Military Review

Toyotomi Hideyoshi: from peasants to samurai. Part of 1

12
The Japanese have learned from experience what a career lift is. Toyotomi was born into a peasant family and with such an origin he could not count on great benefits. But the strength of character and self-confidence turned everything upside down. The peasant became the ruler of Japan and a nightmare for neighbors - Korea and China.




Become a samurai

In general, the biography of Toyotomi is studied quite poorly, there are many gaps and doubtful facts. There is a version that the future ruler of Japan was not born into a peasant family. Some researchers suggest that his family belonged to the lower strata of the samurai, the so-called Ashigaru infantry.

No exact information about the date of birth Toyotomi. According to some data, he was born 2 February 1536 of the year, according to others - 26 March 1537. It is known that the small homeland of the Japanese is the village of Nakamura in the province of Owari (now - Aichi Prefecture).

In adolescence Hideyoshi lost his father. Mother did not grieve for long and remarried. The relationship between stepfather and stepchild did not exist. Toyotomi was constantly abused by the new father. Therefore, unable to withstand regular beatings, ran away from home. The guy decided to change his fate and become a samurai.

He headed for Suruga Province (now Shizuoka Prefecture). Here the peasant son hoped to get into the service of the family of Imagava. Replacing the name on Kinoshita Tokitiro, the guy managed to get to one of the vassals of a strong kind - the samurai Matsushita Naganori.

Hideyoshi did not stay long at the first rung of his dizzying career. A few years later, he left the samurai family of Imagawa to become the bearer of sandals in Oda Nobunaga, one of the greatest samurai in all history countries and prominent politician. Although originally Toyotomi became an ordinary servant, great prospects opened up before him. It was only necessary to wait for a certain moment and not miss the chance ...

The Nobunaga residence required serious and protracted repairs. Toyotomi volunteered to solve this problem. And three days later, the residence was restored. How a simple servant managed to complete the work in such a short time is unclear. Perhaps, over time, the story of the first "feat" of Toyotomi was distorted and the actual construction period was reduced to three days. I must say, Hideyoshi any construction was completed phenomenally quickly. In his biography will be another episode. But about him later.

Nobunaga struck the ability of a young servant. Therefore, he turned a blind eye to the peasant origin of Toyotomi and made him the ruler of the Kiyosu sub-castle settlement. At the same time, in the form of a bonus, the owner entrusted the newly made samurai with the financial affairs of a kind. Yesterday’s peasant career began to skyrocket. And in order to secure a high social status, Toyotomi married the daughter of Asano Nagamasi, one of the vassals of Nobunagu. It happened in 1564 year.

Two years later, Toyotomi had a chance to demonstrate his not only administrative, but also military skills. At that time, his master was at war with Saito's clan. The province of Mino (now Gifu Prefecture) became the apple of contention. According to the legend, Hideyoshi managed to build reliable fortifications in swamps in the area of ​​Sunomata in just one night, although no one had succeeded in doing this before. It was this site that became the stronghold for the assault on the main enemy fortress. In addition, Toyotomi showed himself as a brilliant diplomat. Somewhere with cunning, somewhere with flattery, somewhere with gold, he managed to lure to the side of Nobunaga several strong and influential generals of the enemy army. By this, Toyotomi actually decapitated her and demoralized her. The outcome of the confrontation was predetermined. And two years later, Nobunaga became the ruler of the province of Mino.



And in 1568, Toyotomi secured the status of a talented commander. He participated in a successful military campaign on Kyoto. The bottom line: the samurai became one of the co-rulers of the capital.

Two years later, Toyotomi, together with the army, Nobunaga took part in the confrontation with the Asakura family, who were masters of Echitzen province (now - Fukui prefecture). While the bloody fighting was going on, it became known about the betrayal of Azai Nagamasa, one of Nobunaga's vassals. He decided to go over to the side of the enemy in order to work together with the Oda soldiers. I must say, in such a critical situation, Nobunaga was scared. He appointed Toyotomi as commander of the rearguard, actually leaving him to die. And he hurried to retreat to Kyoto. But Hideyoshi was able to detain the enemy armies and cover up the retreat of the Nobunaga troops. After this success, the samurai returned to the capital already in the rank of a real hero. If before the representatives of the Oda clan treated him as a self-confident and lucky peasant son, now they saw in him a talented commander-in-chief.

In 1573, the Azzai traitor line was completely destroyed. And Toyotomi received as a reward their land in the province of Ome (now - Shiga prefecture) and Nagahama castle. The new status required the presence of Hideyoshi vassals. And since he did not have them, he had to take to his service former servants of the Ajai family, who, after the loss of the owner, became ronin. Toyotomi pulled peasant relatives to himself and changed his name, becoming Hasiboy Hideyoshi.

In 1575, Hideyoshi participated in the famous Battle of Nagashino. Here, the army of Nobunaga agreed with the army of the kind of Takeda. Ardebusier Oda managed to defeat the enemy's cavalry. This battle was epochal for all of Japan, because Nobunaga introduced massive use of firearms. weapons. In his army, the number of Arquebusis was about thirty percent of the total number of soldiers.



A year later, when the opposition of Nobunaga and Uesugi Kensin went, Hideyoshi was appointed assistant to General Sibaty Katsuiye. The commanders did not agree on their views, so Toyotomi actually deserted. Shibata suffered a crushing defeat in the battle of Tedorigawa. For disobedience to the general and desertion, Toyotomi faced the death penalty. But Oda, taking into account the talents of his servant, limited himself to reprimand.

Struggle for power

Toyotomi himself understood that he acted ugly, giving free rein to emotions. Therefore, I asked the owner to put him at the head of the army, which was to wage a bloody war with the powerful Mori family who held the Chugoku region.

Hideyoshi, of course, did not go straight into the thick of it. First of all, he managed to extend the power of his overlord to the families of Akamatsu, Bessho and Koder. Himeji Castle (now - Hyogo Prefecture) became a stronghold in the coming war with a strong adversary. An important success of Toyotomi became negotiations with the Ukit family, who were long-time vassals of Mori. After a series of diplomatic tricks, Hideyoshi managed to lure Ukit to his side.

It seemed the time had come for a decisive blow. But at that moment, the Bessho clan unexpectedly went over to the side of the enemy. During the year, Toyotomi suppressed the insurgency. Then he managed to seize the province of Tadjima (now the north of Hyogo Prefecture), which belonged to the Yaman clan. The vassals of the latter, after the defeat of their master, went over to Hideyoshi.

Having dealt with these opponents, Toyotomi went to war with Mori. He had to make a real feat - to seize the fortress of Takamatsu.

The commander masterfully turned the main problem into his favor: the castle was located in a valley surrounded by mountains. Instead of a suicidal assault, he decided to use cunning. Since the river was washed on both sides of the river, Toyotomi ordered the dams to be reduced around the fortress and managed to change the beds of both rivers. The result - the valley was flooded. A few weeks later the castle was forced to surrender to the resourceful commander.

While Toyotomi fought with Mori, a large-scale uprising began against his master. In a short time, it covered all thirty-three provinces that were subordinate to Oda. Without his chief commander Hideyoshi, Nobunaga could not put down an uprising in time. Akechi Mitsuhide's army managed to drive Oda into the Kyoto temple of Honno-ji. Realizing that it is impossible to surrender under any circumstances, Nobunaga made seppuku.



Why Akechi decided to raise against his master is not known for sure. According to one version, he was very often subjected to unreasonable attacks from the overlord, and the case often reached the point of assault. In addition, Oda was not a supporter of traditions, which was Aketi. On this basis, conflicts also frequently occurred between them. After all, Nobunaga took the land of his vassal, and also abolished the shogunate. The second version is that Aketi became just a weapon in the hands of more cunning ones than Oda himself.

When Toyotomi learned about the death of his overlord, he unexpectedly offered the enemy to conclude a peace agreement. Rod Mori agreed without hesitation. When the rear was safe, the samurai led his troops to Kyoto, where he had to fight with competitors for the legacy of Oda.

According to legend, Hideyoshi’s army in just three days managed to walk several hundred kilometers. And 12 June 1582, Toyotomi, defeated the rebel army Aketi Mitsuhide in the battle of Yamazaki. The loser traitor did not live long. A short time later, he was killed by peasants from whom he tried to steal food for horses.

Toyotomi quickly removed the second competitor - the son of the late Nobunaga named Oda Nobutak. After a short conversation, the heir committed suicide. Most of the former overlord passed on to the former vassal. Toyotomi himself became regent with Oda’s three-year-old son Sanboshi.

Of course, this turn of events didn’t please anyone. A new dangerous enemy appeared in Toyotomi - Shibata Katsuiye. And soon the war began between them. Hideyoshi, who propagandized the term that all means are good for victory, managed to win over several generals Katsuie to his side. In several battles, Toyotomi managed to win.



After this victory, opponents recognized that Toyotomi is the successor of the deceased Oda Nobunaga. And a new task appeared before the peasant son — to subordinate all Japan to his power.
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 9 November 2017 07: 22 New
    +4
    Therefore, having closed his eyes to the peasant origin of Toyotomi, he made him the ruler of the Kiyosu settlement
    ... If he hadn’t closed his eyes, not to be a Toyotomi samurai ...
  2. Monster_Fat
    Monster_Fat 9 November 2017 07: 48 New
    +2
    Very interesting! Thank! Strange, but in Japanese animeshki Nobunaga is always served as a positive hero, but Hideyoshi is always a negative hero.
  3. XII Legion
    XII Legion 9 November 2017 07: 48 New
    16
    Interesting biographical article
    Thank you
  4. BRONEVIK
    BRONEVIK 9 November 2017 10: 26 New
    16
    So the career elevator was in such a caste society as the Japanese
    Perfectly
  5. Grandadmiral
    Grandadmiral 9 November 2017 10: 37 New
    +1
    Very, very interesting! Author, write more! I used to play in computer strategies "Takeda" and "Shogun", where the actions took place just at that time period. I was in the first game for Takeda, in the second, it seems, for Tokugawa.
    1. seti
      seti 9 November 2017 21: 42 New
      +1
      I advise you to read the book "Shogun" by James Clavell. Just about those and subsequent events. One of the best books I've ever read.
      1. Curious
        Curious 9 November 2017 23: 51 New
        0
        If you take books about Toyotomi Hideyoshi, then there are several options.

        Iskenderov A.A. Toyotomi Hideyoshi. - M.: Science, 1984.
        If you speak English.

        Berry, Mary Elizabeth. (1982). Hideyoshi.
  6. Amurets
    Amurets 9 November 2017 13: 04 New
    +1
    But it seems to me like an old fairy tale
    1. voyaka uh
      voyaka uh 9 November 2017 14: 37 New
      +3
      What happens to us (or rather, our states, leaders
      etc.) for our descendants in 500 years will be like an old fairy tale.
      "In the ancients poured!" - the guys will think on some spaceship. wink
      1. Amurets
        Amurets 9 November 2017 14: 43 New
        +2
        Quote: voyaka uh
        What happens to us (or rather, our states, leaders
        etc.) for our descendants in 500 years will be like an old fairy tale.

        The life path of this samurai, there is no doubt, everything is in the spirit of the era. Deadlines, that’s where the tale is.
      2. Servisinzhener
        Servisinzhener 10 November 2017 12: 16 New
        +1
        And after 2-3 thousand years only legends will remain on the likeness of the antique. About flying with cranes and turning into a tiger or leopard.
  7. kalibr
    kalibr 9 November 2017 17: 15 New
    +2
    Pavel, everything would have been fine if you had made captions for the illustrations. And not just signatures, but with an indication of the source - for example, what it is and in which museum there is a place to be. This is a requirement of basic respect for your readers! This is especially important when you use copyright drawings. Who is the author of the samurai drawing? What will happen if he discovers it and ... asks, where is my autograph?

Тоётоми Хидэёси: из крестьян в самураи. Часть 1

Японец на собственном опыте узнал, что такое карьерный лифт. Тоётоми родился в крестьянской семье и с таким происхождением не мог рассчитывать на великие блага. Но сила характера и вера в себя перевернули все с ног на голову. Крестьянин стал правителем Японии и кошмаром для соседей – Кореи и Китая.



Стать самураем


Вообще, биография Тоётоми изучена довольно плохо, в ней много пробелов и сомнительных фактов. Есть версия, что будущий правитель Японии родился не в крестьянской семье. Некоторые исследователи предполагают, что его семья принадлежала к низшей прослойке самураев, так называемой пехоте асигару.

Нет точных сведений и о дате рождения Тоётоми. По одним данным, он появился на свет 2 февраля 1536 года, по другим – 26 марта 1537 года. Известно, что малой родиной японца является деревня Накамура в провинции Овари (сейчас – префектура Аити).

В подростковом возрасте Хидэёси лишился отца. Мать горевала недолго и снова вышла замуж. Отношения между отчимом и пасынком не сложились. Тоётоми постоянно подвергался насилию со стороны нового отца. Поэтому, не выдержав регулярных избиений, сбежал из дома. Парень решил изменить свою судьбу и стать самураем.

Он направился в провинцию Суруга (сейчас – префектура Сидзуока). Здесь крестьянский сын надеялся попасть на службу к роду Имагава. Сменив имя на Киносита Токитиро, парень сумел устроиться к одному из вассалов сильного рода – самураю Мацусита Наганори.

На первой ступеньке своей головокружительной карьеры Хидэёси задержался недолго. Спустя несколько лет он ушел от самурайского рода Имагава, чтобы стать носителем сандалий у Оды Нобунаги – одного из самых великих самураев за всю историю страны и выдающегося политического деятеля. Хотя первоначально Тоётоми стал обычным слугой, перед ним открылись большие перспективы. Нужно было лишь дождаться определенного момента и не упустить шанс…

Резиденция Нобунаги требовала серьезного и затяжного ремонта. Тоётоми вызвался решить эту задачу. И спустя три дня резиденция была восстановлена. Как простому слуге удалось завершить работу в такой короткий срок, непонятно. Возможно, со временем история о первом «подвиге» Тоётоми исказилась и реальный срок строительства сократили до трех дней. Надо сказать, у Хидэёси любая стройка завершалась феноменально быстро. В его биографии будет еще один эпизод. Но о нем позже.

Нобунага поразили способности молодого слуги. Поэтому он, закрыв глаза на крестьянское происхождение Тоётоми, сделал его управителем призамкового поселения Кийосу. Заодно, в виде бонуса, хозяин доверил новоиспеченному самураю вести финансовые дела своего рода. Карьера вчерашнего крестьянина начала стремительно взлетать. А для того чтобы закрепить высокий социальный статус, Тоётоми взял в жены дочь Асано Нагамаси, одного из вассалов Нобунагу. Произошло это в 1564 году.

Спустя два года Тоётоми выпал шанс продемонстрировать свои не только административные, но и военные умения. В то время его хозяин вел войну с родом Сайто. Яблоком раздора стала провинция Мино (сейчас – префектура Гифу). По легенде, Хидэёси всего за одну ночь сумел соорудить надежные укрепления на болотах в районе Суномата, хотя прежде это ни у кого не получалось. Именно эта площадка и стала опорным пунктом для штурма главной крепости противника. Кроме того, Тоётоми продемонстрировал себя в качестве блестящего дипломата. Где-то хитростью, где-то лестью, где-то золотом он сумел переманить на сторону Нобунага несколько сильных и влиятельных генералов вражеской армии. Этим Тоётоми фактически обезглавил ее и деморализовал. Исход противостояния был предрешен. И спустя два года Нобунага стал правителем провинции Мино.



А в 1568 году Тоётоми закрепил статус талантливого полководца. Он поучаствовал в успешном военном походе на Киото. Итог: самурай стал одним из соправителей столицы.

Спустя еще два года Тоётоми вместе с армией Нобунага принял участие в противостоянии с родом Асакура, которые являлись хозяевами провинции Этидзен (сейчас – префектура Фукуи). Пока шли кровопролитные боевые действия, стало известно о предательстве Адзаи Нагамаса, одного из вассалов Нобунаги. Он решил переметнуться на сторону противника, чтобы совместными усилиями разделаться с солдатами Оды. Надо сказать, в столь критической ситуации Нобунаги струсил. Он назначил Тоётоми командующим арьергарда, фактически оставив его на смерть. А сам поспешил отступить в Киото. Но Хидэёси сумел задержать вражеские армии и прикрыть отступление войск Нобунаги. После этого успеха самурай вернулся в столицу уже в ранге настоящего героя. Если прежде представители рода Ода относились к нему как к самоуверенному и везучему крестьянскому сыну, то теперь разглядели в нем талантливого главнокомандующего.

В 1573 году род предателей Адзаи был полностью уничтожен. И Тоётоми получил в награду их земли в провинции Оме (сейчас – префектура Сига) и замок Нагахама. Новый статус требовал наличия у Хидэёси вассалов. А поскольку у него их не было, пришлось взять к себе на службу бывших слуг рода Адзаи, которые после потери хозяина стали ронинами. Тоётоми подтянул к себе и родственников-крестьян и сменил имя, став Хасибой Хидэёси.

В 1575 Хидэёси поучаствовал в знаменитой битве при Нагасино. Здесь армия Нобунаги сошлась с войском рода Такеда. Аркебузиры Оды сумели разгромить конницу противника. Это сражение стало эпохальным для всей Японии, ведь Нобунага ввел массовое применение огнестрельного оружия. В его армии численность аркебузиров составила порядка тридцати процентов от общего количества солдат.



Спустя год, когда шло противостояние Нобунага и Уесуги Кенсина, Хидэёси назначили помощником генерала Сибаты Кацуие. Военачальники не сошлись во взглядах, поэтому Тоётоми фактически дезертировал. Сибата потерпел разгромное поражение в сражении при Тедоригава. За неподчинение генералу и дезертирство Тоётоми грозила смертная казнь. Но Ода, приняв во внимание таланты своего слуги, ограничился лишь выговором.

Борьба за власть

Тоётоми и сам понимал, что поступил некрасиво, дав волю эмоциям. Поэтому попросил хозяина поставить его во главе армии, которой предстояло вести кровопролитную войну с мощным родом Мори, державшим регион Тюгоку.

Сразу в пекло Хидэёси, конечно, не полез. Первым делом он сумел распространить власть своего сюзерена на роды Акамацу, Бэссё и Кодера. Опорным пунктом в грядущей войне с сильным противником стал замок Химэдзи (сейчас – префектура Хёго). Важным успехом Тоётоми стали переговоры с родом Укита, являвшимися давними вассалами Мори. После ряда дипломатических уловок Хидэёси сумел переманить Укита на свою сторону.

Казалось, настало время для решающего удара. Но в этот момент неожиданно на сторону противника переметнулся род Бэссё. В течение года Тоётоми подавлял мятеж. Затем сумел захватить провинцию Тадзима (сейчас – север префектуры Хёго), принадлежавшую роду Ямана. Вассалы последнего, после поражения своего хозяина, перешли на сторону Хидэёси.

Разделавшись с этими противниками, Тоётоми отправился на войну с Мори. Ему предстояло совершить настоящий подвиг – захватить крепость Такамацу.

Полководец мастерски обратил в свою пользу главную проблему: замок находился в долине, окруженной горами. Вместо самоубийственного штурма он решил пойти на хитрость. Поскольку долину с двух сторон омывали реки, Тоётоми приказал свести дамбы вокруг крепости и сумел изменить русла обеих рек. Итог – долина оказалась затопленной. Через несколько недель замок вынужден был сдаться находчивому полководцу.

Пока Тоётоми воевал с Мори, против его хозяина началось масштабное восстание. В короткое время оно охватило все тридцать три провинции, находившиеся в подчинении у Оды. Без своего главного военачальника Хидэёси Нобунага не смог вовремя подавить восстание. Армия Акэти Мицухидэ сумела загнать Оду в киотский храм Хонно-дзи. Понимая, что сдаваться в плен нельзя ни при каких обстоятельствах, Нобунаги совершил сэппуку.



Почему Акэти решил поднять против своего хозяина, точно неизвестно. По одной версии, он очень часто подвергался необоснованным нападкам со стороны сюзерена, и дело часто доходило до рукоприкладства. Кроме этого Ода не являлся сторонником соблюдения традиций, коим был Акэти. На этой почве между ними тоже часто происходили конфликты. Ведь Нобунага забрал себе земли своего вассала, а также упразднил сегунат. Вторая версия заключается в том, что Акэти стал просто оружием в руках более хитрых, чем он сам многочисленных врагов Оды.

Когда Тоётоми узнал о гибели своего сюзерена, он неожиданно для противника предложил заключить мирное соглашение. Род Мори не раздумывая согласился. Когда тыл оказался в безопасности, самурай повел свои войска в Киото, где ему предстояло вступить в схватку с конкурентами за наследие Оды.

По легенде, армия Хидэёси всего за три дня сумела пройти несколько сотен километров. И 12 июня 1582 года Тоётоми разбил армию мятежника Акэти Мицухидэ в сражении при Ямадзаки. Проигравший предатель оставался в живых недолго. Спустя короткое время его убили крестьяне, у которых он попытался украсть еду для лошадей.

Тоётоми быстро устранил и второго конкурента – сына покойного Нобунаги по имени Ода Нобутака. После непродолжительного разговора наследник покончил жизнь самоубийством. Большая часть бывшего сюзерена перешла к бывшему вассалу. Сам же Тоётоми стал регентом при трехлетнем сыне Оды – Санбоси.

Конечно, такой поворот событий мало кому пришелся по душе. Появился у Тоётоми и новый опасный враг – Сибата Кацуие. И вскоре между ними началась война. Хидэёси, пропагандировавший термин, что для победы все средства хороши, сумел переманить на свою сторону несколько генералов Кацуие. В нескольких битвах Тоётоми сумел победить.



После этой победы противники признали, что Тоётоми является приемником погибшего Оды Нобунаги. А перед крестьянским сыном появилась новая задача – подчинить всю Японию своей власти.
Автор: Павел Жуков


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 9 ноября 2017 07:22
    Поэтому он, закрыв глаза на крестьянское происхождение Тоётоми, сделал его управителем призамкового поселения Кийосу
    ... Ежели бы глаза не закрыл, не быть Тоётоми самураем...
  2. Monster_Fat 9 ноября 2017 07:48
    Очень интересно! Спасибо! Странно, но вот в японских анимешках Нобунага всегда подается как положительный герой, а вот Хидэёси-всегда герой отрицательный.
  3. XII легион 9 ноября 2017 07:48
    Интересная биографическая статья
    Спасибо
  4. BRONEVIK 9 ноября 2017 10:26
    Значит карьерный лифт был и в таком кастовом обществе как японское
    Прекрасно
  5. GrandAdmiral 9 ноября 2017 10:37
    Очень, очень интересно! Автор, пиши ещё! Я в былое время играл в компьютерные стратегии "Такеда" и "Сёгун", там действия происходили как раз в этот период времени. Я в первой игре был за Такеду, во второй, кажется, за Токугаву.
    1. seti 9 ноября 2017 21:42
      Советую прочитать книгу "Сегун" Джеймса Клавелла. Как раз о тех и последующих событиях. Одна из лучших книг которые я либо читал.
      1. Curious 9 ноября 2017 23:51
        Если брать книги о Тоётоми Хидэёси, то есть несколько вариантов.

        Искендеров А. А. Тоётоми Хидэёси. — М. : Наука, 1984.
        Если владеете английским.

        Berry, Mary Elizabeth. (1982). Hideyoshi.
  6. амурец 9 ноября 2017 13:04
    А мне кажется что похоже на старую сказку
    1. voyaka uh 9 ноября 2017 14:37
      То, что происходит с нами (вернее нашими государствами, вождями
      и т.д.) для наших потомков через 500 лет будет похоже на старую сказку.
      "Во древние заливали!" - подумают ребята на каком-нибудь космолете. wink
      1. амурец 9 ноября 2017 14:43
        Цитата: voyaka uh
        То, что происходит с нами (вернее нашими государствами, вождями
        и т.д.) для наших потомков через 500 лет будет похоже на старую сказку.

        Жизненный путь этого самурая, не вызывает сомнения, здесь всё в духе эпохи. Сроки исполнения, вот где сказка.
      2. Servisinzhener 10 ноября 2017 12:16
        А через 2-3 тысячи лет останутся только легенды на подобии античных. Про полёты с журавлями и превращение в тигра или леопарда.
  7. kalibr 9 ноября 2017 17:15
    Павел, все совсем было бы хорошо, если бы Вы делали подписи под иллюстрациями. И не просто подписи, а с указанием на источник - например, что это и в каком музее имеет место быть. Это требование элементарного уважения к вашим читателям! Особенно это важно, когда Вы используете авторские рисунки. Кто автор рисунка с самураями? Что будет, если он обнаружит его и... спросит, а где мой автограф?
Картина дня