Со дна Волги поднят бронекатер времен Великой Отечественной войны

24
Со дна Волги специалистами поднят бронекатер, затонувший в дни Сталинградской битвы, передает ТАСС сообщение гендиректора компании «Монолитсрой-Холдинг» Дмитрия Кабелькова.

Со дна Волги поднят бронекатер времен Великой Отечественной войны


Уникальность операции в том, что полностью занесенный песком бронекатер откопали и вымыли от песка под водой. Выяснили, что он разбит на три части. Благодаря расчету смогли поднять его целиком. Вес корабля 30 тонн, но из-за массы песка общий вес составил порядка 150 тонн,
рассказал Кабельков.

Поднятое судно считалось пропавшим с октября 1942 года, два года назад его случайно обнаружил дайвер-любитель. Исследователи истории речного флота предположили, что это бронекатер БК-31, который затонул близ острова Голодный в дни Сталинградской битвы. По словам Кабелькова, бронекатер называли «танком на воде». Боевое судно было оборудовано 76-мм пушкой от танка Т-34 и двумя пулеметами калибра 7,62 мм.

Бронекатер вел бои и затонул в октябре 1942 года. Его конструкция разбита на три части, кругом ржавчина и многочисленные пробоины. Видно, что он попал под вражеский пулеметный и минометный обстрел. Сейчас его отправили на реставрацию на Волгоградский судоремонтный завод. После реставрации корабль передадут в музей "Сталинградская битва",
добавил гендиректор.

Катер принадлежит к распространенному в годы Великой Отечественной войны проекту С-40 – артиллерийский бронированный пограничный катер со стальным корпусом. Они создавались до войны для патрулирования крупных приграничных рек и строились в Ленинграде. Ход обеспечивал бензиновый двигатель мощностью 1200 л.с. Бронекатер развивал скорость до 15 узлов.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    7 ноября 2017 16:01
    Список героев восстановить получиться? Еще нескольких вернули из пропавших без вести.
    1. +22
      7 ноября 2017 16:05
      Может и смогут.
      Вместе с кораблем погиб и его капитан — Никитин Павел Архипович, которому было всего 23 года. Вместе с ним были убиты старшины Колегов и Аникеенко и краснофлотец Черных. Ранено было пять человек.

      Видео подъема есть.Изначально катера данного проекта строились для войск НКВД для охраны государственной границы на Амударье. Всего было изготовлено 8 единиц катеров С-40. Поднятый БК №31 один из них.
      1. +3
        7 ноября 2017 17:15
        28.3.17.
        антивирус 2 Сегодня, 19:36 ↑
        К вопросу о накрахмаленных манишках и чести .
        Яков Михайлович Глазунов, капитан Волжского пароходства, зять моего знакомого, 1928 г р.
        "Вызывают его, летом, в управление пароходства, в Горький( возможно Куйбышев?), говорят:
        - "иди в Сталинград, там эвакуируют всех кого можно"
        Грузится у пристани. Начался налет, быстро их выгнали от пристани.
        Он пошел вдоль берега.
        -"если попадет , то доплыву до берега и др кто выживет"
        А второй пароход пошел по середине и его потопили,
        детей, раненых.
        Раскладывали белые простыни с красными крестами на палубе.
        "Фашист кидал, кидал, но промахнулся. Я все уворачивался, так и ушел."
        "Каждый раз рассказывал с плачем"
    2. +1
      7 ноября 2017 16:17
      Получится,надеюсь.Должны быть списки личного состава и к каким кораблям Волжской флотилии приписаны.
      Цитата: Sergei75
      Список героев восстановить получиться? Еще нескольких вернули из пропавших без вести.
  2. +10
    7 ноября 2017 16:03
    Катер принадлежит к распространенному в годы Великой Отечественной войны проекту С-40 – артиллерийский бронированный пограничный катер со стальным корпусом

    soldier
    На С-40 был установлен не один бензиновый двигатель ГАМ, а два танковых дизеля В-2. 12цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2 на танках Т-34 развивал мощность до 500 л. с, но фактически на бронекатерах проекта С-40 его мощность ограничивалась 400 л.с.
    Первоначально катер С-40 должен был быть вооружен одной 76-мм пушкой обр. 1927/32 г. в башне Т-28, но позже решено было устанавливать башни от танка Т-34.

    1. +3
      7 ноября 2017 16:16
      Надо ждать дополнительных данных. Если движок один - это проект 1125. Если движков два - значит проект С-40.
      Я так понимаю, что пока что проект БКА определили исходя из местоположения находки и предположительного бортового номера:
      Исследователи истории речного флота предположили, что это бронекатер БК-31, который затонул близ острова Голодный в дни Сталинградской битвы.
    2. +7
      7 ноября 2017 16:17
      Цитата: san4es

      Дополню комментарий ещё одним изображением С-40 с более подробным описанием.
      1. TIT
        0
        7 ноября 2017 20:37
        вот ребята уж который год котиков подкармливают wink


        http://rc2204.livejournal.com/
  3. +10
    7 ноября 2017 16:28
    честь и хвала тем кто занимается этим..."война не закончена,пока не захоронен последний воин"....
  4. +7
    7 ноября 2017 16:39
    Честь и слава героям, павшим за Сталинград! soldier Мой дядя сражался в Сталинграде с декабря 1942 года, далее брал Берлин и остался жив, но пришел раненым и контуженым домой. soldier
  5. +4
    7 ноября 2017 17:51
    В Волгограде на набережной стоит катер близнец БК-13
  6. +3
    7 ноября 2017 20:38
    У нас то же на набережной такой стоит, дошел до Вены, на постамент прибыл своим ходом.
    1. 0
      8 ноября 2017 04:39
      Цитата: Bondik05
      У нас то же на набережной такой стоит, дошел до Вены, на постамент прибыл своим ходом.

      Так о чём разговор? Волжская флотилия послужила базой для воссоздания Дунайской флотилии. "Головной катер проекта С-40 (заводской № 286), построенный заводом № 340, был сдан НКВД в Термезе на Аму-Дарье в июле 1941 г. Еще семь бронекатеров проекта С-40 были сданы заводом в 1942 г. и вошли в состав Волжской военной флотилии. В сентябре 1943 г. пять бронекатеров С-40 были отправлены в Ейск и перечислены в Черноморский флот. (Два катера были потоплены в 1942 г. под Сталинградом). Три из пяти черноморских катеров С-40 позже были переведены в Дунайскую флотилию."
      1. 0
        10 ноября 2017 12:59
        Везде указывают о постройке только 7 катеров. Откуда ещё один взялся?
        Название
        (тактический номер) Год закладки Год постройки Номер Примечание
        БКА-33 1941 1942 332
        БКА-43 1941 1942 330 затонул под Сталинградом
        БКА-44 1941 1942 331
        БКА-45 1941 1942 333 затонул под Сталинградом
        БКА-53 1941 1942 334
        БКА-54 1941 1942 335
        БКА-55 1941 1942 336
        1. 0
          10 ноября 2017 13:49
          Везде указывают о постройке только 7 катеров. Откуда ещё один взялся? Головной катер ушёл на Аму-Дарью по назначению, где проходил испытания."Головной катер проекта С-40 (заводской № 286), построенный заводом № 340, был сдан НКВД в Термезе на Аму-Дарье в июле 1941 г. Еще семь бронекатеров проекта С-40 были сданы заводом в 1942 г. и вошли в состав Волжской военной флотилии." Ссылка А.Б. Широкорад. "Поход на Вену."
          1. 0
            10 ноября 2017 15:28
            А.В. Платонов. Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера. Часть I.
            В развитие пр. 1125 по заданию НКВД в 1939 г. разработали пр.С-40 дизельного бронекатера для Аму-Дарьи. Путем некоторого увеличения длины и ширины конструкторам удалось добиться заданного ограничения осадки. Учитывая особенности реки (илистое дно, большое количество взвешенных частиц в воде), для танкового дизеля марки В-2 предусмотрели замкнутый цикл охлаждения. В феврале 1940 г. Наркомат ВМФ также сформулировал ОТЗ на малый дизельный бронекатер. Требования его соответствовали типу С-40, но с усилением зенитного вооружения 12,7-мм пулеметами. Их своевременную сдачу флоту сорвало отсутствие танковых башен и дизелей, всего же построили семь единиц.
            1. 0
              10 ноября 2017 16:09
              Вы внимательно почитайте Что пишет тот же Платонов
              Цитата: hohol95
              В развитие пр. 1125 по заданию НКВД в 1939 г. разработали пр.С-40 дизельного бронекатера для Аму-Дарьи. Путем некоторого увеличения длины и ширины конструкторам удалось добиться заданного ограничения осадки.

              Волжские катера создавались:В развитие пр. 1125 по заданию НКВД в 1939 г. разработали пр.С-40 дизельного бронекатера для Аму-Дарьи. Путем некоторого увеличения длины и ширины конструкторам удалось добиться заданного ограничения осадки.
              Цитата: hohol95
              В феврале 1940 г. Наркомат ВМФ также сформулировал ОТЗ на малый дизельный бронекатер. Требования его соответствовали типу С-40, но с усилением зенитного вооружения 12,7-мм пулеметами. Их своевременную сдачу флоту сорвало отсутствие танковых башен и дизелей, всего же построили семь единиц.

              Вы разницу почувствуйте. "Головной катер проекта С-40 (заводской № 286), построенный заводом № 340, был сдан НКВД в Термезе на Аму-Дарье в июле 1941 г."Вы путаете катер для НКВД и катера Наркомата ВМФ. В сумме завод построил 8 катеров проекта С-40. Один катер по заказу НКВД и семь по заказу наркомата ВМФ.
              1. 0
                10 ноября 2017 23:09
                КАТЕРА ОДНОГО проекта... и во многих источниках их было построено 7 ШТУК...
              2. 0
                10 ноября 2017 23:33
                У ВАС есть ДОКУМЕНТЫ Завода изготовителя в которых указано - ПРОИЗВЕДЕНО 8 КАТЕРОВ проекта С-40?
                Катер проходивший испытания вполне мог быть ПЕРВЫМ из СЕМИ изготовленных!
                1. 0
                  11 ноября 2017 01:59
                  Цитата: hohol95
                  Катер проходивший испытания вполне мог быть ПЕРВЫМ из СЕМИ изготовленных!

                  На 1-е января 1941 года один катер проекта 40 заводской №286 проходил испытания на реке Аму-Дарья. Черников.И.И. " Энциклопедия мониторов."
  7. 0
    7 ноября 2017 21:28
    Это тоже монитор?
  8. +1
    8 ноября 2017 00:22
    Бронекатера проекта С-40
    На основе проекта 1125У по заданию НКВД в 1938 г. ЦКБ-50 (главный конструктор — Б. Н. Четвериков) разработало проект дизельного бронекатера С-40 для Амударьи. После некоторого увеличения длины и ширины конструкторам удалось добиться заданного ограничения осадки. Учитывая особенности реки (илистое дно, большое количество взвешенных частиц в воде), для танкового дизеля В-2 предусматривался замкнутый цикл охлаждения.
    В феврале 1940 г. Наркомат ВМФ также сформулировал оперативно-тактическое задание на малый дизельный бронекатер. Требования его соответствовали типу С-40, но с усилением зенитного вооружения 12,7 - мм пулеметами. Их своевременную сдачу флоту сорвало отсутствие сначала специальных морских башен МУ, затем танковых башен Т-34 и дизелей. Всего было построено восемь бронекатеров.
    Основным недостатком пр. С-40 оказалась большая, даже несмотря на подводный выхлоп, шумность, что и послужило причиной заказа серии всего из восьми единиц. Но, что удивительно — под Сталинградом во время ледостава экипажам именно этих кораблей выпала наиболее тяжелая работа, так как у бронекатеров с обычными моторами нередко забивались льдом отверстия забора воды для охлаждения двигателей и они останавливались.
    Бронекатера пр. С-40 имели следующие основные характеристики: водоизмещение 31,9 т; длина наибольшая 24,7 м; ширина 3,9 м; осадка 0,5 м. 1 танковый дизель В-2, обеспечивал скорость хода 19 узлов, при дальности плавания 125 км. Вооружение: 1 76,2-мм пушка и пулемет ДТ в башне Т-34, кроме этого — 3 7,62-мм пулемета ДТ стояли в трех башнях ПБ-3. Противопульное бронирование: борт — 7 мм; палуба — 4 мм; рубка бок и крыша соответственно 8 и 4 мм. Личный состав — 13 человек. Бронирование борта от 141/2 до 371/2 шпангоута. Нижняя кромка бортовой брони опускалась на 150 мм ниже ватерлинии.
    Бронекатер проекта С-40
    На 1 января 1941 г. один катер проекта 40 проходил испытание на реке Амударья.
    Из отчетов о боевых действиях известно, что в 1942 г. в состав Волжской военной флотилии входили следующие бронекатера пр. С-40: БКА-23, БКА-26, БКА-31, БКА-34. Из них два последних погибли в бою соответственно 9 октября и 1 ноября 1942 г.
    С 1942 г. часть бронекатеров проекта С-40 стали вооружать 82-мм реактивными установками М-8-М.
  9. 0
    8 ноября 2017 03:33
    В Благовещенске, на набережной, такой же стоит.
    1. +1
      8 ноября 2017 07:33
      Цитата: Ниточкин
      В Благовещенске, на набережной, такой же стоит.

      Похожий. Проекта 1125. На Краснознамённой Амурской флотилии не было катеров типа С-40. Внешне катера проектов 1125 и С-40 сильно похожи