The National Interest: Почему у новой российской «малозаметной» подлодки большие проблемы

Некоторые российские проекты в области подводного флота сталкиваются с определенными проблемами, мешающими своевременно и в полной мере реализовать все имеющиеся планы. Неудачи и успехи в этой области привлекают внимание специалистов и общественности. Кроме того, российские проекты представляют интерес и для зарубежных специалистов.

28 октября американское издание The National Interest опубликовало новую статью Себастьяна Роблина под названием «Why Russia's New 'Stealth' Submarines Have a Big Problem» («Почему у новой российской «малозаметной» подлодки большие проблемы»). Как можно понять по названию, материал из рубрик The Buzz и «Безопасность» посвящен особенностям и проблемам развития российских подводных лодок.

Автор начинает свою статью с напоминания о недавних сообщениях российских средств массовой информации. Незадолго до появления его публикации российская пресса возвестила о планах министерства обороны, предусматривающих строительство двух подлодок типа «Лада» (проект 677). Таким образом, как напоминает С. Роблин, строительство двух новых кораблей стартует примерно через два десятилетия после закладки головной субмарины «Санкт-Петербург».




Отмечается, что в некоторых публикациях о новых планах военного ведомства присутствует деликатная оговорка. Согласно этим сообщениям, новые подлодки проекта 677 не получат воздухонезависимую энергетическую установку (ВНЭУ) и будут комплектоваться «традиционными» дизель-электрическими системами. Однако именно ВНЭУ является ключевым компонентом неатомной подлодки нового поколения.

Автор напоминает, что атомная подлодка может быть в разы дороже дизель-электрического корабля, однако отличается от него меньшей шумностью, большей скоростью хода и неограниченной дальностью плавания в подводном положении. Субмарины с дизельными двигателями, в свою очередь, шумнее, а также нуждаются в регулярных всплытиях, что приводит к известным рискам.

Несмотря на определенные недостатки технического характера, большинство флотов, имея ограниченные финансовые возможности, эксплуатирует именно ДЭПЛ, как самостоятельно, так и в качестве дополнения к атомным лодкам. Что касается сравнительно малого радиуса действия в подводном положении, то он не является большой проблемой при решении задачи охраны прибрежных вод.

Впрочем, развитие неатомных подлодок продолжается. В девяностых и двухтысячных годах в новых проектах внедрялись перспективные воздухонезависимые энергетические установки, заметным образом повышающие возможности техники. Лодки с такой аппаратурой могут оставаться под водой в течение дней и недель, хотя скорость подводного хода заметным образом сокращается. Основными производителями субмарин с ВНЭУ являются Германия, Франция, Швеция, Япония и Китай. Эти страны проводят перевооружение своих флотов, а также строят подлодки на экспорт.

С. Роблин напоминает, что в составе военно-морского флота России всегда присутствовало большое количество ДЭПЛ. Как следствие, имела смысл разработка собственной ВНЭУ для перспективных подлодок. В 1997 году на заводе «Адмиралтейские верфи» началось строительство подлодки «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада». В 2005 и 2006 году были заложены однотипные корабли «Кронштадт» и «Севастополь» (позже переименован в «Великие Луки»).

Проект «Лада» должен был представлять собой уже четвертое «поколение» успешных подлодок проектов 877 «Палтус» и 636 «Варшавянка». По трем существующим проектам этого семейства было построено около полусотни субмарин для флотов России, Китая, Вьетнама, Польши, Алжира и Ирана. Модернизированные варианты таких лодок, построенные по проектам 636 и 636.3, относятся к числу самых малошумных подводных кораблей. По некоторым данным, по показателям шума подлодки типа 636.3 могут сравниться с модернизированными версиями атомных Los Angeles.

В декабре 2015 года субмарина «Ростов-на-Дону» проекта 636.3 стала первым после Второй мировой войны представителем российского подводного флота, применившим свое оружие против реальной цели. Она выполнила ракетный удар по объектам на территории Сирии.

С. Роблин указывает, что авторы проекта 677 «Лада» в свое время обещали сделать новую подлодку вдвое менее шумной в сравнении с «Варшавянками». Головной корабль этого типа, «Санкт-Петербург», был спущен на воду в 2004 году, но до сих пор сохраняет за собой статус испытательного стенда. Эта лодка меньше субмарин проекта 877/636: она имеет длину 67 м при водоизмещении 1765 т. В отличие от подавляющего большинства послевоенных лодок Советского Союза и России, она строилась по однокорпусной схеме. Кораблем управляет экипаж из 35 человек. На борту имеется восемь 533-мм торпедных аппаратов с 18 торпедами или ракетами.

Другими характерными чертами «Санкт-Петербурга» являются гидроакустический комплекс «Лира», боевая информационно-управляющая система «Литий», аппаратура обнаружения электромагнитного излучения, противогидроакустическое покрытие типа «Молния» и семилопастный гребной винт со средствами удаления вихрей.

Ключевым нововведением проекта 677 являлась воздухонезависимая энергетическая установка. По сообщениям российской прессы, такая ВНЭУ должна была добывать из дизельного топлива водород, далее используемый прочей аппаратурой. Как утверждалось, такая схема имеет определенные преимущества перед альтернативными решениями, такими как двигатель Стирлинга или водородные топливные элементы. От них она отличается меньшей шумностью, получаемой за счет отсутствия движущихся частей, а также большей безопасностью, обеспеченной отказом от необходимости хранения пожароопасных газов. Автор указывает, что последний фактор имеет особое значение, поскольку в последние десятилетия пожары на советских и российских лодках неоднократно приводили к трагическим последствиям.

В составе военно-морских сил Китая имеются несколько подлодок типа Yuan, оснащенных ВНЭУ на основе двигателя Стирлинга. При этом Пекин заявил о своем желании приобрести четыре российские «Лады». Также в прошлом «Адмиралтейские верфи» указывали на возможность серийного строительства упрощенной неатомной подлодки проекта «Амур-950». Среди прочего, такая субмарина отличалась водоизмещением менее 1 тыс. т и экипажем, сокращенным до 21 человека. Этот проект привлек внимание Марокко. Кроме того, его предлагали Индии в рамках программы Project 75I.

Тем не менее, напоминает автор The National Interest, подлодка «Санкт-Петербург» так и не справилась с испытаниями. В ноябре 2011 года российское издание «Известия» сообщило о наличии определенных проблем. Так, оказалось, что генераторы типа Д-49, используемые в связке с главным двигателем мощностью 2700 л.с., не показывают желаемые характеристики. Они выдавали лишь половину от требуемой мощности. Также отсутствовал ряд других систем: торпеды и гидроакустическая аппаратура все еще оставались на стадии разработки. Строительство новых кораблей проекта 677 было остановлено. При этом, как сообщалось, два новых корпуса получили большую часть требуемого оснащения.

Позже главком флота адмирал Владимир Высоцкий раскритиковал текущее состояние проекта «Лада». Он отметил, что по показателям энергетики самая современная подлодка может сравниться только с кораблями времен Великой Отечественной войны, и потому вряд ли нужна кому-то.

В 2013 году издание ИТАР-ТАСС объявило о возобновлении работ в рамках проекта 677. Впрочем, С. Роблин полагает, что действия говорят больше слов. Так, в тот же период министерство обороны заказало шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка» для перевооружения Тихоокеанского флота. Большинство экспертов посчитало этот заказ подтверждением того, что Россия не смогла создать желаемую воздухонезависимую энергетическую установку. Причины этого могли быть связаны с недостатком финансирования или с известным тенденцией, заключающейся в анонсировании новых проектов, которым не суждено быть реализованными.

Российские официальные лица регулярно поднимали тему ВНЭУ и обсуждали преимущества подлодок с таким оснащением. Однако в течение нескольких последних лет основной финансовый поток уходит на строительство многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень» и стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей».

В 2014 году министерство обороны России обновило планы в отношении «четвертого поколения» неатомных подлодок. Теперь создавать требуемые корабли предлагалось в рамках проекта «Калина», предусматривавшем использование ВНЭУ. Большая часть сведений о требованиях к этому проекту осталась тайной, но часть данных все же опубликовали. Стало известно, что субмарина «Калина» в полной комплектации сможет оставаться под водой до 25 суток. При этом ее энергетическая установка будет построена по модульному принципу. Предполагалось, что изначально корабли будут получать традиционные дизель-электрические системы, а затем – после завершения соответствующего проекта – их заменят воздухонезависимыми.

В некоторых сообщениях упоминалось, что проект ВНЭУ для подлодок «Калина» уже разрабатывается, однако другие источники не разделяли подобного оптимизма. По их данным, полноценная силовая установка принципиально нового типа появится лишь в начале следующего десятилетия.

Автор The National Interest вспоминает о других предложениях в области неатомных подлодок. Так, ранее российские специалисты говорили о возможности использования литиево-ионных аккумуляторов большой емкости. Тем не менее, к настоящему времени ни одна страна не внедрила такую аппаратуру на своих подлодках. Япония и Южная Корея приблизились к решению этой задачи, но все еще не справились с ней до конца.

Так или иначе, строительство неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада» будет продолжено. Субмарины «Кронштадт» и «Великие Луки», несмотря на все затруднения, будут достроены. Их спуск на воду запланирован на 2019 и 2021 годы соответственно. При этом подлодки не получат воздухонезависимую энергетическую установку и будут укомплектованы «традиционными» дизелями. О продолжении строительства второй и третьей лодки серии было объявлено в прошлом году.

В июне 2017-го командующий ВМФ адмирал Владимир Королев вновь затронул тему планов военного ведомства в отношении развития дизель-электрических и неатомных субмарин. По его словам, в будущем будут заложены еще две «Лады». Четвертая и пятая подлодки проекта 677 могут получить как дизель-электрическую, так и воздухонезависимую энергетическую установку. Подобные аспекты проекта будут зависеть от достижений промышленности, а именно от наличия готовой ВНЭУ, пригодной для использования на практике.

По данным Себастьяна Роблина, ДЭПЛ «Кронштадт» получила силовую установку, построенную на основе освоенных агрегатов. Главными ее элементами являются два дизель-генератора мощностью по 1250 л.с. Кроме того, используется главный электродвигатель ДЛ-42 мощностью 5500 л.с. Подобная аппаратура сейчас устанавливается на новых «Варшавянках». По всей видимости, две следующие подлодки будут получать то или иное новое оборудование. К примеру, это может быть противогидроакустическое покрытие «Молния». Оно сможет снизить шумность лодки, оснащенной не самой тихой энергетической установкой.


Статья «Why Russia's New 'Stealth' Submarines Have a Big Problem»:
http://nationalinterest.org/blog/why-russias-new-stealth-submarines-have-big-problem-22941
Автор: Рябов Кирилл


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 36

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Esoteric (Юрий Васильевич) 3 ноября 2017 06:56
    Некоторые российские проекты в области подводного флота сталкиваются с определенными проблемами, мешающими своевременно и в полной мере реализовать все имеющиеся планы.

    В России есть трудности (временные) с достаточностью финансирования, необходимые для поднятия обороноспособности и повышения эффективности экономики. Но это относится к вопросам политического устройства страны. Поэтому обеспокоенность заокеанских экспертов в решении российских проблем может только удивлять. Вы полностью поймёте проблемы развития, когда ваш доллар перестанет быть "единственной и неповторимой" резервной валютой. Поэтому-то все экономические успехи России вызывают у вас животный страх и трепет...
    1. ЗВО (Алекс) 3 ноября 2017 11:09
      Цитата: Esoteric

      В России есть трудности (временные) с достаточностью финансирования, необходимые для поднятия обороноспособности и повышения эффективности экономики.


      В России в первую очередь проблемы не с деньгами.
      А с конструкторской мыслью.
      Которую потеряли в эпоху развала, которая оторвалась от современных реалий.

      Никто до сих пор в РФ не овладел модульными принципами строительства кораблей, которые идут в мире уже почти 40 лет.
      Все наши постройки по себестоимости гораздо дороже западных аналогов.
      Индонезия и та. уже как кораблестроительная страна - резвее и современнее наших.

      Единственное что у наших еще осталось - советские заделы в строительстве подплава.
      Во всем остальном - полный провал.

      И если вбухивать только деньги - будем получать запредельно дорогие изделия с заранее худшими характеристиками.
      1. jjj 3 ноября 2017 11:53
        Цитата: ЗВО
        Все наши постройки по себестоимости гораздо дороже западных аналогов.

        На практике как раз наоборот
        jjj
        1. NIKNN (Николай) 3 ноября 2017 20:36
          Цитата: jjj
          На практике как раз наоборот

          И не только это, вся статья дилетанта не знаю от кого , На конкурсе дилетантов он занял бы второе место. Взять хотя бы такую чуш ка шумность, а с чего тогда ДЭПЛ наши называют черными дырами? Да и во всем остальном маразм пишет, абы написать...
      2. Setrac (Сергей) 3 ноября 2017 22:10
        Цитата: ЗВО
        Все наши постройки по себестоимости гораздо дороже западных аналогов.

        Как вам мозги то промыли, а сразу и не заметишь, по видимому вы имели в виду восточные аналоги, а не западные?
        Цитата: ЗВО
        Индонезия и та. уже как кораблестроительная страна - резвее и современнее наших.

        Спрос рождает предложение, а давайте сравним протяженность железных дорог и сравним кто круче по этому параметру Россия или Индонезия?
        1. Usher (Erdem) 5 ноября 2017 21:41
          Он прав, наши проекты дороже из за коррумпированности власти/закзчика и исполнителя.
          1. Setrac (Сергей) 5 ноября 2017 22:27
            Цитата: Usher
            Он прав, наши проекты дороже из за коррумпированности власти/закзчика и исполнителя.

            Дороже восточных аналогов, но не западных.
            Но не из-за коррупции, коррупция есть везде и Россия далеко не лидер в этом вопросе.
            1. Usher (Erdem) 6 ноября 2017 17:06
              Ой ну не надо, не лидер laughing Еще какой лидер. Ты вообще работал? Знаешь, что такое откат? Или когда Дэпсы в центре Москвы собирают дань?
              1. Setrac (Сергей) 6 ноября 2017 19:54
                Цитата: Usher
                Ты вообще работал?

                Я именно работал и работаю, а те, кто занимается откатами с обоих сторон - они не работают а воруют.
                Цитата: Usher
                Или когда Дэпсы в центре Москвы собирают дань?

                Не плати, пусть штраф выписывают.
                Цитата: Usher
                Еще какой лидер.

                Тамбовский волк тебе лидер. России далеко до таких стран как США, Китай, Индия.
      3. Николай Грек (Николай) 4 ноября 2017 21:18
        Цитата: ЗВО
        Все наши постройки по себестоимости гораздо дороже западных аналогов.

        what what what это че за бред???? wassat wassat laughing laughing laughing
      4. gridasov 7 ноября 2017 23:02
        Абсолютно верно ! И необходимо понимать , что конструкторская мысль это производное труда физиков и математиков . которые могут и способны конкретизировать расширенное воображение отдельных талантов , которые способны привнести первым шагом здоровую мысль. Поэтому деньги это важный атрибут прогресса , но надо понимать , что фундаментальным открытиям предшествуют еще более значимые предфундаментальные , которые представляют основу тому , что будет представлять из себя фундамент и далее вся надстройка. Деньгам предшествует идея и логическое обоснование ее. Значит нужно искать человека -носителя тех знаний , которые неподвластны другим
        1. Falcon5555 22 марта 2018 13:28
          Гридасов, угадаю с одного раза: это вы - человек - носитель тех знаний, которые неподвластны другим?
      5. Комментарий был удален.
    2. ЮБОРГ (Юрий) 3 ноября 2017 12:28
      То то янки гонялись за 636-ой по морям и океанам, во главе с авианосцем и как то ни чего не получилось. А так "проблемы", конечно "проблемы"!
    3. arkadiyssk 3 ноября 2017 18:57
      Эксперты NI они не заокеанские. NI это Российское издание, такой засланный в Америку казачек. В виде владельца Константина Симиса. Давно пора бы знать эти вещи.
      1. Uryukc (Никита) 4 ноября 2017 00:58
        Цитата: arkadiyssk
        Эксперты NI они не заокеанские. NI это Российское издание, такой засланный в Америку казачек.

        И ГлавРеда мы регулярно видим у Соловьева. А что толку то? По их статейкам понятно, что не наши казачки они вовсе.
    4. Комментарий был удален.
  2. Uncle Lee (Владимир) 3 ноября 2017 07:27
    Цитата: Дед кастарый
    завтра эта статья будет?
    Будет, будет ! Как же мы без черной дыры ? drinks

    Мой вчерашний ответ !
  3. Диванный аналитик (Сергей) 3 ноября 2017 08:13
    Субмарины с дизельными двигателями, в свою очередь, шумнее (после этой фразы можно дальше не читать так как становится ясно что автор ничего не понимает в том о чем пишет ведь немного погуглив можно узнать что если ДПЛ идет на батареях то все как раз наоборот)
    1. Hard Rock (Вячеслав ) 3 ноября 2017 09:35
      Совершенно с вами согласен, ещё один "аналитик", который бредит... Это как у Душенова,тоже один "иксперд" писал про непобедимость американских авианосцев.
    2. Мак 3 ноября 2017 11:27
      Вот-вот, меня тоже это удивило.
  4. 27091965i (Игорь) 3 ноября 2017 09:31
    «Почему у новой российской «малозаметной» подлодки большие проблемы»


    " Сообщили об инциденте, в котором подводная лодка Song class всплыла не более чем на 5 миль от USS Kitty Hawk. Подводная лодка оставалась незамеченной авианосцем и сопровождающими военными кораблями до тех пор, пока не всплыла.
    На вопрос американцев почему китайская подводная лодка совершала плавание в радиусе 5 миль от соединения. Китайцы ответили утверждением, что подводная лодка Song-класса ( Тип 039 ), которая появилась 27 октября 2006 года рядом с USS Kitty Hawk, была там "случайно", и не мешала движению соединения
    ."

    Подводная лодка с хорошо подготовленным экипажем представляет большую угрозу для противника. При том, что на ней не установлена воздухонезависимая энергетическая установка.
  5. Dashout (Евгений Савельевич) 3 ноября 2017 10:35
    Ключевым нововведением проекта 677 являлась воздухонезависимая энергетическая установка. По сообщениям российской прессы, такая ВНЭУ должна была добывать из дизельного топлива водород, далее используемый прочей аппаратурой.

    Очень интересное и нужное решение, но как оно на ПЛ будет выглядеть? Из углеводородной смеси забираем водород, а углерод? за борт сбрасываем? может быть.. В гражданке-то проблем нет: водород на производство электроэнергии, а концентрат высокоуглеродистой смеси - на композиты. Это вообще будущая форма использования нефти. А вот на подлодках.... Хотя..., полное отсутствие ДВС и электрический двигатель, бесшумность, наверное, все окупят
    1. jjj 3 ноября 2017 11:55
      У нас вообще поначалу разрабатывались "водородные батарейки". Об этом много говорилось. Потом резко наступила тишина. Значит, что-то получилось
      jjj
      1. NordOst16 (Владислав) 3 ноября 2017 15:13
        С РН Ангара тоже много воплей было, потом тишина. Я думаю что пропилили бюджет и тихонько пытаются концы в воду опустить
        1. arkadiyssk 3 ноября 2017 18:59
          Ну просто из Москвы как-то не хотят инженеры занимавшиеся Протоном, переезжать в Омск, что бы собирать Ангару. Потому и куча трудностей с запуском производства.
          1. NordOst16 (Владислав) 3 ноября 2017 21:10
            Куча проблем с себестоимостью и, как я читал, с качеством.
            1. Комментарий был удален.
              1. NordOst16 (Владислав) 24 марта 2018 16:44
                Ну оно и правильно, больше город - больше аппетиты.
  6. Мак 3 ноября 2017 11:27
    Насколько я знаю - это дизель-электрические тише, чем атомные, а не наоборот.
  7. Комментарий был удален.
  8. asr55 (asr) 4 ноября 2017 02:26
    Цитата: NIKNN
    Цитата: jjj
    На практике как раз наоборот

    И не только это, вся статья дилетанта не знаю от кого , На конкурсе дилетантов он занял бы второе место. Взять хотя бы такую чуш ка шумность, а с чего тогда ДЭПЛ наши называют черными дырами? Да и во всем остальном маразм пишет, абы написать...

    На конкурсе дилетантов афтер Кирил Рябов был бы председателем жури.
  9. asr55 (asr) 4 ноября 2017 02:34
    Статейку накропали еще ту конечно. Для афтера сообщаю. что на пл проекта 636.3 для пополнения запаса воздуха и зарядки аккумуляторов всплывать нет необходимости. Учите мат часть, уважаемый Кирилл Рябов. Думаю на военном обозрении не должно таких фейков быть.
    1. EFLINTuk (Роман) 4 ноября 2017 12:05
      Это вы про поднятие РДП (ПВП) в перископном положении ? Ну дык хочу вас огорчить - по нынешним временам это все равно что всплыть - т.е. потеря скрытности боевого патрулирования.
  10. AwaZ (Walery) 5 ноября 2017 16:35
    дык, уважаемые эксперты , скажите- текст реальное положение вещей или все же пустышка. Я как то не понял. Однако фразу "известным тенденцией, заключающейся в анонсировании новых проектов, которым не суждено быть реализованными." очень даже хорошо понимаю. В СССР никому бы в голову не пришло хвастать по СМИ о том чего нет .
    И еще, почему на подводном флоте не используют " наработки Маска" в плане батареек)))? То ли батарейки у него не той системы то ли сам он слишком много анонсирует того чего никогда не будет )))
  11. Безразличный 6 ноября 2017 13:00
    Я думаю не следует путать лодки времен отечественной войны и современные дизелюхи с ракетами Калибр. Им совершенно не обязательно далеко ходить, форсировать рубежи ПЛО и гоняться за авианосцами. Ей главное получить целеуказание и все! Ракета сама догонит без участия самой лодки. Для нас главное развернуть эти лодки на авианосноопасных направлениях и ждать, временами всплывая, чтобы продуть отсеки через дизель и компрессор. Авианосцы появились, пульнул по ним и все, задача выполнена. Стрелять скоро они смогут и за тысячу км от противника. Им ничего не грозит. А с атомным супостатом они справляются легко. Это еще я застал, когда Варшавянки только приступили к патрулированию. Так что так ли нужны эти воздухонезависимые и очень дорогие установки - большой вопрос.
  12. gridasov 7 ноября 2017 23:03
    Цитата: ЗВО
    Цитата: Esoteric

    В России есть трудности (временные) с достаточностью финансирования, необходимые для поднятия обороноспособности и повышения эффективности экономики.


    В России в первую очередь проблемы не с деньгами.
    А с конструкторской мыслью.
    Которую потеряли в эпоху развала, которая оторвалась от современных реалий.

    Никто до сих пор в РФ не овладел модульными принципами строительства кораблей, которые идут в мире уже почти 40 лет.
    Все наши постройки по себестоимости гораздо дороже западных аналогов.
    Индонезия и та. уже как кораблестроительная страна - резвее и современнее наших.

    Единственное что у наших еще осталось - советские заделы в строительстве подплава.
    Во всем остальном - полный провал.

    И если вбухивать только деньги - будем получать запредельно дорогие изделия с заранее худшими характеристиками.

    Абсолютно верно ! И необходимо понимать , что конструкторская мысль это производное труда физиков и математиков . которые могут и способны конкретизировать расширенное воображение отдельных талантов , которые способны привнести первым шагом здоровую мысль. Поэтому деньги это важный атрибут прогресса , но надо понимать , что фундаментальным открытиям предшествуют еще более значимые предфундаментальные , которые представляют основу тому , что будет представлять из себя фундамент и далее вся надстройка. Деньгам предшествует идея и логическое обоснование ее. Значит нужно искать человека -носителя тех знаний , которые неподвластны другим
  13. Dzafdet (Сергей) 9 ноября 2017 16:27
    Цитата: Usher
    Ой ну не надо, не лидер laughing Еще какой лидер. Ты вообще работал? Знаешь, что такое откат? Или когда Дэпсы в центре Москвы собирают дань?

    Турка спрашивают : "За сколько построишь гостиницу? З а 1 миллон рублей." Нашего:"За 3 миллиона! " Как так? Вот турок за один,а ты за три? Всё правильно! Миллион мне, миллион вам, Миллион турку, чтобы построил... drinks
  14. vnord (Валерий) 11 января 2018 11:12
    Трудности возникшие с разработкой новой силовой разработкой по моему мнению возникли из-за того , что наши инженеры пошли другим путем. Путем получения водорода из дизельного топлива на борту лодки. А плач Ярославны, что немцы сделали в серии лодки работающие на водороде (но водород получают с заводов на берегу). По ищите в инете инфу про наши лодки 60 годов работающие н водороде , так называемые "зажигалки"
Картина дня