О рыцарских турнирах в подробностях… (часть третья)


Труба зачинщика надменный вызов шлет,
И рыцаря труба в ответ поет,
Поляна вторит им и небосвод,
Забрала опустили седоки,
И к панцирям прикреплены древки;

Вот кони понеслись, и наконец
С бойцом вплотную съехался боец.
(«Паламон и Арсит»)



Нашлемные украшения (см. на фото слева), предназначенного для боя на булавах, представленные в Оружейной палате Дрездена. Как видите, в этом случае они отличаются он нашлемных украшений для шлемов топхельм, прежде всего тем, что невелики по размерам и крепятся на самую макушку шлема, где для этого имеется металлический штырь.

К началу XV века в Германии родилась совершенно новая форма копейного поединка двух всадников, сразу же завоевавшая большую популярность, — реннен или «скачки». Вендален Бехайм сообщает, что придумал поединок Альбрехт-Август, маркграф Бранденбургский и он же стал его популяризатором. Суть состязания состояла в том, чтобы точным ударом сбить со своего противника тарч, что сразу показывало успех либо неуспех схватки. Но главной новацией боя являлось то, что его участникам действительно приходилось поскакать по ристалищу. В прежнем состязании гештех всадники сразу после сшибки осаживали своих коней и затем возвращались к месту «старта», где поправляли амуницию и получали новые копья. То есть между столкновениями была пауза. Теперь всадники, столкнувшись, продолжали движение, менялись местами, новые копья им вручались «на ходу», после чего они опять атаковали друг друга, причем все это происходило в быстром темпе. Таких столкновений могло быть при этом несколько, что, разумеется, повышало зрелищность такого турнира.

О рыцарских турнирах в подробностях… (часть третья)

Готические доспехи, послужившие основой для доспеха реннцойг. «Гербовник» Жиля да Бове. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Соответственно под него был создан и специальный доспех реннцойг, заимствовавший свою форму от готических доспехов XV века. Шлемом для этого состязания являлся салад без забрала, но имевший смотровую щель. Поскольку на саладе нашлемные украшения закреплять было неудобно, ограничились султаном из перьев. Защитный колпак под салад остался таким же, как и у «жабья голова». Нагрудник кирасы, как и у доспеха штейхцойг, снабжался копейным крюком, а сзади имел кронштейн для копья. Зато кираса получила дополнительно привинчивающийся к ней металлический подбородник, который закрывал всю нижнюю часть лица. Защитой бедер служили пластинчатые доспехи, «юбка», приделанная к кирасе, использовалась лишь в самом начале.


Кирасы с подбородником от доспехов реннцойг. (Оружейная палата Дрездена)

Реннцойг потребовал себе и специального тарча, получившего название реннтарч. Он также изготовлялся из дерева и обтягивался кожей, окрашенной в черный цвет и с железными оковками по краям. Щит этот плотно прилегал к кирасе, повторяя ее форму и форму левого наплечника. Размеры реннтарча зависели от того, для какой разновидности турнира этот тарч предназначался. Для «точного» реннена и бундреннена он имел высоту от пояса до шеи, а в так называемом «жестком» реннене — от самой середины бедра и до смотровой щели на шлеме. То есть это была достаточно толстая деревянная пластина, профилированная под доспех рыцаря. Сверху крашеное дерево обтягивали тканью с нарисованными на ней либо вышитыми геральдическими эмблемами его владельца.


Острые наконечники для реннена. (Оружейная палата Дрездена)

Копье для конной атаки в реннене также стало другим – легче копий, применяемых на турнире до этого. Длину оно имело около 380 см, диаметр 7 см и вес около 14 кг. А вот наконечник на него поставили острый, а не корончатый! Правда, длина острия была небольшой, то есть глубоко в цель он проникнуть не мог. Изменилась и форма защитного диска на древке копья. Теперь это был щиток в форме воронки. Причем размеры его все время увеличивались так, что со временем он не только прикрывал всю правую руку всадника от плеча до запястья, но также и часть груди.


Копейные щитки 1570 г. Вес 1023.4 г. Италия. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Копейный щиток для доспеха реннцойг. (Императорская охотничья и оружейная палата Вены)

В XV и XVI вв. проводились и так называемые «полевые турниры», имитирующие настоящее сражение. Правила были простые: конные рыцари делились на два равных по численности отряда и сражались на ристалище, выстроившись в две линии. Участвуя в этом виде состязаний, рыцари, как правило, надевали те же самые доспехи, что и на войну. Разница между турнирным и боевым вариантом заключалась лишь в том, что на них прикреплялись пластины с подбородниками, которые доходили до самой смотровой щели шлема-салада.


Гран-гарда 1551 г. Вес 737.1 г. Австрия, Инсбрук. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Кроме этого, участник турнира имел право прикрепить к своему доспеху еще и другие дополнительные защитные пластины. Например – цельнокованую пластину на все левое плечо наплечника заодно с подбородником, или гран-гарду. Турнирный доспех от боевого внешне отличался разве что наличием отверстия для крепежных винтов. Вооружением всадника служило традиционное турнирное копье, очень похожее на боевое, но только лишь несколько короче длиной и больше диаметром, и с наконечником, имеющим удлиненную форму.


«Слепой» конский налобник 1490 г. Вес 2638 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Естественно, что конское снаряжение для турниров также имело свои особенности. Например, отличие наблюдались в форме седел. Многие седла помимо того, что были богато украшены, имели высокие передние луки, из-за чего доспехи для защиты живота и ног всаднику уже и не требовались. Поводья могли быть самыми простыми, из обыкновенных сырых пеньковых веревок, но при этом их обшивали различными лентами той же расцветки, что и конская попона. Если во время боя удила рвались, то всадник управлял лошадью при помощи копья.


Налобник с защитными наглазниками. (Императорская охотничья и оружейная палата Вены)

Лошади покрывались двухслойными попонами из кожи, первый слой, и полотняной ткани – второй. Морду обычно покрывал металлический налобник, причем очень часто такой налобник был «слепым», то есть не имел прорезей для глаз. В тех же случаях, если таковые имелись, их защищали выпуклыми наглазниками. Интересно, что самое раннее изображение такого слепого налобника относится к 1367 году.


Седло ок. 1570 – 1580 гг. Вес 10 кг. Милан. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Седло и стремена из Дрезденской оружейной палаты. Как видите, передняя лука у этого седла, кстати, как и задняя, усилена металлическими пластинами с гравировкой и чернением. Понятно, что это красиво, но такая пластина являлась и хорошей дополнительной защитой для всадника.


А вот об этом седле известно, что его изготовил известный немецкий оружейник Антон Пеффенхаузер из Аугсбурга после 1591 года. (Оружейная палата Дрездена)

Ну, а теперь давайте попробуем углубиться в турнирную науку еще больше и рассмотрим разные виды одного и того же турнирного боя, а также характерные особенности доспехов, которые для них предназначались. Тот же гештех, например, имел целый ряд интересных разновидностей – ну, как, например, хоккей делится на хоккей с шайбой, с мячом и хоккей на траве. Вот так же появились так называемый гештех «высоких седел», «общенемецкий гештех» и, наконец, «гештех закованных в броню».


Еще одно седло работы Пеффенхаузера. (Оружейная палата Дрездена)

Вот, например, турнир «высоких седел». Уже одно это название говорит о том, что всадник должен был сидеть в высоком седле, вроде того, что применялось и в поединках на булавах. Деревянные передние луки при этом не только защищали ноги всадника спереди, но и закрывали ему живот до самой груди. Седло как бы охватывало всадника, так что выпасть из него он не мог. Однако сражались в нем на копьях, а не на булавах, при этом нужно было сломать свое копье о щит противника. Это был наиболее безопасный вариант турнирного поединка, поскольку упасть с коня всадник не мог.


Участники «полевого турнира» в так называемых «саксонских турнирных доспехах». От всех прочих они отличались простой полировкой и отсутствием украшений, а также характерным креплением шлема салад к спинке кирасы. (Оружейная палата Дрездена)

Напротив, в «общенемецком гештехе» седло было устроено таким образом, что не имело задней луки вообще. Нужно было ударить копьем в тарч противника так, чтобы он вылетел из седла. Ноги рыцаря в этом случае были незащищены, а вот у лошади на груди укреплялся огромный нагрудник из грубого полотна, набитый соломой. Зачем это было необходимо? А вот зачем: разделительного барьера эти поединки не предусматривали, поэтому столкновение двух лошадей «лоб в лоб» могло иметь самые катастрофические последствия.


Рыцарь в «саксонских турнирных доспехах» (Оружейная палата Дрездена)

Гештех «закованных в броню» от предыдущих видов состязаний отличался только тем, что ноги всадников были, как и раньше, прикрыты металлом, то есть он был ближе к «старым добрым временам» чем два предыдущих.

Более безопасным во всех отношениях был итальянский гештех с барьером. Поэтому, кстати, глухие налобники в этом случае и не применялись, а использовались с решетчатыми либо «дырчатыми» выпуклыми наглазниками.

Столь же разнообразными были и разновидности реннена…

Продолжение следует…
Автор: В.О.Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 13 ноября 2017 07:35
    Тогда рыцарские турниры, сейчас "танчики"..Всё течет всё меняется, прогресс не стоит на месте..
    1. Curious 13 ноября 2017 09:29
      В отличие от рыцарских турниров в "танчиках" самое опасное - геморрой.
      1. kalibr 13 ноября 2017 09:32
        Да уж, застой крови после езды верхом в энных местах никому не грозит!
        1. Weyland 15 ноября 2017 01:20
          Цитата: kalibr
          Да уж, застой крови после езды верхом в энных местах никому не грозит!

          А кочевники-то и не знали... К Вашему сведению, геморрой был самым обычным заболеванием не только офисного планктона", а у всех кочевников, по много часов в день проводивших в седле!
      2. parusnik 13 ноября 2017 09:34
        good Гемморой, как раны полученные в виртуальном турнире... smile
  2. XII легион 13 ноября 2017 07:49
    Готический доспех - классика жанра применительно к рыцарскому вооружению.
    Также как и труды автора - классика жанра, говоря о тематике.
    Наглядно и интересно - как в целом, так и в деталях.
    Спасибо!
    1. kalibr 13 ноября 2017 09:02
      Свои первые доспехи я сделал после просмотра фильма "Странствия Одессея" (1959 год). Еще с клеем не умел работать! Вырезал детали из плотной бумаги, раскрасил под бронзу карандашом, а чтобы был объем - обмазал пластилином изнутри. Скреплялось на завязках. В доспехе можно было только стоять. При ходьбе и резких движениях он разваливался на части. Потом мне бабушка сплела кольчугу, сшила сюрко,плащ, а шлем, щит и топор я уже сам сделал. Это на меня так подействовал фильм "Крестоносцы" по Сенкевичу... Прямо как чувствовал, что это моя судьба...
      1. XII легион 13 ноября 2017 10:20
        Супер!
        Точно судьба
        Вы реконструктор и реставратор.
        Когда теория переплетается с практикой - ценно вдвойне.
        Как и турниры как я понимаю выполняли несколько функций: а) боевая подготовка в условиях максимально приближенных к боевым, б) проверка боеготовности рыцарства и его вооружения, в) досуг дворянства, г) социальная функция (сближение различных категорий дворянства, синьоров с вассалами, брачные партии).
        1. kalibr 13 ноября 2017 10:51
          Да и постепенно все выродилось! НТП был и тогда. Постепенно социальная функция вытеснила боевую и это стало смертью турнира.
          1. Svarog51 14 ноября 2017 04:28
            Здравствуйте, Вячеслав hi В 84-85гг довелось побывать в Дрездене и в Оружейной палате. Что больше всего поразило, так это размеры этих доспехов. Самые крупные были примерно на меня, а я среднего роста. Причём в экспозиции были и доспехи ну совсем детского размера, даже не понятно кто их использовал.
            1. kalibr 14 ноября 2017 10:33
              А там же написано, что это ... детские доспехи. Делали их на детей с 7-8 лет и они в них ходили. Это развивало определенные группы мышц и в итоге взрослые рыцари особо-то и доспехов на себе не чувствовали!
              1. Svarog51 14 ноября 2017 11:02
                Вот житуха то была, с детских лет в бронике ходить. feel
  3. OAV09081974 13 ноября 2017 10:15
    Не пропускаю на ВО ни одной статьи Вячеслава Олеговича
    Прекрасная фактология, богатые иллюстрации, общение автора с читателями. Да это же идеальный образовательный комплекс good
    Спасибо автору за очередную статью прекрасного цикла
    И - дальнейших творческих успехов!
  4. Altona 13 ноября 2017 12:33
    Цитата: parusnik
    Тогда рыцарские турниры, сейчас "танчики"..Всё течет всё меняется, прогресс не стоит на месте..

    ------------------------------
    Скорее биатлон, нежели "танчики", который родился из гонки патрулей. Вид спорта, напрямую связанный с оружием и зрелищный.
  5. Крым26 13 ноября 2017 12:57
    Как же всё это весело гремело и громыхало, наверное!)))))

    А вот на последнем фото, на правой перчатке привинчена длинная "железяка" - что это?
    1. Микадо 13 ноября 2017 13:39
      я присоединюсь с еще вопросом - что за тип шлема на последнем фото? прорезь, как у "жабьей головы", но смущает форма и гребень. Оригинально решен вопрос с дыханием "полной грудью" - откидные пластины по бокам. hi
      Автору - спасибо! перефразируя Алексея OAV09081974 (не знаю, как по батюшке) - просвещаете нас!
      1. kalibr 13 ноября 2017 18:09
        Насчет пластины слева не знаю. Насчет шлема знаю - это вариант "жабьей головы" - саксонский шлем к саксонским же доспехам. Сзади у него была железка сложной формы в виде стального прута, которая одним концом привинчивалась к гребню шлема, как вилка, а с другой стороны - к спине кирасы. То есть подпирала шлем сзади, что давало его крепления к латам груди большую жесткость.
        1. Микадо 13 ноября 2017 18:34
          Сзади у него была железка сложной формы в виде стального прута, которая одним концом привинчивалась к гребню шлема, как вилка, а с другой стороны - к спине кирасы.

          да, интересная конструкция. А я даже подумал из-за гребня, это какой-то переходный вариант к мориону, хотя морион был никак не рыцарским шлемом (как бы, прогресс и все такое..) what
        2. Крым26 13 ноября 2017 18:44
          На ПРЕДпоследней фото (всадники) это видно.
          1. Микадо 13 ноября 2017 21:13
            да, точно, видно good а предназначение пластины на рукаве, похоже, еще стоит разгадать. "дьявол кроется в деталях". wink
            Автору - вспомнил про "жабью голову" из Полоцка. Она, да, немного "от лукавого". Крепления нет, но форма самого шлема воссоздана. Но, еще раз повторю, энтузиастам в небольшом белорусском городе (хоть и одном из трех древнейших городов Руси, возможно) стоит кланяться за их труд. good
    2. kalibr 13 ноября 2017 18:05
      Ну, Вы глазастый!!! Не могу сказать, сам вижу первый раз.
    3. kalibr 13 ноября 2017 22:16
      Нет не гремело и не громыхало! Некоторые детали имели подбой из замши. Другие так хорошо подогнаны, что звук был но... не так что-бы "самовар гремел". Я только один раз надевал такие вот доспехи.И всего на полчаса. И сначала двинуться не мог. Но когда пошел... то особого грома не услышал. Вот в Лидсе, когда аниматоры рубятся на мечах, там звон и гром стоят еще те!
  6. Какой-то Компот 13 ноября 2017 13:43
    Представляю какое удовольствие получить удар (хоть и турнирным копьем). Это раз.
    Вылететь на скорости из такого седла. Это два.
    Грохнуться на землю в железном "бронике" с ног до головы. Это три.
    Тренированные были ребята.
    Однако
    Отлично и интересно good
    Автору респект
    1. Крым26 13 ноября 2017 18:36
      А грохота сколько! А счастливых воплей толпы!! А смешное дёрганье после падения на земле!!! Женщины в обмороке, детвора в экстазе!....
      1. Какой-то Компот 13 ноября 2017 20:02
        Под таким весом наверно и не подергаешься без посторонней то помощи?)
        1. Микадо 13 ноября 2017 21:15
          А грохота сколько! А счастливых воплей толпы!! А смешное дёрганье после падения на земле!!! Женщины в обмороке, детвора в экстазе!....

          развлечений не было! вот народ валом и валил на турниры да на казни. Нет, подергаться можно. Внутри доспеха wink
  7. polpot 13 ноября 2017 20:26
    Спасибо за статью как всегда прекрасные фотографии
  8. NF68 14 ноября 2017 20:55
    [quote Тогда рыцарские турниры, сейчас "танчики"..Всё течет всё меняется, прогресс не стоит на месте..[/quote]


    И сейчас рыцарские турниры тоже проводятся.
    http://www.chaika.ru/cities/3/events/0/1205/
    Правда они больше похожи на хорошо отрежессированные постановки или шоу.
Картина дня