрузку и на узлы самих понтонов, и на механизмы крепления их к танку. Стоит ли говорить об угрозе здоровью экипажей неукрепленных алюминиевых катеров…

Надо отметить, что столь впечатляющие выстрелы выплывающих из трюма десантного корабля танков ПТ-76 — это всего лишь эффектная показуха: стрельба ведется вхолостую с уменьшенными более чем в половину пороховыми зарядами. Это при том, что калибр там всего 76 мм (против 100 мм у Т-54/55), а танк изначально плавающий. И все же испытания стрельбы на ходу в рамках «проекта 80» проводились. Разумеется, они не увенчались успехом.

Проблемной оказалась угловая передача ведущего вала — та, что позволяла винту подниматься из воды вместе с подводным крылом. Сложный узел не выдерживал нагрузок, и его то и дело приходилось переделывать. И все же конструкторам удалось довести машину до ума. На судостроительных заводах в Навашино, Рыбинске, Астрахани было построено 13 комплектов скоростных танкодесантных плавсредств «проекта 80». Экспериментальный батальон крылатых танков базировался в Севастополе. Ходили слухи, что часть машин отправилась на Балтику. А в 1971 году проект закрыли. Почему — не смог ответить ни один из наших сегодняшних консультантов. Правда, догадаться не сложно.

Летим на Босфор

Автономность скоростного плавсредства «проекта 80» составляла 350 км. 350 км по воде — это вовсе не то же самое, что 350 км по дорогам, как минимум из соображений морской навигации. Для морских походов жизненно необходим квалифицированный штурман, а на понтонных катерах помещались лишь водитель да моторист.

На Черном море дни, когда волнение не превышает трех баллов на удалении 10 км от берега, случаются от силы три-четыре раза в месяц. Поэтому те же «Ракеты» и «Метеоры» курсируют там только в прибрежной зоне. Учитывая места базирования экспериментальных батальонов, плавсредства «проекта 80» предназначались для оперативного захвата берегов балтийских проливов и Босфора. Причем во главу угла ставилась не столько скорость, сколько внезапность появления необычного транспорта. В случае с Босфором танкам пришлось бы преодолевать банки (полосы мелководья, идущие параллельно берегу на удалении 5−10 км от него) и высаживаться на каменистый обрывистый берег.

Паром вместо танка

Катера «проекта 80» могли использоваться в конфигурации грузового парома для транспортировки танков, не оборудованных специальной системой крепления, а также других сухопутных транспортных средств. Для этого к их гидроцилиндрам крепился специальный грузовой понтон, на который поперек хода устанавливался танк. Чтобы транспортируемое ТС могло заехать на паром и покинуть его, предусматривались четыре подъемные колеи или две подъемные аппарели. Для подъема грузов паром оснащался двумя кран-балками.


В технических данных, любезно предоставленных КБ «Вымпел», скромно умалчивается масса катеров «проекта 80». При автономности 350 км аппарат должен нести запас топлива минимум на семь часов хода. Двигатель каждого понтона развивает мощность 1200 л.с., тогда как у теплохода «Комета» «лошадок» всего 900. Следовательно, расход топлива у «проекта 80» больше, чем 400 кг/ч, — порядка 600 кг/ч. На семь часов требуется 2,8−3 т топлива в каждом катере. Понтон парка ПМП, перевозимый на Краз-255, весит 8,5 т. Рискнем предположить, что катер «проекта 80» с топливом, двигателем, трансмиссией и крыльями весит не меньше 15 т. Это косвенно подтверждается тем, что он не грузится на Краз-255, а буксируется на спецприцепе.

Чтобы танк мог нести на себе два 15-тонных катера, на него должны быть установлены крепежные узлы, масса которых, по скромным оценкам, составит 2−5% массы самого танка. Это около тонны мертвого металла, который, возможно, понадобится танку один-единственный раз, но который он должен возить с собой всегда.



Подвеска танка не рассчитана на такие нагрузки: считается, что даже вес ножевого трала КМТ-6 (800 кг) приводит к быстрому разрушению подшипников передних катков. Если ходовая часть будет рассчитана на дополнительный вес 30−40 т, то, освободившись от судов после выхода из воды, танк будет иметь слишком жесткую подвеску, что приведет к полной потере ее амортизирующих свойств. Танк не сможет нормально двигаться по суше и вести огонь.

Удельное давление на грунт гусениц танка Т-54 (Т-55, Т-62) составляет порядка 0,78 кг/см2. С подвешенными понтонами оно возрастет до 1,5−1,8 кг/см2. Танки с самым большим в мире удельным давлением на грунт (немецкий PzKpfw VI «Тигр») с давлением всего 1,04 кг/см2 утром 5 июля 1943 года не смогли пойти в атаку и ждали около 8 часов только потому, что ночью прошел дождь и земля немного размякла. Если учесть, что грунт дна у берега не отличается плотностью и обычно выдерживает удельное давление не более 0,5−0,64 кг/см2, то ясно, что, оказавшись у берега, танк с навешенными катерами выйти из воды не сможет.

Один в поле не танк

И все же главные проблемы «проекта 80» — тактические. Десантная операция предполагает одновременное участие нескольких сотен или хотя бы десятков судов, двигающихся по строгому графику. На берег в определенном порядке должны высаживаться танки, пехота, артиллерия, саперы, средства обеспечения. К моменту приближения батальона «проекта 80» к берегу он должен прикрываться огнем корабельной артиллерии. Для обычных высадочных средств этот вопрос решается просто — часть артиллерии находится на самих десантных судах, часть на судах артподдержки, которые движутся вместе с десантными судами. А как быть с «проектом 80»? Суда артподдержки сопровождать такой батальон не смогут, поскольку скорость у них вдвое-втрое ниже. Значит, они должны выдвинуться к месту десантирования раньше. А в этом случае теряется сам смысл скоростного десантирования танков: противник, увидев корабли артподдержки, будет готов встретить «крылатые танки» огнем.

Что такое танки без пехоты, без артиллерии, без саперов, без боепитания? Боекомплекта хватит на 30 минут боя, если до этого танки не пожгут гранатометчики противника. Пожалуй, танк на подводных крыльях мог бы неожиданно подойти к зоне боевых действий в качестве подкрепления, высадившись чуть поодаль на неохраняемой части берега. Но, согласитесь, это весьма скромная роль для столь амбициозного проекта.

Создатели «проекта-80» сосредоточились на решении одной очень узкой задачи — создании плавсредства, способного транспортировать танк по воде с высокой скоростью. Они оставили вне поля зрения многие технические и тактические вопросы, что в конечном счете привело к краху проекта. Безусловно, у войны свои законы. И все же «проект 80» — это потрясающе изящное и совершенное произведение советской инженерной мысли, которому, к сожалению, суждено быть забытым. Вместе с людьми, которым довелось увидеть катера собственными глазами, умирают и сами машины. Последний «сохранившийся» понтон, а точнее его корпус, хранится в закрытом фонде Музея бронетанковых войск в Кубинке. При всем желании сотрудников музея восстановить его не удастся: все навесное оборудование машины, в том числе крылья и стяжки, безвозвратно утеряно. Ведь катера «проекта 80» делались из высококачественного и дорогого алюминия.
Автор: Сергей Апресов
Первоисточник: https://www.popmech.ru/weapon/10272-zhertvy-skorosti-tank-na-podvodnykh-krylyakh/


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 46

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Бензорез (Виталий) 28 октября 2017 08:38
    Как эксперимент конечно интересно, а так-всю статью мучал вопрос зачем это надо? recourse
    1. Вадим Курбатов (Вадим Курбатов) 28 октября 2017 08:41
      Ну в принципе весьма неплохая разработка ток довести до ума и вуаля для морской пехоты было бы неплохим подспорьем в штурме берега
      1. Котище (Владислав Котище) 28 октября 2017 09:26
        Идея хороша для решения узкоспециализированных задач. Если откинуть "Боспор", то гепотетически это именно то что нам не хватало в 1943-1945 на побережье Черного моря и Балтики. По поводу ресурсов Т-54 и 55, сравните вес первых серийных образцов конца 40-х и начала 50-х годов и середины 70-?. Разница 3-4 тонны. По навесному оборудованию, полагаю, что его можно было сделать съемным. Либо быстро монтируемым. Т.к. еще раз повторюсь подобное средство доставки необходимо для разовых специализированых десантов. Ну и последнее, если у наших берегов волнение моря не превышает 3 балла, почему у турецких, что-то по другому.
        Р.s. Немного фантазии. Что может помешать заранее выдвинуть к берегу противника корабли огневой поддержки, десант с легкими БТТ, аввицию, а потом выдвинуть пантоны с танками. Хотя катера с подводными крыльями век прошедший, сейчас у нас на вооружении есть средства доставки на воздушной подушке.
        Зубр!
        1. Вадим Курбатов (Вадим Курбатов) 28 октября 2017 09:54
          Ну Зубр уже больше чем эти же танки с пантонами и звука от него ого го а так выпустить заранее танки с пантонами для морской пехоты что бы занять и расширить зону для высадки уже с зубров и более тяжелой бронетехники
          1. Монархист (Лабинский Слава) 28 октября 2017 12:04
            По-моему это так на так:идея заманчивая, но опять таки скорденировать по скорости.
            В порядке фантазии:десантные суда заранее сосредоточены в определенном месте и минута в минуту объявление войны- десант и сразу эти танки. Но в таком случае и без них можно обойтись: в транспортных судах держать на голове БТ вместе с десантом высаживать
            1. Вадим Курбатов (Вадим Курбатов) 28 октября 2017 12:30
              ну у сша были шерманы DD и вполне неплохо себя показывали но был большой минус у них
          2. Бензорез (Виталий) 29 октября 2017 19:22
            "пантонами и звука от него ого го а так выпустить заранее танки с пантонами для морской пехоты ,"
            Шума да, от него много, но как опять же! Когда он во фронт идет- шума особого и нет. Кольца не зря на винтах стоят на самом деле. Они много функций выполняют. Тут надо отдать должное нашим мудрым конструкторам советским, которые мысли мудрые на просторы бумажные наносили! Когда на "ходовые" он выходит вой стоит-мама не горюй, но когда он идёт носом на берег- тишина стоит однако.
        2. Бензорез (Виталий) 28 октября 2017 18:59
          Да это же "Зубр"“на фото якорь мне в..! У меня в цеху такой стоит. Каждый день на него любуюсь. Весь покрылся пылью, абсолютно весь...
    2. Mister X 29 октября 2017 12:28
      Как посмотел фото - вспомнил, что уже видел технику на точно таких же крыльях. Парралельно с разработкой танкового понтона "проекта 80" - велись работы по созданию и лёгких амфибий на подводных крыльях. Выполнялась задача: создать для нужд армии малолитражный, полноприводный, двухсредный автомобиль.

      НАМИ-055В (4х4) В 1958 году начались работы по теме "Быстроходная плавающая машина на подводных крыльях". Машина разрабатывалась в НАМИ, руководил проектом Хлебников Александр Михайлович. Работы велись совместно с тем же ЦКБ по судам на подводных крыльях "Красное Сормово". Конструкция крыльев на амфибии НАМИ-055В (4х4) идентична той, что установлены на понтоне "проекта 80". В 1963 году машина была построена и начались испытания, которые проходили на Волге. На НАМИ-055В с двигателем от а/м Tatra 603 удалось достичь на крыльях максимальной скорости 55-58 км/ч.





      Амфибия оказалась сложной и тяжелой, имела низкую проходимость в прибрежной полосе, к тому же процесс ее переоснащения оказался слишком долгим и трудоемким, не совместимым с военными нормативами. Проект НАМИ-055В не получила развития, но она до сих пор сохраняет статус первой и единственной в мире легкой армейской амфибии на подводных крыльях.

      ГАЗ-46Г Годом позже, на Горьковском автозаводе, ведущий конструктор Владислав Михайлович Емельянов - попытался развить идею НАМИ. За основу был взят плавающий автомобиль ГАЗ-46, известный как "МАВ" (Малый Автомобиль Водоплавающий). На экспериментальном ГАЗ-46Г была также установлена двукрылая с носовым крылом-стабилизатором схема с малопогруженными неуправляемыми подводными крыльями. На ГАЗ-46Г с двигателем от Чайки (195 л. с.) удалось достичь в водоизмещенном положении 16 км/ч, а на крыльях всего лишь 30 км/ч. Проект ГАЗ-46Г так и не вышел из опытной стадии.







      Видео в тему. Автомобили в погонах, амфибия на подводных крыльях.
    3. medvedron (medvedron) 30 октября 2017 22:47
      Так в статье и есть ответ,для конкретной операции.
  2. Голован Джек (Роман) 28 октября 2017 09:04
    Скрестили ежа с ужом... колючая проволока так и не получилась, проект закрыли.
    А вообще, как представлю себе танк, который по пересеченке в такой вот

    обвеске едет - даже не знаю, смеяться или плакать.
    Сон разума рождает чудовищ, ага request
    1. Котище (Владислав Котище) 28 октября 2017 09:37
      Технический прогресс интересен сам по себе!
      Чудище наоборот "торпедный катер с гусеницами" по итальянски.
      1. Голован Джек (Роман) 28 октября 2017 09:46
        Цитата: Котище
        Чудище наоборот "торпедный катер с гусеницами" по итальянски

        Оба они... чудищи laughing
        Цитата: Котище
        Технический прогресс интересен сам по себе!

        Вот в упор не вижу никакого прогресса. Они бы еще самолет туда присобачили, ну, просто, "чтоб былО" wink
        1. Skay (Сергей) 28 октября 2017 12:57
          Они бы еще самолет туда присобачили

          Да не вопрос!
          1. serg.shishkov2015 (Сергей Борисович Шишков) 29 октября 2017 10:34
            это не он,А-40 на основе Т-60,а здесь какой-то Кристи типа БТ-2 и разгонялся он на взлёте на своих гусеницах
      2. serg.shishkov2015 (Сергей Борисович Шишков) 29 октября 2017 10:30
        Грилло был создан для решения конкретной задачи,он её выполнил, по крайней мере- в гавань через боновые заграждения пролез на гусеницах
    2. Лопатов (Лопатов) 28 октября 2017 09:56
      Цитата: Голован Джек
      как представлю себе танк, который по пересеченке в такой вот обвеске едет

      Так он и не должен был ездить по пересечёнке в таком виде. Съехал в воду в условиях базы. На месте после выхода на берег сбросил понтоны и в бой. Причём только на этапе захвата и удержания плацдарма на берегу
      1. jjj 28 октября 2017 13:10
        Как я понял на пепелаце стояли два м-50, Чтобы доставить 1 танк через озеро. Ибо для переправы через реку - такая скорость излишня, а идти на крыльях через море - топлива не хватит. Совершенно ненужный проект
        jjj
      2. Krasnodar 28 октября 2017 13:16
        Цитата: Лопатов
        Цитата: Голован Джек
        как представлю себе танк, который по пересеченке в такой вот обвеске едет

        Так он и не должен был ездить по пересечёнке в таком виде. Съехал в воду в условиях базы. На месте после выхода на берег сбросил понтоны и в бой. Причём только на этапе захвата и удержания плацдарма на берегу

        А можно таким образом ввести танковую группу километрах в 20 от основного плацдарма высадки и вуаля...нежданочка...танки работают по тылам с авиаподдержкой
  3. vnord (Валерий) 28 октября 2017 09:28
    Несколько лет назад на этом сайте была более развёрнутая статья. И эта система была развернута в Крыму.
    Предназначалось подразделение для захвата черноморских проливов. Только не помню в каком количестве ..
    1. Krasnodar 28 октября 2017 13:17
      А Ламанш пересекут? ))
  4. vnord (Валерий) 28 октября 2017 09:31
    [quote=Голован Джек]Скрестили ежа с ужом... колючая проволока так и не получилась, проект закрыли.А вообще, как представлю себе танк, который по пересеченке в такой вот обвеске едет - даже не знаю, смеяться или плакать.Сон разума рождает чудовищ, ага [/quote

    А , что смешного , танк в обвеске и не должен двигаться по пересеченке. . Задача была прицепить обвес, дойти своим ходом с Крыма до Босфора, при выходе на берег их скинуть...
    1. Котище (Владислав Котище) 28 октября 2017 09:39
      Согласен, цель оправдыват средства!
      Причем средства - для узкоспециализированной цели!
    2. Голован Джек (Роман) 28 октября 2017 09:44
      Цитата: vnord
      Задача была прицепить обвес, дойти своим ходом с Крыма до Босфора...

      Ну, так и я ж об этом же ж...
      Или Вы считаете, что на всем протяжении маршрута будет гладкая бетонка, густо усыпанная розами (от благодарного населения, ага)?
      Проект бредовый изначально. Сейчас бы все заорали - "распил!!!", а тогда это был просто... дурость это была, короче.
      ЗЫ: танки "близко видел", даже ближе и дольше, чем хотелось. Что они могут (и что не могут), в курсях yes
      1. Лопатов (Лопатов) 28 октября 2017 09:57
        Цитата: Голован Джек
        Ну, так и я ж об этом же ж...
        Или Вы считаете, что на всем протяжении маршрута будет гладкая бетонка, густо усыпанная розами (от благодарного населения, ага)?

        На всём протяжении маршрута- море.
        1. Голован Джек (Роман) 28 октября 2017 10:03
          Цитата: Лопатов
          На всём протяжении маршрута- море.

          Точно. Слона-то я и не приметил:
          Цитата: vnord
          дойти своим ходом с Крыма до Босфора, при выходе на берег...

          Знаете, это еще больший бред, чем по суше... где дозаправляться, что делать в шторм, и те-де и те-пе...
          Ладно. Читайте, пойте, танцуйте... а проект все едино бредовый, ИМХО request
          1. Лопатов (Лопатов) 28 октября 2017 10:30
            Цитата: Голован Джек
            где дозаправляться, что делать в шторм, и те-де и те-пе...

            Насколько понимаю, топлива на бросок в одну сторону должно было хватить. Да и десантная операция в шторм штука малоосуществимая не только для "суперплавающих" танков

            Цитата: Голован Джек
            а проект все едино бредовый

            Вы пытаетесь рассматривать проект как универсальное средство. И это неправильно.
            Это было узкоспециализированное средство, "заточенное" под конкретнейшие десантные операции.
            Могли ли "суперплавающие" танки качественно усилить первую волну десанта, предназначенного для захвата и удержания черноморских и балтийских проливов? Думаю, да.
  5. faiver (Андрей) 28 октября 2017 09:38
    ну в общем то все как всегда - инженерное решение интересное, но в отрыве от жизненных реалий..., танки высадились, а морская пехота видимо на орлятах или гражданских метеорах подойти должна была, а прикрывать все видимо должна была "лунь" только не с москитами а с системами град hi
  6. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 28 октября 2017 11:59
    Фигня фигнёй этот проект.Вот вам свежий: делается скорлупа.В неё заезжает танк.Далее бульдозером сталкивается в воду.Заводится танк с валом на гребной винт и несётся к пляжу.Там вылетает на берег,скорлУпа сбрасывается и танк рвётся в атаку.Дешевле и эффективее.
    1. АФЕНОГЕН (РОЛАНД) 28 октября 2017 18:36
      Цитата: п-к Опарышев
      Фигня фигнёй этот проект.Вот вам свежий: делается скорлупа.В неё заезжает танк.Далее бульдозером сталкивается в воду.Заводится танк с валом на гребной винт и несётся к пляжу.Там вылетает на берег,скорлУпа сбрасывается и танк рвётся в атаку.Дешевле и эффективее.

      Вы по ассоциации" опарыша",а потом вылетит муха?
  7. Монархист (Лабинский Слава) 28 октября 2017 12:22
    Сергей, спасибо Вам за за рассказ любопытное проект. В детстве кто-то говорил,что сейчас такие танки,что по морю плывет,а на берегу поплавки сбросил и в атаку. Я маленький был ,но пытался представить как технически? Мне казалось,что механику-водителю надо сидеть на башне и крутить штурвал. Мне очень хотелось посмотреть как он седит на башне под брезентовый козырьком,чтоб дождь не намочил и крутит штурвал. Почему- то мне казалось,что у него деревянный стул должен быть,
  8. Старый26 (Владимир) 28 октября 2017 13:31
    Цитата: Бензорез
    Как эксперимент конечно интересно, а так-всю статью мучал вопрос зачем это надо? recourse

    Меня тоже. Эффектно, оригинально, но не более. Например, я так и не понял всей схемы погрузки танка. Ладно, плавсредства по бортам поднимаются, но на какую глубину должен заехать танк, чтобы стать на платформу, а потом, когда понтоны опустятся - подняться над водой.

    Цитата: Вадим Курбатов
    Ну в принципе весьма неплохая разработка ток довести до ума и вуаля для морской пехоты было бы неплохим подспорьем в штурме берега

    В условиях абсолютного штиля и при полном отсутствии береговой обороны
    1. Вадим Курбатов (Вадим Курбатов) 28 октября 2017 14:09
      Да и с присуствием обороны норм будет особенно для того что бы быстро занять плацдарм
  9. polpot (Andru) 28 октября 2017 14:21
    Мечта о проливах то Ламанш то Босфор рождала такие проекты славо богу в серию не пошло ПТ 76 хватало
  10. Eight (Виктор) 28 октября 2017 14:41
    "В технических данных, любезно предоставленных КБ «Вымпел», скромно умалчивается масса катеров «проекта 80»".
    "Комплект плавсредств имел массу 22 т, ширину - 10,7 м и длину - 16,3 м. Танкодесантное средство обеспечивало движение на плаву при волнении моря до 3 баллов на подводных крыльях и до 6 баллов - в водоизмещающем положении".
    "Автономность плавания составляла 400 км. Максимальная скорость движения на подводных крыльях достигала 60 км/ч, в водоизмещающем положении - 16 км/ч. В обоих режимах движения была обеспечена возможность ведения огня из танка. Максимальный угол входа в воду составлял 15°, угол выхода -13°"
    (.http://zonwar.ru/news/news_55_Proekt-80.html)
    Если кто интересуется другими плавсредствами для бронетехники - http://bastion-karpenko.ru/plavsredstva_bt/
    1. АФЕНОГЕН (РОЛАНД) 28 октября 2017 18:41
      Цитата: Eight
      "В технических данных, любезно предоставленных КБ «Вымпел», скромно умалчивается масса катеров «проекта 80»".
      "Комплект плавсредств имел массу 22 т, ширину - 10,7 м и длину - 16,3 м. Танкодесантное средство обеспечивало движение на плаву при волнении моря до 3 баллов на подводных крыльях и до 6 баллов - в водоизмещающем положении".
      "Автономность плавания составляла 400 км. Максимальная скорость движения на подводных крыльях достигала 60 км/ч, в водоизмещающем положении - 16 км/ч. В обоих режимах движения была обеспечена возможность ведения огня из танка. Максимальный угол входа в воду составлял 15°, угол выхода -13°"
      (.http://zonwar.ru/news/news_55_Proekt-80.html)
      Если кто интересуется другими плавсредствами для бронетехники - http://bastion-karpenko.ru/plavsredstva_bt/

      Коротко и ясно, а то развели поиску!
  11. Doliva63 (Валентин) 28 октября 2017 18:41
    Вот же ж, блин, инженеры были - любой "каприз" могли в реальность воплотить! В 70-е, помнится, какой-то старинный дом в Ленинграде за ночь на новое место перевезли - соседи утром о..фанарели laughing
    1. polpot (Andru) 28 октября 2017 19:15
      В Москве этим еще в 30 годы занимались очень широко даже комедию в конце 30 годов на эту тему сняли "Шуми городок"
    2. ЗВО (Алекс) 30 октября 2017 20:04
      Цитата: Doliva63
      Вот же ж, блин, инженеры были - любой "каприз" могли в реальность воплотить! В 70-е, помнится, какой-то старинный дом в Ленинграде за ночь на новое место перевезли - соседи утром о..фанарели laughing


      Вы врете. да не завирайтесь.
      Что бы дом за ночь "перевезти" - его 2-3 месяца отрывали от фундамента с таким количеством техники. что соседей отселяли...
      Посмотрите как расширяли Тверскую...
  12. BORMAN82 (Boris) 28 октября 2017 19:43
    Надо отметить, что столь впечатляющие выстрелы выплывающих из трюма десантного корабля танков ПТ-76 — это всего лишь эффектная показуха: стрельба ведется вхолостую с уменьшенными более чем в половину пороховыми зарядами. Это при том, что калибр там всего 76 мм (против 100 мм у Т-54/55), а танк изначально плавающий.

    Если мне не изменяет память, танк ПТ-76 изначально проектировался с учетом возможности вести огонь на плаву и с этим проблем не было.
  13. rumpeljschtizhen (Анатолий) 29 октября 2017 01:55
    Да бабки не считали на всякие фантасмогорийные разработки
  14. sxfRipper (Александр) 29 октября 2017 02:23
    Дыренков с его суррогативными танками нервно курит в сторонке... А с другой стороны - сколько чего-то нового появилось))) Слава Левшам!
  15. xomaNN (Николай) 29 октября 2017 22:02
    Подобную технику можно было разрабатывать и тратить деньги только под Госпрограмму от военных. Вот и вопрос : Какую стратегическую или тактическую задачу заложили в подобную разработку???
  16. abc_alex (Алексей) 30 октября 2017 03:27
    Задача, которую изначально можно было считать невыполнимой, — это ведение огня с воды. Танковый прицел на такой характер стрельбы не рассчитан. Стрельба с движущегося судна по береговым целям требует совершенно иных систем наведения и стабилизирующих устройств. Ударная волна, образующаяся при выстреле, оказывает колоссальную динамическую нагрузку и на узлы самих понтонов, и на механизмы крепления их к танку. Стоит ли говорить об угрозе здоровью экипажей неукрепленных алюминиевых катеров…


    Хм... А вот современные танки оборудованы стабилизаторами орудий и даже системами удержания цели. СУО современного танка позволяет ему стрелять на ходу. По идее может и на плаву. :) Проблема динамических нагрузок при стрельбе остаётся, конечно, но стрелять то уже можно! :)
    С 50-х сколько всякого сделано и корабли на динамической ВП и экранопланы. Может и такие вот скоростные танковые буксиры сделать реально? :)
  17. фдуч (Александр) 31 октября 2017 11:31
    Как решение инженерной задачи интересно. Хотя я бы выбрал что нибудь полече, чем танк, БМД что ли. Одноразовые понтоны, быстренько до вражеского берега долетели, понтоны отстрелили, дальше своим ходом. Полноценный танк при захвате плацдарма как то не очень нужен.
  18. Larum (Larum) 16 марта 2018 13:13
    Дерьмово написано. У кого знаменитый, если никто не знает?
Картина дня