Х-25 («изделие 69») – первая отечественная ракета с лазерным наведением

В первой половине 60-х годов прошлого столетия в СССР сформировалась новая область техники, которая была связана с использованием разнообразных лазерных устройств. Использование данных средств открывало широкие возможность для организации подсветки визуально наблюдаемых целей мощным световым потоком, для того чтобы его отражение могло использоваться как источник излучения, фиксируемый оптической головкой самонаведения ракет или других управляемых боеприпасов.

Пионерами практической реализации этого направления в Советском Союзе стало НПО «Геофизика» (вернее, СКБ-2 оптической и лазерной аппаратуры под руководством Д. М. Хоролом), ОКБ Калининградского машиностроительного завода, (работами по ракете руководил зам. главного конструктора В.Г. Кореньков), и ОКБ Сухого, которое осуществляло соответствующую доработку самолета-носителя. Активную поддержку данному направлению оказал ГосНИИАС возглавляемый Е.А. Федосовым. Необходимость разработки вооружения для авиации осознавал и Главнокомандующий ВВС П.С. Кутахов, который учитывал поступающую информацию о применении американцами во Вьетнаме аналогичных систем.

Х-25 («изделие 69») – первая отечественная ракета с лазерным наведением



Работы в данном направлении начались в конце 60-х годов. Решением ВПК от 26.12.1968 головным разработчиком лазерной системы наведения определили «Геофизику», а создание собственно оптического квантового генератора (лазера) поручили Ленинградскому государственному оптическому институту. В 1970 г. ВПК поручила подготовку аванпроектов систем наведения «Прожектор» в I квартале и «Кайра» во II квартале 1971 года. Калининградскому КБ была поручена разработка на базе Х-23 новой ракеты Х-25, имеющей точность наведения 6—8 м. В тоже время тушинскому Проектно-конструкторскому производственному комбинату (бывшее ОКБ-4, позднее «Молния») более тяжелой ракеты Х-29 (управляемый снаряд УС-КГ).

По результатам комплексной научно-исследовательской работы разработали экспериментальные образцы радиоаппаратуры «Прожектор-1» а также головки самонаведения 24Н1. «Прожектор-1» оснащался лазером на стекле, активированном неодимом, который генерировал излучение (длина волны – 1,06 мкм). Первоначально технику испытали на борту летающей лаборатории Ан-24П («Прожектор») оснащенной специальной аппаратурой. Первоначально решение о разработке ракеты Х-25 имеющей головку самонаведения 24Н1 принимали исходя из того что она будет применена на Су-7, Су-17.

Внешний облик Х-25 по сравнению с ракетой Х-23 заметно изменился в результате размещения лазерной головки самонаведения. Диаметр ГСН с прозрачным обтекателем был практически такого же калибра, как и двигательная установка. В результате корпус Х-25 стал цилиндрической формы, сменившей сигарообразные обводы, характерные исходной К-5 и ракет «воздух—земля» ранее разработанных калининградским ОКБ.

В тоже время размещение большинства основных агрегатов и систем осталось прежним. Естественно, переднюю часть корпуса выделили под головку самонаведения. Как и во время создания ракеты К-55, оснащенной тепловой головкой самонаведения, разработанной на базе К-5 наводимой по лучу, в хвостовой части ракеты Х-25 взамен аппаратуры радиоуправления применявшейся на Х-23 установили дополнительную 24-килограммовую, (13 килограмм взрывчатого вещества) боевую часть Ф-25-2М. Для повышения поражающего действия и придания плоскости разлета осколков ориентации, близкой к горизонтальной, дополнительную боевую часть сделали несимметричной формы. Это определило характерные косые очертания хвостовой части. Размещение дополнительной боевой части в хвостовой части ракеты также способствовало повышению эффективности. Подрыв происходил на большей высоте от грунта, что увеличивало зону разлета поражающих элементов (осколков).

Х-25 («изделие 69») – первая отечественная ракета с лазерным наведением


Ф-25-1М – основная боевая часть ракеты – имела цилиндрическую форму, масса составила 112 килограмм, из которых 80 килограмм взрывчатое вещество. Поражающие элементы размещались в передней зоне боевой части асимметрично. Граница между взрывчатым веществом и поражающими элементами также располагалась наклонно. Основная боевая часть в результате данных доработок имела более благоприятную диаграмму разлета поражающих элементов по сравнению со своими предшественниками.

Ракета оснащалась двигателем ПРД-228, заимствованным у Х-23 и автопилотом СУР-71.

Длина ракеты – 3570 мм; размах крыла — 785 мм; рулей — 493 мм; диаметр корпуса — 275 мм. Стартовый вес был увеличен до 318 килограмм при суммарной массе обеих боевых частей 136 килограмм. Максимальная скорость – 700 метров в секунду, время управляемого полета увеличилось до 25 секунд. Пуск осуществлялся с высот от 500 до 4000 метров, на дальности до цели 3000 – 7000 метров при скорости носителя 730—1000 километров в час.

По свидетельству Е.А. Федосова, начальника НИИ-2, первоначально разработчик радиоэлектронного комплекса Су-24 «Пума» Е.А. Зазорин не одобрял идею создания новой ракеты, так как разработка Х-23 уже вышла на завершающий этап, о чем свидетельствовали успешные пуски. Лишь использование Федосовым весомого аргумента — возможности залпового применения ракеты Х-25 (Х-23 могли использоваться только поодиночке) — склонило Зазорина к поддержке нового направления развития ракет.

Принципиально новым и самым сложным элементом Х-25 являлась ГСН. Трудности, связанные с разработкой головки самонаведения, стали причиной затягивания сроков создания. Лишь в 1972 году были созданы первые ГСН пригодные к установке на ракету. Сразу же началась стыковка головок с автопилотом СУР-71. Изготовили восемь программных ракет, которые поставили на полигон в Ахтубинск. Одна телеметрическая ракета была направлена в ОКБ Сухого для проведения работ по стыковке с аппаратурой «Прожектор». В ОКБ серийный Су-7Б №5130 переоборудовали в Су-7КГ для проведения испытаний.

В 1973 году под «Прожектор» был оборудован более современный носитель — Су-17МГК, переоборудованный Су-17М №5101, с которого осуществили автономные летные испытания программных Х-25, не оснащенных ГСН.

Начался этап А гос. испытаний. В ходе данного этапа с Су-7КГ осуществили пять запусков телеметрических ракет. Но от применения лазерной системы на серийном Су-7Б отказались. Данное решение было обусловлено тем, что самолет уже сняли с производства, а особенности динамики полета не давали возможности достигнуть приемлемой точности наведения.

За зиму 1973 года выполнили 36 полетов, во время которых выполнили 11 одиночных и один залповый пуск ракет. В этом же году завершились наземные испытания, и полигонная отработка боевой части.

Х-25 («изделие 69») – первая отечественная ракета с лазерным наведением


Лазерная головка самонаведения являлась принципиально новым элементом Х-25, но первые неприятности, возникшие при ее пусках, напрямую не были связаны с ГСН. Ракета на первой секунде полета отрабатывала странные кульбиты, что оказывало значительное влияние на ее дальнейшее функционирование. Как показал анализ, такое поведение ракеты было обусловлено паразитным зарядом, который образовывался из-за неуравновешенности процесса выхода на режим 27-вольтового источника питания постоянного тока противоположной полярности.

После устранения предпосылок к данному явлению ракета вела себя с должным постоянством, однако на завершающем этапе полета она все же уклонялась от поражения цели. Причиной этого могло быть неточное наведение «Прожектора» или несовершенство головки самонаведения. Чтобы однозначно определить «виновника торжества» провели залповый пуск Х-25. Ракеты разошлись от цели по разные стороны, следовательно, причиной отклонения являлось несовершенство ГСН.

Дальнейший анализ показал, что во время сближения с целью на расстояние 400—500 метров от цели отраженный сигнал нарастал настолько стремительно, что система авторегулирования усиления мощности сигнала попросту не справлялась и головка самонаведения «слепла». В связи с этим на ракету установили новую модификацию ГСН имеющую расширенный диапазон регулирования мощности.

В 1974 г. успешно завершились гос. испытания, в ходе которых провели 69 полетов с 30 запусками ракет, включая 26 на этапе Б. 26 декабря главнокомандующим ВВС был утвержден соответствующий акт по системе вооружения «Прожектор». В нем он рекомендовал принять ракету на вооружение.

С 1975 года ракету Х-25 серийно выпускал КМЗ. В 1976 году с учетом результатов испытаний ракету немного доработали — была введена небольшая вставка, позволившая удлинить хвостовую часть.

Х-25 («изделие 69») – первая отечественная ракета с лазерным наведением
МиГ-27К


Кроме Су-17 МГК в испытаниях принимали участие третий и четвертый прототипы истребителя-бомбардировщика МиГ-23Б (№32-24/3 и № 32-24/4) оборудованные контейнерным «Прожектором». В данной комплектации самолет №32-24/3 использовался до осуществленного в 1976 году переоборудования под двухканальный «Клен-П». Су-17 №8813 еще раньше был оснащен устройством подсветки «Фон».

Процесс наведения ракеты при использовании системы «Прожектор» был аналогичен процессу, реализованному в Х-66, но с более высокой точностью. Это было обусловлено меньшим расхождением лазерного луча по сравнению с излучением радиолокационной станции: до 4 угловых секунд! Летчику вновь приходилось осуществлять длительное удержание на метке прицела цели, как во время стрельбы из пушек, прицеливаясь корпусом самолета. Направление луча по отношению к оси носителя было фиксировано. В связи с этим пуски производились или с пикирования, или при полете по логарифмической кривой. На Су-17МКГ установили элементы системы автоматического управления полетом, например, демпфер который снижал амплитуду колебаний во время прицеливания. Это улучшило точность попаданий в полтора раза.

Во время формирования заключения госкомиссии появились разногласия в трактовке показателя точности. Военные хотели чтобы промах определялся на местности, а представители промышленности — в картинной плоскости. Последний вариант больше соответствовал физической сути процесса и позволял трактовать экспериментально полученные результаты как соответствующие задаваемым требованиям. Вероятное круговое отклонение равнялось 4 метрам.

Постановлением Правительства и Партии от 3 февраля 1976 года ракету Х-25 и аппаратуру «Прожектор» приняли на вооружение в составе Су-17МКГ. Данная разработка в том же году была удостоена Ленинской премии, которую вручили Д.М. Хоролу, Е.А. Федосову, В.Г. Коренькову и др.

Таким образом, первой серийной системой, которая обеспечивала наведение Х-25, стал подвесной «Прожектор» на Су-17М2. Как уже отмечалось, использование «Прожектора» предусматривало прицеливание корпусом носителя. В процессе наведения самолет должен был осуществлять 25—30 градусное пикирование без возможности маневрирования до момента поражения цели ракетой. После этого носителю необходимо было выйти из пикирования, проходя над расположением противника на минимальной высоте. Это повышало риск поражения вражеским огнем и поражающими элементами боевой части ракеты.

Более совершенной стала лазерная станция дальнометрирования и подсветки цели «Клен», разработанная ПО «Уральский оптико-механический завод» (Свердловск). В дальнейшем система «Клен», призванная заменить сочетание лазерного дальномера «Фон» и «Прожектора», выпускалась в разных модификациях. На Су-17М3 и Су-25 устанавливали «Клен-ПС», на Су-17М4 – «Клен-54», на МиГ-27Д и МиГ-27М – «Клен-ПМ». В данных системах луч подсветки по азимуту мог отклоняться в секторе от -12° до +12° и в диапазоне от - 30° до + 6° по углу места. Для управления ориентацией луча использовался кнюпель на ручке управления с индикацией направления подсветки перекрестьем прицела. Самолет-носитель при этом мог не только пикировать на цель, но и осуществлять полет по другим траекториям, включающим приближающиеся к горизонтальному. Тем не менее, чтобы получить наилучшую точность рекомендовалось осуществлять пуски с пикирования под углом от 25 до 30° на удалении 4000 — 5000 и при скорости носителя от 800 до 850 км/ч.

Еще в 1975 году МиГ-27 №323 переоборудовали под «Клен-П». С данного самолета осуществили пять пусков ракет Х-25. «Клен-П» в том же году установили на два Су-17М2 (№01-01 и №02-87).

Параллельно с «Кленом-П» создавали «Кайру» — более совершенный комплекс средств для применения ракет имеющих лазерное наведение. Над данной системой совместно работали ЛНПО «Электроавтоматика», ЦКБ «Геофизика», ЦНИТИ (Центральный научно-исследовательский телевизионный институт). «Кайра» нашла применение на Су-24М и МиГ-27К (МиГ-23БК). При этом работа по «Клену-П», который был более простым, подстраховывали разработку «Кайры» связанную с повышенным техническим риском. Работы по «Кайре» были успешно завершены, однако высокая надежность и относительная дешевизна «Клена-П» определили его более широкое использование.

При разработке «Кайры» ставилась задача обеспечить боевое применение, как на ракете, так и на управляемых бомбах с лазерными ГСН. В связи с отсутствием двигательной установки бомба после сброса с летящего горизонтально носителя отстает от него. Это определяет необходимость подсвечивать цель, находящуюся в задней полусфере самолета — от + 6 до — 140° по углу места и в секторе до ±20°по азимуту. В систему «Кайра» были включены оптико-электронные средства основой которых стало устройство типа видикона. Данные средства позволяли обнаруживать цель издали. Далее летчик, используя кнюпель, мог совместить на телевизионном индикаторе ИТ-23 изображение цели с перекрестьем и продолжать сопровождение цели в ручном режиме, или переключиться в режим авто. корректируемого слежения. При автоматическом сопровождении использовалась бортовая цифровая ЭВМ. Лазер сопряженный с видиконом осуществлял подсветку цели.

Используя режим автоматически корректируемого слежения, пилот сосредотачивал все свое внимание на управлении, и не отвлекаться на отслеживание цели или управление ракетой. Единственное, что требовалось от него — выдать команду на пуск ракеты или сброс бомбы после подтверждения захвата отраженного лазерного луча ее ГСН. Летчик при огневом противодействии противника мог, продолжая атаку, осуществлять противозенитный маневр, удерживая цель в пределах секторов визирования «Кайры». Кроме того, существовала возможность осуществлять разворот с угловой скоростью не более 40 град/с. При необходимости, например в случае отказа бортовой ЭВМ, летчик имел возможность осуществлять подсветку цели, отслеживая в ручном режиме ее положение.

Создание системы «Кайра», исходя в первую очередь из специфики наведения управляемых бомб, обеспечило носители эффективным средством наведения ракет имеющих лазерные головки самонаведения, способствующие их эффективному использованию, как с горизонтального полета, так и во время выполнения сложных маневров.

В 1975 году аппаратуру «Кайра» установили на первый МиГ-23БК (самолет №361). В 1976 г. к испытаниям подключили МиГ-23БК (самолет №362), а в 1977 г. — самолеты №363 и №364. Отработку новой прицельной системы вели в основном на данных одноместных боевых самолетах, поскольку дооборудование летающей лаборатории Ан-26К предназначенной для «Кайры» затянулось. Последним управляемое вооружение, имеющее лазерное наведение получил Су-24М. В 77—78 годах испытания с «Кайрой» и Х-25 проходил Т-6-22.

В середине 80-х годов было отработано применение Х-25Л (Х-25МЛ) с использованием более совершенной системы — прицельного комплекса «Шквал» разработанного механическим заводом «Зенит» (Красногорск). Данный комплекс был предназначен для боевого вертолета Ка-50 и «противотанкового» Су-25Т. «Шквал» кроме лазерного дальномера-целеуказателя имел телевизионный канал наблюдения и средства автоматического сопровождения цели. Оптико-электронными средствами «Шквала» обеспечивалось обнаружение цели и дальнейшее слежение за ней в пределах сектора ±35° по азимуту и по углу места от +5 до -80°.

Испытания и последующее применение ракеты Х-25 выявили серьезный недостаток. Как и при использовании ракеты класса «воздух—воздух», пуски Х- 25 допускались лишь после получения устойчивого захвата ГСН сигнала от цели. Неблагоприятные метеоусловия значительно снижали прозрачность атмосферы и, следовательно, дальность устойчивого захвата. Пилот иногда попросту не успевал осуществить запуск до достижения разрешенной минимальной дальности, которую определяли условия недопущения входа носителя в зону, в которой самолет мог быть поражен разрывом боевой части ракеты. В условиях реального боя против сильного противника данный фактор мог возникнуть из-за значительного задымления и запыления воздуха от пожаров, разрывов боеприпасов, движения гусеничной и колесной боевой техники.

Тем не менее, главной заслугой калининградского ОКБ и смежных организаций работавших с ним, является то, что ракета Х-25 стала первым отечественным образцом управляемого оружия, имеющим лазерное наведение. Данная разработка открыла путь для создания различных средств поражения имеющих аналогичные системы наведения, включая корректируемые бомбы и ракеты Х-25Л. Особую значимость лазерной техники на начальном этапе ее освоения характеризует и тот факт, что из соображений секретности машинисткам, имеющим необходимый уровень допуска, не доверяли печатать термин «лазерное» и исполнители от руки вписывали это слово уже в отпечатанный материал.

Источник информации:
Журнал "Техника и вооружение", «ЗВЕЗДА» СИЯЛА В КОРОЛЕВЕ Ростислав Ангельский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. RailWays 5 апреля 2012 09:22
    КА-50 единственный носитель Х-25 среди вертолётов?
    RailWays
  2. вард 5 апреля 2012 09:42
    Этапы большого пути... Статья плюс...
  3. Рустам 5 апреля 2012 11:09
    толчок и импульс к развитию первой нашей ракеты дала привезенная Косыгиным в 1969 году и подаренная нам американская лазерная бомба которая при налете на вьетнамские позиции не разорвалась а сохранилась в целости и сохранности,она дала толчок и импульс к развитию в стране первых высокоточных боеприпасов
  4. Комментарий был удален.
  5. скиф-абузяров в 2 июля 2014 23:10
    если кого-то интересует видео пусков ракет х-23, х-25 и х-29 загляните сюда http://www.youtube.com/watch?v=f-jnkHW8ngg
    так же там много пусков неуправляемых ракет, сброс бомб на цели и уничтожение цели прямым попаданием.
    сборка видео абсолютно новая, его вы ещё не видели.
    или зайдите сюда http://www.youtube.com/watch?v=NsyuWznVPxo
    скиф- абузяров владимир.
    скиф-абузяров в

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня