Советский Наутилус

Советский Наутилус


Наличие в составе ВМФ Российской Федерации современных сверхмалых подводных лодок не тайна. В доступных каждому журналах или справочниках можно ознакомиться с подробными описаниями и тактико-техническими характеристиками субмарин, а для того, чтобы увидеть сверхмалую подлодку, не надо проникать на сверхсекретную базу. Достаточно посмотреть на видео русский кинохит «Особенности национальной рыбалки». Но с чего начинались сегодняшние «Пираньи», знают далеко не все.

В августе 1942 года в оккупированную немцами Феодосию прибыла «экскурия» моряков из состава 11-й флотилии сверхмалых подводных лодок типа КБ Королевского ВМФ Италии. С падением Севастополя активные действия в крымских водах практически прекратились, и их недавние участники - немцы и итальянцы - могли немного отдохнуть от боев. Однако итальянские подводники прибыли на берега Феодосийского залива отнюдь не для отдыха: новые хозяева Крыма, немцы, пригласили их для ознакомления с необычным трофеем - советской сверхмалой подводной лодкой. По словам историографа 11-й флотилии, эта субмарина явилась «своего рода сенсацией» для подводников Реджиа Марина Итальяна, «которые до этого считали, что итальянские разработки являются уникальными во всем мире». Так представители двух противостоящих СССР флотов ознакомились с тем, что было тайной даже для своих - с одной из первых советских сверхмалых подводных лодок...


Первым воплощенным в металл советским проектом сверхмалой подводной лодки стала разработка под шифром АПСС (автономное подводное специальное судно). В различных документах и публикациях можно встретить и другие обозначения этого проекта: «телемеханическая подводная лодка», «радиоуправляемая подводная лодка с телевидением» и даже «телеуправляемый самодвижущийся снаряд». Проект АПСС был создан в 1934 - 1935 годах в 1-м отделе (так называемой группе подводных лодок) знаменитого ленинградского Остехбюро (Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения) под руководством главного конструктора Федора Викторовича Щукина, для которого АПСС стала первой разработанной им подводной лодкой. Работы над проектом АПСС велись при непосредственном участии начальника Остехбюро, известного инженера-оборонщика Владимира Ивановича Бекаури и под наблюдением Научно-исследовательского морского института связи (НИМИС).

АПСС представляла собой сверхмалую (надводное водоизмещение - 7,2 т, подводное - 8,5 т) подводную лодку, вооруженную одним носовым неподвижным торпедным аппаратом. Управлялась АПСС двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» - с надводных кораблей или самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться с помощью установленной на этих «водителях» специальной аппаратуры «Кварц» (разработка № 134), созданной специалистами того же Остехбюро. В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки массой 500 кг.

В том же 1935 году, когда проектирование АПСС было завершено, приступили к строительству. Постройка была возложена на Ленинградский судостроительно-механический завод «Судомех». Были построены сразу две лодки этого проекта, которые в 1936 году проходили заводские испытания.

Однако полностью воплотить в металле весьма смелые по тому времени технические идеи Остехбюро не удалось. В официальных выводах по реализации проекта АПСС говорится, что «проблема дистанционного управления этой лодкой была далека от положительного решения». Хотя Остехбюро и располагало собственной «эскадрой» опытовых судов, состоявшей из бывших боевых кораблей ВМФ (миноносец «Конструктор», тральщики «Инженер» и «Микула», торпедный катер «Быстрый») и самолетами (гидросамолеты МБР-2), но до испытаний лодок типа АПСС с использованием этих «водителей» дело не дошло. Можно предположить, что уже в том же 1936 году обе лодки АПСС были разобраны. Второй тип сверхмалой подводной лодки Остехбюро получил шифр АПЛ (автономная подводная лодка) и условное обозначение «Пигмей».

Первоначально эта «карликовая» субмарина разрабатывалась как «автономная подводная лодка, управляемая с самолета». Однако в дальнейшем работы над ней продолжались уже как над сверхмалой подводной лодкой, управляемой собственным экипажем. Как и в случае с АПСС, их вели сотрудники 1-го отдела Остехбюро во главе с Ф.В. Щукиным. 27 июня 1936 года проект был одобрен заместителем начальника Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВМС РККА) флагманом 1-го ранга И.М. Лудри. После этого в Ленинграде под руководством А.Н. Щеглова был создан опытный образец АПЛ «Пигмей».

Советский Наутилус


Затем лодка была перевезена по железной дороге на Черное море, на Севастопольскую базу Остехбюро. Здесь в октябре 1936 года АПЛ «Пигмей» прошла весь комплекс испытаний. В целях повышения секретности во время их проведения корабль официально именовался только как «подводная лодка Остехбюро». Ответственным сдатчиком АПЛ «Пигмей» флоту был назначен главный конструктор 3-го отдела Остехбюро Константин Афанасьевич Щукин - однофамилец разработчика проекта. В экипаж опытной лодки были назначены кадровые моряки из подводных сил Черноморского флота. Так, командиром АПЛ «Пигмей» на время испытаний стал 29-летний помощник командира подводной лодки А-3 старший лейтенант Борис Александрович Успенский.

Несмотря на то, что испытания «Пигмея», по некоторым данным, «выявили недостатки, которые помешали принять его в состав флота», по их итогам руководством ВМС РККА было принято решение о постройке серии из 10 сверхмалых подводных лодок этого типа со сдачей первых шести до конца 1936 года, а всей серии - в 1937-м. Несколько «Пигмеев» начали строиться на «Судомехе» в Ленинграде, но так и не были «доведены до боеспособного состояния» и, очевидно, впоследствии были разобраны. В результате флот не получил ни одной серийной сверхмалой субмарины этого типа, и не только потому, что АПЛ «Пигмей» имела «конструктивные недоработки», а из-за «объективной сложности разрешения принципиально новых технических вопросов», как говорится об этом в официальных документах. Была и еще одна причина, о которой мы скажем ниже.

Советский Наутилус


Таким образом, в распоряжении советского Военно-Морского Флота оказался лишь один опытный образец АПЛ - «Пигмей». Это была сверхмалая (длина - 16, ширина - 2,62 м) подводная лодка стандартным надводным водоизмещением 18,6 т. Она могла развивать максимальную скорость в 6 узлов (5 - под водой). Ее дальность плавания полным ходом составляла 290 миль, под водой - от 18 (полным) до 60 (экономическим) миль. Предельная глубина погружения была определена в 30 метров, а автономность плавания - в трое суток. Главным вооружением АПЛ «Пигмей» должны были стать две 450-мм торпеды типа «45-15» в бортовых торпедных аппаратах открытого (желобного) типа. Кроме того, на вооружении экипажа подлодки, состоявшего из 4 человек, имелся 7,62-мм пулемет.

К началу Великой Отечественной войны АПЛ «Пигмей» официально числилась за Народным комиссариатом ВМФ (НК ВМФ) как опытовая подводная лодка. В строй она официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, АПЛ «Пигмей» так и оставили на бывшей Севастопольской базе Остехбюро в Балаклаве, по другим - перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия НК ВМФ. Летом 1942 года лодка оказалась в руках немцев, однако ее дальнейшая судьба пока точно не выяснена.

Выше уже говорилось о том, что в августе 1942 года АПЛ «Пигмей» осматривали итальянские подводники, составившие небезынтересное для историков флота ее описание. «Это была новейшая единица, находившаяся на заключительной стадии оборудования, - читаем мы в нем. - Ее размеры не отличались от итальянского типа КБ, но корпус был стройнее и длиннее. Лодка имела довольно большую, но узкую рубку трапециевидной формы. На середине высоты корпуса находились продолговатые углубления, позволявшие располагать в них торпеды».

Что стало с единственной АПЛ «Пигмей» дальше, неизвестно. Так как после освобождения Крыма и всего Причерноморья об обнаружении этой лодки ни на берегу, ни затопленной в море никто не сообщал, то можно предположить, что оккупанты пытались вывезти ее из Крыма в Германию. Для немцев, которые в то время активно работали над многочисленными проектами собственных сверхмалых подводных лодок, реализованный на практике советский проект, без сомнения, должен был представлять интерес. Однако отсутствие каких-либо упоминаний об ознакомлении немецких инженеров-кораблестроителей с трофейной советской сверхмалой субмариной заставляет думать, что АПЛ «Пигмей» так и не достигла территории третьего рейха и была потеряна новыми хозяевами где-то на железных дорогах Европы. Но это только предположение.

Кроме АПСС и АПЛ «Пигмей» конструкторы 1-го отдела Остехбюро под руководством все того же Ф.В. Щукина разработали проект еще одной субмарины - малой подводной лодки стандартным надводным водоизмещением 60 т. Однако к тому времени в течение уже нескольких лет серийно строились малые подводные лодки VI серии (типа «М») стандартным надводным водоизмещением 158 т, которым 60-тонные «подводные суда» Остехбюро из-за своих размеров уступали и в мореходности, и в обитаемости (эти характеристики и на самих «Малютках» были далеки от совершенства). Поэтому третий «подводный» проект Остехбюро, в отличие от первых двух, так и остался на бумаге.

Безусловно, Остехбюро и дальше могло продолжать деятельность на благо советского подводного флота и всех вооруженных сил. Однако как сама организация, так и многие ее сотрудники пали жертвой «большого террора». В течение 1937 - 1938 годов органами НКВД были арестованы, осуждены «к высшей мере наказания» и расстреляны ведущие специалисты Остехбюро, включая его руководителя В.И. Бекаури. Так, в сфабрикованном сотрудником особого отдела НКВД при Остехбюро А.П. Грунским обвинительном заключении по делу главного конструктора АПСС и АПЛ «Пигмей» Ф.В. Щукина говорилось, что обвиняемый «проводил ... вредительскую деятельность умышленно неправильным проектированием предназначенных для вооружения РККФ новых типов ... подводных лодок, в результате чего запроектированные... ПЛ оказались непригодными для вооружения РККФ». Этот «документ» был утвержден 20 февраля 1938 года, а уже через три дня смертный приговор в отношении «врага народа» Ф.В. Щукина был приведен в исполнение. В следующем 1939 году не стало и самого Остехбюро.

В результате советский ВМФ вступил во вторую мировую войну, так и не получив на вооружение сверхмалые подводные лодки. Истории было угодно, чтобы первыми сверхмалыми подводными лодками, официально вошедшими в состав советского ВМФ, стали в 1945 году трофейные немецкие «Зеехунды», конструкторы которых, возможно, использовали в своей более успешной, чем у их советских коллег, работе и один из проектов Остехбюро - «Пигмей».
Автор: Константин Стрельбицкий - вице-председатель Московского клуба истории флота


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 27
  1. AK-47 5 октября 2013 10:08
    Управлялась АПСС двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным.

    И это в 30 - тые годы, жаль, что не сохранилось технического проекта, интересно как это виделось проектантам.
    AK-47
    1. Денис 5 октября 2013 15:53
      Цитата: AK-47
      И это в 30 - тые годы, жаль, что не сохранилось технического проекта, интересно как это виделось проектантам
      С тем же эксперементировали Туполев и Широкорад,сведений хватает
      Торпедный катер типа "Г-5" с волновым управлением:
  2. rudolff 5 октября 2013 11:11
    К сожалению, никаких сверхмалых ПЛ, кроме спасательных и глубоководных станций, в составе российского ВМФ не осталось. Обе Пираньи были разрезаны на металл в 1999-2000 годах в Кронштадте еще до исчерпания сроков эксплуатации.
    1. Misantrop 5 октября 2013 12:06
      Цитата: rudolff
      К сожалению, никаких сверхмалых ПЛ, кроме спасательных и глубоководных станций, в составе российского ВМФ не осталось.
      Пираньи и в самом деле порезаны. Но не все так мрачно. Есть целый дивизион сверхмалых ПЛ, который не сократили даже во время бардака 90-х.

      А подводная лодка Остехбюро тоже не пропала неизвстно куда. Лежит на грунте в Феодосийской бухте на небольшой глубине. Ее года полтора-два назад аквалангисты нашли
      Misantrop
      1. Old_Kapitan 5 октября 2013 12:51
        Привет, тезка! У меня вообще сложилось мнение, что статья написана много лет назад. Иначе не стал бы вице-председатель Московского клуба истории флота писать про "Пираньи" столь откровенную лажу, да еще в первом же абзаце.
        1. Misantrop 5 октября 2013 12:55
          Привет! Похоже на то, что и в самом деле статья не первой свежести. В прошлом году про ПЛ Остехбюро много обсуждалось. Особенно после того как ее таки нашли. В этом году не получилось самому к ней нырнуть, может, в следующем удастся?
          Misantrop
      2. Корсар 5 октября 2013 21:43
        Цитата: Misantrop
        А подводная лодка Остехбюро тоже не пропала неизвстно куда. Лежит на грунте в Феодосийской бухте на небольшой глубине. Ее года полтора-два назад аквалангисты нашли

        Затоплена в годы окупации Крыма?
        1. Misantrop 6 октября 2013 11:09
          Цитата: Корсар
          Затоплена в годы окупации Крыма?
          Да, именно тогда. Провела успешное торпедирование под Севастополем, пыталась уйти на Кавказ, но ... не получилось. Причем это - не та, которая в Феодосии на берегу стояла и немцам досталась, другая
          Misantrop
  3. Old_Kapitan 5 октября 2013 11:51
    Статья, как интересная и познавательная, заслуживает жирного плюса (который и получила от меня). Но вот название... "Наутилус" ассоциируется в первую очередь с фантастической подводной лодкой капитана Немо или, хотя бы, первым американским атомоходом, но уж никак не с СМПЛ. Ну думать же ж хоть чуть чуть надо!
  4. rudolff 5 октября 2013 12:24
    Если к сверхмалым причислить поисково-спасательные аппараты, глубоководные станции, опытовые и спецназначения, тогда можно говорить даже о пополнении в лице "Лошарика"(и кто, блин, догадался только так назвать!).
    А Наутилусом справедливей было бы назвать наш первый Ленком, ну или Комсомолец за глубину и уникальность. Статье конечно плюс однозначно.
    1. Misantrop 5 октября 2013 12:47
      Цитата: rudolff
      в лице "Лошарика"(и кто, блин, догадался только так назвать!).

      Если глянуть на продольный чертеж его прочного корпуса, то другое название даже и не просматривается lol
      Ленком живьем не видел, а вот Комсомолец помню, он рядом с нами у достроечной стенки в Двинске стоял
      Misantrop
      1. Old_Kapitan 5 октября 2013 12:58
        Пока писал тебе ответ, ты опередил. wink

        Сравните
      2. Old_Kapitan 5 октября 2013 13:35
        Ленком живьем не видел, а вот Комсомолец помню, он рядом с нами у достроечной стенки в Двинске стоял

        Комсомолец видел там же, где и ты, а Ленком в Полярном, когда на межпоходовом стояли. Видел и Хиросиму, уже как КС-19, она с 80-го была приписана к 11-й флотилии у нас, в Гремихе.
      3. Корсар 5 октября 2013 21:56
        Цитата: Misantrop
        Если глянуть на продольный чертеж его прочного корпуса, то другое название даже и не просматривается

        В 90г на СМП(Северодвинск) видел некие "шарообразные конструкции",свареные из толстостенных металлических эллементов в виде" сот".Причём располагались они почему-то вне пределов цеха(заводском дворе).
        Не являлись ли "конструкции" частью прочного корпуса "Лошарика",или они являлись частью ГГАС(глубоководной ГАС)?
        1. lab29 6 октября 2013 13:06
          Это был задел на серию "Лошариков" 211 и 212 заказы. "Лошарик" был головным "210" заказом. Валялись так же неликвиды и все из титана
        2. lab29 6 октября 2013 13:08
          Хотя наш 42 цех был закрытой территорией, помимо заводской надо было пройти еще две вахты с заменой пропусков, где конкретно видели?
    2. Денис 5 октября 2013 15:58
      Цитата: rudolff
      "Лошарика"(и кто, блин, догадался только так назвать!)
      Возможно юмор,может и чёрный.Есть же цветочная серия САУ
      1. Old_Kapitan 5 октября 2013 16:41
        Не юмор, тем более не черный. Прозвище дано за сходство с героем известно в те времена мультика. Ну и прижилось, как весьма удачное.
  5. rudolff 5 октября 2013 13:11
    Шарообразные отсеки, это не ново... Но "Лошарик" слух как-то режет! Сразу этот детский мультик вспоминается! good
    1. Old_Kapitan 5 октября 2013 13:52
      Так это собственно прижившееся, данное заводчанами именно в честь мультика, прозвище. Официально - АС-12 проекта 10831 "Калитка". Ну и что, "Калитка" лучше? wink
      1. lab29 5 октября 2013 14:06
        "Калитка" это лодка "Саров" достраивалась там же где и строился "Лошарик" в 42 цеху Севмаша. Абсолютно разные лодки, с разными задачами. "Саров" как испытательный стенд, "Лошарик" лодка ГРУ. Знаю потому что работал на них.
        1. Old_Kapitan 5 октября 2013 16:53
          "Калитка" это лодка "Саров"

          В некотрых источниках ошибочно упоминается наименование шифра проекта "Калитка" в связи с ПЛ Б-90 / зав.№137 - на самом деле шифр проекта "Калитка" относится к атомной глубоководной станции "Лошарик" пр.10831. - http://militaryrussia.ru/blog/topic-216.html
          1. lab29 5 октября 2013 17:15
            Супастатов что бы запутать))) Я сужу по заводским документам. на Сарове уровень секретности был выше
  6. kirpich 5 октября 2013 14:18
    Цитата: rudolff
    "Лошарик" слух как-то режет! Сразу этот детский мультик вспоминается!

    А,"Буратино"? laughing Пусть супостаты смеются над названием,но плачут после применения.
  7. rudolff 5 октября 2013 15:03
    Лошарика вероятно к 29-ой БПЛ приписали, интересно насколько еще жива эта бригада..?
    1. sub307 5 октября 2013 16:34
      Совершенно верно, к ней и приписан. И бригада жива, причём более чем когда бы то ни было. Служил я в этой бригаде, "отслеживаю" инфу по ней. В "смутное время" 91-93г.г. там была киногруппа(от кого прислана была сказать не могу, но сам свидетель) с целью отснять "кино" для показа ЕБН и иже с ним, видимо для того чтобы "заинтересованные лица" смогли более доходчиво объяснить - что это такое и для чего предназначено. Судя по всему объяснили доходчиво: на фоне общего "погрома тех лет группировка уцелела и, вроде(тфу, тфу ,чтоб не сглазить) мы в этом специфическом направлении "впереди планеты всей".
  8. jjj 6 октября 2013 03:10
    Друзья, давайте еще пр. 1910 вспомним
    jjj
    1. Old_Kapitan 6 октября 2013 19:42


  9. samoletil18 6 октября 2013 18:20
    Статья так, ничего. А комменты! Блин, какие кадры пропадают по осколкам Империи! Эх, могли их всех... .

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня