Кубат Рахимов: Железная дорога в Китай - цивилизационный выбор Киргизии против России и Казахстана

36

Схема: Основные стандарты железнодорожной колеи. Источник: Википедия.



Карта: Распространение стандартов железнодорожной колеи по странам мира. Источник: Центральное разведывательное управление США. CIA Factbook - 2006. Зелёным цветом выделен российский стандарт 1520 мм, который используют в России, странах СНГ, Монголии, Финляндии, частично в Афганистане и Словакии.


Интервью международного эксперта по транспортным вопросам Кубата Рахимова ИА REGNUM:

ИА REGNUM: Киргизское правительство заявило о твердом намерении построить железную дорогу Китай-Киргизия-Узбекистан. Как вы оцениваете этот проект? Каковы плюсы и минусы?

Для начала давайте уточню - зачастую сами китайцы называют эту дорогу просто "китайско-узбекской железной дорогой". То есть это уже показатель. Они "забывают" упомянуть, что 268 километров этой железной дороги проходят по территории Киргизии. В чем опасность? Есть геополитический аспект и геоэкономический аспект. То есть то, о чем я говорю на всех мероприятиях, связанных с транспортом, строительство железной дороги - это осознанный цивилизационный выбор Киргизии. То есть, по-сути, есть три сценария. Первый, это сохранение вектора ориентации на Россию и на постсоветское пространство - не просто сохранение, но реальные шаги по интеграции. То есть, сначала в Таможенный союз, затем - в"Единое экономическое пространство и будущий Евразийский союз. В этом случае просто нужно быть честными, и сказать: "Да, мы ориентированы по этой оси". В ориентации на Китай есть краткосрочный положительный эффект, в первую очередь экономический - строительство дороги, Китай богатая страна, реальный инвестор, торговый партнер и так далее. Но, в долгосрочном плане, китайское "вхождение" превратится в экспансию. Я могу привести внутрикитайский пример - это строительство Цинхай-Тибетской железной дороги. С инженерно-технической точки зрения это интересный проект - потому, что некоторые железнодорожные станции расположены на высоте около 5 тысяч метров над уровнем моря, пассажирам даже выдают кислородные маски, там есть уникальные мосты и тоннели и так далее. Однако не стоит упускать из виду социально-экономические последствия вхождения большого Китая в автономный Тибет. Китайцы, которые приезжают туда из внутреннего Китая, обратно не возвращаются, причем их количество исчисляется сотнями тысяч человек, то есть происходит массовый наплыв низкоквалифицированной рабочей силы.

Из-за строительства дороги и освоения месторождений, которые входят в число крупнейших по добыче меди и никеля, коренные тибетцы были вынуждены уйти со своих обжитых территорий, получив лишь мизерную компенсацию. Происходит разрушение экологического баланса. В целом, тибетцам эта дорога ничего не дала. Только увеличился поток туристов, но, вместе с тем, также возрос поток людей, которые не признают местные жизненные ценности.

Касательно Киргизии - в республике, по официальным данным, зарегистрировано 90 тысяч официальных китайских мигрантов. Но, как показывает опыт всех "чайна-таунов", неофициальные цифры обычно превышают этот показатель в 2,5 - 4 раза, в зависимости от уровня коррумпированности правоохранительных органов. Поэтому, я думаю, что в Киргизии реальное количество китайских мигрантов уже около четверти миллиона. Теперь рассмотрим население Киргизии - его численность будет 5,5 миллионов человек, из которых 500.000 стабильно на заработках - в России, в Казахстане, еще где-то. А вместо этих людей, отсутствующих в стране, мы уже получили четверть миллиона китайцев. Если же будет эта железная дорога, то численность китайцев в Киргизии точно вырастет до полумиллиона - несмотря на усиление милиции, таможни, миграционной и пограничной служб. Что такое 500.000 китайцев - это уже 10% населения республики. Это уже "критическая масса".

ИА REGNUM: Что вы можете сказать о китайских мигрантах? Насколько они идейны?

Китайцы, приезжающие в Среднюю Азию, очень пассионарны. Как ни странно, все эти торговцы, поденные рабочие, фермеры - они очень идейные. Они все являются патриотами "большого Китая", носителями имперской идеологии. Конечно, они об этом на каждом углу не кричат, и значок с изображением Мао носят, наверное, только по праздничным дням. Но, попробуйте пообщаться с ними, и вы поймете, что они даже за рубежом работают на благо большой идеи Чжунго (Срединного государства, Поднебесной империи как центра Вселенной). Таким образом, можно прийти к тому, что каждый десятый житель Киргизии окажется китайцем-хуацяо.

Второй риск - китайцы используют самые "варварские" технологии добычи полезных ископаемых. Разработка месторождений в Тибете и СУАР показали, что экономическая целесообразность превалирует над иными соображениями. И, если есть возможность использовать низкоквалифицированный труд массы работников вместо эксплуатации дорогостоящих современных аппаратов, то китайцы предпочтут использовать людей. На первом этапе будет позитивный эффект от такого сотрудничества, но затем, я сомневаюсь, что жители Киргизии будут рады видеть изуродованный пейзаж - незакрытые хвостохранилища, разрушенные тяжелыми грузовиками дороги. Китайцы не церемонятся - в том же Тибете они уничтожили порядка 15 процентов всех пастбищ. Кстати, немаловажный момент - пока мы будем строить вышеупомянутую железную дорогу, китайцы успеют раздолбать те автомобильные дороги, которые сами же сейчас в Киргизии в кредит строят. Ведь они не соблюдают весовые нормативы. В итоге это ляжет тяжким бременем на Киргизию - это же кредиты, хоть и долгосрочные. При таком отношении китайцев к чужой экологии, в Киргизии после этого расти вообще ничего не будет.

Третий риск. Есть со стороны инициаторов строительства китайско-киргизско-узбекской железной дороги, я сказал бы, наив или злой умысел - что китайцы создадут очень много рабочих мест для местного населения. Я, как эксперт по транспорту, как исследователь в этой области, могу сказать несколько простых вещей. Первое, в Тибете железную дорогу строили этнические ханьцы. То есть, тибетцы там не работали, хотя, формально китайцы должны были их брать на работу. Одной из причин послужил языковой барьер. Представьте себе взаимодействие китайского прораба и киргизского рабочего - это нужно нанимать еще и переводчика? В бюджете проекта явно это не заложено! Также немалую роль играет низкая квалификация - по мнению китайцев, местное население имеет недостаточный уровень знаний, навыков и слишком лениво.

Дальше, посмотрите, кто строит дорогу Торугарт-Бишкек? Китайцы. Китайская рабочая сила, китайские строители и китайская же техника. Ну, может быть, они покупают топливо и какие-то продукты питания у местных поставщиков. И всё... По сути, они приехали, заработали денег и уехали. То есть, эффект на уровне местной, локальной экономики - мизерный. То же самое будет и при строительстве железной дороги Китай - Узбекистан. Формально будет объявлено о создании 10 тысяч рабочих мест, а фактически дорогу будут строить 2-3 тысячи китайцев.

ИА REGNUM: Это будут сотрудники одной из китайских корпораций?

Нет. В Китае большинство железных дорог строят солдаты знаменитых железнодорожных войск НОАК. В этом случае военнослужащие китайской армии, пусть даже они из железнодорожных войск, будут около 6-7 лет находиться на территории Киргизии. Пусть они будут в гражданской одежде и с паспортами, но мы-то знаем, что в Китае железные дороги строят военные.

ИА REGNUM: И что это меняет? Захватить Киргизию Китай при желании может и начав наступление со своей территории...

Мы не говорим о захвате. Мы ведем речь о "просачивании" военнослужащих Китайской народно-освободительной армии на территорию Киргизии. Пусть и с благими целями, но это - "просачивание". В рамках строительства железной дороги оно не будет оговариваться как взаимодействие по двусторонним военно-политическим соглашениям. То есть, если бы говорилось о том, что власти КНР и Киргизии подписывают соглашение о военно-стратегическом партнерстве, в рамках которого китайская сторона делегирует 2 тысячи безоружных военнослужащих железнодорожных войск, то это одно. А то, что такая бумага не будет подписана - это уже другое. Я сомневаюсь, что они вообще будут подымать эту тему.

Киргизия - это porto franco для геополитических игр. Хотим мы того или нет, но есть американский "Центр транзитных перевозок", есть российские военные объекты - нам еще, как говорится, не хватало только китайцев. То есть китайских военных, строящих железную дорогу. Пусть нам тысячекратно будут доказывать, что это гражданские лица, но, еще раз повторю, в Китае железные дороги строят военные - потому, что китайцы понимают, что железная дорога подразумевает наличие стратегии. Причем, военной стратегии.

ИА REGNUM: Не могли бы вы объяснить момент с шириной колеи? Так, чтобы это было предельно понятно с точки зрения стратегической ценности.

Колея, она имеет как правило две составляющих: экономическую и военно-стратегическую или военно-тактическую в наше время. С точки зрения экономики идеально, чтобы во всем мире был один стандарт или чтобы на континенте были одной ширины дороги, чтобы не надо было ничего переставлять, не надо было ничего делать. В Индии и в Пакистане самые широкие железные дороги, которые строили англичане, они шире чем российские. В Испании колея, отличающаяся от французской, франко-германская, условно говоря,"стефенсоновская" колея 1435 мм, это некий стандарт. Российская колея шире, 1524 мм, так тоже сложилось и во многом из за военно-стратегического фактора.

Поэтому Советский Союз например, построил широкую колею в братских странах социалистического лагеря, например в Словакии и ГДР. В ГДР это была паромная переправа, сейчас называется Засниц. В балтийских портах советская военная техника, включая вагоны с живой силой, сразу закатывались на этот паром, он прибывал к Мукрану (крупный железнодорожно-портовый комплекс на острове Рюген - ИА REGNUM), там же по широкой колее это все разгружалось, то есть достаточно быстро и достаточно эффективно. То же самое было в Словакии и т.д. Хотим мы того или не хотим, некая геополитическая карта мира, она была нарисована до нас. Поэтому разрыв колеи важен с точки зрения препятствия переброске больших группировок живой силы и техники - это знает любой курсант. Год назад, выступая в Китае, я набрался наглости и китайцам прочитал маленькое назидание в честь того, что они, конечно, молодцы, что за 20 лет сделали. Но я им сказал, что 20 лет это маленький срок, с точки зрения исторической перспективы. И то что они смогли построить 2 железнодорожных точки входа в Казахстан, я имею в виду реанимацию "Достык - Алашанькоу", и строительство перехода "Хоргос - Коргас", до станции Жетиген и дальше до Алма-Аты, достойно, спору нет. Строительство автомобильных дорог в Центральной Азии, Западный Китай - Западная Европа, в частности, и так далее. Но китайцы не смогли построить узкоколейную трансказахстанскую магистраль. Хотя они потратили достаточно много денег на перетягивание казахских элит.

Идея у них была простая - узкую колею, которая заканчивается в Алашанькоу, двинуть дальше до иранской границы. В Иране тоже узкая колея. И велеречивый Пекин сказал: "Ребята, зачем вам перегрузка? Мы же с вами дружим, мы же сами потребляем ваши нефть, газ, металл. Мы хотим выйти к Персидскому заливу, чтобы миролюбивые иранские товарищи переправляли нам миролюбивую иранскую нефть. И всем будет счастье". Казахи говорят: "Все хорошо, все замечательно". Но, когда распадался Советский союз, были оговорены некие параметры распада государств. И одним из таких параметров, (об этом часто киргизские политики забывают) был вопрос ширины колеи. О том, что если вы хотите поменять колею, вы должны согласовывать на уровне межгосударственных объединений, СНГ, ЕврАзЭс и т.д. Мы не в детском доме родились. Киргизия это полноправный член СНГ, полноправный член ЕврАзЭС, такой же наследник СССР со всеми правами и обязанностями. Когда Совет Безопасности Российской Федерации порекомендовал своим казахстанским коллегам немножечко более основательно подойти к этому вопросу, они вняли этому дружескому совету и, в рамках своей стратегии развития, а именно создания Таможенного союза и единого экономического пространства с Россией и Белоруссией, сказали: "нам такая дорога не нужна. И нам лучше чтобы и Хоргос строящийся и существующий Достык были станциями перегруза, там где меняются колесные пары".

Так отказавшись от 4 миллиардного проекта, казахстанские элиты сделали свой выбор. В пользу России и в пользу Европы.

Такой цивилизационный выбор киргизские элиты почему-то не сделали. Они хотят усидеть на двух стульях, но так не бывает. Последние 20 лет показывают, что киргизская модель многовекторности страдает самым главным пороком - для того чтобы быть многовекторным, нужно быть интересным потенциальным партнерам. Простейший пример из жизни - если девушка считает, что она имеет право дружить с несколькими парнями, у нее что-то должно быть вверху, что-то должно быть внизу и что-то должно быть в голове. И ноги стройные.

Я очень сомневаюсь, что инфраструктурные, промышленные и иные проекты в Киргизии соответствуют критериям "90-60-90". Это просто элемент случайности, что в 2001 году американская база "осела" в Киргизии. С тех пор как это произошло, страну стало "лихорадить". До 2001 года Киргизия была тихим, спокойным уголком, "тихой гаванью". Какие-то эксперименты проводили, "островок демократии", островок еще чего-то. Элиты были достаточно спокойными. После 2001 года нарушился баланс. Нарушение этого баланса ведет к тому, что люди не совсем адекватно понимают свою цивилизационную ориентацию.

Есть третий путь. Ни Евразийский союз - российско-казахстанско-белорусский, ни Китай, а некий третий путь, условно говоря поиск "самости". Некая "страна Манаса" в белых колпаках, пастбища, юрты, никакой цивилизации и т.д. Можно, нет проблем, во многих странах это уже проходили, у каждого своя версия автаркичного развития. Результат известен. Так или иначе нужно будет делать цивилизационный выбор.

Следующие риски. Как только будет построен первый этап, по маршруту Торугарт-Ош-Андижан, думаю, китайская сторона быстро забудет свои обещания построить ветку, которая соединяет с Балыкчи. В лучшем случае они доведут железную дорогу до нужных им месторождений, и остановятся. Почему? Да потому что им не интересно. Потом со временем может они и построят, чтобы человеческую массу "вбросить" в плодородные долины Чуйской области, Иссык-Кульской долины. Все будет зависеть от поручений партии и правительства в Пекине. Скажут, что надо 250 тысяч выдавить народу, так и будет. Этих людей быстро "перекинут" на север Киргизии и быстро построят дорогу для обеспечения такого оседания. Не сразу, а поэтапно. Китаю незачем спешить. Но соединение Севера и Юга Киргизии не в интересах Пекина, им нужен слабый и конфликтующий вассал.

Хочу подчеркнуть, что китайский проект носит чисто утилитарный характер. Для Китая важен транзит в каспийский регион. КНР не хочет зависеть от Казахстана, потому что Казахстан уже выбор свой сделал. Им нужно пустить эту магистраль южнее, пусть даже через конфликтующие между собой Таджикистан и Узбекистан. Китайцы - мастера дипломатии и, думаю, что при отстройке этой схемы условно назовем "Каспийские ресурсы, идущие в Китай и китайские товары, идущие в густонаселенные районы Передней Азии", они найдут общий язык и с киргизским транзитом, и узбекским, и с таджикским, и туркменским. Это уже дело техники. Поэтому они настаивают чтобы войти в Киргизию с узкой колеей, чтобы дальше, со временем, ее продлить по территориям других государств. Это как "раковые метастазы" пойдут. А разработка месторождений в Киргизии как опция. Помимо большой геополитической задачи.

ИА REGNUM: Скажите пожалуйста, а вопрос цены? Я обратил внимание что цена постоянно росла. Не кажется ли вам, что смета завышена?

Мне было очень забавно читать в один день господина Оторбаева, когда он говорил что постройка дороги 3,5 миллиарда долларов стоит, а на следующий день господин Бабанов говорит что 4,5 миллиарда. Это говорит о том, что у них нет точных расчетов.

Самое главное теперь - опять же возвращаясь к цивилизационному выбору страны. Представьте ситуацию: вы набрали долгов, очень много, то есть инфраструктурный проект (мы сейчас вернемся к стоимости, они просто взаимосвязаны), превышает бюджет страны. То есть если брать цифры Бабанова - 4,5 миллиарда долларов и бюджет Киргизии где-то сейчас 3-3,5 миллиарда долларов. Смысл в том, что грубо говоря, инфраструктурный проект весьма существенно превышает годовой и, заметьте, дефицитный бюджет страны. Это все делается в долг, своих денег нет. К тому же сумма внешнего долга также сопоставима с вышеуказанными суммами. Будь то "ресурсы в обмен на инвестиции", или кредиты, в любом случае это долговая нагрузка под непонятный проект. И после этого Киргизия собирается вступать в Таможенный союз, Единое Экономическое Пространство, Евразийский Союз.

Со временем в этом едином экономическом пространстве встанет вопрос о введении единой валюты. И мы из Киргизии получим Грецию-2? При таких проектах наши дети получат "греческий синдром" головной боли, а все долги лягут бременем на население и старших партнеров по экономическому союзу. Я думаю что ни России, ни Казахстану не хочется получить такого партнера с железной дорогой, которая носит характер "удара поддых" в рамках соглашения по ОДКБ. Эта дорога, по сути, будет отсекать интересы России и Казахстана от Ферганской долины, и, в перспективе, "вешать" на них громадные долги. И все из-за того, что кое-кто из киргизских политиков захотел стать первым киргизским миллиардером.

Рахимов Кубатбек Калыевич - эксперт по инфраструктурному развитию Центральной Евразии. Родился 8 сентября 1970 года в г.Фрунзе Киргизской СССР в семье энергетиков и научных работников. В 1992 году закончил Белорусский государственный университет по специальности политэкономия. В 2007 году получил степень Executive MBA в польской Академии предпринимательства им. Л.Козьминского. В настоящий момент соискатель степени Ph.D. по теме диссертации "Формирование Центрально-Азиатского железнодорожного кольца путем строительства транскиргизской железной дороги "Чуй-Фергана"". В 2000-2001 годах возглавлял представительство железных дорог Казахстана в Белоруссии, Украине и странах Балтии, был первым заместителем представительства железных дорог Казахстана в Российской Федерации. В 2002 году был назначен советником министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан по вопросам развития транзитного потенциала. В 2003-2004 годах возглавлял Центр комплексных транспортных решений "ТрансЕвразия", г. Москва. 2005-2007 годах - руководитель представительства Минского автомобильного завода в Центральном Казахстане. В 2009-2011 годах возглавлял международную исследовательскую группу по изучению транспортных коридоров Центральной Евразии. В настоящий момент член совета директоров АО "Казагромаркетинг", г. Астана, Казахстан, директор консалтинговой компании "Smart Business Solutions Central Asia", г. Бишкек, Киргизия, глава представительства в СНГ международной компании "Central EurAsia trade & logistic L.P.".
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    29 марта 2012 12:09
    ИА REGNUM: И что это меняет? Захватить Киргизию Китай при желании может и начав наступление со своей территории...

    http://topwar.ru/12901-kubat-rahimov-zheleznaya-doroga-v-kitay-civilizacionnyy-v

    ybor-kirgizii-protiv-rossii-i-kazahstana.html
    Малахольный, думают китайцы воевать придут. Купят всех с потрохами, оптом и станут киргизы китайцами, и никто этого не заметит.
  2. +14
    29 марта 2012 12:17
    грамотно все расписал, зачет. good
  3. +8
    29 марта 2012 12:20
    Опять все упирается в "гниловатую" политику Киргизии.
    Чего ждем, непонятно?
  4. Sarus
    +7
    29 марта 2012 12:22
    Нда....
    Либо слать Киргизию далеко далеко в степь
    Или брать под крыло давая денег всем политикам и кормить их пока он у власти а потом кормить других и так всегда..
    Или просто сделать из Киргизии чисто российский субъект...
    Правда как это сделать незнаю
    1. +4
      29 марта 2012 12:25
      Я знаю.
      Но меня слушать не захотят.
      Наверху.
      1. +6
        29 марта 2012 12:55
        Игарр,
        Игорь привет!Нам раскажи! laughing
        Может и там услышат!
        1. +5
          29 марта 2012 13:18
          Привет!
          Не услышат, Сергей.
          Вдобавок, в той "песочнице" - свои ..все ниши заняли.
          Что им кого-то, со стороны слушать. Так не бывает.
          1. +5
            29 марта 2012 13:36
            Я думаю в той компании чистки только начинаються,будем посмотреть после майских праздников кто придёт им на смену.И для Киргизии наверняка приготовлен очередной сюрпрайз! drinks
            1. +5
              29 марта 2012 15:19
              Спрашивал...
              не один я такой ..умный. Масса товарищей..
              вот например.. чуть ниже по ленте.


              rolik (3) Сегодня, 13:25
              Выход простой и очевидный, организовать в Киргизии своего президента. Примеров навалом. И пока он у власти, залезть туда так, чтобы потом у них даже мысли не возникало сделать предложение о нашем уходе.
    2. +3
      29 марта 2012 12:45
      Киргизию надо убедить в конечном проигрыше задуманного мероприятия, не получится используя политические и дипломатические методы, значит жёсткие экономические.
    3. +14
      29 марта 2012 14:51
      Скорее в горы.Более 90% территории Киргизии-это горы.Там схожая с Украиной ситуация:южане байгуют с северянами за власть, и каждый новый президент начинает вести свою политику-убрать старых чинуш с кормушек,поставить своих.Поэтому кидают инвесторов из-за границы.Наши уже понаобжигались.Никакой приемственности у новых и старых властей нет.Киргизы уже сами от всего этого устали.А страна очень красивая.На высокогорное озеро Иссык-Куль весь регион ездит.Представьте высота 3000м над уровнем моря,а вода теплая(длина 200км,ширина 90км).И вокруг горы с ледниками на верху- Швейцария отдыхает.На пару недель съездишь и целый год никаких простуд.На одном туризме такие бабки поднять могут, но пока не судьба.
      1. +8
        29 марта 2012 15:16
        Вот, Даурен, спасибо за пост.
        Хоть вполне разумные мысли.
        Надо же, вроде и тамошний я,а на Иссык-Куле не был. Но надеюсь побывать.
        1. +10
          29 марта 2012 15:47
          Игарр.Не за что.Обязательно побывай.Уверен ,не пожалеешь.Кстати, там много россиян отдыхает,особенно с Урала.Еда и фрукты дешевые.Вода чистейшая,причем солененькая.С уважением.
          1. +7
            29 марта 2012 16:24
            Касым,
            Подтверждаю!У меня сосед,на пенсию вышел и туда жить уехал.Сам русский ,но от тех мест родом.Квартиру дочери оставил,сам с женой и северной пенсией там в ус не дует.Приезжал летом в гости ,не жалел что уехал.
  5. +4
    29 марта 2012 12:36
    Опять Киргизия чудит. Нужно организовать в Киргизии очередную революцию. Вот только президента нужно подобрать для них адекватного и не жадного. А то нынешний какой -то непонятный. Мечется , мечется --- и нашим. и вашим, и под чужую дудку спляшем. И денег ему больше дай, и прежние долги спиши.
  6. Tugarin-zmey
    +8
    29 марта 2012 12:39
    Киргизию, как обычно, отимеют. Вопрос только в том, кто будет первым - Казахстан или Россия.
    1. Daka
      +7
      29 марта 2012 12:59
      Пусть лучше это сделают они, чем этим займется КНР.
      Первые две страны покрайней мере дружественны и в чем-то даже братские, чего не скажешь о китайцах.
  7. патриот2
    +6
    29 марта 2012 12:46
    Да уж, выходит, что Киргизия уже может потерять свою государственность из-за Китая или России. А стать России союзником - слабо киргизам.
    1. +8
      29 марта 2012 12:53
      Нет, такой союзник России не к чему, больно не надёжен, за бабло сольёт по полной кому угодно..
  8. rolik
    +5
    29 марта 2012 13:25
    Выход простой и очевидный, организовать в Киргизии своего президента. Примеров навалом. И пока он у власти, залезть туда так, чтобы потом у них даже мысли не возникало сделать предложение о нашем уходе.
    1. +2
      29 марта 2012 22:23
      Цитата: rolik
      Выход простой и очевидный, организовать в Киргизии своего президента. Примеров навалом. И пока он у власти, залезть туда так, чтобы потом у них даже мысли не возникало сделать предложение о нашем уходе

      Простой люд только спасибо скажет.
  9. +7
    29 марта 2012 14:16
    Очень хорошая статья! Очень хорошо показывает "технологию" китайской экспансии! Очень полезно ознакомиться всем КИТАЕФИЛАМ, наивно считающим, что никакой опастности от катайской "тихой" миграции НЕТ, что прибывающие китайцы - безобидные, добрые работяги, готовые интегрироваться в принявшее их общество и бескорыстно трудиться на его благо!
    <<все эти торговцы, поденные рабочие, фермеры - они очень идейные. Они все являются патриотами "большого Китая", носителями имперской идеологии. Конечно, они об этом на каждом углу не кричат, ..Но, попробуйте пообщаться с ними, и вы поймете, что они даже за рубежом работают на благо большой идеи Чжунго (Срединного государства, Поднебесной империи как центра Вселенной).>> Так что, чтобы не получить в Киргизии второй Тибет, надо без политесов четко дать понять киргизскому руководству , что с подобными ПРОЕКТАМИ Киргизия не может расчитывать на вступление в Таможенный союз, ЕврАЗС...и т.д.!!!
  10. +7
    29 марта 2012 15:19
    Статье плюс. Остальное эмоции (сам родился в Алма-Ате) - блин, все так (только кто это все?) орали за самостийность, а в итоге? - куда ни кинь везде клин
  11. +7
    29 марта 2012 15:23
    Вот и у нас в Беларуси - что ни проект, то все с китайцами. Грустно.
    1. Marat
      +5
      29 марта 2012 22:31
      Вот как раз белорусам с китайцами торговать не вредно (ни для них ни для Союза) - общей границы нет и нет опасности ползучей экспансии - а есть польза экономической выгоды и преодоления изоляции (чтобы не висеть только на России и Казахстане в условиях возможных санкции запада)

      А вот нам в Казахстане и нашим южным соседям среднеазиатам близкие отношения с Китаем смертельно опасны - примеров множество - на любую стройку они даже чернорабочих своих везут. Тысячи лет это была угроза и тысячи лет ей и останется - глупо со стороны киргизии покупаться на "дешевый развод"

      Тут надо не о деньгах думать - а о безопасности детей и внуков
  12. savelij
    0
    29 марта 2012 15:26
    Киргизия как прсти ..тутка! Кто больше денег дал, перед тем она шире ноги раздвигает ! Такая политика присуще всем карликoвым странам из бывшего СССР...
    1. +1
      29 марта 2012 15:32
      Ну просто молодцы ! Уже говорил ,что до намаза одно ,после намаза другое .
      Ну просто читаются как букварь . Проститутки экстра -класса .
      Нужно наклонять и иметь ..факт
  13. 0
    29 марта 2012 16:07
    Не способны они быть самостоятельными странами,история это давно показала,-только республиками в составе большой страны.
  14. +1
    29 марта 2012 16:32
    Северную Киргизию надо к России присоединять. Если провести сейчас там референдум ,то большинство населения выскажется за присоединение к России., Для этого нужно вместо нынешнего презика поставить своего, который бы провёл такой референдум. Вот и всё. Больше никаких проблем не будет. Хочу также напомнить, что до независимости русское население в тех краях превышало киргизкое.. Кстати знаменитая Панфиловская гвардейская дивизия состояла из уроженцев северной Киргизии.
    1. nnnnnnnnn
      +4
      29 марта 2012 17:06
      Цитата: darkman70
      Северную Киргизию надо к России присоединять

      Нет не согласен зачем? смысла нет, да и Президент у них ничего не решает, страна парламентская.
      Цитата: darkman70
      знаменитая Панфиловская гвардейская дивизия состояла из уроженцев северной Киргизии.
      не умаляю достоинств киргизов, но вот что говорит википедия 8-я гвардейская Панфиловская дивизия (Панфиловская дивизия, Панфиловцы) — воинское соединение СССР, в настоящее время входит в состав Армии Киргизской Республики. Было сформированно изначально как 316-я стрелковая дивизия из русских, украинцев, казахов, киргизов, татар и других народов, проживавших в Семиречье. Дивизия (командир — генерал-майор И. В. Панфилов) была сформирована в июле — августе 1941 в Алма-Ате в составе 1073-го, 1075-го и 1077-го стрелкового и 857-го артиллерийского полков. И.В.Панфилов занимал пост военного комиссара Киргизской ССР. Основной костяк дивизии составили жители города Алма-Аты и Семиреченские казаки станиц Любавинской и Верненской - 1075 стрелковый полк, казаки станиц Надежденской и Софийской - 1073 стрелковый полк, а также жители города Фрунзе - киргизский 1077 стрелковый полк. Участвовала в 1941 году в обороне Москвы, 18 ноября 1941 года за мужество и героизм получила статус гвардейской, 23 ноября 1941 года получила имя своего командира погибшего в бою 19 ноября.И самое обидное дивизия расформирована в 2003 году.
  15. tm70-71
    +5
    29 марта 2012 17:04
    Всё в этом мире повторяется,самое смешное всё что у нас заваривают придётся вам россияне расхлёбывать,тихая экспансия идёт-это факт. В19 веке Киргизия была присоедена к Российской империи по просьбе месных баев,наступит время опять поедут челом бить.А что касается дороги у нас тоже полемика идёт,народ этого ни хочет,посмотрим сколько китайцы бабла посулят нашим новым баям.Будем ждать 3 революцию,она не за горами,если начнётся(ни дай Бог),крови будет много.

    Да,вставлю своих пять копеек.Иссык-куль-самое прекрасное что я видел и не по тому что я там родился и вырос,просто был во многих местах-видел,это дача Господа Бога,всех приглашаю ,приезжайте сами увидит!!!
  16. +3
    29 марта 2012 17:13
    пока с киргизией цацкаются она будет руки выламывать и цену набивать, это нормально, если долго говоришь значит слаб, нужно формировать там свою партию и спонсировать захват власти и проекты только под эгидой этой партии взамен вся политика в евразэс, мутить все надо через казахов казахи им ближе чем русские, поэтому россия должна быть как бы в тени казахстана
  17. +3
    29 марта 2012 17:15
    nnnnnnnnn
    Нет не согласен зачем?

    Затем, что проблемы нужно решать раз и навсегда.
    По Панфиловской дивизии ничего против не имею, просто немного некорректно выразился. Надо было написать "в том числе и из уроженцев Киргизии"
    1. nnnnnnnnn
      +5
      29 марта 2012 17:41
      darkman70,
      Просто президент Киргизии ничего не решает, а если присоединить Север, то что делать с Югом, а это Ферганская долина получим Судан в квадрате и все остальные радости современности.
      1. Marat
        +2
        29 марта 2012 22:39
        К сожалению действительно Юг Киргизии это какая то неразрешимая проблема! Даже если и отловить всех бандитов и пересажать "деятелей" - при самом про- СОюзном руководстве - все равно остается проблема Юга
        и пограничья с Узбекистаном

        И никаких денег не хватит поднять уровень жизни до среднесоюзного - и тлеющии конфликт еще -

        Одна надежда что после 2015 объединенный Союз что нибудь придумает - если будут средства и высокие цены на нефть конечно
  18. Oleg0705
    +2
    29 марта 2012 17:39
    Дорога в неизвестность
    Кыргызко-китайская реанимация
    Невыгодно и опасно
  19. Nechai
    +4
    29 марта 2012 20:50
    Цитата: Goldmitro
    Они все являются патриотами "большого Китая", носителями имперской идеологии

    Добавлю - и жёстко структурированными. По сути, тихой сапой, создаётся пусть, маленькое, разбросанное по городам и весям, часто в зачаточном состоянии, но паралельное существующему государство китайцев.
  20. OdinPlys
    +1
    30 марта 2012 01:28
    Кубат Рахимов: Железная дорога в Китай - цивилизационный выбор Киргизии против России и Казахстана.........

    Название новой книги...дорога в никуда...
  21. Miha_Skif
    +2
    30 марта 2012 08:12
    Трансконтинентальные дороги нужны... Другое дело, что пускать китайцев в Киргизию - это для нее отложенное самоубийство. Есть проработанные варианты с другими инвесторами. Но все в этой возне с дорогами как-то мутно и непонятно. Видно только, что идет борьба кланов и чьих-то внешних интересов.

    Другой вариант строительства жд: http://polpred.com/?ns=1&ns_id=509494

    Киргизско-германская компания "Темир Роял" готова построить железную дорогу, которая будет связывать юг и север республики с выходом на Китай. Об этом заявил сопредседатель компании Нурлан Курманбеков на заседании парламентской фракции "Ар-Намыс" сегодня, 5 марта.
    "Компания "Темир Роял" готова строить железную дорогу "Балыкчи - Кочкор - Кара-Кече", "Андижан - Кара-Суу - Арпа - Торугарт - Кашгар", "Кара-Кече - Каракол - Арпа". Эти ветки будут объединять Китай, Киргизию и Узбекистан. Стоимость проекта 2 млрд евро. У нас уже есть инвесторы, и средств из бюджета нам не надо. Мы просим только предоставить в аренду эту землю сроком на 49 лет и некоторые налоговые преференции", - цитирует Курманбекова КирТАГ.
    Сопредседатель киргизско-немецкой компании также заявил, что проект соглашения был готов еще в 2005 году, но из-за мартовской революции его реализация приостановилась. По расчетам предпринимателей, вложенные средства окупятся через 15-20 лет. Киргизия будет получать прибыль за транзит грузов, сообщило ИА "24.kg".