Military Review

Tragedy of K-3, who is to blame?

13
The first Soviet nuclear submarine "Leninsky Komsomol" experienced during its military service a great triumph, as well as a great tragedy. Moreover, this tragedy did not become available to the general public either in 1967 or in the period of perestroika, and there are few of us today who know about it.


The decision to start designing a nuclear submarine in the Soviet Union was made at the beginning of the 50s. Stalin himself 12 September 1952 of the year signed a decree "On the design and construction of the object 627". The birth of the firstborn of the domestic nuclear shipbuilding took place in an atmosphere of deep secrecy. The chief designer was V. N. Peregudov, since 1953, the project was led by S. A. Bazilevsky. Meanwhile, in 1954, the Americans released their first Nautilus submarine.

Tragedy of K-3, who is to blame?


Initially, the Soviet nuclear submarine had the name K-3, with the American "Nautilus" it had nothing in common. Housing K-3 was designed from scratch, the main emphasis was placed on the quality of the underwater stroke. The boat turned out to be faster than the “Nautilus”, with a pressurized water reactor.

At first, the developers planned to use a single thermonuclear torpedo on the submarine to attack enemy naval bases, capable of hitting a target at a distance of 50 kilometers. However, by this time the British and Americans had already established anti-submarine frontiers at a distance of 100 kilometers from the coast. A commission was established that decided that the country needed a submarine capable of destroying ships in the seas and oceans, but for this there must be more than one torpedo. It is necessary to have a large stock of torpedoes with nuclear warheads on board the boat. Thus, the construction task K-3 corrected, and the hull of the submarine had to be redone.

The first domestic nuclear-powered icebreaker was laid on 24 on September 1955 of the year in Severodvinsk. The whole country took part in the construction of K-3, although it did not even suspect it. A special steel was developed at the Moscow plant, which allowed diving to the depth that was unthinkable in those years - 300 meters. Reactors were manufactured at Gorky, and steam turbine units were manufactured at the Leningrad Kirov Plant. The submarine commander in the same year was appointed the captain of the 1 rank L. G. Osipenko. Getting into the number of the first officers of the nuclear boat was as prestigious as getting into the cosmonaut squad. For the first time, the 9 of October 1957 of the year was launched on the submarine.

In those years, in the West, no one believed that a nuclear submarine fleet could be built in a war-torn Soviet Union. The American Nautilus crossed the North Pole still 3 August 1958 of the year. Since then, the Soviet Union was in the zone of reach of missiles, which at any time could be launched from American submarines in the Arctic. Therefore, when K-1962 reached the pole in 3, it was a shock for other states, especially for the USA. There is information that Alain Dulles, who led the CIA at the time, even lost his post because he did not know anything about the Soviet sailors' march to the North Pole. Then the USSR was able to prove to the whole world that he was still capable of much.

In the summer of 1962, K-3 was no longer the only nuclear submarine in the country's Navy. Other ships could have traveled to the Arctic, especially since the Troika was already battered by this time. Being the leading specimen, it was subjected to all sorts of tests, and the limiting regimes of all devices, first of all, the reactor, steam generators, and turbines were tested on it. In addition, being designed in a great hurry, the boat was constantly in need of repair, finishing work and alterations. There was literally no living space on the steam generators - solid, overcooked and muffled tubes.

Why, then, the Soviet authorities, knowing about the almost emergency condition of K-3, still sent the boat to such an important campaign for the country? The answer is quite obvious: choosing between technology and people, we mainly hope for the latter. Therefore, during the march to the North Pole, the maintenance of the boat in working condition was provided mainly by a qualified crew who carried out complex repairs on their own.

He commanded K-3 during a trip to the Arctic Lev Mikhailovich Zhiltsov. Together with his crew he walked under the ice directly to the “top of the head” of the Earth. At that time there was no detailed map with isobaths of depths and marks of underwater peaks, that is, the boat moved blindly and aloud. A huge thick layer of ice over the submarine reflected the noises of its own propellers, giving rise to auditory illusions, the acoustics working under impossible conditions. And then, one day, they felt that the depth under the keel had sharply decreased.

After receiving an alarming report, the residents ordered a little up to the top and reduce the speed of the boat. Experts have carefully studied the echogram, so was discovered a giant underwater ridge at the bottom of the Arctic Ocean. This was the largest geographical discovery of the 20 century, after the Northern Earth, mapped in 1913 year. The discovered underwater ridge was named after the famous hydrographer Jacob Gakkel.

The Soviet nuclear submarine K-3, which was later renamed Leninsky Komsomol, crossed the North Pole point on July 17 of the year 1962 in 6 minutes and 50 seconds in July. The crew of the ship, jokingly, suggested that the midshipman-helmsman slightly move away from the course so as not to bend the "earth axis". Lev Zhiltsov later recalled that the thickness of the ice in those places was approximately 10 meters. The boat was driven close to the surface, and when they noticed wormwood, they immediately surfaced. The nose of the submarine then froze at the very edge of the ice, from all sides K-25 was trapped by endless snow. According to the submarine commander, there was such silence around that it even rang in the ears.

The national flag was solemnly hoisted on the highest hummocks, and the crew of the troika was fired ashore. The moment of vigorous submariners fun is captured on a multitude of shots. It is noteworthy that before the boat went on a hike, the officers of the special security department checked the ship for the presence of cameras, it was strictly forbidden to take pictures. But who knows the boat and the secret places better than the submariners? Back to the base were in full swing.

On the shore, Nikita Khrushchev himself personally met the crew of the submarine. The title of Hero of the Soviet Union was then received by Rear Admiral Alexander Petelin, the leader of the historical campaign, captain of the 3 rank, Lev Zhiltsov, captain of the 2 rank, Rurik Timofeev, the commander of the submarine. Earlier, the Hero's star was received by the first ship commander, captain of the 1 rank, Leonid Osipenko.

About five years later, the nuclear-powered ship "Leninsky Komsomol" was sent on a combat watch to the Mediterranean Sea. The assistant commander of the submarine, captain-lieutenant Alexander Leskov said that this decision was initially erroneous: the last years the crew mainly attended various events: party and Komsomol congresses, no combat training and going to sea. And then immediately - a long hike. The crew of the ship was also assembled in a hurry, since according to the plan for another patrol, the K-11 had to go to the Mediterranean Sea, however, she found a serious malfunction.

Leskov was appointed assistant captain two days before the ship’s release on duty, Yuri Stepanov was appointed commander a month before sailing. All the days of the patrol on 80, something was constantly going wrong: first technical problems, then one of the crew members died. An order was received to surface and transfer the body to one of the Soviet ships that were nearby. The nuclear-powered ship was declassified, it was necessary to return to the base. When the submarine was in the Norwegian Sea, a terrible tragedy occurred.
On that day, September 8, Alexander Leskov was in charge of the command post at the central post. In 01 hour 52 minutes, a signal was received on the communications console. The assistant commander clicked the tumbler and asked: "Who causes the Central?". Then he let go of the switch, and terrible screams of people burning alive sounded in the room. For many years, then he dreamed at night these cries.

As it turned out, in the nose torpedo compartment ignited vapors of flammable hydraulics. The fire spread rapidly. The 39 people in the first and second compartment burned down in a matter of minutes. A little more and the whole torpedo ammunition would explode. The situation was saved by the commander of the second compartment, captain-lieutenant Anatoly Malyar, who, before he died, managed to slam the hatch from the inside, thus preventing the further spread of fire. The commander of the nuclear-powered boat, Stepanov, gave the order to equalize the pressure with the emergency compartments, as the TNT explodes while simultaneously increasing the pressure and temperature. The crew members put on their gas masks, and Captain Leskov opened the Klinket with exhaust ventilation. Immediately on the central post burst black smoke with poisonous gases.

Stepanov lost consciousness, Leskov took command. He managed to give a signal the fleet about the accident on the submarine and conduct an emergency ascent. At two in the morning, the surviving crew left the central post and climbed the bridge. Submarine surfaced, and then under its own power returned to the base.

The commission formed on the coast at first recognized the actions of the crew as heroic. All sailors, including the dead, were presented to the award. The cause of ignition in the torpedo compartment was a breakthrough of one of the hydraulics system units: instead of a red copper gasket, there was a primitive washer cut from a paronite and not designed for pressure drops. Apparently, someone during the factory repair changed the gasket. Over time, the sealer was liquefied, and an oil breakthrough occurred, which immediately ignited.

However, a month later, the commander-in-chief of the Navy, S. Gorshkov, stated that the accident was caused by the crew. The results of the first commission were annulled and a second, obviously biased, was appointed, which suddenly found a lighter on the watch desk. Thus, the entire surviving crew of heroes turned into criminals. It turns out that they not only unjustly accused the sailors of K-3, but also outraged the memory of their fallen comrades.



The following 30 years tried to achieve the truth of the participants in the tragedy, where they did not write to which authorities they did not apply. In the presidential administration, the sailors were told that rehabilitation and rewarding can be carried out only by the commander-in-chief of the Navy. In the meantime, one after another, the submariners passed away, surviving more than seventy years.

And recently, the resolution of President Dmitry Medvedev helped to restore the good name of the crew of the nuclear-powered ship “Leninsky Komsomolets”. The headquarters of the Navy demanded archival documents, personal files of the crew members. As a result, the main technical department acknowledged that the accident occurred through no fault of the divers. After only 45 years, they waited for justice.

* * *


Leskov A. Ya. At the beginning of the accident fainted and woke up after 5 days after his delivery to the hospital on the shore. He was rescued by the surviving crew members of K-3.

(Sent to the editors of the reader "IN" 11.01.2014 g.).
Author:
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Igorboss16
    Igorboss16 31 March 2012 09: 21
    +4
    At that time, the goal of the then leadership was to make the technology better than the amers at any cost, on the one hand it’s right, and on the other hand, a negligent, and often unknowing attitude to equipment and technology led to many victims, although these tragedies might not have happened everything was done reasonably, but then this was not a priority, it’s a pity that only people paid a huge price for someone’s negligence
    1. Selevc
      Selevc April 2 2012 21: 01
      0
      This is more likely not negligence, but a payment for the development of new technology - unfortunately there have always been victims among the pioneers along the way ... The first is always the hardest of all - this applies to the submarine fleet, aviation and space ... But on the contrary, all these difficulties are even more strongly emphasized the heroism of the people who worked on this boat - both military and civilian ...
  2. patriot2
    patriot2 31 March 2012 09: 21
    +8
    Article +++
    Eternal memory to Heroes submariners!
  3. Georg Shep
    Georg Shep 31 March 2012 10: 31
    +2
    Glory to the submariners! The power system is a shame!
    1. Indigo
      Indigo 31 March 2012 12: 58
      +5
      The power system is a shame!
      Based on your logic, the death of Scorpio is also a shame on their power system. Lada - a shame, a review for the repair of thousands of Toyota - a shame. So under what system of power will everything be in chocolate, please tell us.
      And the submariners were and remain the people of Duty to the Country! And eternal to them for their feat GLORY!
    2. Comrade
      Comrade April 1 2012 19: 50
      +1
      Submariners, all the heroes!
      1. miheev35
        miheev35 24 December 2013 19: 34
        0
        It is right! Everyone who went into autonomy on the atomic first generation took risks and the risk was great. Everyone knew this: those who sent, and those who left. But there was not a single coward. Not one was asked back. Everyone who went to the autonomous region on the first generation deserves the title of discoverers, like our astronauts, but not money-grubbers like Leskov A.Ya. , who was dragged unconscious in the 8th compartment because he couldn’t put the breathing apparatus on command of the commander, and they were on duty for him! He was brought alive to the hospital, where the guys from Moscow gave him an apple and said: recover the hero. He almost recovered, but the hero is not given. One hope for Irina. Vivat! Submariners1
      2. miheev35
        miheev35 24 December 2013 19: 34
        0
        It is right! Everyone who went into autonomy on the atomic first generation took risks and the risk was great. Everyone knew this: those who sent, and those who left. But there was not a single coward. Not one was asked back. Everyone who went to the autonomous region on the first generation deserves the title of discoverers, like our astronauts, but not money-grubbers like Leskov A.Ya. , who was dragged unconscious in the 8th compartment because he couldn’t put the breathing apparatus on command of the commander, and they were on duty for him! He was brought alive to the hospital, where the guys from Moscow gave him an apple and said: recover the hero. He almost recovered, but the hero is not given. One hope for Irina. Vivat! Submariners1
  4. vladimir70
    vladimir70 31 March 2012 12: 55
    +1
    To people, the attitude as a consumable ..... And those who are able to do anything can cover their ass .... angry And to the heroes of the submarines THANKS AND GLORY !!!
  5. desava
    desava 31 March 2012 13: 00
    0
    Have any of you been required to submit data while you were not sure of them?
  6. 755962
    755962 31 March 2012 19: 07
    +1
    The total secrecy required during the Cold War era played a cruel joke on ordinary people. The realities of that turbulent time. The main thing is that the lessons of the past are not forgotten, and we do not forget our heroes. Eternal memory.
    1. AkzoNobel
      AkzoNobel April 1 2012 13: 39
      0
      and modern realities are no calmer ... this is confirmed by the fate of the Kursk ...
  7. desava
    desava 31 March 2012 20: 43
    +1
    I did not expect to read a quite competent article written by a woman about submarines. Thank you, Irina, from the bottom of my heart. Such kind of posts should be on such a site, otherwise all basically all are occupied with politics.
  8. Alone
    Alone 31 March 2012 23: 45
    0
    Deserved memory to OUR heroes.

Трагедия К-3, кто виноват?

Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» пережила за время своей боевой службы огромный триумф, а также большую трагедию. Причем эта трагедия не стала достоянием широкой общественности ни в 1967 году, ни в период перестройки, да и наши дни мало, кто о ней знает.

Решение о начале проектирования атомной подлодки в Советском Союзе было принято в начале 50-х годов. Сам Сталин 12 сентября 1952 года подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». Рождение первенца отечественного атомного кораблестроения проходило в атмосфере глубокой секретности. Главным конструктором был В. Н. Перегудов, с 1953 года проектом руководил С. А. Базилевский. Тем временем в 1954 году американцы выпустили свою первую АПЛ «Наутилус».

Трагедия К-3, кто виноват?



Первоначально советская атомная подлодка имела название К-3, с американским «Наутилусом» она не имела ничего общего. Корпус К-3 проектировался с нуля, основной упор делался на качество подводного хода. Лодка получилась быстроходнее «Наутилуса», с водо-водяным реактором.

Сначала разработчики планировали использовать на субмарине для атаки военно-морских баз противника одиночную термоядерную торпеду, способную поражать цель на расстоянии 50 километров. Однако к этому времени англичане и американцы уже устанавливали противолодочные рубежи на расстоянии 100 километров от берега. Была создана комиссия, постановившая, что стране нужна подводная лодка, способная уничтожать корабли в морях и океанах, но для этого должна быть не одна торпеда. Необходимо иметь на борту лодки большой запас торпед с ядерными боеголовками. Таким образом, задание на строительство К-3 скорректировали, а корпус субмарины пришлось переделать.

Первый отечественный атомоход был заложен 24 сентября 1955 года в Северодвинске. В строительстве К-3 принимала участие вся страна, хотя даже и не подозревала об этом. На московском заводе разработали специальную сталь, которая позволяла погружаться на немыслимую в те годы глубину – 300 метров. В Горьком изготовили реакторы, а паротурбинные установки - на ленинградском Кировском заводе. Командиром подлодки в том же году был назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Попасть в число первых офицеров атомной лодки, было так же престижно, как попасть в отряд космонавтов. Первый раз на воду субмарина была спущена 9 октября 1957 года.

В те годы на Западе никто не верил, что в разрушенном войной Советском Союзе может быть построен атомный подводный флот. Американский «Наутилус» пересек Северный полюс еще 3 августа 1958 года. С тех самых пор, СССР оказался в зоне досягаемости ракет, которые в любой момент могли быть пущены с американских подлодок, находящихся в Арктике. Поэтому, когда в 1962 году К-3 достигла полюса, это стало шоком для других государств, особенно для США. Есть сведения о том, что Ален Даллес, руководивший ЦРУ в то время, даже лишился своего поста за то, что ничего не знал о походе советских моряков на Северный полюс. Тогда СССР смог доказать всему миру, что он еще на многое способен.

Летом 1962 года К-3 была уже не единственной атомной подлодкой в ВМФ страны. Совершить путешествие в Арктику могли и другие корабли, тем более что «тройка» к этому времени была уже порядком потрепанной. Являясь головным образцом, она подвергалась всевозможным испытаниям, на ней отрабатывались предельные режимы всех устройств, в первую очередь реактора, парогенераторов, турбин. Кроме того, проектируясь в большой спешке, лодка постоянно нуждалась в ремонте, доделках и переделках. На парогенераторах буквально не было живого места – сплошные переваренные и заглушенные трубки.

Почему же тогда советские власти, зная о почти аварийном состоянии К-3, все равно отправили лодку в такой важный для страны поход? Ответ вполне очевиден: выбирая между техникой и людьми, у нас, в основном, надеются на последних. Поэтому во время похода на Северный полюс поддержание лодки в рабочем состоянии обеспечивалось в основном силами квалифицированного экипажа, который выполнял сложные ремонтные работы своими силами.

Командовал К-3 во время похода в Арктику Лев Михайлович Жильцов. Вместе со своим экипажем он шел подо льдом прямо к «макушке» Земли. В то время не было подробной карты с изобатами глубин и отметками подводных вершин, то есть, передвигалась лодка вслепую и вглухую. Огромная толща льда над субмариной отражала шумы собственных винтов, порождая слуховые иллюзии, акустики работали в невозможных условиях. И вот, однажды, почувствовали, что глубина под килем резко снизилась.

Получив тревожный доклад, Жильцов приказал немного подняться наверх и снизить ход лодки. Специалисты внимательно изучили эхограмму, так был обнаружен гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана. Это стало крупнейшим географическим открытием 20 века, после Северной Земли, нанесенной на карту в 1913 году. Обнаруженный подводный хребет назвали в честь известного гидрографа Якова Гаккеля.

Советская атомная подлодка К-3, которую позже переименовали в «Ленинский комсомол», пересекла точку Северного полюса 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут и 10 секунд. Экипаж корабля в шутку предлагал мичману-рулевому слегка отойти от курса, чтобы не погнуть «земную ось». Лев Жильцов позже вспоминал, что толщина льда в тех местах составляла примерно 25 метров. Лодку вели близко к поверхности, а когда заметили полынью, то сразу всплыли. Нос субмарины тогда замер у самой кромки льда, со всех сторон К-3 была зажата бескрайними снегами. По словам командира подлодки, вокруг стояла такая тишина, что даже в ушах звенело.

Трагедия К-3, кто виноват?Государственный флаг торжественно водрузили на самом высоком торосе, а экипаж «тройки» получил увольнение на берег. Момент бурного веселья подводников запечатлен на множестве снимков. Примечательно, что перед тем, как лодка ушла в поход, сотрудники специального отдела безопасности проверили корабль на наличие фотоаппаратов, снимать было строго запрещено. Но кто лучше знает лодку и тайные места, чем подводники? Обратно на базу шли полным ходом.

На берегу экипаж субмарины встречал лично сам Никита Хрущев. Звание Героев Советского Союза тогда получили руководитель исторического похода контр-адмирал Александр Петелин, командир подлодки капитан 3-го ранга Лев Жильцов, инженер-капитан 2-го ранга Рюрик Тимофеев. Ранее звезду Героя получил первый командир корабля капитан 1-го ранга Леонид Осипенко.

Примерно через пять лет атомоход «Ленинский комсомол» был отправлен на боевую вахту в Средиземное море. Помощник командира подлодки капитан-лейтенант Александр Лесков рассказал, что данное решение изначально было ошибочным: последние годы экипаж корабля в основном посещал различные мероприятия: партийные и комсомольские съезды, никакой боевой подготовки и выходов в море. А тут сразу же – дальний поход. Экипаж корабля тоже собрали на скорую руку, так как по плану на патрулирование в Средиземное море должна была пойти другая подложка – К-11, однако у нее обнаружили серьезную неисправность.

Лескова назначили помощником капитана за два дня до выхода корабля на дежурство, Юрий Степанов был назначен командиром за месяц до отплытия. Все 80 дней патрулирования, что-то постоянно шло не так: сначала технические проблемы, потом умер один из членов экипажа. Был получен приказ всплывать и передать тело на один из советских кораблей, находившихся рядом. Атомоход был рассекречен, пришлось возвращаться на базу. Когда субмарина находилась в Норвежском море, случилась страшная трагедия.
В тот день, 8 сентября, командирскую вахту на центральном посту нес Александр Лесков. В 01 час 52 минуты на пульт связи поступил сигнал. Помощник командира щелкнул тумблером и спросил: «Кто вызывает Центральный?». Потом отпустил переключатель, и в помещении раздались страшные крики заживо горящих людей. Долгие годы потом ему снились по ночам эти крики.

Как оказалось, в носовом торпедном отсеке воспламенились пары огнеопасной гидравлики. Пожар распространялся стремительно. Находящиеся в первом и втором отсеке 39 человек сгорели за считанные минуты. Еще немного и взорвался бы весь торпедный боезапас. Ситуацию спас командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр, который перед тем как погибнуть, успел захлопнуть изнутри люк, чем предотвратил дальнейшее распространение огня. Командир атомной лодки Степанов отдал приказ сравнять давление с аварийными отсеками, так как тротил взрывается при одновременном повышении давления и температуры. Члены экипажа надели противогазы, а капитан Лесков открыл клинкет вытяжной вентиляции. Тут же на центральный пост ворвался черный дым с ядовитыми газами.

Степанов потерял сознание, командование принял на себя Лесков. Он успел дать сигнал флоту об аварии на подводной лодке и провести экстренное всплытие. В два часа ночи, оставшийся в живых экипаж покинул центральный пост и поднялся на мостик. Субмарина всплыла на поверхность, а потом своим ходом вернулась на базу.

Комиссия, сформированная на берегу поначалу признала действия экипажа героическими. Все моряки, в том числе и погибшие, были представлены к награде. Причиной воспламенения в торпедном отсеке назвали прорыв одном из узлов системы гидравлики: вместо уплотнительной прокладки из красной меди стояла примитивная шайба, вырезанная из паронита и не рассчитанная на перепады давления. Видимо, кто-то во время заводского ремонта поменял прокладку. Со временем уплотнитель раскис, и произошел прорыв масла, которое тут же воспламенилось.

Однако через месяц главком ВМФ С. Горшков заявил, что авария произошла по вине экипажа. Были аннулированы результаты первой комиссии и назначили вторую, явно предвзятую, которая вдруг обнаружила зажигалку на вахтенном столе. Таким образом, весь оставшийся в живых экипаж из героев превратили в преступников. Получается, не только несправедливо обвинили моряков К-3, но также надругались над памятью их погибших товарищей.

Трагедия К-3, кто виноват?


Следующие 30 лет пытались добиться правды участники трагедии, куда только не писали, в какие органы не обращались. В администрации президента морякам заявили, что реабилитацию и награждение может провести только главком ВМФ. Тем временем подводники один за другим уходили из жизни, оставшимся в живых уже более семидесяти лет.

И вот недавно, резолюция президента Дмитрия Медведева помогла восстановить доброе имя экипажа атомной лодки «Ленинский комсомолец». Главный штаб ВМФ потребовал архивные документы, личные дела членов экипажа. В итоге главное техническое управление признало, что авария произошла не по вине подводников. Спустя только 45 лет дождались они справедливости.

* * *


Лесков А. Я. в начале аварии потерял сознание и очнулся через 5 суток после доставки его в госпиталь на берегу. Его спасли оставшиеся в живых члены экипажа К-3.

(Прислано в редакцию читателем "ВО" 11.01.2014 г.).
Автор: Самарина Ирина


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 13
  1. Igorboss16 31 марта 2012 09:21
    В то время целью тогдашнего руководства было любой ценой сделать технику лучше чем у амеров , с одной стороны это правильно а с другой халатное , а чаще по незнанию отношение к оборудованию и технике приводило к многочисленным жертвам ,хотя этих трагедий могло и не быть ес ли бы все делалось разумно , но тогда не это не было приоритетной задачей ,жаль только людей заплативших огромную цену за чью то халатность
    Igorboss16
    1. Selevc 2 апреля 2012 21:01
      Это скорее не халатность а плата за освоение новой техники - на этом пути к сожалению всегда были жертвы среди первопроходцев... Первым всегда труднее всех - это касается и подводного флота, и авиации и космоса... Но все эти трудности наоборот еще сильнее подчеркивают героизм людей которые работали над этой лодкой - как военных так и гражданских...
  2. патриот2 31 марта 2012 09:21
    Статье+++
    Вечная память Героям-подводникам!
    патриот2
  3. Георг Шеп 31 марта 2012 10:31
    Героям-подводникам слава! Системе власти - позор!
    Георг Шеп
    1. Индиго 31 марта 2012 12:58
      Системе власти - позор!
      Если исходить из Вашей логике, то гибель Скорпиона - это тоже позор их системе власти. Жигули - позор, отзыв на ремонт тысяч тойот - позор. Так при какой системе власти всё будет в шоколаде, расскажите пожалуйста.
      А подводники были и остались людьми Долга перед Страной! И вечная им за их подвиг СЛАВА!
      Индиго
    2. Товарищъ 1 апреля 2012 19:50
      Подводники,все герои!
      Товарищъ
      1. miheev35 24 декабря 2013 19:34
        Это правильно! Все , кто уходил в автономку на атомных первого поколения рисковали и риск был велик. Это знали все : и те кто отправлял , и те кто уходил. Но не было ни одного труса. Ни один не попросился назад. Все , кто ходил в автономку на первом поколении заслуживают звания первооткрывателей ,как и наши космонавты , но не стяжатели типа Лескова А.Я. ,которого тащили в 8 отсеке лежащим в безсознательном состоянии потому , что не смог одеть по команде командира дыхательный аппарат , а за него несли вахту ! Его доставили живым в госпиталь ,где ему ребята из Москвы дали яблоко и сказали: выздоравливай герой.Он почти выздоровел , а героя не дают. Одна надежда на Ирину. Виват! Подводники1
        miheev35
      2. miheev35 24 декабря 2013 19:34
        Это правильно! Все , кто уходил в автономку на атомных первого поколения рисковали и риск был велик. Это знали все : и те кто отправлял , и те кто уходил. Но не было ни одного труса. Ни один не попросился назад. Все , кто ходил в автономку на первом поколении заслуживают звания первооткрывателей ,как и наши космонавты , но не стяжатели типа Лескова А.Я. ,которого тащили в 8 отсеке лежащим в безсознательном состоянии потому , что не смог одеть по команде командира дыхательный аппарат , а за него несли вахту ! Его доставили живым в госпиталь ,где ему ребята из Москвы дали яблоко и сказали: выздоравливай герой.Он почти выздоровел , а героя не дают. Одна надежда на Ирину. Виват! Подводники1
        miheev35
  4. vladimir70 31 марта 2012 12:55
    К людям отношение как расходному материалу..... А рукамиводящие на все способны чтобы свой зад прикрыть .... angry А ГЕРОЯМ ПОДВОДНИКАМ СПАСИБО И СЛАВА!!!
    vladimir70
  5. desava 31 марта 2012 13:00
    От кого-нибудь из Вас требовали подачи данных при том, Вы не были в них уверены?
  6. 755962 31 марта 2012 19:07
    Тотальная секретность необходимая в эпоху "холодной войны" сыграла злую шутку над простыми людьми .Реалии того неспокойного времени. Главное ,что бы уроки прошлого не были забыты.А мы не забудем своих героев.Вечная память.
    755962
    1. AkzoNobel 1 апреля 2012 13:39
      а современные реалии ничем не спокойнее... тому подтверждение судьба "Курска"...
      AkzoNobel
  7. desava 31 марта 2012 20:43
    Не ожидал прочитать вполне компетентную статью, написанную женщиной про ПЛ. Благодарю Вас, Ирина, от души. Подобного рода посты и должны быть на таком сайте, а то все в основном все политикой заняты.
  8. Alone 31 марта 2012 23:45
    Заслуженную память НАШИМ героям.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня