Любовь папы римского к кутежам вылилась в столетие жесточайших войн

Ровно 500 лет назад началась Реформация, расколовшая Католическую церковь и ставшая одним из важнейших событий в истории Европы. За Реформацией потянулась длинная череда кровавых конфликтов, радикально изменивших весь западный мир. Расположенной на востоке России довелось сыграть в этом собственную роль, причем с весьма неожиданной стороны.

Любовь папы римского к кутежам вылилась в столетие жесточайших войн


Общеизвестно, что Реформация была начата августинским монахом Мартином Лютером с распространения «95 тезисов», которые он, по легенде, прибил к воротам церкви в Виттенберге. Историческая правда несколько скучнее, чем этот красивый образ – Лютер послал свои тезисы, направленные на «очищение» Церкви (как его понимал сам богослов), епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому.


Пятьсот лет спустя, говоря о теологии Лютера, историки обычно указывают на его протест против индульгенций как «меркантильной составляющей». Но Лютер опровергал и богословские принципы, по которым выдача бумаг об «отпущении грехов» стала возможной, и авторитет папы римского, и авторитет самой Церкви.

Однако разговор о Реформации стоит начинать не с Лютера, который взял свои богословские идеи отнюдь не с «потолка», а с 1379 года, когда оксфордский профессор и теолог Джон Виклиф писал сочинения о том, что абсолютная власть и авторитет папы не соответствуют духу Евангелия, а спасать свои души люди должны не с помощью Церкви, но с помощью Библии. Именно поэтому он перевел Новый Завет на английский язык, а три года спустя добрался и до церковных таинств. В частности, выступив против догмата о преосуществлении даров, согласно которому хлеб и вино во время причастия превращаются в тело и кровь Иисуса Христа.

Еще через двадцать лет эти идеи и сочинения вдохновили чешского священника Яна Гуса, который стал лидером национально-освободительного восстания. Несмотря на то, что в итоге Гуса сожгли как еретика, его идеи оказались весьма живучими, а обида чехов на папу в итоге привела к тому, что номинально католическая Чехия является самой атеистической страной Европы.

Что же касается «просветления» Лютера, важнейшим фактором стало то, что он состоял в ордене августинцев. Именно блаженный Августин в свое время заложил основы «доктрины предопределения», умаляя фактор свободы воли человека, – в итоге эта доктрина стала одной из основных в протестантизме. Парадоксальным образом все тот же Августин заложил и основы католичества, задав предпосылки к «филиокве» – догмату о Троице, который в 1054 году расколол единую христианскую Церковь на католиков и православных.

Но вернемся к Лютеру. Еще одной «точкой невозврата» стал визит молодого проповедника в Рим в 1511 году. Современники утверждают, что он «был шокирован нравами духовенства, царящими в Риме». Но нужно понимать, кто именно тогда возглавлял католиков. Это был папа Юлий II – личность, прямо скажем, незаурядная, всецело отдававшая себя политике и централизации власти. Именно ему Ватикан обязан своим корпусом швейцарских гвардейцев, которые во времена Юлия II были полноценной папской армией. Этой армией понтифик не стеснялся командовать лично, непосредственно присутствуя на полях сражений.

Эти мирские дела не лучшим образом сказывались на моральном облике духовенства. К тому же политические интриги и военные кампании Юлия II требовали денег, а деньги он добывал, обкладывая все новыми податями «церковных крестьян и земли», в том числе и на родине Лютера.

В 1513 году Юлий II умер, став первым папой, тело которого забальзамировали. На престол взошел Лев X, он же Джованни Медичи – понтифик, до избрания не имевший священного сана. Это была еще более одиозная личность, чем его воинственный предшественник. Фактически Лев X вел себя как сугубо светский правитель с неуемной тягой к развлечениям. Балы, театры, оргии и прочие «милые сердцу понтифика» радости приняли такой масштаб, что вскоре казна Рима была полностью опустошена. По некоторым данным, новый папа тратил за год вдвое больше, чем составляли доходы Римской церкви. Подати в ее пользу постоянно росли, но транжире на папском престоле не хватало и этого.

В октябре 1517 года Лев X выпустил буллу о продаже индульгенций в целях «оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Этот всемирно известный собор начали возводить еще в 1506-м, но все ресурсы папа, как уже было сказано, умудрился промотать. В этом сложно не разглядеть своего рода иронию. Апостолу Петру Христос в свое время сказал: «И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». На практике именно из-за строительства главного храма в честь своего «главного» апостола католики претерпели один из самых масштабных расколов в своей истории.

Чашу терпения Лютера переполнило то, что основанием для коммерческого подхода к грехам была объявлена «избыточная святость» католических святых, которая аккумулируется в Церкви. Со своей стороны, Церковь может «раздавать» эту «избыточную святость» всем желающим, чтобы они, например, не попали в чистилище. Параллельно Лев X одобрил создание католических банков, которые, помимо прочего, давали деньги в рост. В общем, степень лицемерия зашкалила настолько, что Лютер не мог смолчать.

Вместе с индульгенциями он «выкинул» из догматики и само понимание христианской святости, и почитание икон, и церковную иерархию, и мистику таинств, оставив sola Scriptura – «только Писание» и изрядную долю антисемитизма, но это уже другая история.

Реформация привела к Тридцатилетней войне, к глобальным потрясениям в Европе, к кардинальным изменениям западного мира, а также к контрреформации с ее жесточайшими гонениями на протестантов. И Россия сыграла в этом довольно интересную роль.

Первые лютеране попали в Русское царство в качестве немецких пленных. Уже в 1550 году Иван Грозный обратился к датскому королю, чтобы тот прислал ему книгопечатника. Выбор пал на Ганса Бокбиндера, который захватил с собой не только Библию, но и книги с изложением лютеранского богословия. Так состоялся первый диалог лютеран и православных на тему вероисповедания. Другое дело, русское духовенство лютеранского вероучения не оценило, а Максим Грек написал по этому случаю трактат «Против лютеран – слово о поклонении Святым Иконам».

Не оценил учение бывшего монаха-августинца и константинопольский патриарх Иоасаф II, к которому в 1573 году приехала лютеранская делегация. Однако от полемики иерарх Вселенской церкви уклонился, попросив больше не писать ему о доктрине, а писать «о дружбе».

Несмотря на неприятие лютеранства православными, Иван Грозный дал добро на постройку в России первой лютеранской церкви, а к концу царствования Михаила Романова в Москве насчитывалось уже более тысячи лютеранских семей.

Многие исследователи отмечают, что и при Иване Грозном, и при Борисе Годунове, и при первых Романовых протестантам жилось в России лучше, чем в любой другой европейской стране.

Необходимо оговориться, что лютеранам под страхом смерти было запрещено миссионерствовать в среде православных и обращать их в свою веру. Но история Реформации и лютеран – это в том числе часть истории России, поэтому нынешний юбилей для нашей страны не совсем уж чужой.

Диалог между лютеранами самых разных деноминаций (такова уж судьба протестантских церквей – постоянно дробиться на все новые и новые течения) продолжается и поныне. Православные от подобных дискуссий тоже не уклоняются. Понятно, что между «русскими» и «немцами» (в свое время эти слова употреблялись в России как синонимы православных и лютеран) существует огромное количество канонических и догматических разногласий, но ничто не мешает им вести диалог, например, в социальной или культурной сфере. И даже надеяться на большее.

«Обычно, когда лютеране говорят о попытках межцерковного диалога с православными церквями, первым делом вспоминают слова самого Лютера, сказанные на Лейпцигском диспуте 1519 года о «греческих христианах минувшего тысячелетия, которые не были под властью римского первосвященника, – рассказал газете ВЗГЛЯД лютеранин и специалист по истории лютеранства Виктор Сухотин. – Первые попытки контакта с Православием были предприняты еще при жизни Лютера через общину венецианских греков, но успехом не увенчались. В 1559 году, за год до своей смерти, преемник Лютера Филипп Меланхтон передал через православного диакона Димитрия в Виттенберг письмо патриарху константинопольскому Иоасафу ІІ «Великолепному». Никакой реакции на него со стороны Константинополя не последовало, и следующий контакт между церквями состоялся только в 1573-м. Несмотря на неудачу той переписки, она имела большое значение как для лютеранской, так и для православной догматики – и ни у православных, ни у лютеран, ведущих межцерковный диалог в наши дни, позиция патриарха и тюбингенских богословов не считается окончательным разрывом между церквями».
Автор: Александр Чаусов
Первоисточник: https://vz.ru/society/2017/10/31/893096.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 19

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. ИмПерц (Игорь) 4 ноября 2017 15:36
    История религии и история войн неразрывно связаны между собой. А уж католики и реформаторы тем более. И углубляясь в историю распространения католичества и реформаторства всё чаще вспоминаешь анекдот про то, что такие люди не могут запрещать ковыряться в носу.
    1. Котище (Владислав Котище) 4 ноября 2017 16:02
      Есть неплохая книга "Священный вертеп", автора запамятовал. Там про почти всех римских первосвященников на престоле св.Петра. Книга с тонким юмором, отличается особой достоверностью и познавательносью западной культуры.
      1. polpot (Andru) 4 ноября 2017 17:32
        Лео Таксиль автор сатирических книг на церковные темы сейчас по известным причинам мало издаваемый автор при СССР издавали часто
      2. Servla (Владимир) 5 ноября 2017 17:54
        Для интересующихся - написал эту книгу французский публицист Лео Таксиль
    2. Правдодел (ppp) 20 января 2018 18:09
      Протестанты оказали большую помощь православной церкви в защите соотечественников православных на землях Речи Посполитой, где проводилась жесточайшая политика притеснения как православных, так и протестантов. Единство православный и протестантов было одной из тех сил, которые помогли сохранить православие в Малой и Белой Руси. Если бы этого не было, возможно, что поляки полностью уничтожили православие и вырезали бы всех православных на землях Речи Посполитой.

      "Народ-государство-Отечество"
      - вот лозунг каждого патриота России. Сильное государство, сплоченный народ, процветающее в веках Отечество, которое не одолеть ни внутренним, ни внешним врагам.
  2. parusnik (Алексей Богомазов) 4 ноября 2017 15:53
    Любовь папы римского к кутежам вылилась в столетие жесточайших войн
    ...Резали католики и протестанты друг друга с большим удовольствием..В словесном споре истина не рождалась...
    1. Vladislav 73 (Владислав) 5 ноября 2017 13:14
      Цитата: parusnik
      ...Резали католики и протестанты друг друга с большим удовольствием..В словесном споре истина не рождалась...

      Это точно!Взять только видных деятелей реформации,например Жана Кальвина,прозванного "Женевским папой".При нём в Женеве костры полыхали с завидной регулярностью,самой известной его жертвой стал испанский мыслитель и врач Мигель Сервет.А чего стоит Английская Реформация при Генрихе VIII а следом Контрреформация при его дочке Марии Тюдор,когда сначала протестанты католиков отправляли на костёр,а потом католики тех протестантов?Ну и конечно,как апофеоз религиозных войн-это Тридцатилетняя война.И у протестантов и у католиков истина не устанавливалась в словесных диспутах,а утверждалась в пыточном подвале и на эшафотах,куда спроваживали всех "идейных" противников и те,и другие...
  3. Всадник без головы (Толик) 4 ноября 2017 16:20
    Любовь папы римского к кутежам

    Если б только к кутежам wassat
    Читал где-то что и папесса разок очутилась в ватикане
    1. ИмПерц (Игорь) 4 ноября 2017 16:33
      Цитата: Всадник без головы
      Читал где-то что и папесса разок очутилась в ватикане

      Папесса Иоанна.
      ... Два года, пять месяцев и четыре дня правила папесса, носившая имя Иоанн VIII. Так бы и продолжалось, если бы она не забеременела. Во время крестного хода по улицам Рима у папессы начались роды. Возмущенная и разъяренная подобным обманом толпа протащила Иоанну по мостовой и забросала ее и ребенка камнями. По легенде на месте их смерти была поставлена плита с надписью: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О, Петр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»)...
      ... После смерти Иоанны в 857 году в Ватикане появилась традиция: во время выборов нового папы делать половое освидетельствование. Для этого понтифика усаживали на стул с отверстие и, в присутствии нескольких человек, проверяли, мужчина ли он. Подтверждением становились слова: «Mas nobis dominus est» («Господином нашим имеем мужчину»). Только в 16 веке папа Лев X отменил эту процедуру...

      Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/050316/28687/
      1. Ратуш (Ратуш) 4 ноября 2017 16:45
        Цитата: ИмПерц
        Папесса Иоанна.
        ... Два года, пять месяцев и четыре дня правила папесса, носившая имя Иоанн VIII.



        Это историческая байка...
        1. Котище (Владислав Котище) 4 ноября 2017 17:11
          Ну, ну? Опять задели оскорбленные чуства любителей великого рима!
          Хочу Вас разочаровать, сея прокламация - правда. Обряд так же имел место.
          По сути "гниль" папского престола полна не только каверзными случаями и анекдотами, но и морем реальных и правивы правивых историй от которых волосы встают дыбом
      2. Weyland (Константин) 4 ноября 2017 17:32
        Цитата: ИмПерц
        Mas nobis dominus est

        Я слыхал, что формулировка была короче и жёстче: Testatus est! (Тестикулы - в наличии!). Похоже, термин "тестировать" - как раз отсюда
        1. ИмПерц (Игорь) 5 ноября 2017 08:17
          Цитата: Weyland
          Testatus est!

          Возможно.
          Возможно эту фразу произносил проверяющий для членов комиссии, а
          «Mas nobis dominus est»

          произносили для конклава, т.е. всех laughing
          Мы не знаем как точно всё это делалось, во всяком случае я hi
    2. Weyland (Константин) 4 ноября 2017 17:29
      Цитата: Всадник без головы
      Читал где-то что и папесса разок очутилась в ватикане

      Это было лет за 600 с лишним до Лютера. Тогдашние папы вообще отжигали во весь рост - Иоанн 12й стал папой, ЕМНИП, в 19 лет (потому что был сыном предыдущего папы и внуком пред-предыдущего!), пил за здоровье Сатаны, поднимал тосты в честь Вакха и Венеры, рукополагал епископов в конюшне - пока муж его очередной любовницы не поймал его "на месте преступления" и не нанес множественные телесные повреждения различной степени тяжести, которые и привели к летальному концу
  4. venaya (Вячеслав) 4 ноября 2017 16:43
    .. что между «русскими» и «немцами» (в свое время эти слова употреблялись в России как синонимы православных и лютеран)

    Да действительно, в те годы разница была как религиозном плане так и в языке. Именно Мартина Лютера считают основателем немецкого языка, до него никакого немецкого языка и письменности ещё не было, ранее ведь там почти все ещё говорили по русски, к примеру те же самые Рюриковичи оттуда ведь приплыли в Старую Ладогу.
    .. с 1379 года, когда оксфордский профессор и теолог Джон Виклиф. .. Именно поэтому он перевел Новый Завет на английский язык,

    Вот бы ещё почитать этот самый "Новый завет" на языке оригинала, ведь тогда ещё и самого английского языка толком не было, а библий ранее XVI-века пока ещё нигде не найдено. Да и с самим православием тоже горе, ведь в те времена ими назывались последователи ведических религий типа "древлян" (друидов по западному), как к примеру у шумер и другие. А эта новоиспечённая христианская церковь греческого варианта ещё называлась Ортодоксальной, причём вплоть до 1917-го года. Вот такие вот дела, во всех статьях стандартные помарки, даже обвинять только данного автора не решаюсь, эти не точности к сожалению у многих.
  5. Razvedka_Boem 4 ноября 2017 17:40
    Мутная тема.. Без доступа к архивам можно только кивать головой в ту или иную сторону..)
    1. Антарес (Антарес) 6 ноября 2017 11:33
      Цитата: Razvedka_Boem
      Без доступа к архивам можно только кивать головой в ту или иную сторону..

      Архив Ватикана с 1924 открыт(там ограничения)
      На официальном сайте так же можно найти информацию касательно порядка доступа к архивным документам. Для непосредственного доступа к архивным материалам необходимо заполнить карточку. Для этого нужно предоставить секретарю акцепты следующие документы:
      1. Запрос на доступ к документам на имя префекта, в котором вы объявляете сведения о заявителе (фамилия, адрес национальность) а так же научную степень и мотивацию к исследованию.
      2. Рекомендательно письмо от историко-научно-исследовательского института или аккредитованного специалиста в исторической области (желательно со степенью профессора).
      3. Документ, подтверждающий научную степень для мирян и лицензию для духовенства.
      4. Копию документа подтверждающего личность и одну фотографию.
      В задние архива запрещено вносить: сумки, портфели, компьютеры, шариковые и перьевые ручки, камеры и пищевые продукты. Все эти вещи оставляются на хранение в специальные шкафчики. Мобильные телефоны должны быть выключены.
      Сам архив-это кладезь документов, в единственном экземпляре и представляющие неоценимую ценность для человечества. После сожжения библиотек Александрии, Константинополя, Афин, Рима и др..тут собраны немногие документы разных эпох. К сожалению эпоха древнего мира была сожжена в вышеупомянутых библиотеках.
      1. Razvedka_Boem 6 ноября 2017 16:31
        Архив Ватикана с 1924 открыт(там ограничения)

        Ограничения..)
        А если глубоко интересоваться Банком Ватикана.. Может быть вредно для здоровья.
  6. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 4 ноября 2017 21:18
    Автору.Александр!Когда Вы пишите Россия,то подразумеваете единое пространство опоясанное устойчивой связью,транспортными магистралями.Было ли такое 500 лет назад,скорее нет,чем да.
Картина дня