Military Review

About knight tournaments in detail ... (part three)

28

The pipe instigator arrogant call sends,

And the knight's trumpet sings,
Glade echoed them and the sky,
Visits lowered riders,
And the shafts are attached to the shells;
Here the horses raced, and finally
A fighter came close to the fighter.
("Palamon and Arsit")



Helmet jewelery (see photo on the left), designed for mace combat, presented in Armory ward of Dresden. As you can see, in this case they differ in helmet-mounted jewelry for tophelm helmets, primarily in that they are small in size and are attached to the very top of the helmet, where there is a metal pin for this.

By the beginning of the 15th century, a completely new form of the two riders' spear match was born in Germany, immediately gaining great popularity — rennen or “racing”. Vendalen Beheim reports that he invented the Albrecht-August bout, Margrave of Brandenburg, and he also became its popularizer. The essence of the competition was to knock an opponent out of his opponent with an accurate strike, which immediately showed the success or failure of the fight. But the main innovation of the battle was that its participants really had to jump around the lists. In the previous Geshtech contest, the horsemen immediately after the collision upset their horses and then returned to the “start” place, where they corrected the ammunition and received new spears. That is, there was a pause between the collisions. Now the riders, confronted, continued moving, changing places, new spears were handed to them “on the move”, after which they again attacked each other, and all this was happening at a fast pace. There could be several such clashes, which, of course, increased the entertainment of such a tournament.

About knight tournaments in detail ... (part three)

Gothic armor, which served as the basis for renntsoyg armor. "Armorial" Gilles da Beauvais. (National Library of France, Paris)

Accordingly, the special armor rentsoyg was created under it, borrowing its form from the gothic armor of the XV century. The helmet for this contest was a salad without a visor, but with a viewing slot. Since the helmet-mounted ornaments were uncomfortable to fasten, we confined ourselves to the feather sultan. The protective cap under the salad remained the same as that of the “toad head”. The breastplate of the breastplate, like that of the SteikhTseig armor, was supplied with a spear hook, and at the back had a spear bracket. But the cuirass was additionally screwed to her metal chin, which covered the entire lower part of the face. Hip protection served plate armor, "skirt", attached to the cuirass, was used only at the very beginning.


Breastplates with chin from armor rentsoyg. (Dresden Armory)

Renntsoyg demanded himself and a special tarcha, called renntarc. It was also made of wood and covered with leather, painted black and with iron trim on the edges. This shield tightly adjoined to the cuirass, repeating its shape and the shape of the left shoulder pad. The size of the renntarcha depended on which version of the tournament it was intended for. For “accurate” rennen and Bundrennen, he had a height from belt to neck, and in the so-called “hard” rennene - from the very middle of the thigh and to the viewing slot on the helmet. That is, it was a rather thick wooden plate, profiled under the armor of a knight. From above, the painted wood was covered with fabric with painted on it or embroidered heraldic emblems of its owner.


Sharp tips for rennen. (Dresden Armory)

The spear for horse attack in rennen also became different - it is easier for the copies used in the tournament before. It was about 380 cm long, 7 cm diameter and about 14 kg weight. But the tip was set on him sharp, not crown! True, the length of the tip was small, that is, it could not penetrate deep into the target. The shape of the protective disk on the spear shaft has also changed. Now it was a funnel-shaped flap. Moreover, its size constantly increased in such a way that, over time, it not only covered the rider’s entire right hand from shoulder to wrist, but also part of the chest.


1570 Spear Shields. Weight 1023.4 Italy. (Metropolitan Museum, New York)


Armor for armor rentsoyg. (The Imperial Hunting and Arms Chamber of Vienna)

In the XV and XVI centuries. the so-called “field tournaments” were also imitating the real battle. The rules were simple: horse knights were divided into two equal in number squad and fought at the lists, lined up in two lines. Participating in this kind of competition, the knights, as a rule, put on the same armor as the war. The difference between the tournament and the combat option was only that they were attached to the plate with the chin, which reached the viewing slot of the helmet-salad.


Grand Guard 1551. Weight 737.1 Austria, Innsbruck. (Metropolitan Museum, New York)

In addition, the tournament participant had the right to attach to his armor also other additional protective plates. For example - a solid-forged plate on the entire left shoulder of the shoulder strap along with the chin, or the grand guard. Tournament armor differed from combat, except that it had a hole for mounting screws. The rider’s armament was a traditional tournament spear, very similar to a combat lance, but only slightly shorter in length and larger in diameter, and with an elongated tip.


“Blind” horse headrest, 1490, W. Weight, 2638 (Metropolitan Museum, New York)

Naturally, horse equipment for tournaments also had its own characteristics. For example, the difference was observed in the form of saddles. Many of the saddles, besides being richly decorated, had high front bows, which made the rider no longer needed armor to protect the belly and legs. The reins could be the simplest of ordinary raw hemp ropes, but at the same time they were sheathed with different ribbons of the same color as the horse blanket. If during the battle the bit was torn, the rider controlled the horse with a spear.


Headrest with protective eye flaps. (The Imperial Hunting and Arms Chamber of Vienna)

The horses were covered with two-layer leather-skinned canvas, the first layer, and linen fabric - the second. The muzzle was usually covered with a metal headrest, and very often such a headrest was “blind”, that is, it had no slits for the eyes. In the same cases, if any, they were protected by bulging eye-flaps. Interestingly, the earliest image of such a blind forehead refers to the 1367 year.


Saddle approx. 1570 - 1580 Weight 10 kg. Milan. (Metropolitan Museum, New York).

Saddle and stirrups from the Dresden Armory. As you can see, the front bow of this saddle, by the way, like the back one, is reinforced with metal plates with engraving and blackening. It is clear that it is beautiful, but such a plate was also a good additional protection for the rider.


But this saddle is known to have been made by the famous German gunsmith Anton Peffenhauser from Augsburg after 1591 of the year. (Dresden Armory)

Well, now let's try to go deeper into the tournament science even more and consider different types of the same tournament battle, as well as the characteristic features of the armor that were intended for them. The same Geshtech, for example, had a number of interesting varieties - well, like, for example, hockey is divided into hockey, puck and hockey. So-called “high saddles” Geshtech, “General German Geshtech” and, finally, “Geshtech bound in armor” also appeared.


Another saddle by Peffenhauser. (Dresden Armory)

Here, for example, the tournament "high saddles." This name alone suggests that the rider had to sit in a high saddle, like that used in battles. Wooden front bows at the same time not only protected the rider's legs from the front, but also covered his stomach to his chest. The saddle seemed to embrace the rider, so that he could not fall out of it. However, they fought in it on spears, not on maces, while it was necessary to break their spear on the enemy's shield. It was the safest variant of the tournament duel, as the rider could not fall from his horse.


Participants in the "field tournament" in the so-called "Saxon tournament armor." They differed from all the others by simple polishing and the absence of decorations, as well as by the characteristic fastening of the helmet to the back of the cuirass. (Dresden Armory)

On the contrary, in the “General German Geshtech” the saddle was designed in such a way that it had no back bows at all. It was necessary to strike the enemy with a spear so that he flew out of the saddle. In this case, the knight's legs were unprotected, while the horse had a huge breastplate made of coarse linen, filled with straw. Why was this necessary? But why: these fights did not provide for a separation barrier, so a two-head-to-head collision could have the most disastrous consequences.


Knight in "Saxon tournament armor" (Dresden Armory)

Geshteh "clad in armor" from the previous types of competitions differed only in that the riders' legs were, as before, covered with metal, that is, it was closer to the "good old times" than the two previous ones.

Italian geshtech with a barrier was safer in all respects. Therefore, by the way, in this case deaf headbands were not used, but were used with lattice or “perforated” convex eye flaps.

The varieties of rennen were just as varied ...

To be continued ...
Author:
28 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 13 November 2017 07: 35 New
    11
    Then knightly tournaments, now “tanks” .. Everything flows, everything changes, progress does not stand still ..
    1. Curious
      Curious 13 November 2017 09: 29 New
      11
      Unlike knightly tournaments in "tanks" the most dangerous is hemorrhoids.
      1. kalibr
        13 November 2017 09: 32 New
        11
        Yes, stagnation of blood after riding in nth places does not threaten anyone!
        1. Weyland
          Weyland 15 November 2017 01: 20 New
          0
          Quote: kalibr
          Yes, stagnation of blood after riding in nth places does not threaten anyone!

          But the nomads didn’t know ... For your information, hemorrhoids was the most common disease not only in office plankton, "but in all nomads who spent many hours a day in the saddle!
      2. parusnik
        parusnik 13 November 2017 09: 34 New
        10
        good Hemorrhoids, like wounds received in a virtual tournament ... smile
  2. XII Legion
    XII Legion 13 November 2017 07: 49 New
    19
    Gothic armor is a classic of the genre as applied to knight armament.
    As well as the works of the author - a classic of the genre, speaking about the subject.
    Visually and interestingly - both in general and in detail.
    Thank you!
    1. kalibr
      13 November 2017 09: 02 New
      13
      I made my first armor after watching the film "Wanderings of Odessa" (1959). I did not know how to work with glue! I cut out parts from thick paper, painted under bronze with a pencil, and so that there was volume, I coated it with plasticine from the inside. It was fastened on ties. In armor one could only stand. When walking and jerking, he fell apart. Then my grandmother wove chain mail, I sewed a raincoat, and I made the helmet, shield and ax myself. This is how the Crusaders film according to Senkevich acted on me ... Just as I felt it was my fate ...
      1. XII Legion
        XII Legion 13 November 2017 10: 20 New
        16
        Super!
        Exactly fate
        You are a reconstructor and restorer.
        When theory is intertwined with practice, it is doubly valuable.
        Like tournaments, as I understand it, they performed several functions: a) combat training in conditions as close as possible to combat, b) verification of the combat readiness of chivalry and its weapons, c) leisure of the nobility, d) social function (rapprochement of various categories of nobility, lords with vassals, marriage party).
        1. kalibr
          13 November 2017 10: 51 New
          12
          And gradually everything degenerated! NTP was then. Gradually, the social function replaced the combat function and this became the death of the tournament.
          1. Svarog51
            Svarog51 14 November 2017 04: 28 New
            +4
            Hello, Vyacheslav hi In 84-85 he happened to visit Dresden and the Armory. What struck me the most was the size of these armor. The largest were about me, and I’m of medium height. Moreover, the exposition also had armor of a very childish size, it is not even clear who used them.
            1. kalibr
              14 November 2017 10: 33 New
              +1
              And there it says that this is ... children's armor. They made them for children from 7-8 years old and they went to them. This developed certain muscle groups and as a result, adult knights did not feel any special armor!
              1. Svarog51
                Svarog51 14 November 2017 11: 02 New
                +2
                Here it was a life, from childhood to walk in the bronze. repeat
  3. OAV09081974
    OAV09081974 13 November 2017 10: 15 New
    20
    I do not miss a single article by Vyacheslav Olegovich
    Excellent factology, rich illustrations, the author's communication with readers. Yes, it's an ideal educational complex. good
    Thanks to the author for another article in a beautiful cycle.
    And - further creative success!
  4. Altona
    Altona 13 November 2017 12: 33 New
    +2
    Quote: parusnik
    Then knightly tournaments, now “tanks” .. Everything flows, everything changes, progress does not stand still ..

    ------------------------------
    Rather than biathlon, rather than “tanks”, which was born from a race of patrols. A sport directly related to weapons and spectacular.
  5. Crimea26
    Crimea26 13 November 2017 12: 57 New
    +3
    How all this fun rattled and rumbled, probably!)))))

    But in the last photo, a long piece of iron is screwed on the right glove - what is it?
    1. Mikado
      Mikado 13 November 2017 13: 39 New
      +8
      I will join with another question - what kind of helmet in the last photo? slot, like a "toad's head", but the shape and comb are embarrassing. The issue of breathing "full breasts" was originally resolved - folding plates on the sides. hi
      Thanks to the author! paraphrasing Alexei OAV09081974 (I don’t know how for the priest) - enlighten us!
      1. kalibr
        13 November 2017 18: 09 New
        +9
        I don’t know about the plate on the left. As for the helmet, I know - this is a variant of the “toad's head” - the Saxon helmet for Saxon armor. At the back he had a piece of iron of complex shape in the form of a steel rod, which at one end was screwed to the crest of the helmet like a fork, and on the other hand, to the back of the cuirass. That is, the helmet was propped up from behind, which gave its attachment to the armor of the chest great rigidity.
        1. Mikado
          Mikado 13 November 2017 18: 34 New
          +4
          At the back he had a piece of iron of complex shape in the form of a steel rod, which at one end was screwed to the crest of the helmet like a fork, and on the other hand, to the back of the cuirass.

          Yes, an interesting design. And I even thought because of the crest, this is some kind of transitional option to Morion, although Morion was in no way a knight's helmet (as it were, progress and all that ..) what
        2. Crimea26
          Crimea26 13 November 2017 18: 44 New
          +2
          In the penultimate photo (riders) this is visible.
          1. Mikado
            Mikado 13 November 2017 21: 13 New
            +4
            yes, exactly good and the purpose of the plate on the sleeve, it seems, is still worth solving. "the devil is in the details." wink
            To the author - I remembered about the "toad's head" from Polotsk. She, yes, a little "from the evil one." There is no mount, but the shape of the helmet itself is recreated. But, I repeat again, enthusiasts in a small Belarusian city (although one of the three most ancient cities of Russia, perhaps) should bow to their work. good
    2. kalibr
      13 November 2017 18: 05 New
      +5
      Well, you are big-eyed !!! I can’t say, I myself see the first time.
    3. kalibr
      13 November 2017 22: 16 New
      +2
      No, it did not rattle or rattle! Some details had a suede boot. Others fit so well that the sound was but ... not so much that the "samovar rattled." I only wore such armor once, and only for half an hour. And at first he could not move. But when he went ... he did not hear much thunder. Here in Leeds, when the animators are chopping on swords, there are still ringing and thunder!
  6. Some kind of compote
    Some kind of compote 13 November 2017 13: 43 New
    21
    I can imagine the pleasure of getting hit (albeit with a tournament spear). This time.
    Fly at speed from such a saddle. These are two.
    Crashing to the ground in an iron "armor" from head to toe. These are three.
    Trained were the guys.
    But
    Great and interesting good
    Respect for the author
    1. Crimea26
      Crimea26 13 November 2017 18: 36 New
      +3
      And how much roar! And the happy cries of the crowd !! A funny jerking after falling to the ground !!! Women in a swoon, kids in ecstasy! ....
      1. Some kind of compote
        Some kind of compote 13 November 2017 20: 02 New
        19
        Under this weight, you probably can’t pull without help then?)
        1. Mikado
          Mikado 13 November 2017 21: 15 New
          +6
          And how much roar! And the happy cries of the crowd !! A funny jerking after falling to the ground !!! Women in a swoon, kids in ecstasy! ....

          there was no entertainment! here are the people in a roll and fell on tournaments and on executions. No, you can twitch. Inside the armor wink
  7. polpot
    polpot 13 November 2017 20: 26 New
    +8
    Thanks for the article as always beautiful photos
  8. NF68
    NF68 14 November 2017 20: 55 New
    +1
    [quote Then knightly tournaments, now "tanchiki" .. Everything flows, everything changes, progress does not stand still .. [/ quote]


    And now knightly tournaments are also held.
    http://www.chaika.ru/cities/3/events/0/1205/
    True, they are more like well-choreographed productions or shows.

О рыцарских турнирах в подробностях… (часть третья)


Труба зачинщика надменный вызов шлет,
И рыцаря труба в ответ поет,
Поляна вторит им и небосвод,
Забрала опустили седоки,
И к панцирям прикреплены древки;

Вот кони понеслись, и наконец
С бойцом вплотную съехался боец.
(«Паламон и Арсит»)



Нашлемные украшения (см. на фото слева), предназначенного для боя на булавах, представленные в Оружейной палате Дрездена. Как видите, в этом случае они отличаются он нашлемных украшений для шлемов топхельм, прежде всего тем, что невелики по размерам и крепятся на самую макушку шлема, где для этого имеется металлический штырь.

К началу XV века в Германии родилась совершенно новая форма копейного поединка двух всадников, сразу же завоевавшая большую популярность, — реннен или «скачки». Вендален Бехайм сообщает, что придумал поединок Альбрехт-Август, маркграф Бранденбургский и он же стал его популяризатором. Суть состязания состояла в том, чтобы точным ударом сбить со своего противника тарч, что сразу показывало успех либо неуспех схватки. Но главной новацией боя являлось то, что его участникам действительно приходилось поскакать по ристалищу. В прежнем состязании гештех всадники сразу после сшибки осаживали своих коней и затем возвращались к месту «старта», где поправляли амуницию и получали новые копья. То есть между столкновениями была пауза. Теперь всадники, столкнувшись, продолжали движение, менялись местами, новые копья им вручались «на ходу», после чего они опять атаковали друг друга, причем все это происходило в быстром темпе. Таких столкновений могло быть при этом несколько, что, разумеется, повышало зрелищность такого турнира.

О рыцарских турнирах в подробностях… (часть третья)

Готические доспехи, послужившие основой для доспеха реннцойг. «Гербовник» Жиля да Бове. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Соответственно под него был создан и специальный доспех реннцойг, заимствовавший свою форму от готических доспехов XV века. Шлемом для этого состязания являлся салад без забрала, но имевший смотровую щель. Поскольку на саладе нашлемные украшения закреплять было неудобно, ограничились султаном из перьев. Защитный колпак под салад остался таким же, как и у «жабья голова». Нагрудник кирасы, как и у доспеха штейхцойг, снабжался копейным крюком, а сзади имел кронштейн для копья. Зато кираса получила дополнительно привинчивающийся к ней металлический подбородник, который закрывал всю нижнюю часть лица. Защитой бедер служили пластинчатые доспехи, «юбка», приделанная к кирасе, использовалась лишь в самом начале.


Кирасы с подбородником от доспехов реннцойг. (Оружейная палата Дрездена)

Реннцойг потребовал себе и специального тарча, получившего название реннтарч. Он также изготовлялся из дерева и обтягивался кожей, окрашенной в черный цвет и с железными оковками по краям. Щит этот плотно прилегал к кирасе, повторяя ее форму и форму левого наплечника. Размеры реннтарча зависели от того, для какой разновидности турнира этот тарч предназначался. Для «точного» реннена и бундреннена он имел высоту от пояса до шеи, а в так называемом «жестком» реннене — от самой середины бедра и до смотровой щели на шлеме. То есть это была достаточно толстая деревянная пластина, профилированная под доспех рыцаря. Сверху крашеное дерево обтягивали тканью с нарисованными на ней либо вышитыми геральдическими эмблемами его владельца.


Острые наконечники для реннена. (Оружейная палата Дрездена)

Копье для конной атаки в реннене также стало другим – легче копий, применяемых на турнире до этого. Длину оно имело около 380 см, диаметр 7 см и вес около 14 кг. А вот наконечник на него поставили острый, а не корончатый! Правда, длина острия была небольшой, то есть глубоко в цель он проникнуть не мог. Изменилась и форма защитного диска на древке копья. Теперь это был щиток в форме воронки. Причем размеры его все время увеличивались так, что со временем он не только прикрывал всю правую руку всадника от плеча до запястья, но также и часть груди.


Копейные щитки 1570 г. Вес 1023.4 г. Италия. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Копейный щиток для доспеха реннцойг. (Императорская охотничья и оружейная палата Вены)

В XV и XVI вв. проводились и так называемые «полевые турниры», имитирующие настоящее сражение. Правила были простые: конные рыцари делились на два равных по численности отряда и сражались на ристалище, выстроившись в две линии. Участвуя в этом виде состязаний, рыцари, как правило, надевали те же самые доспехи, что и на войну. Разница между турнирным и боевым вариантом заключалась лишь в том, что на них прикреплялись пластины с подбородниками, которые доходили до самой смотровой щели шлема-салада.


Гран-гарда 1551 г. Вес 737.1 г. Австрия, Инсбрук. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Кроме этого, участник турнира имел право прикрепить к своему доспеху еще и другие дополнительные защитные пластины. Например – цельнокованую пластину на все левое плечо наплечника заодно с подбородником, или гран-гарду. Турнирный доспех от боевого внешне отличался разве что наличием отверстия для крепежных винтов. Вооружением всадника служило традиционное турнирное копье, очень похожее на боевое, но только лишь несколько короче длиной и больше диаметром, и с наконечником, имеющим удлиненную форму.


«Слепой» конский налобник 1490 г. Вес 2638 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Естественно, что конское снаряжение для турниров также имело свои особенности. Например, отличие наблюдались в форме седел. Многие седла помимо того, что были богато украшены, имели высокие передние луки, из-за чего доспехи для защиты живота и ног всаднику уже и не требовались. Поводья могли быть самыми простыми, из обыкновенных сырых пеньковых веревок, но при этом их обшивали различными лентами той же расцветки, что и конская попона. Если во время боя удила рвались, то всадник управлял лошадью при помощи копья.


Налобник с защитными наглазниками. (Императорская охотничья и оружейная палата Вены)

Лошади покрывались двухслойными попонами из кожи, первый слой, и полотняной ткани – второй. Морду обычно покрывал металлический налобник, причем очень часто такой налобник был «слепым», то есть не имел прорезей для глаз. В тех же случаях, если таковые имелись, их защищали выпуклыми наглазниками. Интересно, что самое раннее изображение такого слепого налобника относится к 1367 году.


Седло ок. 1570 – 1580 гг. Вес 10 кг. Милан. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Седло и стремена из Дрезденской оружейной палаты. Как видите, передняя лука у этого седла, кстати, как и задняя, усилена металлическими пластинами с гравировкой и чернением. Понятно, что это красиво, но такая пластина являлась и хорошей дополнительной защитой для всадника.


А вот об этом седле известно, что его изготовил известный немецкий оружейник Антон Пеффенхаузер из Аугсбурга после 1591 года. (Оружейная палата Дрездена)

Ну, а теперь давайте попробуем углубиться в турнирную науку еще больше и рассмотрим разные виды одного и того же турнирного боя, а также характерные особенности доспехов, которые для них предназначались. Тот же гештех, например, имел целый ряд интересных разновидностей – ну, как, например, хоккей делится на хоккей с шайбой, с мячом и хоккей на траве. Вот так же появились так называемый гештех «высоких седел», «общенемецкий гештех» и, наконец, «гештех закованных в броню».


Еще одно седло работы Пеффенхаузера. (Оружейная палата Дрездена)

Вот, например, турнир «высоких седел». Уже одно это название говорит о том, что всадник должен был сидеть в высоком седле, вроде того, что применялось и в поединках на булавах. Деревянные передние луки при этом не только защищали ноги всадника спереди, но и закрывали ему живот до самой груди. Седло как бы охватывало всадника, так что выпасть из него он не мог. Однако сражались в нем на копьях, а не на булавах, при этом нужно было сломать свое копье о щит противника. Это был наиболее безопасный вариант турнирного поединка, поскольку упасть с коня всадник не мог.


Участники «полевого турнира» в так называемых «саксонских турнирных доспехах». От всех прочих они отличались простой полировкой и отсутствием украшений, а также характерным креплением шлема салад к спинке кирасы. (Оружейная палата Дрездена)

Напротив, в «общенемецком гештехе» седло было устроено таким образом, что не имело задней луки вообще. Нужно было ударить копьем в тарч противника так, чтобы он вылетел из седла. Ноги рыцаря в этом случае были незащищены, а вот у лошади на груди укреплялся огромный нагрудник из грубого полотна, набитый соломой. Зачем это было необходимо? А вот зачем: разделительного барьера эти поединки не предусматривали, поэтому столкновение двух лошадей «лоб в лоб» могло иметь самые катастрофические последствия.


Рыцарь в «саксонских турнирных доспехах» (Оружейная палата Дрездена)

Гештех «закованных в броню» от предыдущих видов состязаний отличался только тем, что ноги всадников были, как и раньше, прикрыты металлом, то есть он был ближе к «старым добрым временам» чем два предыдущих.

Более безопасным во всех отношениях был итальянский гештех с барьером. Поэтому, кстати, глухие налобники в этом случае и не применялись, а использовались с решетчатыми либо «дырчатыми» выпуклыми наглазниками.

Столь же разнообразными были и разновидности реннена…

Продолжение следует…
Автор: В.О.Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 13 ноября 2017 07:35
    Тогда рыцарские турниры, сейчас "танчики"..Всё течет всё меняется, прогресс не стоит на месте..
    1. Curious 13 ноября 2017 09:29
      В отличие от рыцарских турниров в "танчиках" самое опасное - геморрой.
      1. kalibr 13 ноября 2017 09:32
        Да уж, застой крови после езды верхом в энных местах никому не грозит!
        1. Weyland 15 ноября 2017 01:20
          Цитата: kalibr
          Да уж, застой крови после езды верхом в энных местах никому не грозит!

          А кочевники-то и не знали... К Вашему сведению, геморрой был самым обычным заболеванием не только офисного планктона", а у всех кочевников, по много часов в день проводивших в седле!
      2. parusnik 13 ноября 2017 09:34
        good Гемморой, как раны полученные в виртуальном турнире... smile
  2. XII легион 13 ноября 2017 07:49
    Готический доспех - классика жанра применительно к рыцарскому вооружению.
    Также как и труды автора - классика жанра, говоря о тематике.
    Наглядно и интересно - как в целом, так и в деталях.
    Спасибо!
    1. kalibr 13 ноября 2017 09:02
      Свои первые доспехи я сделал после просмотра фильма "Странствия Одессея" (1959 год). Еще с клеем не умел работать! Вырезал детали из плотной бумаги, раскрасил под бронзу карандашом, а чтобы был объем - обмазал пластилином изнутри. Скреплялось на завязках. В доспехе можно было только стоять. При ходьбе и резких движениях он разваливался на части. Потом мне бабушка сплела кольчугу, сшила сюрко,плащ, а шлем, щит и топор я уже сам сделал. Это на меня так подействовал фильм "Крестоносцы" по Сенкевичу... Прямо как чувствовал, что это моя судьба...
      1. XII легион 13 ноября 2017 10:20
        Супер!
        Точно судьба
        Вы реконструктор и реставратор.
        Когда теория переплетается с практикой - ценно вдвойне.
        Как и турниры как я понимаю выполняли несколько функций: а) боевая подготовка в условиях максимально приближенных к боевым, б) проверка боеготовности рыцарства и его вооружения, в) досуг дворянства, г) социальная функция (сближение различных категорий дворянства, синьоров с вассалами, брачные партии).
        1. kalibr 13 ноября 2017 10:51
          Да и постепенно все выродилось! НТП был и тогда. Постепенно социальная функция вытеснила боевую и это стало смертью турнира.
          1. Svarog51 14 ноября 2017 04:28
            Здравствуйте, Вячеслав hi В 84-85гг довелось побывать в Дрездене и в Оружейной палате. Что больше всего поразило, так это размеры этих доспехов. Самые крупные были примерно на меня, а я среднего роста. Причём в экспозиции были и доспехи ну совсем детского размера, даже не понятно кто их использовал.
            1. kalibr 14 ноября 2017 10:33
              А там же написано, что это ... детские доспехи. Делали их на детей с 7-8 лет и они в них ходили. Это развивало определенные группы мышц и в итоге взрослые рыцари особо-то и доспехов на себе не чувствовали!
              1. Svarog51 14 ноября 2017 11:02
                Вот житуха то была, с детских лет в бронике ходить. feel
  3. OAV09081974 13 ноября 2017 10:15
    Не пропускаю на ВО ни одной статьи Вячеслава Олеговича
    Прекрасная фактология, богатые иллюстрации, общение автора с читателями. Да это же идеальный образовательный комплекс good
    Спасибо автору за очередную статью прекрасного цикла
    И - дальнейших творческих успехов!
  4. Altona 13 ноября 2017 12:33
    Цитата: parusnik
    Тогда рыцарские турниры, сейчас "танчики"..Всё течет всё меняется, прогресс не стоит на месте..

    ------------------------------
    Скорее биатлон, нежели "танчики", который родился из гонки патрулей. Вид спорта, напрямую связанный с оружием и зрелищный.
  5. Крым26 13 ноября 2017 12:57
    Как же всё это весело гремело и громыхало, наверное!)))))

    А вот на последнем фото, на правой перчатке привинчена длинная "железяка" - что это?
    1. Микадо 13 ноября 2017 13:39
      я присоединюсь с еще вопросом - что за тип шлема на последнем фото? прорезь, как у "жабьей головы", но смущает форма и гребень. Оригинально решен вопрос с дыханием "полной грудью" - откидные пластины по бокам. hi
      Автору - спасибо! перефразируя Алексея OAV09081974 (не знаю, как по батюшке) - просвещаете нас!
      1. kalibr 13 ноября 2017 18:09
        Насчет пластины слева не знаю. Насчет шлема знаю - это вариант "жабьей головы" - саксонский шлем к саксонским же доспехам. Сзади у него была железка сложной формы в виде стального прута, которая одним концом привинчивалась к гребню шлема, как вилка, а с другой стороны - к спине кирасы. То есть подпирала шлем сзади, что давало его крепления к латам груди большую жесткость.
        1. Микадо 13 ноября 2017 18:34
          Сзади у него была железка сложной формы в виде стального прута, которая одним концом привинчивалась к гребню шлема, как вилка, а с другой стороны - к спине кирасы.

          да, интересная конструкция. А я даже подумал из-за гребня, это какой-то переходный вариант к мориону, хотя морион был никак не рыцарским шлемом (как бы, прогресс и все такое..) what
        2. Крым26 13 ноября 2017 18:44
          На ПРЕДпоследней фото (всадники) это видно.
          1. Микадо 13 ноября 2017 21:13
            да, точно, видно good а предназначение пластины на рукаве, похоже, еще стоит разгадать. "дьявол кроется в деталях". wink
            Автору - вспомнил про "жабью голову" из Полоцка. Она, да, немного "от лукавого". Крепления нет, но форма самого шлема воссоздана. Но, еще раз повторю, энтузиастам в небольшом белорусском городе (хоть и одном из трех древнейших городов Руси, возможно) стоит кланяться за их труд. good
    2. kalibr 13 ноября 2017 18:05
      Ну, Вы глазастый!!! Не могу сказать, сам вижу первый раз.
    3. kalibr 13 ноября 2017 22:16
      Нет не гремело и не громыхало! Некоторые детали имели подбой из замши. Другие так хорошо подогнаны, что звук был но... не так что-бы "самовар гремел". Я только один раз надевал такие вот доспехи.И всего на полчаса. И сначала двинуться не мог. Но когда пошел... то особого грома не услышал. Вот в Лидсе, когда аниматоры рубятся на мечах, там звон и гром стоят еще те!
  6. Какой-то Компот 13 ноября 2017 13:43
    Представляю какое удовольствие получить удар (хоть и турнирным копьем). Это раз.
    Вылететь на скорости из такого седла. Это два.
    Грохнуться на землю в железном "бронике" с ног до головы. Это три.
    Тренированные были ребята.
    Однако
    Отлично и интересно good
    Автору респект
    1. Крым26 13 ноября 2017 18:36
      А грохота сколько! А счастливых воплей толпы!! А смешное дёрганье после падения на земле!!! Женщины в обмороке, детвора в экстазе!....
      1. Какой-то Компот 13 ноября 2017 20:02
        Под таким весом наверно и не подергаешься без посторонней то помощи?)
        1. Микадо 13 ноября 2017 21:15
          А грохота сколько! А счастливых воплей толпы!! А смешное дёрганье после падения на земле!!! Женщины в обмороке, детвора в экстазе!....

          развлечений не было! вот народ валом и валил на турниры да на казни. Нет, подергаться можно. Внутри доспеха wink
  7. polpot 13 ноября 2017 20:26
    Спасибо за статью как всегда прекрасные фотографии
  8. NF68 14 ноября 2017 20:55
    [quote Тогда рыцарские турниры, сейчас "танчики"..Всё течет всё меняется, прогресс не стоит на месте..[/quote]


    И сейчас рыцарские турниры тоже проводятся.
    http://www.chaika.ru/cities/3/events/0/1205/
    Правда они больше похожи на хорошо отрежессированные постановки или шоу.
Картина дня