Military Review

Commander of technical thought

10



He met the Great Patriotic War, already being the national commissioner for construction. Less than ten days after the start of the war, the State Defense Committee received a letter from Ginsburg, in which he sought the consent of the State Defense Committee to create on the basis of existing trusts and other organizations special building and assembly parts - OSMCH, which would be entrusted with the implementation of urgent government tasks the deployment of evacuated factories, the construction of new enterprises and defensive lines, as well as the forced restoration of war-affected facilities. “Being highly mobile organizations by nature, the OSMCH could be relocated from one construction site to another, as needed,” Ginzburg emphasized. “All their activities should be based on strict military discipline and efficiency.” The GKO members unanimously supported the People's Commissar.

If we take the network of construction and installation organizations as 100 percent, then it turns out that since 8 July 1941, less than one tenth of the enterprises in the industry were outside the Ginzburg subordinates. The main role in ensuring the functioning of the military-industrial complex of the USSR was played by about a hundred OSMCH. Each consisted of about four thousand builders and installers who possessed the required skills and abilities. Of course, no matter how qualified they are, it is impossible to completely exclude the inclusion of workers' battalions in the TROE. This happened more than once or twice, but still rarely enough.

The first direction in which the DEMO was noted, is the movement of the productive forces of giant in quantitative parameters. The entire cycle consistently included the dismantling of the plant, the installation of the necessary equipment at the final evacuation point and the turnkey delivery of the object in order to start working immediately. The second direction is the construction of new facilities in the rear zone. The third is the return to life of all that was destroyed by the war.

The People’s Commissariat led by Ginzburg was in the Urals. And this is no coincidence. In the rivalry of the military-industrial complex, the decisive word was for the Soviet Urals and the German Ruhr. And the People's Commissar did everything to defeat the Urals. What installers and builders subordinate to Ginzburg did there, even for experienced specialists it seemed fantastic. So, in just two and a half months, the Chebarkul Metallurgical Plant was built. The basic equipment used was the Elektrostal plant, evacuated from the city of the same name. With the launch of the plant, an end was put to the catastrophic lack of stampings of crankshafts and connecting rods for the needs of the military aviation.

A truly great event was the appearance on the industrial map of the Urals of the Chelyabinsk Pipe Rolling Plant. And here the period from the beginning of construction to the delivery of the most important in-plant facilities was several times shorter compared to world practice. But this is an open-hearth shop, two tube rolling mills, one more for the production of pump-compressor pipes ... It is shaken by the indicator of average monthly productivity per worker. It was equal to 12 tons of designs. In today's Russia - three times less.

Under the close supervision of the People's Commissar, blast furnace No. 5 was built at the Magnitogorsk Iron and Steel Works (MMK). The works were completed at the height of the offensive phase of the Battle of Stalingrad. With the beginning of a radical change in the war, MMK declared itself as one of the main suppliers of armored steel for the needs of the Red Army, making an integral part of the production process sheet rolling.

Builders needed a little more than six months for a blast furnace No. 2 bis to appear at the Chusovsky Metallurgical Plant (ChMZ), which allowed three-fold increase in pig iron smelting. With ChMZ straight to tank factories supplied quality armor plate. Thanks to the dedicated work of the builders, the production areas quickly expanded, which allowed expanding the assortment. A fundamentally new product contributed to the reliable operation of barrelless field rocket artillery systems, increasing the effectiveness of anti-tank guns.


The Commissar’s hand was felt not only in the Urals, but throughout the whole country. He confirmed the reputation of an outstanding leader and where the front was at hand. For example, the question of supplying fuel to Leningrad was acute. Transportation of fuel in the usual way was virtually eliminated, and an unprecedented decision was made - to lay a gas pipeline along the bottom of Lake Ladoga. Construction and installation work took only 50 days.

Even before the radical change in the course of the Great Patriotic War, the People's Commissar could record re-evacuation, restoration of a number of the most important objects that were part of the national-economic complex. The most significant were the mines of the Moscow coal basin, the Stupino Metallurgical Plant, the Elektrostal Heavy Machine Building Plant. This period is marked primarily by the success in the restoration of facilities in Stalingrad. Then Ginzburg successfully solved the tasks of reconstruction of the Gorky Automobile Plant, a group of Yaroslavl enterprises of the rubber and rubber industry.

After the Battle of Kursk, the People's Commissar promptly resolves issues in the Ukrainian direction. Before the war, there was the backbone of the industrial enterprises of the USSR Commissariat of Construction, and Ginzburg is trying to get the same enterprises to work at full capacity as soon as possible. Commissar in the thick of things. And he heads not from Moscow, but from the capital of Donbass, the city of Stalino. Then there was the Zaporozhye industrial site, the Dnieper.

Many years later, Ginzburg recalled: “The war continued, demanding tremendous exertion, but we understood that we had to work on the construction tomorrow. During the years of the Patriotic War, builders performed a large and responsible work. The success was achieved largely due to the fact that we bravely broke with many conservative methods in construction, that the advanced technical thought of our engineering personnel persistently sought and found new solutions that helped us overcome the difficulties of wartime. ”

Semyon Ginzburg was repeatedly involved in the military construction industry after the Great Patriotic War. Especially in 1946 – 1947, when he served as Minister of Construction of the USSR military and naval enterprises.

Ginzburg merits before the Fatherland were highly appreciated by the state. His chest was decorated with the Order of Lenin (five), the October Revolution, the Red Banner of Labor (two), Friendship of Peoples. The recognition of the scientific community was reflected in the election of a full member of the Academy of Construction and Architecture of the USSR. Semyon Zakharovich left 15's life on May 1993 of the year, buried in the Novodevichy cemetery.
Author:
Originator:
https://vpk-news.ru/articles/39650
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Same lech
    Same lech 6 November 2017 06: 31 New
    +3
    All their activities should be based on strict military discipline and efficiency ”


    for absenteeism and an equal delay of more than 20 minutes, up to six months of forced labor at the place of work with a deduction of up to 25% of earnings were supposed ... the war will write everything off ... what
    1. EvgNik
      EvgNik 6 November 2017 10: 49 New
      +5
      Alexey, but now the beauty! No one should be punished. It’s a factory. If you have not passed it to scrap metal yet, let the line go, as many as 35 jobs, and enthusiastic screams to the whole of Russia! Yes, they threatened to introduce a second shift! This is 70 people! And tens of thousands worked. Do not fuck Lyokha without thinking.
      1. Same lech
        Same lech 6 November 2017 10: 51 New
        0
        Do not fuck Lyokha without thinking.

        smile Come on, to blame ... for information, by the way, this was accepted even before the Second World War.
        1. EvgNik
          EvgNik 6 November 2017 13: 37 New
          +1
          Yes, they wrote to me that this line is standing, it doesn’t work. Such a sad thing.
    2. MrK
      MrK 6 November 2017 13: 58 New
      +2
      Quote: The same LYOKHA
      the war will write everything off ...

      I read the recollections of one such victim for being late. He was late three times - reached yes 50% of the penalty. But he honestly admitted that for half a night with a swipe the wine ate and tumbled. Therefore, it was late.
      Incidentally, at that time at the front, people died in the thousands every day. And he tumbled with a swoop. So stop scoffing - the same Lech. Or one of these?
  2. Settlement Oparyshev
    Settlement Oparyshev 6 November 2017 07: 09 New
    +4
    Everything ingenious seems simple. But to encompass the whole of the USSR, you need more than genius. Seeds, by level, were close to Stalin. Interestingly, Semyon Ginzburg did not touch the NKVD, they understood how great and valuable Man was.
  3. Olgovich
    Olgovich 6 November 2017 07: 19 New
    +2
    An extraordinary man Ginzburg + sacrificial labor of the people gave the results. Specified in the article
    1. Dashout
      Dashout 6 November 2017 10: 16 New
      +6
      Yeah, such a man! Lump!
      and it’s necessary, since he died in 1993, he found the collapse of the Union .. probably his heart was bleeding ...
  4. Amurets
    Amurets 6 November 2017 08: 10 New
    +3
    Repeatedly read about Ginzburg, in the memoirs and memoirs of the people's commissars and plant directors about what help the OSHM provided when restoring the evacuated enterprises. But the most important thing is energy. It was urgent to build power plants in the Urals and Siberia. Without electricity, the entire evacuated industry would be a stake.
  5. parusnik
    parusnik 6 November 2017 08: 15 New
    +6
    In 1938, the chairman of the Construction Affairs Committee at the Council of People's Commissars of the USSR S.Z. Ginzburg, the party committee of the committee was expelled from the party for "a complete loss of class vigilance, separation from party life and insincerity." Such punishment was followed by dismissal from work and arrest. But this did not happen. Four months later, the party board overturned the decision to expel Ginzburg from the party, replacing it with a severe reprimand.

Командир технической мысли



Он встретил Великую Отечественную, уже будучи народным комиссаром по строительству. Не прошло и десяти дней с начала войны, как в Государственный Комитет Обороны поступило письмо от Гинзбурга, в котором он добивался согласия ГКО на создание на базе действующих трестов и других организаций особых строительно-монтажных частей – ОСМЧ, которым поручалось бы выполнение срочных правительственных заданий по развертыванию эвакуированных заводов, сооружению новых предприятий и оборонительных рубежей, а также форсированное восстановление объектов, пострадавших от войны. «Будучи по своему характеру высокомобильными организациями, ОСМЧ по мере необходимости могли бы перебазироваться с одних строек на другие, – подчеркивал Гинзбург. – Вся их деятельность должна основываться на строгой военной дисциплине и оперативности». Члены ГКО единодушно поддержали наркома.

Если сеть строительных и монтажных организаций принять за 100 процентов, то окажется, что с 8 июля 1941 года вне подчиненных Гинзбургу особых частей находилось менее десятой части предприятий отрасли. Главную роль в обеспечении функционирования военно-промышленного комплекса СССР сыграли порядка сотни ОСМЧ. Каждая насчитывала около четырех тысяч строителей и монтажников, обладавших требуемыми умениями и навыками. Конечно, какими бы квалифицированными они ни были, невозможно полностью исключить вхождение в состав ОСМЧ рабочих батальонов. Такое имело место не раз и не два, но все-таки достаточно редко.


Первое направление, по которому отметились ОСМЧ, – перемещение гигантских по количественным параметрам производительных сил. Весь цикл последовательно включал демонтаж предприятия, установку необходимого оборудования в конечном пункте эвакуации и сдачу объекта под ключ, чтобы сразу же начать работать. Второе направление – строительство новых объектов в тыловой зоне. Третье – возвращение к жизни всего того, что было разрушено войной.

Руководимый Гинзбургом наркомат находился на Урале. И это не случайно. В соперничестве ВПК решающее слово было за советским Уралом и германским Руром. И нарком делал все, чтобы победил Урал. То, что там делали подчиненные Гинзбургу монтажники, строители, даже для видавших виды специалистов казалось фантастикой. Так, всего за два с половиной месяца был построен Чебаркульский металлургический завод. Как базовое использовалось оборудование завода «Электросталь», эвакуированного из одноименного города. С пуском завода был поставлен крест на катастрофической нехватке штамповок коленчатых валов и шатунов для нужд военной авиации.

Поистине грандиозным событием стало появление на промышленной карте Урала Челябинского трубопрокатного завода. И здесь период от начала строительства до сдачи важнейших внутризаводских объектов был в разы короче по сравнению с мировой практикой. А ведь это мартеновский цех, два трубопрокатных стана, еще один для производства насосно-компрессорных труб… Потрясает показатель средней месячной производительности в расчете на одного рабочего. Он равнялся 12 тоннам конструкций. В нынешней России – втрое меньше.

Под пристальным контролем наркома сооружалась домна № 5 на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК). Работы завершались в разгар наступательной фазы Сталинградской битвы. С началом коренного перелома в войне ММК заявил о себе как об одном из главных поставщиков броневой стали для нужд РККА, сделав неотъемлемым элементом производственного процесса прокатку листа.

Чуть более полугода понадобилось строителям, чтобы на Чусовском металлургическом заводе (ЧМЗ) появилась доменная печь № 2-бис, что позволило втрое увеличить выплавку чугуна. С ЧМЗ прямиком на танковые заводы поставлялся качественный броневой лист. Быстро увеличивавшиеся благодаря самоотверженному труду строителей производственные площади позволили расширить ассортимент. Принципиально новая продукция содействовала надежному функционированию бесствольных систем полевой реактивной артиллерии, повышению эффективности противотанковых пушек.


Рука наркома чувствовалась не только на Урале, но и в масштабах всей страны. Он подтверждал репутацию выдающегося руководителя и там, где до фронта было рукой подать. Например, остро стоял вопрос о снабжении Ленинграда горючим. Транспортировка топлива обычным путем фактически исключалась, и было принято беспрецедентное решение – проложить бензопровод по дну Ладожского озера. Строительные и монтажные работы заняли всего 50 дней.

Еще до коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны нарком мог записать в свой актив реэвакуацию, восстановление ряда важнейших объектов, входивших в народно-хозяйственный комплекс. Наиболее значимыми были шахты Подмосковного угольного бассейна, Ступинский металлургический завод, Электростальский завод тяжелого машиностроения. Этот период отмечен прежде всего успехами по восстановлению объектов в Сталинграде. Затем Гинзбург успешно решал задачи по реконструкции Горьковского автомобильного завода, группы ярославских предприятий резиновой и каучуковой промышленности.

После Курской битвы нарком оперативно решает вопросы на украинском направлении. До войны здесь находился костяк производственных предприятий Наркомстроя СССР, и Гинзбург добивается, чтобы те же предприятия в кратчайшие сроки заработали на полную мощность. Нарком в гуще событий. И руководит не из Москвы, а из столицы Донбасса – города Сталино. Потом были Запорожский промышленный узел, Днепрогэс.

Спустя много лет Гинзбург вспоминал: «Продолжалась война, требовавшая громадного напряжения сил, но мы понимали, что должны работать над завтрашним днем строительства. За годы Отечественной войны строители выполнили большую и ответственную работу. Успех достигнут в значительной мере благодаря тому, что мы смело порвали со многими консервативными методами в строительстве, что передовая техническая мысль наших инженерных кадров упорно искала и находила новые решения, которые помогли нам преодолеть трудности военного времени».

Семен Гинзбург неоднократно вовлекался в военно-строительную отрасль и после Великой Отечественной. Особенно в 1946–1947 годах, когда он занимал пост министра строительства военных и военно-морских предприятий СССР.

Заслуги Гинзбурга перед Отечеством были высоко оценены государством. Его грудь украшали ордена Ленина (пять), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (два), Дружбы народов. Признание со стороны научного сообщества выразилось в избрании действительным членом Академии строительства и архитектуры СССР. Семен Захарович ушел из жизни 15 мая 1993 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Автор: Михаил Стрелец
Первоисточник: https://vpk-news.ru/articles/39650


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 10

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Тот же ЛЕХА (Алексей ) 6 ноября 2017 06:31
    Вся их деятельность должна основываться на строгой военной дисциплине и оперативности»


    за прогул и приравненное к нему опоздание более чем на 20 минут полагалось до шести месяцев исправительно-трудовых работ по месту работы с удержанием до 25 % заработка...война все спишет... what
    1. EvgNik (Евгений Николаевич) 6 ноября 2017 10:49
      Алексей, зато сейчас красота! Никого не надо наказывать. Стоит завод. Если в металлолом ещё не сдали .Пустили линию, аж на 35 рабочих мест, и восторженные вопли на всю Россию! Да грозились ещё вторую смену ввести! Это ж 70 человек! А работали десятки тысяч. Не пори Лёха ерунду не подумав.
      1. Тот же ЛЕХА (Алексей ) 6 ноября 2017 10:51
        Не пори Лёха ерунду не подумав.

        smile Да ладно виноват...для сведения между прочим это было принято еще до ВОВ.
        1. EvgNik (Евгений Николаевич) 6 ноября 2017 13:37
          Да мне написали, что и линия то эта стоит, не работает. Такие невесёлые дела.
    2. мрАРК 6 ноября 2017 13:58
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      война все спишет...

      Читал я воспоминания одного такого пострадавшего за опоздания. Он опаздывал трижды – дошел да 50% штрафа. Но честно признавался, что пол ночи с махой вино жрал и кувыркался. Поэтому и опаздывал.
      Между прочим, в это время на фронте люди гибли тысячами каждый день. А он с махой кувыркался. Так что хватит ерничать - тот же Леха. Или сам из таких?
  2. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 6 ноября 2017 07:09
    Всё гениальное кажется простым.Но ,что бы охватить весь СССР,нужна не просто гениальность.Семён,по уровню,был близок к Сталину.Интересно,что Семёна Гинзбурга,не трогало НКВД,понимали насколько велик и ценен Человек.
  3. Ольгович (Андрей) 6 ноября 2017 07:19
    Неординарный человек Гинзбург+жертвенный труд народа дали результаты., указанные в статье
    1. Dashout (Евгений Савелеьвич) 6 ноября 2017 10:16
      Даааа, такой человек! Глыба!
      и надо же, раз он умер в 1993 году, то застал развал Союза.. наверное, сердце кровью обливалось...
  4. амурец (николай) 6 ноября 2017 08:10
    Неоднократно читал про Гинзбурга, в воспоминаниях и мемуарах наркомов и директоров заводов о том какую помощь оказывали ОСМЧ,при восстановлении эвакуированных предприятий. Но самое главное энергетика. Надо было срочно строить электростанции на Урале и в Сибири. Без электроэнергии вся эвакуированная промышленность стояла бы колом.
  5. parusnik (Алексей Богомазов) 6 ноября 2017 08:15
    В 1938 году председатель Комитета по делам строительства при СНК СССР С.З.Гинзбург парткомом комитета был исключен из партии за “полную потерю классовой бдительности, отрыв от партийной жизни и неискренность”. За таким наказанием следовали увольнение с работы и арест.Но все произошло не так. Через четыре месяца партколлегия отменила решение об исключении Гинзбурга из партии, заменив его строгим выговором.
Картина дня