Military Review

Dural whale

3



Exactly 95 years ago, 6 November 1922, for the first time, a seaplane Dornier Do-J took to the air, aka “Val”, that is, “Whale”. Since the Versailles Treaty forbade Germany to build large aircraft that could be used as bombers, German aircraft designer and entrepreneur Claudio Dornier moved production to Italy. It was there that the first "Kit" was built and tested, and then its serial production began.

Do-J turned out to be very successful, perhaps it was the best heavy 1920's flying boat in the world. It was distinguished by good stability, ease of operation, high durability, reliability and durability. Due to the all-metal construction, some "whales" flew for more than 20 years, "winding" many millions of kilometers, which would have been unthinkable if Dornier, following the example of most of his contemporaries, designed a simpler and cheaper wooden machine.

Before 1933, the Do-J was produced in Italy, and then, due to the refusal of Hitler's power to come to power from the Versailles restrictions, production was moved to Germany, simultaneously changing the index to Do-16. But the name remains the same. Total order was built 250 "whales". It would seem that not so much (the plane was considered quite expensive), but the popularity and popularity of these machines significantly exceeded their circulation. Military and civilian Do-J variants have been used in many countries. In addition to Italy and Germany, they wore emblems of the USSR, Spain, Portugal, Japan, Chile, Argentina, Brazil, Colombia, Norway, Finland, Sweden, Yugoslavia, the Netherlands and Uruguay.

In this case, the aircraft were made under the requirements of specific customers, and therefore the “Whale” had more than a dozen modifications, sometimes very different from each other. The engines, equipment, armaments, gas tank volumes, etc., changed. Some cars were equipped with passenger compartments or cargo holds (on the then heavy seaplanes, cargo compartments were called “ship-by-ship”), for which we had to seriously rearrange the nose of the fuselage.

The flat and durable bottom of the boat, made of thick aluminum sheets, gave the "whales" the opportunity to act not only from the water, but also from snow and ice, which led to their widespread use in the Arctic. Up until the beginning of World War II, the Soviet Do-J carried cargo over the tundra and carried out ice reconnaissance in the Arctic Ocean, ensuring the functioning of the Northern Sea Route. The plane, born in hot Italy, turned out to be a real polar explorer. In addition to 26 such hydroplanes, purchased in 1926-29 from the Dornier company, in the USSR six more were built - with the Soviet M-17 engines.

In addition to Italy, Germany and the Soviet Union, "Wali" were produced under license in Holland, Spain and Japan, however, the Japanese made only two aircraft in the civilian version. The Spanish Do-Js who survived the civil war served the longest, the last of which were written off in the 1950 year. On the screen saver - one of these machines in flight, taken from the cabin of another plane.



Side section of the military version of the Do-J fuselage with the English Roll-Royce Eagle engines.



Pilot cabin Do-J looked pretty laconic, in the style of its time. The control was dual, so that the pilots could alternately rest, since the duration of the flights was sometimes many hours.



Argentine Do-J on a detachable chassis for towing on the ground. Interestingly, the main wheels are made floating, so that after the plane rolls into the water, they do not have to be taken from the bottom.



Norwegian Do-J taxis in the snow.



Brazilian Do-J Atlantis, equipped with a passenger compartment, with the pilot cabin shifted back.



Interior Do-J. A vertical ladder is visible on the back wall to exit to the "deck", that is, on the roof of the fuselage. For obvious reasons, there were no ordinary doors in the sides.



Do-J with a radio compass and modified tail tails scatter before take-off.



Another passenger version of the Do-J.



Late modification of the flying boat (sometimes called it “Superval”) with two passenger compartments and a closed cockpit.



Dornier "Soviet North" on the coast of the White Sea.



Above is the Soviet military version of the Do-J, with machine gun turrets and Lorraine-Dietrich motors. Such aircraft were used until 1937 on the Black Sea and Baltic fleets as long-range scouts.

Below is a civilian (converted from the military) Do-J of Soviet production with M-17 engines, which was used by the Main Directorate of the Northern Sea Route for ice reconnaissance.
Author:
Originator:
https://vikond65.livejournal.com/685568.html
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Amurets
    Amurets 18 November 2017 06: 48
    +9
    “An interesting article about an interesting car. Polar aviation pilots spoke very well about this plane.
    “In the extreme conditions of the north, the Dornier Val aircraft more than once demonstrated amazing strength and reliability. So, in October 1933, the pilot Ryabenko, having spent fuel, got into the Gaydayamo Bay. The car froze into the ice, which the plane was cut down and pulled ashore. There is a seaplane flew until August 1934 when the ice finally broke open. The boat was lowered into the water and it arrived at the Gaydayamo trading post under its own power. After refueling, the Far East took off and returned to base. in the tundra, not reaching the water. After a little repair, the pilot managed to lift the car into the air, dispersing it on an oiled wooden platform. " http: //aviaru.rf/aviamuseum/aviatsiya/sssr/inostr
    annye-samolety / inostrannye-samolety-vvs-sssr / impo
    rt-1920-h-1930-h-gg / mnogotselevaya-letayushhaya-l
    odka-dorne-val-do-j-wal /
  2. Petrol cutter
    Petrol cutter 18 November 2017 18: 03
    +2
    I respect such devices in principle, but motorized !!! Just huge, not just huge, but huge !!!. As they say in MTS ...
  3. Curious
    Curious 18 November 2017 22: 30
    +1

    Bomber equipment (Der-3, Der-4, or Der-13 bomb racks, Sbr-7 bomb racers, sights), Kodak1 cameras and Marconi radios were mounted on aircraft that entered the USSR AD-6F. The primitive Sbr-7 gradually gave way to the more advanced Sbr-9. The maximum bomb load was 800 kg.

    The first batch of aircraft had small arms, consisting of two twin Lewis machine guns of the 1924 model with an ammunition load of 940 rounds each, but already during operation, all Tur-5 and Tur-6 turrets were mounted under the twin machine guns "YES". At Do.J, used during the years of World War II, there were ShKAS machine guns.

Дюралевый кит



Ровно 95 лет назад, 6 ноября 1922 года, впервые поднялся в воздух гидросамолет Дорнье Do-J, он же "Валь", то есть "Кит". Поскольку Версальский договор запрещал Германии строить большие самолеты, которые могли быть использованы в качестве бомбардировщиков, немецкий авиаконструктор и предприниматель Клаудио Дорнье перенес производство в Италию. Именно там был построен и прошел испытания первый "Кит", а потом начался его серийный выпуск.

Do-J получился очень удачным, пожалуй, это была лучшая в мире тяжелая летающая лодка 1920-х годов. Он отличался хорошей устойчивостью, легкостью управления, высокой прочностью, надежностью и долговечностью. Благодаря цельнометаллической конструкции некоторые "киты" летали более 20 лет, "намотав" многие миллионы километров, что было бы немыслимо, если б Дорнье по примеру большинства его современников спроектировал более простую и дешевую деревянную машину.


До 1933 года Do-J выпускался в Италии, а потом, в связи с отказом пришедшего к власти Гитлера от версальских ограничений, произвоство перенесли в Германию, одновременно сменив индекс на Do-16. Но название осталось прежним. Всего было построено порядка 250 "китов". Казалось бы, не так уж много (самолет считался довольно дорогим), но известность и популярность этих машин значительно превосходили их тираж. Военные и гражданские варианты Do-J применялись во множестве стран. Помимо Италии и Германии, они носили эмблемы СССР, Испании, Португалии, Японии, Чили, Аргентины, Бразилии, Колумбии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Югославии, Нидерландов и Уругвая.

При этом самолеты делались под требования конкретных заказчиков, а потому "Кит" имел более десятка модификаций, порой очень сильно отличавшихся друг от друга. Менялись двигатели, оборудование, вооружение, объемы бензобаков и т.д. Некоторые машины оснащались пассажирскими салонами или грузовыми трюмами (на тогдашних тяжелых гидросамолетах грузовые отсеки называли "по-корабельному"), для чего приходилось серьезно перекомпоновывать носовую часть фюзеляжа.

Плоское и прочное днище лодки, сделанное из толстых алюминиевых листов, давало "китам" возможность действовать не только с воды, но также - со снега и льда, что обусловило их широкое применение в Арктике. Вплоть до начала Отечественной войны советские Do-J возили грузы над тундрой и осуществляли ледовую разведку в Северном Ледовитом океане, обеспечивая фукнционирование Северного морского пути. Самолет, родившийся в жаркой Италии, оказался заправским полярником. Помимо 26 таких гидропланов, закупленных в 1926-29 годах у фирмы "Дорнье", в СССР было построено еще шесть - с советскими моторами М-17.

Кроме Италии, Германии и Советского Союза, "Вали" выпускались по лицензии в Голландии, Испании и Японии, правда, японцы сделали всего два самолета в гражданском варианте. Испанские Do-J, пережившие гражданскую войну, прослужили дольше всех, последние из них были списаны в 1950 году. На заставке - одна из этих машин в полете, снятая из кабины другого самолета.



Боковой разрез фюзеляжа военного варианта Do-J с английскими моторами Ролл-Ройс "Игл".



Пилотская кабина Do-J выглядела довольно лаконично, в стиле своего времени. Управление было сдвоенным, чтобы пилоты попеременно могли отдыхать, так как продолжительность полетов порой составляла много часов.



Аргентинский Do-J на съемном шасси для буксировки по земле. Интересно, что основные колеса сделаны плавучими, чтобы после скатывания самолета в воду их не приходилось доставать со дна.



Норвежский Do-J рулит по снегу.



Бразильский Do-J "Атлантико", оборудованный пассажирским салоном, при этом пилотская кабина смещена назад.



Интерьер салона Do-J. На задней стенке видна вертикальная лестница для выхода на "палубу", то есть, на крышу фюзеляжа. По понятным причинам, обычных дверей в бортах не было.



Do-J с радиокомпасом и видоизмененным хвостовым оперением разбегается перед взлетом.



Еще одна пассажирская версия Do-J.



Поздняя модификация летающей лодки (иногда ее называли "Суперваль") с двумя пассажирскими отсеками и закрытой кабиной пилотов.



Дорнье "Советский север" на побережье Белого моря.



Вверху - советская военная версия Do-J с пулеметными турелями и моторами "Лоррэн-Дитрих". Такие самолеты применялись до 1937 года на Черноморском и Балтийском флотах в качестве дальних разведчиков.

Внизу - гражданский (переоборудованный из военного) Do-J советского производства с моторами М-17, который использовался Главным Управлением Северного морского пути для ледовой разведки.
Автор:
Вячеслав Кондратьев
Первоисточник:
https://vikond65.livejournal.com/685568.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

3 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. амурец Онлайн
    амурец (николай) 18 ноября 2017 06:48
    +9
    "Интересная статья об интересной машине. Очень хорошо об этом самолёте отзывались лётчики полярной авиации.
    "В экстремальных условиях севера самолет Дорнье «Валь» не раз продемонстрировал удивительную прочность и надежность. Так, в октябре 1933 года пилот Рябенко, израсходовав горючее, сел в заливе Гыдаямо. Машина вмерзла в лед, который вырубили и вытащили самолет на берег. Там гидроплан пролетал до августа 1934 года, когда лед наконец вскрылся. Лодку спустили на воду, и она своим ходом прибыла на факторию Гыдаямо. После заправки ДВ взлетел и вернулся на базу. А летом 1940 года М.Н.Каминский совершил вынужденную посадку на своей лодке прямо в тундре, не дотянув до воды. После небольшого ремонта летчику удалось поднять машину в воздух, разогнав ее по смазанному маслом деревянному помосту." http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/inostr
    annye-samolety/inostrannye-samolety-vvs-sssr/impo
    rt-1920-h-1930-h-gg/mnogotselevaya-letayushhaya-l
    odka-dorne-val-do-j-wal/
  2. Бензорез Офлайн
    Бензорез (Виталий) 18 ноября 2017 18:03
    +2
    Я такие аппараты впринципе уважаю, но моторище!!! Просто огромный, не просто огромный, но огроменнейший!!!. Как говорят в МТС...
  3. Curious Офлайн
    Curious (Victor) 18 ноября 2017 22:30
    +1

    На самолетах, которые поступали в СССР, монтировалось бомбардировочное оборудование (бомбодержатели "Дер-3", "Дер-4" или "Дер-13", бомбосбрасыватели "Сбр-7", прицелы), фотоаппараты "Кодак1" и радиостанции "Маркони" AD-6F. Примитивные "Сбр-7" постепенно уступили место более совершенным "Сбр-9". Максимальная бомбовая нагрузка составляла 800 кг.

    Первые партии самолетов имели стрелковое вооружение, состоящее из даух спаренных пулеметов "Льюис" образца 1924 года с боекомплектом 940 патронов на каждый, но уже в ходе эксплуатации на всех лодках были установлены отечественные турели "Тур-5" и "Тур-6" под спаренные пулеметы "ДА". На Do.J, применявшихся в годы Великой Отечественной войны, стояли пулеметы ШКАС.
Картина дня