Американская "дружеская помощь"

34
Всем известно, что во время Второй Мировой войны США помогали СССР в рамках известного всем "лендлиза". Но мало кто знает о том, что подводный флот США оказал своему союзнику совсем иного рода "помощь"

В советское время, уже после войны, проскальзывали сообщения, о том, что японские или "неизвестные" подводные лодки топили советские торговые суда Дальневосточного морского пароходства. В этой связи авторы книг и статей называют имена таких судов, как "Ангарстрой", "Кола", "Ильмень", "Белоруссия", "Павлин Виноградов", "Обь", "Трансбалт". Однако за прошедшее с тех пор время, у нас в стране и за рубежом опубликовано немало материалов, проливающих свет на истинные причины гибели этих судов.

Американская "дружеская помощь"


Прежде всего стоит отметить, что советский грузовой пароход "Павлин Виноградов" и 33 члена его команды погибли 22 апреля 1944 года у побережья Аляски в результате внутреннего взрыва в трюме судна, перевозившего такой взрывоопасный груз, как ацетон в бочках. Причиной же гибели остальных пяти перечисленных судов Дальневосточного пароходства, равно как и рыболовного сейнера № 20, действительно стали действия подводных лодок, но не японских или "неизвестных", а... американских.

Вот краткая справка о судьбе 6-и этих судов и членов их команд и пассажиров:

грузовой пароход "Ангарстрой" (4761 брт.т.) - потоплен 1 мая 1942г. в Восточно-Китайском море двумя торпедами американской подводной лодкой SS-210 "Гренадир";
грузовые пароходы "Кола" (4997 брт.) и "Ильмень"(4200 брт.) - потоплены 17 февраля 1943 г. в Тихом океане южнее острова Сикоку каждый двумя торпедами американской подводной лодкой SS-276 "Софиш". На "Коле" погибло 60 человек команды из 64 и все 9 пассажиров, на "Ильмене" - 7 членов команды из 42;
рыболовный сейнер №20 (362 т.) - потоплен 9 июля 1943 г. в Японском море у острова Ребун артеллерийским огнем американской подводной лодкой SS-178 "Пермит", погибло 2 члена команды;
грузовой пароход "Белоруссия" (4120 брт.) - потоплен 3 марта 1944 г. в Охотском море западнее острова Итуруп торпедой американской подводной лодкой SS-381 "Сэндлэндс", погибло 48 из 50 членов команды;
грузовой пароход "Обь"(3299 брт.) - потоплен 5 июля 1944 г. в Охотском море у западного побережья Камчатки торпедой американской подводной лодкой SS281 "Санфиш", погибло 14 из 40 членов команды;
грузовой пароход "Трансбалт" (11439 брт.) - потоплен 13 июня 1945 г. в Японском море северо-западнее пролива Лаперуза двумя торпедами американской подводной лодкой SS-411 Спейдфиш" погибло 5 из 99 членов команды и практикантов.

Всего в период 1941-1945 гг. жертвами американских подводных лодок на Тихом океане стало 6 советских судов общим тоннажем 28644 брт. При этом погибло 128 находившихся на их бортах в момент потопления советских граждан, в том числе 21 женщина и 3 детей.

Стоит отметить, что в тот же период Дальневосточного морского пароходства несло потери от действий японских вооруженных сил (авиация и артиллерия), но за всю войну на Тихом океане подводные лодки японского Императорского флота не потопили ни одного советского судна.
Американские же подводники действовали на Тихом океане под своим известном девизе "Топи их всех!", зачастую не заботясь ни о судах своих союзников, ни о спасении их команд...

Источник информации:
Сборник статей "Тайны подводной войны-2", издание Московский Клуб истории флота" и Центра истории флота во Львове 1996год.
Статья К.Б. Стрельбицкого "Топи их всех".
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    2 апреля 2012 08:26
    Весь Тихий океан представлял собой зону боевых действий-так что склонность янки к потоплению советских кораблей не стоит преувеличивать.Фронт есть фронт. Они и своих с дуру топили.Наши на Балтике с кораблями "нейтральной" (слово в кавычках-потому как очень уж она была нейтральна к Гитлеру) Швеции тоже не церемонились.Свои самолеты на Севере топили свои же подводные лодки-война есть война.Ошибок не избежать.
    1. +18
      3 апреля 2012 09:48
      Цитата: Greyfox
      Весь Тихий океан представлял собой зону боевых действий-так что склонность янки к потоплению советских кораблей не стоит преувеличивать.Фронт есть фронт.



      то что американцы топили советский флот на тихом океане, и делали это сознательно, видя соответствующие флаги - давно известный факт...бывает что "дружественный " огонь происходит по ошибке, а эти подводные атаки имели целью вовлечения СССР в войну против японии...топили в том числе артиллерийским огнём, когда ошибка с определением противника была практичски исключена...так что не надо пытаться защищать янки, выдумывая всякие нелепые оправдания...выглядит весьма глупо..
      лучше назовите мне, сколько американских или британских кораблей было потоплено советскими субмаринами...
  2. -4
    2 апреля 2012 08:29
    Ну скажем так, что все это домыслы. Но если в итоге это окажется правдой, то зная американцев я этому буду не удивлен.
    1. +8
      3 апреля 2012 09:49
      Цитата: Joker
      Ну скажем так, что все это домыслы.


      садитесь, два..историю надо знать...
      1. СеняЯ
        -4
        3 апреля 2012 19:10
        Объсните пожалуйста мне простофиле. Каким это образом американцы пытались втянуть СССР в войну с Японией....если они топили наши корабли артилерийским огнем????!!!Че за бред то!!!!!!!!!!!
  3. dmitryg
    -20
    2 апреля 2012 08:37
    Архивы, фотографии, свидетельства в студию. Я вот считаю, что наши суда уничтожал Санта Клаус! Самонаводящимися оленями-камикадзе.
    1. Dimani
      +9
      3 апреля 2012 08:23
      Потопление советских грузовых кораблей американскими ПЛ действительно имело место быть....это признают и сами американцы. Бывшие подводники описывали эти случаи. Даже книга есть "Волки Тихого океана" написанная бывшим американским офицером ВМС.
    2. СеняЯ
      -9
      3 апреля 2012 19:11
      нееее наши корабли забрасывали бананами специально подготовленные обезьяны-морские котики!!Ну или... как то так
    3. +1
      11 мая 2014 19:04
      Цитата: dmitryg
      Архивы, фотографии, свидетельства в студию. Я вот считаю, что наши суда уничтожал Санта Клаус! Самонаводящимися оленями-камикадзе.
      Да чего уж там - давайте сразу инопланетян приплетем. Тем более, что американцы и тут были впереди планеты всей...
  4. -4
    3 апреля 2012 09:35
    Это война.А подводная она еще и очень тяжолая.
    Надеюсь хоть извенились.
    1. +3
      3 апреля 2012 09:41
      Конечно возможно в вечернее или ночное время не рассмотреть гюйс корабля, и характерные надстройки присущие торговым судам....как знать. Кто держал свечку, только тот и может что то прояснить.

      А, извинятся.....Хороша ложка к обеду! Теперь некому и не перед кем!

      Им бы суметь извиниться перед совершенным ныне...!
    2. 0
      23 декабря 2012 00:07
      Нет, не извинились.
  5. grizzlir
    0
    3 апреля 2012 09:51
    Как то расплывчиво подаётся информация в статье.Не понятно потопление советских судов американскими лодками это предположение или достоверный факт.Хотя на войне как на войне,от дружественного огня гибнет не мало людей и техники.
  6. 755962
    +3
    3 апреля 2012 09:54
    В романе "Реквием каравану РQ-17" В.С.Пикуль показал как подставили нас союзники.с этим конвоем.И если в отдельных случаях потопление наших судов было халатность и роковые ошибки,то с караваном PQ-17 было явно всё неоднозначно.
    1. +3
      3 апреля 2012 15:16
      Там они больше подставили себя.
    2. СеняЯ
      -4
      4 апреля 2012 19:46
      Каким образ сюзники подставили свои караван пкю 17 со своими земляками на борту????интересно знать??
      1. +3
        4 апреля 2012 20:15
        Союзники сняли боевое охранение каравана.
        Лучше почитайте на эту тему очерки и документы, которых в инете много.
        1. СеняЯ
          -3
          9 апреля 2012 12:27
          А причину снятия охранения вы знаете???Ооо великий читатель очерков в интернете???Англичани сняли охранение после известия о выходе "ТИРПИЦА"...что вполне логическое решение ибо тирпиц в одиночку мог легко сделать вату любому английскому линкору и заодно его охранению, ну и транспортами закусить...Поступил приказ о рассредоточении конвоя...это был единственно верный приказ, в случии угрозы от надводных тяжелых кораблей.
          1. 0
            9 апреля 2012 13:34
            Цитата: СеняЯ
            А причину снятия охранения вы знаете???
            Вы знаете, первый раз слышу сей факт. Спасибо, что просветили вместе с Пикулем.
  7. Rodver
    +5
    3 апреля 2012 10:26
    Особенно вопиющий факт расстрела ариллерией сейнера № 20. Вот уж действительно для американцев - это суперъобъект!
  8. +2
    3 апреля 2012 11:00
    Стоит отметить, что в тот же период Дальневосточного морского пароходства несло потери от действий японских вооруженных сил (авиация и артиллерия)

    здесь автор пишет чистый бред, с Японией у нас был договор о нейтралитете, мы, как и японцы соблюдали его. не один американский бомбардировщик. севший на нашей территории не был передан обратно США, лётчиики интернировались, а самолёты оставались. а по поводу американских ВМС атаковавших наши транспорты было известно и тогда. не надо представлять "наших союзничков" белыми и пушистыми. ПРЕСТУПНИКИ.
    1. 0
      23 декабря 2012 00:12
      Договор был, но японцы постоянно устраивали провокации и на суше, и на море. К стати, тех нескольких членов экипажей с "Колы", "Ильменя" и "Белоруссии" оставшихся в живых спасли именно японцы и передали СССР. Даже страховых сумм не просили.
  9. +1
    3 апреля 2012 11:18
    Странно, но там семь названий. Автор, исправь wink
  10. +5
    3 апреля 2012 12:10
    В перископ видно всё очень хорошо...погода тоже хорошая... (торпедная атака)...Получается что они это делали сознательно... Ну и кто они после этого... Представители сексуальных меньшинств... И вообще за ними столько долгов накопилось...
  11. snek
    +5
    3 апреля 2012 12:10
    Хм, а автору известно такое понятие, как дружественный огонь, когда свои или союзнические войска или технику принимают за врага и открывают по ней огонь? "но корабли же шли под советским флагом, надо быть слепым, чтоб этого не видеть. Это было предамеряно!" вполне ожидаемо можно возразить мне. Не совсем так. война на море в то время уже велась на границе видимости ну и плюс это море ветаки: волнение, полхая погода, да и перископы тех времен - это не идеальное средство наблюдения. Вот несколько примеров дружественного огня на море периода Второй мировой:
    26 мая 1941 — Британские торпедоносцы атаковали британский крейсер «Шеффилд», приняв его за немецкий линкор «Бисмарк».
    10 сентября 1939 — Подводная лодка «Оксли» (англ. Oxley) ВМС Великобритании вышла за пределы предписанного ей района патрулирования и была торпедирована английской подводной лодкой «Тритон» возле Обрёстада. Она стала одновременно и первой победой, и первой потерей ВМС Великобритании во Второй мировой войне
    22 февраля 1940 — В Северном море эсминцы немецкой флотилии обстреляли немецкий бомбардировщик He-111, который в ответ сбросил на корабли бомбы. Инцидент привёл к гибели эсминцев «Леберехт Маасс» и «Макс Шульц» — они предположительно подорвавилсь на английских минах, панически выполняя манёвры уклонения.
    А вот какие последствия может иметь дружественный огонь на земле:
    16 августа 1945 года произошел еще один трагический инцидент. 27 бомбардировщиков Ил-4 сбросили 270 бомб на подразделения 5-й общевойсковой армии в окрестностях города Мулин. Чудовищное недоразумение привело к огромным потерям. По рассказам оставшихся в живых, трупы людей и лошадей висели на деревьях. Артиллерийские лафеты, стволы, танковые башни взлетали вверх и, падая, давили людей. Был стерт с лица земли развернутый полевой госпиталь, большие потери понес штаб 5-й армии. Почти полностью погиб зенитный полк, на 50 процентов была уничтожена танковая бригада. К тому же, вслед за бомбардировщиками прилетели истребители и пушечным огнем стали добивать уцелевших.
    (взято отсюда: http://almanacwhf.ru/?no=4&art=7)

    Так что 6-7 судов в рамках масштаба той войны - это не целенарправленная охота, а трагические последсвия людских ошибок.
    1. +1
      3 апреля 2012 13:18
      Цитата: snek
      Так что 6-7 судов в рамках масштаба той войны - это не целенарправленная охота, а трагические последсвия людских ошибок.


      вы не находите странным сравнивать морские и авиационные инциденты?..для вас видимо нет разницы, то ли из корабельного орудия методично лупить по безоружному гражданскому сейнеру находящему на расстоянии вытянутой руки. то ли с высоты бомбы кидать по точкам на земле...вероятность совершения ошибки несравнима....
      1. snek
        +2
        3 апреля 2012 14:08
        Во-первых, прочитайте чуть-чуть внимательнее - первые два примера произошли на море между судами. Во вторых:
        Цитата: Krilion
        ..для вас видимо нет разницы, то ли из корабельного орудия методично лупить по безоружному гражданскому сейнеру находящему на расстоянии вытянутой руки. то ли с высоты бомбы кидать по точкам на земле...

        Воображение у вас богатое. Вот вы уже нарисовали картину что это было с расстояния "вытянутой руки". Вообще только в одном из описанных случаев был применен артиллерийский огонь. далее - откуда вы знаете какие были погодные условия, было это днем, ночью на закате и т.д.
        Раз уж мы пошли разбирать. То я посмотрел оригинал работы, который есть в инете и на который ссылается автор - там нет ссылок ни на какие источники. Вы вообще представляете объем работ который нужно проделать в архивах, чтобы узать какая где американская лодка находилась и где находились соответственно совеские суда? Нужно ознакомится с бортовыми журналами этих подлодок. А этого нет. И, В-третьих, раз уж вы решили придраться к моему примеру с налетом авиации вот еще раз последнее предложение отуда: К тому же, вслед за бомбардировщиками прилетели истребители и пушечным огнем стали добивать уцелевших Истребители обычно отакуют с низкой высоты и разобрать кто на земле - свои или чужие не так сложно.
        1. ИСО
          0
          4 апреля 2012 10:15
          Рекомендую почитать воспоминания летчиков и танкистов в сборниках Драбкина А.В. там дружественный огонь по наземным целям достаточно часто встречается. Летчик не имея какой-либо оптики должен за секунды принять решение об открытии огня кося одним глазом на цель а вторым высматривая истребители противника, в подводной лодке на перископной глубине, да ещё при отсутствии акустиков, радаров и кораблей прикрытия у наблюдаемых целей ситуация совершенно другая - там любуйся целью пока глаза не сотрёшь. Поэтому не надо сравнивать дружеский огонь с самолёта и с подводной лодки.
    2. 0
      23 декабря 2012 00:14
      Фисановича англы тоже "случайно" утопили?
    3. +1
      11 мая 2014 19:13
      Цитата: snek
      Так что 6-7 судов в рамках масштаба той войны - это не целенарправленная охота, а трагические последсвия людских ошибок.
      Может быть. Но вот что странно: какого рожна американским субмаринам забираться в такой район, где встреча с торговыми кораблями японцев на несколько порядков меньше, чем с советскими. Им что,Филиппины уже совсем не нужны были?
  12. schta
    +3
    3 апреля 2012 12:29
    Да, война такая. ошибок не избежать. Дружественный огонь и сейчас не редкость. при всех "нанотехнологиях", свойственных современным армиям.

    Первый сбитый самолет товарища Покрышкина тоже нес красные звезды на плоскостях....
    1. +3
      3 апреля 2012 14:52
      По Покрышкину в точку попал. Ошибаются все: красные, белые, розовые, голубые, кривые и хромые, ну а не ошибается тот, кто отсиживается в известном месте. Статья притянута за уши, а автору посоветую побывать в небольшой массовой драчке, где он реально сможет оценить процент дружественного попадания в собственный бубен (да не в обидку будет сей совет, а токма изыск в пользу истины).
  13. Vito
    +3
    3 апреля 2012 12:51
    АНГЛОСАКСЫ НИ КОГДА И НИ ПЕРЕД КЕМ НЕ ИЗВИНЯЛИСЬ И ИЗВИНЯТЬСЯ НЕ БУДУТ. ОНИ ЖЕ СЧИТАЮТ СЕБЯ ПУПОМ ВСЕГО МИРА! МОЖЕТ И ПРАВ БЫЛ УСАМА В 2000г?
  14. +3
    3 апреля 2012 15:09
    Нет ничего удивительного, что американцы топили союзные суда или сбивали самолёты. Особенно союзники проверкой на прочность решили заняться в конце войны, видимо, прощупывали реакцию нашего командования.
    То, что эти нападения были не ошибкой подтверждали сами американские лётчики сбитые нашими. На картах, имеющихся у них, наши аэродромы были обозначены как цель для атаки. Путаницы не может быть, т. к. происходил двухсторонний обмен о дислоцированнии между союзниками.
    Кожедуб, как минимум, имел на своём счету два сбитых амера Р-51 "Мустанг".
    Или:
    БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ ШТАБА 866 ИАП
    Ниш, 7.11.1944 года, 16.00.
    /ЦАМО РФ, ф.866 иап, оп.223502, д.3/
  15. vostok-47
    -2
    3 апреля 2012 15:46
    Как говориться у страха глаза велики. Американцы, заметив судно на поверхности с помощью радара, начинают пулять в него, будь он хоть американским, советским или японским.....
    1. snek
      -2
      3 апреля 2012 16:28
      Ух ты, у американцев на подложках оказывается радары были...
  16. laurbalaur
    0
    3 апреля 2012 15:58
    решил посмотреть исходный материал - Центра истории флота во Львове ,гм-гм ! Однако !
  17. +4
    3 апреля 2012 22:34
    Есть такой очень интересный труд - "Американские подводные лодки от начала ХХ века до Второй мировой войны. (100 лет американским ПЛ)" автора Кащеева Л.Б., издание 2002 г. Там перечисляются все эти случаи, с указанием званий и имен командиров ПЛ. Так, например: "Рыболовный сейнер № 20 (1936г., 263т) – 9 июля 1943 г. потоплен в Японском море на траверзе острова Ребун (район Хоккайдо) артиллерийским огнем подводной лодкой SS-178 «Permit» (командир – лейтенант-коммандер Чеппл), погибло 2 члена команды из 13. Спасенные рыбаки были доставлены в Датч-Харбор", и остальные 5 случаев. Причины, послужившие принятию решений на атаки судов, не указываются.
  18. CC-18a
    0
    3 апреля 2012 23:49
    Балина!!! вы себя хоть сами читаете? какие нафиг ошибки! чётко пишут что амеры топили советские корабли!
    Если это ошибки то почему таких ошибок не было у японцев? О_О При всём при этом наших топили вблизи территориальных вод сша а не японии, дураку ведь ясно что смотря в перископ из амерской лодки вблизи своих вод на транспорт что этот транспорт ну никак не японский... чё им там снабжать или перевозить О_О.
    Еслиб амеры топили наши суда по ошибки то наших топили бы вблизи Японии А так наши суда топились амерскими лодками вблизи штатов.
    Прежде всего стоит отметить, что советский грузовой пароход "Павлин Виноградов" и 33 члена его команды погибли 22 апреля 1944 года у побережья Аляски
    - Если вы настолько тупы что считаете это ошибкой, то вы с лёгкостью должны поверить, что торпедирование американской подводной лодкой в бухте побережья сша американского эсминца - это всего лишь ошибка))) ну право слово тока отчалил обернулся а тут японский эсминец в порту сша грех не стрельнуть, нафиг думать)))
  19. +4
    4 апреля 2012 00:58
    К этим потерям можно добавить инциденты:
    пограничные сторожевые катера ПК-7 и ПК-10 (из Камчатского морского погранотряда) - 6 августа 1945 г. в Охотском море в р-не мыса Инкаюш (Камчатка) получили повреждения в результате пулеметно-пушечного обстрела 2 американских самолетов (99 и 87 пробоин соответственно), погибло 6 членов экипажа ПК-10 и командир дивизиона катеров погранотряда кап. 3 р.П.И.Бойко, ранено соответственно 11 и 7 (один - смертельно) членов экипажей;
    грузовой пароход "Одесса" (ДГМП) - 3 октября 1943 г. в Тихом океане на переходе из Акутана (Алеутские о-ва) в Петропавловск-Камчатский в 300 милях от него поврежден в результате попадания торпеды американской ПЛ S-46 (в результате взрыва образовалась пробоина в левом борту в районе трюма № 5).
  20. Kostyan New
    0
    24 мая 2012 21:39
    статья полный бред и отстой.. писал даун.. .фуфло.....
  21. +1
    23 марта 2017 09:14
    Статья базируется на книжке,написанной на Украине в 1996 году. Смесь правды и лжи. Я не стану утверждать,что США не топили советских кораблей,но заявление о том,что советских кораблей не топила Япония лож. В частности лживым является и утверждение о том,что пароход Ангарстрой потоплен США. В журнале Техника Молодежи за 1985 год номер 9 страница 20 есть статья - Горячий Тихий океан. В ней описываются последние дни парохода Ангарстрой и свидетельства выживших членов экипажа,описывающих подробности гибели судна. Ангарстрой потоплен ПЛ Японии,это очевидно. Японская же подлодка атаковала советский пароход Уэлен,но получила такой отпор,что отправилась кормить рыб. В Гонконге был расстрелян японцами советский пароход Кречет . Японские бомбардировщики потопили советский пароход Перекоп. Продолжать этот скорбный список можно долго,а ссылаться на книги тех,кто выкопал Черное море глупо.
    1. 0
      4 мая 2018 13:32
      вопрос а были ли случаи когда топили наши американцев и японцев????