Военное обозрение

Первые атаки роботов

5



Ровно 100 лет назад состоялось первое относительно успешное применение беспилотной дистанционно-управляемой боевой машины против другой военной машины. Германский скоростной глиссер "Фернленкбот", управляемый по проводу с берега, таранил английский монитор "Эребус", участвовавший в блокаде бельгийского побережья.

Дальность действия этого оружия составляла 20 километров - такова была длина провода. Однако на такой дистанции управлять небольшим 12-метровым катером невозможно, он просто теряется из виду. Поэтому атаку сопровождал гидросамолет, с которого по радио передавались на пульт управления данные о направлении движения "Фернленкбота". В соответствии с этими данными оператор осуществлял корректировку курса.

Система получилась довольно сложной и инерционной, но она сработала, глиссер врезался в "Эребус" прямо посередине корпуса. Контактный взрыватель подорвал 700-килограммовый заряд, однако монитор не затонул. Его спас укрепленный вдоль борта противоторпедный кессон, принявший на себя энергию взрыва. "Эребус" своим ходом ушел в порт на ремонт.

"Фернленкбот" был разработан в 1915 году на фирме "Сименс". По заказу германского ВМФ в том же году построили опытную партию из 12 таких катеров, часть из которых направили на западный фронт - во Фландрию, а остальные - на восточный - в Курляндию. Первая попытка их применения была отмечена еще 24 апреля 1916 года, но тогда из-за отказа рулевого управления катеру пришлось дать команду на самоликвидацию.

25 сентября 1916 года в очередной атаке у глиссера заглох мотор и его вновь пришлось уничтожить во избежание захвата противником. 1 марта 1917 года - первый успех, "Фернленкбот", управляемый с борта боевого корабля, подорвал английскую береговую батарею, охранявшую вход в порт Ньюпорта. 6 сентября еще один катер атаковал британский блокадный монитор, но был вовремя замечен и потоплен его скорострельными противоминными пушками. Так же закончилась предпринятая 3 ноября попытка таранить русский эсминец в Рижском заливе.

В 1918 году оставшиеся "Фернленкботы" переоборудовали под "чистое" радионаведение с гидропланов. 25 мая была предпринята единственная атака "радиоглиссера", но она не увенчалась успехом из-за поломки радиостанции на самолете-наводчике. Неуправляемый глиссер проскочил мимо цели, а потом на нем сработал самоликвидатор.

В общем, "Фернленкботы" значительно опередили свое время. Идея была хорошая, но недостаточная надежность тогдашней техники и нехватка времени на ее отладку, не позволила этой идее реализоваться в полной мере.
На заставке - изображение "Фернленкбота", дальше - чертеж "Эребуса" с противоторпедными кессонами и послевоенный снимок того же монитора уже без них.



Автор:
Первоисточник:
https://vikond65.livejournal.com/682602.html
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. andrewkor
    andrewkor 5 ноября 2017 07:08 Новый
    +6
    Ох, и любят же некоторые любую мало мальски инновацию величать "боевым роботом". При обороне Петербурга в 1854г. тоже использовались дистанционной управляемые по проводам (как Ферленкботы)противокорабельные фугасы ,вот им надо бы отдать приоритет и русскому учёному Якоби!Ну далее по хронологии:германские и советские радиотанки,Мистели по Англии и ТБ-3 по Кенингсбергу.Я рискну назвать настоящим ,без кавычек,боевым роботом именно Камикадзе т.к. это уже не человек,а машина уничтожения с примитивным мозгом!Пока не создадут и не применят Искусственный Интеллект лично я отказываюсь называть эти сами по себе достойные аппараты Роботами!
  2. poquello
    poquello 5 ноября 2017 17:28 Новый
    +2
    автор кури слово "робот"
  3. Curious
    Curious 5 ноября 2017 23:31 Новый
    +2

    Катера Fern-Lerikboot (автору подтянуть немецкий, чтобы не вводить читателя в заблуждене) имели водоизмещение 6 тонн, размеры 13 х 1,86 х 0,66 м; два мотора фирмы «Майбах» по 210 л.с. (вторая серия — по 230 л.с.); скорость 28 узлов (вторая серия — 30 узлов); они несли 230-кг заряд ВВ (тротил). Управление катером-торпедой осуществлялось с берега через тонкий электричес­кий кабель длиной 20 км (10,8 мили) и общим весом 800 кг.
    Где автор выудил сведения про 700 кг заряд - загадка.
  4. синоби
    синоби 6 ноября 2017 05:40 Новый
    +1
    Позже систему радионаведения таки довели до ума и применяли на фау-1.А вообще немцы просто возродили идею "брандеров" только на новом уровне.С появлением первых самонаводящихся торпед идея вновь умерла.
  5. Tyomanator
    Tyomanator 9 ноября 2017 01:56 Новый
    0
    Цитата: Curious
    Катера Fern-Lerikboot (автору подтянуть немецкий, чтобы не вводить читателя в заблуждене)

    Вот прямо Лерикбот? Может, это Вам подтянуть немецкий (заодно с русским ;)?
    Das Fernlenkboot, kurz FL genannt