Тест-драйв БМП-3: «Попмех» за штурвалом знаменитой машины

Модель трудно назвать новинкой: она была поставлена на производство «Курганмашзаводом» еще в 1987 году и не раз успешно участвовала в международных тендерах. Для тест-драйва нам предоставили БМП-3 — машину особенно знаменитую: она принимала участие в парадах и демонстрациях перед специалистами и публикой.

Тест-драйв БМП-3: «Попмех» за штурвалом знаменитой машины


Несмотря на многолетние успехи на рынке, машина остается уникальной в своем классе: отталкиваясь от предыдущего хита БМП-2, разработчики в корне изменили компоновку. V-образный 10-цилиндровый двигатель размещен на танковый манер, над задней осью. Это позволило добиться лучшей балансировки и обзора для водителя и обеспечить дополнительную защиту десанту.


В непосредственной близости БМП выглядит выше и массивнее из-за дерзко вздернутого носа и высокого клиренса, визуально сбалансированного расширяющимися к задней части линиями бортов. Выступающая над крышей низкопрофильная башня создает ощущение мощи. Способная к развороту на все 360 градусов, она несет жестко связанные в единой маске 100-мм орудие, 30-мм автоматическую пушку и спаренный с ними пулемет калибра 7,62-мм, а по бокам — два трехствольных гранатомета системы постановки дымовой завесы «Туча».


БМП-3 стоит на вооружении России, ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии, Южной Кореи и других стран. Для тех, кто ценит особый комфорт при выполнении поставленных задач, поставляются версии: командирская (БМП-3К), ремонтно-эвакуационная (БРЭМ-Л «Беглянка»), разведывательная (БРМ-3К «Рысь») и другие.

Таким вооружением не может похвастаться ни одна из машин этого класса: стабилизированное в двух плоскостях 100-мм орудие способно потягаться и с броней серьезного танка. «А завесой мы можем накрыть пространство длиной в 100 м, — добавляет механик-водитель БМП-3, заместитель командира мотострелковой роты гвардии старший лейтенант Петр Галабурда, — фактически весь взвод из трех машин». Лобовая сторона башни усилена накладной броней, которая, впрочем, нисколько не портит обводов верхней части корпуса.



Об аэродинамике разработчики заботились в последнюю очередь: 500 л.с. «под капотом» и без того позволяют 19-тонной машине развивать около 90 км/ч на шоссе и до 10 км/ч на плаву. Двигатель может работать и на бензине, и на керосине, хотя штатно используется дизельное топливо. Он не блещет экономичностью и потребляет около 100 л на 100 км пробега, однако 600-литрового бака хватит на то, чтобы съездить на работу, на дачу и вернуться обратно без дозаправки.



«Чтобы даже на базовом уровне управлять танком, надо учиться довольно долго, — не скрывает гордости Петр Галабурда. — Но вот, поверьте, БМП-3 вы освоите за пару минут». В самом деле, полуавтоматическая гидромеханическая трансмиссия (на четыре передние и две задние скорости) позволяет не отвлекаться на переключение передач и сконцентрироваться на управлении с помощью штурвала мотоциклетного типа. На нем же, кстати, расположена и кнопка, позволяющая моментально перейти к маневренному развороту на месте.

Первое, что обращает на себя внимание, — фантастическая приемистость машины. Данные о разгоне с места нам получить не удалось, но ощущения тут вряд ли обманывают: одно нажатие на педаль — и вся бронированная масса срывается с места, как готовый к броску зверь. «Было дело, мы соревновались на ровной площадке, на спринтерской дистанции, — наша БМП-3 против Т-72 и БТР, — вспоминает старший лейтенант. — Мы пришли первыми, оторвались на несколько корпусов». В самом деле, двигатель БТР не отличается такой оборотистостью, и хотя транспортер может набирать большую скорость, стартует он не так резво, как БМП-3.


Топливный бак переместился под передний «капот», но безопасностью жертвовать не пришлось: секретный пористый материал, заполняющий бак изнутри, исключает детонацию топлива даже при прямом попадании. «В инструкциях он фигурирует просто как «уплотнитель», — разводит руками старший лейтенант Петр Галабурда. — На ощупь что-то похожее на пенопласт».

Проходимость гусеничной машины выше всяких похвал. Согласно спецификации, БМП способна преодолевать ров глубиной до 2,2 м и подъем до 30 градусов, брать стенки почти метровой высоты. «Натяжение гусениц контролируется отдельно, и, если надо, механик-водитель может подтянуть их, не выбираясь наружу, — рассказывает Петр Галабурда. — Показания многих датчиков, от температуры двигателя до уровня масла, сводятся к единой лампочке «Авария»: она сразу подскажет, если что-то случилось, можно остановиться и посмотреть».

Внутренняя отделка премиальностью не отличается, да и тишины пассажирам ждать не стоит. С особым грохотом работает автомат заряжания, расположенный во вращающейся вместе с башней части по центру. При необходимости стрельба из основной 100-миллиметровой пушки может вестись и противотанковыми ракетами с лазерным управлением, но заряжать ее придется вручную.



Штатное место механика-водителя расположено в передней части, по бокам от него — места пулеметчиков, которые могут вести огонь из двух курсовых пулеметов. В башне располагаются кресла наводчика-оператора и командира экипажа, еще пять человек десанта располагаются в задней части салона. Обзор пассажиров сильно ограничен, что при движении и дикой тряске создает заметные неудобства и требует привычки к головокружению. В мороз можно воспользоваться печкой, а экспортные версии, поставляющиеся в арабские страны, оснащены кондиционерами. Впрочем, перспективная гусеничная платформа «Курганец-25», которую не так давно представили разработчики «Курганмашзавода», должна стать намного комфортнее. «Вот это машина завтрашнего дня, — рассказывает Петр Галабурда, которому довелось управлять «Курганцем» на параде Победы. — Все цифровое, куча сенсорных экранов, да и комфорт на новом уровне». Осталось дождаться нового тест-драйва.
Автор:
Роман Фишман
Первоисточник:
https://www.popmech.ru/weapon/235862-test-drayv-bmp-3-popmekh-za-shturvalom-znamenitoy-mashiny/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

39 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. andrewkor Офлайн
    andrewkor (Корчуганов Андрей) 5 ноября 2017 06:50
    +6
    На сайте www.otvaga2004.ru давно уже были статьи "Как испытывали БМП-3","Как продавали БМП-3" это было в новинку,а так информация уже заезженная,ничего нового,но машинка конечно выдающаяся!
    1. самый главный 5 ноября 2017 09:21
      +1
      Цитата: andrewkor
      машинка конечно выдающаяся!

      Согласен! Но и её необходимо совершенствовать. По моему мнению (которое я никому не навязываю), БМП должна иметь круговую защиту от 30 мм пушки и РПГ, необходима активная защита. Боевую мощь тоже надо усилить для возможности борьбы с максимально возможным количеством целей. Считаю целесообразным установить ПТРК "Корнет" и гранатомет. "Корнет" гарантированно уничтожит бронетехнику противника, а гранатомет даст возможность уничтожать рассредоточенную пехоту не тратя снаряды 100 мм пушки на каждого бармалея.
      1. andrewkor Офлайн
        andrewkor (Корчуганов Андрей) 5 ноября 2017 10:14
        +1
        Согласен с Вами ,потенциал у БМП-3 огромный и защита и СУО современная пришлись бы ктстати.Пример модернизации Т-72 очень показателен!
      2. Servisinzhener Офлайн
        Servisinzhener (Андрей) 6 ноября 2017 19:55
        +2
        Зачем ПТРК "Корнет" если у БМП-3 есть ПТУР 9К116-3 «Басня» запускаемый из 100мм пушки? Да и у 100 мм осколочно фугасного снаряда эффективность куда выше чем у гранатомёта типа АГС.
  2. Вадим Курбатов (Вадим Курбатов) 5 ноября 2017 07:32
    +1
    Да нормас расход топлива для такой машины литр на километр
  3. Deck Офлайн
    Deck (Pertti) 5 ноября 2017 08:31
    +3
    Знаменита участием в парадах? Отличная характеристика боевой машины! Молодей автор.
    1. Серый брат Офлайн
      Серый брат (Сергей) 5 ноября 2017 09:10
      +1
      Аппарат повоевал в Чечне и активно сейчас воюет на Ближнем Востоке.
      1. Deck Офлайн
        Deck (Pertti) 5 ноября 2017 10:29
        +1
        В Чечне много чего воевало. И по этой причине оно знаменитое?
        1. Лопатов Офлайн
          Лопатов (Лопатов) 5 ноября 2017 10:44
          +8
          Знаменита благодаря своей огневой мощи. Весьма редкой для машин этого класса. Кроме неё -"младшая сестра"- БМД-4 (4М) и китайская ZBD-04А. И всё. Правда, уже на подходе финско-польско-российская "Патрия" с "тройчаткой" для эмиратцев.
          По факту это скорее лёгкий танк, способный перевозить десант.
          1. NIKNN Офлайн
            NIKNN (Николай) 5 ноября 2017 12:55
            +6
            Цитата: Лопатов
            По факту это скорее лёгкий танк, способный перевозить десант.

            Для танка не характерен десант (если только "легкая меркава") Да и защита не танковая, так что не танк. А вот как данный факт позволил лучьше десант защитить не совсем ясно.
            V-образный 10-цилиндровый двигатель размещен на танковый манер, над задней осью. Это позволило добиться лучшей балансировки и обзора для водителя и обеспечить дополнительную защиту десанту.
            Основное поражение далеко не в корму... request
            1. Лопатов Офлайн
              Лопатов (Лопатов) 5 ноября 2017 13:12
              +5
              Цитата: NIKNN
              Да и защита не танковая

              ?
              Танки разные бывают.
              Я вот совсем не уверен, что у БМП-3 защита хуже, чем у того же "Скорпиона"

              Цитата: NIKNN
              Основное поражение далеко не в корму...

              Тут дело несколько в ином, в комфорте. Скажем честно, чтобы долго находится в "десанте" БМП-1 и БМП-2, необходимо иметь очень крепкий вестибулярный аппарат. БМП-3 благодаря своей компоновке пехоту настолько не напрягает.
              1. NIKNN Офлайн
                NIKNN (Николай) 5 ноября 2017 13:21
                +2
                Цитата: Лопатов
                Танки разные бывают.

                Ну да, ПТ-76 позиционируется как танк (плавающий) Тут изначально БМП так и создавалась машина как БМП, Современные БМП на базе Т-14 по защите многим танкам фору дадут, но все таки БМП правда уже тяжелые... smile
                Цитата: Лопатов
                Тут дело несколько в ином, в комфорте.

                Не спорю, просто в статье акцентировали внимание именно на дополнительной защите десанта, по этому и встрял со своим коментом... smile
            2. Bad_gr Офлайн
              Bad_gr (Владимир) 5 ноября 2017 18:52
              +1
              Цитата: NIKNN
              V-образный 10-цилиндровый двигатель размещен на танковый манер, над задней осью. Это позволило добиться лучшей балансировки и обзора для водителя и обеспечить дополнительную защиту десанту.
              Основное поражение далеко не в корму... request

              Наверное, имеется ввиду, что перенос двигателя назад позволил усилить передний бронелист стальной бронёй. Если бы двигатель оставался спереди это было бы невозможно.
              1. NIKNN Офлайн
                NIKNN (Николай) 5 ноября 2017 19:10
                +3
                Цитата: Bad_gr
                Наверное, имеется ввиду, что перенос двигателя назад позволил усилить передний бронелист стальной бронёй.

                Вряд ли... Просто автор высказался не корректно..., это часто бывает у журналистов, когда нужно чего то сказать, а думать не когда... hi
          2. Серый брат Офлайн
            Серый брат (Сергей) 5 ноября 2017 14:52
            0
            Цитата: Лопатов
            По факту это скорее лёгкий танк, способный перевозить десант.

            У арабов это, по факту, САУ)))
  4. п-к Опарышев Офлайн
    п-к Опарышев (Алексей Голубов) 5 ноября 2017 14:28
    0
    На фотах оптика слабовата,сейчас большая и дальняя оптика,играет важную роль.Просто ездить и стрелять,сейчас этого мало.
  5. WhoWhy Офлайн
    WhoWhy (Андрей) 5 ноября 2017 14:52
    0
    Который раз уже встречаю в статьях загадочную фразу про детонацию топлива. laughing
    1. Dedall Офлайн
      Dedall (Alexy) 6 ноября 2017 18:26
      +2
      А это когда пары соляра, которые имеет низкую взрывную концентрацию загораются в ограниченном пространстве. Могу заверить Вас, что зрелище очень впечатляющее. У нас однажды загорелся БМП-2 с закрытыми люками, то только бывалый прапорщик спас солдата, который хотел тушить пожар огнетушителем. От машины тогда осталось одно днище. Задние двери-баки улетели тогда метров на 30, а башня - на 15. Шарики амбразурные даже в наш медпункт за 100 метров угодили. Короче, страшная сила.
      1. WhoWhy Офлайн
        WhoWhy (Андрей) 17 марта 2018 09:27
        0
        Ну, объёмный взрыв - это, конечно, страшная сила.... fellow Сам пару рас выезжал с ОМП на квартиру (пары ацетона) и на гараж (пары бензина), но, строго говоря, это всё же не "детонация топлива". smile
  6. Curious Офлайн
    Curious (Victor) 5 ноября 2017 15:01
    +4
    У БМП, как и у танка, нет задней оси. А "секретный наполнитель" - это всем известный открытоячеистый пенополиуретан.
    1. Серый брат Офлайн
      Серый брат (Сергей) 5 ноября 2017 18:42
      0
      Цитата: Curious
      пенополиуретан.

      Вряд ли, он в соляре растворяется.
      1. Curious Офлайн
        Curious (Victor) 5 ноября 2017 19:02
        0
        Откуда такие сведения?
        1. Серый брат Офлайн
          Серый брат (Сергей) 5 ноября 2017 20:13
          0
          Цитата: Curious
          Откуда такие сведения?

          Один раз тапки дешманские так убил - ходил по щиколотку в солярке, она всякие мягкие пластики на раз ест и асфальт тоже.
          1. Curious Офлайн
            Curious (Victor) 5 ноября 2017 22:26
            +1
            Да, и опыт, сын ошибок трудных. Аргумент веский, однако баки не заполняют подошвами. ППУ в значительной степени устойчив к встречающимся в практическом применении растворителям, размягчителям, топливам, минеральным маслам, разбавленным кислотам и щелочам, отработанным газам и к агрессивной рабочей атмосфере.
            Если интересно, посмотрите http://www.arms-expo.ru/news/archive/pozharovzryv
            obezopasnye-toplivnye-baki-i-vzryvobezopasnye-gaz
            ovye-ballony30-07-2012-14-39-00/
  7. Romario_Argo Офлайн
    Romario_Argo (Роман) 5 ноября 2017 22:22
    0
    а по мне лучше всё же БМП-3М "Драгун"
    хочешь тебе те же: 100-мм + 30-мм "Драгун"; 57-мм "Деривация" или 125-мм "Спрут"
    1. Bad_gr Офлайн
      Bad_gr (Владимир) 6 ноября 2017 00:11
      +1
      Цитата: Romario_Argo
      а по мне лучше всё же БМП-3М "Драгун"

      БМП-3 машина эволюционная, создавалась, опираясь на мнение военных. А "драгун" - это наследие Сердюковских менеджеров и возврат к компоновке БМП-1-2, ничем хорошим не светит. Разве что, продажи на внешний рынок.
      1. Blackgrifon Офлайн
        Blackgrifon (Александр) 7 ноября 2017 17:00
        0
        Цитата: Bad_gr
        драгун" - это наследие Сердюковских менеджеров

        Этот персонаж не имеет отношения к Драгуну. Он со товарищами наоборот зарезал не только процесс насыщения войск БМП-3 и все предложения по ее модернизации, но своей критикой нанес прямой урон продажам.
        Кстати, Драгун особенно интерес в варианте легкого танка и наличием КОЭП.
  8. nmaxxen Офлайн
    nmaxxen (Николай) 6 ноября 2017 20:39
    0
    Порочна сама идея БМП - возить на одной машине пехоту и мощное вооружение
    К примеру генералы были вынуждены признать, что чрезвычайно привлекательная в теории концепция «летающей БМП» оказалась несостоятельной. Как транспортно-десантное средство, Ми-24 существенно уступал вертолету Ми-8.
    При выполнении боевых задач явно не хватало тяговооруженности, и,при этом, таскали на себе около 1000 килограмм бесполезной нагрузки в виде десантного отсека, хотя десант возили крайне редко.
    И отказались от этой концепции.
    То же и с наземной бронетехникой.
    БМП всегда будет слабее БМПТ(в нормальном виде а не в убогом текущем),
    когда после спешивания пехоты начнёт выполнять функции огневой поддержки,
    и ущербнее БТР по транспортным функциям.
    Также , если тяжелая БМП полезет рядом с танками, её поражение
    приведёт к гибели ни только экипажа, но и не спешившегося десанта.
    Поэтому идеально выглядит дуэт БМПТ и тяжелого БТР.
    Одна машина специализируется на огневой поддержке, вторая на подвозе десанта .
    В обоих случаях можно использовать хорошо отработанную и надёжную базу Т-55/72/90.
    Надеюсь появление БМПТ в правильной версии
    ( 57мм со снарядами в том числе и с программируемым разрывом вместо 30мм пукалок)
    и накоплением опыта её взаимодействия сдвинет мышление
    к появлению идеального трио Т-БТР - БМПТ - Танк.
    1. Blackgrifon Офлайн
      Blackgrifon (Александр) 6 ноября 2017 21:53
      +2
      Вот только есть множество "НО". К примеру, т-55 уже давно сняли с вооружения и не факт, что к ним найдутся запчасти.

      Цитата: nmaxxen
      Порочна сама идея БМП - возить на одной машине пехоту и мощное вооружение

      Эта идея порочна в теплой квартире. Но, к счастью, на практике все далеко не так. БМП является средством огневой поддержки отделения, следовательно, она может оказать огневую поддержку прямо здесь и сейчас. Кроме того, ТБМП никогда не будет располагать равной стратегической мобильностью и всегда будет уступать в численности легким/средним БМП (БМП-2, БМП-3, Бредли, CV90).

      Цитата: nmaxxen
      Надеюсь появление БМПТ в правильной версии

      Сударь! Вы видимо совершенно не представляете, ЧТО делает 2А42 или 2А72 с живой силой, строениями и броней. Как средство поддержки пехоты - это нормальная пушка. Для борьбы с укрытиями и огневыми точками есть 100 мм. А 57-тровка в серии отсутствует, боеприпасы к ней не производятся. Фугасное воздействие в разы уступает сотке.

      Цитата: nmaxxen
      накоплением опыта её взаимодействия сдвинет мышление

      Опыта боевого применения БМП у СССР/РФ, США и др. операторов этого класса техники более 50 лет. И опыт говорит, что при грамотном применении любая БМП - это эффективное средство. При этом, каких-то кардинальных изменений никто не предлагает.
  9. First железнобокий (Александр) 7 ноября 2017 05:00
    +1

    Bad_gr, по-моему, нормальная БМ именно как БМПехоты, более удобна "царице полей". Ее так сказать старшая сестра создавалась для МП ВМФ и ВДВ (БМ до 18 т), отсюда и компановка базовой машины с идеальной развесовкой. У "крылатого" рода войск оригинал к сожелению вообще не наблюдается.
    1. Bad_gr Офлайн
      Bad_gr (Владимир) 7 ноября 2017 18:58
      +1
      Цитата: First железнобокий
      нормальная БМ именно как БМПехоты

      Думаю, на длительных маршах пехоту будет укачивать, в отличии от БМП-3, где десант сидит в центре.
      И как она поведёт себя при преодолении водных преград: держаться на воде нормально или начнёт зарываться носом в воду?
      1. First железнобокий (Александр) 8 ноября 2017 13:02
        0
        По-моему, это от лёгких БМП-1/-2 пошла легенда об укачивании (у более тяжелых БМ подвеска пожестче), хотя кроме маршей на учениях десант у нас всегда на броне предпочитал не по этой причине.
        БО с башней привычно смещены к корме, остается ждать результатов испытаний и заключения, думаю, клеймить зря "классику" и хоронить не стоит (в бою она пехоте удобнее). Лично, радуют бортовые экраны, чем мог похвастать лишь один из вариантов БМП-3М (понятно, что мореходность уже не будет 3 балла, как у Ф-модификации).
        1. Bad_gr Офлайн
          Bad_gr (Владимир) 8 ноября 2017 13:45
          0
          Цитата: First железнобокий
          Лично, радуют бортовые экраны, чем мог похвастать лишь один из вариантов БМП-3М (понятно, что мореходность уже не будет 3 балла, как у Ф-модификации).

          В Афганистане были БМП-2 с бортовыми экранами, но плавучесть с ними она теряла. А вот на Курганце, бортовые экраны с активной бронёй и с положительной плавучестью.
          О бортовой защите, что стоит на Драгу, информации не имею.
          1. First железнобокий (Александр) 8 ноября 2017 17:57
            0
            Цитата: Bad_gr
            А вот на Курганце, бортовые экраны с активной бронёй...

            Активной?...
            (можете не отвечать)
            Цитата: Bad_gr
            О бортовой защите, что стоит на Драгу, информации не имею.

            Без сомнений, аналогичная этой...
            1. Bad_gr Офлайн
              Bad_gr (Владимир) 8 ноября 2017 18:53
              0
              Цитата: First железнобокий
              Цитата: Bad_gr
              А вот на Курганце, бортовые экраны с активной бронёй...

              Активной?...

              ДЗ
              1. First железнобокий (Александр) 9 ноября 2017 04:48
                0
                Скорее, пассивная, т.е. полые поплавки (возможно, многослойные), у 25-тонного "Курганца" и для повышения остойчивости на воде тоже.

                С ЭДЗ, например (БМ с тонкой основной броней)...

                "Кактус"
                1. First железнобокий (Александр) 9 ноября 2017 08:24
                  0
                  С комплектом ДЗ "Кактус" соответственно плавучесть БМ утрачивает.
                  1. First железнобокий (Александр) 9 ноября 2017 19:34
                    0
                    На фото - после преодоления искусственного брода.
  10. iGran Офлайн
    iGran (Андрей) 9 ноября 2017 13:15
    0
    Цитата: First железнобокий
    С комплектом ДЗ "Кактус" соответственно плавучесть БМ утрачивает.

    Выше фото как-бы опровергает)) впрочем возможно скептики скажут что это просто "мокрый бассейн" и скорее всего будут правы - поэтому ниже ссылка на фото,где явственно видно что машина с комплексом НКДЗ плавает http://www.niistali.ru/products/military/nkdz/add
    on_era_bmp3_btr90/.Где -то еще был проспект рекламный,поищу -выложу)
Картина дня