Дюралевый кит



Ровно 95 лет назад, 6 ноября 1922 года, впервые поднялся в воздух гидросамолет Дорнье Do-J, он же "Валь", то есть "Кит". Поскольку Версальский договор запрещал Германии строить большие самолеты, которые могли быть использованы в качестве бомбардировщиков, немецкий авиаконструктор и предприниматель Клаудио Дорнье перенес производство в Италию. Именно там был построен и прошел испытания первый "Кит", а потом начался его серийный выпуск.

Do-J получился очень удачным, пожалуй, это была лучшая в мире тяжелая летающая лодка 1920-х годов. Он отличался хорошей устойчивостью, легкостью управления, высокой прочностью, надежностью и долговечностью. Благодаря цельнометаллической конструкции некоторые "киты" летали более 20 лет, "намотав" многие миллионы километров, что было бы немыслимо, если б Дорнье по примеру большинства его современников спроектировал более простую и дешевую деревянную машину.


До 1933 года Do-J выпускался в Италии, а потом, в связи с отказом пришедшего к власти Гитлера от версальских ограничений, произвоство перенесли в Германию, одновременно сменив индекс на Do-16. Но название осталось прежним. Всего было построено порядка 250 "китов". Казалось бы, не так уж много (самолет считался довольно дорогим), но известность и популярность этих машин значительно превосходили их тираж. Военные и гражданские варианты Do-J применялись во множестве стран. Помимо Италии и Германии, они носили эмблемы СССР, Испании, Португалии, Японии, Чили, Аргентины, Бразилии, Колумбии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Югославии, Нидерландов и Уругвая.

При этом самолеты делались под требования конкретных заказчиков, а потому "Кит" имел более десятка модификаций, порой очень сильно отличавшихся друг от друга. Менялись двигатели, оборудование, вооружение, объемы бензобаков и т.д. Некоторые машины оснащались пассажирскими салонами или грузовыми трюмами (на тогдашних тяжелых гидросамолетах грузовые отсеки называли "по-корабельному"), для чего приходилось серьезно перекомпоновывать носовую часть фюзеляжа.

Плоское и прочное днище лодки, сделанное из толстых алюминиевых листов, давало "китам" возможность действовать не только с воды, но также - со снега и льда, что обусловило их широкое применение в Арктике. Вплоть до начала Отечественной войны советские Do-J возили грузы над тундрой и осуществляли ледовую разведку в Северном Ледовитом океане, обеспечивая фукнционирование Северного морского пути. Самолет, родившийся в жаркой Италии, оказался заправским полярником. Помимо 26 таких гидропланов, закупленных в 1926-29 годах у фирмы "Дорнье", в СССР было построено еще шесть - с советскими моторами М-17.

Кроме Италии, Германии и Советского Союза, "Вали" выпускались по лицензии в Голландии, Испании и Японии, правда, японцы сделали всего два самолета в гражданском варианте. Испанские Do-J, пережившие гражданскую войну, прослужили дольше всех, последние из них были списаны в 1950 году. На заставке - одна из этих машин в полете, снятая из кабины другого самолета.



Боковой разрез фюзеляжа военного варианта Do-J с английскими моторами Ролл-Ройс "Игл".



Пилотская кабина Do-J выглядела довольно лаконично, в стиле своего времени. Управление было сдвоенным, чтобы пилоты попеременно могли отдыхать, так как продолжительность полетов порой составляла много часов.



Аргентинский Do-J на съемном шасси для буксировки по земле. Интересно, что основные колеса сделаны плавучими, чтобы после скатывания самолета в воду их не приходилось доставать со дна.



Норвежский Do-J рулит по снегу.



Бразильский Do-J "Атлантико", оборудованный пассажирским салоном, при этом пилотская кабина смещена назад.



Интерьер салона Do-J. На задней стенке видна вертикальная лестница для выхода на "палубу", то есть, на крышу фюзеляжа. По понятным причинам, обычных дверей в бортах не было.



Do-J с радиокомпасом и видоизмененным хвостовым оперением разбегается перед взлетом.



Еще одна пассажирская версия Do-J.



Поздняя модификация летающей лодки (иногда ее называли "Суперваль") с двумя пассажирскими отсеками и закрытой кабиной пилотов.



Дорнье "Советский север" на побережье Белого моря.



Вверху - советская военная версия Do-J с пулеметными турелями и моторами "Лоррэн-Дитрих". Такие самолеты применялись до 1937 года на Черноморском и Балтийском флотах в качестве дальних разведчиков.

Внизу - гражданский (переоборудованный из военного) Do-J советского производства с моторами М-17, который использовался Главным Управлением Северного морского пути для ледовой разведки.
Автор:
Вячеслав Кондратьев
Первоисточник:
https://vikond65.livejournal.com/685568.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

3 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. амурец Онлайн
    амурец (николай) 18 ноября 2017 06:48
    +9
    "Интересная статья об интересной машине. Очень хорошо об этом самолёте отзывались лётчики полярной авиации.
    "В экстремальных условиях севера самолет Дорнье «Валь» не раз продемонстрировал удивительную прочность и надежность. Так, в октябре 1933 года пилот Рябенко, израсходовав горючее, сел в заливе Гыдаямо. Машина вмерзла в лед, который вырубили и вытащили самолет на берег. Там гидроплан пролетал до августа 1934 года, когда лед наконец вскрылся. Лодку спустили на воду, и она своим ходом прибыла на факторию Гыдаямо. После заправки ДВ взлетел и вернулся на базу. А летом 1940 года М.Н.Каминский совершил вынужденную посадку на своей лодке прямо в тундре, не дотянув до воды. После небольшого ремонта летчику удалось поднять машину в воздух, разогнав ее по смазанному маслом деревянному помосту." http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/inostr
    annye-samolety/inostrannye-samolety-vvs-sssr/impo
    rt-1920-h-1930-h-gg/mnogotselevaya-letayushhaya-l
    odka-dorne-val-do-j-wal/
  2. Бензорез Офлайн
    Бензорез (Виталий) 18 ноября 2017 18:03
    +2
    Я такие аппараты впринципе уважаю, но моторище!!! Просто огромный, не просто огромный, но огроменнейший!!!. Как говорят в МТС...
  3. Curious Офлайн
    Curious (Victor) 18 ноября 2017 22:30
    +1

    На самолетах, которые поступали в СССР, монтировалось бомбардировочное оборудование (бомбодержатели "Дер-3", "Дер-4" или "Дер-13", бомбосбрасыватели "Сбр-7", прицелы), фотоаппараты "Кодак1" и радиостанции "Маркони" AD-6F. Примитивные "Сбр-7" постепенно уступили место более совершенным "Сбр-9". Максимальная бомбовая нагрузка составляла 800 кг.

    Первые партии самолетов имели стрелковое вооружение, состоящее из даух спаренных пулеметов "Льюис" образца 1924 года с боекомплектом 940 патронов на каждый, но уже в ходе эксплуатации на всех лодках были установлены отечественные турели "Тур-5" и "Тур-6" под спаренные пулеметы "ДА". На Do.J, применявшихся в годы Великой Отечественной войны, стояли пулеметы ШКАС.
Картина дня