Самураи и катаны: правда и вымысел

79 803 82
О преимуществах японского холодного оружия и невероятной доблести его владельцев – самураев написано немало. Благодаря революции Мэйдзи и последующей активной военно-политической экспансии Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о самураях и их оружии, о воинских традициях этой очень интересной страны узнал весь мир. Рост интереса к японскому холодному оружию происходил по мере популяризации восточных боевых искусств за пределами собственно Японии и Восточной Азии в целом. Джиу-джитсу (дзюдзюцу), дзюдо, айкидо, карате (правда, это не чисто японский, а окинавский вид единоборств) получили всемирную известность. Но если эффективность японских боевых искусств не подлежит сомнению, то о качестве японских мечей специалисты и любители спорят до сих пор.

Самураи и катаны: правда и вымысел




Как и боевые искусства, первые железные мечи появились в Японии благодаря культурным и экономическим связям с Китаем. Во 2-й половине III века н.э. китайские торговцы завезли в Японию первые партии железных мечей. В наши дни археологи находят в курганах как китайские образцы, так и более поздние японские «подражания». К VIII в. н.э. в Японии достигло совершенства собственное производство железа, что повлекло за собой настоящую революцию в холодном оружии. Теперь японские воины уже не нуждались в завозе импортной китайской продукции – местные кузнецы, освоив секреты китайских и корейских мастеров, стали производить собственные мечи. Если китайские кузнецы – оружейники делали мечи из цельной полосы железа, то японцы ковали стальные и железные пластины. Постепенно японские мечи приобрели и характерную изогнутую форму. Согласно традиции, первым изогнутым мечом считается меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона). Его выковал в 703 г. н.э. кузнец Амакуни.

Дальнейшее развитие японского холодного оружия происходило параллельно развитию боевых искусств. Военная составляющая в жизни японского общества всегда играла огромную роль. Этому способствовала феодальная раздробленность и постоянные конфликты между князьями и служившими им самураями. Впоследствии страницы японской истории были в изрядной степени мифологизированы, в результате чего на Западе сложилось достаточно поверхностное и идеалистичное восприятие всего японского – и холодного оружия, и самураев, и самурайского кодекса чести, и в целом – характера взаимоотношений в японском обществе. Такому представлению в изрядной степени способствовала массовая культура, внесшая моду на японскую военную тематику среди европейцев и американцев.

В японской культуре меч играл огромную роль и наделялся сакральным значением. Существует несколько видов японских мечей. Самый известный, безусловно, это катана. Изогнутый меч, более напоминающий саблю, катана возникла примерно в XV веке и быстро превратилась в «классическое» оружие самураев. Катана использовалась в паре с вакидзаси – более коротким мечом. Если длина клинка катаны составляла от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), то вакидзаси - от 1 до 2 сяку (30,3-60,6 см). Мечи с длиной клинка меньше 1 сяку относились к категории танто, т.е. кинжалов.

Катану и вакидзаси изготовлял один кузнец в одном стиле, поскольку мечи считались парой и назывались в совокупности «дайсё» - «длинный – короткий». Причем если мечи были изготовлены разными мастерами, то к дайсё они уже не относились. Поскольку для самураев мечи имели особое, сакральное значение, профессия кузнеца считалась в Японии очень почетной. Кузнецы выделялись среди остальных ремесленников. Еще в XIII веке император Го-Тоба ввел классификацию кузнецов в зависимости от их мастерства. Первый класс кузнецов имел особые привилегии, поскольку обладал большим мастерством. Считалось, что изготовленные великими мастерами клинки обладают сверхъестественной силой. На самом деле, как и в любом феодальном и сословном обществе, принадлежность к первому классу мастеров определялась не только и даже не столько мастерством, сколько происхождением.

Многие современные эксперты утверждают, что качество японских мечей на самом деле было далеко от совершенства. По крайней мере, они были ничуть не лучше, чем европейские, ближневосточные или индийские мечи. Однако затем распространились представления о едва ли не волшебной природе японской катаны.



Во многом, распространению мифов о небывалом качестве и силе японского оружия способствовали сами самураи, особенно в период, последовавший за революцией Мэйдзи. О небывалой воинской доблести самураев ходили самые невероятные истории, хотя они вполне могли быть изрядно преувеличены. Во-первых, вся история боевого пути японских самураев переполнена борьбой с заведомо более слабыми противниками. Лишь в ХХ веке Япония столкнулась с мировыми державами – Россией, а затем США и союзниками. До этого войны японского государства носили региональный характер. Но есть ли особая доблесть в том, чтобы побеждать окинавских крестьян или слабую армию раздробленной Кореи? Те же окинавские крестьяне сопротивлялись японским завоевателям очень активно, поскольку не хотели терять независимости (острова Рюкюсского архипелага до японского завоевания были независимым королевством с собственной богатой историей и культурой).

История того же карате восходит именно к периоду борьбы окинавского населения за свою независимость. Надо сказать, что самураи расправлялись с жителями Окинавы весьма жестоко. Окинавцам запретили под страхом смерти иметь любое оружие, после чего местное население во время восстаний стало использовать целый ряд предметов сельскохозяйственного инвентаря в качестве оружия. Получилось весьма интересно – например, та же тонфа. Совершенствование приемов безоружного боя происходило также именно по этой причине – жители Окинавы хотели противостоять японским оккупантам любыми способами, в том числе и голыми руками и ногами. С другой стороны, видно не столь большими мастерами боевых искусств были сами вооруженные до зубов самураи, если им могли противостоять безоружные окинавские жители.

Во-вторых, несколько преувеличенными выглядят и рассказы о небывалой чести и верности самураев своим сюзеренам - даймё. На самом деле, когда самураям требовалось, они могли пойти на разные поступки, включая даже убийство своего сюзерена. Отряды самураев могли запросто «поменять хозяина», если другой князь был готов заплатить им большее жалованье. Кстати, в отличие от европейской традиции измена не считалась чем-то предосудительным. Самураи «перебегали» от одного князя к другому целыми отрядами. В некоторых случаях они даже делились на маленькие отряды и предлагали свои услуги противоборствующим сторонам. Кстати, «доставалось» самураям тоже неплохо – от корейских патриотов, от крестьян Окинавы, от своих же японских крестьян, поднимавших мощные восстания против феодальной эксплуатации.

Была особая группа самураев – ронины, т.е. самураи, потерявшие хозяина. Как правило, ронины превращались в странствующих воинов, нанимаясь телохранителями к знатным и богатым людям, принимая участие в вооруженных конфликтах. Но было немало и тех ронинов, кто окончательно сосредотачивался на преступной деятельности и превращался в профессиональных преступников «с большой дороги». Это обстоятельство также говорит не в пользу невиданного благородства самурайского сословия.
В-третьих, превратным является и представление о повальной высокой грамотности самураев. Начнем с того, что самураи в большинстве своем были очень молодыми людьми, поскольку до зрелых лет профессиональные воины доживали редко. Научиться литературе, поэзии, истории и философии для юных самураев было просто проблематично. Ведь основное время они уделяли оттачиванию воинских навыков. Нет, конечно, встречались среди средневековых самураев и грамотные люди, но большинство все же составляли либо полностью неграмотные, либо едва умевшие писать и читать профессиональные солдаты. В этом не было ничего предосудительного и странного – точно также неграмотными были многие европейские рыцари, не говоря уже о профессиональных ландскнехтах.

Здесь стоит отметить, что боевые искусства самураев имели сугубо утилитарное предназначение. В отличие от многочисленных стилей китайского ушу, которые практически все сформировались и развивались в буддийских и даосских монастырях и были не только боевыми единоборствами, но и техниками психофизиологического совершенствования человека, в средневековой Японии долгое время рукопашному бою не уделялось достаточного внимания. Это вполне понятно – зачем самураям учиться драться без оружия, если они находились с оружием постоянно? Нет, конечно, были какие-то навыки, которые могли передаваться от старших к младшим, но в целом расцвет рукопашного боя начался в Японии довольно позже, чем история «будзюцу» - собственно самурайских боевых искусств. И внесли наибольший вклад в него как раз оппоненты самураев – крестьянские повстанцы, странствующие монахи, разбойники уголовные и политические, наемные убийцы. Именно для них владение приемами безоружного боя или подручными предметами представляло гораздо больший интерес, чем для хорошо вооруженных самураев.



Само собой, не приходилось говорить и о каком-то фантастическом благородстве самураев. Их отличала жестокость к побежденным противникам, причем, учитывая, что Япония – не христианская страна, эта жестокость не смягчалась религиозными представлениями. Если самурай мог совершить ритуальное самоубийство, то убить другого человека, в том числе и беззащитного, для него не представляло никакой сложности. Даже в ХХ веке японскую армию отличала крайняя жестокость к врагам, о которой сообщали практически все противники, которым приходилось воевать с японскими войсками.

Что творили японские оккупационные войска в Китае и Корее известно всему миру. Массовые убийства мирных жителей, казни и садистские пытки, изнасилования и насильственные обращения женщин в проституток – такими действиями запомнились японские войска в соседних странах. Жесточайшим пыткам подвергались военнопленные союзных войск, оказавшиеся в японских лагерях. Но ведь костяк японского офицерского корпуса составляли именно представители благородных самурайских фамилий, имевшие знатное происхождение и гордившиеся своими героическими предками. Получается, что они также поддерживали такое поведение своих солдат и не считали его предосудительным.

Конечно, чего у самураев не отнять, так это представлений о том, что честь является более ценной, чем жизнь, категорией. Отсюда и шла склонность самураев к самопожертвованию. Кроме того, ритуальные самоубийства были достаточно распространены в японском обществе и основывались на специфическом мировоззрении самураев. Расстаться в некоторых ситуациях с жизнью для них было более предпочтительно, чем сохранить ее, но лишиться чести. Большую роль играл и приказ хозяина совершить ритуальное самоубийство. Ослушаться такого приказа большинство самураев не могло себе позволить.



Харакири или сеппука рассматривалась как достойное завершение жизненного пути самурая, особенно если он оказывался в проигрышной ситуации в бою, лишался хозяина, болел. Когда в 1945 году Япония проиграла Вторую мировую войну, в стране отмечалось огромное количество самоубийств, которые совершали военные и гражданские чиновники самого разного ранга и уровня. Это была именно самурайская традиция – уходить из жизни путем ритуального самоубийства. Убежденность в необходимости совершения харакири / сеппуки укреплялась своеобразным самурайским кодексом чести, верность которому уважающие себя самураи стремились сохранять до конца.

Примечательно, что многие самурайские традиции впоследствии трансформировались в специфическую японскую деловую культуру. В японских компаниях существует совершенно иная модель организации труда и взаимоотношений между сотрудниками, чем в американских или европейских корпорациях. Выбирая компанию, японец чаще всего делает выбор едва ли не на всю жизнь, а фигура начальника играет для него очень большое значение – может и не такое, как дайме у средневекового самурая, но и явно отличающееся от роли начальника в американской или европейской традиции.

Образ японского самурая в значительной степени оказался мифологизированным. Сословное деление в самой Японии ушло в прошлое, но живучесть мифа о самураях оказалась поразительной. Причем едва ли не большими адептами этого мифа, чем сами японцы, являются жители других стран. Мода на японскую культуру стала распространяться на Западе в ХХ веке и довольно быстро укоренилась среди части западной интеллигенции, которая прельщалась мифами о благородных воинах – самураях, их невероятном воинском мастерстве, замечательных качествах японского холодного оружия.
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    30 октября 2017 15:23
    Образ японского самурая в значительной степени оказался мифологизированным. Сословное деление в самой Японии ушло в прошлое, но живучесть мифа о самураях оказалась поразительной. Причем едва ли не большими адептами этого мифа, чем сами японцы, являются жители других стран. Мода на японскую культуру стала распространяться на Западе в ХХ веке и довольно быстро укоренилась среди части западной интеллигенции, которая прельщалась мифами о благородных воинах – самураях, их невероятном воинском мастерстве, замечательных качествах японского холодного оружия.

    Вот с этим выводом автора о самураях соглашусь полностью.
    По поводу получения японского булата существует современное мнение учёных-металлургов. "Уже в наше время был сделан химический анализ стали, из которой изготовлено японское оружие XI–XIII веков. И древнее оружие раскрыло свою тайну: в стали был найден молибден. Сегодня хорошо известно, что сталь, легированная молибденом, обладает высокой твердостью, прочностью и вязкостью. Молибден — один из немногих легирующих элементов, добавка которого в сталь вызывает повышение ее вязкости и твердости одновременно. Все другие элементы, увеличивающие твердость и прочность стали, способствуют повышению ее хрупкости.
    Естественно, что в сравнении с дамасскими клинками, сделанными из железа и стали, содержащей 0,6–0,8 % углерода, японские мечи и сабли казались чудом. Но значит ли это, что японцы умели в то далекое время делать легированную сталь? Конечно, нет. Что такое легированная сталь, они даже не знали, так же как и не знали, что такое молибден. Металл молибден был открыт значительно позднее, в самом конце XVIII века шведским химиком К. В. Шееле.
    По-видимому, дело обстояло так. Японские мастера получали кричное (восстановленное) железо из железистых песков рассыпных месторождений. Эти руды были бедны железом, и содержание вредных примесей в получаемой из них стали было довольно высокое. Но пески, кроме окислов железа, содержали легирующие элементы. Они-то и обеспечивали металлу высокий уровень свойств." Ю. Гуревич. Загадки булатного узора.
    1. +2
      30 октября 2017 15:44
      День добрый, Николай.Хорошее пояснение Вы написали. Буду читать на эту тему.
      1. +2
        30 октября 2017 16:03
        Цитата: Reptiloid
        Хорошее пояснение Вы написали. Буду читать на эту тему.

        Дима. Привет. Даже тайны средневековой металлургии, это уже нечто. Хорошо на эту тему написали Беккерт: "Железо. Факты и легенды." И В.С.Емельянов. У него трилогия. О времени, о товарищах, о себе. Это о производстве спецсталей в СССР. Книги из серии "Годы и люди" читаются с интересом. Это не техническая литература, а именно воспоминания, как решались те или иные проблемы.
        1. +9
          30 октября 2017 16:25
          У моего деда были четыре меча, трофеи от самураев. В 1945 году у многих появились такие трофеи. Так вот дед кроме как с усмешкой самураев и не вспоминал - "Двумя руками да за клинок. Более простыми рубаками были только басмачи, с их криком и напором".
          У бывших сослуживцев тоже были клинки но популярностью не пользовались. Более всего ценились златоустовские клинки.
          1. +2
            30 октября 2017 18:28
            Ничего плохого не хочу сказать про Вашего деда. Мои закончили Войну на Западе и, на Дальнем Востоке не были.Но, останавливал он их пулей, а не шашкой. Или я не прав?
          2. +2
            30 октября 2017 22:41
            Цитата: василий50
            "Двумя руками да за клинок. Более простыми рубаками были только басмачи, с их криком и напором".
            У бывших сослуживцев тоже были клинки но популярностью не пользовались.

            Самураев всех перебили лет за 80 до ВМВ. Какие это самураи... Офицеров кэндзюцу учили неплохо, а вот сержантов - только десятку базовых ударов! Да и катаны сержантские - из б/у рельсов!
          3. 0
            28 декабря 2017 08:03
            Меч сабле не противник. Зарубить самурая мог практически любой, у кого была сабля континентальной выделки, или шпага, плюс самый начальный уровень фехтовальной подготовки. Все дикие бредни насчет невероятных БИ в 70 годы вылепили американские маркетологи.
            1. 0
              15 мая 2018 10:09
              Вы лично проверяли? Присутствовали при настоящей дуэли настоящего самурая и обладателя "континентальной выделки"?
    2. +8
      30 октября 2017 16:33
      Замечательное чтение с точки зрения металловедения ! Ковка ЖЕЛЕЗА и СТАЛИ совместно просто восторг !
      Легирование стали на глазок просто потрясает , а что на пару тройку градусов в температуре ошибся и прощай волшебные свойства клинка это мелочь , главное это японцы они могут .
      А как японцы очищали метал кричный от вкраплений чужеродных элементов , по каким технологиям ?
      А то городят в наше время огороды металловедение придумывают , нет японцев привести и порядок , вот только что достижений особых в металлургии то у джапов не просматривается
      1. +4
        30 октября 2017 22:47
        Цитата: сайгон
        Легирование стали на глазок просто потрясает , а что на пару тройку градусов в температуре ошибся и прощай волшебные свойства клинка это мелочь , главное это японцы они могут .
        А как японцы очищали метал кричный от вкраплений чужеродных элементов , по каким технологиям ?

        Японские великие мастера заслуживают уважения именно за то, что на самом отстойном оборудовании делают приличные клинки! Технология очистки крицы (закапывание в болото) весьма эффективная, но медленная - а уж новьё... Этой технологии всего-то 4 тысячи лет - она зародилась одновременно с металлургией железа (кстати, выплавка металла из железистых песков - это самая древняя технология). Традиция...
        1. +3
          31 октября 2017 00:51
          Цитата: Weyland
          Технология очистки крицы (закапывание в болото) весьма эффективная, но медленная - а уж новьё... Этой технологии всего-то 4 тысячи лет - она зародилась одновременно с металлургией железа (кстати, выплавка металла из железистых песков - это самая древняя технология). Традиция...

          При чём применялась эта технология и на Руси и в Швеции и ещё в ряде мест. Ковкой производилась очистка булата на Востоке и не зря качественные клинки ковались до года, для выжимания шлаковых включений и примесей. Это только одна ковка без остальных операций. Ковка проводилась по ночам и в полутёмных кузницах для того, что бы по цветам каления металла определять температуру металла и ошибка при определении температуры на несколько градусов вела к неисправимому браку.
      2. +2
        30 октября 2017 23:09
        Сайгон, Вы металлург?
        1. +2
          31 октября 2017 03:10
          скорее кузнец (художественная ковка ) вроде хобби
          1. +1
            31 октября 2017 08:35
            Цитата: сайгон
            скорее кузнец (художественная ковка ) вроде хобби

            Кузнечное ремесло ----одно из древнейших, требующее специальных знаний и непонятное для других.Поэтому, как в племенах, так и позже, к кузнецу относились не только с уважением, но и со страхом.Ему приписывали не только тайные знания и власть над металлами, огнём и стихиями, но и шаманизм. Фамилии:Кузнецов, Коваль, Ковалёв, Ковальский, Смит, Шмидт,Лефевр,а такж и другие фамилии в разных других странах. Божества, владеющие кузнечным мастерством , отмечены в разных религиях , народном , и другом , творчестве самых разных народов.
      3. +2
        31 октября 2017 01:07
        Цитата: сайгон
        Ковка ЖЕЛЕЗА и СТАЛИ совместно просто восторг !

        Да. Таким способом получают "Дамасскую сталь", композит из стали и железа с разным содержанием углерода.
        "Главный секрет технологии производства «дамаска», многослойная заготовка, которая состоит из сплавов с разным содержанием углерода. Дамасская сталь – один из первых композитных, то есть, составных, материалов в истории. «Дамаск» - это сварочные технологии, сварка ковкой, когда идет диффузионное сближение слоев двух, трех или более, сталей, при высоких температурах, путем давления. Особую твердость «дамаску» придает основная часть пакета, которая состоит из сталей, богатых углеродом. Источник упругости будущего изделия – легирующие добавки и железо. Так, чередование слоев металла с очень высоким и очень низким содержанием углерода, придавало новому материалу: твердость, упругость и ударную вязкость (сопротивление ударным нагрузкам)." http://sekach.ru/oruchie/damask
        1. 0
          31 октября 2017 03:24
          Хотелось бы отметить маленький нюанс стали начинаются с 03 процентов содержания углерода , а вот все что с меньшим процентом углерода это чугун.
          Так для интереса СТ-3 сталь 3 наиболее распространенная не коим образом не калится .
          1. +3
            31 октября 2017 05:13
            Цитата: сайгон
            Хотелось бы отметить маленький нюанс стали начинаются с 03 процентов содержания углерода , а вот все что с меньшим процентом углерода это чугун.

            А что меньше 0,3 это железо. "Чугунами называются железоуглеродистые сплавы, содержащие более 2,14 % С, в зависимости от того, в какой форме присутствует углерод в сплаве, различают белый, серый и ковкий чугуны.
            "https://studopedia.ru/9_32650_im-vi-lenina.html
    3. +4
      1 ноября 2017 00:40
      good Вот имено, более того "волшебные" мечи делали несколько мастреров из одного селения и из ОДНОГО месторождения!! То есть кузнецы смогли понять что эта руда намного лучше чем все остальные, но ни малейшего понимания КАК достигнуты эти качества - они не имели. И разумеется при израсходовании этого месторождения - "волшебство" и закончилось. tongue
      Нечто подобное было в Китае с фарфором: дорогой тонкостенный фарфор делали только в одном регионе с определенных месторождений!! во всех остальных провинциях - не смогли повторить "чудо". И только во времена Ломоносова, он и один европец сумели "раскусить" техноогию фарформ и завалили всю европу. Причем по сути именно этот момент можно назвать "изобритением фарфора", так же как и булата, "дамасской стали" и многого другого что сотни лет назад делали без понимания Технологии.
      1. +1
        1 ноября 2017 00:47
        Цитата: Мих1974
        Причем по сути именно этот момент можно назвать "изобритением фарфора", так же как и булата, "дамасской стали" и многого другого что сотни лет назад делали без понимания Технологии.

        Очень чёткая формулировка. Кучу плюсов поставить не могу. но один ставлю. Именно отработка технологии было больным местом советской промышленности.
        1. +1
          1 ноября 2017 02:57
          Доброго дня, Николай. Вспомнил, прочитав комменты, что дома есть книга ""Иллюстрированная энциклопедия антиквариата"" Там и об оружии есть..Как вернусь, начну с нее, а потом Ваши советы.
          1. +1
            1 ноября 2017 04:42
            Цитата: Reptiloid
            ..Как вернусь, начну с нее, а потом Ваши советы.

            Дима. Привет. Очень часто мы забываем о том что у нас есть и начинаем искать, потом вспоминаем о забытом.
  2. +3
    30 октября 2017 15:32
    Спасибо за статью, Илья. Подвели итоги. Хорошо, что о двойных стандартах. Уж мифологизировали-мифологизировали.......
    О жестокостях и дикостях было здесь подробно, также и у Вас.
    Подумалось, Как написано, без хозяина самураю плохо, харакири необходимо..Ну , обрели хозяина, в лице США и можно не беспокоиться, ......
    1. +4
      30 октября 2017 22:12
      Дмитрий, чтобы не ссылаться на самого себя, сошлюсь на лучшую книгу в СССР по самураям. Автор СПЕВАКОВСКИЙ "Самураи- военное сословие Японии". Читать в ней про оружие и доспехи - все равно, что мочиться против ветра. Но вот все, что описано там в отношении сеппуки и ее происхождения заслуживает внимания. То, что написано в статье... нет. Придется, видимо, вернуться к этой теме. Больше всего меня "убивает", то, что авторы таких вот статей ленятся даже связаться с Токийским национальным музеем и получить фото действительно стоящие. Люди все-таки тратят свое время на чтение, ожидают чего-то нового. Понятно, что не все тут японисты, но все-таки.
      1. +1
        31 октября 2017 02:25
        Видите ли, Вячеслав, ниже я написал 3х японских авторов.Но ведь это известная доля иронии. Ведь там не о тех прежних самураях, а об их потомках, живших в 20 веке.Можно сказать об их вырождении. Причём сами японцы. Больше всего Конзабуро Оэ читал. Получилось, что дома много его книг было.
        Вот в своё время я прочёл 2 Ваши книги---РЫЦАРИ и ИНДЕЙЦЫ. Я и хотел именно их прочитать. В то время , как я поглядываю на список Ваших книг в сети, время от времени. В тоже время только что прочёл ВТОРОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ .Гумбольта. А потом прочту другие книги о Великих путешествиях, также старого синего Могидовича, которого недавно повезло за дёшево. Также я медленно читаю ИСТОИЮ 19 ВЕКА и еще Фурсова.И ещё египетский язык. И ещё Первушина.И ещё собираюсь взять про космос у знакомых, про социализм. И еще ЛЕНИНГРАДСКУЮ УТОПИЮ читаю. Также о Ленинградском метро.
  3. +7
    30 октября 2017 16:04
    пустая статья.
    Самураи не бегали целыми отряами. Вообще в эпоху сегуната где-то с 15-16 века целые деревни поголовно переписывались и выходить за границы своего региона можно было только по разрешению.
    Разрешение - это документ в котором указываллис внешние признаки "лица".
    Так что табунами никто не бегал.
    Сюзеренов - это европейское понятие предавать часто не могли.
    Потому что опять же была иерархическая клановая система: дайме, клан, клан его помощников, прилегающие к округе школы боевых искуств и додзе - все привязывалось к одному району. и все учитывалось, в городе в каждом районе был свой старшина, многие районы на ночь перекрывались воротами. Так что знали друг друга "в лицо". была регламентирована система одежды и аксессуаров (головные уборы, прически, цвет, оби-пояс и проч.) кто может ездить на лошадях и проч.
    То есть отряды знали "в лицо" или по имени-фамилии, или по системе рассказов очевидцев.Эти с таким-то акцентом из такого-то района, служат у такого-то князя тем-то и тем-то. А у них слуги/войска набираются из такого-то клана.
    В случае "неудачи"/провинности карается весь клан, так что воин может сбежать, но его сеья и родственники будут казнены.
    Будзюцу включали с самого начала : езда на лошадях, стрельба из лука, владение копьем, мечом "для поля" (но-дати) и различные вспомогательные виды - дзюттэ, кама, нунчаки, боевой веер, рукопашный бой тоже включался, точнее искусство бросков, связывания и ударов - бу-дзюцу, дзю-джюцу.
    Катана стала основным оружием уже после эпохи массовых сражений, когда стало распространяться искусство "фехтования" и "поединков". В массовом побоище фехтовать негде и некогда - поэтому у викингов тоже было основное оружие долгое время - топор и секира, а не меч.

    Клинки действит-но многослойные и действит-но из-за беной руды и недостатка железа
    Катана сначала (в бронзовом весе) и железном была прямой как и китайский превоисточник - цзянь.
    Слабоизогнутость возникла позже, из-за техники - катаной плохо тыкать-колоть, зато хорошо резать и рубить.
    Катана достаточно хорошо гнется, но не очень прочна на излом, поэтому клинок не заострялся к острию, чтобы не обламывался

    После установления сегуната "боевые" самураи-практики стали исчезать, отсюда появилось фехтование со смысловой эстетической и проч. нагрузкой - кендо, бусидо, школа такая-то, одним мечом, двумя мечами и проч.
    Когда появилось свободное от битв время.
    Позже где-то к 17-18 веку самураи могли никогда не вступать поединки, потому что это стало сословием.
    Именно в "мирный период" псоле сегунатасамураи стали изучать искусства - каллиграфию, музицирование, стихосложение и проч. тогда же стали писаться трактаты по "кодексам самураев" - дзен буддизм, дао, Праздный вечерний разговор Такуана Сохо и проч.

    Где-то в 17 веке (при авторе Хагакурэ - Ямамото Цунететомо) вышел указ запрещающий сэппуку без разрешения господина и проч.
    В "смутную эпоху" к 12-14 годам сын самурая должен был получить опыт "убийства" чтобы не боялся крови. И присутствовать на сэппуку в качестве кайсяку (помощника, отрубающего голову)

    Самураи следили за прической потому что именно за пучок волос голова преподносилась для демонстрации казни/опознания и т.д.Главное, чтобы не перепутали с женской головой. поэтому брили лоб и проч.

    Почитайте "Самураи" Ли Уэстбрук и много других книжек.
    1. +2
      30 октября 2017 16:34
      Другие книжки, современные. Прошлого века.Эдогава Рампо, Канцзебуро Оэ. Ну и конечно Акутагава. Ну очень критически.
  4. +10
    30 октября 2017 16:05
    да не только самураи оказались мифологизированны. практически все в современном мире выдуманно и облагороженно. и за красивой картинкой благородного пирата всегда скрывается обычный грабитель, разбойник и убийца.
  5. +1
    30 октября 2017 16:16
    ПС: катаной действительно можно отбить пулю - проверялось в науч-поп фильме или Наука единоборств или рукопашного боя, что то такое или Разрушители легенд.
    Пуля рикошетит кажется, а вот залп меченосец уже не успевает отследить.
    1. +3
      30 октября 2017 17:10
      Сильно сомневаюсь. Хотелось бы увидеть как отбивают мечом не то чтобы автоматную, а пистолетную пулю..) А до тех пор..
      1. +2
        30 октября 2017 22:50
        По сценарию был длительный бой "бич против меча". Но у всех актёров от местной пищи был жуткий понос, и эпизод предельно сократили - получилось не так зрелищно, зато правдоподобно и прикольно laughing
  6. Комментарий был удален.
  7. +2
    30 октября 2017 16:24
    "...Образ японского самурая в значительной степени оказался мифологизированным..."
    В значительно-значительной!!! Посмотрим на размер современной Японии? Это все, на что способны были самураи с их захватническим духом Бусидо за всю Историю! До фига назахватывали...
    1. 0
      15 мая 2018 09:54
      Все таки не забудем, что японцы единственные, кто смогли победить Россию существенно уступая ей в силах.
      А что касается мифологизации японских самураев, то тоже самое можно сказать и про европейских рыцарей, викингов, русских богатырей, морских корсаров и т.д. Мы все живем окруженные мифами. Особенно, когда они тешат национальное самолюбие.
  8. +1
    30 октября 2017 16:32
    ПС - 2
    Упадок самураев также начался из-за того, что им, как сословию было запрещено заниматься другими видами деятельности, а на 2довольствие" скольк-то "коку" было трудно прожить.
    Самурай решивший заняться торголлей - перставал быть самураем.

    После контакта с голландцами - 17 век (Последний самурай Тома Круза) правительство японии решило самоизолироваться и запрещало рыбакам, унесенным в море и "на материк" возвращаться " с дурным европейским примером". Про захват речи не шло. слышали такое выражение "железный занавес"? Вот японию в эпоху 16-19 века была этакой КНДР обложенной санкциями и без интернета/валюты и прочих демократических ценностей. А самурайский дух, как и "английск/англосаксонскийий характер" помогал отстроить страну после тяжелейших поражений.
    1. +2
      30 октября 2017 16:49
      Последний САМУРАЙ - явно не о 17 веке...(револьверы, капсульные винтовки, картечницы и т. д.)
      Вот СЁГУН ...
  9. +3
    30 октября 2017 16:46
    Чего все в мечи уперлись? Тут уже было сказано, повторю для зазубривания: Основное оружие всегда было копье у всадника и топор или опять же копье у пехотинца. Пики были у кавалеристов вроде даже после первой мировой.
    А шпаги, катаны, и прочее это пошло в моду после того как копье уступило место основного вооружения огнестрельному оружию.
  10. +4
    30 октября 2017 16:46
    Отправили как-то Василия Ивановича на Восток боевые искусства изучать. Возвращается он через год, и решили товарищи проверить, чему Василий Иванович научился. Оставили его одного в комнате и начали запускать к нему ниндзей по одному. 10 запустили — ни один не вернулся. Выходит Василий Иванович вытирает шашку о плечо и говорит:
    — Ну, кто ж голой пяткой на шашку-то лезет!
  11. +1
    30 октября 2017 17:05
    Если кто внимательно смотрел фильм "Белое солнце пустыни" должен был обратить внимание на холодное оружие подпоручика ( который вылетает из окна верещагинского дома)..самурайский меч...у него...
    1. +2
      30 октября 2017 22:54
      Цитата: parusnik
      амурайский меч...у него...

      Заметил я это давно, а вот почему у него именно катана - узнал сравнительно недавно. И эта деталь позволяет точно определить, откуда этот казачок заслан: те белоказаки, которые поступили в Квантунскую армию, с 1931 года действительно вооружались катанами.
  12. +8
    30 октября 2017 17:22
    По-моему, автор схалтурил. negative
    Например, такой рисунок бы многое прояснил:


    А то начинается бодяга про жестокость самураев. Это - правда, но
    статья про оружие.
    1. Комментарий был удален.
      1. +4
        30 октября 2017 22:04
        Как бы там не было ,но согласитесь В.Н., японские "железки" смотрятся убого на фоне настоящего произведения искусства . .
        1. +4
          30 октября 2017 22:16

          Вы считаете, что наличие пилообразности придает изделию эстетичности.
          1. +5
            30 октября 2017 22:28
            Нет конечно. Пилообразность говорит лишь о мастерстве кузнеца и о более "продвинутых" технологиях. Хотя в нормальном изделии ,пилообоазность смотрится эстетично.
            1. +6
              30 октября 2017 22:51

              Это катана «Фудо Мёо» кузнеца Миядзаки Кэйсинсай. Как по мне, тоже красиво, хоть и без зубцов.
              1. +2
                30 октября 2017 23:50
                Дело вкуса В.Н. Мне больше нравится европейское холодное оружие. Использовать и то и другое сейчас большого смысла нет , можно просто смотреть ,как на искусство. Хотя ,Вы,можете добавить (намного больше ,чем в статье ,можно и литературу соответствующую почитать)) про качество и эффективность в деле истребления "человеков".
                1. +4
                  30 октября 2017 23:56
                  А мне нравится любое оружие, если это изделие мастера. Притом оно совсем не обязательно должно быть в золоте и драгоценных камнях. Казалось бы орудие убийства, но обладает какой то притягательной силой.
    2. +2
      30 октября 2017 18:38
      А у этого автора все статьи с подвохом и переходят с обсуждения заданной темы на личности исполнителей. Объективностью и глубиной, ни одна статья не блещет. Увы. Везде автор сводит к политике и социальным противоречиям. Так сказать, фирменный конёк)))
    3. +1
      31 октября 2017 01:25
      Цитата: voyaka uh
      Например, такой рисунок бы многое прояснил:

      Да. Очень интересно. Такая схема расположения слоёв стали в японском оружии попалась мне впервые. И это очень хорошо, наглядно. объясняет что такое пара. Потому как хороший кузнец работает в одном стиле.
      Катану и вакидзаси изготовлял один кузнец в одном стиле, поскольку мечи считались парой и назывались в совокупности «дайсё» - «длинный – короткий». Причем если мечи были изготовлены разными мастерами, то к дайсё они уже не относились.
  13. +7
    30 октября 2017 17:36
    Не может быть нация которая веками варилась в собственном соку - знатоком оружейных технологий. Японцы воевали в основном между собой. Потому у них была застойная деградация. Пока остальные народы на континентах в многочисленных сражениях пришли к общему знаменателю об эффективности холодного оружия и экипировки - японцы увязали в своих ретроградных традициях.
    Весь мир к середине 19-го понял что лучше сабли для пешего и кавалериста - ничего не существует. Ушли в историю двуручные длинные мечи, ушли в историю шпаги и акинаки. И только японцы носились с длинными катанами.
    Я видел по НатГео процесс облачения в самурайские доспехи - это ПОЛНАЯ Ж,,.ПА!!!
    15 минут двое натягивают на третьего эти бесконечные кожаные ретузы и лямки. Облачённый самурай - даже помочиться не может - ибо снять доспехи - опять же нужна чужая помощь. Они скорее всего все ходили обоные и обоссаные.
    Какой смысл в этих кожаных доспехах - если они разрубались мечом и пробивались стрелой?
    Что им мешало делать такие же латы и кольчуги как в остальном мире?
    Нафиг японцы веками юзали громадный двухметровый деревянный лук - когда монголы создали компактный обратный композитный лук?
    Я смотрю на японофилов - как на больных людей.
    Тащутся по всему японскому - как удавы по стекловате
    1. +4
      30 октября 2017 18:44
      "Я смотрю на японофилов - как на больных людей"///

      Это Вы зря. У японцев есть много чему поучиться.
      Например: как сделать из глубокого средневековья организованный
      стремительный прыжок в группу самых технически развитых стран мира.
      Согласитесь, мало кому удавалось такое?
      И тут есть корни и из самурайских мечей тоже.
      Аккуратный меч катана - аккуратная Тойота Королла. Улавливаете?
      1. +3
        30 октября 2017 20:46
        Мало кому. Но и мало на кого падало огромное по тем временам количество российского золота.
      2. +2
        30 октября 2017 23:00
        Цитата: voyaka uh
        Аккуратный меч катана - аккуратная Тойота Королла.

        Катан тут как раз не рулит. Яппы еще в 16м веке удивительно оперативно внедрили огнестрел (1ю аркебузу туда ввезли в 1543, а через 20 лет они по этому образцу наделали их 2 миллиона! - источник инфы синхронный - Фернан Мендес Пинто, "Странствия"), что и позволило объединить Японию
        1. +2
          30 октября 2017 23:56
          Это интересно, про аркебузы. Не знал.
      3. 0
        30 октября 2017 23:19
        Да, индустриально- технический прыжок мало кому, но всё же удавался. Вопрос только в цене вопроса и обстоятельствах, при которых он реализуется. СССР начала ХХ века, проводил его в международной изоляции, которую нарушали только за очень хорошие деньги. Оттого, до самого начала ВМВ, проводилась строгая эксплуатация собственного населения, без какого-то улучшения условий его жизни (чтобы не растрачивать драгоценные ресурсы). Причём рывок в СССР, был сделан почти с нуля, т. к. современные станки и технологии, почти не поставлялись и приходилось выкручиваться своими силами.
        1. +2
          30 октября 2017 23:54
          "рывок в СССР, был сделан почти с нуля, т. к. современные станки и технологии, почти не поставлялись и приходилось выкручиваться своими силами"////

          А вот здесь Вы в корне ошибаетесь. Рывок в СССР в 1-ую пятилетку был сделан силами Соединенных Штатов Америки на 90% и Германии на 10%.
          Почитайте, нагуглите про: "Альберт Кан в истории советской индустриализации".
          Его фирма построила в СССР более 500 крупных и крупнейших заводов. Все авиа, тракторных, двигателей, оборонных со всеми новейшими технологиями.
          Японцам такая массированная помощь (за деньги) и не снилась. Хотя после 2-й Мировой войны Америка тоже вложилась в их реиндустриализацию.
          1. +1
            31 октября 2017 13:03
            Вот здрасьте, ошибаюсь)) Рывок был сделан собственными силами. Точнее за собственные деньги, причём не малые. Да, нанимали иностранных инженеров, платили, зачастую золотом и первосортной пшеницей, за станки и оснащение. Это вынужденный шаг, т. к. свои инженеры и учёные, либо погибли в ходе гражданской войны, либо (в своём большинстве) эмигрировали. Япония, как и разрушенная Германия, отстраивались и развивались на американские деньги. И это общеизвестный факт. А расплачивались тем, что вели внутреннюю и международную торговлю. Через американцев были втроены в систему международных торговых соглашений. так и развивались.
            Естественно, когда своё утрачено, советская власть закупала и строила с помощью иностранных фирм и специалистов. Которые, кстати говоря, далеко не всегда выполняли свои обязательства по контрактам (особенно военным).
            Вывод: СССР первое время нанимал иностранцев и иностранные компании, для строительства и развития. Но делал всё исключительно за собственный счёт, без поддержки международных финансовых структур. И в большинстве случаев, был лишён возможностей вести международную торговлю, позволяющую получать дополнительные прибыли.
            1. +3
              31 октября 2017 14:27
              "Рывок был сделан собственными силами. Точнее за собственные деньги, "///

              Это - две совершенно разные вещи smile .
              Правильно: рывок силами инженеров США за деньги СССР.
              Далее Советский Союз развил американские технологии и создал
              собственные.
              .
              1. +1
                31 октября 2017 18:22
                Вояка! Вам должно быть известна не хуже меня русская поговорка: "Кто платит, тот и музыку заказывает!" А в остальном мы с вами пришли к одному мнению. Потеряв заводы (из-за разрушений и разграбления) в ходе гражданской войны, а также специалистов, покинувшими Россию из-за революции, тем не менее, СССР совершил мощнейший скачок в развитии. Что собственно говоря и требовалось доказать.И скачок этот был, наверное более мощным (в сравнении усилия-результат), чем японский, после поражения в войне.
                С уважением!
    2. 0
      30 октября 2017 20:07
      Так и стоит перед глазами-Робин Гуд и английские лучники с монгольскими луками.
    3. +2
      30 октября 2017 22:04
      Ответы на ВСЕ ваши вопросы содержатся вот в этой книге.
    4. 0
      15 мая 2018 09:57
      Не обижайтесь, но думаю в вас говорит зависть
  14. +1
    30 октября 2017 18:38
    Вопрос немного не по теме: чем сабля отличается от меча? И ещё - почему катану называют мечом - она ж кривая? Может всё таки она сабля? Кстати современники описывая покушение на Николая II в Японии называли катану саблей.
    1. -1
      30 октября 2017 20:12
      Судя по тому.что Важнейшим отличием меча является обоюдоострое лезвие ,ну не может эта катана быть мечом.
    2. 0
      30 октября 2017 23:02
      Цитата: bnm.99
      почему катану называют мечом - она ж кривая?

      Дубовый перевод с наглийского (у наглов sword может означать и прямой, и кривой клинок - например, кавказскую шашку они тоже именуют cavalry sword)
    3. +1
      30 октября 2017 23:41
      Вообще-то в европейских языках изначально все длинные клинки именовались мечами. А за изогнутыми двуручными, это название осталось до сих пор. Позже, под влиянием Востока, выделились своими индивидуальными названиями различные виды сабель. А так да, кактана - это двуручная сабля. Причём со слаборазвитой гардой. И многие современные фектовальщики-реставраторы, совсем не хвалят катану, за плохой баланс (без противовеса в рукоятке) и слабую гарду (утверждают, что пробовали и в течении минуты, вооружённый катаной против европейского двуручника, или полуторника, остаётся без пальцев).
      1. 0
        2 ноября 2017 22:27
        Цитата: Аркадий Гайдар
        слабую гарду (утверждают, что пробовали и в течении минуты, вооружённый катаной против европейского двуручника, или полуторника, остаётся без пальцев).

        цуба по назначению вообще не гарда, а упор - предназначена ТОЛЬКО для предотвращения соскальзывания пальцев на лезвие, а никоим образом не на защиту от ударов противника - кэндо вообще не "заточено" на фехтование "меч в меч"!
    4. +1
      31 октября 2017 06:58
      Катана в европейском оружиеведении и бытовом понимании изначально считалась саблей. Если мне не изменяет память, у Винклера катана именуется саблей, то же можно встретить и в художественных произведениях и журнальных статьях 19 -начала 20 века. Лишь позже - подозреваю, что примерно с середины 20 века катана стала считаться мечом.
      1. +1
        1 ноября 2017 12:43
        в англ. языке катана - японский меч.«Japanese swords»
        в японском все что имеет гарду, клинок и рукоять считается мечом. то есть иероглифы пишутся-читаются по-разному, произносятся тоже, но смысл - меч
        нагината переводится как меч на длинном чего-то там рукояти
  15. +2
    30 октября 2017 20:05
    Посмотрите видео про вендельское оружие с Климом Жуковым. Кузнец, изготовивший множество оружия для реконструкции средневековья говорит, что изготовление мечей не представляет ничего особенно сложного. Любой хороший деревенский кузнец средневековья знал как их делать. Интересно, что заготовка для европейского меча и японского совершенно одинакова - подкова из многослойной стали в которую вставляется брусок железа, только европейцы вытягивали подкову в длину, а японцы в ширину. Почему так произошло неизвестно. Возможно в Японию и Скандинавию секрет изготовления меча попал в устной форме и кузнецы, не имея образца, сделали совершенно разные изделия из одинаковых заготовок.
    1. +1
      30 октября 2017 23:05
      Цитата: геолог
      Любой хороший деревенский кузнец средневековья знал как их делать

      Ага, щас... У тогдашнего деревенского кузнеца учебников под рукой не было, в отличие от нынешних времен! В 16м веке даже про элементарный процесс цементации знали только весьма продвинутые (цеховые) мастера!
  16. 0
    30 октября 2017 20:23
    Япония - кстати християнская страна. Есть фильм, причём японский о гражданской религиозной войне между хпистианами и японо-язычниками. Христиане проиграли.
    1. +5
      30 октября 2017 23:01
      Кстати, при населении в 127 миллионов человек христиан в Японии аж 2,5 миллиона, т.е. менее 2%.
      Традиционными же религиями Японии являются синтоизм и буддизм, причем имеет место своеобразный религиозный синкретизм, так как большинство японцев относят себя к обеим этим религиям. Никаких гражданских войн между христианами и язычниками в Японии никогда не было.
      Не дезинформируйте читателей.
  17. +1
    30 октября 2017 22:01
    Хороший материал для журнала ТАЙНЫ ХХ века, но для ВО... слишком уж популярный, слишком. И потом, что это за непрофессиональная манера давать иллюстрации без подписей? На мой взгляд это не уважать своих читателей. Что за рисунок, откуда, в каком музее находится, какой век... Это ЭЛЕМЕНТАРНАЯ КУЛЬТУРА подачи информации. Тем более применительно к историческим артефактам.
    1. +3
      30 октября 2017 23:04
      "Хороший материал для журнала ТАЙНЫ ХХ века" Для журнала Мурзилка он очень хорош.
  18. +4
    31 октября 2017 04:08
    Поверхностно и с упором на экзотику.
    Самураи обожествляли мечи. А где их не обожествляли?
    Измены. Так в феодальном обществе были договорные отношения. От низкорейтингового сюзерена уходили вассалы и в Европе.
    Сражались со слабейшими. А потом почему-то вдруг победили Китай и даже Россию.
    Япония – не христианская страна, эта жестокость не смягчалась религиозными представлениями.

    А что в Японии распространен буддизм, призывающий жалеть всех подряд, это ничего? winked
    Мода на японскую культуру стала распространяться на Западе в ХХ веке и довольно быстро укоренилась среди части западной интеллигенции, которая прельщалась мифами...

    А что Япония вышла к концу столетия в ведущие страны мира, это тоже не в счет?
    Короче, не ожидал от Полонского такого слабого обзора. negative
  19. +2
    31 октября 2017 10:34
    А вообще, я так поняла, что автор прочитал статью о периоде Асикага и междуусобице перед восхождением Тогукагава.
    Вообще-то период Асикага - упадок императорской власти условно говоря длился официально 170 лет.
    тогда старые родовые связи рушились, воины действительно могли уходить от одних начальников и переходить к другим. Это схоже с явлением наемничества викингов-варягов в дружины европейских царей и князей, и Зоэ константинопольской.
    Ну или наверное швейцарские и прочие ландскнехты.

    Европейцы появились где-то в 1553 годах.
    прибрежные купцы стали скупать огнестрельное оружие и усиливать свое влияние.
    Это схоже с так называемым явлением "больших бондов" в Скандинавии.
    когда крупные землевладельцы могли нанять/прокормить и содержать крупные отряды вооруженных людей.
    Но при этом бонд был менее почетен чем викинг, военный вождь, херсир, ярл, лендрманн и т.д.
    Например, богатый бонд с острова Лека выдал свою дочь за Бъярньольва родича Кари из Бердлы так сказать "вынужденно", потому что не мог отказать. Свадьба была неполной и из-за этого потом сыновья не могли отсудить наследство. у Барда и торольва сына Скаллагрима.

    В предшествующие годы существовала военная аристократия куге, но так как происходило много сражений, то теоретически простой воин мог подняться до высших военачальников.
    Ода Нобунага, минамото и Еритомо как раз и были военачальниками сумевшими захватить власть.
    Это примерно похоже на период феодальной раздробленности в Европе 12века, феодальная раздробленность на Руси, Смутное время или Распад СССР в 90-е, однако период длился недолго и самураи еще не сформировались как тот самый знаменитый класс.
    Самурайство с жесткой иерархией, традицией и "кодексом" сформировалось в эпоху Токугава, когда битвы массовые закончились, но пассионарность надо было куда-то девать.
    Токугава ввел жесткую систему феодального общества+ скорее всего усилилось влияние духовников - даосов и буддистов с уходом в мистику и самосовершенствование.

    Самураям было затруднительно отличаться своим богатством и роскошью, поэтому старались культивировать свою честь, фехтование, духовность и проч. менее затратные аспекты.чтобы отличаться от других слоев

    В истории было много схожих периодов и судить о самураях по короткому отрезку в 100 лет - это глупо.
  20. +2
    1 ноября 2017 12:15
    Один и тот же поступок можно рассматривать и как подлость, и как военную хитрость, но для выживания это остаётся "по ту сторону" (почти по Ницше). Согласен с предыдущими комментаторами, самураи как сословие деградировали ещё до 20 века, а то что творилось уже во время 2МВ ИМХО было лишь кровавым косплеем.
    Что касается качества мечей, то оно было разным, и зависело от мастерства оружейника, доступных ему на тот момент материалов (как мы знаем, с сырьём были сложности), и времени на изготовление - ведь были случаи, когда кузнец "на коленке" за 1 день клепал оружие на целый отряд. В таких условиях большое значение имела заточка и полировка - тут они отличились, ничего не скажешь, а главное, сохранили традицию.
  21. +1
    1 ноября 2017 12:40
    Real Samurai Sword Technique - Cutting BB Gun pellet by Isao Machii - Japanese Katana Kenjutsu

  22. 0
    2 ноября 2017 11:00
    Если действительно интересно, томожно выйти на Ютуб и посмотреть 5-8 роликов.

    Есть пара роликов на японском, когда стреляют в жестко зафиксированную катану сначала из 9 мм пистолета, затем из автомата.
    Меч установлен так чтобы "разрезать пулю".
    Первые 1-2 пули катана разрезает, 6-7 выстрел ломает клинок окончательно

    Есть еще видео с этим же Исао Мачии, только стреляет сотрудник ББС, тетка из пистолета, место эксперимента - полигон на воздухе
    Мастер одним движением вынимает меч и рассекает шарик

    Есть видео "на пределе с Коротковым", где тоже стреляют в катану, но по всей площади клинка, если попасть дважды в одно и то же место, то клинок ломается.

    Русский самурай "Ваня" тоже пробует отбить шарик , из пушки - опаздывает с замахом на пару секунд, может меньше, а брошенный рукой рассекает.
    Но! Ошибочное мнение, что с мечом надо стоять как с пистолетом-револьвером. Как раз меч любит движение и разгон, так что логичнее стрелять несколько выстрелов, во время первых двух кендоист уклоняется, смотрит траекторию-скорость-примерную точку "встречи" и подготоваливает замах, стрелок в это же время тоже пристреливается, так что 3 пулю придется по любому отбивать, причем дорабатывая верхней или нижней частью клинка по диагонали чтобы задать иную траекторию полета осколков, затем шаг-подшаг подготовочный полосующий удар снизу вверх, а из верхнего положения рубящий вниз на добивание

  23. 0
    2 ноября 2017 22:21
    Цитата: амурец
    При чём применялась эта технология и на Руси и в Швеции и ещё в ряде мест.

    Не просто в ряде мест - а по ВСЕЙ Евразии от Испании до Японии !
  24. Комментарий был удален.
  25. 0
    3 ноября 2017 09:08
    учитывая, что Япония – не христианская страна, эта жестокость не смягчалась религиозными представлениями.

    Да уж. Вот о христианском смягчении по подробнее. Это одна из самых кровавых религий, если не самая. доказательства? Вспомните о походах крестоносцев, что на Ближний Восток, что к нам на Русь, а так же уничтоженных индейцев Северной и Южной Америк, негров, ирландцев, индусов, жертв инквизиции и многое, многое другое.
    На мой взгляд христианство САМАЯ кровавая религия!!
  26. 0
    15 мая 2018 10:06
    К сожалению современные отечественные статьи по самураям, японской военной культуре и особенно катанам читать просто невозможно. Во всех них под лозунгом борьбы и низвержения абсолютно выдуманных мифов идет огульное поливание японских воинов, японского оружия и японской культуры потоками помоев и фекалий. А причина просто: банальная зависть и ревность к чужой славе и чужой популярности. Отсюда и желание принизить, доказать "шо наш то дрын чай не хуже ихней катаны".
  27. 0
    15 мая 2018 10:14
    Цитата: bandabas
    Ничего плохого не хочу сказать про Вашего деда. Мои закончили Войну на Западе и, на Дальнем Востоке не были.Но, останавливал он их пулей, а не шашкой. Или я не прав?

    Да выдумал он, вы что не видите ))) Красивая история, не спорю, но сразу видно, вымысел.