Попытка Иоанна и флот Петра. История в день рождения ВМФ России

15
У российского Военно-морского флота в календаре праздников есть две основные по своей важности даты. Это последнее воскресенье июля – День ВМФ РФ, и это сегодняшняя дата. 30 октября российский военно-морской флот отмечает свой День рождения – исторический факт создания военного флота в стране. Событие, о котором идёт речь, произошло в 1696 году. Именно тогда Боярская Дума (тогдашний совещательный орган при государе) одобрила решение о создании нового для страны боеспособного формирования. Формирования, которое в итоге не просто обеспечит безопасность государства с моря и превосходство над, как бы сейчас сказали, реальным и потенциальным противником, но и сделает Россию империей.

Несмотря на то, что официальной датой рождения Военно-морского флота России считается именно 30 октября 1696 года, нельзя говорить о том, что до этого никаких намёков на флот в России не существовало. Историческая наука говорит о том, что попытки создания военного флота принимались и при Рюриковичах. В частности, вполне можно отнести к вехам по формированию военного флота события эпохи царя Ивана IV Грозного, когда выход Государства Российского на Балтийские берега в районе Нарвы стал диктовать необходимость защищать эти земли не только с суши, но и с моря. Причём защищать в том и числе и русскую торговлю, которая стала активно развиваться на Северо-западе (на Балтике) именно с выходом к морским маршрутам в 1558 году.



Соседи России, по понятным причинам, были далеко не в восторге от того, что растущее как в восточном, так и в западной направлении государство во главе с Иваном IV получает возможность наполнять казну с помощью средств, добытых от торговых отношений с тогдашними крупными морскими державами.

И соседи решили ввести против России «санкции». Вполне себе настоящие санкции. На Балтике в конце 50-х – 60-х годах XVI столетия стало обычным делом появление каперских судов, капитаны которых фактически от правительств Европы получали охранные грамоты на возможность наносить ущерб российской торговле по морю любой ценой. Фактически речь идёт о пиратских флотилиях, которые грабили (или сначала грабили, а потом и топили) большинство торговых судов (тех, которые «можно было» грабить), идущих в сторону России. Особенно усердствовало Королевство Польское, которое в 1569 году «интегрировалось» с соседней Литвой, образовав государство, именуемой Речью Посполитой. Помимо Польши атаками судов, идущих к Нарве, активно занималась и Швеция.

По оценкам историков, до 80% товарооборота на Балтике, относящегося к торгово-экономической деятельности России в упомянутый период, сама Россия теряла. Теряла именно «благодаря» соседям с их пиратскими «санкциями».

Какое решение в такой ситуации принимается в Москве? Решение, по сути, единственно возможное для сохранения выхода к морю на Северо-западе. Понимание принятых мер даёт охранная грамота царя Ивана IV от марта 1570 года:
…силой врагов взять, а корабли их огнём и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты… А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах на море и на земле в береженье и в чести держать, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть.


Итак, Иван IV объявляет о подготовке, выражаясь языком современным, к контрсанкциям. И основная часть ответственности для решения этого вопроса возлагается на упомянутого Карстена Роде – немца, являвшегося подданным датской короны. По большому счёту, Роде сам был пиратом, однако после 1570 года он становится человеком государевым на Балтике. Основная его задача, о чём свидетельствует приведённый выше текст охранной грамоты, состоит в формировании силы, способной противостоять «силе врагов». Это вполне можно считать шагом по созданию защитного флота шага, сделанного тогдашним главой Государства Российского.

Договор с Роде предполагал захват вражеских кораблей так, что каждый третий корабль должен был поставляться в Нарву фактически для формирования русской флотилии на Балтике.

Первым судном, которое было атаковано кораблём Карстена Роде, являлся шведский буер, который был гружен солью и сельдью. Атака была успешной – «контрсанкции» заработали. Груз был продан там же, где он и стал добычей Роде – на острове Борнхольм. В течение недели Роде осуществил захват и военного корабля. Это был шведский флейт. За пару месяцев - уже более десятка судов.

Команда Карстена Роде росла. Её основой со временем стали архангельские поморы, которые тоже знали толк в морском деле. Кроме того, к команде были приписаны стрельцы и пушкари так называемого Пушкарского приказа. Сформированная эскадра первоначально базировалась в Нарве и Ивангороде. Затем, после разрастания за счёт «обретённых» кораблей, её части стали базироваться также на Борнхольме и даже в Копенгагене. Причиной того, что Копенгаген оказался в числе баз российской Балтийской флотилии, являлось то, что датский монарх являлся на тот момент одним из главных союзников России в Европе. Это короли Ольденбургской династии, в числе которых был монарх Фредерик II.

На флотилию Карстена Рода на Балтике была объявлена фактически настоящая охота. Главные «охотники» - шведские и польские корабли. Но военную карьеру Роде на службе Дании и России прекратили не шведы и не поляки. Закатилась она из-за решения упомянутого Фредерика II, который, проведя экономические расчёты, пришёл к выводу, что содержание флотилии в союзе с Россией обходится казне дорого, а деятельность самой флотилии стала приносить все меньше прибыли. Добавило эффекта и то, что у Фредерика потеплели (если в данной ситуации можно применить такой термин) отношения со Швецией. В итоге Роде был снят с флотилии и помещён в датскую тюрьму уже как пират.

После этого в Европе стали говорить о том, что датский монарх Фредерик II «ведёт беспощадную войну с пиратством, что наносит удар по поощрению пиратства русским царём». Тот факт, что пиратство в тогдашнем его виде поддерживалось вполне официально буквально всеми морскими державами, озвучивать было не принято. Как не принято было озвучивать и то, что нападать на торговый флот, ведущий контакты с Россией, начали именно те, кто вдруг возрадовался по поводу «очищений восточной Балтики от флотилии Роде». Что-то это напоминает из дня сегодняшнего... В общем, наша «вечная дружба» с Европой.

Интересный фрагмент письма Ивана IV Фредерику II от 1576 года (письма, которое осталось без ответа):
Лет пять или более послали мы на море Карстена Роде на кораблях с воинскими людьми для разбойников, которые разбивали из Гданска на море наших гостей. И тот Карстен Роде на море тех разбойников громил… 22 корабля поимал, да и приехал к Борнгольму, и тут его съехали свейского короля люди. И те корабли, которые он поймал, да и наши корабли у него поймали, а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И тот Карстен Роде, надеясь на наше с Фредериком согласие, от свейских людей убежал в Копногов. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…


Такая история, которая могла бы закончиться тем фактом, что Военно-морской флот был создан именно царём Иоанном Грозным. Однако ж не случилось.

Попытка Иоанна и флот Петра. История в день рождения ВМФ России


Государем, который создал русский Военно-морской флот, станет, как известно Пётр I Романов. Именно с его эпохи флот и отсчитывает официально свои исторические шаги, дойдя до дня сегодняшнего как одна из основных составляющих по защите рубежей Отечества.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    30 октября 2017 08:56
    Вот, что глаголит ВИКИПЕДИЯ -
    "В марте 1570 года Иван Грозный выдал Карстену Роде охранную грамоту, в которой в частности, говорилось «…силой врагов взять, а корабли их огнём и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты… А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах на море и на земле в береженье и в чести держать». Согласно договору, Роде должен был продавать захваченные товары в русских портах, поставлять в Нарву для нужд России каждый третий захваченный корабль и по лучшей пушке с двух остальных кораблей, десятую часть от всей захваченной добычи. Пленных, которых можно было обменять или получить за них выкуп, он также обязался «сдавать в портах дьякам и иным приказным людям». Экипаж капера права на добычу не имел, а получал жалование в размере шести талеров в месяц.
    В течение нескольких месяцев Роде захватил 22 судна общей стоимостью вместе с грузами в полмиллиона ефимков серебром.
    Между тем, Роде не спешил выполнять условия договора с Иваном Грозным и большую часть добычи и трофеев продавал на Борнхольме и в Копенгагене. Активность эскадры Роде была настолько высока и приносила такой вред польским и шведским купцам, что Швеция и Польша посылали специальные эскадры для поиска и поимки Роде, но успеха не имели.
    Роде содержался в замке Галль. Любые отношения с внешним миром для Карстена Роде были запрещены, но содержали его «с почетом»: поселили в приличной комнате замка, хорошо кормили. Иван Грозный предлагал отправить Роде к нему, чтобы «о всем здесь с него сыскав, о том тебе после отписал бы», но ответа не получил. Летом 1573 года Фредерик II лично посетил замок Галль и распорядился перевести Роде в Копенгаген.
    О дальнейшей судьбе Карстена Роде нет никаких сведений."
    1. 0
      5 ноября 2017 12:12
      Обостьися пегче !!
  2. +2
    30 октября 2017 09:00
    Карстен Роде - пират Ивана Грозного
    moiarussia.ru
    Карстен-брадобрей
    До службы у русского царя Роде топил шведские суда во славу Датской короны. При этом Карстен Роде был человеком крайне набожным и богобоязненным. Богохульника и пустобреха он мог запросто выкинуть «в набежавшую волну», чтобы не навлечь на корабль Гнев Божий.
    Интересный факт – Роде был крайне требователен к собственному образу – в команде его пиратского судна состоял на службе брадобрей-цирюльник.
    В Гамбурге и Киле пират был приговорен к смерти, но в Гамбург и Киль он вовсе не собирался. Командированный в Россию специалист широкого профиля отправился прямиком в Александровскую слободу.
    Документальных подтверждений об обстоятельствах кончины первого русского пирата не сохранилось, что дало возможность писателям выдвинуть несколько фантастических версий. Так, в романе Виталия Гладких «Подвеска пирата» Карстен Роде становится одним из пиратов легендарного Дрейка.
  3. +3
    30 октября 2017 09:10
    Алексей, спасибо за рассказ о Роде. Мне было интересно и познавательно.
    По поводу того,что считать началом ВМФ России. Давайте вспомним Великий Новгород: ихние лобби не только на рыбный промысел были способны. Если сейчас в 21в. на море всякое может произойти,а в ту пору и вовсе был беспредел. Вполне естественно,что новгородские лодьи были универсальными. Да и поморские кочи могли превратиться в боевые.
  4. avt
    +1
    30 октября 2017 10:08
    Такая история, которая могла бы закончиться тем фактом, что Военно-морской флот был создан именно царём Иоанном Грозным
    no Да ни разу! Ваня №4 конечно чётко просчитал необходимость борьбы на коммуникациях. НО корабли то не закладывал- верфи не строил . Ну не было попытки заняться морским судостроением. Так что скорее Лёша ,,Тишайший" , а конкретно Ордин -Нащокин , который Лаурэнтий bully Тянет на основателя. Но масштаб и последствия конечно не пущают . Хотя от Петруши того же черноморского аки ,,Орла" и не осталось , но таки что то сохранилось на Балтике и Архангельске, включая верфи.
    1. +2
      30 октября 2017 12:51
      Флотом и НЕ ПАХЛО! Ни верфей, ни корабелов... Нарву в конце концов ОТДАЛИ ШВЕДАМ! Вот и вся песня о ФЛОТЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ...
  5. 0
    30 октября 2017 10:13
    Когда-то довелось прочитать книгу Константина Бадигина "Корсары Ивана Грозного", там тоже о нем рассказывается
  6. 0
    30 октября 2017 12:48
    Наука и жизнь. №12, 2003 год.
    Летом 1573 года король Фредерик лично посетил замок Галль и распорядился перевести Роде в Копенгаген. В столице условия содержания арестанта значительно смягчили: он мог жить на частной квартире на собственный счет, находясь под надзором властей и не имея права покинуть город. Более того, своим указом Фредерик объявил Роде, что тот будет немедленно освобожден, если уплатит "компенсацию короне" — тысячу талеров. Деньги у Роде должны были водиться: по документам значится, что он успел захватить 22 корабля, перевозивших товары на сумму в полмиллиона ефимков. Но, уповая на заступничество царя Ивана, Роде платить отказывался.
    Известно, что он пробыл в плену еще три года. 0б этом можно судить по письму русского царя к Фредерику, присланному в Копенгаген в 1576 году, видимо, после того, как до Москвы дошла просьба о помощи от самого Роде. Как в свое время Роде не спешил выполнять "пункты договора" с русским царем, так и царь Иван не очень усердствовал с вызволением Роде из плена.
    После 1576 года никаких сведений о Кирстене Роде нет.
  7. +1
    30 октября 2017 14:25
    Каперская деятельность при Грозном понятна, а о флоте Петра совсем мало(хотя понятно что это официальная дата рождения)
    Может следует разделить-история русского флота и Российского Императорского?
    При первом можно считать флотилии от 200 до 350(Аскольда и Владимира) достаточным для флота.

    Отдельный период Новгород.
    Так же можно вспомнить историю корабля Frideric

    При Грозном
    Во время ливонской войны г. Нарва стал оживленным пунктом морской торговли Московского государства. В ходе ливонской войны 1558-1583 гг. возникла острая необходимость иметь военный флот для защиты торговли и обеспечения боевых действий русских войск на побережье.
    Военные и торговые суда строились на отечественных верфях в Нарве, Вологде, на Западной Двине, в Архангельске и частично покупались за границей.
    Для строительства кораблей Россия имела все необходимые материалы, а для их вооружения и артиллерию, однако созданию сильного военного флота в короткое время мешала затяжная война. Ливонская война, начатая с Ливонией в неблагоприятных для русского государства условиях и переросшая в войну Московского государства с коалицией, состоявшей из Ливонии, Швеции и Польши, закончилась неудачно для русских. Война показала всю необходимость создания сильного военного флота, а выход России к морю стал еще более исторической необходимостью.
    Так что до Империи Киевское/Московское государства только утрачивали выходы к морю. Оставалось только Белое. И Петру досталось именно оно.И именно ему предстояло сделать из России государство способное не утрачивать выходы-а возвращать. Кровью, потом, железом и порохом, жизнями...
    1. 0
      30 октября 2017 15:42
      А чем примечательна история с кораблём Frideric? Тем, что он не смог одолеть даже Каспийское море и был выброшен штормом на берег в районе Дербента и и разворован местными жителями?
      Этим он примечателен?
      Да и флаг на "ФЕДЕ" был отнюдь не российский (русский) -
      «Фредерик» был построен на 31 год раньше, чем «Орёл», который традиционно считается первым российским парусным кораблём западноевропейского типа.
      Однако, хотя «Фредерик» был построен в России, но ходил он под флагом Гольштейна. ( Н. А. Кузнецов, 2012, с. 82.; В. А. Дыгало, 1991, с. 12—13.)
      1. 0
        30 октября 2017 19:53
        Цитата: hohol95
        Этим он примечателен?

        попыткой импортировать производство в местных реалиях и сырья.
        1. 0
          30 октября 2017 20:55
          Вот только попыткой!
        2. 0
          30 октября 2017 22:38
          И попытка оказалась лишь попыткой! Головной корабль разбит, изменений в конструкцию не внесли, последующих кораблей с флагом РОССИИ НЕ БЫЛО до Петра I !!!
          И вся примечательность!
          1. 0
            1 ноября 2017 06:13
            Ошибаетесь.Флот у России был всегда.Донцы впрочем как и запорожцы ходили по Чёрному азовскому и Каспию как у себя дома.1674 год.Отряд кораблей под командованием полковника Касогова вдребезги разнёс турецкую эскадру в районе таганрогской косы.Пётр ещё под стол пешком ходил.А флот был.У запорожцев был нехилый флот.На своих чайках они выходили даже в атлантику. 1646 год Запорожцы осаждали Дюнкерк Флот у России был всегда
            1. +1
              1 ноября 2017 09:36
              Казачки БРАВШИЕ ДЮНКЕРК в 1646 году - были подданными Москвы или Варшавы?
              Все описанные вами флотилии не относились к ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВООРУЖЁННЫМ СИЛАМ!